Сценарий праздник каши в детском саду. Сценарий интегрированного мероприятия "праздник каши"

Кангина Наталья Александровна
учитель начальных классов
МОУ «ООШ с. Николаевка
Вольского района Саратовской области»

Цель праздника:

  1. рассказать откуда родом каша;
  2. выявить всю полезность каши для организма;
  3. воспитывать соблюдение правильного и рационального питания.

Действующие лица: Царь, Принцесса, Француз, Баба Яга, Иван-дурак

Оборудование: мешочки с крупой, горшочки с кашей (рисовая, манная, гороховая, геркулесовая, пшенная), 4 миски для воды, 2 деревянных ложки. Рисунки с изображением каш.

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш праздник посвящается каши. Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшенная, манная, овсяная (геркулесовая). Каша очень полезное блюдо, она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом.Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса и риса. Манная каша – самый калорийный продукт, ее следует есть перед контрольной, соревнованиями или работой. кашу полезно есть на завтрак. Кто много ест различных каш, тот вырастет сильным, ловким, выносливым. А про людей, слабых в народе говорят6 «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай, в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
А сейчас давайте посмотрим праздник, который называется «Праздник каши».
На сцене Царь и Принцесса. Они поют на мелодию песни короля из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова)
Царь:
Ах ты, бедная моя, ты дочурочка,
Посмотри, как исхудала фигурочка! Может быть, нам обратиться к врачу?..
Принцесса: Ничего я не хочу!
Царь:
Состояние твое суперкритическое!
Может, скушаешь яйцо диетическое?
Или, может, принести молоко?
Принцесса: Не хо-чу я ни-че-го!
Царь: Доченька любимая, ну так нельзя,
Нужно кушать, поправляться,
Витаминами запасаться.
Принцесса: Ах, оставьте, папенька… все мне надоело, невкусно, картошка да капуста…
Царь трижды хлопает в ладоши – появляется Француз, пританцовывает.
Француз: Ваше Величество, мое почтение! Не надо волнения! О-ля-ля! Все будет лучший вид, так как я большой знаток французской кухня. Позвольте вам преподнести презент – французский презент из сливок, шоколада, орехов, мармелада, коктейля, сладостей и прочих разных радостей.
Царь: Что вы, что вы, от таких сладостей
Без зубов останешься скорей!
Для моей дочки ваша еда заграничная
Очень уж кажется неприличная.
О, ревуар, мусье, подите вон…
Француз : Ой-ей-ей! Темнота…
Хрен да редька ваша еда!
Француз уходит. Появляется Баба Яга.
Царь : А это что за чудо?
Кто такая? Откуда?
Баба Яга:
За небольшое вознаграждение
Решила принять ваше предложение:
Приготовить королевский обед.
В моем меню чего только нет!..
На первое суп-санте
На холодной воде;
Крупинка за крупинкой
Гоняется с дубинкой!
На второе пирог – начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
На третье из мухоморов компотик,
И будет сыт и здоров животик!
Царь:
Да ты что, старая карга,
Издеваться сюда пришла?
Мухоморами кормить царскую дочь?!
Убирайся скорее прочь!
Баба Яга спешно удаляется.
Игра «Кто быстрее разберет крупу».
Условия игры: Рассортировать горох и фасоль: кто быстрее.
Царь :
Дочь, скажу наверняка:
Надо звать Ивана-дурака.
Принцесса: Папенька, где же это видано, чтобы дураки в таком серьезном деле понимали?
Царь трижды хлопает в ладоши – появляется Иван-дурак.
Иван:
Коль меня цари тут ждут,
Я явился – тут как тут.
Царь: Ты здесь не зубоскаль да шапку перед царем сними.
Иван : Не могу.
Царь : как это «не можешь»?
Иван: Да она у меня вместе с головой снимается. А без головы, что я буду делать?
Царь: Да, без головы ты нам ни к чему… послушай, Иван, на тебя вся надежда. Спасай мою дочь: не ест она, не пьет, измучила отца…
Иван (чешет затылок):
Что ж, задача ясна.
Я, светлость ваша,
Наварю-ка вам каши,
Крупянистой, маслянистой
Да разваристой,
Пальчики оближете!
Царь:
Вари, Иван, вари.
Во дворце нашем никто не варил нам каши.
Иван: А крупа-то у вас найдется?
Царь:
Вон там крупа
только не знаю какова.
Иван:
А это мы у помощников узнаем.
Игра «Угадай крупу на ощупь». Два участника на ощупь узнают крупу в мешочке. (5 круп)
Иван:
А теперь вода нужна. Кто за водой пойдет?
Эстафета «Кто быстрее принесет воды». Две команды должны перенести воду из одной емкости в другую, не пролив (деревянной ложкой).
Царь: Ну как, Иван, варится?
Иван: Варится. Вот молочка бы не мешало добавить.
Царь: А царские коровы просто так не дают молока, только за песенку.
Иван: Так это для нас пустяки!
Дети хором исполняют песню «Кто пасется на лугу?» (музыка А.Пахмутовой).
Иван: Ну что, Ваше Величество, каша готова. Ложки нужны, кашу пробовать.
Царь: А кто легок на ножку,
Пусть и бежит за ложкой.
Игра «Щенок Митрошка». На стуле сидит Митрошка (в руках- большая ложка), напротив него на расстоянии 10 шагов стоят двое детей. Дети говорят текст, Митрошка инсценирует их слова («ест кашу», роняет ложку).
Ел щенок Митрошка
Кашку у окошка.
Уронил Митрошка
Ложку за окошку.
Кто легок на ножку,
Беги, достань ложку.
После этих слов двое детей бегут за ложкой: кто быстрее поднимет ложку и отдаст ее Митрошке.
Отгадывание загадок
1. Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос)
2. В поле - метёлкой,
В мешке - жемчугом. (Пшеница)
3. В поле серёжки
На тоненьких ножках. (Овес)
4. Не море, а волнуется. (Нива)
5. Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь)
6. Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп)
7. И в поле цветёт,
И на глазу растёт. (Ячмень)
8. Мала малышка - золотая кубышка. (Просо)
9. Кругом волоса, посредине колбаса. (Кукуруза)
Аттракцион «Угадай кашу по вкусу». Дети с закрытыми глазами пробуют несколько видов каш.
Царь: А мне больше всего манная каша нравиться.
Он кормит Принцессу с ложечки кашей.
Принцесса:
Ай да каша, хороша!
Развеселилася душа.
В пляс веселый я пойду
Да Ивана приглашу!
Конкурс «Свари кашу» В игре принимают участие 2 человека. Участникам выносят мешочки, на которых написано что в нем лежит. Нужно взять только те мешочки, из названий которых можно сварить кашу. выигрывает тот участник, который правильно сварит кашу.

Праздник заканчивается чаепитием.

Список литературы

  1. За основу взята разработка Л.Н. Юровой «Праздник каши». ПедСовет 2003г. с.12
  2. М.М. Безруких, Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» Москва, 2001г. с. 24
  3. Загадки из педкопилки.

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Свердловская область

Тавдинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Номинация

«Сценарий интегрированного музыкального мероприятия»

по здоровьесбережению

«Каша-пища наша!»

(фольклорный праздник)

Цуренко Марина Геннадьевна музыкальный руководитель

I категории

г. Тавда 2018г.

Пояснительная записка

В нашем детском саду №1 был разработан сценарий интегрированного музыкального мероприятия по здоровьесбережению: - «Каша-пища наша!»

и на основе этого реализован проект.

Дети и родители, педагоги и сотрудники нашего детского сада шили костюмы, рисовали рисунки, делали аппликации и деревянные ложки.

Учились варить кашу и находили разнообразные рецепты каш.

Читали сказки про кашу, пели песни, танцы и сочиняли частушки. Учили стихи, поговорки, заклички и играли в игры - потешки.

Итогом стал « Праздник каши».

Вводная часть:

Актуальность: Особое внимание надо уделить правильному питанию, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. У детей с самого раннего возраста формируется привычка к правильному питанию посредством организации питания в детском саду, правильно приготовленной пищи и сбалансированному меню. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Проблема: Плохой аппетит у воспитанников детского сада. Дети по утрам плохо едят каши, некоторые отказываются от них. По утрам дети приходят в детский сад с конфетами, жевательными резинками, с различными сладостями. Плохой аппетит ведет к ослаблению иммунитета и частым заболеваниям.

Цель: Формирование знаний детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

Задачи:

Дать представление о пользе каши и объяснить важность приёма каши;

Формировать у детей представление о завтраке, как об обязательном компоненте ежедневного меню и включении в него каши.

Познакомить с народными традициями, связанные с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах;

Дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш;

Научить правильно готовить кашу, прививать культуру питания и здоровый образ жизни.

Образовательные области: Познавательно - речевое развитие; игровая деятельность; физкультурное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники: Дети от 3-х до 6- лет, ведущая, медицинская сестра по питанию, Весна, повар, клоун, скоморохи, сорока – ворона, солдат, хозяйка, представители из Центра Национальных Культур, гости, родители, педагоги.

Атрибуты: Русская изба, русская народная утварь, народные костюмы, музыкальные инструменты (синтезатор, гармонь, пианино и детские музыкальные инструменты), спортивный инвентарь, оформление – картины с кашами, иллюстративный материал, крупы.

Технические средства: компьютер, проектор, телевизор.

Исследовали крупу и в сыром виде и узнали, что с ней происходит при нагревании (когда мы её варим).

Ожидаемый результат: У большей половины воспитанников детского сада формируются представления о пользе круп и каш для организма человека. Пополнение развивающей среды дидактическими средствами. Создание банка методических разработок по данной проблеме.

Основная часть: Ход музыкального мероприятия:

*****Дети выходят под музыку песни «Казаки»

***** Колокольный звон.

1 Скоморох .

Как у наших у ворот

Собирается народ,

Все-то с ложками

Да с поварёжками.

Ложки не простые

Ложки хохламские,

Вятские смоленские,

Ложки деревенские.

Ложки сосчитаем,

В ложки вам сыграем.

*****2-я младшая гр. «Танец с ложками»

2 Скоморох

Приходи народ

Разевай пошире рот.

Всем на празднике почёт

Вместе : Оба вот!

Громче песню, шире пляску

Начинаем братцы праздник!

Ведущая . Здравствуйте люди добрые! (поклон)

Сегодня у нас праздник.

А какой праздник давайте узнаем

Отгадайте – ка мою загадку.

Черна, мала крошка,

А угодья много в ней,

В воде поварят,

Ребята съедят. (Каша)

Слайд

Ведущий. Правильно, молодцы!

Что такое каша?

Ответ: Каша – это сваренная крупяная масса. Так, да не так.

Кашей на Руси называли - свадебный пир.

А знаете ли из чего из чего кашу варят?

Дети : Да

Ведущая, давайте проверим. 1 .Что поверх каши? (масло)

2 . Меня одну не едят,

И без меня не едят,

На воду упала и пропала (Соль)

3 . Я бел как снег,

В чести у всех

И нравилось вам

Но вред зубам. (Сахар)

4 . Белое, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От Бурёнушки беру и

Деточкам даю. (Молоко)

Ведущий . Молодцы!

А умеете ли вы кашу варить? Сейчас посмотрим.

*****1 младшая группа Потешка - игра «Сорока - ворона»

Слайд

Ведущая. Давайте сейчас все вместе будем варить кашу

Обратимся к нашей кастрюли.

Ну-ка, ну-ка,

Ну-ка, нули!

Не ворчи – ка ты кастрюля,

Не ворчи, не шипи,

Кашу сладкую вари.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1реб. Приготовили мы кашу,

Станут от каши люди сильней и краше.

2 реб. В глубоко миске дадим кашу киске.

3 реб. И ещё каши немножко собаке положим в плошку.

***** ПЕСНЯ «МАННАЯ КАША»

Слайд

+++++Выходит манная каша.

Я каша манная, применяют меня с самого раннего возраста и до более зрелого. В манке содержится клетчатка, полезная для организма.

Ведущая.

Загадывает загадку.

Наш трактор сегодня

Работает, пашет.

Что вырастет в поле?

Ответ: - Овсяная каша.

+++++ОВСЯНАЯ КАША (выходит девочка)

Слайд

В овсянке много крахмала и белка. Она богата жирами и очень полезна для здоровья.

Овсяная каша - Эта каша особенно богата жирами. Её рекомендуют есть при нервном переутомлении, а также для укрепления здоровья детей.

Ведущая. Обращается к нашей кастрюли, заварим еще каши.

Скажем закличку

Ну-ка, ну-ка,

Ну-ка, нули!

Не ворчи – ка ты кастрюля,

Не ворчи, не шипи,

Кашу сладкую вари.

+++++Выходит перловая каша

Чаще используйте в питании перловку, она сытная и дешевая. Богата белками и крахмалом.

Слайд

Обращаются к кастрюле – варим дальше

Стихоторение Средняя группа

1Ребёнок . Я насыпал в миску риса

И залил её водой.

Рис поднялся, разварился,

дышит, пышит, как живой.

Из - под крышки пар клубиться крышка прыгает звеня,

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

Выходит рисовая каша.

Рисовая крупа - одна из лучших круп.

У народов Востока, Азии – это второй хлеб. Рисовая каша содержит белки и крахмал. Чтобы их сохранить нужно ее правильно варить, «По научному».

Не мешайте ложкой, а встряхивайте кастрюлю с кашей.

Слайд

Ведущая. К Кастрюле обращаются. Варим.

Выходит кукурузная каша.

Я очень полезная каша, хоть и название смешное. А привез кукурузу к нам в Россию знаменитый путешественник и великий мореплаватель Христофор Колумб, открывший Америку.

Слайд

Однажды его матросы увидели на полях Америки зеленые стебли с золотистыми початками. И взяли несколько мешков этого зерна с собой и дома посеяли золотые зерна. И выросла кукуруза. Это было давно, давно, почти 500 лет назад.

Слайд

Ведущая К Кастрюле варим еще.

Выходят 2 девочки гречневая каша.

Читают стихи про гречневую кашу.

Гречка богата железом, оно необходимо нашему организму.

Гречка родилась в южных краях. Например в Греции.

Слайд

Выходит пшенная каша.

Самое вкусное блюдо из всей нашей кухни.

Вы ее не встретите в меню в самых заморских ресторанах, зато в России - одна из самых любимых.

В старину кашу подавали по большим праздникам, на свадьбах, на пирах, на крестинах.

Слайд

Древняя летопись сообщает, что по случаю одной из побед русский полководец Александр Невский устроил «Большую кашу» в Великом Новгороде. То есть, созвал пир, навесь мир. Поэтому и артельное братство получило название «Каша». Позднее котел с кашей стал главным блюдом при всяческих коллективных работах (например, во время жатвы).

Слайд

Ведущая.*****К нам пришли гости из ДК им. Ленина «Центра Национальных культур» Представители русского, татарского и башкирского народа со своими национальными кашами.

*****ТАНЕЦ «Варись кашка»

Слайд

Ведущая. А вот ещё одна история, как варят кашу

*****Русская народная сказка « Как солдат кашу варил».

Слайд

Ведущий . Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаю, праздники, песни и сказки.

Ведущая. У нас сегодня праздник каши.

Да, вы наверное не знаете про нее ничего.

Дети. Знаем!

Ведущая. Давайте проверим.

***** -Стенка на стенку. 2 команды

Кто больше знает пословиц и поговорок.

Дети говорят поговорки.

1.поговорка - Тетушка Арина кашу варила, Ермолаева Аня

Егор да Борис из-за каши подрались.

2.Пословица. Молод - гложи кости,

А стар – ешь кашу.

3. Горе наше - что пуста у нас каша. Дима

4. Когда дрова горят - тогда и кашу варят. Ариша

5. Каша - пища наша. Лиза

6. Филат и каше рад. Владик

7. В семье и каша гуще. Дима

8. На чужую кашку у него рот на распашку. Ангелина

9. У кого в доме пусто, тот и варит каши густо. Катя

10. Добрый повар – стоит доктора.

Средняя гр.

11. Хороша кашка - да мала чашка.

12. Кашу маслом не испортишь. Яна

13. Щи да каша – пища наша.

14. Каша - мать наша.

15. Каши – не перемаслить.

Ведущая. А старину говорили: Каши с маслом наелся и мороз не страшен.

А вы дети знаете что-нибудь про это?

*****ПЕСНЯ «ВАЛЕНКИ» рус.нар. подготовительная

Матрена. Что означает поговорка – «Мало каши ел?»

А мы сейчас проверим.

Кто сильнее из ребят,

А ну беритесь за канат.

Тот кто перетянет,

Самым сильным станет.

*****ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА. (с гостями)

+++++Выбегает КЛОУН

Что за шум и гам?

Почему меня не позвали, я попраказничать хочу. И т.д.

Импровизация.

В старину говорили: - «Как потопаешь, так и полопаешь»

Ну - ка я посмотрю, какие вы быстрые. Шустрые, ловкие, тогда поверю, что кашу едите.

Проводит - 2 конкурса.

Частушки про кашу, собственного сочинения

(Сочинили дети и родители)

Мы не любим «марсы»

Мы не любим «Колу»

Кушаем мы кашу,

И будем мы здоровы.

Мама, дай мне срочно кашу -

Я здоровым быть хочу.

Сильным, смелый и отважный.

Не ходить совсем к врачу.

Били мы фашистов,

И Наполеона,

Потому - что кашу,

Кушаем вагонами.

Тихомиров Дима (подготовительная группа)

Дайте каши, дайте каши

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши,

И частушки вам споём.

Марсова Маша (средняя группа)

На столе дышится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить.

Лет до 100 мы будем жить.

Богданова Лиза (средняя группа)

Вместе с мамой варим кашу,

Утром каша – радость наша!

Гречневая, манная,

С маслицем, румяная!

Если хочешь сильным быть,

Должен кашу ты любить.

Знает мама, знаю я.

Каша – лучшая еда!

В каше есть белок клетчатка,

Кашу кушайте ребятки.

Съел тарелку с утреца -

И здоровый цвет лица.

Кашу ем перловую,

Ложкою столовою,

Витаминов в ней не мало,

А ещё есть минералы.

Ермолаева Анна (подготовительная группа)

Много тыквы народилось,

Я на это не ропщу.

Каша, пудинги, варенье-

Приходите – угощу!

Нас Ванюша удивил,

Вдруг он кашу попросил.

Только мама отвернулась –

Он ей кошку накормил.

Ваня знает хорошо,

Жить без каши нелегко.

На неё он налегает,

И здоровье укрепляет!

Для чего ж Ванюше ротик?

Чтобы сытый был животик.

Кашу Ваня ел бы сам,

Не поднял бы рос, по часам!

Ваня, Ванечка, Ванюша –

Непоседа – побегуша.

Никого не хочет слушать-

Кому он не хочет кушать.

Мама просит: «Кашу кушай,

Ненаглядный мой Ванюша»

Но Иван в ответ смеётся,

Всюду эхо раздаётся.

Смирнов Иван (средняя группа)

Каша гречка, каша наша,

И овсянка, ну и манка.

Любят кашу все на этом свете,

Коля, Саша, Лида, Маша,

Все мы любим кашу нашу.

Разбирай скорее чашки.

Пять минут и нету кашки.

Ели кашу будешь есть,

Вырастет коса до пят.

Будет просто загляденье,

Так гам мамы говорят.

Кто кашу ест у нас в саду,

Тот сильный смелый и большой.

Кушать кашу всем полезно,

И большим и маленьким.

Репины Катя и Наташа

Ярик кашу варит сам,

Думаешь он может?

Даже собственный гараж,

Он построить может.

Стоял Ярик у стола,

Ел он кашу из горшка.

Вдруг за кошкой кинулся,

А каша опрокинулась.

Поварёнок Ярослав,

Самый лучший в мире,

Потому - что эта каша,

Для здоровья хороша.

Чтобы зубы не болели,

Вместо пряников, конфет,

Ярослав наварит каши,

Вот, вам дети, ваш обед.

Боровиков Ярослав (средняя группа)

Варит кашу мамочка,

Я ей помогаю.

То крупу, то ложку дам,

Я уже большая.

Варить кашу научусь,

Я, конечно, тоже,

Но, а если ошибусь,

Мама мне поможет! Русских Лиза (подготовительная группа)

Повар угощает гостей кашей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список используемой литературы

Книги по питанию.

1. А. Э. Половков «Деревенская кухня» 1989г.

2. Н. И. Хайретдинова «Детское здоровое питание» Москва АТС 1998г.

3. Г. Т. Келейников «Будьте здоровы»

4. «Книга о вкусной и здоровой пище» 1969г.

5. А. И. Опарич «Основы рационального питания»

6. О.П. Молчанова «Лечебное питание»

7. М. О. Лукасик, М. О. Лифтиц, Л. В.Метлецкая «Статьи о пищевых продуктах»

8. Н. И. Хайретдинов Детское питание «О здоровой пище для ребенка» 1998г.

9. Сборник рецептурных блюд и кулинарных изделий 1982г.

10. А. М. Прохоров «Советский большой энциклопедический словарь» 1989г.

11. Д. В.Гращенков, Л. И. Николаева «Сборник технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях»

Методички

12. «Дошкольное воспитание» «Праздник в детском саду» (загадки) 2014г.

13. И. Г. Смирнова Журнал музыкальный «Колокольчик» 2015г.,2016г.

14. О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» 2013г.

15. Е. Ю. Дрожжина, М. Б. Снежкова «Обучение дошкольников современным танцам» 2014г. издательство ООО (центр педагогического образования)

16. Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В. М. Суворова, Н.Г. Фролова «Музыка в детском саду» издательство «Учитель» 2013г.

17. М. Ю. Картушина «Весенние детские праздники» издательство «Творческий центр Сфера» 2013г.

Музыкальный репертуар

18. М. Сергиевская «Русские народные частушки» 1955г.

19. «Частушки о каше» (собственного сочинения с родителями)

20. стихи Пекки Евгений, музыка Суэтов Сергей «Лесная песенка»

21. «Валенки» русская народная песня из сборника русских народных песен

Музыкальное оформление

22. Народная казачья песня «Казаки»

23. «Колокольный звон»

24. «Ой, Рассия, ты Рассия» русская народная песня

Сказки про кашу, стихи

25. Сказка – загадка «Волшебное зернышко»

26. Потешка «Сорока - белобока» русская народная потешка

27. Виктория Гейцель «Русские народные сказки малышам» литературно – художественное издание серия «Дюжина сказок».

28. Виктория Гетцель «Зарубежные сказки» литературно – художественное издание «Дюжина сказок» 2016г.

29. В. В. Гербова, Н. Н. Ильчца «Книга для чтения 2 – 4 года в детском саду и дома» 2016г.

30. «Братишки - сестрички» Для самых маленьких 3 года

Интернет - ресурс

31. Театр Песни "Талисман" Песня «Варись кашка»

32. Песня «Манная каша» Л. Абелян

33. «Танец с ложками»

34. И. О. Дунаевский «Полька»

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!

(обращаясь к родителям новорожденной),

А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!

Звучат аплодисменты гостей.

Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.

Гости наполняют бокалы.

Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!

Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.

Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!

Гости наполняют бокалы.

Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!

Гости выпивают.

Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.

Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.

Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.

Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.

Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.

Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...

Все. Успеха!

Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .

Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.

Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!

Гости выпивают. Музыкальная пауза.

Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.

Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.

Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)

Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.

Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.

Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.

Тост: За сердечные пожелания наших гостей!

Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!

Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.

Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.

Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.

Звучит тост.

Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.

Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.

Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.

Мама выполняет задание.

Ведущий.
А сейчас нам, гости, нужно
Кашу всем сварить здесь дружно.
Кажется, нет ничего проще, чем сварить обычную кашу. Но недаром говорят, что во всем должна быть своя изюминка. Надеюсь, сегодняшнее блюдо поразит вас своей оригинальностью и простотой.
Ведь на праздничный обед
Едет бабушка Варвара
Сообщить простой секрет,
Как добиться нам навара.

На фоне музыки появляется бабушка Варвара.

Бабушка Варвара.
Добрый день, а вот и я!
Кашу вам сварю, друзья.
Ничего от вас не скрою,
А секрет один открою.
Самое простое - сварить кашу из топора.

Показывает топор, перевязанный красной лентой.

Бабушка Варвара.
Почему варим топор?
Даст он бедам всем отпор.
Да и навара каше прибавит, и время сэкономит. Так что кладем его в чугунок, наполненный водой, ставим на печь и ждем, когда закипит.

Бабушка Варвара помещает топор в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чтоб сладким ребенок
Был долгие годы,
Мы сахар добавим
В кипящие воды.
А соли придется,
Увы, миновать,
Чтоб слез у малышки
Вовек не видать.

Добавляет в чугунок сахар, а баночку с солью отодвигает в сторону.

Бабушка Варвара.
Чтоб зубкам молочным
Крепкими быть,
О молоке мы должны
Не забыть.

Вливает молоко в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чего-то еще нашей каше не хватает. Вот бы вспомнить! Может, кто подскажет мне?

Звучат советы гостей.

Бабушка Варвара.
Говорите, крупы? Что ж, давайте выбирать самую лучшую. Приглашаю одного желающего определить с закрытыми глазами виды различных круп.

Участнику игры предлагаются блюдца с крупами под номерами:
1) манная; 2) гречневая; 3) рисовая; 4) гороховая; 5) пшенная; 6) ячневая.
Он выполняет задание.


Бабушка Варвара.
Чтобы узнать, какая крупа наиболее пригодна для нашей каши, необходимо сложить цифры года новорожденной (2003 - 2 + 0 + 0 + 3 = 5), к сумме прибавить число ее рождения (5 + 2 = 7), вычесть количество детей в ее. настоящей семье (7 - 3 = 4), увеличить это на число, получающееся при подсчете колес у детской коляски (4 + 4 = 8) и из суммы вычесть число, содержащееся в слове «семья» (8 - 7 =1).

Гости подсчитывают, дают ответ.

Бабушка Варвара.
Да, манная крупа -
Лучший вариант!
Ее добавим тут же
В наш мы вариант.

Добавляет крупу в чугунок.

Бабушка Варвара.
А кто знает, чем можно наше блюдо сдобрить? Говорите, маслом? Только масло разное бывает. Вот, например:
1. Масло, которое все блюда золотым делает. Как оно называется? («Злато».)
2. А название какого масла символизируем созданное, по представлениям людей, самое лучшее? («Идеал».)
3. Как называется масло, которое любят все боги на Олимпе? («Рама Виталити».)

Бабушка Варвара.
Чтоб Бог возлюбил
Нашу милую крошку,
Мы «Рамы» добавим
В кашу немножко.

(Добавляет масло.)

А сейчас, чтоб вкусным стать,
Блюду нужно постоять.

Уносит чугунок в другую комнату.

Бабушка Варвара (возвращаясь).
Предлагаю поварам выпить дружно по 100 грамм.

Гости поддерживают тост. Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете...». Исполняя песню, появляются 4 «карапуза» в чепчиках, нагрудниках, памперсах.

Песня.

1. Когда-то на белом свете
В маленькой семье
Появятся детишки
Всерьез, а не во сне.
Родители будут рады,
Счастлива родня.
Они не ожидали,
Что ждет их четверня
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот дом пришла.

2. Каждый ребенок крупный,
В развитии силен,
Во многом очень талантлив,
Не по годам умен.
Мама им кашу варит,
Папа за этим следит.
«В каше ведь вся сила» -
Так молва твердит.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот Дом пришла.

1-й карапуз.
Карапузы! Посмотрите -
Дяди, тети что едят?!
Разве взрослые сегодня
За здоровьем не следят?

2-й карапуз.
Ведь они пришли на «Кашу»,.
Пусть попробуют ее.
Станут сразу все похожи
На больших борцов сумо!

3-й карапуз.
Мы не прочь уж подкрепиться,
Время наше подошло.
Братья, сестры, что стыдиться?
Надо требовать свое!

4-й карапуз.
Голод вроде бы не тетка!
Дайте каши малышам!
А не то мы очень звонко
Здесь концерт устроим вам!

Изображают детский плач.

Ведущий.
Дорогие дети наши!
Чтоб попробовать всем каши,
За стол быстрей нужно садиться
И досыта угоститься.
В честь новорожденной крошки
Все съедим по полной ложке.

На фоне музыки бабушка Варвара выносит на ухвате чугунок, в котором находится настоящая манная каша.

Бабушка Варвара.
Вышло все, как я хотела, -
Каша вроде подоспела,
Получилась хороша.
Угощайтесь не спеша!
Но, дорогие гости...
Хотите, не хотите ли,
Начнем сейчас с родителей.
Они давно уж говорили,
Что кашу эту заварили.
Так что пробу им снимать,
Кашу ложкою хлебать.

Родители новорожденной пробуют кашу.

Настала очередь гостей -
Ешьте кашу все дружней!

Гости в обмен на кашу одаривают новорожденную подарками. Вечер заканчивается чаепитием.

Реквизит

1. Искусственный цветок длиной с новорожденного ребенка, в лепестках которого помещен пупсик-девочка.
2. Миниатюрные предметы на столе с записками.
3. Блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.
4. Открытки в виде сердца.
5. Карточки с названиями различных профессий.
6. Ухват, чугунок.
7. Топор, перевязанный красной лентой.
8. Сахар, крупы, повязка для глаз.
9. Масло «Рама», молоко.
10. Нагрудники, памперсы.
11. Горшочек с манной кашей.

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх