Дидактические игры для средней группы. «Почтальон принёс открытку»

К 4 — 5 годам у непоседы вырос словарный запас, мышление стало более развитым, малыш может проследить причинную связь предметов и явлений. Расширяется умение обобщения, когда создаются группы из предметов, учитывая материал изготовления, его внешний облик, а также, для чего и с какой целью изготовлен, то есть предназначение. Дидактические игры в средней группе подбираются, учитывая возрастные особенности.

Дошколята среднего возраста становятся более внимательными, начинают концентрироваться на одном предмете или действии. Более интенсивно развивается процесс запоминания, а также припоминания. Они восприимчивы к новым знаниям, информации. Виды восприятия, такие как осязательное, слуховое и зрительное еще более развиваются и совершенствуются. Ребенок уже понимает, что такое звукосочетание, различает его, а также распознает сложные формы вещей.

Игровая деятельность – это основной вид занятий для дошкольников. Таким образом малыши получают основные знания об окружающем мире, готовятся к самостоятельной жизни в социуме. Педагогическая наука соединила в одно целое игру, обучение и воспитание, создав дидактические игры.

Дидактические игры для детей в средней группе, как и для остальных детишек младших, старших групп, ставят основной задачей – обучение полезным навыкам, развитие разнообразных способностей через организованную, подчиняющуюся определенным правилам игровую деятельность. В игровой форме малыши постепенно приобщаются к трудовой, учебной деятельности.

На занятиях с использованием дидактических игр в средней группе ДДУ дети узнают много нового о природе, обществе, получают массу полезной информации об окружающем мире, знания о ПДД, о важности соблюдения безопасности, об экологии.

Занятия проводятся по разным предметам с целью гармоничного развития и воспитания ребёнка. Малыш узнает цифры, буквы, учится читать, знакомится с основами математики. Дошкольник приучается к порядку, дисциплине. У детей вырабатывается внимательность, усидчивость, формируется познавательная мотивация.

Можно выделить следующие виды занятий.


Существует несколько делений дидактических упражнений по видам, а одно из самых популярных, где представлены игры.


Дидактическая игра: структура

Как продукт педагогической мысли, дидактическая игра подчиняется определенным правилам и имеет собственную структуру, которая состоит из основной части и дополнительных элементов.

Основанная часть.


Виды дидактических игр для дошколят

В детских дошкольных учреждениях, согласно общепринятым нормам педагогической практики, широко практикуются различные виды дидактических занятий, с целью гармоничного развития дошкольника, подготовке его к школе. Одни из самых популярных – игры с предметами.

Малышу даются задачи на сравнение, выделение общего признака для группы разнородных вещей. Развивается память, когда требуется запомнить количество, расположение предметов, которые потом передвигаются или частично прячутся. Игры с куклами, мягкими игрушками – девочки устраивают чаепития с куклами, укладывают их спать, делают прически, – все это формирует нравственные, а также гигиенические начала, традиции. У детей воспитывается забота о близких, сопереживание.

Разноцветные кубики, пирамидки, мячи позволяют выполнять задания, где требуется собрать предметы одного цвета или формы. Малыши, переставляя игрушки, знакомятся с понятиями «близко» или « далеко», узнают названия геометрических фигур. Воспитатель знакомит малышей с разной фактурой игрушек, ведь тактильное познание также много значит для развития ребенка.

Чтобы малыш сконцентрировался на своих ощущениях, ему завязывают глаза и предлагают выбрать предметы на ощупь. Выбирая нужный предмет, дошкольник комментирует свои ощущения от других предметов. Например, поверхность мягкая, игрушка пушистая, с длинными ушками – это зайчик.

Прогулки на природе также помогают воспитывать сенсорные способности дошколят с помощью природных материалов. Собирание листьев, каштанов, плетение венков или составление букетов из цветов, – все это воспитывает эстетическое чувство прекрасного, позволяет ставить новые задачи для детей. Например, кто быстрее соберет букет из осенних листьев.

Настольно печатные игры достаточно разнообразны по предметам, которые необходимо использовать. Собирание картинок по парам в средней группе становится более сложным заданием. Теперь недостаточно просто найти две внешне похожие картинки, надо найти предметы с одинаковыми свойствами или объединенные общей задачей. Например, выделить несъедобные предметы среди съедобных или фрукты отделить от овощей.

Логическое мышление, память развиваются при сборке пазлов. Задание можно усложнить, например, показать целое изображение, а затем убрать его, чтобы дети по памяти собирали картинку. Развитию пространственного мышления, построения логических цепочек помогают такие игрушки, как кубик Рубика.

Словесные игры помогают развивать правильную речь, а также творческое начало. Перед ребенком можно поставить задачу: описать словами всем знакомый предмет или героя мультфильма. Также воспитатель может предложить поиграть в игру «угадай по звуку, что это».

Средний возраст у детей – это время задавать множество вопросов. Дидактические занятия помогают наращивать словарный запас ребенка, учат правильно формулировать вопросы, осмысливать полученную информацию. Дети осваивают способность планирования своих действий, учатся общению с другими детьми.

Знакомство с экологией

Дидактические игры для детей по экологии, в средней группе относятся к игровой деятельности, связанной с предметами. Дошколята узнают о взаимоотношениях человека с животным, растительным миром, знакомятся с окружающей средой, учатся беречь природу.

«Цветочный магазин». Можно выбрать для занятий несколько вариантов.

Вариант 1. Покупатель просит собрать букет по выбранным на столе лепесткам цветов. Продавец называет те цветы, которые надо сложить в букет.

Вариант 2. В подарок для мамы надо собрать разные букеты, в зависимости от времени года: весенний, летний и осенний. Дети знакомятся с временами года и обращают внимание на то, какие растения и в какое время растут.

«Что появилось раньше?» Малышам показывают картинки с котенком, кошкой, собакой, щенком, яйцом, цыпленком и курицей. Дети должны разложить картинки по порядку. Задача педагога – дать знания о росте, развитии животных.

«Кого, чем кормить?» Из закрытой емкости (коробочки или мешочка), достаются картинки с изображением капусты, моркови, орехов, зерна. Необходимо вспомнить, какое животное и чем питается. Например, белка ест орехи. Таким образом закрепляются знания о том, чем питаются животные, птицы, рыбки.

«Когда это происходит?» Каждому непоседе раздается несколько карточек, где изображены сезонные погодные явления. Например, расцветают деревья, растут сосульки, падают листья, идет дождь или метет метель. На картинке может быть представлен солнечный день или снегопад. Задача – определить, к какому времени года относится изображение, разложить картинки по порядку.

«Отгадай, кто это?» Педагог рассказывает о признаках загаданного животного или птицы. По характерным признакам надо угадать, о ком идет речь. Таким же образом можно играть с фруктами, овощами. Например, на поднос положить несколько фруктов. Воспитатель рассказывает о внешнем виде, где растет, какой вкус, какого цвета кожура у фрукта. Дошкольники должны найти описанный фрукт на подносе.

«Кто, где живет?» Игра с мячом. Вместо мячика можно использовать небольшую мягкую игрушку. Задача – изучение объектов природы, закрепление знаний. У непосед развивается внимательность, ловкость, координация движения и память. Воспитатель кидает мячик малышу и говорит: «воздух, вода или земля». Ребенок должен назвать животное, которое обитает в данной природной среде. Например, рыба в воде, лиса – земля, воробей – воздух. Правила можно немного изменить, например, педагог называет животное или птицу, а дошкольник – природную среду обитания.

Экологические дидактические игры могут быть настольными или подвижными. Занятия можно проводить в помещении, на улице, большими, а также маленькими группами. Выбор остается за воспитателем, который учитывает возраст, степень подготовленности дошколят.

Изучаем математику

Дидактические игры для детей по математике, в средней группе также становятся более сложными и интересными для дошколят. Чтобы было интересно, некоторые задания по фэмпа проводятся вместе с уроками рисования. Так, дается задание нарисовать одинаковое количество предметов, например, 3 елки или 4 яблока. Задание можно усложнить, предложив нарисовать геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник и раскрасить ее.

Для изучения цифр используются кубики или карточки с рисунком. Очень увлекательна игра в лото с геометрическими фигурами. Каждому дошкольнику дается карточка, где в поле нарисованы геометрические фигуры. Воспитатель достает из мешка изображение фигуры, если у малыша на карточке есть она, то ее закрывают. Выигрывает непоседа, первый закрывший все картинки.

В игровом процессе изучают правила сложения и вычитания. Например, мама купила 2 яблока и 3 груши. Сколько всего? После получения результата малыш делит фрукты между друзьями, обговаривая вслух все свои действия.

«Учимся считать». Чтобы сделать процесс интереснее, используется мяч. Заранее обговаривается, как правильно считать, например, от 1 до 10 или в обратном порядке. Мяч кидается по кругу и малыш, поймавший его, называет число и кидает дальше.

«Кто и где?» В разных местах расставляются игровые предметы: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки. Задача – научить ориентироваться в пространстве. Воспитатель просит рассказать дошкольника, какая игрушка стоит рядом, какая сзади или сбоку. Необходимо усвоить такие понятия, как «справа, слева, вверху, снизу, посередине», то есть определять точно место в пространстве.

«Мало или много». Задача – изучить и усвоить понятия «больше или меньше, много или мало, один или несколько». Например, дать непоседе 3 карточки красного цвета и 2 зеленого. Попросить показать, каких карточек больше.

«Отгадай число». Загадать число в пределах 5 или 10. Предложить угадать, какое число больше 4, но меньше 6.

Заботимся о безопасности

Уже с раннего детства дошкольники должны уметь узнавать опасные ситуации, стараться избегать их и уметь звать на помощь. Дидактические игры по ОБЖ для малышей в средней группе учат правильно реагировать на опасность.

«Небольшая травма, порез». Достаточно часто случается ситуация, когда малыш падает и расшибает коленку до крови или ранит себя ножницами. В такой ситуации дошкольник должен помнить правила первой помощи и помочь своему товарищу. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию с травмой. Раздает дошколятам картинки с изображением йода, бинта, телефона. Необходимо составить правильный алгоритм действий. Например, промыть ранку, перебинтовать, вызвать помощь по телефону.

«Опасные предметы». Задача – дать представление дошколятам о том, что некоторые предметы несут опасность для здоровья. Воспитатель предлагает выбрать картинки с опасными вещами и безопасными, разложить их в разные обручи. Объяснить свой выбор. Например, спичками нельзя играть, так как может начаться пожар. Один из вариантов – обсуждение опасных предметов дома, какие травмы можно получить. Например, ожог от включенного утюга.

«Поведение на прогулке». Вместо опасных предметов обсуждается неправильное поведение при встрече с животными. Надо разделить на две части картинки, где изображается правильное поведение и неправильное. Например, нельзя дергать собаку за хвост, бить ее палкой, дразнить кошку: животные могут ответить – собака укусить, а кошка больно поцарапать.

«Наведи порядок». Создание безопасного жилого пространства зависит от чистоплотности, порядка в месте обитания. Дошкольники должны приучиться к мысли, что все вещи должны стоять на своем месте. Нельзя толкаться, чтобы отобрать игрушку или драться: упавший малыш может получить серьезную травму. Дидактическая игра состоит в имитации неправильной ситуации и исправлении ошибок. Воспитатель предлагает дошколятам выбрать картинки с предметами домашнего быта, расставить их правильно. Например, чайник должен стоять на кухне, нож лежать в ящике кухонного стола, стеклянная ваза не должна стоять на краю.

Важное место в ОБЖ занимают дидактические игры по изучению ПДД в средней группе. Каждый день малыш по несколько раз переходит дорогу, встречает на пути машины, автобусы. Знание правил дорожного движения и соблюдение их, убережет дошколят от трагической ошибки.

«Здравствуй, светофор». Первым делом учат, что обозначают цвета светофора, какой разрешает идти, а какой цвет предупреждает об опасности, запрещает движение. В игровой форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения.

Педагог берет кружки с цветами светофора и объясняет их значение. С помощью мела на улице или цветных лент в помещении, изображается пешеходный переход. Дошколята, которые держат карточки светофора, контролируют прохождение улицы: поднимают по очереди зеленый, желтый и красный цвет.

Развиваем творческое начало

Музыкально-дидактические игры для детей в средней группе помогают развивать слух, чувство ритма, определять характер музыки, громкость звуков, тональность, развивают чувство прекрасного. В средней группе дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, учатся определять характер музыки. Развивается воображение.

«Колобок». Известная народная сказка через музыку приобретает особенное звучание. Цель – дать понятие о регистрах: высокий, низкий или средний. Непоседы должны соотносить в памяти известных животных с музыкальным образом. Воспринимать по музыкальному отрывку характер и поведение героя сказки.

Перед началом занятия, педагог показывает, как звучит мелодия в разных регистрах. Медведь – в низком, так как он басит. У зайчика высокий регистр: он легко и быстро прыгает, не стоит на месте. По правилам игры каждому непоседе раздаются карточки с изображением лисы, волка, зайчика, медведя. Педагог играет отрывок мелодии: надо угадать, кто это и показать правильное изображение на картинке. Выигрывает тот, кто показал больше правильных ответов.

«Кто в гости пришел?» Дошкольники подбирают самостоятельно ритмы для игрушек, которые пришли в гости. Хозяин угадывает по звукам, кто его навестил, а остальные по очереди изображают гостей с помощью звучания, ритма, например, зайчика или мишку.

«Ритмический кубик». Многие дидактические упражнения сочетают в себе несколько изучаемых предметов. Например, в данном упражнении дошколята укрепляют математические знания, чувство ритма, внимательность. По правилам малыши становятся в круг и передают из рук в руки большой яркий кубик, на каждой стороне которого нарисовано разное количество предметов. Например, 2 яблока, 4 куклы и т.д. Кубик передается из рук в руки под считалку и под медленную или быструю музыку. Когда музыка прекращается, малыш, у кого в руках остался кубик, показывает картинку и говорит, сколько и что именно изображено.

Большое внимание в творческом развитии отводится дидактическим играм по изо для малышей в средней группе. Гармоничное развитие обязательно предусматривает и творческую составляющую в воспитании подрастающего поколения.

Дошколята средней группы учатся определять теплые и холодные цвета, различать оттенки, составлять целые композиции на заданные темы. В процессе рисования становится понятнее, что такое пространственная перспектива, изучаются на примере геометрические фигуры.

Дошколята не всегда могут запомнить полученную информацию на слух. Чтобы расширить возможности памяти, нередко прибегают к изобразительным методам. Рисунки, изображения предметов, вещей, животных и людей помогают запомнить новые понятия и укрепить знания. Очень интересно составление натюрмортов, где необходимо из нескольких картинок составить тематическую композицию. Например, тема – чаепитие или фруктовый сад.

Необходимо поощрять желание дошкольников к новым знаниям, проводить дома дополнительные занятия или водить в специальные секции и кружки по интересам.

Игра "Один- много"

Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

Оборудование: мяч, предметные картинки;

Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.

«Чудесный мешочек».

Цель: учить узнавать предмет по характерным признакам.

С помощью этого дидактического пособия у детей:

Формируется умение обследовать предметы на ощупь, называть их свойства;

Развивается движение рук по предмету в процесс знакомства с ним;

Формируется умение различать предметы по форме и называть их.

«Собери картинку»

Цель: научить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

Дидактическая игра развивает мышление, мелкую моторику, воспитывает усидчивость, внимание, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Игрушки

«Из чего сделано?»

Цель : Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса) ; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству ; использование «чудесного мешочка» .

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала : деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные. Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила : нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так : металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли другим найти нужный предмет . Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

«Найди такую же»

Цель: Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их. Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках) . Затем дает сигнал :

Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

«Новоселье куклы»

Цель: Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов : мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! – начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

Педагог говорит :

Вот теперь мы и поиграем в игру – новоселье, Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое : я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Арина и Маша и найдут все. Что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить :

Теперь пойдут Саша и Никита и принесут посуду – обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей . Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное – воспитатель побуждает ребят к творческой игре : надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ее комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе .

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

«Магазин»

Цель : Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине : вежливо попросить, поблагодарить. Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предмета, игрушками дети потом играют.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель обобщает :

Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить : «Покажи, что ты купил» . А нам будут отвечать : «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает :

Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным. (пример)

Фонарик, - догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в пакет игрушку и вежливо говорит : «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением : «Магазин закрывается на обед» . Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать :

Рома, когда на участке будете играть в футбол, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток. Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

О животных

«Найди свою маму »

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных и их детенышей.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с домашними животными и просит назвать, кто изображен на картине. Это мамы, у каждой есть свой детеныш, назовите их и найдите для него маму. Однажды мамы вышли погулять со своими малышами.

Был яркий, солнечный день, малыши стали резвиться в лесу и забыли у кого, какая мама.

Давайте нашим малышам поможем найти своих мам. Дети помогают каждому детенышу найти свою маму и называют ее.

«Кто какую пользу приносит»

Цель: Закрепление знаний детей среднего дошкольного возраста о домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление с животными. Развитие активного словаря.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с домашним животным и просит назвать его. Затем просит рассказать, какую пользу он приносит для человека. Отвечать необходимо полным ответом.

«Кто где живет?»

Цель : Систематизировать представления о животных. Учить устанавливать связи, особенности их строения с местом обитания

Словарь: дупло, гнездо, берлога, нора.

Игровое действие: не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Игровое правило: слушать вопрос воспитателя, отвечать на него полным ответом.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку, спрашивает, что на ней изображено, кто может жить в этом месте. Дети отвечают на вопросы. Можно использовать загадки.

«Сложи животное»

Цель: Закрепить знания о животных, их внешнем виде. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: колючий, ловкая, медлительная, лесная, водоплавающая.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать образец, действовать по сигналу.

Игровое действие: составлять целую картинку из частей.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть целые картинки с изображением животных. Назвать животных изображенных на них. Раздает картинки нескольким детям, а разрезанные картинки таких же животных лежат на столе. Из них дети должны отобрать те, на которых изображены части животного, которое находится у них на столе. Сложить картинку по своему образцу.

«Кто что любит?»

Цель : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Словарь : пшено, листья, морковь, капуста, трава, сочная, сладкая, белокочанная.

Игровое правило : Не мешать друг другу, внимательно слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое действие : отвечать на вопросы.

Ход игры : Воспитатель показывает карточку с изображением продуктов питания того или иного животного. Спрашивает : «Кто это ест?» Дети отвечают, что изображено на картинке и кто это ест.

«Зоомагазин»

Цель: Формировать знания детей о том, что в городах домашних животных для комнатных живых уголков покупают в зоомагазинах, там же люди могут приобрести клетки, террариумы, аквариумы, а также предметы и оборудование для ухода за ними. Учить детей описывать и находить домашних животных, предметы ухода за ними и оборудование, по характерным признакам. Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать любовь ко всему живому.

Словарь : названия домашних животных, оборудование.

Игровые правила : покупатель должен описать домашних животных, оборудование по уходу за ними, не называя объектов. Продавцу нужно узнать покупку, назвать ее и выдать.

Игровые действия : поиск предметов по характерным признакам, называние, описание.

Ход игры : расставляются картинки, с изображением домашних животных, оборудование для ухода за ними. Это «Зоомагазин» . Покупатели – дети не называют нужную покупку, а только описывают ее. Продавец должен узнать и назвать, а затем только выдать покупку. В начале игры воспитатель может исполнять роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность (согласно схеме последовательности описания животных) .

1. относится ли к животным (к какой именно группе) , к птицам, рыбам, рептилиям, млекопитающим.

2. где живет?

3. что нужно для жизни? (какие условия) .

4. что ест животное?

5. какого цвета?

6. какие части тела вы можете назвать?

7. как передвигается животное (ползает, бегает, прыгает и т. п.)

8. издает ли какие-нибудь звуки?

Схема описания оборудования :

1. за кем можно ухаживать с помощью этого предмета?

2. из какого материала сделан предмет?

3. из каких частей состоит?

4. что можно им делать?

Затем воспитатель сам описывает предмет. Затем роли продавцов и покупателей исполняют дети. В ходе игры роли могут меняться .

Овощи, фрукты, ягоды.

«Опиши, я отгадаю!»

Цель: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия : загадывание загадок.

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

«Овощи и фрукты»

Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Учить составлять целое из частей. Развивать быстроту реакции, внимание.

Игровое правило : действовать по сигналу.

Игровое действие : поиск нужной карточки.

Словарь : чеснок, баклажан, банан, репа, сочный, спелый, бархатистый.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки. По сигналу воспитателя, нужно найти и сложить целую картинку с изображением овоща или фрукта. Рассказать, что на ней изображено.

«Вершки и корешки»

Цель: Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия : поиск своей пары.

Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

«Кто скорее соберет?»

Цель : Учить детей группировать овощи и фрукты , воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко» , на другой – «огурец» ). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» ) надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбирают две бригады : овощеводов и садоводов (по 2-3 человека) . По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду – победительницу. Затем выбирают другую команду и игра продолжается.

Рыбы

«Отгадай, о ком расскажу»

Цель: Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила : Не мешать отгадчику, самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Кто живет в аквариуме?»

Цель: Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Насекомые

«Назови насекомое»

Цель: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

Времена года

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Профессии

«Что кому?»

Цель : Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки : набор медицинских инструментов «Доктор Айболит» , набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ) и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают : «Он нужен столяру, плотнику» .

Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так : дети делятся на две группы ; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа . Участники, которой ни разу не ошиблись.

Инструменты

«Кто что слышит?»

Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.) ; развивать сообразительность, выдержку. Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук : звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др.), т. е. все, что есть звучащее в группе , можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» , - догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Комнатные растения

«Горячо – холодно»

Цель : Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате ; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь. Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке, говорить слова «тепло, тепло!» , при удалении от нее – «холодно, холодно!» , совсем приблизились «горячо!» .

Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате , воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит :

Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой) . Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое - нибудь растение. Когда скажем : «Заходи!» , водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку : если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем : «Холодно, холодно!» , если же он будет подходить ближе, скажем : «Теплее, теплее!» . А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем : «Горячо, горячо!» . Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило) .

Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.

Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать , это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс).

Нашедший матрешку должен сказать : «Я нашел матрешку под душистой геранью» или : «Матрешка спряталась за аспарагусом» . После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов : сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

ФЭМП

«Что изменилось?»

ЦЕЛЬ : развивать умение замечать изменения в расположении предметов, исправлять ошибку, развивать мелкую моторику, внимание, логику, память, речь.

«Найди пару по цвету»

ЦЕЛЬ : учить сопоставлять фигуры, выделять основные признаки, развивать внимание, память, мелкую моторику.

«Продолжи ряд»

ЦЕЛЬ : учить находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, формировать умение анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием

«Этажи»

ЦЕЛЬ : развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете; развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

«С какой ветки детки?»

ЦЕЛЬ : закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

«Зашнуруй сапожок»

ЦЕЛЬ : учить выполнять действия со шнуровкой, развитие мелкой моторики рук.

«Четвертый лишний»

ЦЕЛЬ : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, закреплять знания детей о фруктах и овощах.

«Составь целое из частей»

ЦЕЛЬ : учить составлять конструкцию из 4- 5 геометрических фигур (по образцу), развивать внимание, логику, мелкую моторику.

«Расставь по порядку»

ЦЕЛЬ : сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений :

a. расставить кубики по возрастающей (убывающей) высоте;

б. расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«Собери гусеницу» .

ЦЕЛЬ : собрать гусеницу из разных цветов в определенной последовательности (по образцу), закрепление основных цветов, развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

«Тонет, не тонет»

ЦЕЛЬ : способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет» , развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику.

Дидактическое пособие . «Сенсорный куб»

ЦЕЛЬ : развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов; воспитывать детей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Оксана Ивахненко
Дидактические игры для средних групп

Для закрепления изучаемого материала предлагается активно использовать дидактические игры . Их проведение можно планировать в удобное время : утренний приём, прогулка. подготовка к обеду,вечернее время, как часть занятия.

"Давайте познакомимся"

Цель игры : Помочь детям быстрее познакомиться друг с другом. адаптироваться к

новым условиям, к новому детскому коллективу.

Ход игры

Предлагается детям встать в круг, воспитатель говорит :

Что такое детский сад?

Это дом для всех ребят!

Это радость,это смех,

Это сто друзей на всех!

Сегодня мы узнаем, сколько друзей у нас в группе . Для этого нам нужно познакомиться друг с другом. Каждый из вас пусть назовёт своё имя. Воспитатель берёт мяч, называет себя, потом передаёт мяч рядом стоящему ребёнку. Дети по очереди называют свои имена и передают мяч друг другу до тех пор. пока он не сделает полный круг. Затем воспитатель предлагает детям назвать свои ласковые имена, как их зовут дома (Машенька, Леночка, Сашенька и др.) Игра может продолжаться в разных вариантах несколько раз в течении дня. Можно предложить

детям назвать свои любимые игрушки, любимые занятия. и. т. д.

"Клубочек"

Цель игры :Помочь детям в игровой форме познакомиться друг с другом.

Ход игры

Для игры используется клубок ярких, плотных ниток. Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть сидя на ковре) .Дети называют своё имя и передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединёнными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения : поднять нитку вверх, опустить вниз, обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.

"Какая моя мама"

Цель игры :Формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и,передавая мяч или мягкую игрушку друг другу, отвечать на вопросы :

Как зовут твою маму?

Какие у неё волосы?

Какие у неё глаза?

Кем работает твоя мама?

Как мама называет тебя ласково?

Что мама готовит7

Во что мама с тобой играет?

За что ты любишь свою маму?и. т. д.

"Когда это бывает"

Цель игры :помочь детям в игровой форме закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны. лета.

Ход игры

1. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить. о каком времени года в нём говорится.

Листья опадают,

Птицы улетают,

Медведи засыпают,

Когда это бывает (осенью)

Снег на полях,

Лёд на реках.

Новый год встречаем,

Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

Птички прилетают,

когда это бывает? (весной)

Цветы расцветают,

Хлеба созревают,

Солнце припекает,

когда это бывает? (летом)

2. Воспитатель называет приметы времён года, а дети должны отгадать, о каком времени года идёт речь.

У клёна листочки пожелтели.

Зайчик носит белую шубку.

В лесу появились первые подснежники.

Созрела земляника.

Все купаются и загорают.

Реки покрыты льдом.

Начался листопад.

Часто идёт дождь, дует холодный ветер.

Наступает Новый год.

Перелётные птицы улетают на юг.

Можно кататься на лыжах, на санках.

Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.

"У кого какой домик"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных.

птиц. насекомых.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздаёт детям фишки. В конце игры путём подсчёта фишек определяется победитель.

Возможно 2 варианта игры .

Первый вариант :Воспитатель называет животное, дети- его жилище.

Второй вариант :воспитатель называет жилище, дети- его хозяина.

Например :

У медведя-берлога,

У волка-логово,

У белки-дупло,

У ёжика-нора,

У муравья-муравейник,

у птицы-гнездо,

У пчелы-улей.

У улитки-раковина.

И наоборот :

Кто живёт в берлоге?Медведь!И. т. д.

"Чей хвост, чья голова"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней

Ход игры

Для игры необходимо предварительно разрезать картинки с изображением диких животных пополам. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дикие животные живут в русском лесу. Затем на наборное полотно выставляются в один ряд головы животных. в другой-хвосты. Детям предлагается назвать,чья это голова (зайца,медведя,белки и. т. д.) Затем воспитатель предлагает найти зайчику его хвостик. В результате две половинки соединяются. получается целый зайчик.

"Кто где живёт"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания домашнего адреса.

Ход игры

Дети встают в круг (или садятся на ковёр) .Воспитатель задаёт вопрос и передаёт по кругу игрушку. Ребёнок отвечает на вопрос и передаёт игрушку дальше. Когда игрушка возвращается к воспитателю, он задаёт следующий вопрос :

Вопросы :

На какой улице ты живёшь?

Назовите номер своего дома?

Сколько в доме этажей?

На каком этаже ты живёшь?

В какой квартире ты живёшь?

"На чём едем,летим. плывём"

Цель игры :Закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта :воздушного,наземного, водного.

Воспитатель

Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придётся отгадать, на чём мы поедем.

Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.

Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него 4 колеса. много окон, сидений. кондуктор продаёт билеты. Что это (Автобус.)

У этого транспорта нет колёс, нет крыльев, но есть штурвал. им управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это (Корабль.)

У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это (Самолёт.) и. т. д.

"Радиоэфир"

Цель игры :Закрепить в игровой форме знание домашнего адреса.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям представить, что они потерялись в большом городе. Как найти маму?что нужно сделать?

воспитатель объясняет детям, что лучше всего подойти к милиционеру и рассказать о том, что случилось. Но для того, чтобы милиционер смог помочь найти маму,каждому малышу надо знать свой домашний адрес.

Воспитатель предлагает детям разыграть эту ситуацию. В роли милиционера выступает воспитатель. "Милиционер" предлагает каждому ребёнку по радио, используя микрофон, назвать свою фамилию. имя. домашний адрес.

Побеждает тот,кто назовёт всё без ошибок.

"Что надеть зимой (весной,осенью, летом)

Цель игры :Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе,

о названиях и видах одежды.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям вспомнить приметы зимы, весны,лета. осени.

Затем всем раздаются картинки с изображением предметов одежды разных сезонов :шуба,шапка,шорты,панамка,резиновые сапоги. плащ,валенки,сандалии,платье,сарафан и др.

По команде воспитателя"Зима (весна,лето,осень!"Дети должны выбрать подходящие к этому времени года картинки. Побеждает тот, кто выполнил задание быстрее всех и набрал больше картинок.

"Ищем клад"

Цель игры :Помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению

группы , друг к другу.

Воспитатель заранее прячет в помещении группы "клад"(это могут быть сладости, новые игрушки, детские книги) .

Воспитатель

Ребята,сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски сокровища, которое спрятано у нас в группе сказочным волшебником. Волшебник нам оставил письмо для того, чтобы мы смогли быстрее найти этот клад. (Воспитатель показывает детям письмо.) В письме даны подсказки. Слушайте внимательно.

1. Волшебный клад находится в группе .

2. Для того, чтобы найти его, надо 3 раза повернуться, улыбнуться друг

другу и сказать "ВПЕРЁД!"(Дети выполняют команды) .

3. Волшебный клад лежит в тайнике, будем его искать.

4. Сделайте три шага вперёд. два шага назад.

5. Загляните под стол.

6. Загляните под стульчики.

7. Сделайте два прыжка вперёд.

8. Оглянитесь назад.

9. Подойдите к окну.

10. Загляните за шторы.

Дальнейшее передвижение детей по группе зависит от фантазии воспитателя и интерьера группы . Хорошо,если игра будет сопровождаться весёлой музыкой. В конце игры дети находят тайник с кладом. Это может быть красивая коробка, украшенная фольгой, бантами и спрятанная в шкафу, или волшебный сундучок, спрятанный в игровом уголке,и. т. д. Дети достают клад и с удовольствием получают подарки.

"Что есть в нашей группе "

Цель игры :Помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы , новым

игрушкам, мебели, предметам интерьера, научить ориентироваться

в новой обстановке.

Ход игры

воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг себя, обращает их внимание на то как красиво у них в группе , как много игрушек, книжек, картинок,и. т. д. Потом наводящие вопросы :

Какие игрушки есть в нашей группе (дети отвечают и за каждый ответ получают фишку.)

Какая мебель есть в нашей группе ?

Что в нашей группе красного цвета (жёлтого, синего и. т. д.)

Что в нашей группе большое ?Маленькое?

Что в нашей группе круглое ?

Что нам нужно для занятий, для сна, для игр и. т. д.

в конце игры воспитатель подсчитывает фишки и определяет победителя.

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Елена Гаева
Картотека «Дидактические игры» для средней группы

«Кто как разговаривает?»

Цель : расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход : педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос : Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает : «Кто рычит?» , «А кто мычит?» , «Кто лает?» , «Кто кукует?» и т. д.

«Кто где живёт?»

Цель : закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» .

Ход : Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог : – Дети : Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог :-Дети : Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ : «Медведь живёт в берлоге» .

«Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель : обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог :-Дети : Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

«Горячий – холодный»

Цель : закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог :-Дети : Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример : Тема «Весна» педагог : -Дети : Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель : активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог :- Дети : Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «Сапоги из кожи» , а ребёнок, возвращая мяч, отвечает : «Кожаные» .педагог : -Дети : Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель : ориентировка в пространстве.

Ход : персонаж Федора просит ребят помочь ей : кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход : педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект : Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель : развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход : педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец : «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель : развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход : педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель : учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход : на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки , где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель : развитие внимания и наблюдательности.

Ход : педагог на столе выкладывает 4 овоща : «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог :-Дети : Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель : расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «У вороны голова…» , а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает : «…воронья» . Например : У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель : закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход : бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1 . У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2 . У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3 . У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель : расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Подбери словечко»

Цель : развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

«Обобщающие понятия»

Цель : расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход : педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог :-Дети : Овощи – картофель , капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог : Дети : Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель : знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход : педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог : Дождь. Дети : Дождь – это хорошо : смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог : Город. Дети : Хорошо, что я живу в городе : можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель : развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель : закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход : педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один» , а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» , «шесть» , «семь» , «восемь» . Пример : Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель : различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход : водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх