Может ли приемный ребенок общаться со своими биологическими родителями — эксперт. Как оформить статус приемной семьи

В последние годы в мире тема усыновления детей стала очень популярной. И это относительно хорошая тенденция. Почему относительно? Потому что все больший процент усыновленных детей спустя какое-то время возвращается в казенные стены. Их усыновляют по два, а иногда и по три раза, снова возвращая в детский дом при первых же трудностях. Неужели приемные родители так бессердечны? Или есть реальные трудности в воспитании «приемышей», с которыми не в силах справиться двое взрослых?

Немного статистики за 2015 год:
Семьи нашли 56 тысяч российских детей, ранее оставленных без попечения родителей.
Попали в детские дома – 42 тысячи детей.
На сегодня в стране около 80 тысяч детей, живущих в детских домах, еще два года назад их было почти 120 тысяч.

Сделать доброе дело

Наверное, каждого человека, который готов усыновить ребенка, можно считать героем, ведь это огромная ответственность. Что побуждает людей становиться приемными родителями? Жалость, любовь к детям или желание сделать доброе дело?

«Дети выросли, на ноги их поставили, сами еще не такие старые, финансово защищенные, есть масса времени и нерастраченной любви, может взять ребенка из детского дома?» - так нередко размышляют потенциальные приемные родители.

Также среди них и те пары, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем и долгие годы не могут завести собственного малыша. И это основные две категории приемных родителей – одни уже вырастили потомство, другие всю жизнь мечтают, чтобы детский смех зазвучал и в их доме.

В зависимости от разных целей усыновления возникают и совершенно различные проблемы, о которых будущих усыновителей никто не предупреждает. Например, люди, имеющие своих детей, невольно начинают сравнивать родных и приемных отпрысков, и зачастую не могут полюбить нового члена семьи наравне со своими детьми. А супруги, которые так давно мечтали о ребенке, порой даже не представляют какой это труд и оказываются неготовыми к родительству после стольких лет независимой жизни. Ведь кругом все говорят о безмерном счастье, которое поселится в доме при появлении ребенка, а о том, что с тех пор в доме пропадет спокойствие, нормальный сон, порядок – принято молчать. Итак, о чем стоит помнить, прежде чем усыновить малыша?

Диагноз: здоров

Здоровые и маленькие малыши без проблем находят приемные семьи, детские дома переполнены инвалидами и детьми с хроническими болезнями. Но даже если в карточке ребенка указано «здоров» - это не гарантирует, что у него нет скрытых заболеваний, приемный малыш также не застрахован от травм. Не сломаетесь ли вы в такой ситуации, хватит ли вам сил и доброты, чтобы бороться с серьёзной болезнью вместе с ребенком? Мы бы не задавались таким вопросом, если бы с каждым годом все больше РОДНЫХ родителей не отказывались от тяжело больных детей.

Вы невольно будете стремиться увидеть в малыше черты себя или своего мужа, но, скорее всего, он будет отличаться от вас и внешне, и по темпераменту. Родные и близкие тоже постоянно будут напоминать вам, что ребенок не похож на вас. Будьте готовы к этому и не стройте иллюзий.

Наследственность

Гены удивительным образом влияют на жизнь каждого человека, и приёмный ребенок не исключение. Если для вас важна наследственность, и вы боитесь сюрпризов в будущем – уточните кем были родители малыша. А если ребенок уже живет в вашей семье, никогда не упрекайте его в том, что он такой же плохой, как его родная мама. Он и сам знает, что она плохая, он и так достаточно натерпелся из-за нее. Не позволяйте себе мысли о том, что он станет алкоголиком или преступником, как его биологические родители. Это можно предотвратить, и это только в ваших силах.

Чужой среди своих

Не идет на контакт, не слушается, ведет себя как в гостях – такие жалобы нередко можно слышать от приемных мам и пап. Он, конечно, благодарен вам за усыновление, но автоматически не сможет стать членом вашей семьи. Чтобы приручить «чужака» и заставить жить по правилам вашей «стаи» придется потратить много сил, а может, и нервов.

Если он не единственный ребенок в семье, то никогда не выделяйте его среди родных малышей. Поначалу вам захочется отогреть "волчонка" повышенным вниманием и прощением проступков, но он быстро осмелеет и начнет отстаивать свое главенство в семье. Относитесь к нему также, как к своим детям, не стесняйтесь проявления своих эмоций, поругайте когда надо, но не забудьте и о теплых словах любви.

Ребенок «испортился»

Это самая частая причина, которую называют усыновители при возвращении ребенка в детский дом. До усыновления девочка была просто ангелочком, а спустя пару месяцев «испортилась», стала хамить, плохо учиться или даже воровать у родителей деньги? Дети умнее, чем нам кажется, поначалу они и правда готовы играть роль тихони, но рано или поздно и они начинают показывать характер. Приемные дети не могут «испортиться», они просто перестают играть свою роль. Да, он не такой уж и хороший! Капризный, вредный, словом, такой же, как и все дети.

«Мама, я вам неродной?»

Все усыновители рискуют однажды услышать такой вопрос, надо быть готовым к нему и сразу решить будет ли ребенок знать об усыновлении. Если нет, то необходимо принять все меры, чтобы никто не сообщил ему неприятную весть. Но не возненавидит ли он вас, когда узнает, что вы обманывали его всю жизнь?

«Вы мне никто!»

К психологам часто обращаются усыновители, ребенок которых «слетел с катушек» и совершенно неуправляем. Родители для него не авторитет. Они ему «никто», такое часто случается с детьми, усыновлёнными в сознательном возрасте. В такой ситуации приемной маме и папе придется потратить много нервов, чтобы укротить бунтаря. Но гораздо труднее - подарить много любви трудному ребенку, отличников любить намного проще.

И это далеко не полный список проблем, с которыми могут столкнуться усыновители. Быть родителями – труд, это самоотречение от собственных интересов, это эмоциональная и материальная самоотдача. Картинки счастливых семей – не больше чем иллюзия, это всего лишь секунда из целой жизни с множеством трудностей, которые принято оставлять «за кадром». Моду на усыновление пропагандируют и звезды, но не будьте наивны! У вас есть няни, прачки, повара, чтобы ухаживать за пятью приемными детишками?

Не игрушка

Если это так сложно, наверное, и не стоит усыновлять ребенка – подумаете вы? Но статья совсем не об этом. Вокруг так много социальной рекламы с призывами взять ребенка из детского дома, но ни слова о том, что эти дети не игрушки, и их нельзя вернуть если они «сломаются». Это ранимые души, причем чаще всего уже травмированные расставанием с родными родителями, они с малых лет задаются вопросом, чем же заслужили предательство. Ни у кого не возникнет идеи отдать родного ребенка в детский дом за двойки и проказы, почему же допускается мысль о возврате приемного малыша?

Стать самым родным человеком для ребенка, взять его «брошенную» жизнь в свои руки, полюбить его как родного, подарить ему все, о чем он мечтает, стать примером и проводником, лечить и защищать, всегда быть на его стороне и терпеть все его выходки… Готовы? Тогда вас и правда можно назвать приемными мамой и папой, тогда вам и правда можно доверить детскую жизнь.

А вы когда-нибудь думали об усыновлении ребенка? Как вы думаете, смогут ли приемные родители стать родными?

В термине «приёмная семья» главное слово именно последнее – и не случайно. Именно ради того, чтобы ребенок, оказавшийся по тем или иным причинам без попечения родителей, обрел семью, и создавался этот механизм. С психологической точки зрения, семья – важнейший институт социализации личности ребенка (да и взрослого человека тоже). Процесс социализации в семье происходит путем усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.

Семья – самый распространенный тип так называемой малой группы – а для малых групп психологи выделяют целый ряд специфических признаков. Это, как отмечает Светлана Иванова, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, общие цели и общая общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельнотью со стороны членов группы. Кроме того, для малых групп хараеткрны конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья, отмечает исследователь, относится к разряду первичных групп и предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела.

Такие тесные взаимосвязи между членами группы, как в семье, обусловливают огромное влияние семьи на развитие ребенка. В семье получают первичные знания об окружающем мире и культуре, в семье учатся отношениям с людьми, усваивают представления о добре и зле, о порядочности; семья создает для ребенка первые модели социального поведения. Именно поэтому настолько важны факторы готовности семьи к тому, чтобы стать приемными родителями для ребенка, оставшегося без кровной семьи – а эта категория детей чаще всего оказывается достаточно сложными в педагогическом отношении.

Факторы готовности

Психологи, работающие с детьми и их семейным устройством, выделяют несколько факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Это, по С. Ивановой, «образ мыслей семьи», отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, ориентированных на реальные возможности её жизнеобеспечения, а также сформированную со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни; «образ общения в семье», характеризующий межличностную коммуникативность, имеющую особую значимость в силу личностно-интимного характера общения; неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи - членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка различных наций и народностей; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), выступающие одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств; интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок - от данного фактора во многом зависит успех воспитания, который всегда оценивается с помощью сравнения.

При этом перечисленными факторами дело не ограничивается. Успех воспитания в семье определяется еще и частыми факторами: это представления родителей об эталоне воспитанной личности, от которых зависит последующий ход воспитания; расположенность к полу ребёнка в семье; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы появления ребёнка. Важны также преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Больше всего благополучию ребёнка, по результатам исследований, способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.

Еще более четко психологи очерчивают “портрет” неблагополучной семьи: она характеризуется психологическим пренебрежением, а следовательно — последовательной неспособностью кровного или приемного родителя обеспечить ребёнку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание. Эти факторы, по опыту работы психологов и специалистов опеки, приводят к психическим деформациям ребенка, снижению его самооценки и веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, а в конце концов — к разрушению здоровья и развития ребёнка.

Таким образом, отбор замещающих родителей становится чрезвычайно важной операцией, от которой в первую очередь зависит главное – процент детей, успешно закрепляющихся в приемных семьях, и их успешная адаптация в новом доме. По С. Ивановой, учитывать в этом отборе приходится не только возраст, пол будущих приемных родителей, их социальную принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессию и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. д. Куда важнее психологические особенности: мотивы, по которым люди собираются взять в семью детей, отношение к кровным родителям приемных детей, стиль воспитания собственных детей.

Практика семейного устройства детей показывает, что существуют пять основных групп замещающих родителей-воспитателей по мотивации: родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям (это часто одинокие люди, не имеющие соб- ственных детей); профессиональные педагоги, которые из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей; молодые, романтически настроенные люди, для которых воспитание детей - это возможность реализовать свои способности, а также принести пользу другим людям; наконец, родители, ищущие материальных благ и бонусов от участия в благотворительности.

Не только мотивация

Психологическая готовность стать приемными родителями может быть разложена на несколько составляющих, отмечают Вероника Ослон, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, и ее ученица Юлия Евстратова. В первую очередь, психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность.

Ситуативная готовность – готовность творчески использовать ранее приобретенные знания, умения, установки и навыки в текущей обстановке в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение. Общая же готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и пополнение арсенала знаний, умений и навыков.

Что касается психологической готовности к взаимодействию с ребенком, то опытный психолог и исследователь Ольга Антонович выделяет несколько компонентов такой готовности. Мотивационный компонент (зачем семье нужен именно этот ребенок). Эмоциональный компонент (комфортно или дискомфортно воспринимается родительство; фон настроения, как результат – эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку). Когнитивный компонент – система знаний взрослого о собственных особенностях характера, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания. Поведенческий компонент — положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.

По В. Ослон, одно из ключевых условий готовности приемной семьи – реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке», отмечает исследователь – и бывают в результате разочарованы столкновением с реальностью. Таким образом, нужно формировать более осознанную готовность к приему – а для этого можно обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.

Еще одно важное качество, напрямую влияющее на успех приемной семьи – это поддержание баланса между автономией и зависимостью ее членов. Именно в силу нарушения этого баланса возникают деструктивные стили воспитания. В частности, по результатам исследования Вероники Ослон, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Если присутствует страх не справиться с ребенком и — как следствие – сверхконтроль за поведением ребенка, это также признак недостаточной готовности.
В конечном итоге, степень готовности семьи стать приемной для сложного ребенка, оставшегося без попечения родителей (а “простых” детей в таких ситуация, еще раз скажем, не бывает) приходится определять не заочно, а индивидуальным исследованием, полноценной диагностики. И это – наряду с обучением необходимым методикам, теориям, навыкам – одна из задач школ приемных родителей, функционирующих в России.

Настоящее образование

Замещающая, она же приемная, она же фостерная семья – это семья, для которой воспитание детей – настоящая работа. Это профессиональные родители, подход к которым определяется именно профессиональными критериями. Так обстоит дело с точки зрения и юриста, и педагога-психолога.

Объем работы, требующей профессиональных знаний, велик, отмечает Зоя Лаврентьева, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного университета. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, помочь справиться с психологическими проблемами, возникшими у них в связи с утратой собственной семьи; найти способы коррекции эмоциональных и поведенческих стереотипов, выработанных в неблагоприятных обстоятельствах; создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания в новой для них ситуации жизнедеятельности; обеспечить наиболее адекватную адаптацию и социализацию.

По данным на начало 2010-х годов, процент возврата детей из приемных семей – то есть катастрофических срывов формата “мы не справились”, которые отзываются в детях и несостоявшихся родителях настоящими трагедиями – около 2%. Это значит, что в десятках случаев ежегодно готовность родителей принять в семью ребенка оказывается недостаточной. Понимая ограниченный потенциал краткосрочных курсов приемных родителей, в НГУ несколько лет назад организовали полноценное заочное высшее образование приемных родителей. Была создана специальная учебная группа, где обучаются только те студенты, которые уже имеют статус приемного родителя. Она не только заочная, но и с графиком обучения, подогнанным под школьные каникулы.

“На первых же занятиях с группой приемных родителей стало ясно, что необходимо находить не только организационные, но и нестандартные способы их профессионального обучения, - пишет Зоя Лаврентьева. - Им явно было недостаточно только знания, они готовы были преломлять всякое научное сведение через собственную практику”.

В качестве основного метода исследования было выбрано включенное наблюдение, где этапы исследования определяются временем изучения основных образовательных предметов. Авторы курса предусмотрели также диагностику и выявление динамики развития приемного ребенка, позволяющая приемным родителям определять качество своей работы. Правда, поскольку некоторые исследовательские методики рассказывают о быте и жизни семьи слишком много, оговорено право «отсрочки» от публичной рефлексии некоторых исследовательских данных.

Обучение организовано максимально разнообразно, в том числе создаются временные группы для исследовательских заданий на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций. А чтобы не создавалось ощущение постоянной зависимости от подсказок со стороны, в исследовательскую программу вводится изучение личностного роста самих приемных родителей. Необходимо активно внедрять тренинги эмоционального и профессионального выгорания, тренинги развития творческих способностей и т.д., отмечает Зоя Лаврентьева. Такой серьезный подход к обучению приемных родителей - а его возможно распространить и на тех, кто только собирается ими стать - способен значительно поднять уровень приемных родителей и сделать их действительно профессионалами в воспитании детей. Что, в свою очередь, сведет к минимуму риск возвратов и благотворно повлияет на имидж приемных семей, который в последнее время оставляет желать лучшего.

Кто может стать приемными родителями?

Вы приняли решение стать приемными родителями . Осталось соблюсти некоторые формальности, чтобы долгожданный малыш наконец-то стал вашим! Ведь далеко не каждый может усыновить ребенка.

Олег Фортуна, генеральный директор благотворительного фонда «Родные люди»

Душевные узы, которые будут связывать вас с будущим приемным сыном или дочкой, невозможно регламентировать с помощью правил, законов и постановлений. Но с юридической точки зрения «совсем родным» будет считаться только усыновленный ребенок.

Усыновителем может стать не каждая семейная пара или одинокий человек. Чтобы проще сориентироваться, можете ли именно вы взять малыша на воспитание, следует понять, кто не может стать усыновителем . Итак, давайте разберемся:

Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские обязанности;

Лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

Лица, не имеющие постоянного места жительства;

Лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

Лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Перечень заболеваний, при наличии которых нельзя усыновить ребенка :

Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;
. заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
. злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
. наркомания, токсикомания, алкоголизм ;
. инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
. психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
. все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Для лиц, совместно проживающих, в так называемом, гражданском браке , существует ограничение: они не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на 16 лет, хотя в отдельных случаях и в интересах ребенка эта разница может быть сокращена.

Сухие факты не будут казаться таковыми, когда вы впервые обнимете своего ребенка и начнете совершенно новую жизнь.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица независимо от пола, за исключением :
(а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
(б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
(в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине
(г) лиц, отстраненных от обязанностей опекунов (попечителей) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
(д) лиц, имеющих на момент установления опеки (попечительства) судимость;
(е)лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Требования к кандидатам в приемные родители перечислены в статье 153 Семейного Кодекса РФ и в п. 6 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 829

Данные в п.п. (а) - (г) орган опеки проверяет самостоятельно. В свою очередь, кандидаты в приемные родители представляют следующие документы:

  • автобиография
  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо свидетельство о праве собственности на жилое помещение);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, по форме, утвержденной Минздравом РФ;
  • копия свидетельства о заключении брака (если кандидаты состоят в браке).

Автобиография.
Она может быть составлена в произвольной форме. Рекомендуем ограничиться одним листом А4, отразив основные вехи: рождение, школа, институт, работа, замужество, рождение детей. Также, желательно дать краткую информацию о родителях, их профессии, а также о супруге и детях. Вы не обязаны раскрывать сведения об усыновленных детях, если предпочитаете сохранить тайну усыновления.

Справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах.
Справка действительна в течение года со дня выдачи, она может быть как в свободной форме, так и по форме НДФЛ-2, на выбор кандидата.

Что касается декларации о доходах, то имеется в виду декларация, ежегодно подаваемая в районную налоговую инспекцию. Вы можете уточнить порядок декларирования ваших доходов именно там или на Официальный сайт МНС РФ . Если вы подаете декларацию о доходах при принятом уже Вами решении об усыновлении в ближайшем будущем ребенка, то заполните ее в двух экземплярах: один подайте в налоговую инспекцию, а на другом попросите инспектора поставить штамп о приеме с подписью и датой. Этот экземпляр предназначен для органа опеки и попечительства.

Доход гражданина рассчитывается исходя из прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживают кандидаты в усыновители, из расчета на всех членов семьи, включая усыновляемого.

Копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение.
Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги выдается в жилищных участках или управляющих компаниях. Кандидат должен представить либо копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги, либо свидетельство о праве собственности на жилое помещение. Указанные документы действительны в течение года со дня выдачи (п. 6 Правил передачи детей на усыновления (удочерение), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275).
Никаких специальных запросов от органов опеки для получения копии финансово-лицевого счета и выписки из домовой книги не требуется.

Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заявления на выдачу таких справок подаются гражданами в УВД по месту жительства (адрес УВД Вологодской области: г. Вологда, ул. Мира, 30). Предельные сроки выдачи справок не установлены, обычно это занимает от 30 до 45 дней. Справка об отсутствии судимости действует в течение года со дня выдачи.
Форма справки должна соответствовать форме, установленной в приложении к Инструкции о порядке выдачи справок, утвержденной Приказом МВД РФ № 965). В обратном случае, даже если справка будет принята органом опеки и попечительства для составления заключения о возможности быть усыновителем, очень велика вероятность, что суд по усыновлению ее не примет.
Также, никаких специальных запросов от органов опеки для подачи такого заявления и получения справки не требуется (п.п. 3 и 4 Инструкции о порядке выдачи справок, утвержденной Приказом МВД РФ № 965).

Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата.
Это медицинское заключение составляется по форме, утвержденной Приказом Минздрава РФ № 332. Заключение должно быть выдано государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением. Медицинское заключение действует в течение трех месяцев со дня выдачи (п. 6 Правил передачи детей на усыновления (удочерение), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275).

Никаких специальных запросов от органов опеки для получения медицинского заключения не требуется.

Врачи, заполняющие форму медицинского заключения должны ответить лишь на вопрос, выявлены или нет у кандидата заболевания из перечня заболеваний, установленного Постановлением Правительства РФ № 542:

  • туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета,
  • заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации,
  • злокачественные онкологические заболевания всех локализаций,
  • наркомания, токсикомания, алкоголизм,
  • инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета (например, ВИЧ, гепатит С, сифилис и прочие, при выявлении которых постановка на диспансерный учёт обязательна),
  • психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными,
  • все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Действительность медицинского заключения проверяется на момент подачи этого документа в орган опеки и попечительства, выдающий заключение о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем), а также на момент подачи заявления на усыновление в суд. Датой выдачи медицинского заключения признается дата проставления гербовой печати, находящейся в ведении главврача, а не даты осмотров отдельными врачами-специалистами.

Для обращения в орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, за заключением о возможности быть приемным родителем не требуется никаких предварительных запросов, разрешений или иных документов
Все запрашиваемые документы, а также заявление о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем кандидат подает в орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по месту своего жительства. Полный перечень органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Вологодской области вы найдете на нашем сайте.
Орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, обязан обследовать жилищно-бытовые условия кандидата. На основании заявления и акта обследования условий жизни лица(лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.
Отрицательное заключение и основанный на нем мотивированный отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

В случае, если кандидат изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, в заключении органа местного самоуправления, осуществляющем отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 829).

1. Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, хотя и являющиеся членами одной семьи, например брат и сестра или фактические супруги, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для опекунов (попечителей), усыновителей. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Непосредственно подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под указанные ограничения. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми нравственными и иными личными качествами, социальной устойчивостью. Значение имеет и характер взаимоотношений между приемным родителем и ребенком, а также отношение к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей. О порядке подбора и подготовки приемных родителей см. комментарий к п. 3 ст. 152 СК РФ.

2. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п.

2 ст. 153.1 СК РФ).

Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.

На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - и это обязанности приемных родителей.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей приемные родители несут ответственность в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и договором.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх