Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша.

С их помощью:

  • Развивается логическое мышление
  • Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов
  • Развиваются пространственные представления
  • Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели
  • Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции
  • Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию

Использование блоков Дьенеша позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Логические блоки Дьенеша составляют набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В комплект входят и методические рекомендации.

Отдельно можно купить пособия:


Первое знакомство с фигурами можно начинать с детьми трех лет. Игры и упражнения даны в трех вариантах. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.

Игра «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

Игра «Раздели блоки» научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где чьи подарки.

Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?» Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.

Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство с играми «Блоки Дьенеша»: «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в лёгкой игровой форме. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырёх цветов (красный, синий, жёлтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Предлагаю вашему вниманию игры «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном: красный, жёлтый, синий. Величина - силуэтом домика (большой, маленький). Форма - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщина - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий

Игра «Назови имя…»: предъявите ребёнку несколько карточек и предложите назвать их имена. Так, ребёнок научится читать закодированную информацию, т.е. научится её раскодировать, а в словаре ребёнка появятся следующие определения: "...это красный, большой, круглый, толстый блок. После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь ваш ребёнок будет самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры: "Кто быстрее соберёт блоки!", "Поручения", "На своё место". Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки") помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые...

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например: перечеркнутая красная клякса означает, что фигурка не красная. А значит, она, может быть, синей или жёлтой. Перечёркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную). Для усвоения таких понятий необходимы игры: "Переводчики", "Помоги Незнайке" . В этих играх требуется не только рассказать о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, но и найти соответствующий блок. Эти игры научат детей по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве.

Перед игрой объясните ребёнку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели вам понадобятся два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, красный и зелёный, и поместить их на любую твёрдую поверхность. Далее объяснить малышу следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри красного обруча, но вне зелёного; внутри зелёного, но вне красного обруча; вне обоих обручей.

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите ребёнку поместить внутрь обруча только блоки жёлтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы: Какие блоки находятся внутри обруча? (Жёлтые). Какие блоки расположены вне обруча? (Не жёлтые: синие, красные). В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет (размер, форму, толщину) логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом жёлтый и синий. Разместите на твёрдой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребёнку встать в различные зоны обруча, при этом проговаривайте слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь жёлтого обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей. Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри жёлтого обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри синего - блоки круглой формы. После выполнения практической задачи по расположению блоков ребёнку предлагают ответить на стандартных четыре вопроса:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне жёлтого обруча?

Внутри жёлтого, но вне синего?

Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трём признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри синего и красного обруча, но вне жёлтого обруча или внутри трёх обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребёнку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча жёлтого цвета - блоки большого размера, а внутри синего - блоки в жёлтом исполнении. После выполнения практической задачи, для закрепления и повторения материала, задайте ребёнку восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

Внутри всех трёх обручей;
- внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча
- внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча
- внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча
- внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча
- внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча
-внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча
- вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Несомненно, блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра!

Будьте уверены, ваш ребёнок полюбит играть с волшебными блоками!

Консультация для родителей

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.


Чеботарева Алла Михайловна

воспитатель 1квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской обл, Белгородского р-на»

Цель мероприятия.

  1. Познакомить педагогов с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша.
  1. Знакомство с блоками Дьенеша.
  2. Практические игры и упражнения с блоками.
  3. Заключение.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).

Описание мастер-класса

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Предложить участникам мастер-класса блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша ):

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

1 задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).

2 задание: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека.

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).

3 задание: Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из п. Сява в г. Нижний Новгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (приложение 3).

4 задание: Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).

Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) настольно-печатных играх (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик». Нижегородская область, г. Шахунья, пос. Сява

Цель мероприятия.

Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса:

  • Знакомство с цветными счетными палочками:

Немного истории,

Цель использования цветных счетных палочек.

  • Практические игры и упражнения с палочками:

Количественный и порядковый счет – строим паровозик,

Конструирование – строим дачный домик,

Социализация – строим дерево, собачку,

Коммуникация – дачный поселок.

Математическая лесенка

Состав числа – коврик.

  • Заключение:

Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.

Описание мастер-класса

Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр , все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:

Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.

Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.

7- черного цвета.

1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.

Программные задачи :

Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

  • Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
  • Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
  • Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
  • Различать количественный и порядковый счет,
  • Деление целого на части.

Раздел: ВЕЛИЧИНА

  • Сравнение предметов по длине и высоте,
  • Измерение с помощью условной меры.

Раздел: ФОРМА

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

  • За, между, перед

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

  • Что сначала, что потом

Важно:

  • Сначала проводится работа на наглядном материале,
  • Работаем только за столом,
  • Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
  • Не даем образец!

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра: «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:

  • Цветом: « Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
  • Числами: « Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры:

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты:

К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).

Пособия для работы с палочками Кюизенера: р одителям показать различные дидактические пособия.


Консультация для педагогов
ТЕМА: «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании

логических блоков Дьенеша»

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают математическое развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем) объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4.Развивать пространственные представления.

5.Равивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

а) четырех форм

(круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно, познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводиться код, обозначающий знак отрицания «не». Не квадрат, значит круг или треугольник или прямоугольник, не красный, значит синий или желтый или зеленый; не большой, значит маленький и т.п.

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей.

^ Логические блоки можно использовать:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины-черным цветом, а обозначение цвета-цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались. Следует изготовить и карточки со знаком отрицания.

Можно использовать еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее кодовые карточки. Его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять альбом или тетрадь, у которых листы соединены пружиной. Со стороны скрепления листов отступить примерно 10см

и отрезать вдоль. Оставшаяся полоска из скреплённых листов (оставить 4 листа) делится на 4 части и разрезается до пружины, чтобы было возможно перелистывать отдельные части. На первой части на каждом листе изображается код формы, на второй части - код цвета, на третьей - код размера, на четвёртой - код толщины. При описании блока или кодировании перелистываются листочки, выбирается подходящее фигуре свойство.

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе только личностно-ориентированной модели общения.
Перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности, развивать:

Умственные способности детей;

Логическое мышление;

Умение рассуждать;

Отстаивать своё мнение;

Способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи.
Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх