Проблемы с поведением двухгодовалых детей. Двухлетний ребёнок. Что он собой представляет

* Что он собой представляет *

472. Двухлетний ребенок учится при помощи подражания.

В кабинете врача он с серьезным видом сам прикладывает стетоскоп к своей груди. Дома он ходит за матерью по пятам, делая то же, что и она: подметает, вытирает пыль, чистит зубы; и все это с самым серьезным видом. Он делает гигантские шаги на пути освоения и понимания при помощи постоянного подражания.
В 2 года он может быть очень зависимым от родителей. Он как будто понимает, кто дает ему чувство безопасности. Матери часто жалуются: "Мой двухлетний ребенок превращается в маменькиного сынка. Он цепляется за мою юбку, когда мы выходим на улицу, и прячется за меня, если приближаются незнакомые люди". В этом возрасте дети обычно хнычут по любому поводу, что равносильно цеплянию за юбку. Ребенок может регулярно вылезать ночью из кроватки и приходить к родителям или звать их из своей комнаты. Он может бояться оставаться один без матери, расстраиваться, когда родители или кто-нибудь из членов семьи уезжает на несколько дней, а также когда семья переезжает на новое место жительства. Постарайтесь учитывать его чувствительность, планируя различные перемены в жизни семьи.

473. Два года - возраст, в котором необходимо поощрять общительность.

В 2 года дети еще почти не играют вместе. Но им очень нравится наблюдать за играми друг друга и просто заниматься своими делами неподалеку друг от друга.
Не жалейте времени и сил, чтобы обеспечить двухлетнему ребенку общество других детей хотя бы несколько раз в неделю.
Прежде чем ребенок научится делиться своими игрушками и участвовать в играх детей, он должен несколько месяцев провести в детском обществе, просто привыкая к нему.

* Страхи двухлетнего ребенка *

474. Страх разлучаться с родителями.

Вот что иногда происходит, когда чувствительный зависимый ребенок 2 лет, особенно единственный в семье, неожиданно разлучается с матерью. Может быть, ей необходимо уехать из города недели на две или она решает вернуться на работу и нанимает няню (незнакомого человека) для своего ребенка. Обычно ребенок ведет себя спокойно, пока матери нет. Но когда мать возвращается, он прилипает к ней, как пиявка, и отказывается даже близко подпускать к себе другую женщину. Он впадает в панику, когда ему кажется, что мать может снова уйти. Особенно сильно он боится расстаться с матерью, когда ему пора идти спать. Ребенок в ужасе сопротивляется. Если мать вырвется от него, он может в страхе проплакать несколько часов. Если она сидит у его кроватки, он лежит спокойно, но стоит ей шевельнуться, как он немедленно вскакивает.
Иногда ребенок беспокоится, что он может намочить постель. Он просится на горшок, мать сажает его, он выдавливает несколько капель, но как только его кладут в постель, снова просится на горшок. Вы скажете, что он просто пользуется этим предлогом, чтобы удержать мать. Это правда. Но дело не только в этом. Дети действительно боятся намочить постель. Иногда они просыпаются ночью каждые 2 часа, думая об этом. В этом возрасте мать уже неодобрительно относится к таким "происшествиям". Может быть, ребенок представляет себе, что если он намочит постель, мать будет меньше любить его и тогда уедет. Таким образом, у него две причины боязни уснуть.

475. Избегайте поводов для страха.

Дети, которые с младенческого возраста часто бывали среди незнакомых людей и тем самым имели возможность развить свою независимость и общительность, менее подвержены упомянутым страхам.
Если вашему ребенку около 2 лет, старайтесь избегать коренных изменений в его жизни. Если вы можете отложить на полгода свое путешествие или выход на работу, лучше отложите, особенно, если это ваш первый ребенок. Но если вам необходимо ехать сейчас, дайте ребенку возможность привыкнуть и полюбить человека, на попечение которого вы его оставляете. Если ребенок будет жить в чужой семье, то тем более важно заранее приучить его к новому дому и новым лицам. Отведите на это минимум недели две. Пусть новый человек первые несколько дней только присутствует, но ничего не делает для ребенка до тех пор, пока ребенок не почувствует к нему доверие и симпатию. Затем постепенно передавайте свои обязанности. Не оставляйте ребенка сразу на целый день. Начните с получаса, постепенно увеличивая время разлуки. Ваше быстрое возвращение приучит его к мысли, что вы всегда вскоре придете к нему. Не уезжайте на долгий срок (например, на целый месяц) вскоре после того, как переедете на новое место жительства, или после того, как уехал кто-нибудь из членов семьи. Двухлетнему ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к каждому изменению в жизни семьи (см. также разделы 750-756).

476. Как помочь преодолеть страх.

Если ваш ребенок боится заснуть, самое безопасное, но и самое трудновыполнимое средство - тихо посидеть около его кроватки, пока он не уснет. Не торопитесь улизнуть. Если он еще не уснул, ваш уход испугает ребенка и сделает его сон еще более чутким. Это положение может затянуться на несколько недель, но в конце концов вы добьетесь того, что он перестанет бояться уснуть. Если он боится, что вы снова уедете, постарайтесь не уезжать в следующие несколько недель. Если вам необходимо уходить на работу каждый день, прощайтесь с ним ласково, но твердо и весело. Если у вас такой вид, будто вы думаете про себя: "А правильно ли я поступаю, оставляя его", то ребенку становится еще более не по себе.
Попытки заставить ребенка уснуть путем отмены дневного сна или сдвига ночного сна на все более позднее время обычно почти ничего не дают, так же как и успокоительные средства, прописанные врачом. Ребенок может в панике заставлять себя не спать часами, хотя он близок к изнеможению. Вам придется его успокоить.
Если ребенок беспокоится, что он может намочить постель во сне, убедите его, что это не имеет значения и вы все равно будете любить его по-прежнему.

477. Излишняя заботливость только усиливает страх.

Ребенок, который боится расстаться с матерью, очень ревниво относится к тому, переживает ли мать расставание с ним также тяжело. Если мать колеблется и ведет себя неуверенно, когда ей нужно уйти, если она спешит к нему при первом крике, ее беспокойство еще более уверяет его, что расставаться с ней действительно почему-то опасно.
Это может показаться противоречивым после моего совета сидеть около кроватки ребенка, пока он не уснет, не уезжать от него, если он страшится разлуки. Мать должна проявить дополнительное внимание к ребенку, если он напуган, так же как она сделала бы это, если бы он заболел. Но ей следует вести себя весело, уверенно, показывая ему, что основания для страха нет. Ей следует также поощрять ребенка проявлять самостоятельность, когда он будет к этому морально готов, и хвалить его, когда он делает успехи на этом пути. Такое поведение матери - самый верный способ помочь ребенку преодолеть свой страх.
Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, что является причиной панического страха, трудного засыпания и его избалованности.
Излишнюю заботливость, как правило, проявляют очень преданные мягкосердечные родители, которые легко поддаются чувству вины, даже когда для этого нет оснований (см. разделы 14, 454). Но самый большой вред приносит в большинстве случаев неспособность признать свое раздражение по отношению к ребенку (см. раздел 8). Родителям будет легче, если они признают неизбежность моментов, когда их снедают самые злые чувства по отношению к ребенку, и постараются отнестись к ним с юмором.
Иногда помогает признаться ребенку, как вы на него рассердились (особенно если ваше раздражение было не совсем справедливым). Если вы сделаете это разумно, вы не подорвете этим признанием свой авторитет. Очень полезно изредка говорить ребенку: "Я знаю, что ты очень сердишься на меня, когда мне приходится с тобой так поступать".
Когда поднимается вопрос о необходимости преодоления ребенком страха, многое зависит от того, насколько быстро нужно этого достичь из практических соображений. Нет особой необходимости заставлять робкого ребенка погладить незнакомую собаку или плавать в глубокой части реки, или самому поехать в автобусе. Он сам захочет это сделать, когда наберется храбрости. Но, с другой стороны, если он уже начал ходить в детский сад, то лучше настоять, чтобы он пошел туда, несмотря на свой страх. Если одна мысль об этом приводит его в панику, пойдите ему навстречу. Не позволяйте ребенку приходить в родительскую кровать ночью. Он должен оставаться в своей кроватке. Ребенок школьного возраста, страдающий неврозом страха, рано или поздно должен вернуться в школу. Чем дольше вы это откладываете, тем труднее ему сделать это. В каждом из случаев боязни ребенка расстаться с родителями необходимо подумать, не играет ли тут роль их излишняя заботливость о ребенке, и попытаться ее преодолеть. Оба эти шага трудно выполнимы, поэтому большую помощь могут оказать врач-психиатр или опытные педагоги (см. раздел 547).

478. Некоторые трудности отхода ко сну.

Я не хочу создать у вас впечатления, что с каждым двухлетним ребенком, который плохо засыпает, необходимо сидеть, дожидаясь, пока он не уснет. Напротив! Сильный страх расставания с родителями - очень редкое явление, но умеренное нежелание расставаться испытывают почти все дети. Это нежелание принимает две формы. В первом случае ребенок пытается удержать мать в комнате. Ребенок просится на горшок, хотя мочился всего несколько минут назад. Мать знает, что он просто ищет предлог задержать ее, но, с другой стороны, она стремится поощрять его желание пользоваться горшком и поэтому соглашается посадить его на горшок еще раз. Но как только она кладет его в постель и собирается уходить, он просит пить и выглядит так, как будто умирает от жажды. Если мать поддается, он будет весь вечер чередовать эти две просьбы. Я думаю, ребенок просто немного боится расстаться с матерью. Обычно самый надежный способ успокоить ребенка - это сказать ему дружелюбным, но твердым тоном, что он уже напился и сходил на горшок, а затем пожелать ему спокойной ночи и без колебаний выйти из комнаты. Если мать позволяет ребенку задерживать ее, выглядит обеспокоенной и неуверенной, то тем самым она как будто говорит: "А может быть, он неспроста так нервничает". Даже, если ребенок хнычет или плачет в течение нескольких минут, разумнее не возвращаться к нему. Лучше, если ребенок сразу уяснит, что этим он ничего не добьется, чем продолжать бесполезную борьбу в течение многих недель.
Во втором случае двухлетний ребенок, не желающий расставаться с родителями, просто вылезает из кроватки и появляется перед ними. Он достаточно умен, чтобы вести себя очень трогательно в это время. Он выглядит счастливым, когда его обнимают и разговаривают с ним (на что днем у него не хватает времени). Родителям очень трудно проявить твердость в такой момент, но это необходимо сделать и притом незамедлительно. Иначе ему понравится вылезать из кроватки, что в конце концов выльется в неприятную борьбу, длящуюся по часу или два каждый вечер.
Когда родители не в состоянии справиться с ребенком, постоянно вылезающим из кроватки, они спрашивают, не будет ли лучше запирать его в комнате. Мне кажется, нехорошо оставлять ребенка плакать у запертой двери до тех пор, пока он не уснет. Лучше натянуть сетку над его кроватью.
Я не уверен, что сетка безвредна с психологической точки зрения, но эта мера, безусловно, лучше, чем ежевечерние пререкания. Однако не делайте из сетки наказания. Вы можете сказать ребенку, что с сеткой кроватка превращается в домик, и попросить его помочь завязать сетку. Большинству двухлетних детей нравится эта идея, они охотно позволяют положить себя под сетку, затем, немного подергав сетку и убедившись, что выхода из нее нет, засыпают. Если ребенка пугает сетка, лучше ею не пользоваться. Я бы не рекомендовал использовать ее для ребенка 3 лет, у которого скорее может развиться страх перед закрытым пространством. Я думаю, разумнее для двухлетнего ребенка пользоваться кроватками с боковыми стенками, даже если вам придется покупать новую кроватку для следующего ребенка. Слишком уж часто дети начинают бродить вечером по квартире, как только их переводят из детской в подростковую кровать. Но когда ребенок научится вылезать также из кровати с боковыми стенками, тогда тип кровати уже не будет иметь значения.
Иногда, если ребенок боится уснуть, поместите в его комнату брата или сестру.

* Упрямство *

479. Упрямство на третьем году жизни.

Упрямство и "негативизм" начинают развиваться еще в возрасте одного года, так что вас этим не удивишь. Но после 2 лет это достигает новых высот и принимает новые формы. Годовалый ребенок противоречит матери, ребенок 2,5 лет противоречит даже себе. Он с трудом принимает решения, а потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя как человек, который стремится сбросить чье-либо иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все делать по-своему, только так, как он делал это раньше. Он приходит в ярость, когда кто-либо пытается вмешиваться или по-другому положить его собственность.
Похоже, что главная черта двухлетнего ребенка - это стремление все решить самостоятельно и противостоять любому давлению со стороны других людей. Ведя войну по этим двум фронтам без достаточного опыта, ребенок доводит себя до внутреннего нервного напряжения, особенно, если его родители любят им командовать. Этот возрастной период имеет много общего с периодом от 6 до 9 лет, когда ребенок стремится избавиться от родительской зависимости, берет на себя ответственность за свое поведение, обижается, когда его поправляют, проявляет свое нервное напряжение в виде различных привычек.
Часто с ребенком от 2 до 3 лет трудно справляться. Родители должны проявлять чуткость. Главное - это как можно меньше вмешиваться и торопить его. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, когда ему заблагорассудится. Начинайте, например, купать его пораньше, чтобы у него было время поплескаться и помыть ванну. За едой пусть он ест сам, не уговаривайте его. Если он перестает есть, выпустите его из-за стола. Когда пора идти спать или гулять, или возвращаться домой, направляйте его, беседуя о всяких приятных вещах. Старайтесь не спорить с ним. Не отчаивайтесь, впереди более спокойное плавание.

480. Иногда ребенок не выносит одновременного отсутствия обоих родителей.

Иногда ребенок хорошо ведет себя в присутствии одного из родителей, но как только появляется и другой, он приходит в ярость. Частично это ревность. К тому же в этом возрасте ребенок не терпит, когда им командуют, и пытается немного командовать сам. Мне кажется, он чувствует себя лишним в присутствии двух таких важных персон. Особенно непопулярным обычно бывает отец. Бедному отцу иногда кажется, что ребенок его ненавидит. Конечно, отец не должен воспринимать это так серьезно. Ему следует иногда играть с ребенком наедине, чтобы ребенок знал отца как любящего, интересного человека. Но ребенок должен понять, что родители любят друг друга, хотят вместе проводить время и не позволят ему себя запугать.

* Заикание *

481. Заикание - частое явление на третьем году жизни.

Мы не совсем понимаем причины заикания, но многое о нем уже известно. Частое заикание - наследственный недостаток. У мальчиков оно бывает чаще, чем у девочек. Иногда оно начинается при попытке левшу сделать правшой. Часть мозга, контролирующая движения господствующей руки, тесно связана с той частью, которая контролирует речь. Если вы заставляете ребенка пользоваться не той рукой, это влияет на его речь.
Мы знаем, что заикание во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Нервные дети чаще страдают заиканием. Некоторые дети заикаются лишь тогда, когда они возбуждены или разговаривают с определенным человеком. Вот несколько примеров. Один маленький мальчик начал заикаться, когда в семье появилась новорожденная сестра. Он не показывал своей ревности открыто: не пытался ударить или ущипнуть ее. Ему просто стало не по себе. Одна маленькая девочка (2,5 лет) начала заикаться, когда уехал ее любимый дядя, который долго жил с ними. Через 2 недели заикание прекратилось. Но когда семья переехала в новый дом, она снова начала заикаться, скучая по прежнему дому. Через два месяца отца призвали в армию, вся семья была огорчена, и девочка снова начала заикаться. Матери утверждают, что ребенок заикается сильнее, когда мать нервничает. Мне кажется, заиканию особенно подвержены дети, которых ни на минуту не оставляют в покое в течение дня: разговаривают с ними, рассказывают сказки, заставляют говорить и читать стихи, демонстрируют их знакомым и т.п. Иногда заикание начинается, когда отец вдруг решает установить более строгую дисциплину.
Почему же заикание начинается на третьем году жизни? Возможны два объяснения. В этом возрасте ребенок очень много работает над своей речью. Раньше он говорил короткими предложениями, чтобы выразить более сложные мысли. Он начинает предложение 3-4 раза и останавливается, потому что не может найти нужные слова. Матери надоедает его постоянная болтовня и ей неинтересно, поэтому она отвечает односложно и рассеянным голосом, продолжая заниматься своими делами. Ребенок в отчаянии, оттого что он не может удержать внимание своей аудитории.
Очень возможно, что упрямство, которое является неотъемлемой частью этого напряженного периода, влияет и на речь ребенка.

482. Как устранить заикание.

Может быть, вам или кому-нибудь из ваших близких пришлось долго и с трудом избавляться от заикания. Но не расстраивайтесь, если ваш ребенок заикается. В 9 из 10 случаев заикание само проходит через несколько месяцев. Только в исключительных случаях заикание становится хроническим. Не пытайтесь поправлять речь ребенка или вообще беспокоиться об этом. Лучше проследите, что вызывает его нервное напряжение. Если он был огорчен вашим отъездом, постарайтесь не уезжать в ближайшие два месяца. Если вам кажется, что вы слишком много разговариваете с ребенком и заставляете говорить его, постарайтесь отвыкнуть от этого. Играйте с ним в основном при помощи действий, а не слов. Есть ли у вашего ребенка достаточно возможности играть с другими детьми, в обществе которых он чувствует себя свободно? Достаточно ли у него игрушек и разного оборудования дома и во дворе, чтобы он мог выдумывать свои собственные игры без вашего вмешательства? Я не советую вам игнорировать своего ребенка или изолировать его от себя, но когда вы с ним, постарайтесь вести себя спокойно и пусть инициатива исходит от него. Если он говорит вам что-то, постарайтесь внимательно выслушать, чтобы не сердить его. Если ребенка мучает ревность, подумайте, нельзя ли как-нибудь предотвратить ее. Обычно заикание продолжается несколько месяцев, то усиливаясь, то стихая. Не ждите, чтобы оно прекратилось сразу. Будьте довольны постепенным прогрессом. Если вы не можете понять, что вызвало заикание, посоветуйтесь с детским психиатром. Не путайте заикание с косноязычием.
Существуют специальные школы исправления речи. Они часто, но далеко не всегда, помогают исправить дефекты речи. Особенно ценны такие занятия для детей школьного возраста, которые сами хотят исправить свои речевые дефекты. Но если ребенок нервный, лучше сначала посоветоваться с детским психиатром, чтобы попытаться установить и устранить причину нервозности.

* Кусание ногтей *

483. Кусание ногтей - признак нервности.

Обычно ногти грызут дети, склонные беспокоиться по любому поводу. Например, они начинают кусать ногти, ожидая, что их вызовут отвечать на уроке, или смотря страшный фильм. Если ребенок обычно весел и удачлив, то кусание ногтей - не обязательно признак нервного напряжения. Но в любом случае это явление заслуживает внимания.
Замечания и наказания обычно останавливают ребенка только на минуту, так как он просто не замечает, что грызет ногти. Наказания могут только усилить его нервное напряжение. Смазывание горькими веществами тоже редко помогает.
Лучший подход к этой проблеме - попытаться выяснить, что беспокоит ребенка, что давит на него. Может быть, его много заставляют, поправляют, предупреждают или ругают. Может быть, родители ждут от него слишком многого, например, только отличных оценок в школе. Посоветуйтесь со школьными преподавателями ребенка. Если кино, радио или телепередачи возбуждают его больше, чем других детей, лучше не позволять ему смотреть и слушать, особенно не подходящие для детей программы.
Девочке старше 3 лет можно в шутку предложить сделать маникюр, чтобы она избавилась от привычки грызть ногти.

Введите e-mail адрес:

Возраст двух лет - это этап развития малыша, который порой приносит очень много огорчений и хлопот. Большинство матерей отмечают заметные изменения в настроении детей, слишком частое использование ими слова «нет» и неконтролируемые проявления истерики . Как правило, этот этап набирает обороты тогда, когда у малышей начинается внутренняя борьба между стремлением к самостоятельности и желанием получать поддержку и опору у взрослых. Ребенок то цепляется за папу или маму, то бежит в противоположном направлении. Тем не менее существуют способы облегчить прохождение этого возрастного этапа и детям, и родителям. Хорошие навыки воспитания малышей и спокойствие - вот все, что вам нужно, чтобы справиться со сложностями двухлетнего возраста.

Причины проблем в двухлетнем возрасте

Ребенок в два года претерпевает значительные эмоциональные, социальные, интеллектуальные и двигательные изменения. Его словарный запас увеличивается, а вместе с ним растут тревожность и готовность к самостоятельному выполнению заданий. Малыш в этом возрасте обнаруживает, что, оказывается, он должен следовать определенным правилам. Большинство двухлетних детей зачастую еще не умеют двигаться так быстро, как им хотелось бы, и не могут контролировать свои эмоции . Кроме того, они не умеют четко и ясно сообщать о своих потребностях. Как следствие, начинаются проявления плохого поведения и фрустраций , которые часто называют «кризисом двух лет».

Как правильно справляться с поведенческими проблемами

До истерики

Истерики происходят, когда ваш ребенок чувствует перегруженность, скуку, усталость или голод. Вы можете предсказывать его истерики, обращая пристальное внимание на реакции ребенка на различные ситуации и невербальные подсказки, которые дает вам малыш. Чтобы ребенок оставался спокойным, нужно вовремя дать ему перекусить, уложить в постель или перейти к более спокойным занятиям.

Во время истерики

Когда начинается истерика, старайтесь сохранить спокойствие и сделать все возможное, чтобы избегать опрометчивого подкрепления такого поведения. Спрячьте свои эмоции подальше, так как даже легкое выражение вашего огорчения, разочарования или волнения может обострить эмоции ребенка. Не вступайте в конфликт и не смейтесь над ребенком; старайтесь полностью игнорировать его и не поддерживать никакого физического или зрительного контакта, пока спокойствие вашего малыша не восстановится. Ваше поведение поможет не допустить разжигания истерики.

После истерики

Когда приступ истерики закончится, продемонстрируйте ребенку свою опеку и поддержку в позитивном ключе. Беседуйте с малышом в расслабленном тоне и учите его тому, что нужно выражать свои эмоции с помощью слов, а не устраивать истерики или целое шоу.

Истерика

в публичном месте

Когда ребенок плачет дома - это еще терпимо, но никто не ожидает, что у вас будет сохраняться хорошее настроение, когда малыш закатит истерику в общественном месте, создавая беспорядок и заставляя вас чувствовать себя неловко. Когда истерика распаляется на публике, не занимайтесь самобичеванием, считая, что вы плохой родитель. Многие люди, ставшие свидетелями такого поведения, тоже могут оказаться родителями и, поэтому, отнесутся к вашей ситуации с пониманием. Как же преодолеть ее? Возьмите ребенка на руки и отнесите в спокойное, тихое место, например, в туалет или в машину, где вы сможете обнять его и поддержать.

Дополнительные советы о том, как справиться с трудностями двухлетнего возраста

Крайне важно понимать, что по мере роста ребенок делает последовательные шаги на пути к физической, эмоциональной и личной независимости. Как родитель вы можете облегчить этот процесс и помочь ему стать самодостаточной личностью без ущерба для дисциплины .

1. Сохраняйте твердость и предлагайте альтернативу

Ребенок устраивает истерику, когда не получает желаемого. Лучшее, что вы можете сделать в таких обстоятельствах, - это оставаться на своей позиции и не поддаваться требованиям вашего малыша. Когда ребенок видит, что родители легко поддаются на его истерики , он приобретает привычку получать то, чего хочет, устраивая зрелищные представления. В такой ситуации будьте тверды и игнорируйте малыша; но при этом обеспечьте его безопасность. Как только малыш вернется в свое нормальное, спокойное состояние, укажите ему альтернативные способы «выпустить» свое огорчение, недовольство и несогласие.

2. Избегайте противоборств и предлагайте право выбора

По пути от возраста младенца к детскому возрасту малыш обретает независимость, что приводит к желанию контролировать все по своему желанию и в любой ситуации. В свою очередь, стремление к контролю приводит к противоборству , борьбе за власть между ребенком, который хочет все делать по-своему и быть главным, и родителями, которые по праву считают себя главными и ответственными за все. Градус такого противостояния можно до определенной степени уменьшить, давая малышу возможность и право выбора как можно чаще. Например, перед сном вы можете позволить ребенку выбрать одну из двух пар пижам. Ребенка можно лишить права выбора в отношении того, когда ему следует ложиться спать, но выбор пижамы помогает ему в определенной мере чувствовать контроль над ситуацией.

3. Изучите и используйте методы дисциплины и предоставляйте последствия

Приучая ребенка к дисциплине , постарайтесь, чтобы последствия поведения были напрямую связаны с проступком и наступали непосредственно после него. Например, если ребенок бросает еду на пол, потребуйте, чтобы он убрал за собой, это гораздо более эффективное последствие по сравнению с запретом играть с игрушками когда-то потом. Для того чтобы дети связывали поведение с дисциплиной, вы должны быть очень разборчивыми в последствиях. Некоторым малышам могут лучше подходить такие дисциплинарные меры, как тайм-аут и лишение привилегий, при условии, что они приемлемы в конкретной ситуации.

Беспокойное время. Некоторые родители называют этот период «кошмарным возрастом». Но он, разумеется, не кошмарный, а увлекательный, хотя мало кто называет его именно так. Это время, когда ребенок становится самим собой и учится быть независимой, самостоятельной личностью. Языковые навыки малыша совершенствуются с поразительной скоростью, но так как его понимание окружающего мира еще достаточно ограниченно, этот мир представляется ему порой в весьма причудливом свете.

Противоречивую природу двухлетнего ребенка можно сравнить с двумя сторонами медали, образующими единое целое: он одновременно самостоятельный и зависимый, любящий и отвергающий, щедрый и эгоистичный, развитый и наивный. Малыш постоянно пребывает как бы на двух планетах сразу - в теплом, уютном и защищенном младенческом прошлом и в захватывающем своей независимостью и самостоятельностью будущем. Неудивительно, что, обладая такими признаками, этот возраст является серьезным испытанием как для родителей, так и для ребенка. Но «кошмарным» он не является. В действительности это изумительный возраст.

Дети обучаются путем подражания. В кабинете врача двухлетняя девочка с серьезным видом прикладывает себе стетоскоп к груди. Затем она вставляет специальное смотровое зеркальце себе в ухо, но выглядит слегка озадаченной, потому что ничего не видит. Дома она ходит за родителями по пятам, повторяя их действия: подметает пол, вытирает пыль, чистит зубы. Все это проделывается с самым серьезным видом. Постоянно подражая, малышка осваивает какие-то навыки и постигает мир.

В возрасте около двух лет ребенок в некоторых аспектах проявляет сильную зависимость от родителей. Кажется, он вполне понимает, это дает ему чувство защищенности, и выражает это различными способами. Можно слышать, как матери жалуются: «Похоже, мой двухлетний сын превращается в маменькину дочку. Стоит нам выйти из дому, он не отходит от меня ни на шаг и цепляется за юбку. Когда кто-то к нему обращается, он прячется за мою спину».

В два года дети часто хнычут, природа этого поведения та же, что заставляет их постоянно тянуться к родителям. Двухлетний ребенок может по вечерам вылезать из кроватки, чтобы быть поближе к родителям, или позвать их из своей комнаты. Он боится, как бы родители не оставили его одного. Малыш может сильно расстроиться, если кто-то из родителей или членов семьи уедет из дому на несколько дней или семья будет переезжать на новое место. Следует принять во внимание эту повышенную чувствительность двухлетнего ребенка, планируя перемены в укладе семьи.

Параллельная игра. В два года дети еще почти не играют вместе. Ребенку может нравиться смотреть, чем занимаются другие дети, и играть где-то рядом, по соседству. Это можно назвать «параллельной игрой». В словаре ребенка пока нет слова «делиться», как нет у него и соответствующего понятия; он живет по принципу: что мое - то мое. Не имеет смысла учить двухлетнего малыша делиться, это противоречит самой его природе. Тот факт, что он не делится в два года, вовсе не помешает ему стать щедрым человеком, когда он вырастет. Это не означает, однако, что вы должны мириться с его поведением, когда он вздумает отнять игрушку у другого ребенка. Правда, малыш не поймет, почему вы сочли его поступок неподобающим. Вам следует спокойно, но твердо забрать у похитителя игрушку и вернуть ее законному владельцу, а затем быстро попытаться отвлечь ребенка другим интересным предметом или занятием. Пускаться в разъяснения, почему он не должен жадничать, а должен делиться, - пустая трата сил и времени. Ребенок начнет делиться, когда усвоит соответствующие понятия, но никак не раньше.

Прежде чем начать играть вместе, они будут наблюдать и играть рядом.

Негативизм

Упрямство на третьем году жизни. В возрасте от двух до трёх лет ребенку свойственно проявлять признаки упрямства и внутренней напряженности. Вероятно, ваш малыш уже выказывал упрямство и неприятие в пятнадцатимесячном возрасте, так что в этом нет ничего нового. Но на третьем году жизни упрямство достигает новых высот и принимает другие формы. Когда ребенку исполняется год, 0н начинает противоречить родителям. В два с половиной года он противоречит самому себе. Он с трудом принимает решение и тут же хочет его изменить. Ребенок ведет себя так, словно им слишком много командуют, даже когда окружающие и не думают этого делать и терпят, когда он сам пытается командовать. Малыш стремится делать все по-своему, именно так, как он хочет, и точно так, как привык делать. Он выходит из себя, если кто-то вмешивается в его действия или переставляет игрушки.

Создается впечатление, что природа ребенка в возрасте от двух до трех лет побуждает его все решать самостоятельно и противиться любому воздействию со стороны. Попытки ребенка выстоять на этих двух фронтах без достаточного жизненного опыта приводят к внутренней напряженности. Поэтому столь часто в этом возрасте с ним приходится очень трудно.

Родители должны проявлять понимание. Задача родителей в этот период состоит в том, чтобы воздерживаться от излишнего вмешательства в дела ребенка и стараться не подгонять его. Пусть оденется или разденется сам, если ему так захотелось. Начните купать ребенка пораньше, чтобы ему хватило времени поиграть и повозиться в ванне. Если он отказывается есть, позвольте ему уйти из-за стола. Когда приходит время укладываться спать, выходить на прогулку или возвращаться с улицы домой, направляйте действия малыша деликатно, сопровождая это занимательным разговором. Не заостряйте проблем. Ваша цель состоит в том, чтобы не будить в нем тирана, но и не «сломать» маленького упрямца.

Вам следует твердо и последовательно устанавливать рамки поведения ребенка, но к выбору и применению ограничений следует подходить очень осторожно. Если вы заметите, что гораздо чаще говорите «нет», чем «да», то, возможно, вы устанавливаете слишком Много ненужных ограничений. Затевать противостояние с двухлетним ребенком утомительно и для вас, и для него. С одной стороны, я ы не советовал затевать с ним спор, за исключением принципиально важных вопросов. С другой стороны, если вы никогда не говорите в "Нет", то, вероятно, проявляете чрезмерную снисходительность. Суть в том, чтобы найти правильное соотношение.

Предпочтительное отношение к одному из родителей. Иногда ребёнок в возрасте 30-36 месяцев хорошо ладит с любым из родителей поодиночке, но «вторжение» второго вызывает у него раздражение. Отчасти это можно объяснить ревностью, но я склонен думать, что в этом возрасте, когда ребенок особенно восприимчив к любому проявлению власти и сам не прочь покомандовать, он чувствует, что сталкивается с численным превосходством и ему не спра. виться с двумя столь значительными людьми сразу. В этот период чаще всего нелюбимым оказывается отец. У него возникает ощущение, что ребенок его на дух не переносит. Не следует воспринимать поведение ребенка слишком серьезно, обижаться и отворачиваться от него. Ситуация изменится, если отец будет больше общаться с ребенком наедине во время игр и при выполнении таких ежедневных процедур, как кормление и купание. Только так можно стать для малыша привлекательным, любящим и необходимым человеком, а вовсе не вторгающимся пришельцем. Если ребенок вначале противится, когда отец перенимает обязанности матери, отец должен доброжелательно, но твердо продолжать, а мать столь же доброжелательно и твердо оставлять их вдвоем. Кстати, у нее появится хорошая возможность уделить себе немного внимания. Из этого ребенок должен извлечь урок, что родители любят друг друга, хотят быть рядом и не будут поддаваться его вздорным настроениям.

Страхи двухлетнего ребенка

Боязнь разлуки с матерью. У многих вполне нормальных детей в возрасте около года начинает развиваться страх разлуки с матерью. Я полагаю, это происходит потому, что дети начинают понимать, насколько их чувство защищенности зависит от родительской близости. Вероятно, это проявление того же инстинкта, который заставляет детенышей животных всегда следовать за матерью и кричать, отстав или потерявшись. У животных эта боязнь присутствует от рождения, потому что, родившись, они сразу встают на ноги. Но у ребенка это чувство появляется около года, когда он научится ходить. Стоит ему отойти в сторону от мамы, как вскоре возникает позыв вернуться обратно.

Рассмотрим, что происходит, когда чувствительного ребенка в возрасте двух лет (особенно если он один в семье) внезапно разлучают с родителем, который опекал его большую часть времени. Предположим, что это мать, которой необходимо срочно уехать в другой город на пару недель, или она приняла решение вернуться на работу и пригласила няню смотреть за ребенком во время своего отсутствия. Обычно ребенок внешне не беспокоится, пока матери нет, но стоит ей вернуться, он словно прилипает к ней, не позволяя никому даже приблизиться к себе. Он впадает в панику всякий раз, когда думает, что мать может снова уйти.
Боязнь разлуки особенно обостряется, когда нужно идти спать. пуганный ребенок сопротивляется и не хочет ложиться в постель. Если мать в этот момент оставляет его, он в страхе может плакать часами. Если она сидит возле ребенка, он лежит спокойно, только пока а не двигается. При малейшей попытке уйти он тотчас вскакивает.

В некоторых случаях ситуация осложняется тем, что ребенок боится описаться. Он все время просится «пи-пи». Мать ведет его в туалет, он выдавливает из себя несколько капель, а как только его укладывают в кровать, снова просится «пи-пи». Вы можете сказать, что это только предлог, чтобы удержать мать возле себя. Это так, но дело не только в этом. Такие дети действительно боятся намочить постель. Иногда из-за этого они просыпаются ночью каждые два часа. В этом возрасте родители часто считают необходимым выражать неодобрение, когда ребенок описается. Вероятно, малыш думает, что если он намочит постель, родители будут меньше его любить, поэтому могут оставить одного. Если это так, то у него уже две причины, из-за которых он боится заснуть. Если ваш ребенок волнуется, что может намочить постель, всегда успокаивайте его, убеждая, что это не имеет значения и вы ни в коем случае не разлюбите его.

Если двухлетний ребенок стал бояться засыпать, то лучший способ - спокойно посидеть у его кроватки, пока он не заснет. Не спешите и не пытайтесь уйти раньше времени. Это лишь растревожит малыша и еще более осложнит засыпание. Такая методика может занять несколько недель, но в конце концов поможет. Если ваш ребенок стал беспокойным из-за того, что вам пришлось уехать, постарайтесь продолжительное время не покидать его. Если вам приходится выходить на работу в первый раз после его рождения, прощайтесь с ним каждый день перед уходом ласково, но весело и уверенно. Если вы своим поведением выразите сомнение в правильности своих действий, это только усилит тревогу ребенка.

В некоторой степени может помочь, если вы будете укладывать ребенка позже обычного или пропускать дневной сон, чтобы он почувствовал себя утомленным, но тем не менее проблема остается. Ребенок, которым владеет беспокойство или страх, будет валиться с ног от усталости, но не заснет часами. Вам придется найти какие-то средства, чтобы устранить его тревогу.

Боязнь резких перемен. Дети, которые с раннего возраста были окружены разными людьми, что развивало их самостоятельность и общительность, будут менее склонны к страхам в связи с отсутствием родителей.

В период от 15 месяцев до 2 лет избегайте резких перемен в семейном укладе. Если есть возможность отложить на полгода длительную поездку или не возвращаться на работу, лучше так и поступить особенно если это ваш первый ребенок.

Если ни один из родителей не может оставаться с ребенком, подойдите, пока он основательно привыкнет к человеку, который будет смотреть, кто бы он ни был - приятель, родственник, няня, сиделка. Если ребенок будет находиться в другом доме, то еще важнее постепенно приучать его к новому человеку и новому месту. Отведите на это не менее двух недель. Пусть этот новый человек побудет рядом с ребенком несколько дней просто так, не навязывая себя и своей помощи, пока ребенок не привыкнет к нему и не станет ему доверять. Потом этот человек постепенно заменит вас.

Не оставляйте ребенка сразу на целый день. Начните с получаса, а затем увеличивайте время своего отсутствия. Ваше быстрое возвращение успокаивает ребенка, показывая, что вы всегда будете быстро возвращаться. Не оставляйте ребенка вскоре после переезда в другое место или после отъезда кого-то из членов семьи. Ребенку в этом возрасте нужно много времени, чтобы привыкнуть к любой из таких перемен.

Чрезмерная забота усугубляет страхи ребенка. Ребенок, который боится разлуки с родителями или склонен к другим страхам, очень хорошо чувствует, если родители также испытывают страх. Если, разлучаясь с ребенком, они каждый раз колеблются и чувствуют себя виноватыми или ночью спешат в комнату ребенка по первому его зову, то ему передается их беспокойство и он начинает думать, что действительно очень опасно оставаться одному, страхи малыша только усиливаются.

Вам может показаться, что тем самым я противоречу сказанному выше: что мать может успокоить испуганного двухлетнего ребенка, сидя у его кроватки, когда он засыпает, и не должна уезжать на продолжительное время. Говоря так, я имею в виду, что к встревоженному ребенку нужен особый подход, как больному нужен специальный уход. Вы должны стараться выглядеть веселыми, уверенными в себе, должны подмечать все признаки готовности ребенка к снижению зависимости и постепенному проявлению самостоятельности, всячески хвалить и поощрять его. Такое отношение родителей и является самым действенным фактором в избавлении малыша от страхов. Это отношение в сочетании с его взрослением со временем позволит ребенку лучше осознать свои страхи и совладать с ними.

Некоторые причины чрезмерной заботы. Обычно чрезмерную заботу проявляют слишком преданные, мягкосердечные родители, склонные находить собственную вину там, где ее нет. Зачастую основная причина неумеренной заботы состоит в неспособности родителей признать, что они испытывают возмущение или гнев в отношении ребенка.

И родители, и дети, которые боятся признавать естественное появление отрицательных чувств и мыслей по отношению друг к другу, вынуждены компенсировать это представлением, что все плохое в мире происходит помимо их воли, сильно преувеличивая влияние злых сил. Ребенок не может допустить, что его родители и он caм могут быть злыми или плохими, и винит во всем чудовищ, разбойников, собак или грозу - в зависимости от возраста и степени развития. Он сильно привязывается к родителям, чтобы защитить себя, также убедиться, что и с ними ничего плохого не происходит. Иногда кто-то из родителей, скажем, мать, подавляя свои отрицательные эмоции, также может преувеличивать опасность похищения, бытовых травм или пищевых отравлений. Она не отпускает малыша от себя, чтобы эти опасности не коснулись его, и ее беспокойство в свою очередь убеждает Ребенка в том, что его страхи вполне обоснованны.

Конечно, родители не должны вымещать свою злость на ребенке или позволять ему оскорблять их. Но им будет легче, если они признают неизбежность временных проявлений отрицательных чувств в отношениях между ними и ребенком. Иногда можно разрядить обстановку, если родители расскажут ребенку, как они на него рассердились, особенно если это было не совсем справедливо с их стороны. Порой следует сказать, обращаясь к ребенку: «Я же вижу, как ты на меня злишься, но не могу тебе этого позволить».

Как помочь ребенку преодолеть страх? Когда речь идет о детских страхах, с практической точки зрения очень важно, чтобы они преодолели свои страхи как можно быстрее. Нет большой необходимости торопить робкого ребенка подружиться с собаками или зайти поглубже в воду во время купания в озере. Он сам сделает это, когда наберется смелости. С другой стороны, если ребенок приближается к школьному возрасту, то лучше помочь ему избавиться от страхов, чтобы они не укоренились. Ребенку не следует позволять приходить спать к родителям каждую ночь. Нужно утешить и успокоить его в собственной кроватке, чтобы сон с родителями не превратился в приятную привычку, избавляться от которой нет поводов (по крайней мере, у ребенка). Ребенку, который не хочет ходить в школу, рано или поздно придется туда пойти; чем дольше это откладывать, тем труднее будет решиться. Родители должны постараться увидеть, какую роль в появлении страха перед разлукой играет их чрезмерная заботливость, и исправить ситуацию. В одиночку это сделать не так просто, и родители должны обратиться за помощью к специалистам психоневрологической клиники, службы социальной помощи семье или к другим специалистам.

Дети могут использовать свой страх перед разлукой для манипулирования родителями. Ребенок льнет к матери, так как у него действительно развился страх, что он может ее лишиться. Но если он Убедится, что мать настолько обеспокоена его страхом, что готова сделать все, лишь бы его успокоить, он может воспользоваться этим в своих целях. Возьмем, например, случай, когда трехлетний ребенок боится таваться в детском саду и родители не только проводят целые дни рядом с ним в группе, но и выполняют все его пожелания, чтобы его успокоить. Через некоторое время можно заметить, что такой ребенок увеличивает свою тревогу, поскольку понял, как ее можно использовать. Чтобы манипулировать родителями. В такой ситуации родители должны сказать: «По-моему, ты уже вырос и совсем не боишься остаться здесь без меня. Тебе просто понравилось заставлять меня выполнять все твои желания. Я больше не буду оставаться с тобой».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх