Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: « Во саду ли в огороде» с использованием ИКТ. Конспект НОД «Золотая осень» по формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей

Занятие на осеннюю тематику для детей подготовительной группы ДОУ


Программные задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени
2. Уточнить представление о признаках осени
3. Закрепить осенние месяцы
4. Развивать умение рассуждать по теме
5. Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинахНа магнитной доске прикреплены картины четырех времен года
Рассматривание картин


Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картины. Это четыре времени года, они все разные. Скажите, когда на улице жарко?
Дети: Летом
Воспитатель: а что еще бывает летом?
Дети: Солнце греет сильно, ветер теплый, все вокруг зелено, насекомые летают и ползают, поют птицы, цветут цветы и т.д.
Воспитатель убирает картину «Лето»
Воспитатель: Хорошо, а когда на улице властвует мороз?
Дети: Зимой
Воспитатель: А что еще бывает зимой?
Дети: Много снега, холодный ветер, буран, вьюга, лед на реке, снегопад и т.д.
Воспитатель убирает картину «Зима»
Воспитатель: а когда снег на улице тает?
Дети: Весной
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети: Почки набухают, бегут ручьи, птицы прилетают, деревья и насекомые просыпаются и т.д.
Воспитатель убирает картину «Весна»
Воспитатель: Картина с каким временем года осталась на доске?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
Листья желтеют
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений


Дождь идет


Солнце греет мало


День становится короче


Птицы улетают в теплые края


Животные готовятся к зиме


Люди собирают урожай


Люди одеваются теплее

Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, посмотрите на картинки



А поэты любят описывать красоту осени. Послушайте рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам отгадать загадки
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сентябрь – первый месяц осени. В сентябре листья еще зеленые, но на улице уже начинает холодать. Звери делают запасы на зиму. Все чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Октябрь. Он второй месяц осени. В октябре уже дуют холодные ветры, листья желтеют и опадают. Некоторые звери впадают в спячку.
Последний месяц осени – ноябрь. В ноябре уже холодно, снег ложится на землю. Наступают первые морозы. Люди одевают теплую одежду.
Давайте повторим месяцы осени. Первый месяц…
Дети: Сентябрь
Воспитатель: Второй месяц…
Дети: Октябрь
Воспитатель: Третий месяц…
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите цветные карандаши, альбомы и нарисуйте свою осень
Дети выполняют работу самостоятельно, по собственному замыслу.
В конце деятельности оформляется выставка детских работ.

Интеграция образовательной деятельности:

— Коммуникация;

— Познание;

— Физическая культура.

Педагогические технологии:

— Игровая;

— Здоровьесберегающая.

Задачи:

Образовательные:

— Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

— Учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»;

— Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);

— О правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т.д.)

Развивающие:

— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

— Развивать умение по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;

— Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции), книги по художественной литературе, карточки-картинки, листья — готовые формы, кисть для клея, клей, краски гуашь, кисть для рисования, большой ватман белой бумаги, CD-диск с записью осенней песни.

Предварительная работа:

— Чтение художественной литературы;

— Прогулка в парк (в лес), на дачные участки и т.д.;

— Заучивание стихов и чтение загадок.

Совместная деятельность:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеев «Осень».

Осень наступила

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В дальние края.

Воспитатель: Ребята я прочитала стихотворение и хочу немножко поговорить о том, про что вам читала.

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Какое небо осенью?

— Какая осенью травка?

— Как выглядят кусты?

— Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку-карточку с временем года «Осень» (весна, лето и зима тоже находятся на магнитной доске).

Игра д/и «Правильно и неправильно». Дети должны найти время года «Осень» и рассказать, почему ребенок считает, что на картинке «Осень».

Физ.минутка.

Мы листочки осенние.

На веточках сидим.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, вы немножко отдохнули, а теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

Загадки:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась…

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а … (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох)

Мы ее на масле жарим,

Тушим и в мундире варим,

Подрасту когда немножко,

Буду сам копать… (Картошку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы загадки отгадали. Как вы уже догадались, все загадки были про овощи, которые созреваю когда? (Ответ детей) .

Воспитатель предлагает Д/и «Чудесный мешочек».

Воспитатель поочередно вызывает детей. В мешочке лежат овощи (картофель, лук, чеснок, морковь, свекла, огурец, помидор). Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел. Если овощ был правильно назван, ребенок кладет его на тарелку, если нет, то овощ кладется обратно в мешочек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам порисовать. Сейчас я вам раздам листья (кленовые, березовые, дубовые, осиновые), а вы с помощью кисточки и красок превратите эти листья в красивые осенние листочки.

Воспитатель читает стихи:

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль — облетает. В. Лунин

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. М. Ходякова

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим ваши осенние листья. Красивые. Сейчас мы с вами из этих листьев сделаем осенний ковер. Я вам немножко помогу.

Воспитатель вместе с детьми приклеивает осенние красивые листья на ватман, получается красивая осенняя картина — осенний ковер.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас. Разноцветные листочки полностью закрыли весь белый лист бумаги. Вот так мы все вместе сделали красивый осенний ковер, который будет украшать нашу группу.

Воспитатель вместе с детьми поет песню про осень.

Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеевой «Осень, милая, шурши».

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, давайте вспомним:

— В какие игры мы играли?

— О чем мы отгадывали загадки?

— О каком времени года мы сегодня говорим?

— Какую песню мы сегодня все вместе пели?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, всё правильно. Сегодня вы много нового узнали и запомнили. Наше занятие подошло к концу.

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы свами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

В: А что больше всего вам понравилось.(ответы детей).

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Листунова О.Г. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа) // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120111.html (дата обращения: 23.02.2019).

Коррекционно-образовательные цели . Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами, синонимами и антонимами.
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Костюм осени (для педагога), корзина с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, фотографии разных периодов осени; ксерокопии картинок с изображением дерева в разные периоды осени на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений А.Плещеева "Скучная картина…", А.Толстого "Осень", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи голы…"
Наблюдение с воспитателями и родителями примет поздней осени.
Припоминание примет ранней осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы.)
Педагог-осень встречает детей с корзинкой, в которой лежат разноцветные листья разных деревьев. Предлагает понюхать осенние листочки и выбрать себе по одному и пройти с ними к столу.
Педагог-осень. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, осинка, рябинка).
Педагог-осень. Молодцы! Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?" (разноцветные, резные, гладкие, душистые)
Педагог-осень. Верно. Сегодня мы с вами поговорим обо мне, об осени, о том, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени.
Педагог-осень. Какой месяц начинает осень? (сентябрь) Какой продолжает? (октябрь) Какой месяц завершает осень? (ноябрь)
Педагог-осень. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября называют золотой осенью. А время со второй половины осени и до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью, достаточно холодно. А еще, что за явление вы могли наблюдать ранней осенью? (туман) Расскажите, каким он был? (густым, белым, плотным, серым)
Педагог-осень. Правильно. Такие густые, холодные туманы - одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты, овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Как вы думаете, почему так называется? (листья на деревьях становятся разноцветными, когда смотришь на осенний лес, он кажется золотым)
Педагог-осень. Молодцы! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные, теплые и солнечные дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, начинают желтеть и начинают засыхать. Меньше становиться цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет последнюю листву и деревья станут голыми, наступает поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. А на Севере поздняя осень наступает еще раньше, случаются первые заморозки, земля покрывается первым снегом.
3. Мини - отдых "Листочки"
Дети вместе с педагогом-осенью превращаются в листочки и кружатся вокруг столов.
4. Упражнение "Периоды осени"
Педагог-осень раскладывает на столе фотографии с разными периодами осени.
Педагог-осень Посмотрите на фотографии и определите, на которой из них сфотографирована ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться и расставить картины на мольберте именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Педагог-осень Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на первой фотографии - ранняя осень, на второй - золотая осень, на третьей - поздняя. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы обращали внимание, выполняя задание.
Педагог-осень Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами.
5. Упражнение "Подбери стихи"
Педагог-осень Посмотрите еще раз на фотографии. Я прочитаю вам стихотворения об осени, а вы. постарайтесь определить к какому периоду осени относиться это стихотворение, почему? (А.Плещеев "Скучная картина…")
Педагог-осень Замечательно. Теперь послушайте другое стихотворение и определите, о каком периоде говорится в нем, почему? (А.Толстой "Осень")
Педагог-осень Молодцы, а теперь следующее стихотворение. (С.Есенин "Нивы сжаты,..")
Педагог-осень Прекрасно. Вы замечательно называли признаки осени. А теперь давайте немного отдохнем.
6. Физминутка "Волшебный сон"
Педагог-осень Поздней осенью все вокруг в природе засыпает волшебным сном. И я хотела, чтобы вы попробовали, уснуть таким же волшебным сном. Ложитесь на коврик, чтобы вам было удобно, места хватит всем, и слушайте меня внимательно.
Реснички опускаются... Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко... ровно…. глубоко.
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки, сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
7. Игры "Скажи иначе", "Скажи наоборот"
Педагог-осень Молодцы! Отдохнули. Давайте поиграем в игру "Скажи иначе"
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли.
А сейчас игра "Скажи наоборот"
Осень ранняя - поздняя,
день веселый - грустный,
день солнечный - пасмурный,
время холодное - теплое, жаркое,
небо яркое - тусклое,
облако белое - туча черная.
8. Итог занятия. Подарок осени.
Педагог-осень Вы мне сегодня так понравились (оценка деятельности детей). А что вам понравилось? Мне пора уходить. Я хочу вам подарить рисунки, на которых изображено дерево в разные периоды осени, ой я забыла их раскрасить, ну ничего, я думаю, что вы сделаете эту работу сами. До свидания!

Конспект НОД "Сад-огород" подготовительная группа

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей.

Образовательные: сформировать умение комбинировать разные виды художественного творчества; учить создавать коллективную композицию, размещая вырезанные элементы; показать роль цветового фона для натюрморта; учить детей составлять коллаж; закреплять умение вырезать по шаблону из бумаги, закрепить знания детей о жанре «натюрморт», уточнить знания отличительных признаков и качеств овощей.

Развивающие : развивать чувство формы и цвета, творческое воображение; способствовать развитию положительных эмоций в ходе творческой работы; развивать слуховое восприятие, логическое мышление и тактильное восприятие; развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с работой товарищей, совершенствовать речь.

Воспитательные : воспитывать чувство принадлежности к группе через коллективное творчество, воспитывать уважение к труду взрослых; аккуратность и усидчивость.

Коррекционные задачи: побуждать детей активно участвовать в разговоре; учить детей использовать слова в правильной грамматической форме; побуждать детей стараться говорить четко, ясно.

Материал : лист формата А3, цветные карандаши, черно-белые картинки овощей, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, гуашь, кисточки, салфетки…

Словарь: натюрморт, коллаж, композиция, урожай…

Предварительная работа : знакомство детей с разными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), познакомить с техникой «коллаж», с тональной техникой (растушевка, стружки грифеля); рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику, беседа « Труд людей осенью», чтение детских стихотворений: «Осень добрая пришла» В. Волина, «Наш сад», У. Рашид, «Огород» А. Прокофьев. «Огурец» К. Тангрыкульев, «Картошка» Э. Островская и т.д.; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Организационный момент

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Рассказ воспитателя. Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.


Введение новых понятий "сад" и "огород"

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

САД И ОГОРОД.

Правильно!

Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса - …, из апельсина - …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из:?

Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).

А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)

Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, Она сегодня решила помочь своей маме приготовить на обед салат, но как сделать его не знает. Но она надеется, что вы расскажете ей как его приготовить, вы ведь такие все умные и все знаете.

Воспитатель просит ответить на несколько вопросов :

1. Перед тем как употреблять или готовить овощи или фрукты, что следует сделать в первую очередь (Помыть)

2. Это обязательно? Зачем мыть овощи и фрукты? (Грязные плоды нельзя есть - на них много микробов)

3. Какие овощи нужно обязательно почистить? (Картофель, свёклу, морковку, репу, лук) .

4. Какие овощи можно принимать в пищу сырыми? (огурцы, помидоры, капусту, редиску, морковку) .

5. Что готовят из сырых овощей? (Салаты)

6. А какие овощи можно есть сырыми и вареными? (Капусту, морковь) .

7. Какие овощи можно засолить на зиму? (Капусту, помидоры, огурцы) .

8. А какую зелень можно положить в салаты или супы? (Укроп, петрушка, сельдерей) .

9. Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, сок, повидло) .

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (мешочек с овощами)

Дети вынимают предметы на ощупь из мешочка и называют овощи.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Знаете все овощи. Чтобы в огороде работать надо еще и руки ловкие да быстрые иметь.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,

"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла

Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..

Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке

Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..

Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!

"Едят" суп.

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Давайте в помним, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, ч тобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

13. Подведение итогов.

С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?

Что повторили?

В какие игры играли?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх