«Пережевывая их, мы изъедаем сами себя. Обида

Вера во Христа есть личное дело каждого. Так ли это на самом деле? Вот слова, которые доказывают обратное:

«Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим, таже, дерзая, таинственное брашно яждь».

Это из молитвы перед Причастием. Смысл такой: если собираешься причаститься, прежде всего, прости тех, кто тебя обидел. Согласитесь, логичнее было бы требовать примирения с теми, кого я обидел, но молитва говорит о другом. Если ты христианин, ты и так не должен людей обижать, но даже для такого хорошего и безобидного человека остаётся серьёзной проблемой простить своих обидчиков. И это очень непросто.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Было время, я не верил, что такие люди вообще есть на свете – те, кто не может простить. Сколько раз в откровенном разговоре мне признавались в неспособности простить родителей, друга, мужа или коллегу. Но ведь это же так просто: прости, да и дело с концом! В жизни всякое бывает! А потом я узнал, что такое бессонница. И познакомился с «призраками».

Каждую ночь меня накрывали воспоминания. И почему только тишина ночи будит самое страшное? Просыпались старинные обиды, забытые предательства и унижения. Человек давно умер, всё ушло, но, оказывается, я никак не могу ему отпустить, и самое страшное, я сам себя простить не в состоянии, ведь среди «призраков» и мои неотменимые поступки.

Право на обиду

Прощеное воскресенье – такой красивый сердечный обычай! Сколько раз я обнимался с этими людьми в канун поста, мы простили друг друга, но достаточно одной бессонной ночи, и я снова ранен и растерзан прошлым, и только солнечный свет несёт мне исцеление. А рядом ходят люди, которым не помогает даже солнце. «Призраки» не отпускают их даже днём. И только причитания:

– Почему я не могу простить отца? Ведь я стараюсь, молюсь – не отпускает…

– Как простить маму? У нас всё хорошо, я скрываю, но себя не обманешь.

– Как забыть, что мне сделал друг? Я ему простил, но горечь никуда не уходит.

– Не могу простить себя. Ненавижу! Терпеть себя не могу!

– Как помириться с братом? Мы давно простили друг друга, но только увижу его, и сердце падает.

Очень часто это говорят верующие, церковные люди. Есть среди них и священники, и даже епископы. Потому что мы просто люди, и у каждого из нас, вне зависимости от сана и возраста, есть сердце и слёзы, пусть даже на людях я сильный и уважаемый человек.

Но как научиться прощать? Не знаю. Я сам этому только учусь и прошёл небольшой путь, но кое-что всё же можно сделать.

Самое главное – быть честным и признаться себе в своей слабости. Мне кажется, люди были бы куда сильнее и успешнее, умей они разрешить себе быть слабыми. Не бывает неуязвимых людей. Надо помнить о своей уязвимости, спокойно и весело принять эту уязвимость.

Право быть обиженным – привилегия человека, знак благородной человеческой слабости. Способность обидеться – признак здоровья. Если в вашей пьесе есть фраза «меня невозможно обидеть», значит, у вас роль робота. Нормальный человек может обижаться и должен обижаться. Только надо научиться делать это правильно, потому что обидчивость это словно щепотка дорогой приправы в роскошном блюде: переперчишь – испортишь всё, а может и отравишься.

Без специи нельзя, но обед не может состоять из одних специй. Человек – хозяин своих эмоций. Должен быть.

Приручить эмоции – дело трудное и хлопотное. Воспитание чувств – тонкое искусство. Если вы не гранитный памятник, то обязательно будете обижаться, но то, в какую форму и на какой срок выльется эта обида, зависит только от вас.

Обижайтесь на здоровье, но отнеситесь к этому как к учёбе, тренировке, не боясь ошибиться, пойти по неверному пути. Отнеситесь к своей обидчивости со спортивным азартом. Развлекайтесь!

Душегубные старухи

В одном монастыре жили две старинные монашки Дорофея и Досифея. Они пришли в обитель в одно время, девочки-одногодки. Крепко трудились, терпели невзгоды, прошли через лагеря. Но всегда вместе. После войны вернулись в родной город и до самой смерти прожили в тесной комнатке с другими выжившими сестрами. Так попали бы инокини-исповедницы в патерик или сборник для назидательного чтения, если бы не одна особенность их быта: с первого дня знакомства сестры «воевали» друг с другом. Это была бесконечная тяжба со всеми элементами борьбы, включая шантаж, подлог, интриги и сколачивание коалиций. Ни дня они не могли прожить друг без друга, так же как и без ругани и взаимных обид и обвинений. Их пытались урезонить, их мирили, стыдили, усовещевали – всё без успеха.

Когда Дорофея собралась помирать, игуменья позвала священника для напутствия, а сестры общими усилиями подтащили Досифею проститься. Дорофея прослезилась и, обнимая подругу, сказала слабеющим голосом:

– Бог тебе простит, Досифея. Но знай, что ты враг мой до смерти.

Сёстры от таких слов разбежались в ужасе:

– Ой, страх, страх! Ой, грех, грех!

Правда, свидетель прощания, один древний батюшка, заходился звонким смехом, вспоминая эту сцену.

А я слушал и никак не мог понять, что для некоторых товарищей динамичная смена горьких обид и трогательных прощений была единственным доступным развлечением в их небогатой событиями жизни, разновидностью игры, где у каждого своя роль, так что друг без друга невозможно прожить и дня – затоскуешь и того гляди тронешься.

А древний батюшка смеялся. И меня заразил. Трудно сохранять серьёзность, когда речь идёт об игре. И уж, по крайней мере, не надо искать трагедии там, где дают комедии.

Как убить память?

Если меня обидели, я разрешаю себе некоторое время пообижаться, ведь это очень приятно и даже полезно. А потом обычно забываю. Или записываю, потому что на память полагаться нельзя.

Товарищ в фетровой шляпе спешит в метро. Улыбнулись друг другу в лёгком поклоне. Откуда я его знаю? Сверяюсь с записями: «писал на меня донос». Вот змей!

Второй важный момент в преодолении обиды: признайся себе с предельной серьёзностью: люди могут быть последними подлецами и негодяями.

– Надо простить, потому что я во всём виноват.

– Не льсти себе: ты не можешь быть виноват во всём. Если твой обидчик – злобный тип, какая твоя вина?

Как ни странно, путь к прощению пролегает через поле честности. Не надо пускать благочестивый туман «спасительных» слов. Если вам сделали гадость, тем более умышленно, правильно назовите этот поступок. И это поможет вам простить.

– Простить окончательно? До конца?

– Всё зависит от того, что вы имеете в виду.

Почему я советую научиться правильно обижаться? Потому что в это искусство включается и навык борьбы со стереотипами примирения, которые только мешают помириться. У каждого есть представление о том, как выглядит идеальное прощение. Например, он, окровавленный и в струпьях, потеряв один глаз и все свои квартиры, всё осознав, падает на колени, вы плачете, целуете его, а потом, забыв всё, весело скачете по лужайкам, крепко ухватившись за руки.

Так не бывает. Потому что не все процессы обратимы. Есть вещь, которую у нас в Гомеле называют метафизической неотменимостью поступка . Любят у нас в Гомеле давать причудливые имена простым идеям. Суть в том, что, если человек сделал подлость, этот поступок можно загладить, искупить, вымолить, но его нельзя вымарать из истории, его нельзя отменить.

Любой поступок – навсегда. Поэтому жизнь наша так трагична и серьёзна. Этой простой истины не понимают люди, обвиняющие христиан, что мы все тут хорошо устроились: греши да кайся, и Бог всё простит. Бог простит, но моя история, моя биография это и есть мой портрет, моё лицо, моя личность. Всё остаётся. Чем страшнее проступок, тем больших усилий требуется, чтобы искупить его.

Прощение не отменяет труд искупления, поэтому так хорошо живому – у него его ещё есть время исправить хоть что-то.

Неотменимость поступка не есть повод для отчаяния. Мы ведь условились быть честными, поэтому не надо делать вид, что ничего не было. Если вы притворяетесь, что не обидели или не обиделись, память будет вам мстить. Любую обиду надо избыть , выстрадать, выболеть и отпустить, оставив при себе лишь снисходительность. Потому что мера мудрости есть мера снисходительности.

Будни Бармалея

Я исхожу из простой богословской концепции: все люди – Бармалеи. Бармалей, как известно, кровожадный, беспощадный, злой, и ему не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких детей. Он увешан саблями, пушками и кинжалами. Он неповоротливый, ворчливый, сеющий вокруг себя разрушения и хаос. Каждый человек – Бармалей. Не спорь! Ты тоже. И если ты живёшь в обществе Бармалеев со всеми их ножами и кинжалами, ты обязательно «оцарапаешься», без этого никак, это естественно.

Спрашивают:

– Вы хороший человек?

Отвечаю:

– Когда?

Может, мой Бармалей сегодня выходной, сидит на лужайке и лижет мороженое. Но пусть никто не обольщается: Бармалей всегда настороже, руки не утратили крепость, глаза помнят блеск клинка. Может, вышел в отставку, но оружия не сдал. Если есть кинжал, он непременно пробовал чьей-то крови. Невинных Бармалеев не бывает. Обличая негодяя и обидчика, честно рассмотрите свои фантазии по поводу мести: чаще всего они куда кровожаднее, чем само преступление. Бармалей обидел Бармалея. Один раненый зверёк оцарапал другого.

Бармалеем быть просто и естественно. Это не требует труда и напряжения. Доброта – плод титанических усилий. Быть хорошим человеком очень тяжело. Кто пробовал, знает. А кто не пробовал, нечего прикидываться невинной овечкой, когда встречаешься с несправедливостью и жестокостью. Быть хорошим человеком очень тяжело. Это ежеминутный, если не ежесекундный труд и усилие.

Не надо удивляться тому, что человек повёл себя, как Бармалей, особенно если этот человек – ты сам.

Мы не можем себя простить, потому что не верим в свою испорченность, не принимаем её, не знаем её подлинной силы, из-за чего не умеем этой порче противостоять.

Будь проще! Ты всего лишь человек! Не к лицу Бармалею крылья ангела!

Безобидное Евангелие

Евангелие от Марка для меня всегда было особой книгой. Во-первых, коротенькое, что для религиозной книги не просто достоинство, но и знак милосердия; во-вторых, очень человечное, если не сказать, нежное. Только в этом Евангелии я встретил прямую и конкретную заповедь «не обижай» (Мк 10:19). Христос напоминает богатому юноше, какие заповеди следует соблюдать. Скорее всего, Он цитирует известный текст из книги Левит (25:17). Однако, как оказалось, в лучших рукописях этой фразы нет, что вовсе не означает, что обижать можно. Просто, если вы просмотрите все новозаветные отрывки, переведённые глаголом «обижать» или производными, окажется, что более точным было бы перевести эти места словами «оскорбить», «обмануть» или «поступить несправедливо». Наше русское «обидеть» уникальное.

Согласно словарю Фасмера, слово «обида» происходит от глагола «об-видети», то есть восходит к одному корню с «завидовать» и «ненавидеть». Можно сказать, что «обидеть», значит, в каком-то смысле, проглядеть, выпустить из вида. Обида, как зависть и ненависть, – ошибка зрения. Можно проморгать и проглядеть человека, недо-видеть его.

Обида – ранение, кровоточащая рана. Если у вас здоровый организм, рана заживет быстро, а боль забудется. Но вдруг вы диабетик или больны гемофилией, тогда даже маленькая царапина может стать настоящим бедствием. Невозможно прожить жизнь и ни разу не оцарапаться.

Жить – больно, и это нормально, это естественно. Если ничего не болит… может, ты умер?

Сладострастие вины

Но куда более заразная болезнь – сладострастие жертвы. Обиженным и униженным быть очень приятно, а иногда даже и выгодно. И самое отвратительное, что может придумать человек, это прикрывать и оправдывать свою страсть Евангелием. Почему святой назвал этот недуг сладострастием? Потому что обида это процесс, это не статичное состояние. Если ты в ней задержишься дольше положенного, незаметно можно пересечь черту, когда тебе уже начинает нравиться быть обижаемым и угнетённым, и это сладострастие так накрывает человека, что он уже сознательно ищет повода к мучению, как пьяница бутылку.

Таким людям невыносим покой и счастье. Дай им прекрасного мужа, они постепенно превратят его в «жестокого деспота». Родись у них внимательный сын, он непременно станет «неблагодарным тираном» и «жестокосердым мучителем». Эти люди способны обратить в ад всё, что их окружает – дом, монастырь, учреждение. Мне не хочется писать о них подробно, потому что их портретами «увешаны» романы Достоевского.

Гораздо важнее осмыслить обиду и прощение как динамичный процесс, которым можно и нужно управлять, сознательно подчиняя себе.

Апостол Петр задал Спасителю вопрос: сколько раз прощать брату, согрешающему против меня? до семи ли раз? И Господь ответил: «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:22). Читая эти строки, мы думаем, что речь идёт о бесконечной череде обид, которые одна за другой наносятся человеку. Семьдесят обид – семьдесят прощений. Это тяжелое задание, но мы его принимаем. Но что если Господь говорит не только об этом? Что если формула пишется так: одна обида – семьдесят прощений? Что если человеку, который не способен сразу и до конца простить, приходится многие годы снова и снова прощать, погружаясь, благодаря этому опыту прощения, в самые глубины своей духовной жизни, опытно учась милосердию и снисходительсности?

Зубы друга

При всём своём грозном величии Бармалей это портрет ребёнка, испуганного, одинокого, очень часто, раненого ребёнка, покалеченного зверёныша. В гениальной картине Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров» у главной героини есть ручная белка, которая не отходит от девочки ни на шаг, без хозяйки тоскует, скучает, тревожится. И вот на крепость нападают, вокруг смятение, шум, крики. Белка пугается, пытается спрятаться и от ужаса и шума кусает девочку до крови. У кого есть кошки, знают, что такое случается. Но если внимательно присмотреться к картине, увидим, что девочка сама даёт укусить себя, чтобы белке стало легче. Это самая высокая степень дружбы и доверия – позволить себя поранить, сделать больно, чтобы друга хоть чуть-чуть отпустило.

Когда любимому человеку по-настоящему плохо, самая большая жертва, какую я могу принести, это позволить ему меня «искусать» и «исцарапать». Пусть ему станет легче. А потом вместе обнимемся, поплачем и посмеёмся. И простим.

Люди должны плакать.

Люди должны смеяться.

Это делает нас человечнее. И если вы плачете от обиды, скажите спасибо: кто-то напомнил вам, что у вас еще есть сердце.

Если бы нам представилась возможность увидеть, в каком состоянии пребывают души людей, то наверняка мы увидели бы, что это состояние обиженности. Все чувствуют себя кем-то ущемленными, обделенными, оскорбленными, кем-то обиженными. Может быть, так оно и на самом деле есть. Но все дело в восприятии этого и в том отношении, какое мы сами выстраиваем к случающимся неприятным событиям.

– это всегда крушение каких-то надежд. Мы надеялись, что нас поймут, помогут, простят, но этого не произошло. Мы полагали, что другой человек пойдет нам на встречу, но вместо этого он от нас холодно отвернулся или жестоко оттолкнул. Надежда порушена и вместо нее явилась обида.

Как это ни прискорбно, но таящий в себе обиду причиняет страдания себе сам. Казалось бы, он мучается от вполне объективных притеснений со стороны других, на самом же деле, его терзают собственные мысли и чувства. Как однажды точно подметил святитель Игнатий (Брянчанинов) , человек больше всего страдает не от случающихся неприятностей, а от их переживания. Развивая эту мысль, добавим, что пережевывая в себе обиды, мы изъедаем сами себя.

К одному старцу пришел ученик и спросил, как ему быть с обидами, которые появляются из-за несправедливого к нему отношения со стороны других людей. Старец предложил ему такой совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик принял совет, и понемногу накопилось столько картофеля, что стало его тяготить, а потом эти овощи еще и начали гнить. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил его старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?» Действительно, обида – это то, что гниет внутри нас, мучает душу нестерпимой тяжестью и не дает нам покоя.

Есть еще один интересный феномен. Казалось бы, наши обиды отделяют нас от причинивших нам зло людей. На самом же деле, всякая обида продолжает нас связывать с той несправедливостью или ущербом, которые причинил нам обидчик. Потому что человек, внутренне свободный, уже не таит в своем сердце обид – он свободен и мирен – тогда как тот, кто подчинился обидам, внутренне скован, томим и мучим своими горестными воспоминаниями, впечатлениями и перенесенными несправедливостями. Как же такой человек будет счастлив?

Как ни странно, обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.

Пожалуй, яркой иллюстрацией этого является известная ссора двух знаменитых писателей И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. Как-то Гончаров подробно озвучил в присутствии Тургенева проект намечаемого романа «Обрыв». В один из дней, когда писатели собрались в доме Тургенева, тот пригласил их назавтра к себе на обед для прослушивания его нового романа «Дворянское гнездо». На следующий день Гончаров не явился к обеду, но пришел позже. Когда же его спросили о причине непоявления, он ответил, что его не приглашали, на что Тургенев в недоумении возразил, что приглашал. Как только начали читать роман, Гончаров стал замечать, что многие идеи и характеры героев «Дворянского гнезда» на странность похожи с озвученными им когда-то перед Тургеневым идеями и характерами из романа «Обрыв». Так вот почему его не пригласили, – полагал Гончаров, – Тургенев присвоил себе его концепцию романа.

Через какое-то время, после многократных взаимных объяснений (Тургенев настаивал, что не стремился специально воровать идеи, но они могли отложиться в его душе и быть потом воспроизведены самостоятельно, вне связи с концепцией Гончарова) между писателями разгорелась нешуточная ссора. Затем в новом романе Тургенева «Накануне» Гончаров опять усмотрел влияние проекта своего романа. Состоялся даже третейский суд, не в пользу Гончарова, после которого уже Тургенев поддался чрезмерной обиде – не стерпев, разорвал общение с Гончаровым. И не нашлось никого, кто бы вовремя примирил двух гениев. Вновь накапливаемая обида Гончарова поместила его в замкнутый круг: обида заставляла всякий раз усматривать в произведениях Тургенева влияние своих идей, а это усматривание, в свою очередь, отравляло его душу нестерпимой горечью. А ведь когда-то он сам признался, что многое тут следовало объяснить его мнительным характером.

Часто выражается в злопамятности, то есть в злой памяти, в том, что мы долго помним обиды, и храним злое чувство по отношению к нашим обидчикам. По словам преподобного Иоанна Лествичника, злопамятность есть «ржавчина души, червь ума». Ржавчина изъедает, а червь гложет – как же при этом быть сердцу спокойным?

Поэтому лучшим правилом здесь может быть – не подпускать к своему сердцу обид вообще, перешагнуть через личную обиду и идти по жизни дальше, в чем-то став умнее, в чем-то осторожнее, а в чем-то снисходительнее к ближним.

Почему же мы обижаемся на других? Есть несколько очевидных причин, зная которые, можно заранее нейтрализовать свои обиды.

Во-первых, мы ожидаем, что другой человек должен нам непременно помочь, пойти навстречу, словно он обязан послужить именно нам и у него нет других забот, не позволяющих полноценно уделить нам внимание.

Во-вторых, мы как бы не допускаем, что другой человек может не сдержаться, вспылить, выйти из себя, подвести нас в определенных ситуациях, то есть мы не оставляем ему право на ошибку.

Третья причина наших обид заключается в том, что мы ждем всегда от других одинакового к нам отношения. Если наш ближний поступил не так, как мы заранее полагали, то мы говорим, что он не оправдал наших надежд, что поступок его оказался для нас неожиданным. Во взаимоотношениях с ближними важно помнить, что человек – существо переменчивое. И потому вроде бы хороший человек в какие-то моменты способен срываться, терять доброту и любовь (также как и плохой человек способен покаяться и исправиться).

Не трудно заметить, что все указанные причины упираются в наш эгоизм и нежелание проникнуться положением ближнего. Эгоизм всегда требует, чтобы другие служили нашему «я», чтобы от них «я» всегда получало одну только пользу. Если же заранее понимать, что наши нужды не являются центром жизни других людей, и что нам самим стоило бы созидать себя через участие в жизни ближних, а не безмерно поглощать их помощь, тогда никакого крушения неоправданных надежд не будет. Сменить вектор жизни с эгоцентризма на жертвенность – и не будет обид.

И еще. По большому счету, проблем с ближними не имеет тот, кто не обижается.

Если подытожить сказанное, то чувство обиды – это в каком-то смысле очень точный критерий, ключевой показатель того, насколько мы реализуем в своей жизни Евангелие. Если наши мысли возмущенно кипят от обид на кого-либо, если во время бесед с друзьями и близкими мы все время на кого-нибудь жалуемся, то значит, сердце наше слишком изнежено, мы ищем, чтобы другие всегда угождали нам, но при этом даже не подозреваем, что сами мы далеки от Христа, Который за всю Свою скорбную жизнь ни разу не высказал на кого-либо ни одной обиды.

Сен 30 2016

Обида и прощение (стихи, цитаты, открытки, статьи, видео, Х/ф)

Прощение - это выбор.

Сильнее всех побед — прощенье.

Если тебя забыли, пренебрегли, намеренно загнали в угол, а ты склоняешься перед Господом и благодаришь Его за все обиды и унижения Это победа.

ОБИДА — защитная реакция вызванная нападением на ваших идолов.
Тимур Расулов

Попытайтесь смотреть на нее прощающим сердцем, а не осуждающим умом.
Х/ф «Любовь приходит тихо»-6 «Мечта любви»

Простить – значит повернуть ключ, открыть дверь темницы и выпустить узника на свободу.

Простить – значит большими буквами написать на долговой расписке «Не должен».

Простить – значит ударить судейским молотком и объявить подсудимому: «Невиновен».

Простить – значит выпустить стрелу из лука настолько высоко и далеко, что никто не сможет ее найти и вернуть.

Простить – значит вынести мусор и выбросить его, оставив дом чистым и светлым.

Простить – значит поднять якорь и пуститься под парусами в свободное плавание.

Простить – значит даровать полную амнистию осужденному и заключенному преступнику.

Простить – значит отпустить мертвую хватку.

Простить – значит смыть все чернила, запачкавшие кирпичную стену и выбелить ее заново.

Простить – значит вдребезги разбить глиняный горшок, чтобы больше его уже было не собрать.

Джон Мак-Артур


Х/ф Чемпион / Champion (2017)
В мире больших скоростей и гоночных трас, одна ошибка приводит к тому, что жизнь двух мужчин меняется навсегда. Один должен бороться за свою семью, а другой должен бороться, чтобы простить.

Мудрость - если вовремя смолчишь,
Не ответишь грубостью на грубость,
Если больно - Все равно простишь,
И обиду, и чужую глупость.

Обидчивость и здоровье

Обида, обидчивость и раковые заболевания, или о том, что такое обида, к чему она приводит и как не обижаться

«Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он смилостивился над ним: он брат твой, член твой» - свт. Иоанн Златоуст.

Представьте себе, что вы едете на автомашине, спешите и вдруг… дорогу вам переходит стадо коров или овец, например. Они идут степенно, с достоинством, помахивая хвостами, и совершенно никуда не торопятся.

Надеюсь, что вы на них не обидитесь?

Если на вас нападет грабитель, то, скорее всего, вы тоже не обидитесь, а либо испугаетесь и убежите, либо разозлитесь и вступите с ним в борьбу. Но если вы увидите, что ваш друг пренебрегает вашими интересами, или тот, кого вы любите, ведет себя с вами не так, как вы от него ожидаете, то возникает неприятное чувство, которое называется обидой.

Следовательно, эмоция возникает из столкновения моего представления о поведении другого человека с реальным поведением этого человека. При этом важно, чтобы тот, другой, был для меня значим, а может быть, любим.
Обидчивость - это желание лучшего отношения к себе, чем то, которое человек наблюдает в окружающих. Т.е. мы обижаемся тогда, когда считаем себя заслуживающими лучшего отношения к себе.

Во внешнем - может проявляться требованием по отношению к себе признания, уважения, высокой оценки «высоких личных достоинств». Обидчивый человек обычно охотно поддерживает беседы о царящей в мире несправедливости, о неблагодарности детей и знакомых, низкой заработной плате, жалуется на непонимание людьми его сложной натуры и на их неспособность оценить его, как ему кажется, высокие качества.

В быту он придирчив, капризен, ведет себя, как ребенок. И действительно, эмоциональная реакция на неудачу может происходить из детства. Ребенок обиделся, плачет, и родители, так как любят его, испытывают вину. Эта вина заставляет родителей изменить свое поведение, что и нужно ребенку. С другой стороны, обидчивость ребенка нужна для воспитания родителей. Она помогает им превратиться из мужа и жены в папу и маму, вырабатывает в них определенные черты, необходимые для нормального взросления как ребенка, так и взрослого, формирования их личностей. Но с того времени, как личность ребенка сформировалась, необходимость в обидчивости отпадает.

Обидчивость - это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом человеке.

Посмотрите на выражение своего лица, когда вы обижены: оно становится детским и по-детски злым! Обижаясь, я эксплуатирую любовь другого и управляю его поведением, наказывая его чувством вины. Во взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины другого. Если же другой не будет чувствовать себя виноватым, то обида становится бесполезной. Мы не обижаемся на тех, кто нас не любит. Т. е. обидой незрелые люди манипулируют другими для своей выгоды.

Но если у них не получается, тогда обида укореняется в них, разрушая организм, что приводит к различным, чаще всего раковым заболеваниям. Само по себе чувство обиды не приносит большого вреда, если человек умеет прощать или хотя бы стремится к этому.

Чаще всего люди сами ставят себе барьеры, когда говорят, например: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она меня не любила» или «Я не могу простить отца за то, что он бросил нас» и т. д. И действительно, очень трудно простить мать, которая нанимает людей для избиения собственного сына, или мать, которая не работает, пьет, не заботится о своей дочери, задыхающейся от спиртного угара в захламленной грязной квартире, где она вынуждена находиться целыми днями голодная. И таких примеров множество.

Какую любовь надо иметь, чтобы простить такое?!

Но еще больше других примеров. Когда люди обижаются друг на друга из-за каких- то бытовых мелочей: кто-то что-то не так сказал, или посмотрел, или подумал, или просто потому, что «он не такой, как я бы хотела» и т. д. И рвутся родственные связи, рушатся семьи. Хорошо, если примирение все-таки наступает, пусть даже и в конце жизни. А часто так и уходят люди в мир иной, оставляя следующим поколениям в наследство повышенное чувство обидчивости, переходящее в страсть, а вместе с ним и сопутствующие ему заболевания. Обида разрушает наш организм тем, что включает умственную агрессию. Мысли, в которых мы наказываем обидчика, истощают нашу иммунную систему.

Вы хотите быть здоровыми? Научитесь прощать искренне, от всей души и проживете долго!

Легко сказать: простить! А как? Как научиться не обижаться? Может быть, вам помогут следующие рекомендации, взятые из практической психологии и у святых Отцов.

1. Для начала распознайте свою обиду, что включает в себя:

— распознавание своих ожиданий,

— понимание причин их происхождения,

— реальную оценку истинного поведения и состояния другого,

— понимание разницы между своими ожиданиями и реальностью.

2. Когда тебя обидели или оскорбили, подумай о том, что:

— если это неправда, то это вас не касается,

— а если правда, тогда и обижаться не приходится,

— если же кто-то сказал или сделал это из-за своего плохого характера, то посмотри на него как на больного, ведь он и есть больной. Не обижаемся же мы на больного раком, гепатитом и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Вспомним, что советуют нам святые Отцы: если тебя обидели, попроси у него прощения, пожелай ему счастья, здоровья, молись об обижающих и унижающих тебя. В награду будешь иметь душевное спокойствие, чистое сердце, крепкое здоровье.
Паренко Н.Ф.

Прощение не всегда приводит к примирению. Прощение есть только шаг на пути к нему, так как настоящее примирение обуславливается прощением с обеих сторон и восстановлением доверия, что чаще всего не случается. Чаще только одна сторона готова примириться и возобновить отношения. Но это не означает, что без примирения мы не можем простить.
Прощение друг друга даже с обеих сторон, иногда к сожалению, не означает, что мы вернемся к прежним отношениям. Только со временем, с восстановлением доверия, отношения могут постепенно вернуться к изначальным.

Антоний Сурожский рассказывал о своем знакомом, который, находясь в нацистском концлагере, чувствовал себя сильнее, могущественнее своих мучителей. «У них, - говорил он, была жалкая власть убить меня. Да и то, не меня, а только мое тело. У меня же была власть их простить и молиться о них».

Представьте себе, что кто-то нанес Вам увечье, сломал руку, например. А потом пришел и искренне раскаялся, просил прощения. И вы простили его. Что же, рука после этого сразу срастется? Нет, конечно, любые телесные повреждения будут еще долго болеть, а может быть и всегда. Но эта телесная боль прощения не отменяет. Боль - болью, а прощение - прощением. Думаю, что и с душой происходит подобное.
Человек, обидевший вас, нанес душе рану, которая не может сразу пройти, может болеть еще долго. Простить - одно, выздороветь душою - другое.
Протоиерей Игорь Гагарин

«Прощение — это не притвориться, что плохое никогда не происходило, и не называть зло добром. Прощение – это освобождение себя, не давая другим силы снова ранить вас каждый раз, когда вы думаете о них. Это лучший способ, который я знаю, чтобы помочь вашему телу продолжить исцеление».
Дэвид Леви, нейрохирург из Сан-Диего

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя.
Ефрем Сирин

«Знак нелицемерной любви есть прощение обид».
Марк Подвижник

«Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами».
Иоанн Златоуст

Старуха
Я помню дом, ободранный как липка.
Над домом, средь мерцающих миров,
Безумная, беззубая улыбка
Луны, ослепшей от прожекторов.

Еще войны гуляло где-то эхо,
Гремя громам небесным невпопад,
И мне казалось, что совсем не к спеху
Прощать врагов, меня толкавших в ад.

Но я услышал рядом, как старуха,
Вся из чугунных вдовьих желваков,
У Господа всевидящего глухо
Вымаливала милость для врагов:

– Великий Боже, завершилась битва,
Кошмарнее, чем Каиновы сны…
Дай силы мне молиться, чтоб молитва
Была, как продолжение весны.

Дай силы не тянуть врагов на плаху,
Мир ненавистью собственной круша,
Дай силы умалиться мне до праха,
Чтоб до прощенья поднялась душа,

Чтоб павшие у волжской переправы
В Тебе воскресли пять моих сынов.

…Старуха, как никто, имела право
Прощать врагов.
Юрий КАМИНСКИЙ

Простил ли я на самом деле?
На прошлой неделе, готовясь к проповеди, размышлял над текстом из евангелия от Матфея 18:21-35. Это общеизвестный отрывок о том, как Петр подошел к Христу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». Ответ Христа был неожиданным для Петра, так как Христос «поднял планку» прощения на ошеломляющую высоту - 490 раз в день (другим словами, примерно один раз в 3 минуты). Своим ответом Иисус показал, что верующий человек должен прощать постоянно, не ведя счет злу (1 Кор. 13:5). Дальнейшей притчей Христос хорошо проиллюстрировал как минимум две причины, почему христиане не имеют никаких законных обоснований для непрощения других верующих. Это Божье прощение и Божье наказание.

В свете этого отрывка жизнь любого верующего человека должна быть наполнена прощением. Когда мы соглашаемся с этим, то для нас становится очень важным ответ на вопрос: что мы подразумеваем под прощением? Или какой смысл мы вкладываем в слово «простить»?

Делая обзор всего Писания, можно заключить, что Божье прощение не только мотиватор для нашего прощения, но и пример того, как нам нужно прощать:

…прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Еф. 4:32)

Мы должны относиться к грехам братьев и сестер, за которые они принесли извинения, так же, как Бог относится к грехам людей, которые пришли к нему с покаянием. Когда мы начинаем думать в этом направлении, то в нашем разуме всплывают разные стихи на эту тему (соответственно, рассматриваются разные грани прощения). Но, наверное, самой яркой фразой (по мнению многих толкователей), описывающей Божье отношение к прощенным грехам людей, является фраза «не вспомяну более»:

Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну
(Ис. 43:25)

…Потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер. 31:34)

Кто мы такие, что бы не прощать друг другу обиды, если даже Бог прощает нам наши грехи.

Бог обещает, что не будет вспоминать грехов. Следовательно, «прощение» – это обещание не вспоминать грехов (не обещание забыть, но волевое решение не вспоминать). Так же должно выражаться в жизни наше прощение других людей. Всякий раз, когда мы говорим другому, что мы его прощаем, мы даем обещание не вспоминать его греха.

Простил ли я на самом деле?

Этот вопрос равносилен другому: «вспоминаю ли я грех, который простил?»

Чтобы прояснить это, задайте себе 3 вопроса:

Думаю ли я об обиде, которую причинил мне человек?

Напоминаю ли я об этом обидчику?

Говорю ли я об этом грехе другим людям?

Если на какой-то из этих трех вопросов мы ответим утвердительно, то вероятно, что мы не простили «от сердца» брату согрешений его.
Шпилько Дмитрий

Мы придумали многие тысячи слов,
Научились писать и читать,
Переводим стихи мы со ста языков,
Только близких не можем понять…
А собака тебе лишь посмотрит в глаза,
Мокрым носом уткнётся в ладонь,
И поймёт сразу всё, что ты хочешь сказать,
Ей не нужно для этого слов…

Мне о многом ей надо сказать,
А потом попросить и меня научить,
Как без слов всех людей понимать!
Мы гордимся, что есть у нас много друзей,
Поздравленья им в праздники шлём,
Только наши друзья нас подводят порой,
Да и мы их легко предаём…
А собака не может кого-то предать,
И друзей не подводит она,
За друзей свою жизнь ей не жалко отдать,
Ведь ей жизнь без друзей не нужна…


Попрошу я её и меня научить,
Как мне правильно надо дружить!
О любви сочинили мы тысячи книг,
Над романами слёзы мы льём,
Но так часто бросаем любимых своих,
И за деньги любовь продаём…
А собака не ждёт ничего для себя,
И примеров тому нам не счесть.
Хоть ты нищий, хоть царь, она любит тебя,
Просто так, лишь за то, что ты есть…
Как хочу изучить я собачий язык,
Чтоб на равных мне с ней говорить,
Попрошу я её и меня научить,
Как же правильно надо любить.
Мы посты соблюдаем, и ходим мы в храм,
Чтоб грехи там свои замолить,
Но не можем годами родным и друзьям,
Даже мелкой обиды простить…
А собаку, ты если ведёшь усыплять,
Хоть она это сразу поймёт,
Без обиды посмотрит она на тебя,
И тихонечко руку лизнёт…
Как хочу изучить я собачий язык!
Мне так много ей надо сказать,
Попрошу я собаку меня научить,
Как обиды всем надо прощать!…


06 Разрешение конфликтов. Билл Готард


07 Обидчики

Чем мудрее становится человек, тем меньше он находит поводов для обид.

Х/ф Возмездие / Железнодорожник 2013

Жанр: Драма, военный
Описание: Во время Второй мировой войны британский офицер Эрик Ломакс попадает в плен к японцам в Сингапуре и его оправляют в лагерь для военнопленных на строительство Тайско-Бирманской железной дороги. В лагере он подвергается пыткам со стороны японского офицера. Десятилетия спустя Эрик, до сих пор переживающий последствия психологической травмы, и его жена Патти узнают, что японский офицер, пытавший в лагерях Эрика, жив. Бывшим врагам предстоит встреча на том самом железнодорожном мосту через реку Квай, но захочет ли он возмездия теперь или сможет простить человека, выполнявшего свой военный долг, и забыть все трагические события? Возвышенный фильм про мужество и силу духа, основанный на реальных событиях. Главный персонаж фильма — Эрик Ломакс — скончался 8 октября 2012 года, не дождавшись выхода фильма на экран.

Дополнительно: фильм содержит тяжёлые военные сцены и не рекомендуется к просмотру детям.

— Почему меня обижают, если я никому не причиняю зла?

Я так стараюсь никого не обидеть, лишний раз слова плохого не сказать человеку, и даже какие-то мелкие обиды и немного неприятные слова проглатываю молча, не скандалю в ответ — а люди ну прямо как специально топчутся по моим чувствам, обижая порой даже походя, мимоходом?!

Наверное, многие люди проходили в жизни этап, окрашенный в такие вот переживания хотя бы раз. А женщины и вовсе довольно часто живут в нем годами…

Но почему же, почему так происходит: ты никого не задеваешь — а тебя…!!!

И кто — самые близкие любимые люди!..

Что ж, давайте разбираться.

§1. Главная аксиома в теории обид

А вы знаете, что ни один человек НИКОГДА не обижает нас НАМЕРЕННО?

Чтобы убедиться в этом, посмотрите на себя: вы хоть однажды обидели кого-либо специально, если он раньше ничего плохого вам не сделал? Уверена, что нет.

И если бы передо мной был класс, и даже целая площадь людей — каждый из них сказал бы про себя то же самое. Это — аксиома (то есть правило, не требующее доказательств и не имеющее исключений).

В психологии этот феномен человеческого сознания известен, и полностью он звучит так:

Каждый человек уверен, что сам он обижает людей только случайно,
но когда его обижают, то обижают специально.

Понимаете, что это значит?

Что так думаете про себя и свою жизнь не только вы — это свойство человеческой психики (а точнее — эго человека).

Но если каждый из нас никому осознанно не желает причинять зла… из этого следует доказательство нашей аксиомы:

Ни один человек НИКОГДА не обижает нас НАМЕРЕННО

Это легко увидеть хотя бы по тому, что наши близкие, извиняясь, как правило произносят: «Я не хотел тебя обидеть».

Да, порой люди творят очевидную несправедливость, наступая нам на ноги и урезая зарплату.

Но они делают это не из желания нам «насолить» — вот что важно увидеть.

Они просто думали о чем-то своем, преследовали свои цели и интересы и… не заметили нас . Пренебрегли — да. Но не хотели обидеть.

Что это меняет?

Если вы действительно осознаете, что никто не стремится вас обидеть, у вас в десятки раз сократятся поводы для обид, т.к. исчезнет главная их причина — представление, что «мир ко мне жесток и несправедлив», «вечно меня все обижают».

И тогда, если вам наступят на ногу, вы с легкостью скажете: «Ой!» — и улыбнетесь. И услышите в ответ: «Извините».

Если вас толкнет встречный человек, вы будете знать, что он просто «не в духе», и потому идет как носорог, не разбирая дороги, пытаясь неосознанно (т.е. не специально!) разрядить свой гнев на случайных прохожих. И просто «встряхнетесь» как собака, подумаете о чем-то своем, хорошем — и забудете об этой «обиде» уже через минуту.

Если начальник отнесется к вам несправедливо — вы будете помнить, что своим решением он не хотел вас обидеть — и придете к нему в кабинет не обиженным, а озадаченным: «Просите, тут какая-то незадача вышла, мне почему-то не выписали премию, как всем. Должно быть, это ошибка?» И либо получите свою премию, либо узнаете причину и поймете, в чем проштрафились.

Впрочем, в вопросе с деньгами ненужные проблемы могут возникать не только из-за незнания аксиомы обид, но и из-за нарушений в отношениях с деньгами.

Также, как в отношениях с близкими людьми есть свой дополнительный «параграф», и называется он…

§2. Самоуважение как основа хороших отношений

Когда у нас появляются отношения, которые для нас исключительно важно иметь хорошими , очень часто эти люди начинают вести себя по отношению к нам как бы чёрство.

Обижая мимоходом, роняя походя слова, которых можно было бы не говорить вовсе, но которые «бьют нас в самое уязвимое, болезненное место».

При этом мы сами можем из кожи вон лезть, стараясь быть хорошими. Лишний раз не сказать о мелких обидах, забывать их, проглатывая молча. Лишний раз сделать что-то хорошее специально для него или нее…

(Сегодня, когда в тренде «работа над собой», мы еще можем усиленно работать над своими обидчивостью, раздражительностью и прочими такими качествами — чтобы стать еще лучше. И чтобы с обидами нам было еще легче справляться…)

Однако в ситуациях , когда близкие делают нам больно, единственный выход — это перестать замалчивать свою боль.

Как правило, мы этого не умеем.

Во-первых, мы не умеем выражать свою боль такой, как она есть, при этом не обижая других людей.

И во-вторых, мы боимся ее выражать и молчим.

Потому что боимся испортить и без того шаткие отношения, которые для нас так важны.

Однако по себе могу сказать: я лет 15 таким образом пыталась «работать над собой». Не обижаться, когда тебя обижают, любить и принимать близких людей даже колкими и не очень тактичными со мной («такими как есть»)… Как Христос или Будда… И могу сказать однозначно: ЭТО НЕ РАБОТАЕТ!

Не потому, что Будда и Христос дали нам несовершенное знание.

А потому что столь глубокая любовь к ближнему рождается сама собой, естественно из глубокой любви к себе.

Это кажется странным, но на самом деле любовь к себе подобна дереву, а любовь к другим — его плодам. Каково дерево, таковы и его плоды.

Я говорю не о том, чтобы нравится себе в зеркале, холить свое тело и гордиться успехами (это-то многие из нас умеют!) — а о том, чтобы ценить свою суть, сердцевину, свою богоданную душу. И уважать свои чувства, как позитивные, так и негативные. Быть честным и искренним в отношениях с собой и другими. И когда есть боль — проживать ее внутри и выражать ее вслух, вовне.

Назовите это «поднятием самооценки», чувством собственного достоинства, развитием чувства, что я достойна любви и достойна хорошего, уважительного к себе отношения…

Я называю это ощущением своей внутренней ценности, ценности божественной частицы внутри себя.

Как чувство внутренней ценности связано с несправедливым к нам отношением

Смотрите:

Когда кто-то нас незаслуженно обижает, причем не однажды, а вот так относится, где-то пренебрежительно к нашим чувствам, нуждам и желаниям — то чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы этот человек как-то увидел, что ведет себя несправедливо. Понял сам, увидел наконец, какого хорошего человека обижает. Или мы сами ему говорим об этом и/или как-то еще даем понять — например, обижаемся и молчим неделю. Но так или иначе мы надеемся, что однажды он поймет свою ошибку и исправится. Верно?

А теперь представьте себе, что так оно и случается.

У вас — раненое самолюбие, вы внутри не очень верите, что достойны настоящей любви, шаткая самооценка и размытое представление о чувстве собственного достоинства….

Ну, допустим, для контрастности примера, потому что если вас обижают систематически (хотя бы один человек) — то что-то из этого списка у вас есть наверняка.

Так вот. У вас есть хотя бы что-то из этого списка в ярком виде — но случается чудо, и тот человек вдруг начинает вести себя с вами нормально, не обижает больше.

Вопрос: это как-то мотивировало вас измениться, излечить раненое самолюбие или искать в себе опору для самоуважения? Нет. Это просто дало вам покой, отсутствие раздражителей.

Похоже на то, чтобы ребенок все время носил домой «двойки» (низкие знания), а ни учитель, ни родители никак негативно на это не реагировали бы. Есть «двойки» — но при этом в отношениях царит покой…

Нет, так не бывает.

Каждый человек имеет внутри себя какие-то большие желания, мечты — от счастливого супружества и взаимопонимания до творческой самореализации и духовного роста.

В соответствии с каждой из этих мечт выстраивается очередность умений, которые надо обрести, чтобы получить желаемое.

Это совершенно нормально и естественно — скажем, как художнику без навыков работы с разными красками и знания анатомии?

В счастливом супружестве, в умении общаться по душам, в творческом раскрытии тоже есть свои важнейшие навыки, без которых они невозможны.

Например, женщине в отношениях с мужчиной нужно уметь красиво просить. И значит, в ее браке появится множество ситуаций, в которых ей раз за разом будет нужно учиться делать это с легкостью.

И если с ней обращаются не достойно, хуже, чем она бы хотела — это будут продолжать делать, пока в ней не появится такая внутренняя ценность, что она будет готова прервать отношения, если они останутся такими же, нежели останется в них.

Да, существует такая устойчивая иллюзия, что учиться нужно только чтобы научиться какой-то профессии или любым иным бытовым навыкам вроде вязания или ухода за младенцами.

А вот отношения должны получаться счастливыми и взаимноприятными сами по себе: хочешь, чтобы тебя любили всегда — найди свою настоящую любовь, хочешь достойного отношения в браке — выбирай достойного мужчину и т.д.

Однако выбрать спутника жизни достойного и любящего — можно.

Но где найти достойную любви и любящую себя ?..

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и то, что Вам по душе!

Учитесь не обижаться. Это очень сложно, но так полезно!

Освободи ты душу от обид... и не заметишь, как душа взлетит!)

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:

«Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому, никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами».


Начните с простого: пожелайте всего самого хорошего людям, которые вас однажды обидели.

Не надо носить с собой дурацкие чемоданы обид. Хотя бы потому, что если руки заняты чем-то плохим, то в них невозможно взять что-то хорошее.


Чем мудрее становится человек,

тем меньше он находит поводов для обид.

Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.

Махатма Ганди ---

Не стоит обижаться на того человека который обидел тебя - в душе он обижен сильнее.


Никто не заинтересован в том, чтобы обидеть вас, никто не выжидает случая, чтобы обидеть вас, каждый занят тем, что охраняет свою собственную рану.

Внутренний мир не терпит бардака. Возьми «веник» и уберись в душе. Пора, наконец, вымести все накопившиеся там обиды и горести, потери и разочарования. Пора, наконец, освободить место для чего-то по-настоящему нового, светлого,чистого и прекрасного.

Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их. Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллинг

Счастливую женщину невозможно обидеть...

Ее можно только рассмешить!

Если вы научились не обижаться, это значит, что вы научились смотреть в сердце другого.

Вызывающее поведение по отношению к вам — это не личное оскорбление в ваш адрес, это мера страдания человека. Так он показывает вам, насколько ему больно и сколько сострадания ему необходимо.

Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.

Счастливые люди не могут быть злыми. Обидеть других пытается лишь тот, кто сам несчастен. Не вас пытался обидеть ваш обидчик. Он лишь проецировал на вас то, что было подлинной целью его агрессии. (Энтони де Мелло)

Чем больше обида, тем больше я теряю сил.

Обида - это проблема того, кто обиделся. Это значит, что именно у вас не хватило душевных сил на этого человека, именно вы не смогли с собой справиться.

Если вы полны сил, энергии, если вам хорошо просто потому, что на улице весна, и вы чувствуете в себе силы и мощь - разве в таком состоянии человек способен на кого-то обидеться? Когда мы полны энергии, обиды проходят мимо нас. Если мы обижаемся, значит, уже где-то есть отток энергии, значит, вы уже где-то не отследили свое состояние и не предприняли меры, чтобы привести себя в норму. Так причем тут другие люди?

Почему ты обижаешься, что никто не подумал о тебе и не помыл посуду в твой день рождения? Почему ты сам не предупредил об этом, не сказал? Почему ты молча, злобно стиснув зубы делаешь что-то, вместо того, чтобы попросить кого-то тебе помочь? Почему строишь драматичные образы и жалеешь себя до слез? Почему? Может, ты сам хочешь помучать себя?

Любая наша обида связана с нашим чувством собственного достоинства, иначе говоря, с нашим эго. То есть нам обидно, что нас недооценили, не предугадали наши желания, не подумали о нас в первую очередь.

(цитаты из статьи "Взрослые дети обиды" - Мария Петроченко - Колесо Жизни июнь 2013)

Когда вокруг тебя одни и те же люди - то как-то само собой получается, что они входят в твою жизнь. А войдя в твою жизнь, они через некоторое время желают её изменить. А если ты не становишься таким, каким они хотят тебя видеть, - обижаются. Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете. Только свою собственную жизнь никто почему-то наладить не может.

Пауло Коэльо "Алхимик"

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений!

Обвинять других - это такая маленькая уловка, которой можно пользоваться всякий раз, когда не хочешь брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни. Пользуйся ею - и тебе гарантирована жизнь без риска и замедление в собственном развитии.

Обида предоставляет два важных преимущества, от которых людям нелегко отказаться. Первое заключается в осуждении, а второе - в чувстве собственной правоты.

Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Никто не способен обидеть вас без вашего на то согласия.

Я до сих пор так и не понял, зачем люди подолгу сердятся друг на друга. Жизнь и так непростительно коротка, ничего толком успеть невозможно, времени так мало, что, можно сказать, вовсе нет, даже если не тратить его на всякие глупости вроде ссор.
Макс Фрай

Независимо от того,по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на оскорбление внимания - ведь глупость редко бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего наказывать пренебрежением.
Сэмюэл Джонсон

Если осёл тебя лягнул, не отвечай ему тем же. Плутарх

Обида — это фактически способ ухода и защиты собственного «я». (Ролло Мэй - Искусство психологического консультирования)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх