Макияж гейши. Свинцовые белила для лица

Красота "требовала жертв" на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы

Красота «требовала жертв» на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы.

Еще за 10 тысяч лет до н.э. люди пользовались косметикой, которая содержала все виды токсинов, в том числе свинец, ртуть и мышьяк. Запрет на такого рода косметику в некоторых странах начали вводить к середине 20-го века. Давайте узнаем, что же за жуткие способы использовали люди, чтобы стать красивее:

Смазка для особых случаев (масла и бальзамы для праздников)

Косметика была в большом почёте ещё у древних египтян, за 10 тысяч лет до н.э. И мужчины, и женщины наносили на лицо макияж, используя древние варианты румян, помады и подводки для глаз. Косметика использовалась не только для эстетических целей; масла и кремы помогали защитить кожу от палящего солнца и ветра. Во время пиршеств каждому гостю слуги накладывали на голову горку ароматизированного жира, который плавился и стекал по лицу, обеспечивая охлаждающий эффект.

Свинцовый карандаш для глаз


Сурьма, популярное в древние времена косметическое вещество, часто использовалась в египетской и индийской культурах, чтобы подчеркнуть глаза и брови. Эта смесь была сделана из сажи, свинца, и особого жира. Благодаря чувствительности кожи вокруг глаз эти ингредиенты быстро всасывались в организм, что со временем могло привести к раздражительности, бессоннице и снижению умственных способностей.

Черные зубы и белые лица


Традиционный японский макияж гейш известен с 18-го века. Однако задолго до этого, еще с восьмого века, в Японии установились стандарты красоты, предполагающие отбеливание лица.

Помимо этого, существовала ещё и традиция Охагуро, следуя которой, аристократы (в основном замужние женщины) чернили свои зубы. Краситель, используемый для окраски зубов, при длительном использовании мог стать токсичным. Белила для лица обычно делались из рисовой муки, но иногда туда добавлялся птичий помет, чтобы добиться ещё более светлого тона.

Свинцовые белила для лица

В Древней Греции бледное лицо считалось красивым и женщины, для достижения такого эффекта, покрывали свои лица свинцовыми белилами. Белила разъедали кожу, но женщины использовали их опять и опять, чтобы скрыть появившиеся пятна. Свинцовые белила также могли вызвать бесплодие и помешательство. Древние римляне со временем переняли этот косметический обычай, но добавили в состав белил красный свинец, чтобы получить эффект розового блеска.

Маска молодости


Макияж из свинцовых белил обрел новую популярность в 16 веке. Королева Елизавета I прославилась своей «Маской молодости» — необыкновенно белым цветом лица. Некоторые женщины даже наносили яичный белок на кожу, чтобы придать своей коже желаемую бледность. Белая кожа была символом высшего сословия, так как у людей из низших слоёв общества из-за работы под открытым небом цвет лица был более смуглым.

Жирные волосы

Эта мода была распространена в 18 веке. Женщины тех времен, например, французская королева Мария Антуанетта, были известны необыкновенно высокими прическами, для формирования которых часто использовались деревянные и проволочные приспособления. Также женщины часто использовали жир, чтобы сохранить форму прически и подолгу не мыли голову. Некоторые дамы вынуждены были одевать на ночь на голову клетку, чтобы защитить свои волосы от крыс, привлеченных запахом сала.

Антивозрастной крем

Выглядеть старым или умереть молодым? Такой выбор стоял перед жещинами при использовании антивозрастного отбеливающего крема «Цветущая юность» от Laird. Крем, который продавался, как «восхитительный безвредный препарат для ухода за кожей», на самом деле содержал ацетат свинца и карбонат. В 1869 году Американская медицинская ассоциация даже опубликовала исследование, посвященное побочному действию крема. Там отмечались такие симптомы, как усталость, потеря веса, тошнота, головные боли, мышечная атрофия и даже паралич. Альтернатива «Цветущей юности» была ненамного лучше – таблетки с содержанием мышьяка.

Убийца ресниц

Некоторые женщины в начале 20-го века использовали объемную тушь для ресниц. Другие пользовались LashLure, смертельно опасной краской для бровей и ресниц. Основным ингредиентом LashLure был токсичный каменноугольный деготь. Этот косметический препарат вызвал, по меньшей мере, 16 случаев слепоты и одну смерть, прежде чем в 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов изъяло его с полок магазинов.

Ртутная мазь от веснушек

В начале 20-го века модницы объявили войну веснушкам, для чего косметическая промышленность предложила новое «чудесное средство».

Исследователи полагают, что эта упаковка мази от веснушек доктора Берри принадлежит знаменитому пилоту Амелии Иархат. Такого рода препараты содержали от 10 до 15 процентов ртути. Только к 40-м годам прошлого века Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов ограничило содержание ртути в препаратах до 5 % и полностью запретило её использование только в 70-х годах.

Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш.

Белила , совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся оширои, используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел.

Свинцовые белила , использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество.

Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.)

После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.

Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями. Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа). Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность. Учитывая, что глаза - наиболее выразительная часть женского лица, гейша и майко уделяют им особое внимание. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искусности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естественнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!) Майко наносит тени только на уголки верхнего века и припудривает брови (представительницы некоторых гейша школ осветляют брови, придавая им золотистый оттенок).



Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Для обводки вокруг глаз и бровей традиционно использовался древесный уголь, но сейчас применяется современная косметика. Брови были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца.

Катсура - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: ...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени... Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, - очобогучи - считался самым желанным. Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска. Кристаллизованный сахар добавляется в помаду, чтобы придать губам блеск. Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.

Красота – это боль. Мы твердим себе эти три слова, когда выщипываем брови или делаем восковую эпиляцию. Зато такие манипуляции – не самые опасные бьюти-тренды и не дают особого повода для волнений. Вы скажете – а как же ботокс – одна «неправильная» инъекция, и ядом будут поражены совсем не те мышцы, и часть лица потеряет подвижность, вон сколько актрис страдает (а то и судится с нерадивыми врачами-косметологами). Согласны. И все же это – сущая ерунда по сравнению с самыми опасными бьюти-трендами в истории. На какие только ухищрения не шли дамы, чтобы оставаться привлекательными! И какой ценой…

Самые опасные бьюти-тренды в истории: в погоне за красотой

Свинцовые белила для благородной бледности

Когда принцессы и знатные дамы хотели, чтобы их кожа белела, словно снег, они покрывали лица толстой свинцовой косметикой. Свинец использовался в индустрии красоты с незапамятных времен, древние римляне делали из него основу для румян, а египтяне – сурьму для того, чтобы подводить глаза. Но наибольшего пика популярности мода на свинцовые белила достигла в XVI веке и продлилась до конца XVIII столетия. Женщины смешивали порошкообразный свинец с уксусом, получалась паста, которую наносили на лицо толстым слоем. Мертвенно-бледный вид был верхом совершенства, к тому же такая «замазка» помогала скрывать неровности кожи и оставшиеся следы от оспы или прыщей. После многократного использования таких белил кожа начинала медленно гнить, образовывались шрамы, и дамы не находили ничего лучшего, чем использовать эту гадость с новым рвением. Конечно, шрамы были наименьшей их проблемой. Самый опасный бьюти-тренд вызывал повышение кровяного давления, приводил к болям в животе, запорам, выкидышам, а в худшем случае – к потере памяти, параличу и смерти. Лекарь мог долго гадать – чем же мучается несчастная. К концу XVIII столетия после гибели нескольких аристократок использование свинца уменьшилось. И все же этот токсин (в гораздо меньших количествах) можно встретить даже в современной некачественной косметике.

Яд для выразительности глаз

Для того чтобы наши глаза стали еще выразительнее, мы используем цветные линзы, накладные ресницы, подводку, яркие тени. А вот итальянские женщины на протяжении веков добивались выразительности взгляда с помощью одного из самых опасных бьюти-трендов в истории. Синьоры закапывали себе в глаза яд. Да, раствор белладонны (красавки) ядовит, несколько ягод в чистом виде могут даже убить. Однако препараты с использованием этого растения широко распространены в медицине (в том числе, и в офтальмологии), нужно только правильно их применять и не превышать дозу. А вот итальянские красотки пытались придать особый блеск глазам и расширить зрачки, злоупотребляя этим сильным средством. Некоторые неосторожные дамочки умудрялись пользоваться белладонной и уже, когда цивилизация постучалась в их двери, – вплоть до конца ХХ века. Говорят, что в Средние века женщины, увлеченные оккультизмом, применяли мазь из белладонны, натирались ею во время шабаша, поэтому им казалось, что они летают на метлах и совершают разные чудеса. На деле же применение белладонны может закончиться слепотой, сердечной недостаточностью, комой и гибелью.

Мышьяк для чистой кожи

Когда мода на свинец прошла, появилось новое чудо-средство, позволяющее отбелить кожу, и на смену одной отраве в начале XIX века пришел еще более опасный косметический бьюти-тренд – мышьяк. Он убивает красные кровяные клетки, что, действительно, позволяет достичь бледности. Женщины применяли его в небольших дозах (чуть повысь – и это станет последней порцией яда). Но при прекращении приема препарата кожа быстро ухудшалась, что заставляло модниц возвращаться к мышьяку. Реклама таких «таблеток красоты» гласила: «Доктор МакКензи обещает вам, что безвредное средство улучшит вам цвет лица: оно будет чистым, свежим, без покраснений, веснушек или прыщей». Правда, побочные эффекты такого снадобья не указывались. Так что к идеальной коже часто «прилагались» рвота, внутреннее кровотечение, выпадение волос, слепота, конвульсии и (нередко) летальный исход. Мышьяк порой встречается в поддельных косметических продуктах, так что будьте начеку!

Ртуть для румян

В XVIII веке дамы открыли для себя новый тренд – использование ртути. Ее часто смешивали с другими ингредиентами, чтобы получить средство от веснушек и прыщей, а также добавляли в румяна для стойкости. В те времена гигиена была не на высоте, и вместо того, чтобы умываться мягкой водой с какими-то целебными травами, представительницы прекрасного пола наносили на лицо – слой за слоем – сущую гадость. Вначале свинцовые белила, потом толстую красную полосу румян, представляющих собой ртуть сульфидное соединение (киноварь). Для использования в керамике или архитектуре киноварь подходит, но для нежного человеческого тела – нет. Даже сквозь густой свинцовый макияж ртуть легко впитывалась в кровь, вызывала шелушение кожи. Дальше могли возникнуть повреждение нервной системы, выпадение волос, зубов, ногтей, повышение кровяного давления, почечная недостаточность. У беременных ртуть вызывала пороки развития плода. В странах, где нет строгого контроля за изготовлением косметических средств, в продукции до сих пор обнаруживается ртуть.

Радий в косметике

Когда в 1898-м году мадам Кюри открыла радий, она не знала, что протоптала дорожку к самому опасному бьюти-тренду в истории. Шарлатаны от медицины быстро взяли это на вооружение, и в одном из объявлений 1918-го года читаем: «Постоянный фонтан молодости и красоты, наконец, найден! Он течет в энергетических лучах радия!». Косметические препараты с содержанием радия (от зубной пасты до крема для лица) были в моде в 1920-х и 1930-х годах. Как сегодня мы каждый день сталкиваемся с рекламой известных брендов и косметологических методик, так и тогда объявления наперебой возвещали о «последнем научном прорыве в индустрии красоты». Дальнейшие научные исследования остановили этот поток, приносящий анемию, рвоту, внутренние кровотечения, судороги и раковые опухоли.

Рентгеновские лучи

Правда, прежде чем ученые хорошенько изучили все последствия радиоактивного облучения, в 1920-е годы получили развитие процедуры облучения. Вы помните свое последнее посещение рентген-кабинета? Когда доктор или его медсестра делают снимок, они скрываются за свинцовой стеной, а у пациента оставляют открытым лишь нужный участок тела, надевая на вас тяжелый фартук. Но представьте себе – наивные женщины первой половины прошлого столетия верили, что рентгеновские лучи несут с собой красоту! Они принимали от 10 до 20 процедур, не обращали внимания на побочные эффекты (утолщение кожи, дерматит, расширение капилляров) и шли на новый сеанс в надежде проснуться утром юной и посвежевшей. В салонах красоты для использования аппаратов не нужно было даже медицинской лицензии. Но потом это насторожило специалистов. И к 1940-м годам стало ясно, что эта причуда (читай – самый опасный бьюти-тренд) вызвала рак у большого числа женщин и полностью «размыла» лица других.


Со времен Античности в Европе существовало представление о том, что кожа лица не может быть идеальной сама по себе. Для того, чтобы соответствовать идеалу красоты, на лицо в обязательном порядке следовало наносить то или же иное косметическое средство и делать макияж.


Собственно говоря, история привычного для нас сегодня тонального крема в какой-то мере началась еще во времена Древней Греции.

В Древнем Египте и на Востоке, к примеру, средств для изменения цвета кожи лица не знали. У данных народов красивым считался естественный смуглый тон лица. Не пытались избежать древние египтяне и загара. А вот во времена Античности (в Древней Греции и Древнем Риме) все было совершенно наоборот.

В Древней Греции красивой считалась белая кожа, как у богинь,
ведь богиня Гера описывалась как «белорукая»

И в , и в Древнем Риме считалось, что идеальная кожа – это кожа белого цвета без всякого загара. И гречанки, и римлянки прятались от ярких солнечных лучей, а также всячески пытались осветлить кожу при помощи косметических средств.


Статуя богини Геры - жены бога Зевса
Древнегреческим поэтом Гомером описывалась как «белорукая» богиня

Любовь к идеальной белой коже зародилась в Древней Греции и связана с описанием . Боги и богини, согласно древнегреческой мифологии, были златокудрыми и с белой кожей. И жители Древней Греции пытались осветлить волосы, посыпая их мукой, а также сделать свою кожу более бледной.

Свинцовые белила в истории макияжа


В древнегреческом городе Афины начинается история такого косметического средства, предназначенного для осветления кожи, как церусса – свинцовые белила. И, в общем-то, ядовитые свинцовые белила для отбеливания кожи лица будут использовать в Европе вплоть до XIX века. Ведь данное косметическое средство было весьма эффективным.


Зевс и Гера
Камея I в. н.э.

После нанесения свинцовых белил кожа приобретала прекрасный чистый белый цвет. Единственный недостаток, если вы начали пользоваться церуссой, вам будет нужно все больше и больше данного средства, так как оно портит кожу. А чтобы замаскировать появляющиеся от использования свинцовых белил изъяны кожи лица, дамы использовали свинцовые белила еще в большем количестве. До XIX века о вреде свинца для здоровья в Европе ничего не было известно.

Церусса- свинцовые белили, которые появились в древних Афинах

Способ изготовления церуссы также практически не изменялся со времен Древней Греции. А в Древней Греции свинцовые белила делали следующим образом:

1. В керамический сосуд помещали свинец с небольшим количеством уксуса
2. Примерно через 10 дней открывали сосуд и снимали образовавшийся за это время слой ржавчины
3. Данную операцию повторяли несколько раз, пока весь свинец не растворялся
4. Счищенную ржавчину стирали в порошок и уваривали с водой
5. В итоге на дне сосуда, после варки, получался белый осадок – это и есть свинцовые белила

Существует версия, что в Древней Греции идея использовать свинец для белил возникла из-за добычи серебра. Под Афинами в древности находились рудники, на которых добывали серебро, а в качестве отходов от данного производства оставались горы белого свинцового пигмента.


Гера в повозке, запряженной павлинами
Картина XIX в.

Впрочем, и в Древней Греции, и в Древнем Риме женщины хоть и осветляли лицо, но старались придерживаться меры. Количество белил на лице благородной матроны должно было быть минимальным, в то время как ярко краситься дозволялось лишь женщинам легкого поведения.

Пиявка за ухом – лучшее косметическое средство Средневековья,
бледность лица - гарантирована

Своеобразным идеалом красоты становится Дева Мария. Зарождаются идеи о неземной бледности ее кожи – «девственная бледность» кожи. Появляются идеи о том, что у молодых девушек, у которых еще нет детей, кожа более светлая, чем у женщин в возрасте.


Художник Рогир ван дер Вейден
Портрет дамы, XV в.

Параллельно зарождаются представления и о том, что кожа аристократок, в отличие от крестьянок, должна быть бледной и без загара. Ведь в отличие от смуглых крестьянок, которые работают в поле под палящими лучами солнца, аристократки не занимаются тяжелым физическим трудом.


Жанна Д"арк

Однако косметика, в том числе и свинцовые белила, церковью не поощрялась. И в Средние века бледность кожи достигалась за счет избегания солнечных лучей, а также при помощи пиявок, которые ставились за ухо.

Самое популярное косметическое средство XVI века «венецианские белила» - самые «качественные» белила с более высоким содержанием свинца

Как и во времена Древней Греции и Древнего Рима, считалось, что макияж должен быть как можно более естественным. Однако уже в XVI веке, когда моду начинается диктовать город Венеция, свинцовые белила становятся очень популярны среди знатных дам. При этом самыми лучшими свинцовыми белилами считаются «венецианские белила», которые также называли «Дух Сатурна». Преимущество «венецианских белил» заключалось в том, что в них содержалось гораздо большее количество свинца, чем в белилах от других производителей.


Венецианский художник Тициан
Портрет Элеоноры Гонзага, XVI в.

«Венецианские белила» очень плотно покрывали кожу и придавали ей атласную гладкость. Однако со временем кожа под действием свинца становилась серо-желтой и сморщенной. Но аристократки того времени не замечали связи между использованием косметики и ухудшением кожи. Вновь образовавшиеся недостатки снова маскировались свинцовыми белилами. Получался замкнутый круг, весьма выгодный для торговцев белилами.


Екатерина Медичи
Портрет

Помимо белил, для того чтобы убрать с лица веснушки и пигментные пятна, в эпоху Возрождения также использовали смесь ртути с мышьяком и мускусом. К примеру, такую ядовитую смесь для удаления пигментных пятен с кожи использовала французская королева родом из Италии Екатерина Медичи.


Английская королева Елизавета I
Портрет

Лица как маски – «кукольный» макияж XVII-XVIII вв.

XVII-XVIII века в европейской истории запросто можно назвать временем господства белил и румян. Об умеренности в это время не могло идти и речи. В моде роскошь и практически театральный макияж. Лица придворных дам и кавалеров похожи на лица фарфоровых кукол. При этом белилами лицо покрывалось в несколько слоев. А подчеркнуть белизну лица должны были алые румяна и помада, а также прорисованные голубые вены и черные искусственные родинки – мушки.


Мария-Антуанетта
Портрет

Пытались подражать аристократкам и простые горожанки. Однако за не имением денег на дорогие свинцовые белила, для отбеливания кожи лица они использовали более простые средства – мази, в состав которых входили горох, нут, миндаль, перловка, семена хрена, молоко. Все исключительно натуральное и безобидное. Эффект был практически не заметен, однако при этом кожа горожанок в XVII-XVIII веках выглядела гораздо лучше и здоровее, чем у аристократок.


Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

В XIX веке дамы из высшего общества практически перестают пользоваться декоративной косметикой, а вот актрисы и певицы по-прежнему используют белила. И даже еще в начале ХХ века в Европе продавались пудры на основе все того же небезопасного для здоровья свинца.

Не только в Европе, но и в Азии прекрасными считались белые лица

Помимо Европы белый цвет лица считался невероятно красивым и в Азии – в Китае, Корее и Японии. Обладающие от природы кожей с желтоватым оттенком, азиатки нещадно пытались придать своим лицам как можно более белый цвет.



Заснеженный сад

И в Китае, и в Японии были известны свинцовые белила. Но гораздо чаще в азиатских странах на лицо наносили безвредную рисовую пудру. Считается, что рисовая пудра была изобретена в Древнем Китае. Для ее изготовления использовалось рисовое зерно, которое смалывали в муку.


Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Чайная церемония

Свинцовые белила также изначально появились в Китае, скорее всего, во времена правления династии Шан (1600-1027 гг. до н.э.). А уже из Китая проникли в Японию, где ими пользовались первоначально лишь придворные дамы, и приблизительно с XVI века все остальные женщины.

Китай – родина жемчужной пудры

Также в Древнем Китае появилась и жемчужная пудра. По времени где-то около 320 года. Изготовлялась такая пудра из измельченного жемчуга и первоначально использовалась в медицинских целях. В традиционной китайской медицине считалось, что жемчужная пудра снижает воздействие вредных солнечных лучей и предотвращает образование на коже пигментных пятен. В принципе, с мудрецами древнего Китая насчет целебных свойств жемчужной пудры согласны и современные ученые.


В Корее в древние времена для того, чтобы придать коже воспеваемый поэтами цвет «подобный белой яшме», использовали совсем не поэтическое средство – помет соловья. Соловьиный помет смешивался с мукой, и, таким образом, получалась осветляющая пудра. Такое отбеливающее средство использовали также и японцы.


Кадр из фильма «Мемуары гейши»

История макияжа и состав косметики в XX веке


В ХХ веке мода на белые лица сходит на нет. Настоящую революцию произвела в 1920-е годы Коко Шанель, ведь именно она ввела моду на загар. Отныне в моде ХХ века смуглая загорелая кожа, а не мертвенно бледная, как это было на протяжении многих столетий европейской истории.

ХХ век – мода на загар

В первой половине ХХ века популярным косметическим средством, вытеснившим белила, становится пудра. Пудра – это косметическое средство в виде порошка, служащее для придания коже лица определенного оттенка. Уже в 1930-е годы в Европе и США производилось около трех тысяч разновидностей пудры с самыми разнообразными оттенками – от бежевого и розового до модного цвета загара. А первые «компактные» пудры с пуховками для нанесения появились еще в 1920-е годы.

Немного радиации и ваша кожа будет сиять

В начале ХХ века помимо вполне обычной пудры, продавались и пудры с эффектом сияния. Такие пудры можно было купить в Лондоне и Париже. В Лондоне в 1917 году была основана фирма Radior. Она продавала косметику (пудра, ночной крем, румяна), в состав которой входил радиоактивный элемент радий, открытый в 1898 году Мари и Пьером Кюри. Впрочем, о его небезопасности, как и ранее со свинцом, ничего не было известно. Косметику с радием в начале ХХ века можно было купить в самом известном универмаге Лондона – Harrods.

А в Париже в 1933 году существовала фирма Tho-Radia, которая также продавала пудру, румяна, зубную пасту, ночной крем с эффектом сияния. В рекламе косметики от фирмы Tho-Radia говорилось о «научном подходе к красоте». А одним из основателей фирмы значился Альфред Кюри, который, как выяснилось позже, не имел никакого отношения к Мари и Пьеру Кюри. Да и возможно не существовал в реальности, а был придуман лишь как хороший маркетинговый ход.

В состав современных косметических средств радий и торий не входят, как и запрещенный сегодня в Европе для использования в косметике свинец, но научный подход, если верить рекламе, присутствует.

В состав пудр сегодня входят такие вещества, как окись цинка, двуокись титана, каолин (глина белого цвета), тальк (минерал белого цвета в виде порошка), красители, как натуральные, так и искусственные, а также отдушки для придания приятного запаха.

«Отец» тональной основы – Макс Фактор

Первая тональная основа также появляется в начале ХХ века – в 1914 году. Ее изобретателем стал Макс Фактор. И придумал он тональную основу для актеров в качестве более удобного косметического средства, чем использующийся ранее в театральном гриме карандаш на жировой основе. Изобретенная Максом Фактором тональная основа по своей текстуре была похожа на крем. И на лицах актеров на экране данный крем смотрелся естественно, в отличие от ранее используемого карандаша с краской, который создавал эффект маски.

В 1937 году Макс Фактор выпускает тональную основу для всех. Это была крем-пудра, которая наносилась на лицо при помощи влажной губки.

К 1960-ым годам в Европе выпускались самые разнообразные тональные основы, в том числе и в цвет загара. А в начале ХХI появляются тональные основы, включающие в свой состав силикон, что делает их присутствие на лице практически незаметным.

Сегодня тональные основы производятся в самых различных формах – пудры, жидкие, кремообразные и даже в виде спреев. При этом декоративную функцию тональной основы (скрыть недостатки кожи) все чаще пытаются совместить с уходовой косметикой.

BB-, CC-, DD- кремы – тональная основа и уход за кожей

Так, к примеру, появился BB-крем. Его название Blemish Balm означает «заживляющий бальзам». Данное средство защищает и восстанавливает кожу, а также может служить хорошей основой для макияжа. Схожим продуктом является и СС-крем - Color Control (англ. «контроль цвета»). Данный крем питает и увлажняет кожу, а также выравнивает ее тон.

Еще один крем - DD-крем (Daily Defense от англ. «ежедневная защита»). Его называют гибридов BB-крема и СС-крема, плюс он обладает солнцезащитным эффектом. Появление солнцезащитных кремов - это тенденция последних десятилетий. Ведь точно так же, как в XIX веке был доказан вред свинца, в наши дни всем известно о вреде загара для кожи. Чрезмерное пребывание на солнце или же частые посещения солярия могут привести к раку кожи, утверждают ученые.

Так что, вполне возможно, нас ждет очередной виток в истории косметики и возврат к моде на бледность.

Я обычная женщина, мне уже давно больше 18-ти, я работаю как все, и живу в мегаполлисе. Только я не крашусь и не покупаю дорогие кремы для лица. Я не пользуюсь губной помадой, пудрой, и тушью для ресниц, что считается давно обязательным для современной женщины

Впервые моя вера в косметику, в общепринятом понимании этого слова, подорвалась в 13 лет, когда родители отправили меня в деревню на каникулы к двоюродной бабушке. В то время на моём лице буйно цвели подростковые прыщи. Дорожная сумка была на половину забита «чудодейственными» средствами импортных и отечественных производителей косметики от угревой сыпи.

На следующий день после моего приезда, я выплыла во двор с точечными следами какой-то лечебной мази на лице. Бабушка мирно беседовала со старенькой соседкой бабой Валей.

Я поздоровалась. Наверное, для деревни вид мой был довольно странный, потому что соседка пропустила мимо ушей всю бабушкину тираду о наших сложных родственных связях.

— «Деточка!, Шо это у тебя на лице?» — спросила сразу она.

— «Да вот, мажу…» — краснея и тупя взгляд, ответила я.

Баба Валя неодобрительно окинула меня взглядом с ног до головы.

— «Ну и молодёжь пошла! Ничего не знают!! Тьфу!.» — выругалась бабуся, и переваливаясь как уточка, с ноги на ногу, заковыляла к калитке.

Через минут пять она возникла на пороге с гроздью калиновых ягод в руке. Молча подошла ко мне. Скомандовала стоять смирно, оторвала от пышной кисточки ягод пару штук, и раздавив их в руке, размазала пахучий калиновый сок по моему лицу.

— «О так робы каждый день!» — сказала Баба Валя, и вложив калиновую веточку мне в руку, удалилась.

Я была послушной девочкой, и добросовестно намазывала калиновый сок по утрам на лицо, смывая его простой водой из колодца.

Ох, не зря видно, испокон веков у славян калина была символом девичьей красы и чистоты. Её воспевали в песнях, вышивали на рушниках, ягоды и цветы калины девушки вплетали в праздничные венки. Удивительная сила в том кроваво-красном соке.

Когда кончились последние ягоды на подаренной бабой Валей кисточке, в зеркало на меня смотрела совсем другая девочка. Я удивительно похорошела. Лицо стало абсолютно чистым и белым. Кроме того, я слегка округлилась на деревенской еде, от мягкой воды по волосам пошла волна, а цвет лица на свежем воздухе приобрёл нежный розовый оттенок.

Когда бабушка собирала меня домой и решила передать пару баночек варенья родственникам в город, я не жалея пожертвовала «чудодейственной» косметикой из магазина, которую привезла из дому, ради места в сумке. Она мне больше была не нужна. Вот так у меня в первый раз баночки с дорогими кремами и мазями полетели в мусорное ведро.

Домой, вместо бледного худого прыщавого подростка, вернулась симпатичная девушка с розовым румянцем на щеках. Мама не сразу меня узнала, и всё никак не могла налюбоваться. А я навсегда полюбила деревенские косметические рецепты.

После школы я даже пошла на курсы косметологов, мечтала посвятить себя этой профессии.

Однажды на курсах, в перерыве между лекциями, в класс зашла женщина, на вид лет сорока - сорока пяти, и сказала что она профессиональный косметолог, и охотно возьмёт на обучение небольшую группу девочек. Нас набралось пятеро. На первом же занятии мы выяснили, что нашему учителю на самом деле уже давно стукнуло 60, и что всё, что мы считаем косметикой, на самом деле таковой не является. Настоящая косметика — всегда съедобна, потому что кожа - это не только дерма и эпидермис, как нас научили на курсах, а живой организм, состоящий из живых клеточек. А живое нельзя кормить мёртвым. «Никогда не наносите на лицо то, что вы не рискнули бы съесть!» — эти слова своего учителя я запомнила на всю жизнь.

Все дорогие баночки с французскими и польскими кремами в лучшем случае бесполезны, а в худшем — вредны, поскольку делают их из минеральных масел - продукта нефтепереработки. А если в составе промышленного крема заявлены натуральные компоненты, то там непременно присутствует консервант, в противном случае крем испортился бы, так и не дойдя до прилавка. Но консерванты подавляют не только рост микроорганизмов в баночке с кремом, но так же угнетающе действуют и на нашу кожу, замедляя процесс регенерации клеток. В результате постоянного использования косметики с консервантами, развивается прогрессирующее старение кожи.

Учитель попросила нас принести всю косметику, которой мы пользовались на тот момент, и ритуально выбросить в мусорное ведро. А вместо этого нас обещали научить делать «живые» кремы и маски для лица из растительных масел, животных жиров, трав и ягод по старинным рецептам. Так второй раз в моей жизни все мои баночки с косметикой полетели в мусорник. И началась интереснейшая страничка моей жизни. Я училась делать косметику для себя сама, как это всегда делали наши прабабушки.

Особо интересно было читать книги по истории косметики. Откуда же к нам пришла косметика в современном понимании этого слова? Родиной современной косметики принято считать Древний Египет, где белилами и румянами пользовались как мужчины, так и женщины. На веки наносили зелёную краску из углекислой меди. Глаза обводили чёрной краской, которую делали из жжёной кости и древесного угля. Ногти красили в зелёный или красный цвет. Фальшивые волосы и парики тоже были в моде тех времён, они защищали египетских красавиц от вшей, которые были очень распространены в то время. В состав чудесных мазей и притирок могли входить растёртые моллюски, жжёные кости животных, ослиная печень, и даже крокодиловый кал.

В древней Иудее тоже знали толк в притираниях и гриме. «Тщетно вы будете красится и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас»- угрожал еврейкам своего времени Иеремия. Но иудейские красавицы не слушали пророка и продолжали увлечённо красить глаза различными соединениями сурьмы, вызывающей заболевания конъюнктивы, а на ногти наносили красную краску.

Не менее экзотическими средствами для красоты пользовались и римлянки. Тут на помощь красоте шли муравьиные яйца, кровь животных и мозг летучих мышей. Парики делали из золотистых волос галлов-невольников. Чтобы хоть как то походить на светловолосых галлийских женщин, чёрные от природы римлянки мазали волосы смесью золы и животного жира и часами седели под палящими лучами солнца, пытаясь осветлить волосы. Большой популярностью пользовались у римлянок и свинцовые белила для лица, которые были далеко не безвредными.

В Средние века в Европе белила также продолжали пользоваться огромной популярностью. Однако их состав усовершенствовался. Белила могли содержать примеси уксуса, ртути или висмута. А в состав румян входил ядовитый свинцовый сурик. При этом мыться же в Европе было не модно. Легендарные французские духи, горячо любимые и сейчас нашими женщинами, были придуманы, чтоб хоть как-то заглушить запах нечистот.

В России же свинцовые белила и румяна получили широкое распространение среди знати при Петре I, вместе с новой европейской модой и париками. И пока кокетки при дворе изучали науку разукрашивания лица и нанесения мушек, лекари учились диагностировать и лечить свинцовые отравления, характеризующиеся сильной рвотой и коликами. В народе же белила и румяна не прижились. Соблюдение чистоты кожи, умывание и бани занимало основное место в уходе за кожей. В печи у русской красавицы мог томиться напар трав для волос, где-нибудь в холодке у окошка могла стоять баночка с мазью для смягчения кожи, и приготовленный заранее «холодец» — мятный настой для освежения тела и полоскания рта. Ещё долгое время основными косметическими средствами на Руси были различные травы, ягоды, толокно, яичный желток, молоко, сливки, мёд, мази из растительных и животных жиров, с добавлением пчелиного воска. В начале 19 века в Москве одна за одной открываются косметические фабрики, которые выпускают, в основном, мыло, румяна, и всё те же, проверенные веками, свинцовые белила. Девушки начинают наносить тонкий слой белил на лицо. В румянах, как правило, надобности не было. Иногда цвет лица улучшали с помощью бодяги, которая вызывала прилив крови к лицу и придавала красивый естественный румянец.

И только в начале 20 столетия, с появлением нового образа женщины, навеянного немым кино, маникюр и грим выходят на улицы русских городов. Всё те же убийственные свинцовые белила, пудра из мела, и помады, содержащие окиси металлов, всё чаще появляются на туалетных столиках горожанок.

Вы думаете, это безумие отравления себя во имя красоты закончилось? Ничего подобного. Оно растёт вместе с развитием химической промышленности. Давайте взглянем на содержимое современных баночек и флакончиков с косметикой.

Пропилен гликоль — продукт нефтепереработки. Используется в кремах. Связывает воду. Токсичен.

Парабены - входят почти во все кремы, лосьоны, эмульсии. Бактериостатик. Консервант. Вызывает аллергические реакции и дерматит. Может вызывать рак груди.

Триэтаноломин - эмульгатор. Используется при изготовлении мыла и эмульсий. Вызывает серьёзные дерматиты. Делает кожу сверхчувствительной.

Лаурилсульфат натрия - используется в очистителях, шампунях, гелях для душа. Разъедает волосяную луковицу. Замедляет рост волос. Очень быстро проникает в организм. Может накапливаться в печени. Токсичен.

Карбомер - реагирует с жиром и образует устойчивую эмульсию в воде. Используется в кремах и увлажнителях, зубных пастах и косметике для глаз. Вызывает аллергию и воспаление глаз.

Список можно продолжать долго..

Я не крашу лицо. Я не боюсь, что под первым весенним дождём, вся моя красота стечёт чёрными потоками по щекам, я не боюсь пить чай в гостях, рискуя испачкать кромку чашки губной помадой, лишний раз поцеловать любимого, и мне не надо несколько раз в день поправлять макияж.

И хоть я не стала косметологом, жизнь повернула совсем в другое русло, я не покупаю кремы. Я делаю их сама. Это не сложно, это очень увлекательный и творческий процесс.

Весна. Сирень стучит в окно, и мне сегодня хочется волшебства. Пока на плите готовится отвар из крапивы для волос, я готовлю крем. Мне нравятся самые простые, несложные рецепты. Я беру немного растительного масла - миндального, персикового или оливкового, для мягкости кожи. Нагреваю его на водяной бане. Растворяю в нём чуть-чуть воска для вязкости крема и гладкости лица. В конце добавляю немного розовой воды и пару капель розового масла для нежности. Тонкий медово-розовый аромат растекается по кухне. 100% натуральный крем готов. Такой крем не только будет питать кожу и насыщать её витаминами, но и благодаря целебному аромату, будет полезен для сердечно-сосудистой и нервной системы.

Косметика - это не отходы нефтеперерабатывающей промышленности в полиэтиленовой баночке. В русском языке слово «косметика» происходит от слова «космос». Её назначение — не просто украшать лицо, это метод гармонизации себя с энергетическими потоками и ритмами вселенной, и обретения красоты и здоровья с помощью энергий цветов, трав, воды и солнца

  1. Исследование, проведенное американскими специалистами из Harris Interactive для организации Renfrew Center Foundation, показало: почти 50% женщин недовольны тем, как выглядит......
  2. Физиологии Финляндии призывают отказаться от косметики Финские специалисты призывают женщин сократить потребление и использование косметики. По их мнению, химические вещества,......
  3. Для женщин косметика важнее секса Aнглийcкие экcперты провели cвежее изыcкaние, поcледcтвия которого продемонcтрировaли, cобcтвенно прогреccивные предcтaвительницы женcкого полa дaют мaкияжу......
  4. Производители косметики уверяют, что вся их продукция безопасна. Мол, строгий контроль и санитарные нормы строго соблюдаются, кроме того, химикаты в...
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх