История создания брюк. Всемирная история штанов

Прежде чем стать знаковой вещью в модном женском гардеробе, брюкам пришлось пережить немало сложных, а порой комичных исторических приключений.

Историки моды до сих пор не сошлись во мнении – мужская это вещь или все-таки женская… В буквальном переводе с тюркских наречий слово «брюки» означает «двойная юбка». Но, тем не менее, мужчины испокон веков считают эту вещь исключительно своей.

Первой модницей, надевшей их как самостоятельную вещь почти 22 века назад, была вавилонская царица Семирамида. Она известна в мировой истории не только своими садами уникальной конструкции, но и тем, что принимала участие в войнах наравне со своим мужем. Именно этим был продиктован мужской характер её костюма и личный вклад в историю происхождения брюк.

В Европе вплоть до XX века модель считалась исключительно мужской, а строгие религиозные каноны запрещали женщинам использовать любые элементы мужской одежды. Тех, кто пренебрегал запретами, ждала суровая кара. Одна из самых ярких в мировой истории женщин - Жанна д’Арк предпочитала именно брюки, что стало, по мнению историков, одной из причин её казни.

Но мода XX века смешала все стили и отмела нелепые представления. Как и многие тенденции, которые сегодня лишь трактуются по-новому, задала Габриэль Шанель, она же и внесла свою лепту в историю создания женских брюк. Именно Коко ввела в моду обычай появляться в парижском свете в мужском наряде. Секрет Шанель, который до сих пор стараются разгадать лучшие дизайнеры – то, как ей удавалось адаптировать мужские фасоны и силуэты в самые женственные и очень сексапильные наряды.

История создания и происхождения женских брюк

Начальнику парижской полиции в 30-х годах прошлого века пришлось пойти на крайности. Отдельным приказом знаменитой кинодиве Марлен Дитрих было запрещено прогуливаться по набережным Сены … в брюках. Кинодива, кстати, высокомерно проигнорировала инициативу главного парижского полицейского.

Марлен Дитрих, задавшая новую высоту в мировом кинематографе, стала для своего времени настоящей иконой стиля и источником эпатажных провокаций. Только она имела смелость сделать типичные мужские вещи частью стильного женского гардероба. В истории появления брюк Дитрих даже оставила собственный фасон, который так и называется «марлен». Широкие, расклешенные от бедра и отлично посаженные по фигуре модели с манжетами из благородных костюмных тканей в истории моды носят именно её имя.

А тогда, в 30-40-х годах прошлого века, даму в брюках могли запросто не пустить в ресторан или театр – условия фейс-контроля были слишком суровы. Не могло быть и речи о том, чтобы появиться в них на улице, в магазине, а тем более – в офисе.

Но свою лепту в историю моды на брюки внесли 40-е годы и Лос-Анжелос, а точнее Голливуд и стиль военного времени. В Америке, так же как и в Европе, женщины были вынуждены начать работать там, где прежде работали только мужчины. Им потребовалась простая и удобная одежда, которая и была позаимствована из мужского гардероба. Самым строгим ревнителям морали осталось принять как данность эту историческую неизбежность.

Но именно Голливуд 40-х годов и дамы причастные к кино задали совершенно новую волну, с которой индустрии моды пришлось лишь смирится. Под её воздействием от мужского фасона осталось лишь лаконичное и строгое решение, но цвета, фасоны и манера сочетания моделей в образах буквально взорвали привычный повседневный стиль.

Брючный бум пришелся именно на это время, брюки начали носить буквально все – от кинозвезд до обычных домохозяек и, конечно, тренд подхватили подростки. Узкие укороченные модели так модные сегодня – очень стильная реплика стиля из той эпохи.

Это, пожалуй, единственный тот самый редкий в истории моды случай когда «улица» продиктовала стиль подиумам и высокой моде на десятилетия вперед.

Всего через 10 с небольшим лет эстафету подхватил Париж. Молодой и скандальный модельер Ив Сен-Лоран осенью 1962 года выпустил на подиум красивых и очень стройных девушек в брючных костюмах. Дизайнер без ложной скромности установил на модели баснословные цены – рисковать, так рисковать. Коллекция была раскуплена в течение недели… И, разумеется, растиражирована во всем мире.

История возникновения женских брюк и мода

Истинную моду задают не дизайнеры, а настоящие иконы стиля своего времени. Тотальному тренду на зауженные и укороченные до щиколотки модели мы обязаны бывшей первой леди США и законодательнице мод своего времени – Жаклин Кеннеди. Её гардероб продумывали и тщательно собирали звезды французского высокого стиля.

Знаменитые узкие брючки длиной «три четверти», элегантно открывающие щиколотку, специально для неё создал будущий мэтр мировой моды, а тогда просто талантливый дизайнер Юбер Де Дживанши. Жаклин, кстати обладала далеко не модельной внешностью и такая находка - достойный пример того, как именно создается высокая мода.

Сегодня представить стильный женский гардероб без брюк практически невозможно. Классические мужские модели, хулиганские чиносы и вызывающие неизменные споры «афгани»… Моделей, задающих тон и настроение в очень стильных образах - сегодня множество.

Дизайнерам практически ничего не пришлось выдумывать заново. Классические модели – только точная адаптация мужских фасонов и очень важный элемент в создании стильных сексуальных образов, построенных на игре .

В среде современных модниц даже утвердилась поговорка о том, что брюки – это лучшая юбка. Но каждый раз, надевая привычные и такие удобные брюки, вспомните историю моды. Она, совершив очередной виток, вернулась к очень стильному решению, с которым брюки вошли в тотальные . Утонченные дополнения сегодня, как и в эпоху Марлен Дитрих и Жаклин Кеннеди – лучшее и практически эталонное дополнение к моделям с богатой и сложной историей.

Первые модели - прародителей современных брюк.

Брюки человек носит уже на протяжении нескольких тысячелетий. А в последнее столетие этот предмет одежды стал настолько популярен и стал занимать основное место в каждом гардеробе, что его называют хитом столетия.

Традиционно брюки всегда считались одеждой для мужчин, хотя исторически и практически были преобразованы из "юбок", которые всегда считались одеждой для «слабой» половины человечества – женщин. Но, стоит вернуться к тем далеким временам и вспомнить, что именно мужчины носили шкуры животных, обернутые вокруг их талии, так напоминающие женскую юбку. И только неудобство, которое испытывали мужчины, оседлавшие лошадь и научившиеся ездить верхом, скорее всего и позволило так изменить их повседневный наряд.

Посмотрим далее: персидские воины, для военных походов на дальние расстояния еще более усовершенствовали свою одежду, затягивая подол предназначенным для этого ремнем. Еще в более поздние времена одежда уже в процессе шиться производилась с незашитыми отверстиями для ног. Еще позже на щиколотках и талии (можно уже назвать «брюк») оставлялись «кулиски» для шнуров, и это одеяние очень напоминало современные шаровары.
Многие века мужчины носили короткие штаны, особым образом прикрепляя к ним чулки. Очень интересный факт: было модно и также считалось особым шиком, если надевались чулки разных цветов. На протяжении XVII - XVIII веков мужчины одевали и кюлоты - это короткие брюки, которые ниже колена заканчиваются манжетами, застегивающимися на пуговицы. Эта одежда впервые появилась при дворе Людовика XIV во Франции, и была модным элементом костюма для мужчин вплоть до начала XIX века. (Это интересно! 1966 год - Ив Сен-Лоран вновь ввел в современную моду такие модели брюк, но уже в качестве элемента женского костюма).

За всю историю своего существования брюки поражали и удивляли своим разнообразием и причудливостью форм: кюлоты; штаны для знатных сословий, носимые в XVI веке, напоминающие по своей форме подушку, имеющую разрезы сверху, через которые просматривалась дорогая ткань нижнего белья. В одно время большой популярностью среди мужчин пользовались шоссы – штаны длиной до середины икр, украшенные множеством лент. Военная тематика также нашла свое отражение в моде и моделях брюк. К примеру, брюки-галифе – длинные брюки, облегающие голени и сильно расширенные в области бедер. Эти брюки стали предметом обмундирования кавалерийских дивизий, получив свое название от имени Г. де Галифе – французского генерала. Отдавая дань Великой Французской революции, в моду вошли длинные панталоны, полностью закрывающие ногу. Свое название они получили в честь Панталоне – героя театральной комедии. До этого длинные брюки являлись профессиональной одеждой, и их носил исключительно «рабочий люд» - трубочисты, крестьяне, моряки.

Приближенный к современным моделям, брюки, как поясная верхняя одежда, состоящая из двух штанин, сшитых между собой боковыми, шаговыми и средним швом, вошли в моду лишь в конце XVIII - в начале XIX веков.

Какую страну принято считать родиной современных брюк? Конечно же Англию. Ведь именно оттуда впервые и пришло описание настоящего джентльмена – человека благовоспитанного, преуспевающего во всех сферах жизни, одетого в смокинг, жилетку, рубашку, галстук, брюки, перчатки, цилиндр и с тростью в руке. Этот образ, созданный в начале XIX века, и по сей день авторитет и предмет подражания для всех мужчин.

История брюк в России.

В России же изначально мужская часть одежды, называлась «портки» или «порты», независимо от статуса и достатка ее владельца. Именно поэтому портной так и называется – мастер-ремесленник, который занимается шитьем портов (портков) – основы костюма для мужчин. Шились порты их двух кусков сукна либо холста, в том месте, где части соединялись, вставлялся кусок ромбической формы (из той же ткани). Порты собирались в области талии на шнурке или веревке-гашнике. Славяне называли «гащями» ноги, и соответственно, одежу для ног – «гачами». Если обратится к толковому словарю Даля, то можно встретить множество различных названий для этого предмета одежды: брюки, штаны, гачи, наговицы, остегны, надраги. Конечно же, для нас и наших современников более привычно название – брюки. Без этой одежды, и ее разновидностей, трудно себе представить жизнь каждого человека – начиная с ползункового возраста. Продолжим... В Россию брюки пришли, как и большинство других нововведений, вместе с Петром I. В 1700 году царь-реформатор своим указом принудительно ввел европейскую моду, запретив горожанам и дворянам носить исконно русский костюм. С этого времени костюм каждого должен был состоять из следующих предметов: кафтан, камзол, чулки, башмаки с пряжками и кюлоты. Пошив изделий для знати велся из высококачественного сукна, который специально привозился из Голландии, города Брюгге. И ткань носила название «брюкиш». (Слово «брюки» имеет тюрское происхождение и означает «двойная юбка» или «сдвоенная юбка»).

В России брюки изначально были короткие (кюлоты), только рабочий люд носил длинные штаны, заправляя их для удобства в штаны, а крестьяне одевались в порты. Начиная со второй половины XIX века население сел и деревень постепенно начали менять порты на штаны, имеющие пояс и застегивающиеся на пуговицы. В конце XIX века, как и в большинстве европейских стран, брюки уже носились на выпуск.

История женских брюк.

Очень интересна и увлекательна история женских брюк, которая своими истоками уходит в далекое прошлое. Признано, что историческая родина женских брюк – Восток. Именно там впервые, в 800 году до н.э., в дамском гардеробе царицы Семирамиды появился этот предмет одежды. Царица принимала участие в боевых походах, совместно со своим мужем, и ей необходимо было скрыть свою принадлежность к женскому полу, именно поэтому Семирамида облачалась в мужские одеяния. И, если вспомнить сказку «Тысяча и одна ночь», то и там можно встретить описания прозрачных шароваров танцующих девушек-наложниц.

Но, если можно встретить изображения прекрасных дам в штанах, в античную эпоху, то уже в более поздние времена женщины, которые осмеливались одевать «варварскую» одежду, подвергались гонениям и даже смертной казни. В средние века брюки считались привилегией только для мужчин, а женщинам, посмевшим надеть брюки, церковь объявляла настоящую войну.

Жорж Санд - известная французская писательница, стала самой первой приверженкой моды на женские брюки в середине XIX века. Но ее так и не поняли современники, хотя модели женской одежды постепенно стали меняться и приближаться к мужским - с возникновением и ростом феминистского движения, пропаганды равенства между полами. Наиболее актуальными брюки стали во время первой мировой войны, когда женщинам приходилось подолгу трудиться наравне с мужчинами.

Марлен Дитрих - известная актриса, в 30-е годы XX века примерила на себя мужской костюм, позаимствовав у мужчин также шляпу и галстук. И, даже, несмотря на то, что актриса была любимицей публики, и у нее было множество поклонников, привить всеобщую любовь женщин к брюкам так и не удалось.

И уже легендарная Габриэль Шанель ввела в гардероб женщин брюки, в качестве атрибута одежды для женщин, хотя для выходов в свет все же предлагались вечерние платья. Значимой вехой в мировых тенденция моды стало представление широкой публике брючного костюма знаменитым, всемирно известным кутюрье Ив Сен-Лораном в 1966 году. Этот брючный костюм сразу же полюбился большинству женщин. Представленная коллекция была раскуплена мгновенно по очень высокой (буквально баснословной) цене. Правда, в ней все же нельзя было посетить многие престижные рестораны и заведения, вход дамам в этой одежде был закрыт. В повседневную жизнь брючный костюм и его элементы ввел известный итальянский модельер Джорджио Армани. Это произошло уже в 80-е годы. Предназначался костюм в основном для работающих женщин, предпочитающих строгий стиль в одежде. И с того времени брючный костюм стал незыблемым символом успешных, деловых женщин.

Современные брюки.

В современном мире широта и разнообразие ассортимента брюк позволяет женщинам носить все то, что когда-то им запрещали: бриджи, шорты, капри (это практически кюлоты), брюки различных стилей и моделей. У подавляющего большинства наших современниц в гардеробе имеются брючные изделия. Причем для каждой женщины, в зависимости от особенностей ее фигуры и стилевых предпочтений можно подобрать идеальный вариант.
Компания «VIA LADY» специализируется исключительно на производстве брюк и предлагает своим клиентам широкий размерный ряд изделий и большой ассортимент моделей:

Классические брюки: строгие, прямые брюки великолепно смотрятся на любой фигуре и идеально подходят для женщин всех возрастов. Брюки классика – это прямые брюки, большая часть моделей имеет пришивной пояс, комплектующийся ремнем, брючины шириной 24 см., брюки имеют высокую посадку на фигуре (26-27 см.).

Молодежные брюки: облегающие фигуру брюки, клеш – расширяющийся от колена. Посадка брюк может быть как нормальная (24-26 см.), так и заниженная (20-22 см.) Ширина брюк в низу (клеш) от 23 до 28 см., в области колена - 20- 23 см. Брюки имеют множество деталей: разнообразные карманы, молнии, клапаны, заклепки, оригинальные ремни – они идеально подчеркивают молодежный образ моделей.

Клеш от середины бедра: эти модели брюк не очень сильно облегают колено, имеют слегка расширенный к низу крой, глубина их посадки 26-28 см. Данная модель оптимальна для женщин различных фигур и возрастов.

Трубы и полутрубы: эту модель предпочитают женщины и девушки, стремящиеся нивелировать (скрыть) недостатки и особенности своей фигуры. Широкие трубы имеют ширину 28 см., также в ассортименте моделей представлены полутрубы шириной 26 см. Брюки слегка облегают, давая возможность скрыть полноту женской ноги. Эти модели имеют высокую посадку, могут быть как с пришивным поясом, так и без него.

Капри: это укороченные брюки, могут быть с манжетами или без них. Ширина капри самая разнообразная: выпускаются прямые брюки, немного зауженные к низу, а также расклешенные брюки. Глубина посадки брюк - капри может быть самая различная. Оригинальны молодежные капри, представленные в ассортиментной линейке – отделанные рисунками, аппликациями и вышивкой, с яркой фурнитурой. Также популярны строгие классические капри, предназначенные для крупных женщин.

Выбор за Вами: примеряйте, определяйте те модели, которые подходят идеальным образом именно Вам, соответствуют Вашему стилю, имиджу и статусу. Мы живем в счастливое время: ведь гонения на брючную моду далеко в прошлом, и сегодня брюки присутствуют в гардеробе каждой женщины – ведь это неизменный «хит» каждого сезона!

История брюк началась... с юбки. Тысячи лет в одежде мужчин и женщин безраздельно господствовали юбки и фартуки. А шотландцы и греки, например, до недавнего времени носили юбку наравне с брюками.

Предполагают, что Европе штаны достались от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры, они у них были кожаными. Возможно, германцы и галлы, которые были наездниками, оказались первыми преемниками этой одежды.

Ю.В Бромлей и Р.Г Подольный в книге "Создано человечеством" пишут о раскопках под Владимиром, во время которых были найдены останки людей в меховых штанах, живших 20 тысяч лет назад, то есть задолго до приручения лошади. Это вносит существенные коррективы в наши представления о происхождении штанов.

В Древнем Риме новая "варварская одежда" оказалась под запретом. Ослушавшимся грозили строгое наказание и конфискация имущества. Воинов, правда, запрет не касался, и полководцы на свой триумф надевали пурпурные штаны. Проходят столетия, и византийский император Мануил (1143-1180) кричит своим воинам: "Покажите же туркам, что вы носите штаны!"

С тех пор каждая эпоха имеет свое, так сказать, брючное обличье. В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый "чулок" натягивался отдельно; в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веке считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Такая одежда называлась ми-парти (по-французски mi-parti - "разделенный пополам"). Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т. д.

В XVI веке по образцу испанских "кальсес" штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивалась "наволочка" с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов. Эта мода овладела Англией, причем подушки штанов увеличились здесь до невероятных размеров, и королева Елизавета распорядилась даже переделать скамьи в парламенте, чтобы удобно было заседать в таких штанах.

Немалый вклад в развитие брючной моды внесли немецкие наемные солдаты XVI века - ландскнехты. Жалованье этому беспокойному воинству платили не регулярно, одежда быстро ветшала. Кто-то догадался превратить лохмотья в ленты и перевязать их в нескольких местах, закрепив у пояса и у коленей. Получились оригинальные и причудливые шаровары - плюдерхозен (pluderhosen). У щеголей, которые носили такие шаровары отнюдь не от бедности, на изготовление их уходило до ста локтей материала. Этим не преминули воспользоваться контрабандисты для доставки через кордоны дорогих тканей.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы (по-французски chausse - "штаны"). Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры - герои Александра Дюма.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв (Rhingrave). Он попытался вернуть мужскую одежду к юбке, поверх штанов предложив надевать широкие трусы с оборками (ренгравы). По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких поколенных штанов - кюлотов (по-французски - cullote). Их носили аристократы и простые горожане, солдаты и полководцы.

Буквально с первых дней XVIII века Петр I ввел в России новую одежду: отныне дворянам и горожанам следовало носить кафтан и камзол, кюлоты, чулки и башмаки с пряжками. Да и сам царь отдавал им предпочтение.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров презрительной кличкой "санкюлоты", иначе-"безкюлотники".

Знаменитого полководца Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили в клуб, когда однажды он явился туда в длинных штанах. А через пятнадцать - двадцать лет такие штаны - панталоны - стали нормой. Своим названием они обязаны герою итальянской комедии Панталоне (первая половина XVII века), неизменно появлявшемуся на сцене в длинных и широких штанах.

"В числе многих революций в Европе,- писал друг Пушкина поэт П. А. Вяземский о 1818-1819 годах, - совершалась революция в мужском туалете... введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на балах. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой. Офросимов, заметя его, подбежал к нему и сказал: "Что ты за шутку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцевать, а не на мачту лазить, а ты задумал нарядиться матросом". К панталонам понадобились подтяжки, они были изобретены еще в начале XVIII века, первыми их стали носить рабочие.

Тем не менее, самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из датского матросского костюма 1780-х годов. Значит, уже миновал двухвековой юбилей мужских брюк. Отвороты на брюках - новшество первой половины XIX века, обязанное как будто бы прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках появились в начале XX века. Нельзя умолчать об истории столь популярных в наше время джинсов. Она возвращает нас к средним векам, когда в Генуе (Genova) производили прочную ткань для парусов, по-английски названную jean. Эта версия корректируется другой: саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя же поставляла краситель - индиго. Отсюда и другое название джинсов, отражающее вклад французов и которым пользуются англичане, - деним (denim).

Дальше следы ведут в Калифорнию конца сороковых годов прошлого века, куда занесла эмигранта из Баварии Леви Страусса "золотая лихорадка". Здесь он попытался разбогатеть на изготовлении палаток из упомянутого французского полотна. Но предприимчивый делец быстро понял, что старатели еще больше нуждаются в рабочих брюках, шитье которых он вскоре и наладил из той же прочной синей ткани. Он усилил брюки двойной строчкой, а карманы укрепил кнопками. В 1873 году Страусе запатентовал брюки, получившие название "джинсы" (Jeans - по названию ткани jean).

Почти что ровесниками джинсов являются шорты (short - английское слово, означающее "короткий"). Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом.

К концу прошлого века кавалеристы обзавелись галифе; их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Такова, так сказать, схема, каркас, который портные либо сами, либо по заказу изменяли настолько, что брюки порой принимали причудливый, даже вызывающий вид. Шили такие брюки и "комбинированными" - из ткани и кожи.

Наверное, мало кто знал, что назывались эти брюки по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, в 1871 году жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии (от английского breeches).

Еще не так давно шла отчаянная борьба между штанами-"дудочками" и брюками-клеш, иногда достигавшими широчайших размеров. Между прочим, клеш - это транслитерация французского слова cloche - "колокол".

Мужская брючная монополия давно и методически подрывалась женщинами. Историки утверждают, что это началось с народной героини Франции Жанны Д"Арк (XV век), которая была, судя по всему, первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Известен и такой факт: французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота - задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа.

Во Франции Жорж Санд (1804-1876) к своей литературной славе добавила известность неукротимой воительницы брючной моды: Жорж Санд то и дело облачалась в мужское платье.

Самым удобным поводом покуситься на мужскую одежду был спорт. После того как велосипед стал массовым, были изобретены и шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

Дальнейшую судьбу дамских брюк связывают с аргентинским танго, наводившим ужас на рядового обывателя начала XX века.

В 1911 году парижские дома моделей попробовали соблазнить женщин широкими и длинными юбками-брюками. Это чуть не привело к общественным беспорядкам. Но последующие двадцать лет не прошли даром: дамские брюки прорвались на пляжи, курорты; дома стали носить "ленивую пижаму" с брюками.

Вскоре на экранах мира появилась знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих в брюках, и это не могло не вызвать подражания.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе открывается эра дамских голубых джинсов, для мужчин наступившая за сто лет до этого. Но до окончательной их победы в женском гардеробе оставалось еще не меньше трех десятилетий. Фильмы, газеты, журналы, эстрадные шоу на Западе вели неустанную обработку потребителя, психологически подготавливая к восприятию женщины в джинсах. И когда на рубеже семидесятых годов в европейских странах рядом с мужчиной возник образ спутницы в джинсах, это уже не грозило взрывом и не сопровождалось скандалом.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, в Кембриджском университете студентке нельзя было появиться на занятиях в брюках.

Зато брючный гардероб современной женщины может вызвать зависть любого мужчины. Тут прямые брюки и джинсы, гольфы, заправленные в сапоги казацкие шаровары, восточные шаровары, шорты, бананы и даже что-то вроде кюлотов XVIII века...

На Руси

В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, "иногда с плящами вместо ушков". По описям XVI-XVII веков известны штаны "холодные, стеганые и теплые", то есть с меховым "исподом", который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых (меха с брюшка). "Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною" (из старинной описи).

Но, по-видимому, более употребительным было в народе слово "порты" (имевшее также значение "одежды вообще"). Кстати, от слова "порты" произошло слово "портной" (из выражения "пъртной шъвъцть"). Порты были немудреным изделием из двух штанин (их называли "калоши" или "сопли"), между которыми вшивали клин - ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие порты в полоску или елочку.

Но со второй половины XIX века крестьянин сменил порты на штаны - они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, большей же частью они служили исподней одеждой.

По праздникам мужики надевали плисовые шаровары (из хлопчатобумажного бархата, с карманами), заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.

В селах, живших ремеслом, к концу прошлого века по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными - до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до четырнадцати-пятнадцати лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны у них появлялось только года за два перед женитьбой.

Теперь попробуем выяснить вопрос с исподними штанами. На Руси издавна штаны относили к предметам нижней одежды. И имели на то веские историко-лингвистические основания: ведь тюркское слово "иштон" (штаны) составлено из "иш" ("внутренний") и "тон" ("одежда"), иначе - нижняя одежда, кальсоны. Видимо, по этой причине правильнее было бы говорить и писать "штоны".

Одними из первых обладателями нижних штанов в Европе называют древних саксов и франков. Правда, строгого разграничения тогда не знали, и нижние штаны легко становились верхними или наоборот - в зависимости от времени года и погоды.

Это были льняные штаны, чуть пониже колен. В латинском языке таким штанам есть пренебрежительное название feminalia (по латыни femina - "женщина"), по-видимому, отказывающее в праве тем, кто такие штаны носил, называться мужчиной.

Предполагают, что кальсоны первыми надели французы в XVI веке. Само слово "кальсоны" французского происхождения (calecon); однако, в свою очередь, оно произошло от итальянского calzoni - "брюки", "штаны", производное от calza - "чулок", "мешок"; это наводит на мысль и том, что, вероятно, средневековые тканевые чулки, которые привязывали к поясу, были предками кальсон...

Следующее упоминание об интересующем нас предмете относится к XVII веку, когда знатные англичане надели длинные нижние панталоны, что, кстати говоря, было вполне уместным, если иметь в виду климат туманного Альбиона.

В России кальсоны, видимо, прописались со второй половины XIX века. Слово "кальсоны" бытует в русском языке примерно с конца прошлого века.

Бельем аналогичного назначения обзавелись и женщины - в Италии, Франции и других европейских странах. А в конце XVIII века в моду вошли прозрачные дамские туники античного образца, и нужда в этих предметах стала прямо-таки настоятельной.

Далее брючная мода менялась с калейдоскопической быстротой. «Ландскнехты» появились благодаря немецким солдатам, которые нарезали изношенные штаны лентами и закрепляли у пояса и колен. А вот щеголи, взявшие на вооружение этот фасон, для пошива таких брюк тратили немыслимое количество дорогой ткани. Их сменили мушкетерские шоссы, которые доходили до колена и были украшены кружевом и бантами. Дальше последовали ренгравы — трусы с оборками, которые было принято носить поверх штанов. Они настолько радовали глаз французской знати, что были в фаворе вплоть до конца XVII века.
Но самая большая популярность досталась так называемым подколенным брюкам-кюлотам. Их носили и аристократы, и военные, и простые горожане. В России по указанию Петра I кюлоты, застегнутые на пуговицу под коленом, приказано было носить и дворянам, и горожанам. Несмотря на отчаянное сопротивление купцов и мещан, отдававших предпочтение штанам, заправленным в сапоги, эта мода продержалась до конца XVIII века. Во времена Французской революции аристократы презрительно называли революционеров «санкюлоты», что означало «бесштанники», хотя простолюдины уже давно носили длинные штаны. Со временем и молодые аристократы переняли такую длину. «В числе многих революций в Европе, — писал П.А. Вяземский, — совершилась революция в мужском туалете, введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны сверх сапог или при башмаках на балах». Чтобы они были гладко натянутыми, к ним пришивали штрипки, или, на русский манер, — стремешки.

Появление «стрелок» относится ко второй половине XIX века и связано с развитием фабричного пошива. Большие партии товара плотно складывали в тюки и переправляли чаще всего морским транспортом. После распаковки штаны имели жесткие, плохо поддающиеся разглаживанию стрелки-складки. Но именно такие штаны и стали именовать современным термином «брюки».

4 апреля 2013, 17:32

Общая история:

Брюки, по всей вероятности, имеют восточное происхождение. В Европе они появились впервые у галлов и некоторых германских племен. Римляне познакомились с ними через германцев.

В Древнем Риме брюки, так называемая варварская одежда, оказались под запретом. Ослушавшимся грозили строгим наказанием и конфискацией имущества.

В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый «чулок» натягивали отдельно, в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веках было особенно модным на левую и правую ногу надевать чулки разного цвета.

В XV и XVI веках распространяются брюки самых разнообразных видов, имеющие иногда немыслимые формы (плундры), на изготовление которых требовалось несколько метров шелка. В то же время в Испании, Англии и Франции в моде короткие брюки - узкие или широкие. В брюках ландскнехтов появляются еще и прорези.

В XVI веке по образцу испанских «кальсес» штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивали «наволочку» с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы. Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв. Он попытался вернуть мужчин к юбке, предложив надевать поверх штанов широкие штаны с оборками (ренгравы). На брюки ренгравы уходило мною материи, их пышно украшали лентами. С брюками надевалась накидка. Присборенные брюки доходили до середины бедра. Их шили из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку, которая прочно пришивалась на сами брюки. По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких штанов, застегивающихся под коленом, - кюлотов. Их носили аристократы. Кюлоты вплоть до 1820 года были парадной одеждой и сохранились до сегодняшнего дня в некоторых спортивных костюмах, например альпинистских.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров санкюлотами, то есть безкюлотниками.

Женщины уже в XVI веке начинают носить длинные панталоны в качестве нижней одежды, но только в начале XX века они получают всеобщее распространение.

Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили однажды в клуб, когда он явился туда в длинных штанах. А через 15-20 лет такие штаны - панталоны - стали нормой.

Своим названием они обязаны герою итальянской комедии. Панталоне (первая половина XVII века), выходившему на сцену в длинных и широких штанах.
Самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из детского матросского костюма 1780-х годов. Отвороты на брюках появились позднее, якобы по прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках начали делать уже в начале XX века.

Шорты (в переводе с английского «короткий») появляются почти одновременно с джинсами в XIX веке. Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом. Одними из первых оценили преимущества «коротких штанишек» английские колонизаторы. Позже их жены и дети позаимствовали шорты в свой спортивный гардероб. В России шорты широко распространились под влиянием бойскаутов (1910-е годы) и пионеров (1920-е).

К концу XIX века кавалеристы обзавелись галифе, их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Шили такие брюки и комбинированными - из ткани и кожи. Название эти брюки получили по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии. Их носили с высокими сапогами. Чтобы они лучше сидели на бедрах, их делали очень широкими.

Женщины давно присматривались к мужским брюкам. Историки утверждают, что Жанна д"Арк (XV век) была первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Во Франции Жорж Санд (XIX век) к своей литературной славе добавила известность неукротимой приверженцы брючной моды.

После того как велосипед стал массовым, были изобретены и женские шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

В 1911 году парижские дома моделей предлагают женщинам широкие и длинные юбки-брюки. И постепенно дамы появляются в брюках на пляже, курорте.
Благодаря Марлен Дитрих, снимавшейся в кино в мужской одежде, в дамскую моду с новой силой вторгаются брюки.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе начинается эра дамских голубых джинсов.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, студентке Кембриджского университета нельзя было появиться на занятиях в брюках.

История возникновения женских брюк:

Исследователи моды считают, что в каждом обществе одежда была внешним показателем распределения ролей мужчины и женщины и четко отражала шкалу нравственных ценностей.

С возникновением феминистского движения, с распространением идеи равноправия между полами во всех сферах человеческой деятельности положение в моделировании женской одежды существенно изменилось.

Женская одежда стала более практичной и максимально приблизилась к мужской.

Несмотря на то, что несколько столетий брюки были мужской одеждой, женщины уже давно пытались предъявить права на эту деталь мужского гардероба. Однако форма брюк, знакомая нам, установилась только в XIX веке.

Женщин, одетых в брюки, святая инквизиция подвергала мучительным пыткам перед тем, как сжечь на костре. В XIX веке к дамам в брюках относились более лояльно, но в общественные места все же не пускали.

Вряд ли кто из их поклонниц может связать этот символ эмансипации с велосипедом, а между тем, именно этот увлекательный спорт женщины обязаны благодарить за нынешнюю свободу и неограниченное разнообразие в туалетах.

Летом 1897 года в одном из отелей Оксфорда дамы из высшего общества Великобритании давали банкет. Изысканные вина, омары, роскошная сервировка должны были удовлетворить самый изысканный вкус, но невозмутимые джентльмены застывали с открытым ртом и надолго лишались аппетита, едва бросив взгляд на женщин: случилось нечто вопиющее, слабый пол был в брюках.

На следующий день ведущие европейские газеты давали в разделе светской хроники отчет о случившемся. Весть о неслыханной дерзости вскоре облетела весь мир.
Так, впервые открыто и официально, любительницы велосипеда появились в облачении эмансипации.

Банкет был задуман как высшая точка, кульминация протеста против тяжелой и длинной одежды, удушающих корсетов, высоких и тесных ботинок - с одной мыслью, покончить с отжившей модой, которая превращала в минувшем веке даже самое короткое развлечение - прогулку на велосипеде по парку - в истинную пытку.

Изобретение велосипеда для женщин было бесполезно - в своих «веригах» они были почти неподвижны, а болтающиеся полы или заплетались в спицы, или неприлично задирались ветром. Но когда велосипеды заполнили улицы, женщины перестали оставаться безучастными зрителями.

В конце позапрошлого века женщины надели брюки и вопреки мужскому негодованию завоевали свободу движения. Но это могли себе позволить только дамы высшего общества. Работницам еще долго было не до этого.

По мере того, как набирало силу женское спортивное движение, становились все более привычными и женские брюки. А затем произошел их полный отрыв от начального, чисто спортивного назначения.

В начале 20-го века француз Поль Пуаре внес многое в моду. Среди новшеств можно назвать „плащ Конфуциа", длинную облегающую тунику, одежду типа „амазонка" и брюки (юбки-шаровары, созданные под влиянием дягилевских сезонов), которые сначала вызвали огромный протест и скандал.

Он был первым художником-модельером, пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц.

Во время Первой мировой войны женщины были вынуждены заменить мужчин во многих видах деятельности, в которых никак нельзя было обойтись без брюк. Получается, что история женских брюк - это история борьбы за равенство полов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх