Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по фцкм на тему: «осень –краса природы. Вопросы к детям

Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

МБДОУ "Детский сад №31" г. Петропавловск-Камчатский

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ на тему: «Осень –краса природы»

Иванова Майя Валентиновна

воспитатель

Цель:Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинская капуста);

Развивающие

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Предварительная работа:

Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды,

Наблюдения за изменениями в природе,

Отгадывание загадок об осени,

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень»,

Беседа о перелётных птицах; о подготовке животных к зиме;
- Накопление словаря: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень; названия осенних месяцев; употребление обобщающих понятий «перелётные птицы», «урожай»;

Заучивание стихов, отгадывание загадок

Ход проведения занятия:

В гости к детям приходит Осенинка.

Осенинка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Осенинка.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)

Вы конечно же догадались о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Осень-это очень непостоянное и разнообразное время года. То согреет нас солнышко, то польют проливные дожди, а то и засыплет мелким колючим снегом. А давайте отправимся с вами в путешествие во время года осень.

(дети вместе с Осенинкой отправляются в путешествие).

Осенинка: Посмотрите, сколько красивых листочков кружится в воздухе, но листики не простые, а волшебные. И сейчас мы проверим их волшебство.

(на листиках написаны названия и Осенинка предлагает коснуться одного из листиков)

Блок«Братья-месяцы»

Осенинка: А вот и братцы осенние месяцы. Давайте назовём по порядку их имена (дети называют)

(Затем появляется слайд с изображением месяца сентябрь)

Сентябрь:

Пришёл сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

Принёс сентябрь зонтики,

Полил на рощу дождиком.

В сентябре осень называют ранней. Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)

(сменяет слайд с сентябрём слайд с изображением октября)

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В октябре и стар и млад

Наблюдают листопад.

Ребята, а какого цвета бывают листья осенью? (ответы детей)

(слайд сменяет месяц-ноябрь)

Нынче осень стала строже,

День все чаще непогожий.

То жжёт мороз, то ветер плачет

Медведь в берлогу ляжет спать

Жди-к нам зима,шагает значит.

А какую народную пословицу вы знаете про месяц ноябрь? (ответы детей)

Д/игра «Расставь месяцы на свои картинки»

Затем детям предлагают составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.

Д/игра «С какого дерева листочек?»

Блок «Приметы осени»

Ребята, посмотрите, по небу плывут облака. В них спрятались признаки осени. Давайте нажмём на них и посмотрим. Что вы можете рассказать об этом признаке (аналогично с другими картинками).

На экране появляются картинки с изображением признаков осени. Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать признаки осени.

Д/игра «Времена года»

Д/игра «Чья тень?»

Блок «Весёлый листочек»-физминутка

Блок «Осень в стихах и красках».

Воспитатель:

Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать поэт, художник, композитор. Как он это сделает? (ответы детей)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Фёдор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Очарование и поэтичность нашей природы полюбил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он особенно любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Большое количество своих произведений Пушкин написал именно в это время года.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец, и золото одетые леса.

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников. Как тонко подмечена цветовая гамма (колорит) этих произведений.

Да, ребята, осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычными способами-эстампами. Что это такое? Это отпечатывание, с каких либо форм, в данном случае с листьев капусты на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берём клеёнку, кладём на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладём на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем.

Но прежде чем приступить к работе предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5-будем листья собирать - сжимают и разжимают кулачки

Листья-берёзы-загибают большой палец

Листья-рябины-загибают указательный палец

Листья-тополя-загибают средний палец

Листья-осины-загибают безымянный палец

Листики-дуба-загибают мизинец

Мы соберём

Маме осенний букет отнесём - сжимают и разжимают кулачки.

Под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» дети выполняют свои работы.

Что интересного вы узнали из этого путешествия?

Что больше всего запомнилось?

Что вы рисовали?

Какими листьями рисовали?

Вступительное слово к презентации «Осень-краса природы»

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри и все присутствующие. Своё выступление хочу начать с небольшого стихотворения:

Сейчас осень, непогода

Дождь и слякоть. Все грустят:

Потому что с жарким летом

Расставаться не хотят

Постепенно холодеет

И короче стали дни.

Время быстро убегает,

Стаей птиц, мелькнув вдали.

Моя осень не такая

Осень чудной красоты

Лишь едва подует ветер

Как осенняя листва

Замелькает в ярком цвете

Будто искры от костра.

Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Осень-краса природы» воспитателя МБДОУ «Детский сад №31» Ивановой Майи Валентиновны.

Цель моей работы: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природе осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинской капустой);

Закрепить умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Данная презентация разработана для детей старшего дошкольного возраста. Это цикл занятий, который можно использовать по следующим образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В начале занятия используется игровой сюрпризный момент-приход девочки Осенинки.

С помощью программы по обработке звуковых файлов я озвучила объект. Звук воспроизводится автоматически. Смена слайда происходит по щелчку.

Предлагается детям ответить на вопрос: «О каком времени года идет речь?»

Чтобы узнать больше много нового и интересного Осенинка предлагает им отправиться в путешествие. Предлагаю и вам отправиться в путешествие.

Переходим на слайд, откуда дети начинают «свое путешествие».

К названию каждого цикла закреплена гиперссылка и с её помощью мы можем переходить между текущими слайдами в презентации.

Предлагаю начать наше путешествие с блока «Братья-месяцы»

Блок «Братья-месяцы» с 6 по 12 слайд

Все объекты в этом блоке озвучены с помощью программы по обработке звуковых файлов. Смена слайдов происходит по щелчку.

В данном блоке представлены и дидактические игры:

д/и «Расставь месяцы на свои места»,создана при помощи триггеров. Объектам (месяцам) задана анимация «другие пути перемещения» (вправо, влево) и связаны с помощью триггеров. В результате, при нажатии на картинку объекты становятся на «свои» места. А давайте и мы с вами поиграем.

В следующем задании воспитатель предлагает составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу. Картинки-символы детям уже знакомы.

Следующая дидактическая игра «С какого дерева листочек?» тоже выполнена с помощью триггеров. При нажатии на дерево листочек ложится на крону своего дерева. Предлагаю проверить правильность выполнения задания.

Чтобы вернуться к слайду, с которого мы начали свое путешествие, нажимаем на управляющую кнопку, которая связана с изначальным слайдом гиперссылкой.

Блок «Приметы осени»

На слайде появляются объекты-облака с заданной анимацией другие пути перемещения (верх по дуге),выход с предыдущим. С помощью триггеров к облакам привязывают картинку. Нажимая на объект-облако, появляется картинка с признаком осени. Дети могут лучше рассмотреть картинки и дополнить ответы своих сверстников.

Дидактическая игра «Времена года» запускается с помощью триггеров, но отличается от предыдущих тем, что правильному ответу при нажатии на него задана анимация «пульсация», а неправильному, анимация «качание». Я навожу мышью на картинку, а вы отвечаете «Какое это время года?» А теперь правильный ответ.

Дидактическая игра «Чья тень?»

С помощью макроса ДрекенДроп, наведя мышью на объект и щелкнув по нему, объект становится подвижным, и его можно перемещать на нужный объект (вмоем случае-это тень объекта). Поиграем?

Блок «Веселый листочек»

Это динамичная пауза. На слайд вставлен анимационный джиф и звуковой файл.

Блок «Осень в стихах и красках»

Воспитатель спрашивает у детей: - Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А как может рассказать об осени художник, поэт, музыкант?

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Федор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Александр Сергеевич Пушкин особенно любил осень, она его восхищала.

Унылая пора! Очей очарованье!

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников: Шишкина, Левитана, Волкова.

На этом слайде объектам задана анимация на вход-возникновение с предыдущим и на выход-плавное удаление вниз после предыдущего. Установлена определенная длительность и задержка на вход и выход.

В завершении цикла можно провести занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Осень на палитре краски разводила» в нетрадиционной технике рисования «эстамп» с применением растительного материала (пекинской капусты).

Свои работы дети могут выполнять под музыкуП.И.Чайковского «Октябрь».

Данные блоки могут использоваться в разной последовательности.

Их можно дополнять другим дидактическим и раздаточным материалом, с вариантами которых, я предлагаю вам познакомиться.

В завершении своего выступления, мне хотелось бы сказать. Что проведение занятий при помощи мультимедиа, требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз, чтобы подготовить материал, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память, наблюдательность, даёт представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы свами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

В: А что больше всего вам понравилось.(ответы детей).

НОД в подготовительной группе для детей с ТНР

ФЦКМ «Деревья, кустарники и растения осенью»

Задачи:

  1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
  2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
  3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
  4. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.
  5. Учить подбирать антонимы к прилагательным. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные (логопед).
  6. Развивать зрительное восприятие и память.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда : иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, короб, ламинированные осенние листья по одному, ламинированные листья деревьев и кустарников для игры «4й лишний», иллюстрация с изображением частей и этапов роста дерева.

НОД

Вводно-орг. этап:

Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.

Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?

Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не берёза, не рябина,

Я – пугливая… (Осина)

Информационно-аналитический и практический этапы

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес - лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

Воспитатель : Что же это?

Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?

Воспитатель: Хво́йный лес - лес , состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : сосны , ели , пихты , лиственницы и др. ПЛАКАТ

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес - лес , характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород .

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.

Воспитатель : деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

Дидактическая игра: «Собери дерево из частей»

Цель : закрепление названий частей дерева.

Физкультминутка «Какие бывают деревья?»

Логопед: (антонимы к прилагательным, относительные прилагательные)

Воспитатель : Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки ).

  • Какие плоды у дуба?
  • У сосны и ели?
  • У клена?
  • У березы?

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

Воспитатель : послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Как вы поняли эту загадку?

Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

  1. Обогащают воздух кислородом.
  2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.
  3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.
  4. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
  5. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

Заключительный этап: обобщение

С какими видами леса мы сегодня познакомились? Расскажите этапы роста деревьев.

Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Мотивационно-поб. этап последующей деятельности, предложение предметного материала, обеспечивающего продолжение предметно познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

2. Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.

3. Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.

Материалы: репродукции картин русских художников: И. Левитан «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкин «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень», музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», карточки в виде осенних листочков.

Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок, беседы по теме «Осень», заучивание стихотворения «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» и. Бунина, организация подвижных игр «Осенние листья», «Плетень», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».

Ход:

Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».

Ребята, а сегодня у нас с вами будет интересное занятие, а на какую тему, вы мне скажите сами, когда отгадаете мою загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень! А кто мне скажет, а какое сейчас время года? Правильно, тоже осень, вы правы! А как вы поняли, что сейчас именно осень?

Все верно! А какие вы знаете осенние месяцы?

А сейчас у нас какой месяц осени? Верно, сентябрь. А давайте теперь послушаем стихотворение З. Письмана, которое как раз об осени и называется «В сентябре в лесу».

Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

Ветерок летит, вихрится

И негромко поют птицы,

Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает.

Лес наполнился грибами,

Лист, иголки под ногами.

На траве росинки тают,

Грибников в лес приглашают.

Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

Понравилось вам это стихотворение? Чем именно оно вам понравилось? О чем в нем говорится? Молодцы, а теперь давайте посмотрим, какой красивой изображали осень в своих работах известные русские пейзажисты.

Детям демонстрируются работы И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень» под звуки композиции А. Вивальди «Времена года. Осень».

Нравится вам картины? А чем они вам нравятся? Какая картина понравилась вам больше всего? Какой изображена осень на этих картинах? Что мы можем сказать об осени, глядя на эти картины?

Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры.

Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края.

Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Молодцы, а теперь давайте послушаем мелодию «Звуки осени», после чего вы мне расскажите, что вы услышали на записи.

Молодцы! Теперь я хочу поиграть с вами в одну игру, для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, чтобы закончить за мной предложение, которое я вам буду читать.

После лета наступает (осень)

Осенью деревья… (меняют свои окраску)

Осенью опадают (листья)

Дует холодный (ветер)

В лесу растут (грибы)

Осенью чаще идет (дождик)

Насекомые… (прячутся)

Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы запомнили все основные признаки и осени, а для этого нам нужно провести небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать по осеннему листочку. Готовы?

Какое время года следует за летом?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Как греет солнце осенью?

Куда исчезают насекомые?

Куда исчезают птицы?

Птицам страшнее пережить холод или голод?

Что происходит с деревьями осенью?

Какие вы молодцы! Чудесно поиграли!

Понравилось вам сегодня наше занятие? Что именно вам запомнилось?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх