Функции сказок в сказкотерапии. Особенности проведения занятий по сказкотерапии

Сказкотерапия – термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах – педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. Сказкотерапия применима как для взрослого поколения, так и для детей. В основном используется при воспитании молодого поколения, при общении с дошкольниками. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Виды сказкотерапии

Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.

  • Дидактические сказки

Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.

  • Психокоррекционные

Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.

  • Психотерапевтическая сказка

Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.

  • Медитативные

Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.

Психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.

Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.

В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи), так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории.Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.

Функции сказок

В сказкотерапии выделяют следующие функции:

Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.

Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).

Символичность сказки заключается в донесении информации:

  • об устройстве мира, его создании;
  • самореализации в жизни мужчин и женщин;
  • о жизненных препятствиях и их преодолении;
  • о человеческих ценностях;
  • отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
  • отношения между поколениями;
  • прощение.

Типы сказок

Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:

  • Художественная

Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.

  • Народные сказки

Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).

  • Авторские сказки

Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).

  • Дидактические

Используют для подачи учебного материала школьникам.

  • Психокоррекционные сказки

Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.

  • Психотерапевтические сказки

Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.

Способ воздействия с помощью сказкотерапии

Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:

  • рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
  • сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
  • самостоятельное сочинение сказки самим клиентом.

Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;

  • подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
  • воплощение сказки в реальное действие.

Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.

Сказкотерапия для детей

Против чего помогает сказкотерапия

Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:

  • Сказки, помогающие побороть внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.)
  • Успокаивающие для детей с гиперактивностью.
  • Сказки, призванные на умиротворение агрессии. Актуальны не только в работе с дошкольниками, но и с подростками.
  • Сказки для решения расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: пропажа аппетита, недержание и другие.
  • Сказки для малышей, переживающих внутрисемейные глобальные изменения – развод родителей, появление нового члена семьи, желание найти другую семью.
  • Сказки для детей, переживших разлуку/потерю важного человека в их жизни, домашнего любимца.

Чего можно добиться различными методами сказкотерапии

Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.

Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.

Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.

Прогностические возможности сказкотерапии

контрольная работа

1. Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка".

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как повествование, рассказ, нарратитв. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с "формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Рассмотрим эти функции.

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков

Вандализм. Граффити как одно из проявлений вандализма

Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами...

Воспитание детей с отклонениями в поведении

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то...

Исследование мышления животных

Прежде чем переходить к определению и описанию мышления животных, сформулируем определение мышления человека, данное психологами. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности...

Классификация психотренингов

2.2.2 Виды социально-психологических тренингов Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Введение В наше время...

Классификация психотренингов

В широком смысле понятие "психологический тренинг" используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы...

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке...

Прогностические возможности сказкотерапии

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они...

Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне...

Психология паники

психологическая паника Паника, согласно Г.М. Андреевой, - это «определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» ...

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа - 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера...

Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение...

Управление педагогическими конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом...

Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания

Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий...

Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Этот метод психокоррекции и психопрофилактики используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрел известность довольно давно.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.

Любите ли вы сказки так, как люблю их я?

Я убеждена, что любую сказку нельзя рассматривать, как выдуманную историю для несмышленых деток.

В любом даже самом коротеньком тексте зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия , который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Что такое сказкотерапия?

Если бы меня спросили, какой из самых древних, самых безобидных и самых приятных методов психотерапии, я бы, не задумываясь, ответила: «Сказкотерапия, то есть – коррекция поведения или полноценное лечение при помощи сказки».

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Уверенна, что и среди моих читателей есть те, кто испытал на себе всю эффективность сказкотерапии.

Моя мама, например, вовсю использовала этот способ.

Когда маленькой я совершала плохой поступок, меня не наказывали традиционными методами (крики, ремень, угол), мне рассказывали сказку.

Мама брала уже существующую сказку или адаптировала готовую историю под мою ситуацию, или и вовсе придумывала свою сказку и рассказывала ее мне, объясняя для полноты эффекта, почему главный герой поступил плохо.

Подобные методы действовали куда лучше, чем ругань или физическое наказание.

К сожалению, современные родители редко используют .

И напрасно!

Ведь дети, выбирая любимую сказку, которую они постоянно просят вас прочитать, намекают вам на свои проблемы или мечты, помогают лучше понять их.

Если любимая сказка изменилась, то изменился и сам ребенок, он подрос.

На это нужно обращать внимание, чтобы правильно воспитывать своего малыша.

4 способа использовать сказкотерапию


Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

    Инструмент воспитания ребенка.

    Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

    Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

    При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.

    Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.

    То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

    Нарратив («повествование»).

    Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.

    Психотерапию.

    Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

    Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия


Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.

Итак, сказка может помочь:

  • у слушателя/читателя.
  • Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
  • Понять жизненные ценности.
  • Принять трудное, но правильное решение.
  • Сформировать характер.
  • Освоиться в этом социуме.
  • Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
  • Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
  • Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
  • Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
  • Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
  • Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Как применять сказкотерапию?


Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

    Работа с уже готовой историей.

    Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

  1. Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
  2. Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.

    Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

  3. Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.

    Подготовка.

    Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.

  1. Написание истории (если человек испытывает трудности, то специалист должен помочь ему).
  2. Прочтение и анализ.

Об особенностях применении сказкотерапии для ребенка

смотрите в в видеосюжете:

Пример использования сказкотерапии

Я не буду углубляться в сказкотерапию, как метод психиатрии, это слишком сложная и длинная тема, оставим ее для исследования специалистам.

Я лучше расскажу вам, как можно воспитывать деток при помощи сказки.

Допустим, что ваш ребенок постоянно врет.

Объяснения, почему так поступать плохо, на него не действуют.

Попробуйте устранить проблему при помощи написания авторской истории.

Алгоритм ваших действий:

  1. Придумать героя (или использовать любимого героя вашего ребенка), познакомить с ним малыша.
  2. Создать конфликтную ситуацию: герой постоянно всем врал, и это привело к ряду проблем в его жизни.
  3. Подчеркнуть, что герой осознал: он сам создал себе проблемы из-за того, что постоянно врал.
  4. Подвести героя к кульминационному моменту: он справляется со всеми трудностями благодаря тому, что переосмыслил свое поведение.
  5. Придумать счастливый финал.
  6. Обсудить сказку с ребенком.

    Малыш должен понять, что трудная ситуация, в которую попал главный герой, возникла лишь из-за его склонности к вранью и, если бы он не изменился, то никакого хеппи энда не было.

Сказкотерапия эффективный метод психотерапии, который используют психологи, психиатры, учителя, воспитатели в детских садах для решения своих профессиональных задач.

Родителям тоже следует получше ознакомиться с этим методом, чтобы применять его для воспитания своих деток.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка" .

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его . У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур .

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

этап - устное народное творчество;

этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

этап - интегративный, связанный с "формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков" .

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Вот небольшой перечень проблем, с которыми поможет справиться сказка: -бороться со страхами, - повысить самооценку ребенка, -привить определенные бытовые навыки, -спастись от капризов, - упокоится и расслабиться, - воспитывать культурные навыки, - беречь природу и окружающих близких, - скрасить будни, -развивать словарный запас ребенка и фантазию. И, конечно же, записывайте все сочиненные сказки и собирайте свою семейную коллекцию. С ребятами школьного возраста можно придумывать сказки вместе. Для этого можно завести специальную волшебную шкатулку , куда будут складываться самые обычные предметы, игрушки, безделушки. А потом, усевшись в круг можно доставить из шкатулки предметы и сочинять без конца. Или же поиграть в путаницу. Для этого достаточно взять любую сказку и перемешать в ней всех героев. А если смешать различные сказки, то получиться увлеченная игра не только для школьников, но и взрослых. Сказка «Потерялась буква» пройдет на ура в любой детской компании. Берется любая сказка и рассказывается (читается) без одной буквы. Еще можно сочинять сказки из известных пословиц и поговорок. К примеру, выражение «Доброе слово и кошке приятно» станет отличным подспорьем для сказки о культуре поведения и вежливости. Как видим, сказки – отличная палочка-выручалочка для родителей. Более того, это чудесный шанс вернутся в свое детство и снова его прожить. Пусть даже и на другом уровне. Конечно, детьми мы не станем, но мы можем чаще прикасаться к детству, отложив в сторону наши взрослые заботы. Ведь дети смотрят в нас, словно в волшебное зеркало и отражают то, что там видят.

Сказкотерапия как психотерапевтическая методика служит для достижения следующих целей: - психологическая диагностика и коррекция, - самопознание, - развитие творческих способностей, - раскрытие внутреннего потенциала, - адаптация личности к условиям окружающего мира. Сказкотерапия предназначена не только для детей, она подходит для людей любого возраста, так как в процессе сказкотерапии происходит взаимодействие с "детским" началом в человеке, его "внутренним ребенком", для которого свойственны чистота мировосприятия и связь с духовным началом. Жанры сказкотерапии : притча, басня, анекдот, легенда, былина, миф, сказка.

Что такое сказка?

В литературе сказка - это эпический жанр народного творчества. В арт-терапии сказка стала приемом психологической работы, доступным для каждого человека. Уникальные психотерапевтические свойства сказки были открыты на рубеже 19-20 веков и с тех пор используются во многих методиках. В сказкотерапии сказка понимается как зашифрованный в метафорической форме жизненный опыт предков. В сказке также зашифрованы архетипические процессы, происходящие на бессознательном уровне. Т.Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие свойства сказки :- сказка не носит дидактический характер, а ее смысл не навязывается, - собирательность образов, неопределенность места действия, имен персонажей, - многоуровневость зашифрованной информации, от бытового уровня до философского, - наличие благополучного исхода в истории, который служит психологической защитой, - возможность экзистенциального восприятия реальности, - мотивы волшебства, дающие ключ к раскрытию сверхспособностей в человеке.Методы сказкотерапии : - рассказывание сказок (групповое и индивидуальное), - сочинение сказок, - рисование сказок, - анализ сказки, - постановка сказки, - медитация на сказку.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх