Речевое занятие в старшей группе на тему. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие по развитию речи в старшей группе

МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

Воспитатель: Л.М. Барсукова

г. Губкинский 2014

Программное содержание:

  • Развивать понимание смыслоразличительной функции звука.
  • Называние слов с заданным звуком (С; С*) .
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать способность к пантомиме.
  • Воспитывать доброжелательность.

Материал:

Шарик с изображением клоуна, предметные картинки, игрушки зверушки.

Ход занятия:

Как, по-вашему, ребята, можно ли на дороге найти загадку? (ответы детей)

-Вот послушайте, что я вам расскажу. Иду я сегодня в детский сад и вдруг вижу... загадка:

Кто носит шляпу на ноге?

-Полюбовалась я этой загадкой и собралась было дальше идти, как вдруг летит навстречу вторая загадка:

А кто носит свой дом на спине?

-Вот так дорога, думаю, загадка на загадке! А ну, под ноги гляну- не на загадке ли стою!? И правда, на загадке:

Вдвоем одно несут, вперегонки бегут. (ноги)

Что это за дорога такая и куда она ведет? Я думаю, что ведет эта дорога в Играй- городок. Ну, что, отправимся вместе в Играй- городок?! Я загадки нашла, а вы отгадали. А вот наши знакомые Тигренок и Кролик, (дети здороваются с игрушками)

Спрашиваю у зверят, во что это они играли? Тигренок на ухо сообщает, что игра называлась «Маленький клоун» .

Заранее приготовить шарик, на котором нарисован клоун в большом колпаке, не надутый шарик в кулаке.

Спрятался ловко в моем кулаке Маленький клоун в большом колпаке.

Ну-ка, сама на него погляжу,

Если хотите и вам покажу,

Только сначала вам нужно назвать Несколько слов со звуком «С» ,

Скажем, пять.

Дети называют пять слов. Воспитатель подносит шарик к уху, прислушивается, что скажет клоун.

Кажется, он говорит, что маловато слов и хочет чтобы дети назвали слова со звуком «С*» (называют)

Пора показать клоуна. Прошу закрыть глаза и дружно, хором сосчитать до пяти.

Ребята, вам понравилась игра?

Спасибо вам, Тигренок и Кролик, за новую интересную игру.

А теперь встаньте в круг. Возьмите шарики (мысленно) , но шарик у нас с дырочкой, слышите, когда я его сжимаю, воздух выходит с-с-с. А теперь вы жмите свои шарики, пусть из них выйдет воздух. И вместе с Тигренком и Кроликом возвращаемся на стульчики.

Ребята, а живого клоуна вы видели?

За что мы любим клоунов?

А как по-другому можно назвать клоуна? (комик, весельчак, шут, скоморох)

Ну, молодцы, ребята. Вам нравится в Играй- городке? Но с чем же мы пришли в гости к Тигренку и Кролику? Что-то мы не подумали, о том, что в гости ходят с подарками, гостинцами и сюрпризами. А знаете что? Давайте-ка подарим нашим друзьям новую игру. Она называется «Угощаю» . Вставайте-ка в круг. Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, положит его на ладошку и угостит своего соседа. К примеру: мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю ребенка. Он поблагодарит, наверное? И съест. А своего соседа угостите чем-нибудь другим. Как только вы все съели, угостите зверят. Вот уже и зверята наелись сладостей.

Тигренок:

Спасибо, вам, ребята. А у нас в запасе есть еще одна игра, она называется «Слово на ладошке»

Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке,

Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в Слово!

У Тигренка есть корзинка в которую они с Кроликом «собирают» Слова. Давайте поищем слова... ну, скажем, в воде!

Дети кладут в корзинку по слову: рыба, водоросли, ракушки, камешки и т.п.

А в кармане они есть? А на полу? На потолке?

По-моему, мы хорошо поиграли в Играй- городок, но не пора ли нам возвращаться в детский сад? Конечно пора! Давайте попрощаемся с друзьями. До свидания!

До свидания, ребята. Приходите к нам еще и приготовьте новую игру.

Открытое занятие в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи: Образовательные:

Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;

Развивающие:

Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Дети входят под песню «В гостях у сказки»

Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Скажите, а вы любите сказки? (ответы детей) Какие ваши любимые сказки? Предлагаю вам ненадолго оставить детский сад и отправиться в сказочную страну. А на чем можно отправиться? У меня есть ковер самолет. Становитесь все скорей.

Звучит песня «Ковер самолет»

Дети встают на ковер и закрывают глаза.

Отправляемся друзья

В чудо сказку - вы и я. (одеваю платок)

Вот мы и прилетели! Посмотрите здесь какой-то сундучок. Как вы думаете что в нём? Давайте посмотрим что там лежит! Дети по очереди вынимают предметы из сундучка и называют с каким героем и с какой сказкой ассоциируется этот предмет (– золотой ключ (Буратино, яйцо («Курочка-Ряба», пирожок («Маша и медведь», стрела («Царевна-Лягушка», аптечка («Доктор Айболит», тесто («Колобок», миска («Три медведя», домик («Теремок») синий шарик (Вини Пух), скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка) , самовар (Муха Цокотуха) .

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем

Колобок – румяный бок поочередно пальчики

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши)

Звучит музыка

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Здравствуйте ребятишки! Узнали меня?

Ну конечно я Баба-Яга, а вы кого ждали? Наверно Василису Прекрасную!

(радостно и насмешливо) : Ха-ха-ха! Вы слышали новость? Змей Горыныч решил всех героев переловить, в свою пещеру утащить и никому больше не отдать. Некоторых поймал, а другие сами разбежались, попрятались. А меня и разбойников – злодеев оставил – мы же вредные, да противные.

Случилась беда, а ты, Баба-Яга, радуешься! Нужно спасать сказочных героев! Верно, ребята? Пойдем с нами, покажешь путь, поможешь.

Баба-Яга: Ну да, конечно! Чтобы меня Змей Горыныч тоже заточил под замок? Нет уж! Хотя, мне среди разбойников скучно… Но помогать вам не буду – сами справляйтесь!

Ну что же, тогда пойдем мы на помощь сказочным героям!

Убегая Баба-Яга роняет листочки. Поднимаем, разглядываем.

Ребята, да это же страницы из книг, картинки с изображением сказочных героев разорванные на части. Надо бы их собрать. Вот и узнаем, кого Змей Горыныч поймал.

Дети собирают обрывки и складывают их в целую картинку.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело)

Кто у вас получился? А из каких сказок эти герои?

Змей Горыныч перепутал названия сказок. Надо их исправить.

«Гадкий котенок».

«Три волчонка».

«Солнечная королева»

«Петушок Ряба»

«Иван – царевич и зеленый крокодил».

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Царевна-индюшка»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

"Зеленая шапочка»

"Кот в валенках"

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПО СКАЗКЕ

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Предлагаю отправиться в сказку три медведя.

Три медведя шли домой (ходьба на месте)

Папа был большой – большой, (поднять руки вверх, встать на носочки)

Мама с ним, поменьше ростом, (руки, согнутые в локтя,. перед грудью)

А сынок – малютка просто (присесть)

Очень маленький он был, (покачивания из стороны в сторону)

С погремушками ходил (как бы погреметь погремушкам)

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы должны вспомнить вторую.

1. Домовёнок (Кузя)

2. Василиса (Прекрасная)

3. Старик (Хоттабыч)

4. Почтальон (Печкин)

6. Синьор (Помидор)

7. Мышка (норушка)

8. Лисичка (сестричка)

9. Лягушка (квакушка)

10. Дядя (Фёдор)

11. Кащей (Бессмертный)

12. Старуха (Шапокляк)

13. Крокодил (Гена)

14. Крошечка (Хаврошечка)

15. Сестрица (Алёнушка)

Змей Горыныч не только путает все наши сказки но и вредит героям. Вот он перепутал все зернышки, которые перебирала Золушка. Но мы не бросим ее в беде. Давайте поможем Золушке чтобы она не опоздала на бал.

Дети раскладывают зернышки под «Песню Золушки»

Отгадайте про кого эта загадка?

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок)

Что-то давно я не встречала Колобка. А вы? Надеюсь Змей Горыныч не причинил ему никакого вреда.

Психогимнастика:

Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки) .

Покажите с помощью рук, как катится Колобок.

А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как и бочок у Колобка.

А теперь изобразите сначала грустного, а потом веселого Колобка.

Давайте о колобке скажем, какой он (дети передают Колобка друг другу и придумывают прилагательные) .

Вот как много слов о Колобке мы сказали! (дети садятся на стульчики) .

Как вы знаете, в сказках хорошие персонажи, а есть плохие. На кого из героев сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей) .

– У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты характера в положительные.

Лживый – правдивый

Трусливый – храбрый

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Ленивый – трудолюбивый

Глупый-умный

Слабый-сильный

Грязный-чистый

(Музыкальная викторина)

4. Песня Буратино (Финал)

5. Песенка козы (сказка семеро козлят).

6. Песенка Карлсона

7. Песенка Вини Пуха

Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел. Мы помогли героям сказок. Кому мы с вами помогли? (ответы детей) .

Ну а теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр- самолёт и он отвезёт нас в детский сад.

1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем

вот и в группе мы опять,

можно глазки открывать (снимаю платок сказочницы)

Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же

Удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

Добрыми, как Емеля

Обаятельными, как Чебурашка,

Хозяйственными, как Матроскин,

Трудолюбивыми, как Золушка,

Находчивыми, как Кот в сапогах.

В каких сказках мы с вами побывали?Ребята, вы всегда сможете встретиться с любимыми сказочными героями на страницах книг. А сейчас я хочу подарить вам памятные сувениры – книги с вашими любимыми героями!

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Составлен

воспитателем МБДОУ

«Детский сад № 34 «Крепыш»

Ефимовой Наталией Евгеньевной

Новочебоксарск- 2015 год

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли ! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Замок, мы открыли, молодцы!

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город!

Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

Груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

Тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

Помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

Клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

Укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

Гру – ша, сли – ва, ли – мон , пер – сик, аб – ри – кос ,

а – пель – син, ман – да – рин , яб – ло – ко.

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду ) Кто ухаживает за садом? (садовод )

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые )

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

«Что лишнее? »

Самолет, вертолет, истребитель, дерево

Апельсин, катер, теплоход, лодка

Машина, мотоцикл, кузнечик,

Велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята,скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

4 задание

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

5 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

«Назови признаки»

В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева…

Сумка из кожи…

Если ручка сделана из пластмассы, то…

Мальчик с широкими плечами-…

Дом из кирпича…

Блюдце из фарфора…

6 задание

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудн о?


Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»),

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, истории, басни, стихи.

Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Нет.)

Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)

Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.

С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (С волком.)

Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.

А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)

- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти —

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е-е!

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Из-за чего возник спор у баранов?

Кто из баранов победил?

Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)

Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?

Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?

Как поступали вы?

Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?

Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:

1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»

2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.

3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.

4. Предложить играть вместе всеми игрушками.

Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).

А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).

Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.

Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)

- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.

Два петуха издалека

Увидели зерно.

К нему рванулись петухи,

А зернышко - одно.

Одна крупинка на двоих,

Раздорам нет конца.

Лишь честный бой рассудит их -

Решили два бойца.

Краснеют гордо гребешки,

Стоят два петуха,

Два клюва - только прикажи,

Посыплется труха.

Пока не остывает пыл,

Кидайся напрямик!

Но петухов остановил

Какой-то шум и крик.

Глазам своим два петуха

Поверить не могли:

Мальчишки, словно петухи,

Катаются в пыли.

Никак мириться не хотят

Два вздорных драчуна.

И пуговицы в пыль летят,

И бровь рассечена.

А ссора - из-за чепухи:

Словечко лишь одно...

Подобной драки петухи

Не видели давно.

И петушиный пыл потух

Перед двумя детьми,

И петуху сказал петух:

«Зерно твое, возьми!»

Ведь драка из-за пустяков

Со стороны смешна,

Совсем как битва петухов

Из-за того зерна!

Из-за чего произошел спор у петухов?

Что остановило петушиный бой?

Из-за чего произошел спор у мальчиков?

Почему петухи решили остановить битву?

Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна...)

В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была,

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

Вам понравились девочки?

Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)

Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).

А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).

Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?

Вы хотели бы так дружить?

Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)

Описание : Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «В стране сказок». Данный материал будет полезен воспитателям старших дошкольников, а также для студентов педагогических колледжей. Это конспект занятия по развитию речи направленного на воспитание интереса детей к сказкам и театрально-игровой деятельности.

Занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»

Программное содержание : Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Демонстрационный материал: Пано для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, куклы театра на косынке и куклы театра на верёвках.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.

Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).

Для чего они вам? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка.

Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)

Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

Дети: Да, поможем.

Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или

Вторая сказка под цифрой 2

Отгадайте сказку по загадке:

«Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Следующая сказка под цифрой 3

Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)

Ну молодцы.

А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:

«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование):

Гребешок петуха - петушиный, лапы медведя - медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.

Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?

Дети: «Заюшкина избушка».

А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)

Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У зайчика была лубяная избушка.

А, что значит лубяная? (деревянная)

А у лисы какая избушка?

А, что случилось с зайчиком в этой сказке?

(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

А кто помог зайке в его беде?

(собака, медведь и петушок)

Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)

Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)

А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)

А теперь давайте с вами поиграем

Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать? Есть у меня куклы и вы сейчас будете артистами, а кто-то из вас будет зрителем (по желанию детей). Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на верёвках из театра)

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Сказочница:

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.

Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх