Что за праздник рождество. Ужин с семьей и крестными

Католическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Связано это с тем, что юлианский календарь, в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки. В результате каждые 128 лет «набегает» неучтенное время, и праздник и в новоюлианском календаре наступают раньше, чем в григорианском. Чтобы избежать дальнейшего расхождения дат, католики установили праздновать Рождество в ночь с 24 по 25 декабря.

Но это не совсем правильно. Дело в том, что поначалу все христиане праздновали Рождество 25 декабря. Тогда еще по юлианскому календарю. Но юлианский календарь был не точен и к ХVI в. возникла разница в 10 дней. С принятием григорианского календаря, согласно решению Папы Григория ХІІІ, сразу после 4 октября 1582 года наступало 15 октября. Таким образом, в 1582 году из календаря было изъято 10 дней и между христианами западного и восточного обрядов образовалась разбежность.

На сегодняшний день, точная дата рождения Иисуса Христа не известна. Святое Писание не дает ни даты, ни года рождения Сына Господнего. В свою очередь, для некоторых христианских течений это дало основания не праздновать Рождество.

Рождество Христово история праздника. Главные новости сегодня 06.01.2018 г.

— Да. В Сочельник нельзя начинать, это последний, самый строгий день поста. Те, кто подходит к религии серьезно, вообще в этот день ничего не едят. А вот 7 . Нет никаких общепринятых рекомендаций по тому, какой стол накрывать на Рождество - здесь нет таких традиций, как на Пасху, когда речь идет о яйцах и куличах. Этим мы отличаемся от Запада: там, например, «принят» рождественский гусь с яблоками.

— Это навеяно мультимедийной культурой, так показывают в роликах, посвященных Рождеству, в Интернете. Религия требует больше трудиться, духовно развиваться, молиться, ходить в храм. Если этого не было, то нет смысла ждать звезды.

— Молиться нужно всегда и везде - вне зависимости от того, идет в это время служба в храме или нет. Здесь нет особых правил.

— Если люди просто радуются и проводят весело время, особенно в те дни, когда и церковь празднует, то в этом нет греха. Другое дело, что радость эта не должна быть связана с какими-то излишествами, с пороком. Смысл праздника никогда нельзя забывать. Мы должны помнить, что в этот день Сын Божий пришел в мир ради спасения человечества.

Если за рождественским столом вы случайно разлили чай, кофе, компот, сок или узвар — это к приятным долгожданным новостям и к большому успеху всех ваших начинаний. НО! К спиртным напиткам данная примета не относится.

На Рождество нельзя пить воду, поэтому уберите со стола всю минералку. Есть кофе, чай и другие отличные напитки. Честно говоря, примета эта немного странная, но уж лучше не пить воды, чем весь год мучиться непонятно от чего.

– Как вы сказали, Рождество сейчас превратилось в праздник светский, семейный - но это не отменяет его религиозного значения. Уместно ли в этот день развлекаться, ходить на концерты, играть, смотреть кино?

В Украине сложилась интересная ситуация. Польша — одна из первых стран которая приняла Григорианский календарь. В связи с тем, что значительная часть украинских земель тогда входила в состав Речи Посполитой, в официальных документах использовался григорианский календарь. Но из-за жесткого противостояния с католической церковью, православная и греко-католическая церкви в Украине строго придерживались юлианского календаря. Григорианский календарь был окончательно принят в нашей стране в 1918 г. За это время разбежность между юлианским и григорианским календарями увеличилась.

На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин - если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у Вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить - тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Распространено поверье, связанное с приходом первого гостя. Если Вы приглашаете гостей на Рождество, посмотрите, кто первым войдет в Ваш дом. Если первой войдет женщина, то весь год женщины Вашей семьи будут болеть.

Рождество Христово когда празднуют 2018. Сводка на сегодня.

Не рекомендуется на Рождество и гадать - для того, чтобы спросить у высших сил, что Вас ждет в будущем, будет еще много времени: это в так называемые Святки - от 8 января и до Крещения, недаром гадания этого времени так и называются - святочные.

В российской православной церкви Рождеству предшествует Сочельник. Слово Сочельник происходит от названия монастырского блюда «сочиво»: вареная пшеница с медом, которую полагалось есть на праздник.

– Верующие люди хотят связать Рождество с важными событиями в своей жизни. Можно ли в этот день венчаться, крестить детей?

В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 Января (следующий день старого Нового Года). Весь мусор, собранный 14 Января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить Вас в течение целого года.

Народные традиции Рождества мы описывали не раз, а сейчас хочется рассказать о том, что нельзя делать на Рождество, чтобы встретить главный праздник года правильно. Читайте далее про главные запреты Рождества 2018.

Рождество Христово Россия празднует 7 января. О смысле праздника и традициях нам рассказал отец Андрей Постернак, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Когда можно заканчивать Рождественский пост и как лучше провести праздничный вечер в кругу близких людей?

Не самые истово верующие люди часто путают сочельник и Рождество, начиная праздновать уже вечером 6 января. Хотя на самом деле этого делать нельзя, ведь день накануне появления Вифлеемской звезды - это последний, самый строгий день Рождественского поста.

Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве как о самостоятельном празднике относятся к середине IV века. Выделение Рождества в отдельное праздник было связано со стремлением христианской церкви вытеснить языческий культ Непобедимого Солнца.

Рождество Христово что нельзя делать в праздник. Всё, что известно на данный момент.

Инструкция

В любой стране мира, в каждом доме, семье ежегодно подготовка к этому радостному дню начинается задолго до его наступления. Люди любят все, что связано с Рождество м. Для детей – это период радостного ожидания, и они с нетерпением ждут подарков, мысли взрослых заняты тем, как они могут порадовать своих ближних и провести время в кругу любимых людей. В России Православное Рождество 7 января, в большинстве остальных стран мира этот день 25 декабря. Во время подготовки к этому радостному событию продумайте, как бы вы хотели удивить членов своей семьи и близких. Подготовьте особенные подарки для каждого из них. Ведь Рождество семейный праздник, традиции которого берут начало из евангельских историй, когда младенцу Иисусу в качестве подарков волхвы (маги) принесли золото, ладан и смирну. Это не обязательно должны быть дорогие или шикарные подарки, пусть они будут символическими, но запоминающимися и необычными.

Если вы празднуете Рождество до Нового года, оформите ваш дом, квартиру уже задолго до этого праздника: наряженная елка, гирлянды, украшения, фонари – привнесут в жизнь приближающийся дух Рождества и сладкое ожидание светлого события.

Сочельник – это канун Рождества, особенное время во время всего праздничного периода. В этот вечер почитайте своим детям Библейские рождественские истории или посмотрите вместе семейные фильмы о чудесах, которые всегда сопровождают этот праздник.

Для приготовления рождественского ужина используйте все свои кулинарные таланты. Во многих культурах на рождественском столе в изобилии должны быть представлены блюда из мяса и птицы. А также всевозможная выпечка: пироги с начинкой, кулебяки, хлебцы, пирожки, рулеты. За ужином вспомните о каких-то хороших историях, произошедших за год. Пожелайте всем сидящим за столом здоровья, успехов, радости в уже новом году. Весь праздничный день проведите в кругу семьи, посвятите его своим близким. И самое главное, помните: в какой бы части мира вы ни оказались, смысл, традиции и символы Рождества всегда будут нести в вашу семью и дом не только веселье и радость, но вместе с ними веру, надежду и любовь.

Видео по теме

После Октябрьской революции Рождество , главный зимний праздник Российской Империи, фактически оказался под запретом. Со временем многие атрибуты Рождества - елка, украшения дома, подарки и поздравления - стали частью празднования Нового года. И после того, как 7 января снова стало официальным праздничным днем, многие хотят отмечать этот праздник, но не знают, как сделать это правильно, в соответствии с традициями.

Инструкция

Помимо елки, вы можете также использовать для украшения дома ясли - это композиция, изображающая поклонение волхвов. Изображение этого сюжета в виде фигурок имеет отношение, прежде всего, в культурной традиции, но, тем не менее, вполне соответствует и русскому традиционному духу Рождества. Ясли можно приобрести как готовыми, хотя найти их в России достаточно сложно, так и сделать самостоятельно.

Приготовьте рождественский стол. В дореволюционной России Рождество начинали отмечать с Сочельника, 6 января. Это последний день Рождественского поста, поэтому в этот день на стол ставились только постные блюда. Вы можете соблюсти традицию, приготовив сочиво. Для этого нужно сварить из очищенных зерен пшеницы кашу, затем добавляют к ней мак, растертый с медом. Также в Сочельник можно подать различные рыбные и овощные блюда.Для подачи на стол в само Рождество можно приготовить уже блюда из мяса, например, утку, фаршированную яблоками. Также можно подавать различные сладости, в том числе, используя и рецепты кухонь других . Хорошим вариантом для праздничного стола с участием детей может стать пряничный домик, украшенный марципаном - блюдо, традиционное для Германии. Французы же на Рождество готовят особый торт под названием «Полено» - это рулет, покрытый шоколадом и стилизованный под ствол дерева.

Рождество Христово - любимейший праздник, овеянный светом и радостью. В нем заключено столько тепла, доброты и любви, что хочется раздаривать эти чувства вместе с подарками друзьям и близким. Но иногда так получается, что они отмечают это событие совсем в другой день. Как такое возможно? Когда Рождество нужно праздновать, и с чем связаны разночтения? Попытаемся разобраться.

История праздника

Евангелие гласит: Иисус родился в Вифлееме, куда Его мать Мария с Иосифом Обручником отправились для того, чтобы принять участие в объявленной переписи населения. Из-за наплыва приезжих все гостиницы оказались заняты, поэтому им пришлось расположиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Именно там и появился на свет Сын Божий. Весть о Его рождении ангел принес пастухам, которые поспешили к Нему на поклон. Еще одним знаменем явления Мессии стала восхитительная которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Они принесли Младенцу дары - ладан, смирну и золото - и почтили Его как Царя Иудейского.

Первое празднование

Удивительно, но нигде нет точных свидетельств о том, когда Рождество наступило по календарю, то есть точная дата не указана. По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты - с 6 на 7 января - способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно.

Календарные перипетии

Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль". Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней.

Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении.

Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление.

Когда празднуют Рождество разные группы христиан?

Итогом распространения различных систем летоисчисления стала путаница с датами. В результате приверженцы Ватикана и протестанты отмечают когда 24 декабря сменяется 25-м. С ними вместе почитают эти даты 11 поместных православных церквей, но они сверяются со своим, новоюлианским, календарем.

С 6 на 7 января Рождество наступает для русской, грузинской, украинской, иерусалимской, сербской православных церквей, афонских монастырей, признающих только старый стиль, многих католиков восточного обряда и части российских протестантов.

Получается, что все празднуют появление на свет Сына Божьего 25 декабря, но каждый делает это по своему календарю.

Сочельник: православные традиции

6 января - это особый день, канун Рождества. Его принято называть сочельником. Вечером этого дня начинается Рождественская всенощная, длящаяся около трех часов. Обычно вся семья собирается в церкви. Именно после завершения службы наступает момент, когда начинается официально. Верующие поздравляют друг друга и спешат домой за праздничный стол.

Традиционно в сочельник было не принято есть до появления первой звезды или церковной службы. Но и после этого на стол выставлялись хоть и праздничные, но постные блюда. Среди прочего съестного ассортимента особое место занимало сочиво, или кутья, - каша из пшеницы или риса с медом, орехами и маком. Ее готовили только в эту Рождественскую ночь.

В сочельник украшали дом, наряжали елку и раскладывали под ней подарки, трогать которые можно было только после праздничного ужина. Затем семья собиралась у зеленой красавицы, и кто-нибудь из детей раздавал всем предназначенные им сувениры. Получивший подарок разворачивал и показывал его всем, благодарил.

Вечер было принято посвящать близким, семье, но можно было пригласить одиноких людей вместе встретить праздник и разделить трапезу.

Народные поверья

Вечер сочельника считался благоприятным временем для всевозможных прогнозов на будущее. Перед ужином было принято выходить на улицу и "смотреть звезды", которые благодаря различным приметам могли рассказать о предстоящем урожае, а значит, и о благосостоянии семьи. Так, метель предвещала, что пчелы будут роиться хорошо. А звездная ночь сулила хороший приплод скота и обилие лесных ягод. Иней на деревьях был предвестником удачного урожая зерновых.

Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог - угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу.

До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам.

Первый день праздника

7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись. Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок.

Католические обычаи

По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка. Главным дарителем выступал Святой Николай (Санта Клаус). Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе.

Сохранился обычай колядования, когда дети и молодежь ходили от дома к дому с песнями. При этом участники действа обряжались в различные костюмы и маски. В благодарность за поздравления и добрые пожелания взрослые дарили им сладости.

Еще один атрибут праздника - "рождественский хлеб" - это специальные пресные облатки, освещенные во время Адвента. Их вкушали, когда Рождество отмечали за праздничным столом или во время поздравлений друг друга.

В качестве праздничного украшения могла выступать не только ель, но и другие породы деревьев. Кроме того, дом декорировали специальными венками из веточек и цветов, которые являлись символом Солнца.

Рождество Христово - замечательный праздник, согретый теплом близких и любовью Бога, который позволил совершиться этому чуду. Может, поэтому так хочется доставить приятное тем, кто находится рядом. Ведь не так важно, когда Рождество наступает для тех или иных людей, главное, что оно приходит и обновляет человеческую душу.

Согласно преданию, когда Деве Марии исполнилось 14 лет, Она не могла оставаться жить при Иерусалимском храме, так как девушка в этом возрасте уже считалась взрослой и должна была быть выдана замуж. По некоторым источникам, Пресвятая Дева дала обет безбрачия, чтобы посвятить Свою жизнь Богу, поэтому священники обручили Её престарелому благочестивому старцу Иосифу, который был бы хранителем Её девства. По другим источникам, Иосиф был обычным молодым мужчиной, который собирался вступить с Девой Марией в обычный брак.
О сверхъестественном появлении на свет будущего Спасителя мира повествуется в Евангелиях от Матфея и от Луки. В Евангелии от Луки рассказывается о событии Благовещения: Ангел Господень возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Сына Божия. В Евангелии от Матфея о событиях Рождества говорится следующее:
"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф. сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их." (глава 1, стих 18- 21)
Пресвятая Дева со Своим нареченным супругом Иосифом (в церковной традиции его называют Обручник) жила в городке Назарете на севере Израиля. Незадолго до того, как Ей настало время родить, от римского императора Августа вышел указ о переписи населения по всем пределам Римской Империи (а Палестина тогда находилась под римским владычеством). Каждый житель Палестины должен был записаться в том городе, откуда он был родом. Иосиф же, как один из потомков великого царя Давида, должен был идти записываться в город Вифлеем, который находится к югу от Иерусалима. Поскольку Вифлеем был переполнен потомками царя Давида, которых в ту эпоху насчитывалось весьма много, то Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и они были вынуждены остановиться на ночлег в хлеву.
Между тем, Марии настало время родить; Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли (кормушку) для скота. На иконе Рождества, помимо Младенца, Его Матери и Иосифа, изображены животные- вол и осёл, находящиеся в хлеву.
Новорожденному пришли поклониться пасущие неподалёку стада пастухи, которым о рождении Спасителя возвестил Ангел (Евангелие от Луки, гл. 2, стихи 1 - 20).
Спустя некоторое время в Вифлеем пришли с Востока мудрецы-волхвы и стали расспрашивать о родившемся недавно Младенце: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Евангелие от Матфея, гл. 2, стих 2). Оказалось, что это были восточные маги, обнаружившие в небе знак великого Властелина; существует мнение, что вифлеемская звезда являлась сверхъестественным феноменом. Уже давно по Ближнему Востоку имели хождение пророчества о таинственном Человеке из Иудеи, Которому надлежало покорить мир. Царь Ирод Великий, царствовавший тогда в Иудее, жестокий деспот и тиран, решил, что имеет дело с очередным претендентом на его власть. Он призвал волхвов, "выведал у них время появления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему." (Матф. гл. 3, ст.7- 8).
Звезда привела волхвов к месту, где находился Младенец Христос. Волхвы поклонились Ему. принеся свои дары; по откровению свыше, они не вернулись к Ироду и ушли на родину другим путём.
Тем временем Иосифу явился Ангел и предупредил его о том, что Ирод хочет погубить младенца; Ангел повелел Иосифу бежать в Египет, взяв Младенца и Его Матерь. Ирод же, дабы устранить возможного претендента на трон, повелел убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет. Согласно церковному преданию, убиенных младенцев было 14 тысяч. С тех пор имя царя Ирода стало нарицательным; этим словом стали называть всех детоубийц.
В Египте Иосиф пробыл до смерти Ирода, а затем возвратился на родину и поселился с семейством в Назарете.

ПОЯСНЕНИЯ:
1. Почему Иисуса называют Христом, что это значит?
"Христос" по-гречески, а по-еврейски "Мессия" (в греч. транскрипции, в еврейск. транскрипции - "Машиах") означает "Помазанник". По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея, масла оливы, которое считали символом прочности. Обряд помазания напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому ещё во времена царя Давида каждый властелин Израиля именовался помазанником, Мессией. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.
Нужно знать, что Господь Иисус, конечно же, не претендовал на трон какого-либо земного царства. В разговоре с Понтием Пилатом Он сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст.36)
Для израильтян обетование о Мессии сливалось с общей надеждой на свершение неведомых замыслов Господних. Некогда Бог через пророка Нафана обещал царю Давиду, что за его преданность вере он будет вознаграждён: один из его потомков станет основателем вечного царства. Господь Иисус был потомком Давида, так как и Его нареченный отец, и Его Мать происходили из рода Давидова.
2. О праздновании Рождества.
Русская Православная Церковь празднует Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января по григорианскому (по которому живёт современный мир.) Канун Рождества, 6 января, называется сочельником. В этот день предписан строгий пост: ничего не едят до вечера, до появления первой звезды.
Современный европейский календарь ведёт свой отсчёт от года Рождества Христова (так называемая "наша эра").

Христос Рождается - славьте!

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!

Мы предлагаем Вам удивительное путешествие вместе с простыми пастухами и мудрыми волхвами за Вифлеемской звездой к яслям маленького Господа.

На сайте Вы найдёте материалы об истории и Богословии Праздника, о народных традициях, связанных с Рождеством, советы по приготовлению оригинальных рождественских блюд. Для самых маленьких - детская страничка: рисунки, рассказы, стихи, конкурсы и многое другое...

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

о том, как с миссионерскими целями дата Рождества Христова была совмещена с днём зимнего солнцестояния, читайте статью о. А. Кураева:

Людская посредственность не в силах воспринять Христа Спасителя

Согласно историческим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императором был Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2. 4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука как добросовестный историк уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило точно датировать событие Рождества Христова.

Обстоятельства Рождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, так что единственная гостиница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь (по-славянски пещера называется «вертеп» ) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная слава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, он сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию.

Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя.

Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства.

Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», - поем мы в тропаре этого праздника.

Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) - это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.

Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные - пастухи, а также самые ученые и премудрые - волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, - царь Ирод.

Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.

В каком году от Рождества Христова родился Христос?

Дата публикации: 08.01.2007
Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета двадцать веков назад родился малыш. Ведь каждая газета и каждое информационное сообщение начинаются с даты, а дата указывает на точку отсчета: "такой-то год от Рождества Христова".

Недавно позади остался 2000 год... Началось третье тысячелетие...

Началось третье тысячелетие новой эры, третье тысячелетие от Рождества Христова с 1993 года. Если бы события 1992 года описывал древнерусский летописец, он записал бы так: "В лето 7500 от сотворения мира...". А если бы ему предложили исчисление лет вести не от ветхозаветных времен, а от евангельских, он записал бы о "лете 2000-м от Рождества Господа нашего Иисуса Христа во плоти".

Нынешняя/западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей.

В допетровской России, однако, была своя система летоисчисления. Она велась "от сотворения мира". Не знаю, как время "сотворения мира", но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на семь лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год "от сотворения мира". Святцы патриарха Иосифа, например, так определяли дату Рождества: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду".

В Требнике патриарха Филарета (Романова) так говорилось о ней в "Чине приходящих от ересей": "Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое". Если бы современный счет "от Рождества Христова" совпадал с древнерусским и византийским счетом, то при переводе летописей, считающих годы "от сотворения мира", на современный календарь надо было бы просто вычесть 5500 лет. Но в том-то и дело, что год Рождества западная традиция и восточная определяют по-разному. И потому при переводе приходится вычитать 5508. Например, если в древнерусском тексте стоит дата "лето 6496", это означает 988 год от Р. X.

Это - если речь идет о веках Новой эры, а при подсчете событий, бывших до Рождества, надо делать поправку не на 8, а на 7 лет: поскольку первому году нового счисления предшествует не "нулевой год", а первый год до н. э., то и при переходе рубежа эр разрыв в исчислении лет на Западе и Востоке уменьшается на год и сокращается до семи лет. Так, первый год христианской эры по православному летоисчислению соответствует седьмому году до н. э. в западном календаре, а, в свою очередь, 1992 год по католическому календарю соответствует 2000 году по Православному счету времени.

Итак, по древнеправославному календарю третье тысячелетие началось с 1993 года. Ныне мы вошли в XXI столетие от действительного Рождества Христова, и, кстати, "конца света" при этом не произошло (если не считать нескольких сектантских шоу под этим названием).
Восточно-христианская традиция сохранила более точную память о тех событиях в Палестине. В пользу восточно-христианского календаря говорят и многие научные данные. Еще Кеплер пришел к выводу, что Вифлеемская рождественская звезда могла быть видима на земном небосклоне только в 7 году до н. э. Исторические свидетельства, собранные о. Александром Менем в его книге "Сын Человеческий", приводят к той же дате. К ней же склоняются и Ф. Фаррар в "Первых днях христианства", и В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней Церкви". Сегодня, однако, только старообрядцы в своих календарях продолжают указывать годы по традиционному церковному летоисчислению (о годе Рождества см., например: Старообрядческий церковный календарь на 1986 г. С. 36).

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событии Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень" (Лк. 1, 5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24, 10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают, то месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году, чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней).

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1, 23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1, 24). Это может показаться странным, что Захария хоть и онемел, но докончил срок своих служб в Храме. Сегодня онемевший священник явно не смог бы вести Богослужения, но тогда, у порога Нового Завета, это было ещё возможно. Дело в том, что в ту пору жертва, которую священник приносил Богу, была не "жертвой словесной", но жертвой животного, агнца. если бы служба состояла только в чтении молитв, Захария не мог бы ее совершать. Но те ветхозаветные службы состояли из постоянного принесения жертв. В этих жертвах можно было участвовать и без голоса... Но Именно от них и пришел избавить нас Христос. Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь (23 сентября ст. ст. в церковном календаре). Время рождения Иоанна Предтечи, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня по церковному календарю). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Ак. 1, 24), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Предтечи. Это - март (по церковному календарю Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).

Точные даты здесь, конечно, неизвестны. И все же библейский рассказ позволяет достаточно четко указать на середину зимы как на время Рождества. В древней Церкви Рождество отмечалось 6 января по старому стилю (когда сейчас отмечается день Богоявления, Крещения Господня).

В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества 25 декабря. Так появились Святки.

Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о "Солнце правды", озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а чисто вероучительную.

Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через переадресование их смысла. Кстати, и первоначальное празднование Богоявления 6 января связано не с тем, что в древности точнее помнили дату Рождества, а с теми же миссионерскими потребностями. День Богоявления своей датой обязан еретикам-гностикам. Именно валентиниане первыми установили Праздник Богоявления (Теофании) с освящением Нила на 11-е число месяца Туби (6 января ст. ст.). В противовес им христиане установили свой праздник. Эта древняя полемичность нашего празднования Крещения видна до сих пор в молитвах чина великого освящения воды. "Естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим" - это против учения гностиков о происхождении тела человека из рук злого Демиурга и о деторождении как акте вмешательства этой злой силы. "Вся тварь воспевает Тя явльшегося: Ты бо еси Бог наш на земли явился еси и с человеки пожил еси" - против учения об Иисусе Христе как только об одном из тварных небожителей - эонов. "Ты и Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа" - Против оккультно-гностического учения, согласно которому Иисус стал Сыном Божиим только тогда, когда он вошел в Иордан. "И главы тамо гнездящихся сорушил еси змиев" - против учения, согласно которому Иисус получил дар ведения в Иордане от змея прежде обольстившего Еву в раю (см.: Успенский Н. Анафора // Богословские труды. № 13. М., 1975. С. 73.).

К V веку гностицизм уже был преодолен. Появились иные миссионерские и литургические задачи, и потому как Западная, так и Восточная Церковь приняли это новое празднество. И только Армянская церковь, в начале V века уже начавшая откалываться от Вселенской Церкви, удержала прежнюю традицию и поныне отмечает Рождество и Крещение в один день - 6 января.

Позднее богослужебный календарь начал смещаться по сравнению со строго астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде.

Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю (хотя солнцестояние приходится сейчас на 21 декабря). Так же отмечают Рождество православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная Церковь продолжает жить по более архаичному юлианскому календарю, где 25 декабря соответствует 7 января календаря григорианского. Вместе с Россией в этот день отмечают Рождество Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. Однако приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех стран, среди которых они живут. Таким образом, хотя различие в датах празднования Рождества и досадно, это различие не воспринимается как повод для внутрицерковных разделений.

Русской же Церковью изменение календарного стиля не инициируется, очевидно, по той причине, что сегодня уже нет полемической необходимости приноровлять празднование Рождества ко дню зимнего солнцестояния, поскольку никто из россиян не воспринимает 21 декабря как "день Митры". Поэтому богослужебный календарь может сегодня уже не быть жестко привязанным к астрономическим событиям. Время астрономов и часовщиков и время Литургии не обязаны совпадать.

Итак, астрономические феномены не могут рассматриваться как мерило литургического времени; миссионерские же аргументы скорее склоняют в пользу сохранения "старого" стиля. Предположим, Русская Церковь со следующего года меняет дату своего праздника. Однако это новшество потребует участия государства. Прежде всего потому, что Рождество - это детский праздник. А 25 декабря - это еще учебный день. Согласится ли Министерство образования ради церковного календаря кончать учебный год перед Сочельником, то есть не позже 23 декабря? Или при первой же попытке поставить этот вопрос те же газеты, которые требуют сейчас переноса празднования Рождества, начнут говорить о том, что в "светском и многоконфессиональном" государстве школьное расписание не должно зависеть от богослужебного календаря? Более того, поскольку вторая четверть и так самая короткая в школьном учебном году, ее сокращение почти на неделю потребует, очевидно, переноса на более ранний срок осенних каникул. И тогда, ради празднования Рождества, Потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал.

Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью.

Далее, а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния (21 декабря). Если следовать велениям астрономии, мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической. Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не 9-го. (Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство.)

Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод.западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен.
Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой. Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится. Каникулы останутся только новогодними (только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности"). Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу, она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале XX века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль. Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам.

Сама по себе двухнедельная разница в праздновании тождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. 25 декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам, они были бы вполне уместны. К сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители!"

Государственное телевидение Польши не устраивав рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в право, славную Пасху теле- и радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства.

Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады. Перед самым Рождеством - Сочельник, день самого строгого поста, воздержания практически от всякой пищи. Перед Пасхой - Страстная седмица, дни духовной скорби и воспоминания Крестного пути Спасителя.

Человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование будней и праздников, дней воспоминаний радостных и печальных должны составлять календарь. Каждый народ выработал свой календарь, свою чреду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России XX века пытался составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня "ельцинской конституции"). Бог с ним, с политическим календарем. Но пусть уж хотя бы церковный календарь останется у русского народа такой, какой он есть. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресный. Мусульман со вполне искренним радушием можно поздравить с их праздниками, католиков - с их. Православных же при желании можно будет поздравить с Рождеством 7 января.

Те же, кого не интересуют астрономические проблемы, обычно высказывают один аргумент в пользу переноса Рождества на 25 декабря нового стиля: получить возможность праздновать Новый год вне рождественского поста . Но богослужебная реформа, проводимая по гастрономическим соображениям, еще более странна, чем богослужебная реформа, проводимая по соображениям астрономическим.

А по мне, так чем дальше будет отходить Рождество от Нового года, тем лучше. Так легче не пропить радость Рождества в новогодних застольях. Когда взыгравшаяся неоязыческая плоть отыграет свое, когда все газеты и все телеведущие наконец охрипнут от поздравлений с годом "голубой свиньи", тогда, может быть, слышнее прозвучит тихая рождественская, песнь: "Христос рождается - славите..."

РОЖДЕСТВО
церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря (в Православной церкви - 25 декабря по старому стилю). Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis. Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста. В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642-1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.
Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm" ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.
Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране. Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена. Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В Средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией. В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.
Подарки и открытки. Обычай обмениваться на Рождество подарками восходит к существовавшему в Древнем Риме обычаю, именовавшемуся "стрены". Во время праздника сатурналий римляне дарили в день Нового года друзьям подарки "на счастье" (strenae) - плоды, сладости или золото. Этот обычай сохранился - не потеряв даже своего имени (trennes) - во Франции. В Англии день св. Стефана, 26 декабря, носит название Boxing Day ("день подарков"). В Средние века в этот день священники обычно открывали ящики для пожертвований и раздавали их содержимое бедным людям прихода. Впоследствии отсюда развился обычай раздачи рождественских денежных подарков ("boxes") прислуге и государственным служащим. В Германии рождественские подарки называют "Христовыми узелками". В большинстве христианских стран дети верят, что на Рождество подарки им приносит Младенец Христос, хотя в некоторых странах считается, что детей одаривает св. Николай в канун своего праздника (6 декабря). Происхождение рождественских открыток остается неясным. Согласно одной из гипотез, английский художник У. Игли в 1842 нарисовал первую такую открытку и, размножив ее, разослал друзьям. Другие историки утверждают, что Игли нарисовал открытку в 1849, и отдают пальму первенства художнику Дж. Хорсли, которому сэр Генри Коул заказал для себя рождественскую открытку в 1846.
Рождественские яства. По традиции праздник Рождества во всем мире отмечается особым угощением. В средневековой Англии кульминацией праздничного пира был момент, когда повар и слуги вносили на блюде голову кабана, а все присутствующие распевали песнь "Кабанью голову несу". Другим излюбленным рождественским блюдом был жареный павлин. Традиционный рождественский напиток в Англии готовился из эля, печеных яблок, яиц, сахара, мускатного ореха, гвоздики и имбиря и подавался горячим. (В настоящее время его заменил пунш.) Выпекались особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли. Традиционным английским рождественским блюдом был жареный гусь или каплун, однако с конца 16 в. их вытеснила индейка, завезенная из Мексики. Почти во всех христианских странах на Рождество пекутся особые пироги, булки, печенья и пряники.
Рождественские обычаи. Одни обычаи распространены повсеместно, другие носят местный характер. В некоторых славянских странах в рождественский сочельник дети укладываются спать на постелях из сена и соломы, подражая Младенцу Иисусу в яслях. В Голландии в канун дня св. Николая ребятишки набивают свои деревянные башмаки соломой для белой лошади святого в надежде, что взамен он наполнит их игрушками и сладостями. В Италии дети выставляют наружу свои башмаки для женской ипостаси Санта-Клауса, Бефены, чтобы она наполнила их подарками. В Чехии принято с наступлением Адвента ставить в воду веточку вишневого дерева, и если на Рождество она зацветет, это считается добрым предзнаменованием. В Центральной Америке дети играют в игру, центром которой служит глиняный сосуд, наполненный сладостями и подвешенный на веревке к потолку. Ребенку завязывают глаза, и он с трех попыток должен разбить сосуд палкой. Тот, кому это удается, становится героем дня, а сладости делятся между всеми. В южном полушарии то обстоятельство, что Рождество приходится на летний период, наложило свой отпечаток на характер его празднования. В Бразилии 24 декабря царит атмосфера летнего карнавала с цветами, пикниками, фейерверками, отдыхом и экскурсиями. Процессии священников, направляющихся в церкви, чтобы отслужить рождественскую мессу, придают особый колорит и торжественность празднику. В США потомки переселенцев из Моравии в штате Пенсильвания сохранили верность рождественским яслям. В рождественский сочельник и в каждый вечер рождественской недели они и сейчас приходят поклониться яслям, облачившись в национальные костюмы. Представители других национальных групп также сохраняют обычаи, существовавшие на родине их предков. Одни открывают подарки (которые кладутся под елку или другое рождественское дерево, засовываются в подвешенные чулки и т.д.) в рождественский сочельник, а другие - в самый день Рождества. Но почти повсюду в США в рождественский сочельник многочисленные хоры распевают на улицах рождественские песнопения, а в день Рождества люди отправляются в церковь, а затем отмечают праздник семейной встречей за традиционным рождественским обедом.
ЛИТЕРАТУРА
Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РОЖДЕСТВО" в других словарях:

    - «Рождество Христово», икона Андрея Рублева Запрос «Рождество» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рождество Христово (современное полное название в Русской православной церкви Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего… … Википедия

    РОЖДЕСТВО, а, ср. 1. (Р прописное). Один из христианских (у православных один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/7 января). Ночная служба под Р. Торжественное богослужение на Р. В ночь перед Рождеством… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., с., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? Рождества, чему? Рождеству, (вижу) что? Рождество, чем? Рождеством, о чём? о Рождестве 1. В христианстве Рождеством называют праздник рождения Иисуса Христа. Поздравить с Рождеством. | Зажечь свечи … Толковый словарь Дмитриева

    Христово, божич Словарь русских синонимов. рождество сущ., кол во синонимов: 5 божич (2) ноель … Словарь синонимов

    А; ср. [с прописной буквы] В христианской религии: праздник рождения Иисуса Христа (отмечается 25 декабря (7 января); в православной церкви: один из двунадесятых праздников). Поздравить с Рождеством. Зажечь свечи на Р. ◊ Рождество Христово. =… … Энциклопедический словарь

    Ср. Один из главных христианских церковных праздников, установленный согласно церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными 25 декабря по старому стилю или 7 января по новому, а остальными верующими 25 декабря); … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх