Конспект экскурсий для средней группы. Конспект экскурсии в средней группе

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)

Конспект экскурсии «Путешествие по детскому саду» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Цель:

Развивать интерес к труду взрослых.

Задачи:

Обучающие: Закреплять знания детей о рабочем месте работников ДОУ. Учить детей формулировать вопрос.

Развивающие : Развивать навыки активного речевого общения, учить детей ценить труд и заботу взрослых, применять полученные знания в продуктивной и других видах деятельности.

Воспитательные : Воспитывать в детях уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду.

Предварительная работа :

Беседа с детьми «Кто заботится о нас?», рассматривание иллюстраций «Профессии», вечер загадок и отгадок.

План рассказа работников о своей деятельности.

Какую работу выполняет?

Специальная одежда?

Какой головной убор носит?

Инструменты, которыми пользуется?

Ход экскурсии (в группе):

Воспитатель: Вы знаете, что в детском саду трудится много взрослых. Они заботятся о вас, стараются сделать так, чтобы вам было хорошо, весело и уютно. И первый самый важный наш помощник - это младший воспитатель. Как его зовут? Чем же она занимается? (Ответы детей.) Рассказ младшего воспитателя о своей деятельности (по предложенному плану).

Воспитатель: Как зовут ваших воспитателей? Чем они занимаются? (Ответы детей). Рассказ воспитателя о своей деятельности.

Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать кто еще кем работает в детском саду? Отправляемся в путешествие. На чем поедем? (Предложения детей).

На поезде. Занимайте места в вагонах. (Вот поезд наш едет, колеса стучат…..)

Медицинский кабинет.

Воспитатель: Самый первый кабинет - это кабинет, в котором работают взрослые в белых халатах. «Кто здесь работает?» (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно - это врач и медсестра. Познакомимся с ними? А сейчас я задам вопрос взрослым: «Как Вас зовут?» (Ответы взрослых)

Воспитатель: Спроси, Даша. (Как Вас зовут?) (Ответы взрослых).

Воспитатель: Расскажите нам нашим о своей профессии. Рассказ взрослых о своей деятельности. Спасибо Вам большое. А мы с ребятами поедем дальше. Занимайте свои места в вагонах. Путешествие продолжается.

Пищеблок.

Воспитатель: Что же это за кабинет? Посмотрите, здесь тоже взрослые в белых халатах. Может это тоже медицинский кабинет? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно называется ПИЩЕБЛОК. Здесь много помещений. Прежде чем зайти, нам необходимо одеть спецодежду. (Детям одеваем фартуки, косынки, колпаки). Сколько взрослых работают? (Много). Как называется профессия этих взрослых? (Ответы детей). Что вы хотите узнать у поваров? (Вопросы детей)

Прачечная.

Воспитатель: Спасибо Вам большое. А мы продолжаем путешествие. Нас встречает Зинаида Романовна. Что же она делает? (Ответы детей). Назовите помощников прачки. (Утюг…) Рассказ прачки о своей деятельности.

Воспитатель: Спасибо, Вам большое. А нам надо вернуться в группу. На чем можно быстро добраться до группы? (На самолёте). Занимайте места. Заводим мотор. Полетели.

В группе:

Воспитатель: Понравилось путешествовать? Хотите еще узнать кто работает в детском саду? Следующий раз мы узнаем кто же самый главный у нас в детском саду и чем он занимается.

Конспект НОД экскурсии в средней группе "Лето на лугу"

Трушева Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Ездочное», Чернянского района Белгородской области.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, безопасность.

Задачи:

Образовательная.

  • Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

Развивающая.

  • Систематизировать знания детей о луге.
  • Уточнить представления о насекомых, населяющих луг
  • Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы
  • Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Воспитательная.

  • Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к природе, отзывчивость, аккуратность.

Материал:

Предварительная работа: Беседа о лете и его признаках.

Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото» , «Кто живёт на лугу» ; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Методические приемы: Сюрпризный момент, вопросы к детям, художественное слово.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: луг, лето, насекомые, благоухающий, ароматный, пёстрый.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам прилетел необычный гость кузнечик, он приглашает нас к себе в гости на луг – его дом.

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом. (Федор Тютчев)

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.)

Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Кузнечик проводит игру: «Лес, луг, огород» .

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу?

Кузнечик: Отгадайте загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,
А песню слышно. (комар)

Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

Надо быть осторожными и внимательными на природе

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Кузнечик проводит игру: «На пенёчке я сижу»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,
На лужочек я гляжу
Там цветочки разные:
Жёлтые да красные,

Белые да синие,
Очень все красивые,
Я цветы не буду рвать…
Дети: Будешь с нами ты играть?

Ведущий: Да

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Превращения.

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых» .

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять» .

Творческая работа.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами) . Дети делают бабочек, а потом с ними играют.

Использованные информационные ресурсы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – ISBN 978$5$86775$813-4.
  2. Отрывок из стихотворения «Сияет солнце, воды блещут» Ф.И. Тютчев. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.) , Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. - М.: Издат. центр "Классика", 2002-
  3. Загадки. От осени до лета. Журнал «Дошкольник» (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях) , для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. Составитель Л.А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2004. -160с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №11

Конспект

экскурсии в средней группе

«Лето на лугу»

Воспитатели:Ермоленко В.Н.,Солоха Н.В.

Программные задачи:

    Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

    Систематизировать знания детей о луге

    Уточнить представления о насекомых, населяющих луг

    Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы

    Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Предварительная работа:

Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Ход занятия.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.) Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Игра «Лес, луг, огород».

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Модница крылатая

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто на нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

    Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

    Надо быть осторожными и внимательными на природе

    Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

    Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

    Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Игра «На пенёчке я сижу»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие, Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать…

Дети: Будешь с нами ты играть?

Ведущий: Да

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Превращения.

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых».

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять».

Творческая работа.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют.

Елена Конопкина

Конспект экологической экскурсии "Деревья на нашем участке".

Программное содержание.

Способствовать формированию представлений детей о деревьях;

Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев).

Развивать умение сравнивать и анализировать;

Развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;

Способствовать воспитанию интереса к растениям;

Прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Материал.

Деревья и кусты на территории участка детского сада.

Ход экскурсии. (Дети и воспитатель собрались на участке детского сада).

В. – Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья, вот и давайте вместе пройдёмся по нашему участку. Сначала отгадайте загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

В. - О чём эта загадка?

Д. - О берёзке.

В. - Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?

Д. - Гладкий, твёрдый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).

В. - Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет?

(Дети обнюхивают ствол дерева и высказывают свои мнения).

Д. - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.

В. - Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?

(Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин, только высоко в ветвях висит скворечник.)

В. - Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?

Д. - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.

В. - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?

Д. - Маленькие листочки.

В. - Да, но не только листочки, похожие на маленькие сердечки есть на ветках. Отгадайте загадку:

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Д. - Почки.

В. - Да, весной можно внимательно рассмотреть почки. Какие они гладкие, мягкие, клейкие. Как вы думаете, можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

(Дети исследуют почки: трогают их, проверяют: клеятся ли после этого пальчики, пробуют, чем пахнут почки.)

В. - А ещё на веточках висят серёжки, они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке?

Д. - Рядом с берёзкой растёт дуб.

В. - Действительно, рядом с берёзкой растёт молодой, крепкий дубок. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.

Д. - У берёзки ствол толстый, а у дуба тонкий.

Ствол дуба тёмного цвета, а берёзка – белоствольная.

Кора у дуба тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.

Корни берёзки видны из земли, а корни дуба – нет, они глубоко спрятались в земле.

Берёзка очень высокая, а дуб – пониже.

На берёзке уже распустились листочки и подросли, а у дуба сильно набухли почки и листочки только – только появляются.


В. – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что дуб, вероятно, молодое деревце, а берёзка – постарше. Они стоят рядышком, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди».

На самом деле, дуб – это очень красивое и сильное дерево. Из-за его сильных корней, которые очень глубоко уходят в землю, дуб называют «могучим». Крона дуба раскидистая, высоко поднятая, часто дуб напоминает колонну, особенно если стоит один и ему никто не мешает расти. Листочки у дуба очень красивой, «резной формы». Дуб – довольно теплолюбивое растение, он не любит холод, потому у него листочки ещё и не распустились до конца – ему ещё рано. Ну а плоды и семена дуба вы хорошо знаете. Это - …

Д. - жёлуди, они нравятся свиньям.

В. - Смотрите, наш бельчонок говорит, что он любит есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?

Д. - На ёлках и соснах.

В. - А они одинаковые на этих деревьях или разные?

Д. - Разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.

В. - На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год.

Вопросы к беседе:

- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?

Что у ёлочки вместо листочков?

Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?

Наша ёлка высокая или низкая?

Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?

- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?

По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:

Д. – Ёлочка на нашем участке не похожа на берёзку и дуб. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и дуб. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.


В. - Не огорчайтесь, ребята. С бельчонком мы можем поиграть, а угостим его орешками из магазина. Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» .

Дети встают в пары. Ведущий- воспитатель называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.

В. – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.

Шумит всё лето деревце

Зелёною листвой

И, пожелтев, разденется

Осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу:

К стволу присыпан снег.

В нём деревце согреется,

Он деревцу, как мех.

Весной побелкой светится,

Окопано вокруг…

Растёт счастливым деревце,

У деревца есть друг.

В. – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, бельчонок, прибегай к нам осенью, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх