Сказка терапия в детском саду конспекты. Конспект занятия по сказкотерапии «Волшебная страна чувств

Занятие по сказкотерапии «Колокольчики»

Цель: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда. Заключительный этап. Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков.

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

    помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.

    тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

    развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

    Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

    Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?

    Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?

    Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

    Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

    Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

    Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

    Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

    Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

    В чем состояла их роль и значение в этих сказках?

    Как вы можете охарактеризовать эти существа?

    Какими качествами они обладают?

    Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?

    Как вы справились с этими трудностями?

    Какие чувства испытываете сейчас?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Литература:

    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

    Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

    Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Корсунская Наталья Николаевна;
- Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 27 «Дюймовочка»
Арсеньевского городского округа;

Занятие с использованием сказкотерапии в старшей группе "Я и другие"

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель:

Закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки;

Способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе;

Формировать у детей умение выражать собственное мнение;

Развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, -элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа : коммуникативные игры, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.

Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, камешки, солнышко большое и маленькие по количеству детей, картинки цветов (роза и ромашка).

Ход занятия:

Здравствуйте, я рада вас видеть. Хочу сегодня поздороваться с вами необычным способом, а игра так и называется "Давайте поздороваемся".

Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: способствовать продолжению знакомства, создавать психологически непринужденную атмосферу
В начале упражнения вспоминают разные способы приветствия, реально существующие и шуточные. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, ушками, щекой, лбом, пятками, придумать собственный необычный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться.

Давайте, в качестве приветствия, подарим улыбки друг другу и нашим гостям. И прошу присесть вас на стулья (или подушечки на ковре).

Ребята, обратите внимание на доску и скажите чье изображение вы видите? (изображение цветка розы и ромашки)

Сейчас я хочу рассказать вам удивительную сказку об этих цветах.

Сказка «Роза и Ромашка» . (Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души.- М.: Академический проект, 2010.)

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

Обсуждение сказки.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

(прекрасная, ухоженная, нежная с бархатными лепестками)

2. Что значит фраза которую сказал Малыш ромашке: «все цветы хороши по-своему» ?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер.

Физминутка (Дети встают в круг)

Игра «Дотронься до... »

Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета (цвета на одежде детей). Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

(Дети садятся на стулья)

Понравилась игра? У каждого из вас в одежде нашелся цвет который я называла?

Правильно, ведь мы разные и одежда у нас разная, и внешне не похожи друг на друга - это называется внешние отличия. Люди отличаются еще и внутренними качествами, т.е. характером или своей особенностью, например:

Умением хорошо рисовать;

Петь, танцевать, бегать;

Помогать близким;

Быть добрым;

Предлагаю поиграть в игру для которой я приготовила камешки.

Коммуникативная игра «Подари камешек»

Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.

Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки).

Что можно сделать с солнышком?

(Ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо. Привязать ниточку - будет игрушка для котенка или медальон. Сделать аппликацию»).

Коллективная работа детей "Солнышко"

Посмотрите какие у нас получились солнышки они похожи друг на друга, но и отличаются чем-то.

Итог:

Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

План

1. Организационный момент - упражнение «Давайте поздороваемся».
2. Чтение сказки «Роза и Ромашка» .
3. Обсуждение сказки.
4. Физминутка - Игра «Дотронься до... » .
5. Коммуникативная игра «Подари камешек».
6. Релаксационная игра: «На полянке».
7. Коллективная работа детей "Солнышко".
8. Итог(вывод).

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Марина Столярова
Конспект занятия педагога-психолога с использованием метода «Сказкотерапия»

Цель занятия : гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Развитие фантазии и воображения.

Развитие умения выражать свои мысли.

Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

Развитие эмпатии.

Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

Упособствовать повышению у детей уверенности в себе.

Улучшение самочувствия и настроения.

Совершенствовать навыки совместной работы детей.

Развитие творческих способностей.

Оборудование : разноцветные камешки, песочный световой стол, бумажные цветы, лампа светодиодная, музыкальное сопровождение, конспект со сказкой .

Ход занятия:

Приветствие.

«Поздороваемся разными частями тела»

Упражнение 1.

«Поменяйтесь местами те, кто» . Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто : носит брюки, любит яблоки, умеет играть в куклы, любит соленое, кто добрый, кто смелый, кто скромный и т. д.

(Беседа о том что все мы любим разное и все мы разные.)

Подвождка к сказке !

Упражнение 2. Чтение сказки .

Роза и ромашка.

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,- думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте» ,- не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал : «Какой красивый цветок!» . Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считаласебя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения.

Ребята, вы послушали сказку , как вы думаете о чем она?

Почему ромашка с с восхищение смотрела на розу?

Как она чувствовала себя когда думала, что роза красивее нее?

А на самом деле ромашка была красивая или нет?

Детки, а с вами когда-нибудь такое случалось, когда вам казалось, что например у ваших друзей что то лучше чем у вас, красивее, или кто то лучше что то сделал чем вы?

Кто добавит ребята, есть еще у кого что-то сказать ?

Что значит «все цветы хороши по-своему» ?

Можно ли эту фразу сказать про людей ?

ЧТО МЫ СЕЙЧАС ОБСУЖДАЛИ, РЕБЯТА, ЧТО ВЫ ПОНЯЛИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ?

ВЫВОД! Все люди разные и все мы любим разное, кому то нравится спорт, кому то пение, кто то любит сладкое, кто то соленое, кто то любит больше красный цвет, кто-то желтый, кто-то любит тишину и покой, а кому то нужно постоянное движение, суматоха и шум, и все мы, несмотря на то, что разные - мы все по своему хорошие.

Упражнение 3. «Комплименты» .

Ребята, ромашка поняла в конце сказки , что она прекрасная и необычная, а я предлагаю вам тоже понять сегодня, что в вас есть самого хорошего и необычного, что отличает вас от других!

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, о том что такое комплименты. Комплименты - это приятные любезные слова. Сейчас я открою волшебную коробочку, в ней лежат необычные камешки, каждый кто берет их в руки становится очень добрым и он хочет говорить приятные слова своим друзьям! когда вы выберите себе по одному камешку, повернитесь по очереди к соседу справа и со словами : - «я дарю тебе этот камешек, потому что ты лучше всего умеешь….»

Упражнение 4. Клеевой дождь».

Ребята, а вы любите в теплую теплую погоду летом гулять под теплым дождем?

А как вы думаете, ромашке понравилось бы, чтобы теплый дождик позаботился о ней и полил ее?

Представим, что мы оказались с вами в той самой сказке , на той самой полянке!

Включается музыка и светодиодная лампа, выключается свет!

И пошел теплый летний дождь! Попрыгаем под дождем, потрогаем его капли!

Смотрите, детки, на полянке расцвели красивые цветы! Потрогайте их, понюхайте, как они пахнут?

Дождик прошел, но этот дождь был необычный а клеевой, и он нас склеил!

Детки, садятся снова в круг на полу.

Упражнение 5.

Ребята, пока мы с вами обменивались добротой, мы с вами продолжили путешествие по сказке ! Смотрите, в нашей коробке произошло волшебство! Камни превратились в лепестки!

Сейчас я вас познакомлю с песочным столом! Подойдите к нему, посмотрите на него! Пощупайте песок, какой он на ощупь? Он рассыпчатый или твердый? Попробуйте набрать песка в ладонь и медленно посыпьте его на стекло! На этом столе можно рисовать, играть!

А сейчас вернемся к нашей сказке ! Дети как вы помните, ромашка была красивая или нет? Я вам предлагаю, каждому из вас, не торопясь, взять по пять лепесков из коробки, и представив, что стол это полянка, сделать из этих лепестков по своему цветку! Красивому и доброму!

Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу ! Давайте еще раз проговорим, о чем мы сегодня на занятии говорили !

Вам занятие понравилось ?

Я вам дарю тоже по цветку! Пусть этот цветочек всегда вам напоминает, что вы особенные, непохожие на других, добрые, милые, красивые и замечательные!

Публикации по теме:

Цели, задачи: -развитие тактильных ощущений; -развитие мелкой моторики руки; -развитие познавательного интереса; -развитие внимания, речи;.

Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе «Дружба крепкая» с использованием ИКТ Цель: Развитие эмоционально-нравственной основы личности в процессе формирования представления о дружбе. Задачи: Познавательные: -- формировать.

Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе с использованием элементов сказкотерапии «Случай в лесу» Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе с использованием элементов сказкотерапии «Случай в лесу». Цель - снижение уровня тревожности.

Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий "Волшебные и бранные слова" Возрастная адресованность: дети логопедической подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (6-7лет).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх