Конспект занятия: «О вежливых словах и их применении.

А где должны соблюдаться привила приличия?

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко» . Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?

Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • продолжить обучение релаксации.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их. (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

3. Основная часть.

А) Чтение правил вежливости. (Работа с карточками.)

Не придумывай прозвищ.

Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)

Б) Игра «Похвали друга».

А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.

Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.

(Дети хвалят друг друга.)

В) Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

Спасибо. Пожалуйста.

За, всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.

Простите. Добрый день!

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Доброго пути. Здравствуйте.

Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! - улыбнётся он в ответ,

Вежливый человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».

Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди. Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Ответы детей.) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)

Д) Игра «Волшебное слово».

Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если я его добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

4. Развитие общих речевых навыков.

Развитие мимических и артикуляторных мышц.

Развитие диафрагмального выдоха.

Е) Беседа «Уважайте желания других».

Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом. (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)

Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».

Хочу бодаться! Давай бодаться!..

Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.

Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.

Отвяжись! - ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козленок к старой Овце:

Давай бодаться!

Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Увидел Козленок Щенка.

А ну! Давай бодаться!

Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится…

Ворона, да ты же разбойница!

Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)

5. Физминутка.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем поклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Ж) Игра «Назови ласково».

Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)

Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля, мамка, мамулечка.)

Давайте скажем ласково: брат - … (братик)

Сестра - … (сестричка)

Папа - … (папочка, папуля)

З) Игра «Подскажи словечко».

Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».

Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.) - Прослушайте другой рассказ.

Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».

Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)

Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.

И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».

Чтение стихотворения логопедом.

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье:

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Еле-еле задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дернет за косынку.

Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес парнишка гору книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи.

Извините! Добрый вечер!

Ты, - парнишка, - закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?

6.Релаксация.

К) Образование прилагательных.

Плохо - плохой хорошо - хороший

Добро - добрый зло - злой

Правда - правдивый вежливость - вежливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия.

Составить пословицы из их частей.

Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.

Ласковое слово и кошке приятно.

Чужого не ругай, своего не хвали.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Приложение 65

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

Спасибо Пожалуйста

Простите Добрый день!

Доброго пути! Здравствуйте

За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду - Добрый день! - тебе сказали.

Нечаянно бить посуду - Добрый день! - ответил ты.

И взрослых перебивать, Как две ниточки связали

И что обещал - забывать. Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Нам желают: «Доброго пути!» - - Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет.

«Хочу бодаться».

Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

Хочу бодаться! Давай бодаться!

Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.

Давай бодаться! - пристал Козлёнок к Поросёнку.

Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козлёнок к старой Овце:

Давай бодаться!

Отойди от меня! - попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козлёнок Щенка.

А ну! Давай бодаться!

Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.

Постой! - заплакал Козлёнок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

А я хочу кусаться! - ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.

Плохо жить без забот, хуже без ласковых слов.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Конспект непосредственной образовательной деятельности,

в интеграции с образовательными областями «Познание»,

«Коммуникация» по разделу

«Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

развивающая ситуация «Дерево вежливых слов»

МБДОУ № 4 «Снегурочка» г. Салехард

Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР:

Кизыма Галина Васильевна

Дерево вежливых слов

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Ответ детей: Да.

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие – речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос – Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Ответ детей:

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Ответ детей:

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

– Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Дети:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово – Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово – «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста!»

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка, погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал: – «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети – муху несите!»

Джамиля Шахмирзаева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1861» «Загорье» Дошкольное отделение №4

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Вежливые слова »

Подготовила и провела

Воспитатель : Шахмирзаева Д. И.

Январь 2016г.

Цель : Учить детей употреблять в речи , вежливые слова .

Задачи : Развивать фантазию и речевое творчество детей : формировать положительное отношение детей друг к другу : уважительное поведение в различных ситуациях.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня мы с вами поговорим о «Вежливых словах »

Стихотворение.

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

всем идущим на обед

«Добрый вечер!» - как встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель : послушайте стихотворение про Машу.

Маша знала слов немало ,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят ,

Если вас благодарят.

Воспитатель : Дети, какое же слово забыла Маша ?

Дети : Спасибо.

Воспитатель : правильно.

Воспитатель : Ребята давайте поиграем в очень интересную игру. «Назови ласково» назовите друг друга ласково (Саша-Сашенька, Ваня-Ванечка и. т.)

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Заячья зарядка»

Зайка серенький сидит

И под кустик глядит.

Наклонился вправо - пусто,

Наклонился влево – пусто,

Не растет в лесу капуста.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки согреть.

Зайка наш боится волка,

Смотрит в стороны он зорко.

Слева нет и справа нет.

Где же волк? Кто даст ответ?

На полянке на лесной

Зайки прыгают гурьбой

Прыг-скок, прыг-скок-

За кусток.

По кустам лесным

Лисонька шагает

И пушистым хвостом следы заметает.

Воспитатель : Я сейчас прочитаю рассказы о детях.

1-й рассказ-стихотворение

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте зря от Вити

Ждал я слова . (извините)

А слово -то какое - очень дорогое!

Воспитатель : Дети, как вы думаете, правильно поступил Витя? Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей) .

Воспитатель : Послушайте ещё рассказ.

Был вежлив этот мальчик

И, право очень мил :

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо» -говорил,

Нет, ежели вы вежливы ,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу - не берите!

С. Маршак

Воспитатель : Дети, можно ли этого мальчика назвать воспитанным. Вежливым ? Почему? (Ответы детей) .

Воспитатель : Ну и последний рассказ. Вам надо послушать и запомнить вежливые обращения .

Воспитатель : И так слушайте :

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут. А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо» , «Здравствуйте» , «Простите» .

Произносить он не привык,

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы простое слово ,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание;

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Воспитатель : Дети какие вежливые слова напомнило вам это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель : Без добрых слов никак нельзя ,

Вопросы :

1. За что вы говорите «спасибо» своим близким людям?

(Ответы детей)

2. Какое слово дружит со словом «спасибо» ?

3. (Ответы детей)

Воспитатель : Давайте теперь немного поиграем.

Воспитатель дает детям красивый мяч. Ребенок, который получил мяч, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что- либо доброе, а затем передать мяч следующему. Игра заканчивается, когда все в кругу поблагодарят друг друга.

Воспитатель : Ну, молодцы, много слов знаете .

Беседа по сюжетным картинкам.

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

Что делает девочка?

(Ответы детей)

Что должен сказать мальчик?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Когда мы говорим эти слова ?

(Ответы детей)

Воспитатель - Правильно, это слова благодарности . Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.

2) Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

Как надо поступить девочке?

(Ответы детей)

Что она должна сказать маме?

(Ответы детей)

Когда мы говорим эти слова ?

(Ответы детей)

Правильно, это слова извинения . Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

Что делают люди на этой картинке?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

Когда надо говорить эти вежливые слова ?

(Ответы детей)

Пора за стол, всё для еды накрыто

(Ответы детей)

Приятного желаем аппетита.

(Ответы детей)

4) Утром мама будит сына.

Что делает мама? Что она говорит своему сыну?

(Ответы детей)

Что отвечает ей мальчик?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова .

(Ответы детей)

Но-чтобы быть вежливыми , надо не только говорить вежливые слова , но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

Воспитатель :- Сейчас я познакомлю вас с двумя девочками и расскажу, что с ними произошло (воспитатель показывает детям сюжетную картину) .

5) Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.

Шар воздушный две подружки

Вырывали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар и две подружки

Посмотрели – нет игрушки

Сели и заплакали.

Воспитатель - Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?

(Ответы детей)

Воспитатель - Смогли ли они поиграть шариком? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель - Можно ли назвать этих девочек вежливыми ?

(Ответы детей)

Как правильно и вежливо надо было им поступить?

(Ответы детей)

Воспитатель- Молодцы, ребята, как много вы знаете, а умеете ли вы сами вести себя вежливо ?

(Ответы детей)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…»

(Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…»

(Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…»

(Спокойной ночи)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте.»

(так добры)

Воспитатель : Дети сегодня мы с вами сделаем открытки, и подарим их друг другу. Но прежде чем приступить к делу давай те немного разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

Воспитатель : Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе.

У каждого из вас есть заготовки для открытки. Вам необходимо из этих заготовок сделать открытку.

Вопросы :

1. О каких особенных словах мы сегодня говорили ?

2. Что вы изобразили на своих рисунках?

Все сегодня молодцы! Хорошо занимались, спасибо вам большое.

Тема: « Волшебные слова»

Задачи:

1. Учить детей поддерживать диалог.

2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.

3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.

4. Работать над выразительностью речи.

5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

Оборудование: Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости». Кукла Незнайка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он не знает волшебных слов. Поэтому ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.

А вы знаете эти слова? Поможете Незнайке?

Ответы детей: - (Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро.)

Воспитатель:- Произнося слово, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным.

Послушайте, как сказано об этом в одном из стихотворений. Подумайте, как можно его озаглавить.

(Чтение стихотворения)

(В. Корхин «Доброе утро»).

Солнышко ясное встало

Доброе утро! Сказало.

Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

Доброе утро!-

В ответ

Мне улыбнулся сосед

Доброе утро!-

Повсюду я слышу

Я слышу и вижу

В глазах у девчонок

В глазах у мальчишек

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

А без солнца темно

Доброе утро

Друзья, все равно

Доброе утро

И в холод и в град

Доброе утро!

Не зря говорят

Доброе утро

Велит быть добрей,

Ясней и упорней и веселей.

Придумано щедро;

Доброе утро!

Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение?

Дети: (« Доброе утро»).

Решение задач.

Воспитатель:- А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?

Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?

Воспитатель:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.

У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве?- удивился тот.

Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

Какие это правила?

Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.

Чтение стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк»

Воспитатель:- Задачки решили правильно. Послушайте стихотворение Б. Заходера и ответьте на вопрос: « Почему не шли друзья в гости к индюку?»

Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться

Веж-

ли-

вос-

ти!

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитанна!


Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньей, Свинья. -

Ждет тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они - балды-балды!

С высоты

Своего величия:

Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

Воспитатель:- Почему же звери не хотели идти в гости к Индюку?

Дети:- Потому что он сам был невежа, и обзывал своих друзей. А к такому невеже в гости никто идти не хочет.

Игра «Словарь вежливых слов»

Воспитатель: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?

Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания)

Чтение рассказа В. Осеевой. «Волшебное слово».

Воспитатель:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте внимательно и скажите, какое слово сказал Волшебник мальчику?

(Чтение рассказа).

Беседа по прочитанному.

Вы прослушали рассказ. Какое же слово сказал волшебник мальчику, какое слово ему помогло?

(Ответы……).

А как вы употребляете волшебные слова и где?

(Ответы……..).

Игра «Да или нет».

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Да или нет». Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечайте, но только одним из слов « да» или «нет».

1. Мальчики разговаривают во время показа кинофильма. Правильно ли они поступают?

Дети: Нет.

Воспитатель:

2. Девочка встретила на улице соседку-старушку и помогла ей донести сумку. Правильно сделала девочка?

Дети: Да.

Воспитатель:

3. Мама поехала в деревню к бабушке, и Сережа пожелал ей счастливого пути. Правильно сделал Сережа?

Дети: ДА.

Воспитатель:

4. Девочка уступила дорогу старенькой бабушке. Правильно сделала девочка?

Дети: ДА.

Воспитатель:

5. На перемене Петя налетел на учительницу, не попросив извинения побежал дальше. Правильно поступил Петя?

Дети: Нет.

Подведение итогов.

Воспитатель:- Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какие волшебные слова вы знаете?

Дети:- Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день….

Воспитатель:- Молодцы. На этом занятие Незнайка узнал много волшебных слов. Он вас благодарит и говорит большое спасибо.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх