Что говорит ваш внутренний ребенок? Техника работы с внутренним ребенком.

Внутренний Ребенок – это часть нашей психики, нашей личности, которая выражает образ нашего истинного «Я», потенциал личности, ее уравновешенность, целостность и жизнеспособность, непосредственное самовыражение, умение найти выход из любой ситуации, принятие и открытость миру.

Человек со здоровой частью (Внутренним Ребенком) ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Он в гармонии с собой и окружающим миром.

В каждом из нас живет Внутренний Ребенок. Это девочка или мальчик, у каждого внутреннего ребенка свой возраст, чаще это возраст, когда возникла рана, когда он начал испытывать боль. Иногда это целый детский сад, если травматичных эпизодов было много.

Все, что нужно ребенку – это полное принятие его как личности, понимание и удовлетворение его истинных потребностей, закладывание позитивных образов себя и будущей жизни. Если родители обеспечивают ему эти условия, ребенок благополучно взрослеет и становится счастливым и успешным человеком, реализуя свой творческий потенциал.

Если же потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Ну это конечно в идеале, в реальности все мы травмированы, кто в большей, кто в меньшей степени.

Родители могут высмеивать своих детей, не позволять им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей. В результате они лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство: «Руки у тебя не из того места! Да кому ты такая нужна! Лучше бы тебя не было! Лучше бы я сделала аборт, как собиралась! Я ради тебя всем пожертвовала, а ты…!»

В подсознании такого ребенка формируется негативный образ себя. И тогда многие отрекаются от себя еще в детском возрасте. Мы больше не хотим иметь ничего общего с этим перепуганным и глупым ребенком. Так возникает непринятие себя и нелюбовь к себе. Теряется контакт с собой настоящим – внутренним ребенком и мы перестаем слышать себя.

«Раненые» дети вырастают и начинают самостоятельную жизнь. Но они только выглядят взрослыми. Они страдают от бесчисленных ран, залечить их нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте.

Почти каждый ребенок дает себе “тайную клятву” в том, что, когда вырастет, не будет говорить своим детям тех слов или совершать поступки, которые говорили или совершали по отношению к нему. К сожалению, многие став взрослыми, убеждаются, что нарушают эту клятву, говорят или делают по отношению к своим детям именно то, что делали по отношению к ним, и часто используют те же самые методы или слова. Почему же так происходит?

Во внутренней структуре нашей психики есть еще Внутренний Родитель - это проэкция наших реальных родителей, образ. и может так случиться, что уже и реальных родителей и на свете уже нет. Но в психической структуре человека «Внутренний родитель» все еще «воспитывает» Внутреннего ребенка.

Такой порочный круг жестокости будет беспрепятственно передаваться от поколения к поколению, если не изменить эту модель. Для этого необходимо исцелить своего внутреннего ребенка. В этом может помочь терапия и хороший специалист.

А можно очень долго холить и лелеять свои раны и шрамы. Это дает ряд преимуществ. Можно не взрослеть, не брать ответственность за свою жизнь «назло маме». Можно бесконечно что-то доказывать – и так вроде появляется цель в жизни. И очень часто мы именно этим и занимаемся.


Мы постоянно вспоминаем, как несправедливо к нам относились родители. Как нас обижали или унижали. И здесь я не оправдываю родителей, это их ответственность, а наша ответственность сделать счастливой (на сколько это возможно) свою жизнь счастливой из того «наследства» что нам досталось.

Положение маленького обиженного ребенка может быть очень выгодно. Если бы не одно но, пока мы жуем свои обиды и претензии, наша жизнь проходит. Мы не можем жить полной жизнью. Не можем быть собой. Не умеем строить отношения. Становимся не самыми лучшими родителями.

Можно ничего не делать в своей жизни и всю ответственность за это складывать на родителей. Ведь гораздо проще ничего не делать – а крайние уже найдены. Да наши родители дали нам меньше, чем нам нужно было, и это невосполнимо уже…Наша задача принять то, что они дали, а остальное сделать для себя самостоятельно, позаботиться о себе.

Можно взять листок бумаги и написать все то, что мы не получили от родителей, в чем мы нуждались, писать столько, сколько пишется, чтоб ничего не забыть, может быть тебе не хватит даже листа на это, возьми еще один. После чего в самом верху листочка пишем: «Это я могу сделать для себя сама». Перечитываем список…

Найдите те уроки, которые преподнесли родители, в них однозначно есть ресурс для вас и вашей дальнейшей жизни, а может и наша Миссия…

Примите своих родителей такими, какие они есть. В некоторых случаях это действительно может быть сложно, если в детстве был пережит очень травмирующий опыт. Они люди со своим жизненным опытом, характером, заморочками, со своими слабыми и сильными сторонами. Они люди и как и все - не идеальны. Возможно у них было далеко не радужное детство.

Скорее всего, у родителей нет того, что нам нужно. И именно поэтому они этого не дают. Просто у них нет этого. Они сами не получили этого потока. Их самих никто недолюбил в детстве. Но все-таки они много дали нам. Все, что могли. Иногда – только жизнь. Но ведь и это – уже ценный дар и бесценный урок.

Перестать ждать, что они изменятся. Принять, что так будет всегда. Даже если это безумно больно признать. Найти источник, которым можно заполнить дефицит, ведь мир изобилен. И в нем есть то, что вам нужно. Более того, этого очень много – и хватит на всех. Нужно учиться заботиться о себе, видеть ресурс для удовлетворения своих потребностей, и позволять себе усваивать. Иногда это долгий процесс требующий поддержки психолога, психотерапевта.

Чего вам больше всего хочешь от родителей? Любви? Понимания? Поддержки? Ищите это там, где этого много. Ведь кто сказал, что все это мы должны и можем получить только от родителей? Через родителей мы получаем свою жизнь – и это уже более чем ценно.

Внутренний ребенок – это источник жизненных сил и творчества человека. Развитие отношений со своим внутренним ребенком может также заживить эмоциональные проблемы, которые возникли в результате того, что вы не чтите эту часть себя. Жизнь в мире взрослых может погасить пламя вашего внутреннего ребенка, но вы можете бороться с факторами давления, приняв и снова связавшись со своим источником детства.

Шаги

Часть 1

Познакомьтесь со своим внутренним ребенком

    Воссоединитесь со своим детством. Один из способов возродить отношения со своим внутренним ребенком – «путешествовать во времени» назад в детство. Для этого нужно составить список вещей, которые приносили вам радость, когда вы были молоды. Изучите эти воспоминания и попытайтесь вспомнить то чудо детства. Можно также попробовать снова заняться этой деятельностью. Вот некоторые идеи:

    • Спорт, будь то футбол, баскетбол, волейбол, теннис или что-то другое.
    • Исследуйте природу. Пикник – отличная идея для этого.
    • Играйте в игры. Можно переодеться и устроить чаепитие или отбиваться от банды пиратов.
  1. Определите своего особенного внутреннего ребенка. Если отношения с вашим внутренним ребенком пришли в упадок с течением лет, попробуйте определить, на какой стадии развития находится ваш внутренний ребенок сейчас. Это поможет вам создать карту, чтобы вернуть вашего внутреннего ребенка обратно в вашу жизнь. Вот несколько примеров:

    • Брошенный ребенок. Такой внутренний ребенок часто случается в результате развода или чрезмерной занятости родителей. Главными здесь являются страх быть брошенным и чувство одиночества или небезопасности.
    • Игривый ребенок. Этот ребенок – это здоровый, часто пренебрегаемый аспект зрелости. Игривый ребенок хочет спонтанного веселья, и жить без чувства вины или тревоги.
    • Напуганный ребенок. Этот ребенок, наверное, в детстве слышал много критики в свою сторону, он испытывает беспокойство, когда не получает достаточно одобрения.
  2. Напишите письмо своему внутреннему ребенку. Это может быть извинение, если вам кажется, что вы пренебрегали своим внутренним ребенком и хотите восстановить эту связь. Это также может быть простое письмо, которое выразит ваше желание укрепить дружбу.

    • Подстройте письмо под ваш тип внутреннего ребенка. Если он напуган, попробуйте успокоить его и смягчить его страхи. Если он беспокоится о том, что его бросили, дайте ему знать, что вы сделаете все возможное, чтобы всегда быть рядом. Если он игрив, скажите ему, что вы хотите почтить его беззаботную свободу.
  3. Культивируйте открытое пространство. Ваш внутренний ребенок – ранимый человек. Ему, возможно, потребуется безопасное пространство, прежде чем он покажет себя. Многие люди скрывают или отрицают существование внутреннего ребенка, поскольку они считают, что из-за него они выглядят слабыми. Для того чтобы ваш ребенок расцветал, будьте добрым и нежным, проявляйте одобрение. Подходите к нему мягко, как к небольшому животному, чье доверие вы хотите заполучить.

    • Посидите в тишине и расскажите своему внутреннему ребенку, что вы хотите знать больше о нем, что вы хотите поговорить и что вы хотите, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это может прозвучать глупо, но на самом деле вы обращаетесь к части себя и своего подсознания.
  4. Прислушивайтесь к своим чувствам. Один из важных способов войти в контакт с вашим внутренним ребенком – это обращать пристальное внимание на те чувства, которые возникают у вас в повседневной жизни. Они уходят своими корнями во многие удивительные и болезненные переживания детства, когда вы были юны и впечатлительны. Страхи и неуверенность внутреннего ребенка, а также его радости и восхищения часто разворачиваются в эмоциональные шаблоны нашей взрослой жизни..

    • Проверяйте себя в течение дня. Спросите себя «что я сейчас чувствую?». Постарайтесь выразить эти чувства словами.
  5. Будьте внимательны к своему внутреннему критику. Одно из самых больших препятствий, которое может помешать вам дарить своему внутреннему ребенку внимание и заботу, – это голос критика. Этот голос может сказать вам, что вы уже слишком взрослый человек, чтобы иметь детские страхи или принимать глупость детства.

    Часть 2

    Опекайте своего внутреннего ребенка
    1. Воспринимайте всерьез своего внутреннего ребенка. Вы можете захотеть оттолкнуть своего внутреннего ребенка, потому что его проблемы покажутся вам неуместными в вашей взрослой жизни. Однако это неверно, поскольку многие наши глубочайшие страхи переносятся именно им. Избегайте соблазна игнорировать своего внутреннего ребенка или пренебрегать им. От него невозможно уклониться.

      • Слушайте его так, как вы бы слушали настоящего ребенка. Он такой же реальный и его чувства так же важны.
    2. Примите чувства вашего внутреннего ребенка. Вы можете испытывать разочарование, если чувство страха или неуверенности бьет ключом где-то внутри вас. Но нужно позволить себе почувствовать эту энергию, потому что так с вами говорит ваш внутренний ребенок.

      • Он может закатить истерику или впасть в уныние. Вы можете принять эти эмоции, не «поддаваясь» им. Признавайте их, но затем двигайтесь дальше, не позволяя им определять свои действия.
    3. Используйте перевоспитание, чтобы исцелиться. Перевоспитание основывается на идее, что вы, уже как взрослый человек, обладаете знаниями и ресурсами, чтобы дать своему внутреннему ребенку то, что ему нужно. Если вы чувствуете, что вашему внутреннему ребенку нужно исцеление, прежде чем он сможет проявиться в вашей жизни в лучшем виде, то стоит попробовать такой подход. Основываясь на болезненном опыте его прошлого, вы знаете лучше всех, что ему нужно и как ему помочь..

      Защищайте своего внутреннего ребенка. Хотя не стоит позволять страхам детства сдерживать вас, но нужно быть чувствительным к потребностям вашего внутреннего ребенка. Если у вас есть определенная неуверенность, которую вы не преодолели в полной мере, уважайте ее. Например, у вас может быть страх высоты, который впервые проявился в детстве. Будьте добры к той части вас, которая все еще не уверена по поводу скалолазания или прыжка в бассейн с высокого трамплина..

      • Кроме того, избегайте провоцирующих ситуаций. Если компания конкретных людей усиливает тревоги детства, ограничьте контакт с этими лицами. Например, если у вас есть брат, который дразнит вас и заставляет вас чувствовать себя недовольным собой, не проводите с ним больше времени, чем необходимо.
    4. Организуйте свое жилое пространство. Сделайте свой дом более открытым игривости детства. Изменение окружающей обстановки изменит то, как вы себя чувствуете, так что придайте своей жизни некоторую детскую непосредственность и креативность. Исследования показывают, что даже такие простые вещи, как разные оттенки, могут влиять на настроение. Расположите знакомые предметы, например, награды или мягкие игрушки на полки. Откопайте старые фотографии с вами и вашей семьей и разложите их по всему дому. Попробуйте сделать цвет стен более ярким, либо покрасив их, либо развесив легкие и веселые картины.

    Часть 3

    Развивайте свое чувство веселья

      Поиграйте в прятки. Если у вас есть дети или племянники, поиграйте с ними. Можно также пригласить поучаствовать и своих взрослых друзей, это будет весело. За игрой в прятки существует целая психология, которая говорит, что это жизнеутверждающая игра исследования и проявления любви.

Понятие Внутренний Ребенок широко используется в психотерапии, в разных ее направлениях — , гештальт-терапии, трансактном анализе и других. Кажется, что оно очень простое, но на самом деле не всегда сразу понятно, кто это и про что это, и почему ему нужно уделять внимание. Уточняющие вопросы клиентов об этом побудили меня написать статью и помогли структурировать мысли по данной теме.

Внутренним Ребенком (ВР) называется часть психики человека, которая содержит в себе опыт (в широком смысле слова), полученный в детстве и в пренатальном (внутриутробном) периоде. Этот опыт включает в себя эмоции и чувства, телесные переживания (например, ребенок испугался — в животе у него все сжалось от страха), поведение и образы (зрительные, слуховые, обонятельные), потребности и мотивацию. Он никуда не исчезает, а продолжает «жить» в психике у взрослого человека и оказывать влияние на его эмоциональное состояние в сегодняшнем дне. Не в любой момент времени он ощущается, но периодически каждый человек соприкасается с этим своим опытом, входит в контакт с чувствами своего Внутреннего Ребенка.

У каждого из нас есть счастливый Внутренний Ребенок, который ощущает себя хорошим, любимым, чувствует безопасносность, веселится, спонтанно и творчески проявляет себя. И есть несчастный, травмированный Внутренний Ребенок, который покинут или обижен и нуждается в утешении, заботе и защите. Большая часть психотерапевтической работы уходит на обнаружение несчастного Внутреннего Ребенка (конкретных ситуаций, в которых он страдал) и определенное исцеляющее обращение с тем опытом, который у него есть. Вообще, во многом психотерапия — это исцеляющее обращение с , который мог быть получен в детстве или во взрослом возрасте.

На мой взгляд, говорить о том, что мы встречаемся с проявлениями Внутреннего Ребенка можно в тех случаях, когда корни возникших эмоций и чувств лежат в детском возрасте: давнее детское чувство, потребность, интерес или желание оживает и становится либо доминирующим и определяющим эмоциональное состояние человека, либо присоединяется к переживанию взрослого и усиливает его. Например, само по себе вызывает тяжелые переживания, но к ним может подключиться и ранее пережитый детский опыт отвержения, покинутости, одиночества. Или, предположим, начальник в корректной форме делает критическое замечание своему подчиненному, а у подчиненного поднимается волна агрессии — скорее всего это также отголоски какого-то прежнего опыта, возможно, детского. И такое бывает часто: Внутренний Ребенок почти всегда участвует в эмоциональной жизни взрослого — его чувства могут резонировать с чувствами взрослого человека тем самым усиливая их, а могут и полностью доминировать в эмоциональной реакции на какую-либо ситуацию. Всегда, когда эмоциональная реакция на ситуацию является более интенсивной, чем заслуживает того, это обозначает, что в человеке «поднимается» его прежний опыт.

Почему детские переживания «оживают» во взрослом человеке? Потому что он сталкивается с ситуациями, которые ему напоминают какие-то ситуации из детства — и человек как бы вспоминает чувства, связанные с ними.

Кто-то может не согласиться со всем вышеописанным и решить, что на самом деле никакого Внутреннего Ребенка не существует. Человек вырос и все, его маленького больше нет. Но в действительности это не так. В каждом взрослом человеке продолжает жить его детская часть, и ее переживания продолжают быть актуальными в сегодняшнем дне. Неудовлетворенная детская потребность в любви с большой вероятностью будет и у взрослого, и . И от того, как он относится к этой части зависит его возможность быть счастливым.

Одним из доказательств существования этой детской части является такой феномен как регресс. Регресс — это переход из состояния Я-сегодня, Я-взрослый в более раннее состояние психики. Так, например, взрослая женщина после разговора с нелюбезной продавщицей может почувстововать себя маленькой беспомощной девочкой. Это значит, что на какое-то время «поднялись» переживания, связанные с обидным детским опытом. Этот феномен получил отражение в речи: «он обиделся как ребенок», «она ведет себя как ребенок», «радуется как ребенок», «я чувствую себя как потерявшийся ребенок», «я чувствую себя как нашкодивший ребенок, который боится наказания».

Счастливый Внутренний Ребенок дает ощущение хорошего настроения, любопытства, игривости, спонтанности, и проблемы с его принятием встречаются не очень часто — таких хороших, беспроблемных мальчиков и девочек все любят. А вот отношение к своему несчастному Внутреннему Ребенку часто бывает негативным. Своей страдающей части человек может говорить: «Хватит ныть! Ты меня достал! Соберись и займись делом!» или, например, человек может ругать свою агрессивную детскую часть, пытаться ее подавить. И тогда получается страдание в квадрате: Внутреннему Ребенку и так плохо, так его еще и ругают за эти чувства. Отношение взрослого человека к своему Внутреннему Ребенку — это всегда калька с реальных отношений, которые были у ребенка в детстве. Мы относимся к себе также, как к нам в детстве относились значимые для нас взрослые люди.

Когда в работе с клиентом психолог сталкивается с таким феноменом (негативным отношением к своему страдающему Внутреннему Ребенку), то перед ним стоит две задачи: 1) Создать условия для того, чтобы человек смог отнестись к своему Внутреннему Ребенку с чувством сострадания и 2) Создать условия для того, чтобы человек смог оказать поддержку Внутреннему Ребенку и помог ему пережить те негативные чувства, которые он испытывает.

Какие это могут быть негативные чувства и как именно можно помочь Внутреннему Ребенку? Чаще всего это страх (порожденный, например, ситуациями насилия — эмоционального или физического), ), боль одиночества и агрессия. В психодраме есть интструменты, позволяющие взрослому человеку вернуться в трамирующую ситуацию и помочь ребенку, дав ему то, в чем он так нуждается — ресурс для совладания. Таким образом, Внутренний Ребенок получает другой опыт, положительный опыт — принятия, защиты, понимания. Мы не можем отменить само травмирующее событие (иначе в этом не было бы психологической правды), но можем утешить или защитить ребенка после него, помочь пережить событие уже в других обстоятельствах.

Приведу собирательный пример. Групповая психотерапия, женщина описывает ситуацию: после ссоры муж отказался идти в кино, и ее охватили очень сильные, с трудом переносимые чувства боли, обиды, злости. Запрос: «Хотелось бы понять, почему это настолько сильно задело и научиться справляться с этими чувствами». Психодраматически проигрывается сцена разговора с мужем и, после того, как он (а точнее человек играющий его роль) отказывается от похода в кино и выходит из комнаты, женщина сжимает кулаки и плачет. На вопрос психолога: «Сколько тебе сейчас лет?», отвечает: «Пять». Это регресс — клиентка эмоционально в возрасте пяти лет. Продолжая расспрос психолог выясняет, что произошло: мама и девочка (клиентка) собирались пойти на долгожданную прогулку, девочке не хотелось одевать то платье, которое предлагала мама, и мама со словами: выходит из комнаты, оставляя ребенка одного. Девочке очень обидно, она злится и в то же время чувствует себя виноватой. Далее работа продолжается с этой детской ситуацией: психодраматически она воссоздается, и клиентка в роли Феи-волшебницы приходит к девочке, утешает ее, «расклеивает» мамину манипуляцию и помогает отреагировать агрессию. Возможно таких ситуаций в жизни клиентки было много, и работа с одной из них не означает, что она больше никогда не столкнется с такими чувствами. Но часть этих чувств отреагирована и прожита, а также появляется понимание откуда они и как на них реагировать в следующий раз. Например, сказать свой Внутренней Девочке: «Я вижу как тебе обидно, и понимаю почему. Еще бы, это ведь так несправедливо! Я с тобой, я тебя люблю!»

Соответственно, помочь своему Внутреннему Ребенку можно не только «вернувшись» в травмирующую ситуацию. Если вы этой ситуации не помните, но чувствуете, что вам как-то нехорошо, и это похоже на какое-то раннее, детское переживание — то можно поговорить с Внутренним Ребенком в сегодняшнем дне.

Каким образом это сделать?

1. Прислушайтесь к своим чувствам, назовите их.

2. Попробуйте определить на сколько лет вы себя ощущаете, когда впервые вы испытывали это переживание.

3. Представьте образ своего Внутреннего Ребенка, переживающего эти чувства — сколько ему лет, как он выглядит, во что одет, где находится.

4. Обратитесь к нему. Ему страшно, одиноко, обидно? Исцеляющий ответ от взрослой части, Внутреннего Родителя, один — «Я с тобой и всегда буду с тобой рядом, я тебя люблю, со мной ты в безопасности».

5. Мысленно встаньте на место Внутреннего Ребенка и выслушайте обращение Внутреннего Родителя. Если хочется что-то ответить — сделайте это и мысленно снова поменяйтесь ролями.

Психолог и поэтесса Елена Амбарнова написала чудесное стихотворение-медитацию, обращенное к Внутреннему Ребенку, это стихотворение — модель позитивного отношения к детским переживаниям: « «.

Для того, чтобы усилить эффект от обращения к своей детской части, можно, разговаривая с ней, обнять себя за плечи или обнять подушку/игрушку. Попробуйте в течение недели перед сном хотя бы по 15 минут ласково разговаривать со своей маленькой девочкой или маленьким мальчиком — и на душе станет спокойнее и теплее. А вообще, практиковать такую медитацию полезно не только неделю, а каждый день всю жизнь.

Вот несколько книг по психологии, которые могут быть вам интересны, если вы хотите подробнее изучить тему Внутреннего Ребенка и отношений с ним:
1. Джеоф Грэхэм «Как стать родителем самому себе».
2. Б. и Дж. Уайнхолд «Освобождение от созависимости».
3. Волинский Стефан: «Темная сторона внутреннего ребенка: Следующий шаг».
4. Джон Брэдшоу: «Депрессия и пустота: Опросник «раненого дитя»».

С наилучшими пожеланиями, .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх