Зачем наряжают елку на новый год. Почему на Новый год наряжают именно елку

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда


По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.
В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.


Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.


Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.
В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции... петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.


Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Почему на Новый год наряжают елку Работа ученицы 4 класса Кудзиевой Ирины

Ёлочку лесную в гости мы позвали, До чего ж она нарядная, Ёлка в нашем зале…, Почему к ёлке такое особое отношение, почему в стихах она оживает и самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника?

Мне стало интересно мнение других ребят. (25 человек) Вот, что они думают: Какие ассоциации у вас возникают со словом «ель»? Новый год- 7 ч. подарки- 2 ч. праздник- 1 ч. зима- 1 ч. колючки - 3 ч. хвоя- 2 ч. дерево- 1 ч. шишки - 1 ч. пушистая, высокая, зеленая- 6 ч. ничего- 1 ч.

Ставите ли вы на Новый год елку? Какую? Ставим- 25 Настоящую- 24 Искусственную- 1

Почему вы ставите елку? Новый год- 6 Традиция- 2 Весело- 7 Подарки- 2 Дед Морозу будет приятно- 3 Чтобы красиво было- 4 Праздник- 1

Да,есть такая интересная традиция: украшать ёлочку на Новый Год. Многие люди следуют этой традиции. Наверняка, почти каждый из нас задумывался над тем почему мы наряжаем именно ёлку и что она символизирует?.. И вообще, как давно к нам пришла традиция наряжать вечнозелёное дерево?

Читая книги, общаясь с учителем, я выяснила, что, оказывается, обычай встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи - как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.

Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуются особым расположением Солнца-главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев, именно поэтому в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Поэтому древние германцы, встречая «перелом зимы», украшали свои жилища еловыми ветвями, символизирующими вечную жизнь и пробуждающуюся природу.

Я решила поискать ответы на эти интересующие меня вопросы и заглянуть далеко в прошлое.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда.

Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки.

Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее.

Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Так ёлка, путешествуя, дошла и до России В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е годы XIX века. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду.

К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним подарки.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет."

В заключение хочется напомнить всем людям: относитесь бережно к природе, к окружающему миру. Пусть в наших домах на праздник будут ёлочки, но искусственные, сделанные своими руками, а в парке, в лесу мы будем наслаждаться ароматом «живых» сосен и елей. Ведь, если когда - нибудь, мы вырубим все ёлки, их…не будет. А я хочу, чтобы лесная красавица - ёлка ЖИЛА!

Все мы смотрели про "Ёлки" и, наверное, многие из вас задаются вопросом почему елки, ведь речи об этом прекрасном дереве в принципе не идет. Поясню одно, что елки стали символом в России и по всему миру. А почему именно елка расскажу далее.

Так, почему именно ёлка? Обычай наряжать ёлку был ввезен в Россию с Европы. Это произошло еще в 18 веке, первая елка как и многое другое (картошка, флот) была украшена в России еще при Петре I. Так получилось, что люди с давних времен верили, что душа умершего человека переселяется в дерево. Души могут быть как добрые, так и злые. Именно поэтому принято украшать ёлку на Новый Год, чтобы задобрить духа.

Так, все таки почему же ёлка? Ель остается зеленой на протяжение всего года. Наши предки верили, что деревья, которые круглый год остаются зелеными это любимчики Бога Солнца. Бог Солнца считался главным Богом во многих культурах. Поэтому выбор остановился на них.

Как было сказано ранее, первым решил ввести обычай Петр I, но обычай не прижился почти на 100 лет. Только в 1852 году в России появилась первая публичная ёлка. В СССР поначалу эти деревья считались буржуазным атрибутом и были под запретом (трудно поверить!). Но в 1935 году запрет был снят, а с 1949 года 1 января было объявлено выходным днем.

Кстати, сначала елки украшали разными фруктами и прочем: яблоками, орехами, печеньем. Такие украшение впервые появились в Германии. После этого они намного изменились. В годы войны игрушки делали из ваты и прочих подручных материалов. Но потом их стали производит как целый новый рынок. Первый стеклянный елочный шарик был изготовлен в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Там же впервые было налажено и серийное производство елочных игрушек. Сейчас их можно встретить на любой вкус и цвет. Писк моды среди елочных игрушек сегодня – небьющиеся шары из стеклопластика. Их ассортимент с каждым годом расширяется. Предлагаются шары зеркальные, матовые, «мраморные» и «заснеженные» – самых разных цветов. Необычные украшения – зеркальные мозаики и прозрачные фигурки: ангелочки, зонтики, туфельки

23.12.2016

Почему наступление Нового года сопровождается елочной атрибутикой? Зачем на Новый год ставят и наряжают именно елку? Объяснения этому находятся в исторических событиях и пристрастиях людей. О том, что люди всегда придавали деревьям сакральный смысл, не подлежит сомнению.

Елка, как символ Нового года в царской России

Считается, что попытка сделать символом Нового года елку, принадлежит Петру I. Установленный его указом новый порядок летоисчисления, от даты рождения Иисуса, должен был сопровождаться, по примеру празднования Рождества, данным атрибутом. Своеобразный толчок в России к возведению елки в чин, сперва только рождественского дерева, был дан в Петербурге в конце 30 годов XIX века.

Сакральный элемент елки на Руси

Вера в таинственные возможности деревьев и кустарников предопределяла их роль в обществе. Славяне издревле особо почитали хвойные породы (и ель, в первую очередь), находя в них умиротворение, жизненную силу и символ бессмертия. Повязывая на ветках хвойных деревьев цветастые лоскутки тканей, люди на Руси подчеркивали значимость и влияние выбранной ели, сосны, кедра или можжевельника на происходящие события и явления.

В тоже время, судьба ели на Руси традиционно пересекалась с людской печалью. В древние времена существовали следующие обычаи (некоторые соблюдаются и в наши дни).

  • По ходу похоронной процессии выкидывать на дорогу еловые ветки.
  • Не высаживать ели возле дома.
  • Самоубийц хоронить между двумя елями.
  • Еловые стволы нельзя использовать для строительства жилья.

Именно поэтому долгие годы после императорского указа Петра I елка никак не могла на Руси стать символом Нового года.

Как елка стала символом Нового года в СССР

После прихода к власти большевиков, рождественские елки и праздники были отменены. Лишь в конце 1935 года И.В. Сталиным было произнесены слова о необходимости жить лучше и веселее, а для детей встреча Нового года должна сопровождаться развлечениями, одним из атрибутов которых должна стать елка, наряженная игрушками и гирляндами.

Новогодние «елки» и их украшение в странах мир

Встреча очередного календарного Нового года народами планеты не отмечалось до середины XIX века. Значение имел день зимнего солнцестояния, день перехода к весне. В последние столетия христианской эпохи величие главного зимнего праздника стало доставаться Рождеству. На его примере и на основании многовековых традиций постепенно вошло в привычку делать символами Нового года различные деревья и кустарники.

Египту принадлежит первенство в привлечении к событиям Нового года дерева, а конкретнее - пальмы. Ее ствол, как и новогодняя елка, наряжается гирляндами. Аналогично поступают многие народы Африки. Для восточных стран: Японии, Кореи, Китая, - в почете цитрусовые деревья. Их выращивают в горшках или кадках, а плоды срывают уже за столом.

Для жителей Центральной Америки символом Нового года стали веточки кофейного дерева, усыпанные красными плодами. Для Греции милее и ближе к сердцу жителей - гранатовое изобилие. Самый спелый плод хозяином дома бьется об стену с целью увидеть разброс зерен. Обширный разброс зерен разбитого граната предсказывает в наступающем году достаток и счастье.

Для католических стран елка является выражением признательности Христу за его появление, его учение и влияние на историю. Ее устанавливают к дню его рождения - Рождеству. И стоит наряженная елка до и после наступления календарного Нового года.

Вечнозеленая, с разнообразными сверкающими украшениями, елка стала все больше становиться одним из главных новогодних объектов в семье, школе, в организациях, а также на центральных площадях городов и сел. Новогодней елке посвящаются стихи, песни, частушки. И теперь известно о том, что в каждой стране, в каждом уголке планеты существуют свои символы деревьев, кустарников, цветов и прочей растительности, создающие атмосферу желанного удивительного праздника - встречи Нового года.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх