Что такое дружба для человека. Что такое дружба и существует ли она в жизни

форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеч. жизни; одно из лучших нравств. чувств человека. Д. выработана в процессе многовекового социального общения людей. В Древней Греции символом неразлучной Д. была дружба Диоскуров – Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день – на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров. В Древнем мире были указаны осн. признаки истинной Д. – единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, напр., учил: "Полезных друзей 3 и вредных друзей 3. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый..." (цит. по кн.: Попов П. С., Изречения Конфуция..., СПБ, 1910, с. 102). В Древней Греции понятие Д. становится предметом специальных филос. и этич. трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали ее земной, чувств, характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни – разумного удовольствия. "Дружба, – говорил Эпикур, – обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни" (LII, см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 122). Утверждая о бескорыстном характере Д., Эпикур вместе с тем связывал ее с пользой. "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы" (XXIII, там же, с. 220). Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних, диалогов "Лизис" Платон указывал, что Д. возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, "... подобны и друзья между собою; злые же, ...никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом" (Lys. 214 ДЕ). Для Платона, к-рый различал любовь к телу и любовь к душе, Д. – это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей. Развернутое учение о Д. дает и Аристотель в "Никомаховой Этике". Аристотель различал три вида дружбы: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели. Первые два вида Д. являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, к-рое достигается в их общении. Такая Д. не может быть продолжительной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Истинная Д. – это Д., основанная на добродетели. Здесь Д. имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие ее, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем Д., основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, Д. тесно связана со справедливостью и теми условиями гос. жизни, в к-рой проявляется эта справедливость. "Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость" ("Никомахова Этика" VIII, 13; рус. пер., СПБ, 1908). В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тиранич. правлении Д. либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначит. место. "...Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости..." (там же). Напротив, больше всего Д. проявляется в демократиях, т.к. здесь граждане, "... будучи равными, имеют много общих интересов" (там же). Совершенство обществ. жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с Д. Эллинистич. философия и этика постепенно отходят от традиц. антич. понимания полезной роли Д. в отношениях между людьми. Цицерон в трактате "Лелий – о дружбе", определяя Д. как "согласие во всех духовных и мирских делах", назидательно трактует Д.: она приносит утешение, наслаждение в счастии и т.д. Однако Д. у Цицерона превращается в самодовлеющую ценность, не имеющую ничего общего с пользой, с реальными интересами людей. В основе ее, по мнению Цицерона, лежит чувство взаимного благоговения. В. Шестаков. Москва. Ср.-век. религ. этика лишает чувство Д. обществ. содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувств. любви к богу. Напротив, бурж. этич. учения видели основания Д. в естеств. наклонностях человека. Напр., англ. философ 18 в. А. Смит рассматривал Д. как "результат... естественной симпатии" (см. "Теория нравственных чувств", СПБ, 1868, с. 293). Франц. просветители 18 в., защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали Д. со всеобщим, естественным желанием людей "содействовать своему взаимному счастью", поскольку в Д. согласуются индивидуальные интересы (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 186). Социалисты-утописты 19 в., обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на Д. как на одно из самых "возвышенных и облагораживающих человеческий характер" чувств. Они видели в Д. совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Фурье, отделяя Д. от чувств "материального" и "распределительного" характера, относил ее к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, Д., преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии (см. Избр. соч., т. 4, М., 1954, с. 46; т. 3, М., 1954, с. 210, 547 и др.). Подвергая резкой критике капиталистич. общество, утописты указывали, что господствующие в нем религия, недоверие, эгоизм и т.п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание Д., как и др. человеч. чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового обществ. строя (см. Р. Оуэн. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1950, с. 5–14; его же, "Образование характера", СПБ, 1909, с. 12–21). В совр. бурж. учениях проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию Д. Напр., персоналист Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением Д., охватывающим все ее виды, является "великая дружба" – любовь к богу и общение с ним ("The person or the significance of man", Los Ang., 1952, p. 243). Нек-рые представители совр. бурж. микросоциологии рассматривают Д. в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих "внутреннюю структуру общества". Дж. Морено в своей теории социометрии (socius – товарищ, metrum – измерение) трактует Д. как определ. "социометрическую матрицу", лежащую в основе исследования форм коллективности (см. "Социометрия", М., 1958, с. 181–82). Марксистская этика раскрывает зависимость Д. от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Только единство больших обществ. целей и высоких интересов ведет к глубокой и прочной Д. В эксплуататорском обществе образцы такой Д. складываются в среде угнетенных масс, среди людей, борющихся за передовые обществ. идеалы. Именно это объединило личной Д. таких выдающихся людей, как Герцен и Огарев, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Величайшая Д. связывала Маркса и Энгельса, отношения к-рых, по словам Ленина, превосходили "... самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (Соч., т. 2, с. 12). Герцен, вспоминая о своей Д. с Огаревым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. "Мы воспитали друг друга, – говорил он. – Это первое чувство мое – Д р у ж б а. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана..." (Полн. собр. соч. и писем, П., 1919, т. 1, с. 326). Д. предполагает честность, принципиальность в отношениях между людьми.. "Только на принципиальной основе может быть принципиальная дружба между людьми", – говорил Хрущев ("Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959. Стенографич. отчет", 1959, с. 484). В социалистич. обществе раздвигаются рамки отношения товарищества и Д. Сами социалистич. Производств. отношения характеризуются отношениями Д. и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В основе отношений между людьми в социалистич. обществе лежат коллективизм, интернационализм, гуманизм. Благородный принцип: "человек человеку – друг, товарищ и брат" пронизывает все стороны человеческих взаимоотношений в социалистическом обществе. На этой основе возникает и развивается Д. производств. коллективов, Д. народов многонац. государств, Д. народов стран социалистич. лагеря. Преданность делу коммунизма, народу, Родине является идейной и нравств. основой личной Д. в социалистич. об-ве, делает ее глубокой и содержательной, способной выдержать самые тяжелые испытания. Как определ. форма общения Д. зарождается в практич. участии в общих делах коллектива, т.к. в практич. деятельности налаживается непосредств. общение людей, раскрываются их характеры, подлинные чувства и стремления. Для развития личной Д. особенно благотворно влияние хорошо сплоченных и организованных коллективов, сближающих людей на основе единых целей, общих дел и увлечений (труд, учеба, спорт, самодеятельность, искусство и т.п.). В соответствии с этим возникают понятия школьной Д., студенческой Д., солдатской Д., к-рые отличаются общностью интересов данного коллектива. Прекрасные образцы личной Д. возникают в борьбе рабочих и колхозников, борющихся за почетное звание бригад коммунистич. труда. Стремление работать и жить по-коммунистически порождает в среде трудящихся взаимную помощь, тесное общение друг с другом как на производстве, так и в быту. Чувства Д. и товарищества отражены в моральном кодексе строителей коммунизма, вошедшем в Программу КПСС. Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману от 25 октября 1866, Соч., т. 25, [М.], 1934, с. 481; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Соч., 4 изд., т. 2; Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, ч. 1–2, М., 1956–57; Цицерон Марк Туллий, Лелий, или диалог о дружбе, Киев, 1904; Аристотель, Этика, [пер. с греч.], кн. 8–9, СПБ, 1908; Утченко C. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952, с. 184–211; Блатин А. Я., О дружбе и товариществе, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1962, с. 340–48; его же, Из истории этических учений, М., 1959, с. 73–75, 86, 160–61; Штаерман?. ?., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961, с. 87–92; Dugast., L´amiti? antique d´apr?s les moeurs populaires et les th?ories des philosophes, P., 1894; G1eiсhen-Rиsswurm ?., Freundschaft, Stuttg., 1912; Оddone ?., L´amicizia, Milano, 1936; Philippe P., Le r?le de l´amiti? dans la vie chr?tienne selon St. Thomas d´Aquin, Rome, 1938. Л. Архангельский. Свердловск.

И в чем она проявляется, будет рассказано в этой статье.

Определение дружбы

Дружба многогранна, поэтому дать точное определение понятию непросто. Философы, психологи, социологи трактуют ее по-своему. Основные определения термина следующие:

  • Дружба - взаимоотношения между людьми, основу которых составляют помощь, доверие, общие взгляды и ценности.
  • Если рассматривать ее как союз, основанный на привязанности, общих интересах, совместном досуге, доверии и бескорыстной помощи, то это будет полное определение, выражающее, что такое настоящая дружба.

Товарищество и дружба

Понятия товарищества и дружбы похожи, их часто путают. Чем отличаются товарищеские отношения от дружеских?

Под товариществом понимают общение, строящееся на общих интересах, поддержке. Часто оно становится основой дружбы. Главное, чем один вид общения отличается от другого - это степень доверия. Друзья доверяют друг другу, готовы поделится самым сокровенным. Товарищей объединяют общие интересы и цели.

Примером могут служить учащиеся в одной группе студенты, которых объединяет стремление успешно сдать сессию, или коллеги, работающие над одним проектом. Их взаимодействие происходит в стенах университета или офиса.

Личными переживаниями товарищи не делятся, не изливают душу друг другу.

Настоящие друзья объединены не только общими целями, их связывает некое духовное родство.

На чем основывается истинная дружба?

Часто про настоящую дружбу говорят - "не разлей вода". Что же лежит в ее основе? В психологии выделяют следующие составляющие дружбы:

  • союз и привязанность;
  • общие ценности, совместные или схожие планы, цели;
  • альтруизм;
  • доверие;
  • отсутствие конкуренции.

Союз и привязанность

Под союзом понимают длительные отношения, основанные на совместном решении проблем, взаимной радости за успехи другого.

Привязанность или потребность в общении - один из главных критериев дружбы.

Важно понимать разницу между дружеской привязанностью и созависимостью (эмоциональной зависимостью). В случае созависимых отношений речь о дружбе не может идти.

Если именно с этим человеком хочется делиться всем - и радостями, и горестями, не получая при этом взамен обесценивания или зависти, то это и есть настоящий друг.

Настоящие друзья не манипулируют, они искренни и не принижают успехи друг друга. Если так называемый друг оказывает негативное влияние, отговаривает от любых начинаний, то он таковым не является.

Общие ценности, совместные планы

Для понимания, что такое настоящая дружба, необходимо рассмотреть еще один критерий - общие ценности, цели и планы.

Люди с похожими взглядами на жизнь легче находят общий язык. Неважно, что вас объединяет: любовь к спорту или компьютерным играм, желание познать свой внутренний мир или заработать миллион, главное - общие ценности и интересы объединяют на духовном уровне.

Такой критерий, как совместные планы и цели, вытекает из предыдущего.

Людям с одинаковым мировоззрением проще стоить совместные планы, идти к схожим целям. Они становятся опорой и поддержкой друг для друга.

Часто разные планы на жизнь отдаляют друзей, превращая в приятелей или хороших знакомых.

Альтруизм и доверие

Ответом на вопрос: «На чем основана настоящая дружба?» - будет: "На альтруизме". Без бескорыстной помощи и некоторой доли самопожертвования не может быть настоящей дружбы. Ведь другу помогают не ради выгоды, а по велению души. Настоящие друзья всегда готовы прийти на выручку, не требуя благодарности.

С настоящим другом делятся самыми сокровенными мыслями и переживаниями, получая взамен поддержку, не боясь осуждения. На таком доверительном общении строится истинная дружба.

Отсутствие конкуренции

Отсутствие конкуренции - основа настоящей дружбы. Преданные друзья не завидуют, не стремятся «перещеголять» друг друга. Друг порадуется успехам. Достижения одного мотивируют другого, не вызывая неприятия. Настоящая дружба - своеобразное поле для личностного роста.

Как понять, что дружба настоящая?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он пересматривает взгляды на мир и окружающих людей. Столкнувшись с проблемами и не находя понимания и поддержки, человек задумывается, а есть ли у него друзья? Как понять, какая дружба настоящая, где взаимовыгодное общение?

  • Друзья принимают вас такими, какой вы есть, с недостатками и достоинствами. Они могут не во всем соглашаться с вами, но никогда не посягнут на вашу индивидуальность. Друг всегда поможет найти что-то хорошее в трудной ситуации.
  • Настоящие друзья рядом и в горе, и в радости. Они не отвернутся, если вы упали с пьедестала, не позавидуют успеху. Именно искренняя радость достижениям и поддержка в трудную минуту определяют настоящую дружбу.
  • С настоящим другом комфортно, с ним не опасаешься, что личные секреты станут достоянием общественности.
  • Друзья не злословят друг у друга за спиной. Они говорят правду в лицо, даже если она неприятная. Друг не будет давить на вас, постоянно напоминать об ошибках.
  • Настоящему другу вы интересны как личность.
  • Настоящий друг не ограничивает вашу свободу, не пытается контролировать общение. Вам всегда есть что вспомнить, над чем посмеяться, о чем помолчать.

Ответом на вопрос: «Что такое настоящая дружба?» - будет: общение, при котором можно быть собой, не боясь осуждения, всегда рассчитывая на поддержку.

Зачем нужна дружба?

Друзья - это надежный тыл, опора в тяжелую минуту, люди, с которыми приятно разделить радость. Жизнь без них была бы одинокой и серой.

Нуждается ли настоящая дружба в аргументах в свою пользу?

Скорее нет, чем да. Все же стоит привести некоторые.

По мнению психологов, человек может добиться успеха в различных сферах жизни благодаря нескольким критериям: 20% приходится на личный опыт и знания, тип мышления, а 80% - окружение. Настоящие друзья не тянут вниз, стремятся к развитию.

Например, молодой человек решил бросить курить, настоящий друг никогда не предложит ему сигарету, не станет курить при нем, примет его выбор и поддержит.

Человек, у которого есть настоящий друг, никогда не будет одинок. У него крепче иммунитет, и он менее подвержен депрессиям и неврозам.

Примеры дружбы

В истории примерами настоящей дружбы служат отношения Пушкина и Пущина. Дружба, начавшаяся между лицеистами, продлилась всю жизнь, несмотря на различные превратности судьбы.

Дружеские отношения Анны Герман и Анны Качалиной (музыкальный редактор студии «Мелодия») помогли польской певице завоевать популярность в Советском Союзе.

Среди голливудских звезд немало примеров крепкой дружбы, вот некоторые из них.

Дружба Джареда Лето и Мэттью Макконахи началась во время совместной работы над фильмом «Далласский клуб покупателей», который принес друзьям заслуженные статуэтки "Оскара".

Еще один звездный пример настоящей дружбы - Леонардо ди Каприо и Тоби Магуайр. Их дружба длится уже 25 лет. Актеров можно увидеть вместе на баскетбольных или футбольных матчах.

Бен Стиллер и Оуэн Уилсон - пример того, как дружба помогает работать. Их совместные киноработы всегда успешны, а дружба длится не один год.

В российском кино примером настоящей дружбы являются отношения Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, начавшиеся еще в студенческие годы.

Но дружба бывает не только среди людей, но и среди братьев наших меньших. Примером служит удивительная история двух псов - бассет-хаунда Фуби и ретривера Тили. Когда Фуби провалился в колодец, друг оставался рядом с ним, и именно благодаря этому волонтеры смогли найти животных.

Примеры дружбы в литературе

Дружба лежит в основе множества романов, повестей, пьес.

Ниже будут приведены примеры настоящей дружбы из литературы, не оставляющие читателей равнодушными.

Самым ярким и драматичным примером дружеских отношений является роман Ремарка «Три товарища». История о трех друзьях (Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц), прошедших войну и выживающих в непростые для Германии годы. Друзья вместе и в радости, и в горе, и даже смерть не способна разрушить их дружбу.

Главные герои «Властелина колец» Толкина - Фродо и Сэм - отличный пример дружеской взаимовыручки, когда верный друг остается рядом до самого конца.

«Повесть о дружбе и не дружбе» Стругацких - пример того, как ради друга можно пройти любые испытания.

Дюма и его «Три мушкетера» повествуют о дружбе, чести и благородстве, которым не страшны годы.

«Маленький принц» Сент-Экзюпери простыми словами повествует о любви и дружбе. А отношения Лиса и Маленького принца подкупают простотой и трогательностью.

Настоящая дружба бесценна, именно она делает человека счастливым. Именно ради друзей и любимых человек способен на многое.

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - ) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю узы солидарности. В гомеровском эпосе «друзья» - это и те, кто связан общим делом (будь то или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.
Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; это и то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. и более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)
По преданию, Пифагор словом «Д.» обозначил единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба - это ». Однако наиболее ценными разновидностями Д. он считал Д. с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой Д. был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. философии Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. люди благодетельствуют; друг представляет для друга сам по себе; друзья проводят совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе» (см. МИЛОСЕРДИЕ). В стоицизме Д. осмысляется как отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. как , при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе. Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. как совершенное и нравственно-прекрасное отношение: «первый дружбы» заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.
В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. от отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. последующих времен сохраняется протипоставление Д. как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим. Критичность или возвышенность в восприятии Д. зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное . В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. становится предметом специального анализа психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Д. присущи: личностный (в , напр. , деловым отношениям) , добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе) , внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства) , устойчивость. Реальное Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич. породненном (кровная Д., побратимство и т. п.) ; способы её заключения, нрава и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактич. родства (воинская Д., напр. , Ахилла и Патрокла у Гомера) . По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политич. приверженцев.

В истории философии Д. рассматривалась преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоц. Д. (напр., Монтень) , другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (напр., Гельвеции) . Нем. романтики, создавшие настоящий Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей. В кон. 19 в. начались первые эмпирич. исследования Д. психологами и социологами.

Содержание и функции Д. существенно изменяются с. возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная в «другом Я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая Д. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется новых форм общения.

В стоицизме дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, чтоони друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, чтоони - честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба “там, где честность, где преданность прекрасному” (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amie., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие дружбы является таким же важным и весомым среди людей, как и . Человек – существо социальное: полноценно он может жить только рядом с себе подобными.

Одиночество нас пугает, лишает возможности удовлетворить большую часть потребностей (например, в любви или признании), и лишь немногим оно представляется в позитивном свете ( , разве что только).

Основная масса индивидов стремится к объединению в группы, и дружба представляет собой один из его видов.

Что такое дружба

Этот феномен рассматривался человеком с разным сторон: им интересовались философские школы и деятели психологии, поэты и писатели, музыканты и художники. До сих пор нет конкретного, строго очерченного определения, но если собрать возможные варианты, то получится что:

дружба – это отношения между людьми, выстроенные на схожем мировоззрении, взаимном доверии и понимании, общих интересах и желании быть вместе.

Такие отношения могут зародиться в любом возрасте. Некоторые умудряются подружиться с кем-то в детском саду и пронести эту дружбу до самой старости. Другие меняют друзей с завидным постоянством. У кого-то всю рядом только один друг, а другой окружен многочисленными товарищами.

Кого называют другом

Мы выяснили, что дружба строится на трех китах: взаимности, общности и схожести . Кто такой друг, ответить несложно. Это один из участников дружеских отношений.

Иногда люди подменяют понятия друг и приятель , ведь между ними есть схожие критерии. Чтобы не путать эти два слова, необходимо их развести:

  1. друг бывает рядом с вами часто и подолгу, приятель – человек изредка приходящий и уходящий;
  2. друг ценит ваши отношения и на многое готов ради них, приятель вряд ли пожертвует своими интересами в вашу пользу;
  3. друг не преследует корыстных интересов в общении с вами, отношения с приятелем, как правило, строятся на взаимной выгоде – по принципу «ты – мне, я – тебе»;

Друзья – это близкие люди, между которыми существует духовная связь и общие ценности, добровольное желание помогать другому и возможность получать поддержку.

Друг фактически становится вашим некровным родственником , который постоянно присутствует в вашей жизни. Со временем общими становятся не только интересы, но и опыт, воспоминания, которые делают дружеские отношения еще ценнее и крепче.

Что дают дружеские отношения

Одиночество среди людей может и других психических расстройств. Поэтому главная ценность дружбы заключается в живом контакте: визуальном и телесном. Учеными доказано, что объятия провоцируют выработку гормонов счастья.

Также дружеские отношения имеют другие положительные аспекты:

5 видов дружбы

Социологи насчитывают 5 видов дружбы:


Как научиться дружить

21 век – время новых технологий и, в частности, компьютеризации. Социальные сети вызывают зависимость и лишают людей реального общения . С каждым годом такое психическое расстройство становится все более распространенной. Причина этого всего одна – сидя в гаджетах, люди теряют коммуникативный навык.

Поэтому выходя на улицу, человек не знает (или забывает), как эффективно выстраивать взаимодействие с другими. Такое положение приводит к одиночеству и страданиям, походам к психологам и новым попыткам научиться быть среди людей.

Итак, если вам сложно завязать новое знакомство и найти себе друзей, возьмите на заметку следующие советы :

  1. придется забыть о стеснительности и, преодолевая нерешительность, делать постоянные попытки заговорить с незнакомыми людьми на улице, работе, вечеринке, в школе, магазине. Неважно о чем: о погоде, книге или последних новостях шоу-бизнеса. Главное – говорите!
  2. открытость – важное явление при общении. Желание казаться лучше, намеренно скрывать или искажать факты рано или поздно вскроются, и это оттолкнет человека, с которым вы хотите дружить. Люди часто стесняются быть собой, но как показывает моя практика, искренность и «настоящесть» (какая бы она не была) притягивают и вызывают у другого доверие. Если нет, то это просто не ваш человек;
  3. – умение слУшать, слЫшать и понимать другого. Встать на чужое место и искренне посочувствовать – качества, которые значительно улучшают живой контакт, вызывают доверие и желание быть вместе.

Можно долго говорить о явлении дружбы, что это такое. Но понять ее по-настоящему можно лишь опытным путем в реальной жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое френдзона и как узнать, что вы в нее попали - 4 шага для правильного выхода из френдзоны Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое социальные роли - их характеристики и виды Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие

Дружба — важнейшее чувство в жизни любого человека. Наравне с любовью, тема дружбы присутствует во всех произведениях. Мы предлагаем ознакомиться с тремя вариантами сочинений, написанных по отрывкам из текстов к ОГЭ.

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Осеевой-Шмелевой «В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…»)

Определение понятия

Дружба – одно из сильнейших чувств, которое знакомо человечеству. По силе воздействия оно сравнимо лишь с любовью или страстью. Во Всемирной истории известно немало фактов, когда дружба помогала в самых невероятных ситуациях. До сих пор философы спорят, что важнее для человека – настоящая дружба или величайшая любовь? И то, и другое одинаково необходимо, однако бывают случаи, когда встает выбор между двумя этими категориями.

Так в тексте Валентины Александровны Осеевой-Хмелевой представлена ситуация, когда девушка выбирает между дружбой и любовью. Привычная детская жизнь, когда Андрей катал ее на велосипеде, когда они исследовали ржаные поля и лесные поляны, перестала удовлетворять потребностям жизни новой, взрослой. Теперь в ней появилась любовь. Динка сама не понимала, насколько тяжело будет принимать такое решение. Да и Лёнька не хотел доставлять неприятности товарищам. Все дело в том, что их детская дружба, которая длилась несколько лет, нуждалась в преображении, в изменении самой формы. Возможно, от этого она станет только крепче. Ведь настоящую дружбу трудно уничтожить.

Аргумент из личного опыта

В нашей жизни часто дружбу бездумно меняют на что-то другое. Друзья детства, пережив множество радости и бед месте, часто перестают общаться из-за того, что заводят семьи или слишком увлекаются собственной карьерой. Я думаю, что всеми силами нужно пытаться сохранить отношения, ведь друзья детства – это те люди, которые порой знают нас гораздо лучше родителей, а, может быть, и нас самих.

Заключение

Дружба – важнейшая часть бытия. Потеряв друга, мы словно теряем часть себя. На мой взгляд, размениваться по-настоящему крепкими отношениями нельзя. Важно поддерживать их на протяжении всей жизни, чтобы в случае необходимости кто-то смог протянуть руку поддержки.

Второй вариант сочинения (по тексту Н. Татаринцева «Все началось на перемене перед шестым уроком…»)

Определение понятия

Я думаю, настоящая дружба – когда человек приходит тебе на помощь в нужной ситуации, не спрашивая, надо тебе это или нет. Только тот, кто действительно переживает, способен распознать в любых твоих поступках разумное зерно и поддержать в сложной ситуации, пойдя против всех. Такие друзья остаются рядом на всю жизнь.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте Н. Татаринцева Игорь Елисеев понял причину поступков одноклассника Пети Васильева, который отказался поддержать классный коллектив и сбежать с урока химии. На первый взгляд кажется, что Петя не прав, что он намеренно отгораживается от коллектива, чтобы выслужиться перед учительницей. Одноклассники обвиняли его в желании лучшей оценки, в предательстве. Но Игорь, который сел рядом с Васильевым, объяснил, что мальчик ведет себя так, потому что заботится о здоровье своей матери. У нее случился инфаркт, и проблемы в школе могли угрожать ее жизни. Благодаря Игорю, класс, хоть и нехотя, но понял Петю. А он понял, что у него есть настоящий друг.

Аргумент из личного опыта

Думаю, не каждому дано встретить в жизни такого человека, как Игорь. Дело в том, что в наше время каждый больше думает о себе. Поэтому нужно с самого детства присматриваться к людям, которые нас окружают, стараться понять их, узнать поближе. Возможно, среди них есть тот, кто разделит все наши радости и беды.

Заключение

Дружба – одна из важнейших категорий человеческих взаимоотношений. Ее не нужно искать. Друг найдет тебя сам. Это может быть одноклассник или мальчишка из соседнего подъезда. Но найдя такого человека, его нужно беречь, как зеницу ока.

Третий вариант сочинения (на примере текста Л.Е. Улицкой «Илья и Саня вместе учились с первого класса…»)

Определение понятия

Дружба – самое таинственное и ценное, что зарождается в детской душе, еще не познавшей силы любви между мужчиной и женщиной. Она объединяет общностью интересов, возможностью рассказать самые сокровенные тайны, желанием поддержать в сложной ситуации.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Л. Е. Улицкой представлена история зарождения именно такой дружбы, которая незримыми нитями соединила троих ребят, до этого не знающих друг о друге ничего. Общее дело по спасению котенка и издевательства одноклассников сблизили их юные сердца и навсегда сделали неразлучными друзьями. Теперь они уже не просто высокий худощавый, плохо одетый подросток, чересчур примерный мальчик-пианист и рыжий очкарик. У них есть сила, которая в любой ситуации поможет преодолеть неприятности каждого по-отдельности и всех вместе.

Аргумент из личного опыта

Как известно, самая крепкая дружба – дружба, зародившаяся в детстве. Она практически не подвержена предательствам и проходит через всю жизнь. Еще во времена А.С. Пушкина лицейские друзья становились самыми близкими людьми, с которыми можно было обсудить все свои положительные и отрицательные качества и получить совет, который могут дать только настоящие друзья.

Заключение

Дружба, возникшая в детстве, — уникальное сближение людей, которое пронизывает всю жизнь. Если удастся сохранить эти чувства, то их ничто не способно будет уничтожить.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх