Конспект занятий по зрительному восприятию. Конспект по развитию зрительного восприятия на тему: "Солнышко и его друзья"

Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия

для детей старше – подготовительной группы компенсирующей направленности

для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием

Тема: Солнышко и его друзья

Лексическая тема: Ранняя весна.

Цель: развивать зрительное восприятие.

Задачи:

- образовательные:

    закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал и др.);

    упражнять в умении выделять простые фигуры в составе сложных;

- коррекционно-развивающие:

    развивать умение ориентироваться по схеме, словесной инструкции;

    развивать зрительно-моторную координацию, координацию рук;

    развивать фиксацию взора и прослеживающую функцию глаза, апперцепцию;

    развивать зрительную память (при различении и назывании геометрических фигур, цветов);

    расширять активный словарь;

- воспитательные:

Методические приемы:

    словесные: беседа, вопросы, указания, пояснения, инструкция, оценка;

    наглядные: демонстрационный и раздаточный материал;

    практические: упражнения, игры.

Оборудование:

    демонстрационный материал: схемы животных (медведь, белка, заяц, лиса), схема Солнышка;

    раздаточный материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.) разных цветов и размеров; палочки; схема лабиринта, бланк с геометрическими фигурами; карандаш.

Используются ковролин, игровизор, Солнышко, медаль.

Ход занятия

Организационный момент:

- Здравствуй Толя! Я очень рада тебя видеть!

Толя, скажи мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна)

- А какие приметы весны ты знаешь? (Тает снег, сосульки капают, птицы прилетают и т. д.)

- А еще, наверное, ты заметил, солнышко стало теплее светить, греть нас своими лучиками. И сегодня утром к нам в кабинет заглянуло Солнышко. Оно проснулось и ему стало скучно, ведь у него нет друзей. Солнышко попросило меня, чтобы ты создал ему друзей, и ему было бы уже не так одиноко. Давай с тобой поможем Солнышку.

Основная часть:

1. Геометрические мозаики:

Ребенок на ковролине составляет из различных геометрических фигур друзей (медвежонка, лисичку, зайчика и белочку) для Солнышка. В ходе игры ребенку задаются вопросы о том, какие геометрические фигуры он использует для создания предложенных животных.

Посмотри, какие красивые друзья теперь есть у Солнышка! Смотри, как оно радуется. А давай мы теперь поиграем с Солнышком.

2. Зрительная гимнастика:

- Возьми его. Подними его вверх, а теперь вниз…

Ребенок прослеживает взглядом за движением Солнышка: вверх – вниз, затем вправо – влево и по 2 круга в обе стороны. После этого ребенок моргает и закрывает глаза.

3. - Толя, а давай сделаем портрет нашего Солнышка. Посмотри какие красивые палочки лежат у нас на столе. Выложи из них такое же солнышко, как на этой схеме.

Ребенку предъявляется схема с изображением солнышка.

А какая геометрическая фигура здесь использовалась? (Треугольник)

4. - Посмотри, какое задание приготовило нам Солнышко.

Ребенку предлагается бланк с наложенными геометрическими фигурами.

Какие геометрические фигуры ты видишь? (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

- А теперь правильно расставь точки так, как я скажу. Слушай внимательно. Тебе нужно поставить только одну точку, но так, чтобы она была:

    внутри квадрата и треугольника, но вне круга;

    внутри треугольника, но вне круга и квадрата и т. д.

5. -Толя, посмотри, пока мы с тобой выполняли задания, все наши зверюшки – друзья для Солнышка – убежали в лес и спрятались. Давай их найдем.

Ребенку предъявляется картинка с контурным изображением деревьев и животных. Он должен показать и назвать всех животных.

6. Физкультминутка/ пальчиковая и зрительная гимнастика:

Мы руками хлопаем,

Мы ногами топаем,

Пальцами вращаем,

А глазками моргаем.

(соответствующие движения)

7. Игра «Лабиринт»

Вот мы с тобой немножко отдохнули. Посмотри, Зайчик приготовил для Солнышка морковку, но не может найти к нему дорогу. Давай поможем Зайчику отнести морковку Солнышку.

Итог:

Молодец! Ты сегодня подарил Солнышку столько разных друзей! Но скажи, что нам пришлось для этого сделать, какие задания ты выполнял? Что тебе больше всего понравилось? А что было трудно делать? (Ответы ребенка)

Я очень тобой довольна! Ты сегодня помог Солнышку, и поэтому, в знак благодарности оно дарит тебе вот такую медаль.

МБ ДОУ «Детский сад № 31»

Конспект

Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия

для детей старше – подготовительной группы компенсирующей направленности

для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием

Составила:

учитель- дефектолог:

Дорохина Е. В

г. Новокузнецк, 2016

Юлия Алейникова

Тема : «Волшебные конверты» .

Форма проведения : подгрупповая.

Цель : Развитие зрительного восприятия .

Задачи :

1. Формировать умение локализовать геометрические фигуры в заданной последовательности. Упражнять зрительную память .

2. Формировать умение видеть расположение предметов на картине : узнавать, называть и показывать, объяснять пространственное расположение по признаку удаленности в пространстве.

3. Закреплять умение передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, читать схемы пути.

4. Закреплять знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, представления о теплых и холодных цветах.

5. Развивать зрительные функции различения , фиксации при обучении рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета другим.

Сегодня у нас особенное занятие , у нас присутствуют гости. Я приготовила вам конверты - сюрпризы с заданиями, но они спрятаны в группе, их нужно найти. Для этого я вам раздам схемы группы. Они укажут вам путь к заданию. Мы повернемся в одном направлении, возьмем наши схемы, на них красным отмечен конечный путь, там, где спрятаны конверты. Итак, в путь.

Дети, держа в руках схемы группы, ищут задание.

Подойдите ко мне ребята, покажите, что вы нашли. Молодцы, все справились с заданием. Конверты – необыкновенные на них цифры определенного цвета. Чтобы открыть этот конверт, нам нужно получить этот цвет из других. Но вы должны мне помочь, я совсем забыла, какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета.

Показ больших конвертов – цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) . Если вы затрудняетесь, я дам вам подсказку прочту стихотворение :

Зеленого цвета нигде не нашел ты?

Это не страшно, не унывай.

Возьми из коробки синий и желтый

И поскорей аккуратно смешай.

Как получить оранжевый цвет?

В этом секрет особого нет.

Способ прекрасный и ясный –

Смешайте желтый и красный.

Как получить фиолетовый цвет?

Даём вам простой и хороший совет :

Получаем цвета – проверяем.

Молодцы, ребята, все цвета мы получили и теперь наши конверты откроются.

В каждом конверте задание для всех ребят. Посмотрим, что приготовлено в первом. Там разноцветные светофильтры и маленькие конверты. Я назову вам цвет, вы должны получить его самостоятельно.

Похвалить детей .

Теперь переходим ко второму конверту. Открываем его, достаем наши подкладки - полоски и плоскостные геометрические фигуры.

Первое задание – выложить геометрические фигуры по готовой схеме. Детям предлагается схема, состоящая из семи фигур (круг, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, овал, треугольник,которые выкладываются в соответствии со схемой.

Второе задание – зрительный диктант . Тифлопедагог показывает ряд геометрических фигур, в которых присутствуют и фигуры, не вошедшие в наборы для детей (многоугольник, полукруг, треугольник другого вида) . Дети должны пропустить эти фигуры, а ряд составить из имеющихся у них геометрических фигур по показу.

Третье задание - перепутанные фигуры. При наличии схемы, тифлопедагог просит закрыть глаза и меняет местами геометрические фигуры. Детям нужно найти несоответствие и вернуть все на свои места.

Четвертое задание - упражнение на зрительную память . Дается уменьшенная схема из пяти фигур. После времени, отведенного на запоминания, детям предлагается выложить фигуры по памяти.

Зрительная гимнастика :

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) .

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Теперь переходим к нашему третьему заданию.

Какое время года? Правильно зима. Я приготовила вам волшебное объемное панно, состоящее из прозрачных картинок. Сейчас мы с вами его рассмотрим. Начнем с заднего плана - это фон нашего панно. В каких цветах оно выполнено (белом и синем) . На фоне много белого снега, а на горизонте синее небо, по нему плывут облака. Зимой преобладают холодные тона. Следующая наша картинка, которую я наложу на наш фон - это лес, он тоже расположен вдалеке. Тот, что зеленый - это хвойный лес, коричневый - лиственный лес. Почему зимой он не зеленый? (Правильно - листья зимой облетели с деревьев, а стволы деревьев коричневые, а хвойный лес – это лес из ёлок и сосен, у них вместо листьев – зеленые хвойные иголки). Это был задний план, на нем все маленького размера, если подойти к этому лесу ближе, он станет больше, а если вплотную, он будет выше вас, как обычный лес, где деревья намного выше людей. На следующей картинке средний план, на нем зеленая елка и дерево в снегу. Эти деревья не такие большие, как на самом деле, что говорит о том, что они удалены и находятся на определенном расстоянии. Чем дальше находиться предмет, тем он кажется нам меньше. Средний план мы видим намного лучше, он ярче и четче, чем предметы на заднем плане. Чем дальше предмет, тем он кажется менее красочным. И, наконец, передний план. На нем расположен снеговик, он большой, расположен в самом низу картины и это значит, что он находиться близко от нас.

В следующем конверте приготовлены необычные картинки. Они прозрачные, но на концах черные отметки – это граница картинки. Этот ограничитель поможет вам не ошибиться при сборе изображения. Все части, этого маленького панно, накладываются друг на друга до получения на них изображения ёлочки. Ёлка разделена на части, нужно подумать и собрать её из 3 прозрачных картинок и фона. Первая нижняя картинка - это фон. Вверху на нем солнце и облако – это ориентир верха. Посередине линия горизонта. Собираем снизу : ствол, большой и пушистый низ ёлочки, средняя часть и верхушка дерева.

И, наконец, мы дошли до 4 конверта.

Каждый ребенок получает контур, состоящий из точек.

Ваша задача, понять, что изображено на рисунке, взять фломастер, соединить точки, создать контур. Затем заштриховать получившуюся фигуру в одном направлении. Далее из предложенных схем, выбрать схему - соответствующую данному рисунку. Детям предлагается четыре изображения : ёжик, белка, заяц, собачка.

Похвалить детей за правильные ответы и хорошую работу.

развитие зрительного восприятия и зрительных функций.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • учить пониманию зашумленности изображения;
  • развивать зрительную память;
  • формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности;
  • упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства;
  • упражнять, стимулировать и активизировать зрительные функции детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • расширять представления детей о разнообразии подводного мира;
  • укреплять познавательные отношения, развивая целостное восприятие мира природы;
  • активизировать словарь детей;
  • профилактика ОРВИ с помощью дыхательных упражнений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитывать у детей доброжелательность, взаимовыручку, желание прийти на помощь в трудную минуту;
  • воспитывать у детей интерес к участию в совместных дидактических, развивающих играх.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

мультимедийный проектор, экран, видеозапись «подводный мир»,

изображение батискафа, картинки с изображениями морских рыб (мурена, манта), ракушка с запиской, карта,

таблица с нарисованными морскими обитателями (морской конёк, морская звезда, морская черепаха, кит, дельфин, акула),

картинка с «зашумленными» рыбами, сундук.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

изображения морских обитателей; фигурки морских животных;

удочки; пустые таблицы из 6 клеток; карточки с силуэтами морских животных (морской конёк, морская звезда,

морская черепаха, кит, дельфин, акула); муфточки; объёмные цифры; тренажёры-осьминоги;

карточки с точечным рисунком; фломастеры; медали.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Дети, вы любите путешествовать? (Да)

Тогда я, предлагаю вам, отправиться в подводное путешествие, где можно полюбоваться красотой подводного мира,

увидеть и открыть тайны морских глубин.

А как вы думаете, на чём мы можем отправиться в подводное путешествие? (Ответы детей)

А что необходимо взять с собой, на морское дно? (Ответы детей)

Каких морских обитателей можно встретить в подводном мире?

Вы знаете, это первое подводное путешествие и оно может быть опасным и трудным.

Поэтому лучше «опуститься» на морское дно всем в месте в батискафе.

А вы знаете, что такое батискаф? (ответы детей) Батискаф – это глубоководный аппарат для изучения морского дна.

(Показ картинки тискафа)

Вы готовы к погружению? (Да)

Тогда проходите в наш батискаф и занимайте места.

Основная часть:

Приготовились к погружению! Включаю сигнал! И батискаф пошёл в глубину.

(Включается видеозапись «Подводный мир»)

Спустимся на дно морское.

Там кораллы словно ветки,

Водоросли изумрудом раскачались без ветра,

Вот проплыла рыба-игла,

Как змея ползёт мурена.

Ребята, вы на экране видели необычных и наверное вам незнакомых морских обитателей.

Хотите, я, расскажу вам, о них? (Ответ детей)

Это рыба – манта. У неё плоское, похожее на ромб тело, которое может достигать шести метров в длину.

Широкий рот расположен на переднем конце головы и выглядит как щель, глаза находятся по бокам головы.

Хвост у такого огромного животного тонкий и короткий, как хлыстик.

Широкая спина манты синего или чёрного цвета, а брюхо белое.

Плавают манты не как рыбы, а по другому, изгибая бока ромба, как бы махая крыльями.

Питается она мелкими рыбёшками и креветками.

За свой внешний вид и издаваемые звуки моряки прозвали манту морским дьяволом.

А это рыба – мурена. Тело у неё длинное, гибкое.

Голова с маленькими глазками, а в полуоткрытом рту видны длинные острые зубы.

Она плавает или ползает по дну, изгибаясь, как змея.

Окраска мурен бывает разной: коричневая со светлыми пятнами или светло-серая с зелёным рисунком.

Мурена всегда живет в каких-нибудь коралловых пещерах или в расщелинах между камней.

Проплывающую добычу хватают зубами, молниеносно выскакивая из своего укрытия.

Они нападают только тогда, когда незваные гости вторгаются на их территорию и им приходится её защищать.

Знаете, ребята, и рыбы, и осьминоги, и кораллы – всё это принадлежит владыке морей, царю Нептуну.

Давайте найдём первую рыбку, от которой мы и начнём свой путь. (Дети находят первую рыбку)

Ребята, а под рыбкой-то задание.

1. «Запомни и повтори»

Детям демонстрируется таблица с морскими обитателями, в течение 10-12 сек.

Затем дети по памяти выкладывают картинки с изображениями морских обитателей.

Хорошо у вас с вниманием.

Зрительно-пальчиковая гимнастика:

Я весёлый осьминог

У меня так много ног

Чтоб удобно было мне

Жить среди камней на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь

Опускаюсь. Поднимаюсь.

С рыбкой в танце закружусь,

И на камни опущусь.

Карта всех к себе зовет,

Ведь задание нас ждет.

Найдем вторую рыбку мы глазами,

Чтоб испытание пройти нам с вами.

(Дети находят вторую рыбку)

2. «Таинственные невидимки»

Детям предлагаются карточки с точечным рисунком, которые необходимо соединить, для получения рисунка.

Молодцы красивые рыбки у вас получились.

Карта всех к себе зовёт

Ведь задание нас ждёт.

К третьей рыбке подойдём

И задание, найдём. (Дети находят третью рыбку)

3.«Сколько рыбок спряталось?»

Педагог показывает картинку с «зашумленными» рыбами.

Молодцы, ребята, верно нашли

Карта всех к себе зовёт,

Ведь задание нас ждёт.

К четвёртой рыбке подойдём,

И сокровище скоро найдём. (Дети находят четвёртую рыбку)

4. «Поймай такую же рыбку»

Детям раздаются карточки с рыбками, которых они должны поймать в море удочкой.

Молодцы, все справились с заданием.

Быстро время пробежало

И минут осталось мало

К крабу в гости мы пойдём,

И сокровище найдём.

(Дети находят сундучок с сокровищами, где лежит записка от Нептуна)

У нас осталось немного воздуха, чтобы подняться на поверхность. Проходите в батискаф и занимайте места.

Заключительная часть:

Педагог читает записку от Нептуна.

«Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно, быстро, дружно и трезубец вновь обрёл свою волшебную силу.

И каждому из вас дарю золотую монету на память».

(Детям раздаются шоколадные медали)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Включается видеозапись «Подводный мир».

Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

Вам, понравилось подводное путешествие? (Ответы детей)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет ресурс: http://www.youtube.com/watch?v=57Kbia9JtDc
  2. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Просвещение, 1978, - 93 с.
  3. Подколзина Е.Н. - Некотрые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология, 2001г.- № 2.
  4. Подколзина Е.Н. - Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2005г.- № 6.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
  6. Тамбиев А.Х. – Кто в море живёт?: книга для чтения детям. – М.: «Дрофа», 2008. – 45 с.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к конспекту коррекционного занятия по разделу: « Развитие зрительного восприятия » в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «Овощи» Подготовила: Протасова Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог г.Суворов, 2014

Форма овоща

Цвет овоща

Величина овоща

На грядке и в грядке

Угадай схему 1.

Угадай схему 2

Угадай схему 3

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

в средней группе для детей с нарушением зрения

Тема: «Овощи»

Форма проведения : подгрупповая (4 чел.)

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять представления о признаках овощей (цвет, форма, величина, где растёт); учить понимать и воспринимать сюжетные изображения; обучать приемам работы со схемами; уточнять и расширять словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие при опознании и соотнесении силуэтного и предметного изображения; стимулировать развитие зрительно-двигательной координации; формировать целостность восприятия при составлении целого из частей; развивать зрительное внимание, память и мышление; развивать осязание и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей; воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию; развивать простейшие навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы: кукла Маша, загадки об овощах, карточки с силуэтными и предметными изображениями овощей, плакат с изображением овощей, сюжетные картинки с изображением огорода (слайдовая презентация Power Point) (посадка овощей, уход за овощами, уборка урожая овощей), схемы в слайдах презентации, корзина (поднос) с натуральными овощами (капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, чеснок, перец), коробка- сундучок с муляжами овощей, задания для детей «Обведи по точкам», разрезные картинки овощей (4-5 частей 4 комплекта), ноутбук, мультимедийный проектор,

Предварительная работа: чтение книг об овощах «Пых», «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание овощей, дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Найди контур, силуэт», складывание разрезных картинок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Тифлопедагог: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла для вас загадки. Отгадайте загадки и найдите ответ в картинке. Найдите тень для каждой загаданной картинки.

Загадки

  • Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
  • На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
  • Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)
  • Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом… (Картошка)

Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Отгадали загадки, нашли отгадки, порадовали куклу Машу. Как, одним словом, можно назвать все эти предметы? Правильно, овощи. Это значит, что мы сегодня с вами поговорим об овощах.

Основная часть.

Рассматривание сюжетных картин.

(Тифлопедагог обращает внимание детей на экран).

Дети, овощи созревают в конце лета и осенью. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь люди делают грядки (слайд 2). На грядках растут овощи. Назовите их. Люди, которые сажают овощи, называются овощеводами. Повторите: овощеводы – люди, которые выращивают овощи.

Весной, когда совсем стает снег, люди сажают овощи (слайд 3), для этого нужны семена. Посмотрите, какие они? Круглые, овальные, большие и маленькие. (Тифлопедагог показывает семена).

Летом за овощами требуется особый уход. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы овощи выросли? – За ними нужно ухаживать: маленькие ростки овощей нужно обязательно поливать, рыхлить землю, удалять сорняки (слайд 4), иначе они не вырастут.

Осенью люди собирают урожай (слайд 5). Какой урожай собирает мальчик на этой картинке? (Морковь, капусту).

Из овощей люди готовят салаты, консервируют их на зиму (слайд 6).

Скажите мне, как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим (Дети стучат ребрами ладоней по столу).

Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).

Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг об друга).

Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).

А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой)

«Обведи по точкам»

Тифлопедагог: Возьмите цветной карандаш и обведите по точкам изображение на листочке. Назовите, что у вас получилось. (Огурец и помидор)

Работа со схемой

Тифлопедагог: - Дети, посмотрите, какие-то непонятные значки принесла нам кукла Маша. Ребята, это схема, по которой мы научимся говорить про овощи (слайд 7). Какие геометрические фигуры здесь изображены? (круг, треугольник, овал).

Кружок означает, что овощ круглой формы. Какие овощи бывают круглой формы, посмотрите внимательно на плакат. (капуста, тыква, помидор)

Треугольник – означает, что овощ треугольной формы. (морковь)

Овал – овощ овальной формы. (огурец, кабачок, картофель)

Эти значки показывают цвет , который может быть у овощей (слайд 8) (Красный, зеленый, коричневый, желтый). Назовите, какого цвета наши овощи? Картошка – коричневого цвета, огурец – зеленый, помидор – красный, репка – желтая.

(Слайд 9) Большой или маленький наш овощ.

(Слайд 10) Этот значок показывает, где растет наш овощ – сверху на грядке или в земле. Обратите внимание, куда направлены стрелочки этих значков, если вверх – то овощ растет на грядке, если вниз - то в грядке. Какие овощи растут сверху на грядке?– (капуста, огурцы, помидоры).

А какие овощи растут в земле? (морковь, картофель, свекла, репа, редис).

Давайте попробуем поиграть и угадать схемы, которые нам загадала кукла Маша.

(слайд 11 (круглый, красный, маленький, растет на грядке – это помидор),

слайд 12 (овальный, зеленый, маленький, растет на грядке – это огурец),

слайд 13 (круглый, коричневый, большой, растет в земле - картофель).

Молодцы! Справились с заданием.

Зрительная гимнастика

«Волшебный сундучок»

Дети, перед вами не простой сундучок, а волшебный. В нем живут овощи. А какие овощи мы сейчас узнаем с помощью наших ручек. Я буду вам называть овощ, а вы должны его найти в коробке на ощупь, при этом не подглядывать. (Тифлопедагог по очереди загадывает детям название овоща и спрашивает, как ребенок догадался, что это именно тот овощ).

Физкультминутка

Как растут овощи на грядке?- (руки вверх поднять, подняться на носочки) Вот так!

Как растут овощи в грядке?- (руки вниз опустить, наклониться) Вот так!

Какой урожай мы собрали?- (широко расставить руки в стороны) Вот такой большой!

Присядем отдохнуть.- (присесть на корточки)

«Разрезные картинки»

Тифлопедагог: - Соберем картинки для нашей куклы Маши. Что получилось?

Итог занятия.

Пора нам прощаться с нашей куклой Машей. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось занятие? Все молодцы, старались.

Учить детей узнавать овощи по вкусу и запаху, поиграть в «Четвертый лишний» (на цвет, форму, величину овощей).


Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве.

Тема: «Геометрические фигуры».

Никитина Виктория Александровна, воспитатель Кемеровская область, город Прокопьевск

Задачи:

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат) ;
  2. Развивать общую и мелкую моторику пальчиков рук.
  3. Закреплять знания основных цветов спектра, умение сравнивать фигуры по величине.
  4. Развивать зрительное восприятие, умение сличать изображения, находить одинаковые формы, действовать по инструкции.
  5. Формировать эмоциональную реакцию на положительный контакт с педагогом.
  6. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушка Медвежонок, набор карандашей, рисунок с изображением домиков из геометрических фигур, геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник), различные по величине и цвету.

Ход занятия.

Организационный момент

– Посмотри, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок Мишка) . Давай с ним поздороваемся. Здравствуй Мишка! (Ребенок повторяет за мной ).

– Мишка пришел не с пустыми руками. Он принес с собой много игр. Давай поиграем с ним (ответ ребенка)

Мишка не различает геометрические фигуры и очень хотел бы научиться. Поможем ему? (ответ ребенка)

Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку.

Беру и первым показываю круг:

Д: – Как зовут эту фигуру? (Круг). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии, похож на тарелочку, на колесо). Приготовь свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Рисует в воздухе.

Как зовут эту фигуру? (овал). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии). Приготовь свои пальчики, будем рисовать овал в воздухе. Рисует в воздухе.

Следующим беру квадрат:

В: – А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как ты узнала, что квадрат? (У него есть углы, стороны равны, похож на кубик). Правильно. Покажи Мишке как квадрат рисовать, рисует в воздухе пальчиком:

Путаница

Все фигуры перепутались их надо разложить. (Фигуры лежат на столе). В центр положи все треугольники, а справа от центра, все квадраты. Слева положи все круги. (В центр кладётся одна фигура, а если их много, то они будут ложиться на середину листа друг под другом) Можно класть не все фигуры, поэтому, например : положи в центр «полянки» большой квадрат, каким он цветом? Справа от него положи маленький треугольник. И т.д. Или в конце : расскажи, каким цветом фигуры на «полянке?» (также: в центре и т.д. повтор, закрепление знаний о расположении) Но если берутся все фигуры, то надо и правильно называть.

Давай наши пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди, широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

Задание: «Выложи из фигур».

Ребенку предлагается листок, на котором изображены домики. Задание: выложи геометрические фигуры, так чтобы домики стали одинаковыми»

Чего не стало?

На столе квадрат, треугольник, круг и овал. Посмотрите и запомните, как они расположены.

Закрой глаза

Педагог убирает геометрическую фигуру.

В.: Какой геометрической фигуры не стало, что изменилось? (повторение 3 раза) можно поменять местами фигуры…

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.

Задание :

Раскрась одинаковые предметы в один цвет: звездочки раскрась желтым, сердечки красным, а круги сделай синими.

– Что ты можешь сказать про круги и звездочки? Они по цвету одинаковые или разные? (разные). А про сердечки? (они какого цвета?).

Зрительная гимнастика.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Мишка говорит тебе спасибо, с тобой он смог запомнить геометрические фигуры. Давай попрощаемся с ним. До свидание Мишка.

Заключительная часть

– Давай вспомним, кто приходил к нам на занятие? (Мишка )

– Что мы делали с Мишкой? (Играли)

В какие игры мы играли? (ответ ребенка)

Тебе понравилось занятия?

Спасибо, молодец!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх