Почему ребенок прячется. Почему дети любят "прятки"

С 2 и до 6 лет многие малыши проходят период застенчивости. Если возникает встреча с неизвестными людьми, малыш отворачивается, краснеет, прячется за маму и избегает общения. Даже может стесняться близких ему людей - дедушек и бабушек. У некоторых детей стеснительность проявляется слабее, у других сильнее. У многих малышей проходит этот период, и стеснительность проходит само собою. И наоборот, застенчивость становится чертой характера.

Какие причины застенчивости? Почему одни боятся других детей или взрослых, а другие приветливы и открыты? И как бороться со стеснительностью?

Не нужно переживать, если ваш ребенок не проявляет большого интереса к совместным играм, если вы не можете отвести его в детский садик только потому, что он боится чужих людей. Не ругайте малыша за стеснительность. Дайте ему возможность освоиться, и через некоторое время он сам начнет контактировать с другими чужими детьми.

Бывают случаи, что малыш, который был слишком застенчивый, через некоторое время превращается в заводилу компании и хорошо общается с чужими малышами. Если кроха чего-то боится - это нормально, а вот отсутствие страха - должно насторожить.

Как проявляется застенчивость у детей?

Понять, что малыш смущается модно очень легко. При чужих людях ребенок прячется за родителей, отворачивается, начинает сторониться.

Когда кроха выполняет новое задание, легко заметить застенчивость. Он боится показать инициативу, просит родителей ему помочь.

Час пик застенчивости отражается на характере ребенка после четырех лет. Но, если застенчивость проявляется очень прогрессивно и малышу требуется много времени, чтобы освоится с чужими людьми, то такие качества могут сохраняться и в будущем. Не исключение, во взрослой жизни.

Причины застенчивости ребенка

Опытные ученые говорят, что существует много причин застенчивости.

  1. Первая - предрасположенность биологическая. Говорят, что многие дети по природе отдельные ситуации реагируют болезненно или у них в семье, кто-то страдает подобной проблемой.
  2. Вторая - это стрессовая ситуация. Вот, например, после двух лет малыш идет в детский садик. И если там плохие воспитатели, которые унижают ребенка перед другими детьми, то это плохо повлияет на его общение.
  3. Третья - это отношение матери и отца к малышу. Если ребенку постоянно говорить критику и упреки, то не странно, что он будет . Или, когда родители не замечают ребенка, просят не путаться у них под ногами, говорят, чтобы он сидел и не мешал.

Как можно помочь застенчивому ребенку?

Первое, что нужно сделать - это выяснить причину застенчивости. Как уже говорилось, не требует корректировки, временный период застенчивости. Главное - не заставлять его к немедленному общению, а дать ему немного времени, чтобы он смог привыкнуть к новому кругу людей. Но если застенчивость переход в проблему, то нужно сгладить эту отрицательную черту.

Во-первых, обратите внимание на собственное поведение. Не критикуйте его, не давайте невыполнимых заданий. И еще один главный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если он ещё маленький. Ведь это уже личность. Помни, что ваше отношение к родному ребенку не проходит бесследно. Не ограничивайте свободу малышу. Если семья благополучная и малыш ходит в детский садик, то в первую очередь, обратите внимание на отношение воспитателя к малышам.

По возможности, по больше общайтесь с другими детками. Не питайтесь убрать из жизни малыша все плохие ситуации. Нужно готовиться к ним заранее и научить малыша, как правильно себя вести.

Вы же знаете, что именно Вы - родители, играете основную роль в жизни собственных деток. И только Вы можете ему помочь преодолеть застенчивость.

Один из первых рисунков малыша – домик. Подрастая, он часто будет просить маму поиграть с ним в шалаш или пещеру, строить домики для кукол и машинок. Что стоит за этим?

Почему он так рисует дом?

Разглядывая рисунки городского малыша, трудно не задуматься: откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, берутся эти «малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми колечками дыма? И мы рисовали подобные домики, и наши родители, и наши бабушки.

Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он ответит: на глаза.
В старину глаза называли око. Правда, созвучно со словом окно? На что похожа крыша? Конечно, на шапку. А купола древнерусских церквей – на богатырские шлемы. Покрывать голову, носить головные уборы у многих народов было обязательным обычаем. А еще крыша дома напоминала небо. В загадках небо называли голубым платком, покрывающим землю, защищающим ее.
Психологи предполагают, что подобный образ дома воспроизводит глубинные, подсознательные представления об устройстве мира и самого человека. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.
Зачем он прячется в «домик»?

Малыш любит залезать под стол, иногда прячется в шкаф? Так он ищет себе «норку». Свою собственную, куда посторонним вход воспрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой. Уединение нужно ему на 5-10 минут – потом он снова рад быть на виду. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время необходимо.
Психологи называют такое место «нишей покоя». Родителям надо позаботиться о том, чтобы «норка» у ребенка была.
Простой вариант – два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится «шалаш». В него можно прятаться с восторженным восклицанием: «Я в домике!» Другой несложный вариант – устроить «домик» под столом, накрыться длинной скатертью или покрывалом.

Уютные замкнутые уголки бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр-фантазий. С их помощью создается особое пространство – пространство превращений. У такого «домика» появляется и дополнительное назначение – служить тайничком. Сами дети стремятся устроить «секретные места» где-нибудь за «границей» реального мира. Например, в шкафу. Шкаф похож на дом без окон. Вспомните «Щелкунчика» или «Хроники Нарнии»: дверцы шкафа оказываются входом в иной мир.
Почему он так строит свой «дом»?

Вы решили соорудить крохе дом из диванных подушек. Он с восторгом принял ваше предложение и активно участвовал в строительстве. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что дом – не функционален! Ребенок не желает сидеть в нем больше пяти минут, и строить ему гораздо интереснее, чем «мечтать». Что делать внимательному родителю? Радоваться!
«Домостроительство» играет серьезнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его пространственных представлений. Поэтому всеми силами поощряйте строительную деятельность малыша.
Помощь могут оказать картонные коробки. Большая коробка провоцирует ребенка залезть в нее. Это уже почти готовый дом. Остается надстроить треугольную крышу и прорезать окошки. Если вы хотите превратить строительство в развивающее занятие, расскажите ребенку про ставни и про наличники. Можно красить, резать, клеить: все зависит от фантазии, наличия материалов и времени.

На следующем этапе малыш может строить дом не для себя, а для кукол, или гаражи для машинок. С этой целью используют обувные коробки разной величины и небольшие коробки из-под различной техники.
Покупной дом для Барби не идет в сравнение с самодельными картонными домиками. Такие домики могут быть одноэтажными, двухэтажными, трехэтажными – достаточно поставить одну коробку на другую и склеить этажи. Эти домики можно обустраивать исходя из собственных дизайнерских фантазий – выклеивать настоящими обоями и тканями, выстилать ковриками, украшать фольгой.

Наконец, из домиков можно составить целый город. А это уже новый масштаб деятельности. От работы с привычными кубиками город картонных коробок отличается своей многофункциональностью: действие может происходить и снаружи, и внутри. Высшим пилотажем является сооружение сказочных декораций. Тут возможны и разные формы крыш, и шпили, и флюгера, и колонны.

Чему может научить «дом»?

С древнейших времен дом был центром мира, деля его на две части: обжитое и необжитое, свое и чужое. Дом, точнее, его рисунок, поможет дать ребенку первые представления о карте. Вот дом. Вокруг дома – сад. За садом – дорога, ведущая в горы. За горами – море. Море окружает остров, на котором стоит дом. Вот здесь еще острова. Расстояния между островами – проливы. На этом острове, например, живут добрые люди, а на этом – злой Дракон, с которым нужно воевать. Можно придумывать бесконечно!
Конечно, здесь нет масштаба. Но сколько новых понятий, значковых обозначений, работы воображения в процессе придумывания «географических» названий!
Можно познакомить ребенка с направлениями света и научить ориентироваться по карте в соответствии со значками север, юг, запад, восток. И тогда настоящая, «взрослая» карта некоторое время спустя окажется для него живой и узнаваемой.
По материалам статьи М.Аромштам

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Внутренний мир и интеллект

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Немного отступите от правил

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Играйте вместе!

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

"Быстрые ответы".

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

4-летняя Лиза не хотела отпускать близких ни на шаг: стоило на минутку оставить ее одну - малышка плакала, кричала, что ее пугает кто-то, живущий в платяном шкафу… Убедить в беспочвенности фантазий не удавалось. Родители в панике обратились к детскому психологу: а вдруг страх перерастет в невроз?
Первая же беседа с ребенком расставила точки над і. Дело оказалось не в чудовище, а в том, что девочку часто оставляют одну, а ей очень неуютно и скучно.
…Как отличить манипулирование от истинного страха? Почему дети видят приведений и вампиров, а взрослые - нет? Нужно ли бороться с боязнью темноты - или «все само пройдет»? Об этом рассказывает детский психолог Городского клинического детского психоневрологического диспансера Минска Ольга Науменкова.

Современные дети в 3 года уже осваивают компьютеры и мобильники, в 4 начинают говорить на иностранном. Таких «умняшек», кажется, и испугать сложно… Так ли актуальна проблема детских страхов?

Страх - естественный защитный рефлекс, он есть у каждого человека независимо от того, маленький он или взрослый. Детишки XXI века, как и ребята, жившие несколько веков назад, боятся приведений, собак и темноты.
Подобные проблемы озвучиваются почти в каждом обращении. В сентябре, например, администрации 4 детских поликлиник Минска попросили нас прочитать лекции на тему детских страхов.

- Откуда «родом» детские страхи?

Почва готовится еще в период внутриутробного развития. Любые мамины эмоции (и положительные, и отрицательные) - стресс для малыша; если беременность неспокойная, он появляется на свет гипервозбудимым, часто плачет, плохо спит и кушает.
Беременная не может оградить себя от внешнего мира, но должна уменьшить его негативное воздействие на ребенка. Помогут объяснения. Нужно разговаривать с «животиком», и еще не родившаяся кроха будет знать, что происходит, почему мама плачет или смеется.
В год и 2 месяца дети начинают бояться посторонних людей, осознавая возможную опасность: срабатывает инстинкт самосохранения. Это первый вариант т. н. возрастных страхов. Реакция может быть разной - от плача и крика до расстройства ЖКТ (срыгивания, рвота, диарея). Родители и не подозревают о какой-то боязни, обычно
думают, что повлияла перемена обстановки или плохой сон. Некоторые принимают эту возрастную особенность за аутизм, и в семье начинается паника. Но если малыш относится к посторонним с подозрением, значит, он развивается нормально.
В 2–4 года (в зависимости от скорости психоэмоционального развития) подступает первая волна мистических страхов. Они запускаются воображением. Предметы в шкафу начинают «оживать», ребенок рассказывает, что в туалете поселились гномы, и он боится туда заходить. Постоянные рассказы о чудовищах и призраках - трансформация страха в понятную форму (так легче с этим бороться).
Появляется и опасение одиночества: дети не хотят оставаться сами, кричат, что их украдут (в тяжелых случаях даже отказываются выходить из комнаты, от мамы - ни на шаг). Такие фантазии возникают после «страшных» разговоров, просмотра фильмов ужасов и др.
В 5–6 лет идет волна витальных страхов (боязнь смерти). Многие ребята сталкиваются с уходом из жизни родных или знакомых. Чем выше интеллектуальный уровень ребенка, тем глубже он погружается в размышления на эту тему. Родители не понимают вопросов типа «А когда я умру, что со мной будет? Вы будете плакать?», некоторые принимают их за суицидальные наклонности.
Первый класс тоже связан со множеством страхов. Маленький школьник боится нового окружения, потеряться по дороге домой. У него может пропасть аппетит, сон, он станет вялым и апатичным, возникнут навязчивые идеи.
В 10–14 лет - вторая мистическая волна; подростки в компаниях «травят байки» о вампирах, призраках, Черной Руке и маньяке из ближайшей лесополосы. И если сначала все настроены скептически, показывая, что не очень в это верят, то по мере развития темы начинают вникать в обсуждаемое. Доходит до панической боязни темноты, отсутствия сна (возможно сноговорение); подросток становится возбужденным, вздрагивает от каждого шороха.
С совершеннолетием эти напасти не у всех улетучиваются. Процветают новые формы - боязнь провалить экзамен, быть невостребованным специалистом, не встретить свою любовь и др. Человек понимает, что боится-то вроде необоснованно, но ничего с собой поделать не может.

- А ситуационные страхи?

Механизм фобий здесь запускает конкретное происшествие (ребенок испугался собаки, персонажа в фильме и др.). Устранять такие гораздо тяжелее, чем возрастные, ведь они индивидуальны, многослойны, устойчивы, имеют эффект накопления (если их не излечить, то с годами станут частью патологической личности).
Ситуационный страх провоцируют и близкие, сами того не подозревая, запретами и ограничениями типа «Собака укусит!», «Незнакомец украдет!», «Милиционеру отдам!», «Машина задавит!» и т. п. До года малыш не разговаривает, но безошибочно улавливает интонации - ссора родителей формирует боязнь громкого голоса или чужих людей.
Активирует многочисленные страхи и развод родителей. Ребенок склонен обвинять себя в их расставании; любимые люди рушат его внутреннюю стабильность. Развод всегда драматичен; крики, громкие сцены, взаимные обвинения, хлопанье дверями трансформируются в аналогичные страхи.
Часто сталкиваемся с ситуацией, когда малыш, впервые посетив детский сад, начинает панически бояться этого заведения. По утрам плачет и кричит, что не хочет оставаться там. Мама, когда ведет его в садик, внешне весела, спокойна, а мысли у нее об одном: как оставить родную кровиночку, а вдруг что-то случится… Ребенок чувствует диссонанс между мамиными словами и эмоциями, от него не скрыть волнения: значит, там что-то не в порядке! И страх расцветает.

Буйная детская фантазия нередко заводит взрослых в тупик… Как отличить истинный страх от желания маленького артиста сыграть на публику?

Попросите описать страх словами, а лучше - изобразить (нарисовать, вылепить, вырезать и т. д.). Если малыш ни под каким предлогом и никаким способом не хочет этого сделать - с вероятностью 90% можно считать, что ничего пугающего нет.
«Обманщикам» не хватает внимания и заботы, такие детки часто страдают от эмоциональной прохлады родителей. Страшилка придумана как повод почаще прижаться к мамочке, побыть с ней рядом.

- Можно ли принять страхи за галлюцинации (при шизофрении и др.)?

Нет. Страхи накапливаются постепенно, а бред и галлюцинации поражают внезапно. Появляются невиданная двигательная активность и физическая сила (порой справиться с ребенком не под силу даже взрослому мужчине).
Детские страхи нормативно-фантазийные: даже когда малыш взахлеб рассказывает о вампире в погребе или боится ходить мимо ванной комнаты, где обитает домовой, он все равно сомневается в их существовании. Боясь, дети просят взрослых о помощи; при галлюцинациях же подмога не требуется. Ребенку никто не нужен, он полностью поглощен виде́нием. В период ремиссии говорит об увиденном как о норме бытия.
Многие родители склонны связывать возникновение психического расстройства с испугом, жуткими впечатлениями от фильма, книги. Боязнь может быть спусковым крючком, но психика ломается только при предрасположенности (неблагоприятная наследственность, нестабильная психоэмоциональная конституция, тревожность, нервность и др.). Поэтому не следует во всем видеть страхи.

- Если возрастные - вариант нормы, то надо ли их лечить?

У малышей, растущих в благоприятной атмосфере, все проходит само собой. Условно говоря: посмотрел фильм про привидения, побоялся и забыл. Родители даже не замечают, было ли что-то не в порядке.
Если же в семье эмоциональная нестабильность, непонимание, то избавиться от страхов помогут коррекционные занятия. Во избежание проблем советуем родителям проконсультироваться у психолога перед тем, как отвести ребенка в детсад и школу. Новая жизнь пугает любого человека, к ней его нужно подготовить.
Ситуационные страхи без коррекции не исчезают. Они перерастают в невротический тип личности со множеством ритуалов и обязательств. Присоединяются неврозы - заикание, энурез, тики.

- Как близким понять, что ребенок действительно боится?

Первый сигнал - изменяется стандартное поведение. Возникают новые привычки и приметы (чаще ритуального характера - многократное завязывание/развязывание шнурков, «счастливое» количество ступенек и т. д.), становится другой манера игры, портится сон.
Современные ситуационные страхи часто возникают из-за информационного шока. Ребенок бесконтрольно смотрит телевизор, сидит за компьютером. Существует закономерность, когда после очередного сериала о зомби к нам приходят дети, ставшие боязливцами и уверенные, что за дверями прячется мертвец…
Многие родители говорят, что не могут запретить ребенку фильм, который все смотрят. Табу и не нужны. Просто будьте рядом и объясняйте происходящее на экране. До 5 лет малыш по умолчанию верит в то, что видит. Если герой в фильме погибает, это трагедия. Не оставайтесь в стороне: расскажите, что реально, а что вымысел.
Идеальный вариант - до 5 лет давать смотреть только добрые детские мультфильмы и программы. «Страшилки», даже рисованные, воспринимаются как угроза.

- Можно ли вести ребенка на похороны? Не повлияет ли увиденное на развитие страхов и фобий?

Парадоксально, но подобные страхи развиваются, если маленький член семьи не участвовал в прощании. Незавершенность всегда дает почву для фантазий. «Я не видел человека мертвым, значит, он живой», - так рассуждает ребенок. Лет с 5 (все зависит от степени эмоциональной зрелости и психического развития) детей нужно допускать на похороны близких. Будьте рядом, объясняйте происходящее.
Если этого не сделать, могут появиться проблемы. Был случай: у нашего маленького пациента умер дедушка. Покойный был деспотом, ругал внука, когда тот баловался. Спустя некоторое время после похорон (на них ребенка не водили), стоило малышу нашкодничать, как он «видел» деда. Естественно, возник панический страх умерших. При работе с ребенком выяснилось, что он на подсознательном уровне ассоциирует деда с наказанием, а бурная фантазия воплощает боязнь кары в призрак.
Еще одного мальчика родные изолировали от прощания с отцом (тот утонул), сказав, что папа в командировке. Через несколько месяцев его стал пугать «мокрый человек», ребенок стал рассказывать, что от пришельца остаются лужи воды. Мама в панике привела сына к нам. Оказалось, что он слышал разговоры об утопленнике (не зная, что это отец), подсознание трансформировало услышанное в образ, так появился панический страх.

- Долго ли он корректируется?

Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем лучше. Средний курс - 10–12 занятий. Заметное улучшение (или исчезновение страха) наступает уже на 5–7-м сеансе. С проблемой работают 3 специалиста - психолог, психотерапевт и психоневролог.
Сложнее искоренить застарелый страх. Родители порой удивляют. «Ребенка полтора года назад укусила собака, он тогда сильно испугался… Помогите!» А где вы были раньше? На то происшествие наслоился страх одиночества, открытого пространства, мания преследования и т. д. Чтобы распутать такой клубок, нужно время.
Проблему страхов можно устранить без медикаментов. Лишь в тяжелых случаях при сопутствующем невротическом расстройстве применяют препараты, купирующие его симптомы.
Мы работаем по игровым методикам. Вначале предлагаем изобразить (выразить) страх. Нарисовать, вылепить, вырезать из цветной бумаги, сочинить о нем сказку. Когда фобия обретает форму, ее уничтожают (сжигают, разрывают, выбрасывают). Ребенок сразу становится хозяином ситуации, как бы поднимается над проблемой.
Прекрасные результаты приносят песочная терапия, музыкотерапия. Расслабляясь, дети избавляются от «зажимов», обретают спокойствие, гармонию.




Почему в эту игру играют все дети? Будучи представителями разных культур, разных жизненных условий, обладателями разного темперамента и других индивидуальных особенностей, тем не менее, они объединены общим для всех увлечением - игрой в прятки.

Часто можно услышать, что в основе этой игры - стремление к поиску, тренировка к достижению цели во взрослой жизни, древний инстинкт охотников. Возможно, в этом есть часть ответа на вопрос.

Но я предлагаю взглянуть на эту забаву с другой точки зрения. С позиции не того, кто ищет, а того, кто прячется.

Разве прячась ребёнок мечтает на самом деле о том, чтобы остаться незамеченным? Разве, выискивая самые укромные места в доме, в квартире или во дворе, он на самом деле хочет, чтобы его никогда не нашли, а не найдя - забыли? Нет, конечно!

Дети прячутся потому, что очень хотят быть найденными. Особенно если затеяна игра с мамой или с папой. В этом проявляется их неистребимое стремление к близости и контакту. Их манит немножко подразнить своё чувство защищенности, устроить ему испытание, пощекотать нервишки.

От чего удовольствие, когда твое укрытие разгадано, когда тебя вытаскивают из твоего секретного логова на свет крепкие родительские руки, только многократно возрастает.

Дети хохочут и готовы повторить этот опыт снова и снова. Чтобы снова и снова почувствовать, как ты нужен, как ты важен, как тебя ищут и не остановятся, пока не найдут. До победного конца, наперекор всем препятствиям!

Наши дети тоже не исключение. Тоже очень любят играть в эту игру.

Заслышав гул мотора машины, когда папа возвращается с работы, они с воплями: «Это папа! Прячемся!» - рассыпаются по дому, прячутся, затихают и ждут…

Иногда к пряткам подходят достаточно формально . Наша средняя дочь в возрасте 3-4 лет месяцами не меняла места для своего укрытия. Сначала она пряталась за диваном. Потом - просто за дверью.

И очень долго мне было непонятно, почему она сидит почти на виду. Какой смысл в таких прятках? Пока я не поняла того, о чём сейчас пишу. Её не интересовало быть хорошо спрятанной, её интересовало быть обязательно найденной.

Она сидела в укрытии тихо-тихо, как мышка. А на лице - «шум и толкотня» эмоций. От волнения и легкой тревоги от собственноручного усиления разделения с папой: «только бы нашёл!» - до щекочущего предвкушения восторга от предстоящего момента нахождения.

Только когда подросла немного, стала прятаться более изобретательно. Теперь её интересует не только быть найденной, но и еще поводить папу за нос так, как это делает старший брат.

В тех редких случаях, когда папа сдаётся, не зная, где ещё можно искать сына, последний, конечно, доволен своей победой. Но потом всё равно спросит: «Ну как же ты меня не нашёл, папа?» Чувствуется эта досадная горчинка среди бурной радости.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх