Католическая масленица. Празднуют ли Масленицу в Европе

Масленица веселый праздник не только России, но и всех стран Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

Карнавал (европейская Масленица) появился в IX—X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Исторические истоки карнавала восходят к языческим обычаям Римской империи. По времени карнавал предшествует католическому Великому посту, откуда и происходит его название (от лат. carne vale, «прощай, мясо»). Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнц, Дюссельдорф и Кёльне.

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Ныне традиционная продолжительность карнавала (Масленицы) в разных странах бывает разной — от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине (там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост, и после него), но в большинстве стран — 5-7 дней.

В Польше с ее превалирующим католическим вероисповеданием особо отмечается Жирный четверг — в этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные — это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки — дни, когда проходят нескончаемые балы и вечеринки (и так до Пепельной среды).

Последний день Масленицы называется Жирный вторник , в который, обычно, проводятся самые пышные празднества и царит самое большое обжорство, сопровождаемое обильными возлияниями. Во франкоязычных странах Жирный вторник называется Марди Гра (Mardi Gras, в дословном переводе с французского это звучное словосочетание означает «жирный вторник» или даже «скоромный вторник»), В Бельгии — Mardi-gras, в англоязычных — «блинный день» (Pancake Day), в США так же Жирный Вторник (Fat Tuesday).

Всё карнавальное веселье заканчивается с наступлением Пепельной среды — первого дня католического Великого поста.

Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе — это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал (ит. «carnelevare» — «убирать мясо»), продолжающийся, как и положено всем масленичным праздникам, до первого дня католического Великого поста , который у католиков начинается в "Пепельную среду" . В прежние времена в ночь на "Пепельную среду" сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн — отсюда и название. О Венецианском карнавале существует настолько много материалов, что здесь мы не будем останавливаться на его описании.


На карнавале в Венеции. Gian Domenico Tiepolo (1727-1804), Scene de carnaval



Ныне Венецианский масленичный карнавал популярен среди туристов всего мира.
Зачастую, люди по несколько лет готовят для него свои изумительные костюмы.





В Италии по размаху и пышности с Венецианским карнавалом с давних пор соперничает масленичный Римский карнавал , первые письменные упоминания о котором относятся к XI веку.



Карнавал в Риме. Viva carnevale. 1841 год.




Josй Benlliure y Gil (1855-1937), A Carnival In Rome, 1879


Wilhelm Wider (1818-1884), Carnival In Rome, 1852


Самый знаменитый вне Европы — 5-дневный масленичный карнавал в Рио-де-Жанейро, тоже продолжающийся до католической «Пепельной среды».
На это время город официально переходит во власть Карнавала.
Мэр Рио-де-Жанейро в присутствии сотен жителей Рио, туристов и прессы вручает ключи от города фольклорным «хозяевам» праздника — тучному шутовскому Королю Момо, королеве Карнавала и двум «принцессам».
Карнавал открывается выступлениями детских школ самбы, и уже весь город живет в круглосуточном веселом праздничном ритме.
Кульминацией праздника становятся соревнования 12-ти школ самбы так называемой "специальной группы" — своеобразной высшей лиги Карнавала, которые проходят красочной танцующей процессией по 700-метровой полосе знаменитого Самбодрома на виду у десятков тысяч зрителей — горожан и многочисленных туристов, съезжающихся на праздник со всей планеты.



Карнавальное шествие на знаменитом самбодроме в Рио-де-Жанейро




Масленичный карнавал в Аргентине радует всех местных участников и туристов особой языческой откровенностью. Начинаясь в срок, положенный католической Церковью, он непрерывно продолжается около двух месяцев - и весь католический Великий пост, и даже после него до полной усталости народа и всех приезжих от нескончаемого праздника:




Но карнавал в Рио-де-Жанейро не желает уступать аргентинскому карнавалу первенство в проявлениях славных языческих обычаев:



Элемент парада на Самбодроме в Рио-де-Жанейро.


Карнавал всегда начинают самые маленькие:


Карнавал — это праздник для всех!


На выставке карнавальных костюмов:


Масленичный карнавал в Виареджо, Италия:



Масленичный карнавал в Ницце, Франция:



Масленичный карнавал «Llamadas» в Монтевидео, Уругвай:



Масленичный карнавал в Никарагуа:



Масленичный карнавал «Енкарнаcион» в Парагвае:


Блины с древнейших времен были любимым блюдом всех народов, занимавшихся земледелием.
Как символ солнца, их обязательно выпекают на Масленицу.
Этим увлеченно занимаются и герои зарубежных мультфильмов:



Из истории европейской Масленицы

Происхождение карнавала определенно языческое. Некоторые предполагают, что карнавальная традиция восходит к древнеримским сатурналиям, а кто-то даже связывает его с древнейшими халдейскими ритуалами. Мы определенно знаем только, что нравы карнавала, период массового безумства, когда естественный порядок вещей опрокидывается, являются дохристианскими. Христианская церковь так и не смогла сделать карнавал "своим": карнавал остается чем-то маргинальным, пограничным на ободе установленного порядка вещей, хотя некоторым образом церкви удается вписать его в свои установки.

В Европе шествия ряженых на масленичные празднества известны уже в течение многих веков, но лишь с середины XV века они приобрели определенные традиционные формы.
По улицам везли орудия земледелия - плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек. Со временем эти шествия становились все сложнее и красочнее. Так возникло, например, шествие «Шембартлауф» в Нюрнберге. С годами уличная игра превратилась в праздничное шествие с множеством участников, ставшее одним из крупнейших городских праздников.



Bergaigne, A Carnival Parade With Masked Figures


Кроме танцев для средневековой Масленицы были характерны различные соревнования. В последний день Масленицы - жирный вторник - проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой Масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей.



Битва толстого мужика-Масленицы с тощей старухой-Постом.
BRUEGHEL, Pieter the Younger, Battle of Carnival and Lent.


В связи с расцветом средневековой городской культуры, ремесленных цехов и гильдий Масленица стала приобретать все более светский характер. В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков, теперь же к празднику стали привлекать музыкантов и танцоров. Традиции обильного застолья, танцев и маскарада сохранились до нашего времени.



NAIVEU, Matthijs Carnival Scene, 1650 год.



Масленичный карнавальный бал при свечах. Bergaigne P.A. Carnival Ball.



Конечно, среди разгоряченной Масленицей публики случалось всякое.
Jean-Lйon Gйrфme (1824-1904) После маскарада. Duel After a Masquerade Ball, 1857


В городах XV века главными участниками масленичных игр были ремесленники. Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений.

Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.

Из истории венецианского масленичного карнавала

В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок - для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ - плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы.

В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем.

В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений - дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок.

С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания.

Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой.

Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - бау та . Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции.

Другая древняя маска - маттаччино , ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко.

Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ла ньяга , она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью.

Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть.

Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией - это Коломбина, Арлекино, Панталоне . Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони.

Еще одна особенная маска - ла моретта (негритянка) - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз.

Отношение церкви к венецианскому карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью. Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата (обета безбрачия). Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь.

С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды.

Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою.

Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. И, конечно, проводилось множество веселых пиров. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия.

Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет? - предавались сексуальным утехам.

Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала.

Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Барете ри, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал.

Фигура карнавального шута.

В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты.



DUYSTER, Willem Cornelisz. Carnival Clowns, 1620 год.


GRASSER, Erasmus Morris Dancer (Bridegroom), 1480 год.


Типичные атрибуты карнавального шута - это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине (намек на его самодовольство) и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему. В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным. Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом.



Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии» или «танцевальных союзов».

Перед Великим постом в христианских странах принято устраивать некий «праздник непослушания», так, чтобы выплеснуть накопившуюся лишнюю энергию и в последующие сорок дней до Пасхи сосредоточиться на посте и молитве. Этот праздник у нас называется «Масленица», а на Западе - «Карнавал».

Масленица на православной Руси и Карнавал в католических странах - это действительно, - на первый взгляд, - два явления одного порядка. И у них, в самом деле, много общего. И проводятся они примерно в одно и то же время, будучи «привязанными» к Пасхе. И цель их, которая не обязательно называется, но всегда подразумевается, - одинаково языческая, - символические проводы зимы. И во время этих праздников как бы отходят на второй план и становятся не очень обязательными для исполнения общепринятые правила поведения в обществе.

Но у Масленицы и Карнавала есть и различия, которые обусловлены, прежде всего, сильно отличающимися восточным и западным менталитетами.



Во время Масленицы все строго регламентированные действия и события проникнуты так называемой русской соборностью. Всё делается для авторитета семьи, общины, деревни или города. Сообща и напоказ. Даже традиционные кулачные бои проходят не как пьяная драка без правил в переулке, а демонстративно, открыто, при большом скоплении зрителей и по правилам. Взятие снежного городка, народные гулянья и катания на санках с горок, ухаживание за девушками и лазанье по обледеневшему столбу. Сообща изготавливается, а затем сообща сжигается чучело Масленицы. Зять демонстративно, с бубенцами, едет к тёще на блины. Тёща навещает зятя, прихватив своих подруг, чтобы потом они всем рассказывали о том, какое почтение оказывал ей зять. За одним столом собирается вся большая семья. Всю неделю парни присматриваются к девушкам, а девушки - к парням во время игрищ, конкурсов и гуляний, выбирая себе партнёра не на одну ночь, а для женитьбы на всю жизнь! Именно браки, задуманные во время Масленицы, считаются самыми прочными!

Карнавал же только внешне кажется родственным Масленице по духу. На самом деле это, - несмотря на свою впечатляющую массовость,- глубоко индивидуалистическое мероприятие. Кто-то участвует для того, чтобы показать себя в карнавальном костюме, кто-то - чтобы показать, как здорово он играет в духовом оркестре. Кто-то - чтобы набрать бесплатных конфет, кто-то - чтобы развлечься с временным партнёром, кто-то - чтобы, скрывшись за маской, повыкрикивать оскорбления в адрес властей и политиков и вообще просто отпустить тормоза, швыряя пустые бутылки, зная, что ему за это ничего не будет…

Масленица в принципе одна и та же по всей Руси, а вот карнавалы - все разные.

«Carne vale!» обычно переводят как «Прощай, мясо!», намекая на приближающийся пост. Но, похоже, что второй официальный вариант перевода: «Свобода для плоти!», - более правилен в отношении этого мероприятия!

Карнавалы в том или ином виде проводятся практически во всех католических странах, но наиболее известными и популярными считаются карнавалы в Рио-де-Жанейро, Венеции, а также Рейнские карнавалы в Германии. Общим у них является, пожалуй, только желание участников немножко похулиганить, а если удастся, то и согрешить, - в общем - расслабиться перед якобы постом и отдохнуть от церковных правил… Но расслабляются и хулиганят участники карнавалов по-разному, опять же в соответствии с явными и тайными желаниями людей, а также менталитетом своего народа.



Карнавал в Рио - самый исторически молодой и самый простой для понимания. Лето и тёплый океан предсказуемо вызывают у темпераментных смуглокожих весельчаков желание красиво раздеться и потрясти своими формами. Потрясти как в прямом, так и переносном смысле. Конкурсы на лучший костюм и лучшее исполнение самбы - это как бы генеральная репетиция грядущего всебразильского соревнования за звание Мисс Бум-Бум - самой красивой попы Бразилии…

Рейнские карнавалы свелись к двум типам.



Карнавал в верховьях Рейна демонстрирует уклонение в сторону древнего язычества: участники, ряженые в зелёные или разноцветные лоскутные костюмы с колокольчиками и с устрашающими деревянными масками на лицах, должны, - по задумке, - прогнать зиму, а заодно и отпугнуть каких-то неведомых, но, видимо, очень злых духов. На самом деле, производя барабанами и трещотками ужасный шум, они распугивают только прохожих и вводят в исступление собак…



С продвижением вдоль Рейна на север, карнавал теряет свои магические функции и приобретает светские и политизированные черты. В Бонне и Кёльне на карнавале бывает задействован практически весь тракторно-повозочный парк окрестных фермеров для того, чтобы провезти по городу огромные, ярко раскрашенные скульптурные изображения политиков. Фигуры и композиции из них изображают своих героев подчас в весьма непристойном виде, в соответствии с тяжеловесным национальным юмором.

Никаких масок участники карнавала не носят. С проезжающих по городу повозок «в народ» тоннами на обе стороны сбрасываются конфеты, шоколад, мягкие игрушки и прочая мелочь. Всех возрастов граждане и гости богатейшей страны Европы самозабвенно ловят дармовую добычу руками, шапками, пляжными полотенцами и даже раскрытыми и перевёрнутыми зонтиками… Активные и удачливые участники карнавала возвращаются домой с несколькими тяжёлыми сумками трофеев. На следующий день занятия в школе теряют смысл, так как школьники почти поголовно остаются дома с больными животами и расстроенными желудками… Что называется, «прощай, мясо - здравствуйте, конфеты!»

Но самым таинственным и загадочным из карнавалов является, пожалуй, Венецианский. Он проводится с небольшим перерывом уже почти тысячу лет.

Каждый участник карнавала обязан иметь на лице маску и перчатки на руках. Костюмы и маски очень красивы, но в общем-то однообразны. Они призваны полностью скрыть волосы, руки и особенности фигуры, так, что под женским платьем запросто может скрываться мужчина. И наоборот.



Для всех участников карнавала установлены строгие правила: запрещено называть своё настоящее имя, устанавливать контакты в социальных сетях, обмениваться адресами и номерами телефонов… Никакой достоверной информации о себе! Впрочем, никакого наказания за несоблюдение правил не предусмотрено, потому, что соблюсти инкогнито - в интересах каждого. Ведь не для того же, чтобы набрать дармовых конфеток,- как меркантильные немцы,- люди веками собирались сюда! И не для того, чтобы показать себя во всей красе и перьях, - как вечновесёлые мулаты в вечнозелёной стране!

У Венецианского карнавала есть сценарий и официальная часть. Есть обязательные действующие лица - Коломбина, Пьеро, Пульчинелла, Арлекин, Педролино и прочие. Но исторически люди стекались сюда не для того, чтобы радоваться их дурацким шуткам со сцены, а конкретно для бесконтрольного и разнузданного блуда в парах и группах сменного состава. Без обязательств и последствий, без вопросов и объяснений, без стеснений и опасений…



Почему именно тут и именно так?

Если посмотреть на Венецию с высоты, то бросается в глаза предельная скученность на небольшом пространстве всех палаццо, домов, церквей, площадей. И, надо полагать, людей, - хотя их и не видно с высоты. Венецианцы веками жили в тесноте. Покупали молоко, хлеб, вино и воду, морепродукты и предметы обихода в одних и тех же лавках и магазинчиках. Им были с детства знакомы не только голоса и фигуры своих друзей и знакомых, но даже и их руки, которыми те традиционно размахивали ежедневно перед лицами собеседников. В замкнутом пространстве Венеции всё это очень осложняло и амурные дела темпераментной начинающей молодёжи, и левые манёвры ничуть не менее темпераментных семейных людей.


К тому же в городе оседали неисчислимые богатства, что тоже косвенно подтолкнуло к учреждению карнавала.

Венеция разбогатела на торговле, но ещё больше - на участии в нескольких Крестовых походах. Только лишь в Четвёртом Крестовом походе для переправки крестоносцев морским путём в Святую Землю Венеция предоставила около пятисот кораблей! За это Венеции полагалась треть всех награбленных на Востоке богатств! Плюс беспошлинная торговля!

За счастье быть богатыми и чтобы не выпускать деньги из семьи, приходилось платить близкородственными внутриклановыми браками, которые, как утверждает генетика, всегда приводят к вырождению потомства. Венецианцы того времени генетики, конечно, не знали, но, похоже, кое о чём догадывались. Тут-то они и вспомнили о древних римских языческих вакханалиях и сатурналиях и решили возродить их, но в немного более приличном, завуалированном виде - в форме карнавала. Типично католическое лукавое изобретение: поменять форму без изменения сути! Надели маски - и вот! - это уже вовсе не языческая сатурналия и вакханалия, а вполне себе христианский карнавал!

Две недели в году на узких, плохо освещённых улочках, изобилующих закоулками и тупиками, шла сплошная оргия. Маски, костюмы и перчатки стирали все сословные и имущественные различия, и в эти дни в Венецианской республике действительно все были равны: дожи и стеклодувы, кухарки и сиятельные дамы, рыбаки, служанки, купцы и банкиры, юноши и старики… В результате к концу года в разных семьях рождались дети, хотя и не всегда, - мягко говоря, - похожие на официальных родителей, но зато без всяких признаков вырождения.

В настоящее время Венецианский карнавал потерял своё исходное утилитарное значение. Уже нет теперь смысла стремиться в Венецию. Для блуда ныне открыт весь мир в течение всего года! Карнавал привлекает только богатых эстетов с трепещущими ноздрями… А туристы, - так они даже и не подозревают об упущенных возможностях, думают, что карнавал - это просто костюмированный праздник на фоне романтичных естественных декораций!

Тем не менее, разнообразные карнавалы, как и всё прочее двусмысленное и сомнительное, продолжают притягивать большое количество желающих поучаствовать в них. Люди определённого типа со всего света устремляются: кто в Венецию, кто - в Рио, кто - в Германию, Испанию, Италию, Францию...

А вот к нам на Масленицу они, почему-то, не едут! Вот не едут! - и всё! Хотя в год Россию посещают миллионы иностранных туристов. Да и правда! А зачем им ехать? Через костёр, что ли, прыгать? Или по столбам обледеневшим карабкаться? Безо всякого материального и чувственного вознаграждения?

Впрочем, нас это как-то ничуть и не обижает! Мы уж как-нибудь и сами зиму проводим, без сомнительных посторонних личностей! В кругу родных, круглых, как блин, лиц…

Андрей Большаков

Оказывается, любимый славянскими народами праздник Масленица имеет аналоги в разных культурных традициях. Символические проводы зимы устраивают в других странах мира, хотя они и сопровождаются специфическими традициями. Как отмечают Масленицу в других странах, читайте далее в материале.

В Украине, России и Беларуси . Не секрет, что дата празднования зависит от , так как масленичная неделя всегда заканчивается перед семинедельным . В народной традиции Масленица имеет и другие названия: Сырная седмица, Блинница, Кривошейка, Объедуха. Про наши мы писали не раз, точно, как и публиковали .

Великобритания

В католической и лютеранской традициях день заговения на Великий пост называется Жирным вторником. В Великобритании его зовут Блинным днем (Pancake day), поскольку британцы, как и славяне, обожают блины и ассоциируют их с началом теплой солнечной поры.

В Жирный вторник в старинном британском городке Олни устраивают праздничный блинный забег. Женщины (а теперь и мужчины, дети) в накрахмаленных фартуках и пышных юбках ждут первого звона колокола, доносящегося с главной ратуши, — он означает, что пора испечь первый идеальный блин. Второй удар дает старт самому забегу. Десятки, сотни участников пытаются достигнуть финиша, не уронив лакомство, а некоторые еще и умудряются несколько раз подбросить блин в воздух. Победителя блинной гонки традиционно угощают шампанским, и он получает поцелуй (если выиграла женщина) звонаря с пожеланиями здоровья и благополучия или крепкое дружеское рукопожатие (если победу одержал мужчина).

Франция

Во Франции и других франкоязычных странах и регионах (например, в Канаде), а также в американском Новом Орлеане Жирный вторник называется Марди Гра (Mardi Gras). Этот праздник тоже сопровождается поеданием блинов (которые французы называют крепами и готовят из каштановой муки) и карнавалом, но имеет отличную от всех историю.

По легенде в одном небольшом городке жила прекрасная девушка Роз, расположение которой мечтал завоевать каждый мужчина. Но ее сердце принадлежало возлюбленному Габриелю. Вечером Жирного вторника в том городке устроили шумное гуляние, и местные парни увлекли Роз в танце. Габриель оказался не у дел. И тут из толпы к красавице приблизилась странная фигура. Чужак подхватил девушку и начал кружить… цокая копытами. Когда из его ноздрей вырвалось пламя, все поняли: это сам Дьявол! Роз уже была в беспамятстве, а Сатана ждал окончание дня: с последним ударом часов он мог забрать в своем темное царство душу этой прелестницы. Никто из ухажеров не рискнул вырвать девушку из адских объятий, и только Габриель смог это сделать. С тех пор Марди Гра так и отмечают: праздник должен обязательно закончиться до полуночи.

Шотландия

ВШотландии на Масленицу пекут постные лепешки. Чтобы их приготовить, нужно насыпать в ладони горсть овсяной муки. Крепко сжать руки и опустить в холодную воду. Получится мучной шар, который нужно выпекать в очаге прямо в горячей воде. У шотландцев приготовление масленичных блинов — это целый ритуал, в котором участвует вся семья.

Греция

Греческая Масленица называется Апокриесом (буквальный перевод - "без мяса") и ознаменовывается трехнедельным торжеством. Как славянский праздник, Апокриес имеет языческие корни. В Древней Греции его посвящали богу виноделия Диониса - праздник выпадал на сезон, когда у крестьян заканчивалось мясо. Традиционно зарезали свинью и жарили ее на вертеле. На брюхе у свиньи вырезали крест, а на конечности клали угли с ладаном. Когда угли поджигали, все участники праздника желали друг другу здоровья и долголетия. Традиция жарить свинью на огне сохранилась и сейчас, так же как и костюмированное шествие. Театральное действо сопровождается громким песнопением и всеобщим весельем - так еще в древние времена люди изгоняли из города злых духов. А теперь просто радуются началу весны и зарождению новой жизни.

Исландия

В Исландии на Масленицу принято устраивать обильный пир в эти дни. В наши дни готовят пирожные особого вида, наполненные взбитыми сливками и политые снаружи глазурью. С новым блюдом появилась и новая забава. Дети рано утром будят родителей разукрашенным самодельным хлыстом, при этом они выкрикивают название пирожных: "Bollur, bollur!". Сколько успеешь крикнуть, столько штук и получишь. Изначально им нужно было бить самих себя, что, возможно, восходит к языческому обряду пробуждения сил природы. После домашних угощений, вся семья отправляется на прогулку, и дети ищут лакомства уже в булочных. При этом они поют песни и рассказывают стихотворения.

Чехия

В Чехии на Масленицу молодые парни вымазывают сажей лица и под музыку обходят всю деревню. С собой они возят деревянный брусок — "клатик". Его вешают на шею или привязывают к руке или ноге всем девушкам. Молодая девушка должна откупиться, чтобы избавиться от такого "украшения".

Норвегия

Масленица в Норвегии длится всего три дня. Все эти дни нужно есть как можно больше жирной и вкусной пищи.

Дания

В Дании Масленицу отмечают очень весело: устраивают театральные представления и концерты, ученики еще пишут своим друзьям шуточные записки, которые передают адресам, своим друзьям, инкогнито. А если мальчик получил такое письмо от девочки и угадал ее имя, то на Пасху она дарит ему шоколадку.

Теперь вы знаете, какие традиции празднования Масленицы в других странах. Также сохраняйте , чтобы поздравить друг друга с праздничной неделей.

К концу подходит масленичная неделя: наевшись блинов, мы готовимся сжигать чучело и просить друг у друга прощения. Пожалуй, это одни из немногих общеизвестных традиций Масленицы. Даже названия масленичных дней недели («Встреча», «Заигрыши», «Лакомка»…) вспомнить смогут не все. «365» решил исправить недостаток знаний об этом веселом празднике и отобрал для вас 10 самых интересных фактов о Масленице.

Л.Н. Вячеславова. «Широкая масленица», 2007

1. Масленица – праздник языческий. И в течение масленичной недели нередко можно столкнуться с негативным отношением к праздничным гуляниям и другим атрибутам Масленицы — праздник «не наш» и отмечать его нечего. Но сама православная церковь к таким недовольным не относится: в 17 веке Масленица была официально признана. Более того, некоторые представили православной церкви называют Масленицу подготовкой к Великому Посту, который начинается сразу же по окончании «блинной» недели.

2. Происхождение самого названия праздника – «Масленица» – действительно связано с маслом. Название указывает на молочную продукцию, которую можно есть в этот период времени (в течение Великого поста употреблять молочные продукты строго запрещено).

3. Такое название у праздника было не всегда. Изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу» (от древнеславянского «ком» — медведь). Со временем Комоедица превратилась в самостоятельный белорусский народный праздник, посвященный пробуждению медведя и встрече весны, который отмечается 6 апреля.

4. То, за что мы так любимым масленицу – вкусные, пышные блины – никогда не было символом праздника. Блины всегда считались блюдом поминальным, а статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы приняли только в 19 веке по ошибке исследователей культуры.

О. Г. Симонова. Батик: Блин-символ солнца. 1996 год

5. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на самом деле символизирует не столько проводы зимы, сколько жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. Именно поэтому, пепел, который остался от чучела, раскидывали по полям.

6. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще повторял похоронные обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб.

7. У Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины – на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами.

8. Блины бывают на молоке и на кефире, тоненькие и толстые, маленькие и большие. Самый большой в истории приготовления этого блюда блин был испечен в Великобритании в 1994 году. А в 2016 году во время празднования Масленицы в Беларуси был установлен похожий рекорд, но с национальным колоритом: под Минском был испечен самый большой драник в мире, диаметр которого составляет более двух метров. Для приготовления рекордсмена понадобилось целых 30 кг картошки!

9. В католических странах существует прямой аналог масленицы – Карнавал, который отмечается также перед Великим постом. Название «Карнавал» образовалось от лат. «carne vale» — «прощай, мясо».

10. Во многих европейских странах существуют свои «масленичные» традиции:

В Словении, главной целью которого является не просто проводы, а даже изгнание зимы. Курентованье представляет собой (аналог привычного сожжения чучела) традиционные танцы в вывернутых тулупах и масках. Происходит это так же в последний день праздничной недели.

«Свадьба с сосной » , еще одна словенская традиция, которая осуществляется так же в последнее воскресенье перед Великим постом. Если в предыдущем году в регионе, который отмечает Мясопуст (Масленицу), не состоялось ни одной свадьбы, то словенцы ее разыгрывают. Участники празднования переодеваются в сватов и дружков, а в роли жениха и невесты выступают сосны.

В Хорватии; обряд, несколько напоминающий словенское Курентованье. Молодые парни надевают шкуры и маски с рогами и расхаживают по улице, издавая громкие страшные звуки, чтобы спугнуть зиму.

«Вастлавьи » у датчан, норвежцев, эстонцев и латышей. Вастлавьи или Скандинавский карнавал (так же популярный в Прибалтике) – это праздничные гулянья, которые предшествуют началу Великого Поста. Одним из главных лакомств праздника являются сдобные булочки с разными начинками.

«Марди Гра» у франкоязычных европейцев и американцев. Во время «Марди Гра» («Жирного вторника») проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева».

Текст: Алеся Сидненко

С 28 февраля по 6 марта в нашей стране отмечают один из самых весёлых и радостных праздников - Масленицу. Масленица, или сырная неделя - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди с давних времён воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние люди считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России - блины и гулянья.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица - первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица - это следующие четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

Понедельник - встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник - заигрыш
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!» .

Среда - лакомки
В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг - разгуляй
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, катаниям на лошадях, кулачным боям, шумным пирам. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница - тёщины вечёрки
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота - золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье - проводы
Также называется целовальник, прощенный день. Последний день Масленицы - Прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали «чучело Масленицы», полученный пепел рассыпали по полям.

Аналоги Масленицы в других странах

Карнавал (от лат. carne vale - «прощай, мясо» либо лат. car val - «корабль шутов») - праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. По времени обычно предшествует Великому посту, откуда и происходит название. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, ещё позднее - в Германии: Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне. Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX в.в. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.
Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.
Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро. На этот праздник в Бразилию съезжаются туристы со всего мира.
В прирейнских городах Германии, таких как Кёльн и Дюссельдорф, карнавал связан со множеством ритуалов. Карнавал там является завершением «пятого времени года», которое начинается 11 ноября в 11 часов 11 минут (11.11. 11:11). Затем создаётся карнавальный комитет, который выбирает принца, крестьянина и девушку (Prinz, Bauer und Jungfrau). Все трое всегда играются мужчинами. Вершина карнавала - праздничное шествие в первый понедельник поста - Rosenmontag.
В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации. Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов. Блистательное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Жирный вторник - праздник-карнавал. Отмечается в католическом мире накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста. Популярен в Соединенном Королевстве, Канаде, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и некоторых штатах США. Во франкоязычных странах называется Марди Гра, в англоязычных - «покаянный день» (Shrove Tuesday), «блинный день» (Pancake Day), в США также «жирный вторник» (Fat Tuesday). Традиции Жирного вторника в разных странах различны, общими чертами являются обильные пиршества и карнавальные представления. В США особо празднуется в Новом Орлеане, где устраивается большое народное гуляние с продолжительным карнавалом.
В некоторых странах с превалирующим католическим вероисповеданием (Польша) отмечается Жирный четверг. В этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные - это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки - дни, когда проходят балы и вечеринки. Всё заканчивается наступлением Пепельной среды.

Sechseläuten - парад гильдий в швейцарском городе Цюрих. Также является по сути проводами зимы и встречей весны, в связи с чем всё украшается
невероятным количеством цветов. Проводится каждую весну в апреле. Множество людей специально приезжают на праздник со всех концов страны, чтобы наряженными в исторические костюмы и украшенными цветами пройти по центральным улицам Цюриха под торжественную музыку. Каждая группа людей представляет собой гильдию, соответствующую той или иной профессии. В гильдии входят преимущественно представители древнейших фамилий. Проходя мимо людей, пекари кидают в толпу булочки, виноделы угощают вином, кондитеры осыпают толпу конфетами.
В завершение торжественного шествия народ собирается на площади у озера. Там уже приготовлено чучело снеговика, символизирующего зиму, и заготовлены дрова. Снеговика торжественно поджигают, тем самым провожая зиму и встречая весну.

/Информация с сайта ru.wikipedia.org.
Иллюстрации с сайтов www.bgbook.ru, ru.wikipedia.org, zurichguide.ru/

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх