Сколько страниц в горячем камне гайдара.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

II

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

III

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,
ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет - девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий - это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

IV

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

V

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! - думал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это - когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это - когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», - великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

VI

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? - вскричал удивленный Ивашка. - Или ты надеешься разбить камень рукою?

Нет, Ивашка, - отвечал старик, - я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, - говорил старик Ивашке - А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, - но это тогда, когда мы - еще неумело - валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, - но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, - но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

Да, дедушка! - тихо сказал тогда Ивашка. - Но раз так,-то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

Пусть лежит на виду, - сказал старик, - и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

VII

С тех пор прошло много лет, но камень тот тал и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, - думаю, - дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! - думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. - Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня И пошел прочь - своей дорогой.

Аркадий Петрович Гайдар - детский советский писатель, он создал множество произведений. Среди них «Тимур и его команда», «РВС», «Чук и Гек», «Голубая чашка». Сочинил и записал Аркадий Гайдар «Горячий камень». Краткое содержание познакомит читателя с этим произведением, главными мыслями, отзывами.

Немного об авторе

На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар - это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года.

По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется «В дни поражения и побед». С 1935 года начал работать в газете «Звезда» специальным корреспондентом. По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и «Горячий камень». Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала «Мурзилка», о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай. Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя.

Старик, хлебнувший немало горя

Начинается повествование знакомством читателя с одним из главных героев повествования - одиноким стариком. Он был сторожем - следил за сохранностью колхозного сада. Пожилой мужчина не местный, но он давно пришел в село откуда-то издалека, да так и остался здесь.

Люди, глядя на нового жителя, сразу поняли, что человек хлебнул немало горя. Об этом красноречиво говорил его шрам, проходящий от щеки через губы. Из-за него лицо даже казалось суровым и печальным. Хромота, седые не по годам волосы также говорили о тяжелой судьбе человека. Таков старший герой, которого придумал А.П. Гайдар. «Горячий камень» (краткое содержание этого произведения в том числе) переходит к рассказу о втором действующем лице - мальчике Ивашке Кудряшкине.

Иван проникает в колхозный сад

Юный сорванец решил тайно пробраться в колхозный сад, чтобы набрать там яблок. В те времена не было столько фруктов, сколько можно встретить сейчас на прилавках рынков, магазинов. Мало того, яблони, растущие на участках сельских жителей, облагались налогом. Денег у крестьян почти не было, поэтому, чтобы не платить налоги, очень многие срубали плодовые деревья.

Поэтому, с одной стороны, ребенка можно понять. Но проникновение в колхозный сад приравнивалось к преступлению, и такой поступок мог плачевно закончиться не только для Ивана, но и для его родителей.

Конечно, об этом не говорит в своем произведении Гайдар, «Горячий камень» (краткое содержание это подтверждает) учит высокой морали и тому, что чужое и общественное брать нельзя. К тому же Голиков А.П. был убежденным коммунистом, с 14 лет состоял в партии, а в то время осуждение законов этого главенствующего органа страны привело бы к тюремному строку или высшей мере наказания. Поэтому про обложение налогом плодовых деревьев в маленькой повести не рассказывается.

Так вот, мальчик проник в сад, чтобы наесться вдоволь яблок, но не рассчитал - он упал на куст колючего крыжовника и закричал от боли. На шум пришел сторож, который проявил чудеса благородства. Он не повел мальчика в школу, чтобы там рассказать о его ужасном поступке, не стеганул крапивой. Старик молча посмотрел на плачущего ребенка, который порвал штаны, поцарапал руки. Пожилой мужчина взял мальчишку за руку и, выведя того через калитку, отпустил его.

Как Ивашка попал на болото, неожиданная находка

Мальчику стало очень стыдно, поэтому он побрел, не разбирая дороги, попал в лес, вышел к болоту и заблудился. Иван увидел довольно большой камень и решил присесть на него, чтобы отдохнуть. Примостился на эту возвышенность мальчик - и тот час же вскочил. Ему показалось, что через двое штанов его ужалила пчела. Но никаких насекомых не было, мальчик понял, что жар исходил от камня.

Вот такой придумал сюжет Аркадий Петрович Гайдар. Горячий камень был не простым, а волшебным, в этом быстро убедился ребенок. Вскочив, он увидел, что на глыбе имеется надпись, но из-за засохшей глины было не прочитать ее, тогда он стал оббивать грязь снятым ботинком.

Ему удалось прочесть надпись. Она гласила, что тот, кто сможет отнести этот камень на гору и там разбить его, снова станет молодым. Ниже стояла печать.

Раздумья мальчугана

Ивашка понял, что для него эта большая вещь не представляет никакой ценности. Ведь ребенку и так было всего 8 лет, поэтому становиться моложе ему не хотелось. Тем более что тогда ему снова придется оставаться в первом классе на второй год, а он не хотел. Из этого отрывка становится ясно, что школьник плохо учился. Но, несмотря на это, на то, что он мог залезть колхозный сад, Ваня все же был добрым мальчиком. Это можно понять, прочитав соответствующие места и сделав сюжетный анализ. «Горячий камень» Гайдар задумал как показательное и нравоучительное произведение. Ведь доброта необходима в любые эпохи - в сороковые годы прошлого столетия или в наше время.

Автор высказывает мысль и о необходимости учиться. Это видно по следующему эпизоду. Кудряшкин подумал, что хорошо, если бы этот камень позволил ему, не уча уроков, сразу перескочить из первого класса в третий. Это было бы здорово, но такого не могут даже самые волшебные вещи.

Добро возвращается

Так, ничего не придумав, отправился Ваня в обратный путь. Когда он шел мимо сада, то увидел старика. Тот шел с трудом, часто останавливаясь и кашляя. Он нес известку и кисть, видимо, хотел белить деревья, но каждый шаг давался ему с трудом.

Видя это, ребенок подумал, что это человек добрый - он не хлестнул его за проступок крапивой, не выдал. Поэтому мальчик тоже решил сделать для него хорошее. Вот чему учит рассказ «Горячий камень» - что добро возвращается. Расхрабрившись, он подошел к пожилому человеку и рассказал тому про волшебный камень. Старик хоть и сурово, но поблагодарил ребенка и сказал, что пока не может отойти, ведь он на посту, а то за время отлучки кто-нибудь может придти и обчистить колхозный сад.

Сторож сказал, чтобы мальчик шел к камню, вкатил тот на гору, а он потом придет с чем-то тяжелым и разобьет эту глыбу.

Гайдар «Горячий камень»

Краткое содержание переходит к значимому моменту. На следующие утро Ивашка взял из дома мешок и толстые рукавицы, чтобы не обжечься о камень, и отправился в путь. С трудом он выкатил из болота камень и лег на сухую траву, чтобы отдохнуть. В это время мальчик думал, как хорошо будет, когда придет дедушка, разобьет камень и сможет зажить счастливой жизнью. Ведь тот наверняка ничего хорошего не видел, тогда как Иван сам был счастлив за свою еще недолгую жизнь целых 3 раза. Как-то его на красивой машине подвез незнакомый мужчина, когда ученик опаздывал школу. В другой раз он поймал большую щуку прямо руками в канаве. И в третий - когда дядя Митрофан отвез его в город, где справляли 1 мая, во времена СССР - один из главных праздников.

Вот о таком простом мальчишеском счастье поведал писатель и военный А.П. Гайдар. Сказка «Горячий камень» продолжается тем, что Ивашка докатил камень до вершины горы и стал ждать старика. Тот долго не приходил, он показался только перед закатом. Мальчик удивился, что в руках у того не было молотка, лома, которым он смог бы разбить глыбу. Ценить то, что имеешь, не жаловаться на судьбу, жить по совести, вот чему учит рассказ «Горячий камень». Это ясно из дальнейшего повествования.

Счастливая жизнь старика

Пожилой человек быстро внес ясность. На вопрос ребенка о том, почему тот не принес ничего тяжелого, дед ответил, что он не хочет начинать сначала жизнь. Мальчик изумился, а взрослый товарищ продолжал. Погладив ребенка по голове, тот поведал, что не такой он горемычный, как это может показаться, на самом деле он самый счастливый. Старик рассказал о своей хромоте.

Было это давно. Его ударило по ноге бревно, но травма была получена, когда он с группой товарищей разбирал заборы, чтобы соорудить из них баррикады, которые помогали восстанию против царя.

Зубы ему выбили за то, что он вместе с соратниками пел революционные песни. Шрам остался от шашки, которой ему рассекли лицо во время борьбы с вражеской белой армией.

Вот такой интересный и поучительный рассказ написал А.П. Гайдар.

«Горячий камень» - читательское мнение о сказке

Мнения относительно этого произведения могут быть противоречивыми, но то, что рассказ учит состраданию, добру, не брать чужого - это бесспорно. Устами пожилого человека автор высказал свое пожелание, чтобы наша страна, пусть без него, но была бы такой же великой и могучей!

Старик не захотел начинать новую жизнь, так как эту свою он прожил честно и ясно. А камень так и остался лежать, мимо него проходили люди, но никто не воспользовался его волшебной силой. Значит, все были довольны той жизнью, которая у них была, и не хотели начинать ее заново.

Аркадий Гайдар

Горячий камень

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет - девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий - это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: "Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко".

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

"Вот! - думал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели". На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это - когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это - когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

"Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит", - великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. - Или ты надеешься разбить камень рукою?

Нет, Ивашка, - отвечал старик, - я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, - говорил старик Ивашке - А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, - но это тогда, когда мы - еще неумело - валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, - но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, - но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь — своей дорогой.

Аркадий Петрович Гайдар на протяжении многих лет был кумиром советских детей. Произведения, написанные им, не оставляли равнодушными никого. Сказка "Горячий камень", краткое содержание которой приведено ниже, является одним из таких шедевров. И сегодня творения писателя не забыты, они интересны современным мальчишкам и девчонкам. Как и десятки лет назад, произведения пробуждают эмоции в душах детей, вызывают много вопросов.

Сказка "Горячий камень". История создания

Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале "Мурзилка". С тех пор сказка не сходит с книжных полок детских библиотек. Сегодня произведение рекомендовано для изучения на уроках литературного чтения в начальных классах школы.

Аркадий Гайдар называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии. Но за доброй усмешкой автора в содержании творения поставлен очень важный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.

В произведении упомянуты события, связанные с историей страны - это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.

Богатый житейский опыт позволил писателю предсказать наступление суровых для страны времен - о них говорит главный герой произведения. История подтвердила, что опасения были не напрасны - менее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.

Авторское представление сказки

Рассказ "Горячий камень", как и все другие свои произведения, Аркадий Петрович Гайдар перед публикацией читал аудитории сам. Слушатели всегда давали высокую оценку его способности доносить главную идею произведения.

Главный редактор журнала "Мурзилка" - это тот человек, кто впервые услышал сказку "Горячий камень". Вспоминая об этом событии, он говорит, что при чтении в голосе автора не было ни пафоса, ни назидательности. Складывалось впечатление, что Гайдар сам был участником описываемых событий, поэтому он просто рассказывал историю. При этом Аркадий Петрович точно знал, где нужно сделать паузу и дать возможность слушателям вспомнить аналогичные ситуации из собственной жизни или же просто оценить поступки героев сказки "Горячий камень".

В первой главе сказки читатели знакомятся с одним из ее главных героев - хмурым нелюдимым стариком. Все жители села знали, что он прожил нелегкую тревожную жизнь. Хотя старик мало рассказывал о себе, люди знали, что он достоин уважения. Даже на склоне своих лет мужчина не оставался без дела, он старался быть полезным обществу. И к работе сторожем в колхозном саду относился со всей серьезностью.

Ивашка - это тоже "Горячий камень". Краткое содержание произведения не позволяет в полной мере описать взаимоотношения, которые сложились между мальчиком и стариком, хотя сюжет строится именно на этом.

Знакомство главных героев происходит при попытке мальчика проникнуть в колхозный сад, где он и был пойман сторожем. Ивашка был уверен в том, что его ждет суровое наказание, но старик отпустил мальчика, не сказав ни единого слова.

Ивашка сгорал от стыда за совершенный проступок. Переживая, он забрел в лес и случайно оказался на болоте, где и обнаружил необычный камень. Он был горячим, а надпись на поверхности указывала на то, что находка была действительно волшебной. Смысл слов, написанных на камне, заключался в том, что благодаря его силе можно было вернуть молодость и начать жизнь сначала. Для этого достаточно было лишь разбить необыкновенный камень.

Ивашка решил, что начинать жизнь сначала ему совсем не нужно, так как были моменты, которые он не хотел бы забывать. Мальчик считал себя вполне А вот больной израненный старик мог бы воспользоваться волшебством, чтобы изменить судьбу. С таким предложением и пришел Ивашка Кудряшкин к сторожу.

Старик сдержанно выслушал предложение мальчика и попросил его вытянуть камень из болота на гору. Ивашка, выполняя просьбу, был горд тем, что благодаря ему старик станет счастливым человеком. Для этого ему не нужно будет лезть в болото, чтобы разбить волшебный камень, достаточно лишь подняться в гору.

Но совсем неожиданным для Ивашки оказалось продолжение истории - старик, придя к камню, отказался разбивать его и возвращать свою молодость. Мальчик узнает что, жизнь, прожитая стариком, была полна счастливых моментов, ему не хотелось забывать то, через что пришлось пройти.

Рассказ Гайдара "Горячий камень" имеет неожиданную и наполненную глубоким смыслом концовку. Главные герои произведения договариваются о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям. А сделают они это для того, чтобы понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но волшебный предмет так и остался нетронутым.

Сам Аркадий Гайдар горячий камень тоже видел - побывал на знаменитой горе, но разбить его не решился. Человек должен прожить одну жизнь, сумев разглядеть в ней удачу, ошибки, счастливые моменты. Именно такой подход к жизни автор считает правильным, а также пытается убедить в этом читателей.

Идея произведения

Каждый человек в течение своей жизни должен давать оценку собственным поступкам, возникающим желаниям. В этом и заключается главная идея сказки, которую написал Гайдар.

"Горячий камень", главные герои которого принадлежат к разным поколениям, - это произведение, где автор доносит мысль о том, что взгляд человека на свою жизнь во многом зависит от возраста и полученного опыта. Не каждый способен правильно оценить все, что происходит с ним, но к этому необходимо стремиться. Только так человек способен понять, счастлив ли он на самом деле.

Основные персонажи

Продолжаем рассматривать то, как написал Гайдар "Горячий камень". Главные герои сказки - маленький мальчик Ивашка Кудряшкин и сторож колхозного сада. Они описаны очень реалистично. В сказке "Горячий камень", краткое содержание которой дано выше, автор преднамеренно вводит героев, принадлежащих разным поколениям.

Маленьким читателям оказывается близок и понятен образ Ивашки. А чтобы понять характер старика, детям приходится вместе с мальчиком пройти все душевные и физические испытания, которые выпали на его долю.

Сказочные атрибуты

Присутствие в сюжете волшебных предметов - одно из требований сказочного жанра. Наличие камня, способного вернуть молодость и дать возможность человеку начать новую жизнь, позволяет причислить произведение "Горячий камень" именно к сказкам.

И хотя ни один из героев не использовал этот символический предмет по прямому назначению, его волшебная сила все-таки ощутима. Ведь каждый, кто оказывался рядом с камнем, начинал задумываться о смысле прожитых дней, делал попытки измениться к лучшему.

Характеристика старика

В самом начале произведения читатели видят старика глазами автора. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с сочувствием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, поэтому они побаиваются старика.

Дальнейшие события сказки показывают, что сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком - он не наказывает Ивашку за серьезный проступок.

В конце произведения мальчик и читатели вместе с ним проникаются уважением к старику. Это происходит после того как он рассказывает историю своей жизни, наполненную яркими, а порой и трагичными событиями.

Старик ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо менять в ней.

Характеристика Ивашки

Добрым и отзывчивым мальчиком показал Ивашку Гайдар. "Горячий камень" отзывы от маленьких читателей получает самые восторженные благодаря именно этому образу. Персонаж очень близок каждому ребенку.

Мальчик, как и все дети, способен на необдуманные поступки. Но читатели видят, что он стремится исправить допущенные ошибки. Вот тогда-то и проявляются настоящие душевные качества Ивашки - доброта, отзывчивость, честность, способность сочувствовать другим людям. Он достойно преодолел трудности, когда тащил камень из болота на гору. Это говорит об упорстве мальчика, умении доводить обещанное до конца.

Поучительная роль сказки

После прочтения произведения и его подробного анализа мы без труда сможем ответить на вопрос о том, чему учит "Горячий камень". Человек должен ценить каждый день своей жизни, не забывая о том, что не будет возможности вернуться назад. О совершенных ошибках нужно помнить, и исправлять их как можно быстрее. Только тогда человек познает, что такое настоящее счастье.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх