Теория запретов: как объяснить ребенку что такое «Нельзя»? Как объяснить ребенку, что такое война. Как объяснить ребенку, что такое Любовь

Здравствуйте!

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы - как объяснить ребёнку, что нельзя?

Вы говорите: «Нельзя!», а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак - начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное - мы конечно же ему запрещаем.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо - таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово «нельзя»?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

  • кто-то очень внимательно посмотрит на маму,
  • другой ребёнок может пустить слезу,
  • третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай» ,
  • а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку,

нельзя трогать горячее,

нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку - если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно».

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит :

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения? Я выберу самые распространённые и подготовлю для вас материал с разбором вашей ситуации.

Людмила Шарова,

детский психолог.

Индивидуальная жизнь конечна. Так или иначе, но каждый человек с этим сталкивается. И сделать это столкновение наименее болезненным для ребенка –важная задача родителей. В том, как объяснить ребенку, что такое смерть кроются многие последствия для него во всей последующей жизни.

Познавать мир ребенок начинает с рождения. И обычно родитель пытается показать ему мир с доброй стороны, со стороны прекрасного: не пугать, не расстраивать его. «Пусть ребенок насладится всем тем, что ему дается, и пусть детство для него будет радужным и прекрасным. А с реалиями окружающей действительности он уж сам познакомится потом», - думает родитель. И ошибается.

Хотят они вместе с ребенком или нет, но мир врывается в детское мироощущение, не оставляя место радужным картинкам. К чудесному или ужасному в этом мире должен подготовить родитель, заботясь о последующем выживании ребенка. Слишком часто родитель откладывает это объяснение или игнорирует детские вопросы о смерти.

Когда же ребенок сталкивается с реальностью – все объясняется скомканно и невпопад. Чаще его оставляют наедине с его переживаниями и болью, ожидая, что тот «воспримет» и сам все поймет. Конечно, на подобный стресс психическое ребенка реагирует незамедлительно – в этот момент ребенок чувствует потерю ощущения безопасности и защищенности , которые должны давать ему родители, он чувствует боль. И эти последствия будут проявляться напрямую в его поведении.

Как объяснить ребенку, что люди смертны? Что хомячки, котики, собачки и прочие живые существа могут не жить? И ребенок никогда их не увидит. Впрочем, как и то, что подобное может случиться и с его близкими.

Объяснять важные вещи с ребенком следует с точки зрения его врожденных свойств. Особым вниманием в этом плане должен быть обеспечен маленький обладатель зрительного вектора – к нему подход должен быть особый (см. ниже). Как это сделать грамотно? Как объяснить ребенку, что такое смерть? Ведь малыш интересуется не просто так. У него есть для этого причины.

Главное – не пугаться самому родителю. Смерть – такое же естественное происшествие в природе, как и рождение. От собственного отношения к смерти стоит абстрагироваться (наверняка оно вызвано тем, что самому родителю это не было грамотно истолковано в детстве). Во время разговора родителю следует быть объективным и не нервничать. Для того, чтобы пояснить – прецеденты в реальности не нужны. Как объяснить ребенку, что такое смерть? Изначально нужно сделать это на словах и простых примерах. Примеры следует приводить от простого к сложному: от неживого уровня природы и выше – к человеку.

Как объяснить ребенку … ? Начнем с простого

Ребенок видит мир вокруг. После 3-х лет он воспринимает уже все то, что может обозревать взглядом. Это дает возможность привести примеры того, что мир изменчив и непостоянен. Прежде всего следует показать противоположности в самых объективных вещах. Видит ли он, как солнце садится за окном и наступает ночь? Да, он видит. Солнце временно исчезает, а утром вновь возвращается - рождается, освещая уже новый, совсем непохожий на предыдущий день. Видит ли, как осенью листья опадают и остаются на земле? Ведь они больше не зеленые, а увявшие, желтые, и падая, не возвращаются на ветки, а остаются лежать до следующего года. А следующей весной на этом дереве будут уже маленькие, новые листья. Они рождаются весной и уходят осенью.

«Может, они умирают?» - нет, они просто меняют форму. Ведь опавшие листья прессуются под снегом, превращаются в гумус, удобрение для земли, и становятся ее частью, чтобы вновь вырасти деревом и листьями на нем. Это уже будут новые зеленые листья, когда-то бывшие другими. Так происходит везде: все имеет начало и конец, чтобы продолжиться в чем-то новом.

Подобные примеры должны быть близки ребенку: это может быть не листва, а цветочек в парке, который ему понравился и увял. Не солнце, а морской прилив (все, что циклично в сутках и сезонах на неживом и растительном уровнях).

Важно – чтобы ребенок воспринимал и соглашался с тем, что ему говорят, ему это также должно быть очевидно. От растительного уровня следует перейти к животному и начать с того,что не взаимодействует напрямую с человеком. К примеру, рыбы – без воды они «засыпают».

«Они умирают? Они же больше не могут плавать и дышать под водой». И здесь с рыбой также как с листвой, которая прекращает быть зеленой и прикрепленной к ветке. Да, она не дышит и не плавает больше, но рыба продолжается в природе тем, что является пищей для многих других рыб или животных. А с теми в свою очередь случается точно также. Куры, коровы, птицы – все они рождаются и умирают.

Как объяснить ребенку, что такое смерть? Смерть – это смена внешней формы. Как с листиком: он упал, на ветке его уже не видно, и это выглядит как смерть, но на самом деле все продолжается. Если смотреть только на отдельный листик, на отдельного кролика или любое другое животное – то он начался, родившись, был маленьким, вырос, стал большим и умер – закончилось его время. Но не бывает отдельного кролика или отдельного хомячка – все мы живем друг рядом с другом. То же случается и с людьми.

Как объяснить ребенку, что с ними будет после смерти? После смерти ничего нет, эти люди не чувствует тело, они продолжаются в других людях, даже если это не очевидно для ребенка.

Объяснять факт смерти для зрительного ребенка – процедура щепетильная, требующая предварительной подготовки для ребенка. Эмоциональное восприятие ребенка должно быть достаточно развито, чтобы он не получил сверхстресс.

Это достигается близкими отношениями с мамой. Эмоциональная связь с ней должна ежедневно подкрепляться доверительным общением, постоянным взаимодействием мамы и ребенка, чтобы ежечасно он знал, понимал, чувствовал, что его любят, что мама рядом и готова разделять все его чувства и переживания.

Во-вторых, необходимо постоянно развивать в ребенке чувство сопереживания : обращая его внимание на то, что цветочку больно, если его сорвали, собачке, если ее ударили, и, самое главное, когда человеку плохо, его надо пожалеть.

Примеры для развития чувства сопереживания нам в избытке предоставляют сказки и мульфильмы нравственного содержания, направленные на пробуждение именно этого чувства. Прежде чем говорить с ребенком о реальной человеческой смерти, о которой часто навязчиво спрашивают такие дети, следует показать ее в качестве причины для сострадания на примере как «Девочка со спичками» Андерсена, когда смерть станет причиной для сопереживания ребенком врожденного страха смерти не за себя, а за другого человека и ужаса, от страха потерять собственную жизнь он не почувствует.

Зрительный малыш будет переживать, сострадать и выносить собственные эмоции. Рассказ о листьях станет для него реальной проекцией того, что события сказки также могут случатся и в жизни. Главное, подвести его к этому плавно и последовательно.

Если же так вышло, и родитель не успел или не знает, как объяснить ребенку, что такое смерть, когда в жизни уже случился такой прецедент с кем-то из близких – не стоит паниковать. И тем более не стоит оставлять ребенка в неведении. Нужно обнять его, и напоив теплым молоком, рассказать вышеприведенное объяснение с конца: от уровня человек до неживого уровня. Это будет не так плавно и спокойно для него как в первом случае, но так степень стресса у ребенка значительно снизится. В ближайшее время его следует внимательно ограждать и беречь от стрессов, пока он не справится с таким состоянием посредством заботы и состояния защищенности, предоставляемой родителями.

Детки – разные, для каждого из них есть свои уязвимые стороны, и важно понимать потребности каждого, чтобы помочь избежать психологических травм, вырасти с ощущением уверенности. Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru/training/ дадут вам несравнимое преимущество - полное понимание психического своего ребенка, того подхода в воспитании, который будет для него наилучшим.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Воспитанный малыш, уважительно относящийся к окружающим – настоящая отрада для родителей. Такой ребенок обязательно поблагодарит за оказанную услугу, окажет посильную помощь и никогда не заставит краснеть за капризное поведение. Как объяснить ребенку что такое вежливость?

Путь к тому, чтобы маленький человечек стал образцом вежливости, довольно тернист: он требует как терпения, так и детальной продуманности. Рассмотрим несколько основных принципов, которыми следует руководствоваться в процессе обучения.

1. Формирование представлений о должном поведении в обществе

Начиная с двухлетнего возраста, стоит обращать внимание малыша на правила общественного поведения. Так, ребенку нужно напоминать о том, что в театре, с началом спектакля, принято сидеть тихо, не шурша и не забавляясь с издающими звуки игрушками. Заходя в магазин, следует перестать кричать и спокойно последовать за родителем. А на детской площадке не разрешается отбирать чужие игрушки, обзывать других малышей и, тем более, драться с ними. Все эти правила о вежливости крайне важно доносить до сведения детей с самых ранних лет, иначе впоследствии объяснять и закреплять их будет очень проблематично.

2. Вежливость в разговоре с окружающими людьми

Пожалуй, каждый из нас знаком с такой ситуацией, когда маленький виновник торжества, получив подарок, тут же принимается его открывать, не удостоив дарителя даже простым коротким «спасибо». Как правило, смущенные мама и папа вопрошают у чада: «Что надо сказать, Коля?», и только тогда Коля, раздражаясь, выдавливает из себя что-то, отдаленно напоминающее «спасибо».

Маловероятно, что родители мальчика смогут научить его вежливости, поступая таким образом. Ведь Коля выразил благодарность по принуждению, а не по велению души. Между тем, обучение должно базироваться на личном позитивном примере. В данной неловкой ситуации поблагодарить гостя должен был хотя бы один из родителей. Регулярно становясь свидетелем аналогичных поступков, Коля постепенно начнет повторять за вежливыми родными.

Очевидно, следует внимательнее относиться к собственным привычкам. Если Вы хотите, чтобы ребенок был благодарным, не забывайте говорить заветное «спасибо» сами. Имеет смысл указывать и на чужие примеры правильного изъявления вежливости. Более того, отрицательные примеры тоже сослужат свою службу: малыш должен видеть негативные образы для сравнения. Не оставляйте разбор примеров общения без поясняющих комментариев.

Нередко бывает и такое: выпрашивая что-то нужное у родных или сверстников, ребенок ограничивается лишь требованием: «Дай!». Для того чтобы приучить любимое чадо к уместному использованию слова «пожалуйста», в первую очередь надо сформировать у него установку: без слов вежливости (не только «пожалуйста», но и остальных вроде «извини», «спасибо», и т.п.) просто нельзя обходиться в повседневной жизни. Причем само слово «нельзя» здесь будет ключевым: так же, как нельзя вставлять пальцы в розетку и прикасаться к горячим предметам, нельзя и обижать окружающих. «Разве ты бы обрадовался, если бы тебе так же грубили, как поступаешь и ты сам? Пожалуй, нет. Так почему же ты обижаешь других?» — беседа с малышом должна строиться примерно таким образом.

Стоит подчеркнуть, что обыкновенное заучивание «полезных слов» не даст необходимого эффекта. Ребенку должно нравиться проявлять вежливость, нужно четкое представление о том, что нельзя позволять себе грубое и неуважительное общение.

Еще один нюанс, о котором следует упомянуть, объясняя ребенку о вежливости – случаи, когда дети нетерпеливо перебивают взрослых в ходе их разговора между собой. Не срывайте раздражение на малыше – ведь, публично одергивая его, Вы тоже продемонстрируете невежливое поведение. Вместо этого сообщите ребенку: «Мне хотелось бы закончить беседу. Давай, я договорю, а потом ты сразу же все выскажешь».

Конечно же, объяснить маленькому человечку важность вежливости с самых ранних лет нелегко – ведь малыш еще многого не понимает: ни общества, ни его правил, ни представлений окружающих людей. Поэтому психологи рекомендуют превратить обучение «волшебным словам» в увлекательную игру. К примеру, нарисуйте в воображении ребенка некую Страну Вежливых Людей. Разбирайте вместе с ним разные игровые ситуации — так, чтобы малыш уместно повторял «волшебные слова». Постепенно он начнет лучше ориентироваться в том, как, когда и зачем нужно их использовать, а полезная привычка отложится в его подсознании.

3. Детская чуткость

Привитие навыков вежливого поведения должно проходить параллельно с обучением чуткости. Мало уметь говорить «правильные слова»: важно понимать чувства окружающих людей. Ребенку следует уяснить, какие ощущения возникают у того или иного человека в связи с определенными поступками малыша.

Возьмем для примера типичный конфликт, зачастую назревающий в песочнице. Двум мальчикам, Толе и Боре, не удается договориться, кому достанется единственный солдатик. Толя толкает Борю, из-за чего второй, плача, выгоняет обидчика из общей песочницы. Толя незамедлительно отправляется жаловаться маме на вредного Борю, который отказывается с ним играть. В ответ на это мама, занимающаяся своими хлопотами и не желающая разбираться со всеми подробностями, вносит предложение: «Ну, тогда иди играть с Петей. Вон он, только что вышел с новой машинкой».

В чем именно неправа мама? В том, что убедила сына в его невиновности. Толя приходит к выводу, что должен быть равнодушен к чувствам Бори – ведь он не совершил ничего зазорного. Соответственно, когда Толя снова попадет в аналогичную ситуацию, он будет все так же себя оправдывать, полностью игнорируя интересы, мнения и чувства своих товарищей.

Воспитывая в детях вежливость, нужно в первую очередь взрастить в них понимание: каждый человек, хоть иногда, бывает не прав. Необходимо уметь приносить извинения за собственные неправильные действия. При этом то, что малыш просит прощения, совершенно не означает, будто он – плохой. Такой шаг важен просто для того, чтобы показать: «Я не прав и мне жаль, что так вышло». Надо подчеркнуть, что тот, кому ребенок адресует свои извинения, вовсе необязательно станет впредь относиться к нему хуже, чем раньше. Зато сам раскаявшийся малыш почувствует ощутимое облегчение.

Обучение чуткости предполагает посвящение малыша в такие значимые вопросы, как то, почему следует уступать место пожилым во время поездки в общественном транспорте, зачем делиться сладостями со всеми членами семьи, и т.д. Можно брать на вооружение такие фразы:

  • «Бабушки и дедушки устают, у них болят ножки, поэтому стоять очень тяжело";
  • «Наверняка печенье – пальчики оближешь! Маме и папе, пожалуй, тоже хочется немного попробовать. Не хочешь нас им угостить?».

1) Просматривайте вместе с малышом мультики, посвященные вопросам вежливого обращения

Например 🙂

2) Читайте детям книги, в которых говорится о важности вежливого поведения, чаще акцентируйте внимание на подобных эпизодах;

Безопасность ребенка требует от родителей не только внимательности, важно донести до малыша что есть вещи, которые делать запрещено категорически. Именно с этим возникает больше всего проблем. Как объяснить крохе, что дергать повода, крутить ручки газовой плиты или бросать мяч в работающий телевизор опасно?

В то же время помните, что запретов не должно быть слишком много. Если малышу не позволяется дома вообще ничего трогать, то это делает его неуверенным и нервным.

Как донести до ребенка понятие «нельзя»

Если малышу грозит непосредственная опасность, то времени на объяснения у вас нет. Нужно моментально отобрать у него опасный предмет или увести в другое место. При этом достаточно строго сказать «Нет» или «нельзя». Как правило, дети на такую ситуацию реагируют негативно. Чтобы малыш не плакал, дайте ему что-то взамен.

Слишком частое употребление слов «нет» и «нельзя» приводит к тому, что малыш перестает их воспринимать. Вводите запреты постепенно. К примеру, малыш бьет кошку при любой возможности, приходя с улицы прямо в обуви залезает на диван, плюс у него появилась привычка рисовать на обоях и еще не сколько неприятных забав. Выберите сначала 2-3 запрещенных и наиболее плохих действий и отучайте от них. Когда справитесь с этим, переходите к следующим. Жизнь маленького ребенка не должна состоять из одних запретов.

Читайте также Помогаем первокласснику привыкнуть к школе

Слово «нельзя» применяйте лишь в очень опасных для жизни ситуациях. В других случаях конкретизируйте запреты. Например, если ребенок тянется к ножу, уберите и скажите «Остро», если хочет взять чашку с горячим чаем, так и скажите - «горячо». Если таскает кошку за хвост - » ей больно».

В некоторых случаях можно дать малышу возможность убедится в вашей правоте. Например, если он стоит на краешке стула, то можно просто предупредить «высоко, упадешь». Если малыш таки свалится, то он лучше запомнит это понятие.

Подобные случаи заставят ребенка в дальнейшем с большим вниманием и доверием относится к вашим словам и предостережениям. Разумеется, родителям необходимо реально оценивать потенциальную опасность для здоровья ребенка.

Реальная опасность и излишняя опека

Любым родителям хочется, чтобы малыш избежал травматизма. Но излишняя опека и постоянные запреты не дают малышу полноценно развиваться и набираться жизненного опыта. Поэтому вместо того, чтобы запрещать, к примеру, лазить по деревьям, лучше научите малыша делать это правильно.

Рассказать о любви не то что малышу - даже взрослому кажется непросто. Уж слишком сложно и всеобъемлюще это чувство! А потому пояснить, что это такое, может показаться почти невозможным. Но на самом деле подобное впечатление ошибочно. Важно лишь знать, как расставить акценты в общении с детьми.

Как это: любить? Какая бывает любовь? К кому или чему можно испытывать такое чувство? Как проявляются любовь между взрослыми, детьми, родственниками, друзьями? Перечень подобных вопросов от маленького почемучки можно было бы продолжать до бесконечности! И это неудивительно: ведь малыш слышит о любви чуть не с пеленок со всех сторон. Родители говорят, что любят его, мама с папой говорят это и друг другу, в и персонажи также признаются в любви - причем не только к другим героям, но и, допустим, к солнечному закату или меду. И то, что для взрослого кажется вполне само собой разумеющимся, у маленького человечка 2-4 лет от роду вызывает серьезное недопонимание - так что же такое любовь, если она настолько разнообразна?

Любовь бывает разной…

Отталкиваться в разговоре о любви можно от достаточно простого и доступного малышу постулата. Он заключается в следующем: любовь - это сильное чувство, которое выражается в положительном отношении к кому-либо или чему-либо и означает, что тебе эти кто-то или что-то очень нравятся, они доставляют тебе какое-то удовольствие и радость. Пояснять, конечно, лучше на живых примерах из жизни самого ребенка. Ему нравятся на свежем воздухе? Значит, он любит гулять. Ему весело играть с папой или мамой, ходить с ними в различные интересные места (типа или ), просто общаться? Значит, он любит своих родителей. Ему интересно забавляться с товарищами по и вместе изучать окружающий мир? Значит, он любит и своих друзей. В конце концов, если тебе больше всего нравятся макароны по-флотски и шоколадные конфеты - значит, ты и их любишь в сравнении с другими продуктами!..

Но здесь и выходит на первый план разница в видах любви. Родительская любовь - это одно, дружеская - другое, а любовь к еде, собственному дому, или, к примеру, - третье. Как пояснить это? Здесь есть несколько тонких моментов. Первый: можно ли прожить без объекта любви или заменить его иным? Наверняка ребенок согласится, что без родителей ему будет очень тяжело и грустно - а вот без конфет в самом крайнем случае он уж как-то обойдется (есть же и другие , если на то пошло). И второе: любовь в зависимости от объекта этой самой любви требует от человека разных усилий. Если ты любишь кататься на или играть с , ты просто стремишься почаще это делать - тебе ведь это доставляет удовольствие. Но если ты любишь кого-то (хоть маму с папой, хоть , хоть своего , то тут уже мало только лишь стараться проводить с ним побольше времени - нужно особенным образом проявлять свое к нему отношение. И вот тут уже оказывается, что любовь - очень сложное чувство, которое не описать в двух словах.

Не только брать, но и отдавать

Каким образом мы все проявляем свою любовь? Прежде всего, конечно, словами - и вы как родители лучший тому пример. Обратите внимание ребенка, что вы всегда ему говорите, что любите его, что говорите это друг другу, а также вашим близким людям, подчеркиваете, что без них вам скучно и одиноко, а их внимание и поддержка помогают вам. Малыш должен с детства привыкать, что говорить о таком отношении друзьям, родственникам, своим будущим мужу или жене не просто можно, а и нужно. Ведь слышать такие слова всегда приятно, от этого поднимается настроение у любого - и чувство любви, прежде всего взаимной, заметно усиливается. А от этого в конце концов выигрывает и сам человек, произнесший такие слова. Ведь любовь учит всех нас не только получать что-то (как в случае с любимыми играми или едой), но и обязательно отдавать взамен - причем нередко едва ли не больше, чем получаешь сам.

И тут уже на первый план выходит следующее проявление любви: не словами, а делом, подтверждающим такое отношение. Ребенку нужно с самых малых лет заложить понимание того, что любить - это значит работать над собой ради блага другого. Если малыша сразу не научить, что любовь подразумевает не просто сплошное собственное удовольствие, а ласку, заботу, поддержку, сочувствие, ответственность, сострадание, готовность разделять с объектом своей любви все его успехи и поражения, делиться с ним чем-то важным, дорогим и ценным, то из вашего ребенка может вырасти эгоистичный человек, который от любви будет ожидать и даже требовать только личных благ. А ведь это в корне неверно - и не принесет ему в итоге ничего, кроме множества серьезных разочарований. Поэтому составляющим «правильной», настоящей любви нужно уделить во время бесед с ребенком отдельное внимание.

Как подтвердить любовь поступками?

Также обязательно сконцентрируйте внимание на любви мамы и папы. Отметьте, как вы проявляете внимание, когда интересуетесь делами друг друга за день. Напомните, как каждый радует другого своими приятными словами и подарками, а также совместными походами вдвоем в ресторан или кино. Расскажите в деталях, как вы заботитесь друг о друге, когда кто-то из вас заболел или, допустим, получил неприятные новости. Нельзя в этом вопросе забыть и про ласку любящих людей. Ваш ребенок должен знать, что поцелуи, объятия, нежные прикосновения и тому подобное не является чем-то постыдным или неестественным (это, кстати, будет вам еще в помощь, когда спустя какое-то время зайдет речь «про это» - вам будет легче пояснить, что секс является частью ритуала любящих друг друга людей). И малыш также может с рядом оговорок проявлять чувства аналогичным образом: целовать маму и папу, когда они приходят домой с работы, обнимать любимую сестричку, гладить по волосам бабушку или дедушку.

Ищите примеры везде!

Образцы проявления любви одного человека к другому (хоть интимной любви, хоть дружеской, хоть родственной) нужно искать вообще везде - и почаще: даже тогда, когда сам разговор о любви, казалось бы, уже слегка забылся. Смотрите вместе интересный фильм? Обратите внимание, как там проявляется любовь, что она дает каждому из героев, на что они готовы ради этого чувства. Отправляетесь к друзьям? Подчеркните, как члены этой семьи относятся друг к другу, как общаются друг с другом. Можно даже, пользуясь выражением из легендарного фильма, «тренироваться на кошках»: посмотреть научно-популярный фильм о тех же лебедях, львах и иных животных, которые отличаются сильными «семейными» связями, создавая пары раз и на всю жизнь, где каждая из половинок сохраняет верность другой и сопровождает ее везде, оказывая помощь и поддержку. На маленького ребенка подобное окажет должное впечатление и наверняка хорошо запомнится.

И, конечно же, подавайте собственный пример. Сложно рассказать малышу, что такое любовь, если ее нет в вашей собственной семье. Теплые, доверительные отношения между родителями, взаимовыручка всех членов семьи, объединяющие события, которые каждый переживает наравне со всеми, - все это, наблюдаемое ребенком изо дня в день, а не только, как говорится, по праздникам, поможет вам заложить в его душе прочный фундамент. Дети ж еще не знают, как должно быть! А если они будут видеть только скандалы, ругань, отсутствие банальной заботы друг о друге со стороны папы и мамы, они воспримут это как социальную норму. И даже если спустя многие годы, когда они повзрослеют и осознают, что росли в не самой благополучной семье, это уже вряд ли кардинально сможет изменить их отношение к любви. Потому такие малыши могут скорее унаследовать стандарты поведения своих родителей…

Как быть с первой влюбленностью?

И напоследок про то, как реагировать на первую любовь самого ребенка. Да, более-менее серьезные чувства в этом вопросе он сможет испытывать, пожалуй, не раньше подросткового возраста. Но все-таки в детском саду влюбленность не является чем-то экстраординарным - разве вы не пели в том возрасте по поводу какой-то парочки стишки про тили-тили-тесто с женихом и невестой? Потому вам нужно быть готовым, что как-нибудь, когда ребенок уже пройдет обязательный , он придет оттуда и заявит - что женится или хочет выйти замуж (причем это может относиться не только к другому ребенку, но и, например, к молодой воспитательнице). Как лучше реагировать? Исключительно серьезно - смех, даже непроизвольный, или преуменьшение его чувств может убить в малыше желание делиться с вами своими сокровенными мыслями.

Обязательно расспросите об объекте любви, узнайте, чем он привлек внимание ребенка, уточните, как ваше чадо проявило свое чувство по отношению к этому человеку. Подчеркните, что это все хорошо и радует вас, но, допустим, дергать за косички «любимую» девочку или показывать язык «жениху» точно не стоит. И куда лучше весело проводить время с ними, заботиться о них и защищать от обид других детей, делиться игрушками и сладостями, нарвать цветов, в конце концов! Конечно, со временем такая любовь у ребенка пройдет (вполне вероятно, что уже буквально через несколько дней, когда он найдет себе новый объект любви), но ваши советы принесут только пользу. Во-первых, в сознании малыша лишний раз будут подчеркнуты верные проявления любви; во-вторых, он запомнит, что к вам как к родителю всегда можно прийти за советом и поддержкой. А такое доверие любимого человека, согласитесь, многого стоит!

P.S. Помимо выделения положительных черт любви надо обязательно затронуть и тему того, чем это чувство можно повредить или даже уничтожить. Расскажите, что любовь боится , раздражительности, высокомерия, хитрости, злости, и предательства, что плохие поступки или могут больно ранить того, кто тебя любит и кого любишь ты. И потому нужно быть предельно аккуратным в общении с любимым человеком, не допуская в ваши отношения того негатива, который мог бы их испортить. Примеры всего этого, конечно, тоже стоит привести - но лучше, чтобы они уже были не из вашего опыта, а исключительно на основе тех же сказок или фильмов…

3 36737
Оставить комментарии 0

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх