Рисунки на пасху подготовительная группа. Конспект НОД для старшей группы на тему: Пасха
Пасха – один из самых светлых, наполненных радостью праздников. Поняв, как нарисовать пасху, можно своими силами создать живописную открытку, которая станет отличным подарком для близких в это торжество. Например, можно научиться, как нарисовать пасху с яйцами, ведь именно яйца – один из самых ярких атрибутов этого весеннего праздника. Конечно, яйца надо рисовать не обычные, а раскрашенные, причем как однотонные, так и со всевозможными узорами, порой очень замысловатыми.
Перед тем как нарисовать пасху необходимо подготовить:
1). Разноцветные карандаши;
2). Бумагу;
3). Карандаш;
4). Линер;
5). Ластик.
Легче всего научиться тому, как нарисовать пасху карандашом, если делать это поэтапно:
1. Сначала легкими штрихами, выполненными карандашом, обозначьте очертания основных предметов – яиц, кулича и вазочки;
2. Прорисуйте кувшинчик. Нарисуйте веточки вербы, которые в нем находятся;
3. Прорисуйте яйца, изобразив на них разнообразные узоры. Нарисуйте очертания глазури в нижней части кулича;
4. Прорисуйте верхнюю часть кулича. Изобразите зажженную свечку. Нарисуйте клетчатую скатерть;
5. Поняв, как нарисовать пасху поэтапно карандашом, можно переходить к следующему этапу – обводке наброска линером;
6. Сотрите карандашное изображение ластиком;
7. Раскрасьте кулич коричневыми тонами. Его глазурь проштрихуйте сиреневым и голубым тонами. Посыпку раскрасьте различными оттенками. Красным, желтым и оранжевым карандашами закрасьте свечу;
8. Раскрасьте яйца, выбрав для этого самые яркие и насыщенные тона;
9. Веточки вербы раскрасьте коричневыми тонами, а ее головки проштрихуйте карандашами серых и желтых тонов;
10. Основную часть кувшина заштрихуйте коричневым цветом. Узор на этом кувшине закрасьте карандашами желтого и нежно-розового оттенков;
11. Скатерть раскрасьте голубым и светло-зеленым тонами.
Рисунок с пасхальным натюрмортом готов! Теперь вы и сами знаете, как нарисовать пасху поэтапно, а значит, сможете самостоятельно создать картину с подобным сюжетом. Для раскрашивания такого рисунка вовсе не обязательно использовать разноцветные карандаши. Для этой цели великолепно подойдет и краска, например, гуашь, которую отличают яркие и насыщенные оттенки. А для того, чтобы пасхальный натюрморт получился более нежным и воздушным, рекомендуется, наоборот, использовать акварель, которую очень любят многие художники за полупрозрачные оттенки и экономичный расход.
Тема:
«Украшаем пасхальное яйцо».
Чупринюк Зинаида Анатольевна– воспитатель.
Цель: формировать умение создавать декоративную композицию.
Интеграция образовательных областей: » Познавательное развитие»; » Социально-коммуникативное развитие»; » Художественно-эстетическое развитие»; » Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, познакомить с различными приемами украшения.
Развивающие: самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств оформления, образное мышление, творческое воображение.
Речевые: продолжать расширять словарный запас, связную речь
Воспитательные: прививать уважение к народным традициям, чуткое отношение к близким, желание порадовать их своими подарками.
Оборудование: блюдце с крашеными яйцами, одно неокрашенное, иллюстрации с изображениями расписных яиц.
Раздаточный материал: форма для росписи — овальная на картоне, гуашь, непроливайка с водой, подставка для кисточки, кисточки, индивидуальная салфетка для рисования, салфетка.
Предварительная беседа: православные праздники и традиции.
Ход:
Воспитатель берет блюдце с раскрашенными яйцами — одно неокрашенное.
Посмотрите, что за чудо, положил нам кто в блюдце?
Ответы детей….
Воспитатель: Правильно, это. Чем они отличаются?
Ответы детей…
Это (неокрашенное) обыкновенное куриное яйцо. И оно настоящее чудо природы. Снесет курочка яичко, прогреет, и из него вылупится маленький цыпленок. Яйцо символ Жизни и Солнца.
Другое Яйцо не простое: золотое расписное,
Словно яркая игрушка! Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек, звезд, кружочков и сердечек.
Воспитатель: Символом какого праздника является расписное яйцо?
Ответы детей…
Воспитатель: Кто из вас хотел бы рассказать об этом празднике…
Высказывания детей…
Воспитатель: Пасха- главный весенний праздник христиан. Христиании это люди которые верят в Христа Спасителя. Праздник сохранился до наших дней. Пасха празднуется каждый год. готовятся к нему заранее: наводили порядок и чистоту в своих домах, пекли куличи, готовили творожную пасху, красили яйца.
Наши предки придумали раскрашивать яйца. Принято дарить крашеное яйцо и произносить слова: Христос Воскрес, и ответ следует сказать: Воистину Воскрес — поцеловать в знак всепрощения и любви к близким.
Если яйцо было окрашено в один цвет- оно называлось крашенка. В какие цвета ваши родители покрасили яйца. Ответы детей…
Воспитатель: Брали шелуху лука варили ее в воде, а затем в этой воде варили яйца. Они получались коричневые. Если на цветном фоне рисовали пятна, крапинки, полоски другого цвета — эти яйца назывались крапанки. Если на яйцах рисовали орнамент, сюжетные картины — они назывались писанки.
Физ.минутка.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Пройдем в нашу мастерскую (садимся за столы.
С чего мы начнем работу, рассмотрите иллюстрации, какие украшения нанесены на форме. Немного из истории: мастера яйца делали из дерева, фарфора, глины, кости, драгоценных металлов — расписывали различными красками, украшали бисером, драгоценными камнями. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.
Посмотрите, как можно расписать яйцо, существует различные способы украшения: растительные узоры, орнамент. Вы можете использовать их в работе, но также придумать свои.
Наши предки считали, что приступая к росписи, мастер должен иметь чистые помыслы(думать о хорошем), делать роспись с открытым добрым сердцем и большой любовью. Если каждый будет думать о своих близких, у вас получится прекрасное творение.А помогут вам ваша фантазия и творчество.
Итог:
У нас получилась настоящая выставка сувениров.
Чем замечательны ваши сувениры.
О чем (о ком) вы думали, когда готовили их.
Мы с вами заглянули в прошлое наших предков. А народная мудрость гласит: » Без прошлого нет будущего».
«С кистью и краской готовимся к пасхе»
Подготовительная к школе группа.
Программное содержание: Расширять знания детей о народных праздниках
Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц.
Развивать образное и творческое мышление, наблюдательность
Воспитывать аккуратность, трудолюбие усидчивость
Прививать чувство уважения к народным традициям.
Материал: Гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, пустая скорлупа яиц, цветной песок, бисер, салфетка, баночка с водой.
Предварительная работа: Разучивание закличек, рассматривание писанок, русские народные подвижные игры.
Зрительный ряд: Изображение символов, которыми расписывают пасхальные яйца.
Музыкальный ряд: русские народные песни: «Среди долина ровня», «Липа вековая»
Ход занятия. Звучит праздничный колокольный перезвон
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
На дворе весна. Заканчивается Святая пасхальная неделя (Седьмая седьмица). Хочется как-то по особенному убрать свой дом в этот светлый праздник. Называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Приближается праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха. Это большое событие в жизни христиан и отмечается с огромным торжеством и радостью.
Скажите дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?
- Сырная пасха, куличи, крашенные яйца.
Этот день знаменит не только вкусными угощениями. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра, красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселится красное солнышко.
Мы прослушаем сейчас церковное песнопение. Это духовная музыка и написана она для хора. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека.
Прослушивание « Воскресение твое, Христе спасе» 1.45с.
В этот день звонят в церкви колокола. Звонили по особому. Торжественно. Этот звон зовется Пасхальный Благовест.
«Пасхальный Благовест» 1.05
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля
Понеслись удары
К синим небесам,
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон. . .
Физкультминутка. Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и покличем весну.
Гори, солнце, ярче, Весна, весна красная!
Лето будет жарче, Приди, весна, с радостью,
И зима – теплее, С радостью, с радостью,
а весна – милее! С великой милостью:
В лесу вырастут грибы. Со льном высоким,
В огороде – Бобы, С корнем глубоким,
В поле рожь и ячмень. С хлебами обильными!
В саду зелен – хмель.
Мир вокруг нас… Огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Каждый человек делает открытия в этом мире, удивляется его чудесам. А порой чудеса оказываются совсем рядом, и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит только пристальнее вглядеться в окружающие тебя вещи, предметы – «Да вот же оно, чудо, – обыкновенное куриное яйцо». В различных сказаниях – яйцо символ Возрождения. Когда холодное дыхание зимы обрушивается на землю лютым морозом, только в яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него зарождается новый мир. Яйцо – символ Солнца и Жизни.
Догадались, чем мы сегодня займемся на занятии? Верно, мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц.
Пасхальные яйца украшают не только росписью, но и лентами, цветами, драгоценными камнями, золотом, серебром.
Показ репродукций на доске.
Повторение с детьми символов,
изображениями, которых расписывают пасхальные яйца.
СОСНА – долголетие и здоровье
ЗВЕЗДА – нравственная чистота, человеколюбие
ПЕТУШИНЫЙ ГРЕБЕНЬ – защита от нечестии
ДУБОВЫЙ ЛИСТ – гармония
СОЛНЦЕ – гармония
ЛИНИИ прямые, волнистые, зигзагообразные - движение
Ребята, работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
Осмотрите свои работы (выставка)
Чем замечательны ваши сувениры?
О чем вы думали, когда готовили их?
С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Программное содержание:
- Познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца (славянскими писанками); с историей и особенностями этого древнего искусства;
- научить рисовать традиционные элементы и орнаменты;
- совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой;
- развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
- формировать эмоционально- эстетическое отношение к изображениям; воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа;
- развивать умение участвовать в опытно- экспериментальной деятельности.
Оборудование: плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), цветные карандаши, акварель, кисти, восковые мелки, баночки с водой, салфетки, силуэты яиц, оборудование для опыта (миска с кипятком, ложки, термоплёнка, яйца куриные варёные).
Ход занятия:
Орг. момент. Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).
Беседа. Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году! Люди долго ждут его, тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и все отвечают: «Воистину воскрес!» - это такая традиция.
Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.
Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.
Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)
Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.
Объяснение нового материала
Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.
А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)
На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.
Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца…..? (крашенки)
Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово. Давайте попробуем проделать всё это. (Опыт!)
Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки).
Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое «прочитать» в изображениях. Самые распространенные узоры на писанках – это солнечные знаки. Солнце согревает души людей, дарит им свет, разгоняет тёмные силы, без солнца не может быть жизни на земле, всё живое тянется к солнцу.
Часто на писанках можно увидеть растительные мотивы: листочки, веточки, травинки, цветы.
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья). Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке. Многие цветы похожи на маленькие солнышки.
Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. А вот бесконечник – символ бесконечности жизни.
Рядом со взрослыми усаживались за роспись и ребятишки. Они учились у старших премудростям письма.
Ну а теперь самое время сесть и поучиться мастерству росписи яиц. Для этого выберите себе материал для росписи яиц, кто-то захочет расписать красками и кистью, кто-то карандашами или восковыми мелками. Начинайте!
У нас нет яиц…
Воспитатель:
Давайте сходим за ними к курочке, может она нас выручит.
Физминутка.
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем. Показ ладошками
Из печи несём куличики,
А от курочки – яички.
Дай нам, курочка, яичко простое, Пальцами «пишут» по воздуху.
Мы его распишем – будет золотое.
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Руки на поясе, повороты туловища.
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька. Машут руками, как мотыльки.
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый, Показ бровей, веснушек.
Симпатичный, конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце! Круговые движения руками.
Воспитатель:
А вот вам и яички от курочки (раздаёт бумажные силуэты яиц). Садитесь на места.
Ребята, работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
Осмотрите свои работы (выставка)
Чем замечательны ваши сувениры?
О чем вы думали, когда готовили их?
С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Удавицкая Наталья
Ольга Варфоломеева
ЦЕЛИ :
1. Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты на листе бумаги;
2. Продолжать учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
3. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
4. Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.
5. Совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования : пальчиком и ватной палочкой.
6. Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней
7. Мотивировать детей к изучению народного творчества
8. Расширить кругозор детей о народных обычаях и традициях.
9. Создать условия для реализации творческой деятельности.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ :
Изображения писанки;
Выставка расписных яиц;
Кисти, гуашь и акварельные краски, банки с водой, ватные палочки, влажные салфетки, по полам сложенный цветной картон а-4 (открытка , на лицевой стороне открытки--- вырезанное яйцо . .
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Рассказ воспитателя : беседа на тему «Праздник Пасхи » , рассматривание различных пасхальных яиц .
Воспитатель читает стихотворение В. Шамонина
«КОЛОКОЛА»
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
Ребята, наша встреча сегодня необычная. Мы побываем на Руси в гостях у известной Мастерицы. И отправимся мы с вами по ручейку времени.
Игра «Ручеек» .
2. Воспитатель :
Ребята, познакомьтесь, это Мастерица Елена. Дети здороваются, Мастерица кланяется и приглашает всех к выставке.
Мастерица :
Я в великую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать .
Мастерица :
Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху ? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
Расписные яйца - это символ пробуждения земли, символ Пасхи . Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. Обратите внимание на выставку яиц.
Какие виды росписи вам известны? (крашенки, крапанки и писанки)
Ребята, какие элементы росписи вы увидели на образцах писанок?
(Чаще всего на писанках они изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать красивым орнаментом).
Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами пришли в предпраздничную мастерскую и превратились в мастеров, тех самых, которые так красиво расписывают пасхальные яйца .
-Откройте глаза , посмотрите, в мастерской уже все готово, для того чтобы приступить к росписи пасхальных яиц .
3. Воспитатель :
Конечно, мы поможем тебе Мастерица.
Физминутка
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем (показ ладонями)
Из печи несем куличи
А от курочки – яички (пальцами рисуют по воздуху)
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем – будет золотое
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйца
в пасхальные одежды (руки на поясе, повороты туловища)
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька (машут руками как мотыльки)
Пусть будет жизнь его легка!
А я подруге Оле
Разрисую все фасолью
Будет ей жених богатый (показ бровей, веснушек)
Симпатичный, конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце! (Круговые движения руками)
4. Воспитатель :
Вот и мы сейчас выполним роспись на листах под яйца, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по всей поверхности листа в открытки .
Сам узор может быть самым разным : и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов : прямые, волнистые, кружочки, звездочки.
Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные : желтую, зеленую, красную, голубую.
А как вы распишите свои пасхальные открытки - яйца ? Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить к работе.
Практическая часть. Роспись яиц. Во время рисования можно включить тихую спокойную музыку или звон колоколов. Напомнить детям о том, что когда человек красит пасхальные яйца , думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.
Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо - писанки вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается!
Воспитатель :
Понравилось вам в гостях у Мастерицы?
Мастерица :
Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает.
Воспитатель :
Пора нам отправляться в путь-дорожку в детский сад. И наши пасхальные открытки отвезти домой .
Поклонились Мастерице. Игра «Ручеек» .