Все про дреды. Дреды – модная прическа или ужасная безвкусица

На русском «ужасающие локоны»(dreadlocks) — такое название было дано этой прическе в середине 50-х годов жителями Ямайки. Конечно, ямайские растафари не были изобретателями этой прически, но именно благодаря им прическа обрела свое название и популярность. В разные времена дреды носили древние германцы, ацтеки, кельты, африканские племена, иудейские назареи, исламские дервиши, индуистские садху, христианы-копты. Хотя появление дред можно отнести еще к первобытному обществу. За неимением тогда расчесок и иных «принадлежностей современности» волосы первобытных людей спутывались, постепенно превращаясь в длинные колтуны.

Зачем делают дредлоки?

У эфиопских и ямайских растафари, заплетение дредов является частью негласного договора между «раста» и «Джа», - где согласно легенде, с наступлением конца света, Бог Джа протянет руку и выдернет их за дредлоки в небо, спасая от неминуемой гибели всего живого на земле. Таким образом дреды делают их непобедимыми

Иные верят, что дредлоки способны открыть в человеке способности к сверхчувственному познанию и ясновидению.

Для многих поклонников регги-исполнителя Боба Марли дреды являются символами свободы и мира.

Для некоторых дреды — способ экономить время, так как такая прическа практически не требует ухода и частого мытья головы.

Для представителей молодежных субкультур, дреды — способ самовыражения и форма протеста общепринятым правилам и бездуховности.

Однако для большинства дреды — стильная, эпатажная прическа, позволяющая выделиться из серой массы.

Виды дредов

1.Натуральные дреды — дреды из своих волос, при условии коррекции носятся в течение года и более. Такие дреды при большом желании можно расплести, однако, чем дольше вы их носите, тем сложнее будет распутать прическу. В большинстве случаев расстаться с ними можно только срезав «локоны». Поэтому их еще очень часто называют «опасными».


2.Индустриальные дреды — натуральные дреды с каркасом из проволоки/тонкого провода. Плюсы — весьма необычный внешний вид и долгая носка. Минусы — спать с железками в голове (не удобно и не приятно).


3.СЕ(single ended) дреды — безопасные (из искусственных волос) дреды с одним концом, аккуратнее чем натуральные дреды, в зависимости от выбора материала и цветовой палитры могут быть приближены как к натуральному цвету волос, так и сильно отличатся от него, нередки сочетания из двух и более цветов в одной дреде.


4.ДЕ (double ended) дреды — безопасные дреды с двумя концами, аналоги, во многом схожим с СЕ дредами, но в отличии от первых имеют два конца, благодаря чему достигается большой объем прически. Делать Де рекомендуется на волосы от 7 см длиной. ДЕ дреды, как и СЕ носятся от 2 до 3 месяцев.


5.Джа дреды — еще одна разновидность безопасных дредов, в отличии от предыдущих изготавливаются в заводских условиях, а не руками мастера. Это очень тонкие гладкие дреды с довольно большой цветовой палитрой. Сенегальские косички и брейды послужат отличным дополнением в создании прически из дредов такого типа.


6.Перманентные дреды — завитые дреды, выглядят безумно красиво, но требуют особо бережного ухода и руки опытного мастера.


Из канекалона или войлока стоит делать дреды?

Материалы для дредов

СЕ И ДЕ дреды могут быть выполнены из различных материалов, как правило, выбор стоит между войлоком, натуральными донорскими волосами и канекалоном.
При выборе между войлоком и канекалоном следует учитывать недостатки и преимущества каждого. С войлоком очень жарко летом, зато зимой можно ходить без шапки. Несомненными плюсами войлока является огромное разнообразие палитры и рисунков, к тому же, от войлока гораздо меньше чешется голова. Дреды из канекалона, в свою очередь, выглядят гораздо натуральнее и хорошо держатся, даже на не очень длинных волосах.
Слева на фото войлок, справа – канекалон.


Как делают дреды?

Существует множество методов плетения дред: начесывание, натирание шерстью, плетение руками, плетение крючком/струной. скручиванием, с помощью щетки и др. Суть любого из них — как можно сильнее запутать волосы, превратить локон в колтун, затем из получившегося колтуна методом валяния придать нужную форму дреду.

Научиться делать дреды в домашних условиях просто, но стоит учитывать, что это очень кропотливая, хоть и несложная, работа требует очень много времени и наличия помощника. В качестве руководства можно взять любое соответствующее видео.

Как делать безопасные дреды?

Стоит ли делать дредлоки?

Наслушавшись сплетен о дредлоках, многие посетители салонов сомневаются стоит ли делать эту прическу, поэтому хотелось бы развеять некоторые мифы:

1.Когда дреды надоедят — придётся побриться на лысо. Это может касаться лишь натуральных дред, так как искусственные дреды никак не навредят вашим волосам. Натуральные дреды также возможно распутать, в зависимости от времени носки, нужно будет заранее подготавливать (от недели и более) свои волосы к этой неприятной процедуре: мыть волосы каждый день с кондиционерами, использовать укрепляющие маски и т.д. Как правило, люди сами предпочитают остаться с короткой стрижкой (не обязательно бриться на лысо, достаточно лишь дождаться, чтобы ваши волосы отросли).

2.Хорошие дреды получаются только из волос африканской структуры .

Людям с африканской структурой волос легче иметь хорошие гладкие дреды, к тому же это, пожалуй, единственный тип волос, который можно довольно быстро «заплести» методом пренебрежения (оставить в покое и не расчесывать), но это не говорит о невозможности заплетения хороших дред из других типов волос.

3.Носители дред плохо пахнут и у них заводятся вши . При правильном уходе таких проблем не будет! Наличие дредов, может и сокращает частоту мытья головы до 1 раза в неделю, но никак не способствует разведению вшей. А если иногда мыть сами дреды мылом (шампунь опасен для ваших дред, шампунем моем только голову (свои волосы у корней)), то и проблем с запахами не будет.

Давно мечтала заплести дреды. Но прическа такая, что не все кто хочет может. Плюс я не представляла как на моих тонких волосах это получится и думала, что вдруг будет все еще хуже, чем с волосами. Но вот однажды я поняла, что могу это наконец-то проверить и испытать, и по совету бывалых дредастых заплела сначала безопаски.

Безопасные дреды

Безопасные дреды — это искусственный волос, заплетенный в дредины, которые накладываются на ваши натуральные волосы и снимаются через 1-2-3 месяца. Свои волосы от этого никак не страдают.

Безопасные дреды дали мне ощущение такой чудесной шевелюры на голове, что я их и себя заобожала сразу и поняла, что хочу такое навсегда.

  • Безопасные дреды — когда на каждую вашу косичку накладывается одна дредина из канекалона и выглядит это наиболее приближенным к натуральным дредам (у меня были именно такие).
  • Де-дреды — когда на каждую вашу прядь волос накладывается двойная дредина и шевелюра получается вдвойне густая и огромная.

Важно то, что мне в тот момент очень повезло с мастером. Даша (vk.com/dreadlockru ), одна из первых Московских мастеров, сейчас плетет в основном в Индии, иногда бывает в Москве. Даша заплела мне безопаски, немного сваляв корни и когда мы расплели безопасные дреды, то в этот же день заплели натуральные и мне было почти не больно. Вообще натуральные дреды у корней довольно больно заплетать.

Теперь я по-настоящему дредастая и пока думаю, что это навсегда.

Натуральные дреды, личный опыт. Что изменилось

С новым hair-style для меня изменилось всё. Это видимо просто «моя» прическа изначально, я всегда хотела ощущать себя именно так. Но не только это)). Сильно изменился мой круг общения.. и не только… Я всегда люблю идти в неизведанное, но последние годы «идти в неизведанное» для меня ограничивалось новыми местами и новыми путешествиями, образ жизни и круг общения не менялся, и я только по привычке думала, что «иду в неизведанное» каждый раз, когда еду в новые страны.. Нифига.

Путешествия могут стать привычным образом жизни, если их слишком много и они примерно в одном стиле..

Если что-то в нашей жизни действительно начинает меняться, то мы чувствуем это без всяких сомнений. Точнее сомнений как раз возникает очень много и постоянный вопрос «What the fuck I’m doing??» не дает покоя. Но об этом в другом посте, а то я кажется отвлеклась от темы.

Дреды на тонких волосах. Удобно ли с ними?

Итак, в красоте дред у меня сомнений не осталось, я обожаю как они выглядят, особенно если за ними вовремя ухаживать (подплетать раз в 3 месяца например).

Про удобство — Да! Мне с дредами намного удобнее, чем с волосами. Почему:

  • Не нужно расчесываться и делать укладки, встал утром, завязал узел и пошел нарядный.
  • Не нужно мыть голову)) — звучит странно, но в длительных походах и путешествиях это особенно актуально, а голова моя быстро привыкла к отсутствию постоянного душа. Я мою голову примерно раз в 1-2 месяца, а если сильно хочется, то завязываю дреды узлом на макушке и освежаю душем только кожу головы.

  • Можно купаться в море сколько угодно — для дред это даже лучше. И прическа после воды не изменяется и голову после моря мыть не обязательно.

  • Важный момент — можно ездить на байке и не париться, что волосы, то есть дреды в это время разлетаются по ветру, не нужно убирать их под шлем, в отличие от волос, которые от езды на байке у меня все спутывались и ломались на концах.
  • В результате дреды отрастают быстрее и длиннее, чем тонкие волосы, которые вечно секутся и ломаются.

Можно делать разные прически, заниматься спортом, не бояться любого климата — например в Тае мне приходилось собирать волосы в хвост постоянно, тк жара делала их прилизанными в первые же часы.

Минусы дредлоков

Я ношу дреды всего год и для меня минусов пока нет. Есть некоторые не очень удобные моменты — сон и занятия йогой: дрединки приходится перекладывать и поправлять при выполнении некоторых асан или не забывать завязывать узлом на ночь, чтобы они не занимали всю территорию. Но в принципе всё это не проблема.

Посмотрим, лет через 10 может будет больше минусов, вернусь и допишу.

У кого заплести дреды в Москве, Индии, Новосибирске и тд.

Из-за постоянных путешествий сложно каждый раз находить мастеров для подплетения. Хороший мастер — это как ваш стилист или парикмахер, это очень важно. И дреды можно испортить.

  • В Индии (и иногда Москве) мой любимый и первый мастер — Даша (vk.com/dreadlockru ).
  • В Москве мой любимый мастер по дредам — Юля (vk.com/uka0525 ).
  • В Новосибирске (+Мск, Спб и тд) — Зарема (vk.com/zaremjan ).

Если вы знаете других крутых мастеров, можете рекомендовать в комментариях.

Вы можете оценить эту статью:

Как можно больше креативности и оригинальности желает добиться в своем внешнем облике современный человек. Представители некоторых субкультур внесли в моду ношение необычных косичек, напоминающих скатанные волосы. Их называют дредами, дредлоками, локами. Внешне эта прическа напоминает голову льва. Сегодня каждый знает, что такое дреды. Фото в статье дают понять, что они бывают разных структур, оттенков и длины.

Глубокие корни

Эта прическа появилась очень давно, еще во времена мамонтов. Ведь дредом можно назвать естественное состояние свободных волос, которые не стригут, не моют и не расчесывают. Что такое дреды? Фото этих своеобразных косичек вы можете наблюдать в статье. А вот как появилось такое название - дредлоки? В 50-е годы XX столетия представители одной их культур растафари на Ямайке придумали свалявшимся локонам наименование dreadlocks. Эта прическа просто шокировала современников. Растафари же считают, что тому, кто носит такие косички, будет послано мужество и сила. А само слово "дрэдлокс" означает "жуткие локоны".

Ношение локов было присуще не только африканцам и индусам, но и древним германцам, ацтекам, кельтам, тихоокеанским народам. Изначально такую прическу создавали естественным валянием волос и закрепляли воском. Такие дреды невозможно было распутать, только состричь. Современные технологии позволяют сделать щадящие дредлоки, которые расплетаются.

Современная роль и популярность

Сегодня многие неординарные личности, желающие удивлять окружающих необычным образом или неожиданной сменой имиджа, выбирают тот или иной вид дредлоков. Очень много разновидностей получила уже прическа с дредами. Фото статьи доказывают, что эти искусственные колтуны научились укладывать в оригинальные прически. Популярность дредов с каждым годом растет. Очень модными стали цветные локи.

Вы уже имеете представление о том, что такое дреды. Фото дадут вам больше представления о современных дредлоках. Для создания дредов не требуется какая-либо завивка или химическая обработка, их сваливают естественным способом и придают форму шнуров. Сегодня научились даже делать кудрявые локи. Иногда для поддержания их формы внутрь вставляют проволоку. Некоторые предпочитают тоненькие дредлоки, а другим нравятся крупные колтуны.

Основные виды дредлоков

Популярность локов привела к разработке многих вариантов плетения этой прически. Больше всего она подходит для вьющихся по своей природе волос, поэтому ее чаще всего выбирают представители африканской расы. Им точно известно, что такое дреды. Фото девушек и парней с темной кожей и локами можно увидеть в данной статье. Многие воспринимают дреды как стильную, эпатажную прическу, позволяющую отличиться в серой массе. Вот самые распространенные виды дредлоков:

Дреды для девушек

Дреды сами по себе образуют эффектную прическу. Отлично смотрятся оригинальные узлы, которые собирают различными резинками и заколками. Для девушек с дредлоками отлично подходит "мальвинка", собранная на затылке. Многие модницы плетут из локов широкую косу или делают конский хвост. Фото девушек с дредами говорят об их оригинальности.

В профильных магазинах для дредлоков можно приобрести специальные кольца, украшения в виде подвесок. Женственным вариантом будет свободно собранный на затылке узел. Также ниже вы можете наблюдать фото коротких дредов у девушек.

Мужские дреды

Многим нравятся модные и неприхотливые мужские дреды. Фото доказывают, что парни делают их на длинных и коротких локонах. Небольшие жгутики на голове имеют задорный вид и не утяжеляют прическу. Для того чтобы сделать локи, мужчинам необязательно иметь длинные пряди. Даже обладатели коротких стрижек могут нарастить себе дреды из искусственных материалов.

Брутальные мужчины сочетают локи с выбритыми висками. Профессионально выполненные колтуны выглядят креативно, за ними не нужен особый уход, они делают прическу объемной. Ниже вы увидите фото мужских дредов (коротких).

Способы плетений

Варианты выполнения дредлоков еще называют плетением. Многим интересно узнать, как делают дреды. Фото статьи свидетельствуют, что выполняют их разными методами. Современные дред-мастера применяют множество способов:

Дреды с удлинением (канекалон)

Предлагаем один из способов плетения рассмотреть более подробно. Это довольно популярный метод с использованием синтетического материала (канекалона), который можно купить в различных тонах, даже в светящемся ультрафиолете. Преимущество этого способа в том, что такие накладные дредлоки можно снять в любой момент без повреждения собственных волос. Структура канекалона немного напоминает мочалку. Он не выносит высоких температур, поэтому нужно исключить сушку прядей феном и походы в сауну.

Для процедуры плетения используют воск, шампунь, резинки и синтетические пряди. Сначала волосы разделяют на квадраты по 2 см. Каждую прядь фиксируют резинкой. Дальше приступают к плетению. Каждую маленькую прядь разделяют на три части, к одной из них добавляют канекалон и заплетают косичку. В конце локи закрепляют резинкой. После этого небольшим количеством канекалона каждый колтун обкручивают по всей длине и фиксируют резинкой. Каждый дред обрабатывают воском. Такую процедуру проделывают со всеми прядями.

Тема достаточно необычная для «волосоманьяков», не правда ли?
Но иногда хочется попробовать что-то необычное! Делюсь своим опытом и опытом моего мужа в ношении «безопасных» и «опасных» дредлоков!

Заранее прошу прощения за замазанные водные знаки на фото. Очень уж сложно найти хорошо раскрывающие всю суть фото без них, чтобы не нарушать правила модерации.

Для начала немного «мат.части».
Что же такое «дреды»?

Дредлоки, локи, дреды (от англ. dreadlocks; устрашающие локоны) - наиболее известное наименование спутанных в локоны волос, которые образуются естественным (если отказаться от ухода за волосами длительное время) или искусственным путём (благодаря определённым методам спутывания волос в локоны).

Какие бывают дреды?
«Опсаные» или самые настоящие дреды. Плетутся из собственных волос. Есть много методов валяния (скручивание, начесывание, натирание шерстью).
Я лично сталкивалась только с плетением крючком, говорят, это самый профессиональный метод.
Дреды съедают длину волоса. В зависимости от умений мастера потеря длины может составлять от 1 см и более. По опыту скажу, что треть длины в среднем уходит. Свои дреды всегда можно удлинить канекалоном, а потом так же спокойно его снять.
Толщина дредов обсуждается с мастером. От выбранной вами толщины и изначальной густоты волос будет зависеть количество дред на голове. Проанализировав работы знакомого мастера, могу сказать, что цифра может варьироваться от 40-50 штук до 200.
Вопреки общественному мнению дреды из своих волос можно расплести и даже сделать это самому. Потеря волос составит 30-50%, если не учитывать стрижку потом. Но для кого-то это может быть лучше, чем бриться на лысо.

Заплетение

Расплетение

«Безопасные» дреды - это дреды (из искусственного материала - канекалона или войлока), которые крепят на свои волосы (при этом свои волосы в дреды не плетут, а заплетают косичку), и носят их в среднем 3-4 месяца, после чего снимаются без особого ущерба волосам (потери при расплетении зависят от типа волос). Длительное ношение безопасных дред (от 4-х месяцев и более) чревато последствиями, т.к. свободные у корня волосы без длительного ухода (расчесывания) начинают путаться в натуральный дред и тогда потери при расплетении будут крупнее.

«Безопаски» так же имеют несклько видов. Постаралась найти фото максимально показывающее крепление.

1. DE-дреды (Double Ended – дреды с двойным концом) – пожалуй, самая креативная категория искусственных дредлоков. Они представляют из себя длинный дред, согнутый пополам. Прядь волос крепится к середине лока. Грубо говоря выходит так: 1 своя коса (база) = 2 конца дреда. Дреды могут быть однотонные, разноцветные, спиральные, с переходом цветов, омбре. Могут быть классические (гладкие), облегченные, под натуральные, треш-дреды, дредокосы. Из них можно делать шиньоны.

2. Джа-дреды – готовые локи от производителей. Отличаются от DE-дредов только тем, что они очень тонкие, что трудно сделать вручную. Плетется от 100 до 140 баз. Соответственно, это может быть до 280 концов. Очень красивые, эффектные, блестящие локи. Но, как и всё, что произведено на фабрике, а не индивидуально, менее качественные и ноские.

3.SE-дреды (Single Ended – дреды с одним концом) – принцип изготовления и крепления этих дред тот же, что и у DE. Только 1 база = 1 дред.

Итак, мы изучили основы, можем перейти к самому интересному - опыту!
В какой-то период жизни дреды очень привлекали меня. Я до сих пор считаю это красивым, если работа сделана качественно.
К сожалению, фото лучшего качества не нашла. Будем использовать что есть.

Конечно, дреды из своих волос выглядят намного гармоничнее. Но к такому я была не готова скорее всего потому, что в случае расплетения не хотелось терять много волос. Поэтому первым моим опытом знакомства с дредами были 4 дреда из своих волос с вплетенным канекалоном на затылке.

Плюсы:
- Не дорого
- Быстро
- Возможность испортить минимальное количество волос

Минусы:
- Мешается при уходе за волосами
- Не все прически возможно сделать
- При ненадлежащем уходе (дреды нужно ежедневно валять у корней) в дред впутываются остальные волосы

Ходила я с ними года 4. Сначала с канекалоном, потом я его сняла (у мастера). В один прекрасный момент они мне надоели и я сама дома вилкой расплела их.

Итог: если хочется экспериментов, такой вид украшения волос максимально безопасен, долговечен, прост. Даже сейчас, когда за длину и внешний вид волос я переживаю в разы больше, несколько своих дред при желании сделала бы.

На волне увлечения дредами, я не могла не попробовать «безопасные дреды». Я выбрала для себя вариант D.E., так как с ним прическа объемнее. Носила я 2 варианта: тонкие, короткие под натуральные и толстые, длинные, облегченные.



От плетения, конечно, зависит многое. С тонкими дредами я была похожа на лысую первые дни, пока волосы у корней не распушлись. Далее до снятия мне везде мерещились залысины. С толстыми дредами было куда лучше, но за счет облегченности они выглядели менее натурально и за все постоянно цеплялись из-за неплотного валяния.
Срок носки по 3 месяца.

Плюсы:
- Нет необходимости частого ухода. Естественно не мыть голову не вариант, но делать это можно намного реже.
- Изменение внешности на недолгий период. Подойдет для тех, кто работает с определенным дресс-кодом. Можно в отпуск сделать.
- Один раз вам сваляли дреды, а снимать и заплетать их можно несколько раз.

Минусы:
- Достаточно затратно по деньгам и времени. Канекалон+валяние его мастером+само приплетение. Одно заплетение займет полдня.
- Первые дни болезненные ощущения на коже головы. Косички заплетаются туго, кожа болит и чешется.
- Специфический уход. Не мыть голову тоже нельзя, может появится неприятный запах «мокрой псины», перхоть.
- Явно ненатурально.
-Снятие отдельная тема. Снять такие дреды можно самой. Процесс долгий и неприятный. Во-первых, очень жирно: пальцы, расчески и все вокруг покрывается слоем кожного сала и кусочками всего, что за время ношения в волосы попало. Во-вторых, волосы все же выпадают у нас каждый день, но деваться им в косе некуда. Из-за этого возникают спутывания, что осложняет расчесывание. Ну и в-третих, чисто внешне кажется, что вы просто облысели: объем меньше, а вычесанные волосы просто везде в огромном количестве.

Итог: нет, никогда больше, спасибо!

Как я уже упоминала, на свои дреды я не решилась. Решился муж! Всем нужны перемены, а работа в какой-то момент позволяла.

Плюсы:
- Красиво
- Удобно

Минусы:
- Дорого и долго.
- У мужа в принципе проблемная кожа головы, но как она начала шелушиться и чесаться с дредами не передать.
- Дреды очень хорошо впитывают запах. Возможен запах не мытой головы (но пахнет кожа, а не сами дреды, это не смертельно, достаточно протирать кожу влажной ваткой). Лично меня это смущало.
- Необходим особенный уход, валяние у корней ежедневно (иначе дред истончается), подплетения.

Как итог: через полгода муж их сбрил. Если вдруг захочет еще, буду отговаривать!

Вот такой вышел пост)
Даже если Вас не очень заинтересовала тема, готова выслушать отзывы и предложения. Первый опыт такого длинного информационного поста.
Спасибо!

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх