Как помочь ребёнку освоить речь. Как развивать речь ребенка с рождения

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры - чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. - мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны - они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками - это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища - какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии - приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов - сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать - вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках - отличные тренажеры!

Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» - он отвечает: «Гав-гав», - мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», - «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» - «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);

Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;

Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед

85 вопросов к детскому психологу Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь ребенку освоить речь

Вступаем в диалог. Чтобы научиться говорить, малыш должен постоянно слышать речь взрослых, причем речь, обращенную лично к нему. Пока ребенок совсем маленький, он воспринимает не столько слова, сколько интонацию. Мамы, подсознательно чувствуя это, обычно говорят с грудничками нараспев, очень эмоционально, но не слишком заботятся о том, чтобы малыш понимал их дословно. Ближе к году ребенок начинает улавливать связь между словом и объектом. Когда вы читаете малышу стихи и поете песенки, делайте паузу перед последним словом каждой строки. Нередко мамы стараются предугадать любое желание малыша. В итоге он просто не имеет возможности о чем-то попросить. Если ребенок тянется к какому-то предмету на полке и хнычет, не спешите достать желаемое. Переспросите: «Ты хочешь собачку? Скажи: «Дай, мама, собачку!» Пока словарный запас невелик, общению помогут жест и мимика. Протяните малышу ладонь и скажите: «Дай!», помашите рукой: «Пока-пока!» В 1–1,5 года детям для развития навыков общения очень полезно инсценировать вслед за взрослыми потешки и стишки. Элементарные бытовые ситуации также могут превратиться в «методические занятия». Пускай мама на глазах у ребенка машет папе ручкой и говорит «пока-пока», а папа отвечает ей тем же. Разговаривайте в присутствии ребенка полными предложениями: «Принеси мне, пожалуйста, журнал. Он лежит на столе около окна» вместо: «Кинь мне журнальчик, он там вон валяется».

Начало самостоятельной речи. В какой момент младенческий лепет становится речью? Когда бесконечные «ба-ба-ба» и «мя-мя-мя» начинают обозначать определенный объект – бабушку, мячик, куклу. Даже если первые попытки самостоятельной речи еще очень несовершенны (например, ребенок воспроизводит лишь ритмический образ слова, произносит первый звук слова или ударный звук), обязательно поддержите их, произнеся слово полностью. Например, ребенок показывает на кошку и произносит: «Кх!», а вы соглашаетесь: «Правильно, киса». Многие родители считают, что незачем сюсюкать с ребенком на «языке нянь»: дескать, пусть сразу учится говорить правильно. Но непослушному язычку гораздо проще произнести «облегченные» варианты слов, например, «биби» вместо «машина». Такие слова заметно сдвигают начало активной, сознательной речи. Дублируйте слова, называя предмет и настоящим, и «детским» именем: «Машинка проехала. Би-би!»

От имени к понятию. Сначала ребенок связывает значение слова с конкретной ситуацией или предметом. Первое время все его слова – это своего рода имена собственные: «мя» – это не мяч вообще, а именно этот маленький синий мячик, «ки» – не любая кошка, а только игрушечный котенок. Чтобы научиться классифицировать предметы, объединять их по определенному признаку, требуется колоссальная работа мысли. Осознав, что предметы можно классифицировать по определенному признаку, ребенок впадает в другую крайность. Так, например, «кар-кар» – это не только любая птица, но и самолет, и даже воздушный шарик. Нередко ребенок связывает предметы по ассоциации. «Папа!» – восклицает он, показывая на отцовский ботинок. Не стоит поправлять или высмеивать кроху, скажите: «Правильно, это папин ботинок! А где папа? Пойдем, поищем!»

Речевая гимнастика.

Чтобы малыш раньше начал связно, четко и правильно говорить, можно выполнять несложные упражнения для губ, языка и пальцев.

Легонько надавливая пальцами, массируйте губы и щечки по направлению от центра губ к ушкам.

Гримасничайте вместе с малышом: надувайте щеки, высовывайте язык, облизывайтесь, вытягивайте губы трубочкой, покусывайте их.

Дуйте в различные свистульки, флейту, губную гармошку. Задувайте свечки, дуйте через соломинку в стакан с соком.

Пускайте мыльные пузыри.

Отдельно о пальчиковой гимнастике. Известно, что существует прямая зависимость между развитием мелкой моторики и речи. Поэтому родители стремятся как можно интенсивнее стимулировать пальчики. Не увлекайтесь: в детских пальчиках действительно очень много нервных окончаний, напрямую связанных с центрами речи в мозгу, и их преждевременная гиперстимуляция может привести к серьезным нарушениям речевого развития – заиканию, логоневрозам. Не стоит заниматься массажем и пальчиковыми играми больше 2–3 минут 2 раза в день. Не настаивайте, если малыш недоволен и вырывает ручку. Вместо гимнастики предложите ребенку игрушки, развивающие мелкую моторику: нанизанные на крепкую бечевку крупные пуговицы, деревянные бусы, пирамидку, шнуровку.

Повод для беспокойства. Возраст, в котором дети начинают активно осваивать речь, может колебаться от 11–12 месяцев до 2–2,5 лет. Коммуникабельные, активные экстраверты стремятся вступить в диалог, еще не научившись толком ходить, их речь поначалу – поток интонаций, из которого сложно выделить слова. Их антиподы – уравновешенные, основательные дети, которые помалкивают до поры до времени, зато потом сразу начинают говорить предложениями и без ошибок.

До двух лет не стоит беспокоиться, если речевое развитие вашего малыша идет медленнее, чем у соседских детей. Важно лишь, чтобы малыш хорошо понимал обращенную к нему речь, пытался общаться с вами при помощи лепета и жестов. Насторожиться нужно, если ребенок не произносит вообще никаких звуков, не реагирует на обращенные к нему слова, не вступает в игру, не смотрит в глаза при общении, избегает телесного контакта. В этом случае как можно скорее проконсультируйтесь у врача-педиатра, который, возможно, направит вас на консультацию к другому специалисту: логопеду, отоларингологу, невропатологу.

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Как помочь ребенку? Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Как помочь ребенку с домашним заданием Посоветуйте своему маленькому интроверту разбить задание на небольшие фрагменты и заниматься ими в течение нескольких дней. Например, в понедельник ознакомиться с требованиями и подготовить необходимые материалы. Во вторник

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Как помочь своему ребенку преуспеть в XXI в. Настало время, когда вы должны написать собственное руководство для родителя, которое необходимо именно вам.Среди моих рекомендаций нашлось место и частным сыщикам, и футболу, и джазу. Но, возможно, вашему ребенку больше нравятся

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг. Когда младенец бодрствует, как можно больше общайтесь с ним. Но не переутомляйте его своими разговорами! Старайтесь произносить слова отчетливо, не очень быстро и не очень громко,

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг Делайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка развивалась речь, чтобы его лепет постепенно перешел в первые слова. Разговаривайте с ребенком и рассказывайте ему про то, что делаете вы, или

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг. Пополняйте словарный запас младенца наиболее часто употребляемыми простыми словами, комментируя ими как можно чаще все, что происходит вокруг, чтобы ребенку легче было запомнить их.

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь ребенку срыгнуть Помимо расслабляющего постукивания по спинке, для срыгивания требуется еще два действия: держать ребенка в вертикальном положении и надавливать на животик ребенка (родители часто забывают о последнем). Усадив ребенка себе на колено,

Из книги автора

Как помочь ребенку заснуть У родителей обычно батарейки садятся раньше, чем у ребенка заканчивается завод. Вот способы сделать так, чтобы эти маленькие глазки закрылись.Успокаивайте днем. Если вы много держите ребенка на руках и успокаиваете в течение дня, ребенок

Из книги автора

Как помочь ребенку не просыпаться Теперь, когда ваш ребенок наконец уснул, вот как задержать его в этом состоянии.Пеленание. Поэкспериментируйте с различными способами завертывания ребенка на ночь. Новорожденные любят спать туго спеленутыми хлопчатобумажными детскими

Из книги автора

Как помочь ребенку, начинающему сидеть Поскольку у ребенка еще не хватает силы, чтобы выпрямиться после того, как он накренится набок, падения назад и в сторону – та цена, которую приходится платить, чтобы научиться хорошо сидеть. Ваш ребенок научится хорошо сидеть, если

Из книги автора

Как помочь ребенку справиться со страхами Прежде всего о том, чего не надо делать. Не внушайте ребенку, что бояться – это плохо. Подрастающий ребенок поймет это так: что-то не в порядке с ним самим. Избегайте замечаний вроде таких: «Не бойся», «Не будь как маленький»,

Из книги автора

Как помочь ребенку стать самостоятельным Главная задача воспитания, как сказал один мудрый человек, это научить детей обходиться без нас.Помочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот можно сделать увлекательным.Психолог Юлия Гиппенрейтер в

Из книги автора

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя Обычно после слов учителя: «К доске пойдет…» – в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как назван «счастливчик».Наверняка в классе есть ученики, знающие ответ и желающие

Из книги автора

Как помочь ребенку в новой жизни В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным

Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.

Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.

Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими.

Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.

Что входит в понятие «развитие речи»?

Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений.

В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок.

Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.

Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.

Этапы формирования речи у ребенка

Любой родитель знает, что речь не развивается одномоментно. Это длительный процесс. В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими.

От рождения до 1 года — доречевой этап

Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.

Данный этап условно делится на стадии:

  • Стадия гуления

    Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».

  • Стадия лепета

    Стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков уже напоминает слоги.

    Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Он поворачивает головку, когда его зовут по имени. Активно реагирует ребенок и на все, что слышит. В ответ на обращенную речь гулит активнее, уже пытаясь «общаться».

  • Стадия липидных слов

    Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания.

    Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на».

  • Стадия первых слов

    Завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па».

Таким образом, если у малыша есть определенные проблемы со слуховым или речевым аппаратом, родители это понимают уже сейчас. В этом случае у малыша на доречевом этапе не наблюдается гуления или произнесения первых звуков.

Чем помочь ребенку?

То, что ребенок еще не говорит — не повод ограничивать его в общении. Скорее наоборот. Общайтесь с малышом большую часть времени, стараясь следовать определенным правилам:

  • Используйте коротенькие стишки-потешкий во время массажа, купания, игр с малышом, сочетайте произносимые слова с действиями, дотрагивайтесь до частей тела малыша, когда называете их, показывайте озвученные предметы.
  • Отвечайте на гуление малыша. Произносите звуки вместе с ним.
  • Во время общения с ребенком не забывайте про визуальный контакт. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему.
  • Показывайте крохе окружающие его предметы, называя их. Рассказывайте ему о своих действиях.
  • Говорите четко и по возможности медленно.
  • В этом возрасте еще допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения.

Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики. Применяйте массаж, побуждайте кроху захватывать и удерживать игрушки, используйте приспособления для игр, изготовленные из различных материалов.

От года до 1,5 — накопление пассивного словаря

После года многие родители замечают, что кроха не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь, он пользуется только уже знакомыми понятиями, освоенными в годовалом возрасте. Наберитесь терпения. Процесс развития речи идет куда быстрее, чем кажется.

К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. Сейчас важно быть внимательным к малышу, чтобы адекватно оценить количество обращенных к нему слов, которые он понимает, и помочь ему накопить пассивный словарь.

На данном этапе развития кроха уже узнает повседневные предметы и действия, он понимает что такое «купаться», «гулять», «кушать», может показать знакомые предметы, любимую кружку, окно, свою кроватку, стульчик так далее. Поворачивает голову и смотри на названную игрушку.

Чем помочь ребенку?

Разумеется, продолжать общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.

При общении с малышом следуйте следующим правилам:

  • Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.
  • Показывайте крохе новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их с визуальными и тактильными образами.
  • Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («пи-пи», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («писать», «кушать»).
  • Описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.
  • Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».

Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что кроха не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, что имеете ввиду.

От 1.5 лет до 2.5 лет — «лексический взрыв» и переход к фразовой речи

Многие слышали истории о том, как ребенок «не говорил» и вдруг начал тараторить без умолку, поражая родителей количеством новых слов. Данное явление получило название «лексический взрыв». Теперь кроха активно извлекает слова из пассивного словаря и учится их использовать.

Как правило, данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Отклонением от нормы не считается и переход к следующему этапу в 2 года, как правило, это наблюдается у мальчиков.

Практически сразу за лексическим взрывом наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре крохи накапливается порядка 40-60 и более слов.

В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.

Нормальным при этом считается использование упрощенных форм слов, например «би-би» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Такие «малышковые» сокращения так же можно считать частью словарного запаса ребенка.

Не все слова могут быть произнесены правильно, некоторые и вовсе обозначаться звуками — это норма. Первые предложения крохи могут звучать следующим образом: «Мама, дём ам-ам» («Мама, идем кушать»). Это нормальная речь малыша такого возраста. А вот если ребенок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения — стоит посоветоваться со специалистом.

Чем помочь малышу?

Правила остаются все те же — продолжайте разговаривать с ребенком, играйте с ним, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Не забывайте и о развитии мелкой моторики: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы.

Усложняйте собственную речь при разговоре с малышом:

  • Используйте разнообразные формы подачи информации (стишки, песенки, потекши, сказки).
  • Продолжайте говорить четко и внятно, но уже с нормальной скоростью.
  • Превращайте свое повествование о предметах и явлениях в небольшой рассказ. Широко применяйте в своей речи прилагательные, местоимения, наречия.
  • Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая и давая высказаться.
  • Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы).
  • Тактично исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Например, кроха сообщает: «Мама ав-ав дёт!», — мама тут же реагирует: «Да, собачка идет». Тут же можно перейти к описанию: «Собака говорит „ав-ав“, у нее длинная и блестящая шерсть, длинные лапы и короткий хвост».
  • Помогайте ребенку усложнять собственную речь: «Дем гулять» — «Данила хочет пойти погулять на улице».
  • Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи. Предлагайте малышу принести предметы, не находящиеся в поле его зрения, обратиться к другим взрослым с просьбой, найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества. Озвучивайте не одно действие, а их последовательность: «пожалуйста, сходи на кухню, возьми на столе чашку и принеси мне».

2.5-4 года — этап освоения связной речи

После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны.

Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.

В возрасте от 3 до 4 лет кроха уже усваивает определенное грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет несколько предложений по смыслу, то есть, может составить целую фразу. В его речи появляются прилагательные, наречия (высоко, поздно, холодно и т.д.), местоимения, слова могут изменяться по числам и родам.

Чем помочь ребенку?

Продолжайте усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Старайтесь посещать новые места, знакомить ребенка с новыми явлениями.

Теперь взрослый в разговоре с ребенком перестает быть преимущественно рассказчиком и старается больше слушать и побуждать малыша к общению:

  • Задавайте ребенку вопросы: «Что сегодня происходило в детском саду?», «С кем ты дружишь? Почему?», «Расскажи, как ты провел день у бабушки?». Предлагайте ребенку описать правила игры, рассказать сюжет прочитанной сказки, подумать над ним.
  • Не прерывайте ребенка, если он хочет высказаться.
  • Помогайте малышу подобрать слова для составления предложения.
  • Тактично исправляйте речевые ошибки крохи, но только после того как он завершит фразу.

Обращайте внимание так же на чистоту речи ребенка, сложности с произнесением определенных звуков. При необходимости обратитесь к логопеду — сейчас поставить или исправить звуки проще, нежели в школьном возрасте. В норме после 4 лет ребенок уже активно пользуется родным языком. Продолжается совершенствование его речи и корректировка.

Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка. Например, у мальчиков сроки могут смещаться на целых четыре-пять месяцев, для девочек, как правило, это не характерно — их отставание в речевом развитии считается нормальным, если не превышает 2-3 месяца.

Нет и абсолютно жестких норм относительно количества произносимых слов. Например, ребенок может использовать всего 7 слов в годовалом возрасте вместо «положенных» 10, а до 2.5 пользоваться более простыми формами слов и даже придумывать собственные.

Что еще надо знать о развитии речи?

Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:

  • 1 критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития . Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.
  • 2 критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.
  • 3 критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.

Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.

Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.

Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

Уважаемые родители!

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Большое значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет большое значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.

Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?

Машинка - пожарная, красная, железная, быстрая, большая.

Карандаш - острый, желтый, деревянный, длинный.

Мишка - пушистый, мягкий, теплый и. смешной.

Стакан - стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д.

Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?».

Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д.

Кто больше назовет слов, тот и победил.

Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

  • Вот такие мы – антонимы

Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь -. (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь -. (близко)

Как играем: расскажите ребенку стихотворение:

Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением.

Например: холодный - горячий, один - много, зима - лето, круглый - квадратный и т. д.

Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека:

храбрый - трусливый, добрый - злой;

материал: дерево - камень, стекло – железо;

вода – лед и т. д.

  • Объединяй-ка

Игра учит употреблять в речи слова - понятия; формирует наглядно - образное мышление

Необходимый инвентарь : картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

Как играем : выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д.

Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом - обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.

Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», - ребенок их перечисляет.

Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

  • «Скоро сказка сказывается»

Обучаем рассказыванию : учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.

Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?».

Как называется эта сказка?

О чем в ней говорится?

Кто еще пришел в Теремок?

Что случилось в конце?

Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки - так это же замечательно! Получится театр одного актера.

А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

Привлеките для этого всех членов семьи.

Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину - события перепутались, - пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.

  • Рифмоплет

Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма

Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», - а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», - а ребенок: «Подушка».

Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.

Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка - кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение:

На суку сидели две тетери,

Улетели - прилетели.

Лето красное пришло,

Много ягод принесло. И т. д.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку освоить речь».

Уважаемые родители!

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Большое значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет большое значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей.


  • Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.

Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?

Машинка - пожарная, красная, железная, быстрая, большая.

Карандаш - острый, желтый, деревянный, длинный.

Мишка - пушистый, мягкий, теплый и. смешной.

Стакан - стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д.

Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?».

Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д.

Кто больше назовет слов, тот и победил.

Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

  • Вот такие мы – антонимы

Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь -. (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь -. (близко)

Как играем: расскажите ребенку стихотворение:

Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением.

Например: холодный - горячий, один - много, зима - лето, круглый - квадратный и т. д.

Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека:

храбрый - трусливый, добрый - злой;

материал: дерево - камень, стекло – железо;

вода – лед и т. д.

  • Объединяй-ка


Игра учит употреблять в речи слова - понятия; формирует наглядно - образное мышление

Необходимый инвентарь : картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

Как играем : выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д.

Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом - обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.

Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», - ребенок их перечисляет.

Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

  • «Скоро сказка сказывается»


Обучаем рассказыванию : учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.

Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?».

Как называется эта сказка?

О чем в ней говорится?

Кто еще пришел в Теремок?

Что случилось в конце?

И т. д.

Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки - так это же замечательно! Получится театр одного актера.

А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

Привлеките для этого всех членов семьи.

Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину - события перепутались, - пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.

  • Рифмоплет

Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма

Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», - а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», - а ребенок: «Подушка».

Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.

Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка - кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение:

На суку сидели две тетери,

Улетели - прилетели.

или

Лето красное пришло,

Много ягод принесло. И т. д.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх