Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр. Подвижные игры как средство развития двигательно-координационных способностей учащихся младших классов

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребёнка…………………………………………5

1.2 Классификация подвижны игр и игры со спортивными элементами……11

1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….……..……13

Глава 2. Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр…………………………………………………………………………….…..17

2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...……17

2.3 Выявление уровня развития физических качеств детей, старшего дошкольного возраста……………………………………………………...……20

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература ………………………………………………………………………27

Приложение………………………………………………………………………28

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа

по Педагогике

«Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Игры на развитие быстроты

У кого дольше. Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.

Волчок. Сидя в обруче, приподнять ноги, энергично оттолкнуться руками и постараться повернуться кругом. Упражнение выполнять на гладком полу.

Бегом в обруче. Дети сидят на полу в больших обручах, ноги прямые, упираются в обруч. Выполнять приставные шаги вправо и влево в быстром темпе.

Догони обруч. Поставить обруч ободом на пол, энергично оттолкнуть и догнать, не допуская падения.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С ПАЛКОЙ (75-80 см, диаметр 2,5-3 см)

Кто скорее дойдет до верха. Держать палку вертикально за нижний ее конец. Перехватывать поочередно одной и другой рукой, ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

Гребцы. Сесть ноги врозь, палка у груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, притянуть палку к груди. Повторить 8-10 раз.

Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать палку вправо-влево, после отдыха выполнять движение левой кистью.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОРЕВНОВАНИЯ

Успей поймать. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронит мяч, тот и выигрывает.

Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

Бери скорее. Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии 2 м. По сторонам площадки на расстоянии 10-15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой на землю кладется небольшой предмет (кубик, камешек, шишка). Дети принимают одно из исходных положений - сидя, лежа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает успевший взять предмет и убежать с ним.

Догони. На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу бегут в прямом направлении на другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега детей 5 лет - 20 м, детей 6-7 лет - до 30 м. Важен подбор детей в парах. При большой разнице уровня подготовки надо менять фору - увеличивать или уменьшать расстояние между играющими. Не следует упускать при этом воспитательный эффект и постараться сделать так, чтобы менее сильный ребенок мог догнать быстрого, подчеркнуть его старания и успехи.

Кто скорее намотает шнур. К дереву, забору привязывают два шнура, каждый длиной 2-3 м. На концах шнуров гладкие деревянные или пластмассовые палочки (длиной 20-25 см, диаметр 2,5-3 см). Двое детей берут палочки, отходят с ними на всю длину шнура (он при этом натягивается). По сигналу воспитателя или одного из детей начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Кто скорее дойдет до середины . Для игры используется шнур длиной 4-5 м. На обоих концах его имеются палочки (длиной 20-25 см, диаметром 2,5-3 см), середина шнура обозначается цветной ленточкой, тесьмой. Двое играющих берут палочки и по сигналу наматывают шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.

Игры-эстафеты. Такие игры можно составлять из разных движений, преимущественно из таких, которыми дети уже владеют:

а) пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю и вернуться на место;

б) пробежать по узкой дорожке между двух линий (расстояние между ними 15-20 см), перепрыгнуть через ручеек (шириной 40-50 см), разбежаться и достать в прыжке до ветки;

в) прыгнуть из кружка в кружок (расстояние между ними 30 см), пробежать 5 м, снова прыгнуть из кружка в кружок. Соревнуются примерно равные по силам дети.

Найди пару в кругу. Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, водящий - в центре круга. По сигналу играющие внутреннего круга идут шагом, наружного - бегом. По другому сигналу дети наружного круга быстро подбегают к любому стоящему во внутреннем круге, берутся за руки и двигаются шагом. Водящий также старается найти себе пару. Оставшийся без пары становится водящим.

Игры на развитие ловкости

Поменяйтесь местами.

Обеги мяч.

Не задень.

С мячом под дугой.

Вперед с мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вглесте с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

Поменяйтесь местами. По кругу положена веревка. Дети бегают парами: один справа, другой слева от веревки. По сигналу воспитателя, продолжая бежать, не останавливаясь, дети меняются местами.

Обеги мяч. Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой.

Не задень. По кругу расставляются кегли на расстоянии 50-60 см одна от другой. Играющие идут по кругу за кеглями. На сигнал поворачиваются лицом в круг и впрыгивают в середину, стараясь не задеть кегли.

С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м.

Вперед с мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.

Не теряй мяч. Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не отпуская его далеко от себя.

Перекат назад. И. п.: присесть, согнуться, обхватить колени руками, спина круглая. Быстро и мягко перекатиться на спину в этом положении до касания пола лопатками, ноги не выпрямлять, держать прижатыми к туловищу («в группировке»), руки обхватывают колени, снова вернуться в исходное положение.

Разойдись - не упади. Двое детей идут по скамейке с разных ее сторон, встретившись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движение. Упражнение можно делать и на мостике-качалке. Дети расходятся таким же способом или по-другому: один проползает, подтягиваясь за рейки, другой проходит над ним по боковым перекладинам.

Приложение 6

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ Игра большой подвижности для детей старшего дошкольного возраста

Задачи : развитие быстроты и ловкости; закрепление навыков ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать на сигнал, выполнять задание в меняющихся условиях.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения : спортивный зал.

Атрибуты и инвентарь : красные, синие, желтые султанчики (флажки, ленточки) по количеству участников игры; три длинных ленты или шнура тех же цветов – зрительные ориентиры; музыкальное сопровождение или бубен.

Подготовка к игре : на одной стороне зала разложены разноцветные султанчики, на противоположной стороне – последовательно – три ленты, шнура тех же цветов, расстояние между лентами – 60 см.

Описание игры : под музыку дети свободно врассыпную бегают по залу (можно - бег с заданиями). По сигналу (остановка музыки) бегут к султанчикам, берут по одному и быстро возвращаются на противоположную сторону зала, выстраиваясь на (за) соответствующей цвету султанчика линии и поднимают султанчик вверх. Побеждает та команда (по цвету), которая быстрее построилась. Для детей 4-5 лет можно провести эту игру с использованием султанчиков только двух цветов.

Усложнения и варианты : увеличение количества цветов; при повторе игры берется султанчик другого цвета; при построении на цветной линии выполнить задание: красная линия – сесть по-турецки, желтая линия – встать на «высокие» колени; синяя линия – стоя размахивать султанчиком над головой.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: развитие быстроты и скоростной выносливости, ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.

Атрибуты и инвентарь : ленточки на колечке.

Место проведения

Описание игры: каждому ребенку даётся ленточка на колечке, которую он заправляет себе в шорты сзади, делая «хвостик. По команде (свистку) дети разбегаются по залу и пытаются сорвать ленту-«хвостик» у другого игрока, при этом сохраняя свой «хвостик». Держать свою ленточку руками нельзя. Игра заканчивается по команде (свистку) или когда все ленточки будут сорваны. Побеждает тот игрок, кто больше наберёт ленточек и сохранит свою.

БЕЗДОМНЫЕ ПАРЫ

Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.

Атрибуты и инвентарь : обручи

Место проведения : зал или спортивная площадка.

Описание игры: перед началом игры дети распределятся в пары и встают вдвоём в любой обруч, свою пару надо запомнить. По сигналу взрослого или с началом музыки все разбегаются (расходятся, прыгают на двух ногах, ходят в приседе и т.д.) врассыпную по залу, взрослый убирает один обруч. Как только прозвучит сигнал или закончится музыка, все пары должны соединиться и встать в любой обруч. Пара, которая не успела занять обруч, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется одна пара, она и является победителем.

ЭСТАФЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Основная цель. Развитие быстроты и ловкости.

Организация. Группа делится на 3-4 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. Интервал между колоннами - 3 м.

Направляющие игроки колонн получают по эстафетной палочке. В 15 м перед каждой колонной ставится поворотная стойка, а посередине 15-м отрезка кладется гимнастический обруч, в центре которого мелом очерчивается небольшой белый кружок.

Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своей поворотной стойке, добежав до лежащего на пути обруча, пролезают сквозь него, затем кладут обруч на то же место, с белым кружком в центре, и бегут дальше. Поравнявшись с поворотной стойкой, огибают ее слева и возвращаются обратно, пролезая снова сквозь обруч, после чего по правилам передачи легкоатлетической эстафеты передают палочку следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое игровое задание, передавая палочку очередному участнику, и так далее до последнего игрока команды. Выигрывает команда, закончившая эстафету быстрее.

СТОЙ!

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч кричит Стой!.Все должны остановиться, а водящий, несходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим.Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху- игра продолжается.

Правила игры : Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: (Стой!) - продолжал двигаться,то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

БЕГ ПО КРУГУ

Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2 - 3 шагов друг от друга. Перед носками играющих проводится черта. По команде руководителя все поворачиваются направо и начинают бег вдоль черты по наружной стороне круга. Каждый старается догнать бегущего впереди. Тот, кого запятнали, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останется 3 - 4 игрока. Они считаются победителями. Во время бега, если игра затягивается, руководитель может подать сигнал, по которому играющие поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Это необходимо для того, чтобы у ребят не закружилась голова.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

«ЧАЙ-ЧАЙ ВЫРУЧАЙ»

Цель: Развитие, быстроты, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры.

Выбирается водящий из числа детей. Те, которых он коснулся, считаются пойманными. Они встают, широко расставив ноги, и произносят « Чай, чай, выручай!».

Любой игрок может выручить пойманного, если он пролезет между ног.

«САЛКА»

Цель: Развивать умение увертываться в беге.

Ход игры.

Водящий бегает за детьми, стараясь кого-то осалить, приговаривает: « Я осалил тебя, ты осаль другого! ». Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова

«СТАДО»

Цель: Активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции.

Ход игры

Играющие выбирают пастуха и волка все остальные – овцы. Дом волка находиться в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок. Заиграй в рожок!

Трава мягкая. Роса сладкая.

Гони стадо в поле. Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу « Волк!» овцы бегут в дом - на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути у волка, защищает овец.

Все, кого поймал волк, выходят из игры.


Введение


Актуальность.В условиях модернизации современной системы образования требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания вобщеобразовательной школе. Период обучения в школе - это время интенсивного формирования и развития организмаребенка, который чутко реагирует на условия и факторы, влияющие на уровень его здоровья[В.И. Усаков]. По утверждению Л.Д. Назаренко одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья[Б.А. Ашмарин, В.Л. Ботяев]. По мнению В.И. Ляха, Л.П. Матвеева координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой. По мнению Н.А. Бернштейна координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы. Ю.Ф. Курамшин указывает, что "…координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции". Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь "школу эмоций", смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий. Цель?исследования:?выявить эффективность применения?подвижных игр как средство развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Объектом??исследования:?выступает процесс развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Предметом исследования:?подвижные игры как эффективное средство развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Гипотеза?исследования: -мыпредположили, что использование специальных упражнений вигровой форме и подвижных игр на уроке физической культуры позволит улучшить развитие координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. В соответствии с?целью и?гипотезой определены?задачи?исследования: 1. Определить исходный уровень развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. 2. Разработать методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста; 3. Экспериментально проверить эффективность данной методики. Методы?исследования. ?Для?достижения?цели?и?решения?поставленных?задач?был?использован?следующие?методы?исследования: анализ научно – методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование координационных способностей; педагогическийэксперимент; методы?математической статистики.? Практическая?значимость:нашей работы характеризуется тем, что предложенная в ней методика развития координационных способностей может широко использоваться учителями физической культуры в их педагогической деятельности. База?исследования:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Адрес: г. Сургут, улица ул. Бахилова, д. 5 Структура?выпускнойквалификационной работы: состоит из введения трехглав, вывода, списка литературы(50 источников)и приложений. Текст работы изложен на 55 страницах, иллюстрирован таблицами, диаграммами, рисунками и схемами.?


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР……………………………………………………………………………… 7 1.1. Понятие, виды и характеристика координационных способностей…………………………………………………………… 7 1.2. Задачи, средства и методы развития координационных способностей…………………………………………………………… 12 1.3. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста………………………………………… 18 1.4. Подвижные игры как основное средство физического развития детей младшего школьного возраста……………………………….... 23 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………. 30 2.1. Методы исследования……………………………………………. 30 2.2. Организация исследования………………………………………… 37 ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………. 38 3.1. Методика применения подвижных игр для развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………. 38 3.2. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………… ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 41 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 48 53

Список литературы


1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб.пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с. 2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : ФиС, 2000. 3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 2006. - 146 с. 4. Битяева М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. -2002, №40 5. Бойченко, С. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр [Текст] / С. Бойченко, Ю. Войнар, А.Смотрицкий // Физическое образование и спорт. 2002. Т. 46. С. 313-314. 6. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектов концепций координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке [Текст] / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов // Теория и практика физической культуры. 2003.№8. С. 15 – 21. 7. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта [Текст] / В.Л. Ботяев // Теория и практика Физической культуры. 2010. №2. С. 21-23. 8. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. 2008. №2. С. 23-25 9. Ботяев, В.Л. Координационные способности и их роль в повышении спортивного мастерства: учеб.программа к спецкурсу [Текст] / сост. В.Л. Ботяев: Сургут. гос. пед. ин-т;. – Сургут: РИО СурГПУ. 2002. - 22с. 10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с 11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст] / А. А. Васильков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 381 с. Былеева Л. В. , Коротков И. М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и спорт, 1982.- 224с. 12. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова. - М. : АСТ, 2003. - 220 с. 13. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст] / Э.А. Григорян. - Киев, 2006. - 134 с. 14. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с. 15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. М.: Советский спорт. Серия «Спорт без границ». - 2009. - 200 с. 16. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2003. - 114 с. 17. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста [Текст] / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 68 с. 18. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников [Текст] / А.И. Косов. - М. : АкадемПресс, 2003. - 264 с. 19. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах [Текст] / Т.Ю. Круцевич. Киев.: Олимпийская литература, - 2003. Т. 2. - 392 с. 20. Лубышева, Л.И. Муниципальная спортизация-основа школьного спорта [Текст] / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008.-№5.-С.2

Отрывок из работы


ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Понятие, виды и характеристика координационных способностей Понятие координационные способности (КС) не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.) [В.И. Лях, Л.П. Матвеев]. Большое число терминов и понятий, с помощью которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает на сложность и разнообразие координационных проявлений человека, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности терминологического и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет понимание данного явления и создает для учителя определенные трудности при формировании координационных способностей детей в практике физического воспитания. Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2013]. По мнению ученого, профессора Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» . Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Ф.П. Суслов утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями . Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Ловкостью принято называть способность быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. Мнение профессора В.И. Ляха, который в своей книге «Координационные способности» пишет: «Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию…» [В.И. Лях, 2006]. Л.П. Матвеев определяет координационные способности как, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий и перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Подвижные игры могут проводиться в организованных группах под руководством педагога, а также вместе с родителями, волонтерами, вожатыми в условиях оздоровительного лагеря, в индивидуальных занятиях дома, на спортивных площадках, в специальных (коррекционных) учреждениях в рекреативных занятиях, реабилитационных центрах.

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. При этом важно учесть состав группы, количество участников, их возраст, условия, место и форму проведения. Например, утреннюю зарядку можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: "Березка", "Силачи", "Насос", "Пружина", "Лошадка". При проведении спортивного праздника в школе или во время летнего отдыха заранее нужно подготовить сценарий с описанием содержания и последовательности подвижных игр, эстафет, полос препятствий, игровых композиций, с текстами стихов, речитативов, считалок и т.п., включенных в программу.

Организация играющих детей - важная предпосылка для успешного хода игры. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача, так как в игре принимают участие, как правило, дети с разным уровнем подготовленности, а иногда и возраста.

Успешность игровой деятельности умственно отсталых детей зависит от того, как они поняли содержание и правила игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета, дополненное показом, делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Ведущий занимает место не в центре круга, а в ряду играющих или на возвышении, чтобы его всем было видно и слышно.

Любая игра объясняется в следующей последовательности:

название игры;

роли играющих и их расположение на игровой площадке;

правила и ход игры;

определение победителя (если игра проводится в форме соревнования).

До начала игры необходимо подготовить игровую площадку, инвентарь (обручи, флажки, мячи, воздушные шары, ленты, скакалки, кегли, мешочки с песком, мягкие игрушки, канаты, веревки, маты и т.п.), принять меры безопасности, проветрить помещение, создать праздничную обстановку.

Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков, общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. Дети эмоционально принимают и победу, и поражение. Важно справедливо оценить игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого.

Из-за высокой эмоциональности отдельных игр дети не всегда могут контролировать свое состояние. В результате может возникнуть перевозбуждение и утомление, симптомами которого являются рассеянное внимание, нарушение точности движений, учащенное дыхание, побледнение. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, в экстремальных ситуациях - оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением продолжительности игры, введением перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменением числа играющих, сокращением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов.

Выбор игры.

Он зависит от конкретных коррекционно-развивающих задач, возрастных особенностей детей, глубины основного дефекта, состояния сохранных функций, физической подготовленности, количества детей в группе. При выборе игры учитываются погодные условия, место проведения, наличие помощников, желание, мотивы и интересы самих детей.

2. Подготовка места для игры.

Подвижные игры в зависимости от времени года и места проведения требуют разной подготовки. Больший оздоровительный эффект имеют занятия на открытом воздухе. Независимо от сезона общим требованием при подготовке места для занятий является обеспечение безопасности. Если занятие проводится на открытом воздухе летом, то лучше выбрать поляну или лужайку с невысокой травой, без пней и камней. Если игры проводятся в лесу, то необходимо заранее ознакомиться с местом проведения и наметить границы. Зимние подвижные игры могут включать передвижение на лыжах, катание на санках, строительство "крепости" и "снеговиков", метание снежков. Они требуют не только соответствующей экипировки, но и предварительного выбора территории, защищенной от ветра, подготовки - лыжни на равнине и пологих склонах.

Подготовка инвентаря.

В соответствии с планируемыми играми на занятии необходимо предусмотреть и заготовить заранее мелкий инвентарь и оборудование. Флажки, мячи разного размера, веса и цвета, кегли, ленты, поролоновые фигуры, мягкие игрушки, отличительные повязки должны быть красочными, яркими. В качестве подсобных материалов могут быть использованы шишки, камушки, жёлуди, ракушки.

Разметка площадки.

Большинство подвижных игр проводится в спортивном зале или игровой площадке. Если разметка требует много времени, то это делается до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, особенно важно это для детей, имеющих нарушение зрения. В качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, шнур. Линия границ намечается не ближе 3 м от препятствий: стен, деревьев, пней и т.п.

Размещение играющих.

Прежде чем объяснять игру, необходимо расставить играющих в исходное положение (лежа, сидя, в колоннах, в круге и т.п.). Ведущий не должен стоять в центре круга, так как половина играющих окажется у него за спиной. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу - они плохо будут видеть ведущего.

Объяснение игры.

Сообщение правил и содержания игры, распределение ролей играющих должно быть понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета это может быть образная имитация, сказка, эстафета и т.п. Для детей с умственной отсталостью объяснение сопровождается показом всех перемещений с пробным проигрыванием, так как непонимание правил может отрицательно сказаться на восприятии игры.

Выделение водящих.

Выполнение роли водящего оказывает на ребенка большое воспитательное влияние, поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей. Выделить водящих можно разными способами: назначить, выбрать по желанию детей, выявить желающих, использовать "считалки" и др. Перечисленные способы можно чередовать.

Распределение на команды.

Проведение двусторонней игры или эстафеты с элементами соревнований требует деления на равноценные команды. Для уравнивания команд в первую очередь необходимо позаботиться о более слабых детях: определить для них щадящую меру нагрузки, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений. Состав команд в каждой игре может меняться, при этом должно учитываться желание детей в выборе партнеров.

Судейство.

Строгое судейство характерно больше для спортивных игр. При проведении подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, судья - он же ведущий - наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих. Естественно, там, где нужно вести счет, определять победителя, судья должен быть объективным, необъективность всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и даже обиду.

Дозировка нагрузки.

Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. В малоподвижных играх нагрузка незначительная, в играх с большим количеством перемещений, ускорениями, прыжками нагрузка может быть высокой. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращении, а регулировать нагрузку - временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, продолжительностью интервалов отдыха, суммарным количеством подвижных игр, их чередованием и т.п.

Окончание игры.

Продолжительность игры регламентируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени и очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления, и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окончание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играющих детей, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения.

12. Подведение итогов.

Если подвижная игра носит соревновательный характер, то в конце объявляется команда-победительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В большинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действий и сознательной дисциплине.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развитии познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности, что создает реальные предпосылки социализации детей с нарушением интеллекта.

Игровая деятельность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития телесных, психических, интеллектуальных возможностей.

воспитатель Михальчук Марина Николаевна Калуга 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Мозаика»

Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящему ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Именно поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Данная тема направлена на здоровьесбережение в дошкольном учреждении. Развивает скоростные, координационные, силовые качества дошколят. Развивает мотивацию собственной деятельности через освоение физических упражнений, через подвижные игры, спортивные соревнования.

Форма проведения подвижных игр, спортивных развлечений, соревнований способствует физическому и нравственному совершенствованию, развивает интерес к физической культуре и спорту. Формирует коммуникабельность, толерантность, здоровый образ жизни (ЗОЖ) .

Данная тема поможет дошкольникам творчески использовать свои знания, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами. В отличии от методик, применяемых на занятиях по физической культуре, дети будут изучать литературу, делать сравнительный анализ, исследования, интегрировать знания других видов спорта.

Данная тема поможет детям и их родителям определить профиль дальнейшего обучения в спортивных секциях. Совместные мероприятия сплотят их. Появится интерес к жизни группы, детского дошкольного учреждения.

Мотивирует детей на успех, формирует в ребенке лидерские качества.

Подвижные игры.

Статистика красноречива: около 44% российских дошкольников страдают от различных хронических заболеваний, 20% воспитанников старших групп имеют повышенное артериальное давление, более 60%- нарушение осанки. Во многих регионах России зафиксировано ухудшение здоровья детей и подростков, в том числе и нашей Калужской области.

При наборе детей, как правило, с первой группой здоровья обучающихся больше, чем со второй и третьей. К первой группе относятся те дети, которые имеют высокий уровень работоспособности и физического развития. Отличаются высокой сопротивляемостью организма к внешним факторам, имеют социальную удовлетворенность и благополучие в семье. Если эти признаки отсутствуют, то ребенок заболевает, и чаще болезнь приобретает хронический характер. А лечению болезней помогают не только врачи, но и регулярные занятия физической культурой и спортом, в частности подвижными играми.

Для привлечения дошкольников использую подвижные игры с упражнениями из игровых видов спорта.

Нельзя игнорировать и отдельные особенности развития детей на разных возрастных этапах, таких как память, устойчивое внимание. Поэтому чаще используется соревновательно - игровой метод.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно образное мышление, по мере взросления осуществляется переход к словесно - логическому, которое совершенствуется. Способность более активно выполнять упражнения за счет мышечных усилий проявляется у дошкольников шести лет.

Развитие скорости - обязательная составляющая любой игры.

В подвижных играх свои особенности: здесь очень важно научить ребенка менять направление скорости в минимальный отрезок времени. И здесь надо иметь в виду, что самое высокое развитие скоростных данных приходится на 6-7 лет. Примерно в тот же период повышается работоспособность мышц, позволяющих тренировать выносливость.

Среди самых распространенных заболеваний значится – сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз ухудшает функции органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу.

Во всех тематических публикациях указано, что больным сколиозом спорт противопоказан. Я с этим категорически не согласна и считаю, что, пока рост позвонков и формирование позвоночника в целом еще не завершены, регулярные занятия спортом и частности подвижными играми, с комплексом правильно подобранных упражнений исправляют сколиоз первой степени.

При подборе упражнений моими задачами являлись:

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета)
  2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.
  3. Формирование и закрепление навыков правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и т.д.)
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Для решения этих задач я использовала упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Это не только позволяет увеличить силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях, но и закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении.

Также очень важна для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела тренировка поясничных мышц и мышц ягодичного отдела.

В комплекс были включены два вида упражнений:

  • Симметричные – упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корректирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. Мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на основе вогнутости сколиотической дуги;
  • Ассиметричные - позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба (отведение ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза и дуга уменьшается) при поднятой руке со стороны вогнутости дуги она становится меньше за счет изменения положения пояса верхних конечностей.

Производятся специальные дыхательные упражнения во время разминки, это позволяет тонизировать центральную нервную систему, способствует улучшению нервных процессов.

Создается оптимальный фон для использования других механизмов лечебного действия, и активизируются защитные силы организма.

Включаю упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Анализируя предыдущий опыт работы, дети после прохождения медицинского осмотра из 3 гр. здоровья были переведены во вторую. Из второй в первую.

Полюбите подвижные игры, и вы станете выше, стройнее, сильнее. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, развивают силу мышц.

Не секрет, что младшие дошкольники, занимающиеся спортом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше усваивают материал на занятиях.

Подвижные игры способствует не только физическому, но и нравственному развитию детей, развивают познавательные интересы, вырабатывают волю, характер, воспитывают чувство коллективизма.

А главное правило, которое было выведено для себя, заключается в следующем: неважно, сколько человек на тренировке, какого возраста, групп здоровья, если коллектив сам для себя вырабатывает закон, позволяющий жить и тренироваться с радостью, взаимным уважением, в таком коллективе никогда никто не проиграет, независимо от результатов игры.

Подвижные игры очень эмоциональны. Одинаково полезны как детям так и их родителям. Недаром при игре в одной команде можно видеть и ребенка и взрослого. Главное чтобы в этих командах царила доброжелательность и веселый азарт, чтобы новички не стеснялись своей неуклюжести, а стремились, играя, обрести бодрость, легкость и ловкость.

1. Особенности темы:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы возможно наиболее полно реализовать задачи темы?
  2. Чем содержание темы будет качественно отличаться от базовой программы?
  3. Каким образом будет построена логика подачи материала в программе?

Почему именно нужна такая логика?

учебными и вспомогательными материалами обеспечена данная тема?

5. Какие виды деятельности возможны в работе с данным материалом?

6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данной теме?

На материале программы «физическая культура» , раздела подвижные игры, спортивные игры.

Тема посвящена:

Разностороннему физическому развитию дошкольников, развитию координационных и скоростных качеств, формирования у них здорового образа жизни через подвижные игры.

Важными формами работы являются:

  • тренировочные занятия, предполагающие повторение правил игры, повторений общих требований к внешности и сан. гигиеническому состоянию занимающихся дошкольников.
  • занятия по развитию координационных и скоростных качеств.
  • самоконтроль за состоянием.
  • занятия-советы для родителей дошкольников по формированию жизненно-важных двигательных навыков, таких как ловкость, быстрота, выносливость.
  • занятия-советы о том, как подвижная игра способствует нравственному развитию детей, развивает познавательные интересы, вырабатывает волю, характер, воспитывает чувство коллективизма.
  • занятия-соревнования

Естественность и разнообразие движений составляющих основу подвижных игр.

  • бег, прыжки, передача и ловля мяча, а также острая спортивная борьба делают игру важным средством физического и нравственного развития дошкольников.
  • практическое занятие – исследование (тестирование на начало и окончание учебного года, влияние тех или иных нагрузок на определенные мышцы.)
  • наблюдение, диагностика физического состояния здоровья занимающихся дошкольников.

Данная тема поможет детям творчески использовать знания базовой программы, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами.

Подача материала предполагает сначала вводное – теоретическое занятие, на котором будут объяснены задачи предлагаемой игры, определена система занятий, с использованием наглядного материала (карточки, фотографии) , польза и лечебный эффект занятий.

Целью вводного занятия – сформировать положительную мотивацию на посещение занятий, показать актуальность освоения в комплексе теорией и практикой занятий физической культурой, т.е. формирование научного мировоззрения развития организма.

Практические занятия позволяют дошкольникам увидеть подтверждение теоретических данных.

Форма практических занятий: спортивные эстафеты, подвижные игры, соревнования, плавание.

Важным этапам в занятиях будут соревнования, которые покажут уровень подготовки к соревнованиям как внутри дошкольного учреждения так и на городе, области. Будет сформирована команда

из воспитанников детского сада.

С целью формирования успешной личности, на занятиях реализуются воспитательные возможности через рефлексию своей деятельности, взаимоанализ деятельности занимающихся, толерантность, умение правильно реагировать на замечания, подчиняться правилам игры, формируется чувство коллективизма, социальные качества личности.

Спортивный инвентарь: мячи (резиновые разных размеров, набивные мячи) , стойки, степы, скакалки, шведские стенки, тренажеры, (пресс-скамья, гантели) .

Методическая литература:

  1. Сортел Н., М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г.
  2. М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  3. Биркина Е.Н., Энциклопедия спорта. М. Ритор – классик, 2002 г.
  4. Коданева Л.Н.,
  5. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П,

издательство «Детство-пресс» , 2006 г.

Дошкольники, обучающиеся по данной теме имеют возможность научиться самостоятельно дозировать физическую нагрузку, осуществлять самоконтроль физического состояния, научить играть в спортивные игры своих сверстников во дворе, что развивает не только координацию, быстроту и силу, но и мышление. Дети приобретут исследовательские и практические навыки, что делает дошкольника всесторонней развитой личностью.

  • Результаты анкетирования родителей
  • учет степени активности обучающихся
  • количество и качество проведение спортивных игр, соревнований
  • диагностика динамики скоростных, координационных и силовых качеств
  • желание заниматься данным видом спорта углубленно.

2. Цели темы:

  1. Дать дошкольникам представления о подвижных играх, чему они учит, что развивают;
  2. Дошкольники должны знать основные правила игры, научиться оперировать полученными знаниями и умениями.
  3. Приобретенные навыки дошкольников:
  4. Овладение теоретическими знаниями, правилами игры, техническими приемами, которые они успешно воплотят в игре;
  5. Развитие координации, скорости, силы, укрепление мышечного тонуса и опорно-двигательного аппарата.

Структура темы:

Теоретический модуль: «Получение знаний в новых условиях»

Цель:

1. Познакомить детей:

2. Изучить:

  • правила поведения в спортивном зале, спортивной площадкой на улице.
  • правила техники безопасности
  • санитарно-гигиенические требования

Практический модуль: «Я тренируюсь»

Цели:

1. Научить применять знания в игре.

  • свободное владение оптимальным набором приемов и способов для выполнения заданных игровых функций
  • точность и эффективность выполнения указанных приемов
  • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов (незначительном утомлении, психологическом напряжении) .

Творческий модуль: «Я играю»

Цель:

  1. Создание ряда игровых ситуаций, побуждение детей думать и размышлять;
  2. Применение знаний и умений на спортивной площадке;
  3. Спортивные эстафеты, игры, праздники.
  4. Ожидаемый результат

В результате занятий по данной теме предполагается сформировать у детей умение играть в подвижные игры, сформировать желание научить играть сверстников и младших дошкольников, развить у дошкольников коммуникативные качества личности, толерантность, создать ситуацию успеха с целью самореализации и самосовершенствования.

Список использованной литературы

  1. Железняк Ю.Д., Спортивные игры. «Техника, тактика, приемы обучения» М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  2. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П, издательство «Детство-пресс» , 2006 г.
  3. Коданева Л.Н., «Сценарии спортивных праздников» М. издательство АРКТИ, 2006 г.
  4. Сортел Н., «100 упражнений и советов для юных игроков» М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г
  5. Картотека «Подвижных игр»
  6. Публикации из спортивных газет и журналов.

Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психологических напряжений.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися "школы движений", включающей весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развиваются способности ребят к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании мышления и умственной деятельности вообще.

При обучении школьников упражнениям из разделов лёгкой атлетики, гимнастики подвижным играм отводится важная роль как форме закрепления и совершенствования изучаемых движений.

Игры широко применяются в работе с учащимися младших классов, где часто практикуются уроки и другие формы физического воспитания, состоящие почти полностью из игр. С возрастом детей содержание игр усложняется: от подражательных движений переходят к играм, содержание которых составляют различные формы бега, прыжков, метания.

Одновременно постепенно усложняются взаимоотношения между детьми. Они приучаются к согласованным действием, когда каждый участник выполняет отведенную ему роль. В средних и старших классах подвижные игры применяются в качестве подготовительных при условии техники и тактики спортивных игр и других упражнений школьной программы. Игры могут проводиться как часть урока физкультуры и в совете других форм физического воспитания (вечеров, праздников, дней здоровья и др.) или как самостоятельные мероприятия на переменах, по месту жительству, в семье и др.

Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научить вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным. Однако из основных педагогических задач - научить детей играть самостоятельно.

Образовательные задачи:

1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.)

умения и навыки выполняет различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки)

навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

умения выполнять комплексные движения для преодоления искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать:

условия и правила выполнения физических упражнений;

влияние знаний физическими упражнениями на основные системы организма;

правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;

основные приёмы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;

роль физической культуры в семье и т. д.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышение работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обуславливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирование положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и тд.
  • 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных, содействие развитию психических процессов).

Оздоровительные задачи:

Укрепление здоровьем, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной и осанки развитие различных групп тела, правильное и своевременное развитие всех систем организмом и их функций, укрепление нервной системы активизация обменных процессов.

Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всесторонние развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движения. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента.

Повышения сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физической культуре, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

Повышения общей работоспособностей и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функции организма.

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре

Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

Игры делятся на три группы:

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная, общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлениям своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Анализ классификации игр дает возможность выделить несколько направлений:

  • 1. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр.
  • 2. Игры с особенностями взаимосвязи участников.
  • 3. Группы игр с особенностями организации и содержания.

Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах, идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, составители учебных пособий стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников, Е.М. Геллер предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков:

  • 1. Двигательной активности участников.
  • 2. Организации играющих.
  • 3. Преимущественного проявления двигательных качеств.
  • 4. Преимущественного вида движений.

Исходя из вышеизложенного, видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго отграничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных выше классификаций в большей степени обращают на себя внимание классификации В.Г. Яковлева и Е.М. Геллера.

Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств во время занятий по физической культуре у школьников позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игры являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся предполагается, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью. Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.

Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовки, способствуя воспитанию физических качеств.

Значение подвижных игр при работе с детьми младшего школьного возраста

На уроках в 1-4х классах подвижные игры занимают ведущие место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развивается важнейшие системы и функции организма.

Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облегченные в конкретные понятные образы.

Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому, вначале рекомендуются проводить не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышает требование к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.

В 1 классе с начала учебного года не рекомендуется проводить командные игры. С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыгании через скакалку, катании мяча). В дальнейшем следует подразделить детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с различными простыми заданиями.

Дети 1-4х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классов надо назначать водящих в соответствии их способностями или выбирать путем расчета до условного числа.

Для воспитания тормозных функций большое значение имеют подаваемые сигналы в игре. Учащаемся 1-3х классов, рекомендуется в основном давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте.

В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры - перебежки ("Октябрята", "Два мороза", "Волк во рву"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока ("Кто подходил?", "Мяч соседу", "Угадай, чей голосок", "Запрещенное движение").

Некоторые уроки в 1-4х классов могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владение некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2-3 игры, знакомым детям, и 1-2- новые.

Методически правильно проведенный урок имеет большое воспитательное значение, но образовательная его ценность бывает часто не достаточной, так как в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника.

Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в 1 классе), чтобы установить, насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр

Подвижные игры несут гигиеническое и оздоровительное значение только при правильной постановке занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, защищающихся главным содержанием, подвижные игры являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, повышают подвижность суставов. Большим оздоровительным значением является проведение подвижных игр на свежем воздухе и зимой и летом. Способствует закаливанию детей под влиянием физических упражнений применяемых в подвижных играх. Мышечная работа стимулирует функции желёз внутренней секреции. Игры должны оказывать благоприятное влияние на нервную систему детей. Это достигается путём оптимальных нагрузок, а также такой организации игры, которая вызывала бы положительные эмоции. Использование подвижных игр компенсирует дефицит двигательной активности. При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития. Подвижные игры применяются в лечебных целях при восстановлении здоровья (в стационарах и санаториях). Этому способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий в процессе игры.

Образовательное значение подвижных игр

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности, ребёнок развивается в игре. Игра способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает наблюдательность и умение анализировать и обобщать. Образовательное значение имеют игры родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование закрепление различных технических и тактических приёмов и навыков. Подвижные игры на открытом воздухе (пионер лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях) имеют большое образовательное значение. Игры на местности способствуют образованию навыков необходимых: туристу, разведчику, следопыту. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми. Подвижные игры способствуют развитию организаторских способностей, роли: "водящего, счёт очков, помощники судьи и др.". Соревнования по подвижным играм знакомят с правилами и организацией соревнований, помогают детям самостоятельно проводить соревнования.

Воспитательное значение подвижных игр

Большое значение в воспитании физических качеств (быстрота, гибкость, сила, выносливость, ловкость.). В подвижных играх физические качества развиваются в комплексе: быстрота, быстро убежать, догнать, обогнать, мгновенно реагировать на звук, зрительные сигналы. Изменяющая обстановка в игре требует быстрого перехода от одних действий к другим. Сила игры со скоростно-силовой направленностью. Выносливость: игры частыми повторениями напряженных движений с непрерывной двигательной активностью связанных со значительной затратой сил и энергию. Гибкость игры связаны с частным изменением направлений движений. Большое значение несут подвижные игры в нравственном воспитании ребёнка. Подвижные игры носят коллективный характер, развивают чувство товарищества, ответственность за действие друг друга. Правило игры способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки. Большое место занимает творческое воображение, которое развивается в ролевых играх, сюжетное содержание игры с музыкальным сопровождением способствует развитию музыкальности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх