Нужен ли ребенку режим дня? Почему так важен режим дня для вашего ребенка.

Когда-то необходимость чёткого соблюдения ребёнком режима дня не вызывала у родителей ни малейшего сомнения. Но сегодня многие из них задаются вопросом: а действительно ли ребёнку необходим строгий распорядок дня, или можно как-то обойтись без этого? Не подавляет ли «режимность» индивидуальность ребёнка? Попробуем разобраться.

Обязательно ли нужен режим дня ребёнку?

Ни один человек не появляется на этот свет с врождённым, и раз и навсегда установленным распорядком дня. У каждого человека он формируется в процессе жизни, видоизменяясь и подстраиваясь под внутренние потребности, различные социальные условия и внешние факторы.

Некоторые люди говорят, что у них нет никакого режима, что они живут в полном творческом беспорядке, но, при этом, они просыпаются, принимают пищу, работают, отдыхают и засыпают примерно в одно и то же время. Другое дело, что происходит это не с точностью до одной минуты, а с разницей во времени плюс-минус один-два часа. Так что, какого-то режима, строгого или свободного, придерживаются практически все, даже те, кто об этом не догадывается.

Обязательно ли нужен чёткий распорядок дня ребёнку? Нет, не обязательно. Скорее, ему нужна определённая, индивидуальная «режимность», благодаря которой он может стать более дисциплинированным, собранным и организованным, научится правильно распределять своё время, будет больше успевать в учёбе, отдыхе, и общении со сверстниками, лучше высыпаться, здоровее себя чувствовать и т.д.

Именно для этого и нужен режим дня. Если ребёнок может спокойно добиваться всего этого без чёткого распорядка дня - замечательно, если нет - потребуются, всё-таки, какие-то временные рамки, которые будут его дисциплинировать и организовывать в течение суток.

В любом случае, режим дня должен быть не чёткой инструкцией, которой нужно следовать минута в минуту, без каких-либо отклонений, а примерным таймингом, учитывающим конкретную ситуацию на жизненных дорогах, сложившуюся в определённый день, и оставляющим место для импровизации. Иначе вся жизнь может превратиться в один бесконечный «день Сурка». Хороший распорядок дня обязательно должен оставлять место для «режимной» импровизации.

Когда нужно задумываться о «режимности»?

В первые годы жизни ребёнку, конечно, вряд ли нужен какой-то особый распорядок дня, потому что в этом нежном, интуитивном возрасте он попросту не поймет, что это такое, и его организм сам будет определять, когда ему нужно спать, а когда принимать пищу.

Для того, чтобы уловить индивидуальный биологический ритм ребёнка нужно с ранних лет внимательно присматриваться к его временным пристрастиям, к тому, в какое время он наиболее активен, в первой половине дня или во второй, «утренний» он или «ночной», когда он лучше всего засыпает, в какое время у него наиболее выдающийся аппетит и т.д.

Впрочем, следовать этому индивидуальному, биологическому ритму в детстве удаётся лишь немногим представителям подрастающего поколения. Порой, только став взрослыми (или дожив до пенсии) они могут по-настоящему реализовать свою природную «совиность» или «жаворонковость».

Кто может позволить себе детство в свободном режиме

Большинству детей приходится подстраивать режим своей детско-юношеской жизни сначала под детский сад, а потом - под школу. Позволить себе детство в свободном режиме могут только счастливчики, проходящие курс индивидуального, семейного образования, которым не нужно 9 месяцев в году вставать ни свет, ни заря, чтобы бежать в какую-то школу. Они могут спокойно жить и учиться в своём собственном, индивидуальном ритме, просыпаться не по будильнику, и не подстраиваться под общие временные стандарты.

Всем остальным волей-неволей приходится придерживаться общеобразовательного режима, поскольку, для того, чтобы выспаться, и успеть к первому уроку к 8 часам утра, нужно лечь пораньше, иначе будет хронический «недосып». В рамках школьной системы невозможно учитывать индивидуальный, биологический ритм каждого ребёнка. Общеобразовательный режим превращает всех детей в «жаворонков», хотя, возможно, некоторые из них гораздо лучше учились бы в вечернее время.

Как навык самостоятельного управления временем может пригодиться ребёнку во взрослой жизни

Естественно, с возрастом режим дня ребёнка должен варьироваться и изменяться. Если дошкольники живут в одном режиме, то школьники - совсем в другом, те, кто посещает всевозможные секции и кружки - в третьем и т.д.

Желательно, чтобы к 10 годам (а может быть и раньше) ребёнок научился полностью самостоятельно «режимить» и управлять своим временем, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны родителей. Ближе к подростковому возрасту (к 12-13 годам) его можно вообще отпустить в свободное плавание в этом вопросе. Главное, чтобы он тратил своё время с пользой, а не посвящал большую его часть компьютерным играм и всевозможным Интернет-развлечениям.

Если ребёнок научится самостоятельно распределять своё время в течение дня таким образом, чтобы успеть сделать и все полезные дела, и отдохнуть, то это, безусловно, очень поможет ему во взрослой жизни.

Особенно этот навык пригодится будущим фрилансерам и предпринимателям, рабочий день которых не ограничен какими-либо временными рамками. Им приходится самостоятельно себя организовывать и дисциплинировать, без какого-либо давления со стороны начальства, чтобы и трудовая деятельность развивалась в нужном направлении, и времени на отдых было предостаточно. Поэтому умение самостоятельно «режимить» может оказаться для ребёнка в будущем очень полезным качеством.

Нужно ли соблюдать режим каждый день?

Безусловно, периодически нужно выходить из чёткого режима дня, чтобы жизнь не превратилась в бесконечный «день Сурка» с одними и теми же повторяющимися, ритуальными действиями.

В «разгрузочные», «анти-режимные» дни (в выходные и на каникулах) ребёнок может и поспать подольше, и лечь попозже, и поесть, когда ему вздумается. За пару дней такой «анти-режимной» жизни с его организмом не случится ничего критического, и в будние дни он легко вернётся к повседневным временным ритуалам.

Для хорошего самочувствия ребёнок должен, в первую очередь, хорошо высыпаться, правильно питаться и уделять в течение дня определенное время физическим нагрузкам или прогулкам на свежем воздухе. Если все эти условия соблюдаются, то не имеет принципиального значения, с какой ежедневной точностью они выполняются.

Поэтому, если в выходные дни, или на каникулах, ему не нужно идти в школу, вряд ли нужно заставлять его чётко следовать какому-то режиму. Хотя, возможно, по инерции, его организм будет ещё несколько дней засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Обязательно ли нужно питаться в одно и то же время?

Выполнение одних и тех же ежедневных ритуальных действий позволяет нашему организму стабильно функционировать в привычном режиме. Если постоянно ложиться спать примерно в одно и то же время, то, безусловно, заснуть будет гораздо проще, чем, если делать это каждый день в разные часы. Несколько сложнее обстоит дело с «режимным» употреблением пищи.

Обязательно ли ребёнку нужно питаться каждый день в одно и то же время? Конечно же, нет. Если он не хочет есть, зачем насильно запихивать в него первое, второе и компот только потому, что настало время обеда? Не лучше ли подождать пару часов, когда он по-настоящему проголодается и захочет есть? В этом случае он и съест больше, и получит более ощутимое удовольствие от приёма пищи.

Гораздо важнее чёткого соблюдения графика завтраков, обедов и ужинов качественное питание, обеспечивающее ребёнка достаточным количеством белка, сложных углеводов, витаминов и микроэлементов. Насколько поздно ест ребёнок, не имеет принципиального значения. Пусть ужинает хоть в 12 часов ночи, если ему этого хочется.

С точки зрения питания для нашего организма имеет принципиальное значение не то, садимся ли мы за обеденный стол каждый день с точностью до минуты, а то, каким является соотношение потраченной и потребляемой энергии в течение дня. Если энергии тратится больше, чем потребляется, то есть можно абсолютно в любое время, а если наоборот, то желательно, конечно, не увлекаться ночными перекусами во избежании приближающегося ожирения.

В любом случае, время ежедневных пищевых ритуалов (завтрак, обед, ужин) вполне можно варьировать в диапазоне плюс-минус один-два часа, в зависимости от потребностей организма, времени пробуждения, уровня физической активности в первой или во второй половине дня и т.д.

Как определить подходит ли данный режим дня для ребёнка или нет?

Если ребёнок хорошо себя чувствует в рамках определённого режима дня, если ему в нём комфортно, если он всё успевает, и при этом, у него остаётся время на развлечения и общение со сверстниками, значит, данный распорядок суточных действий подходит ему идеально.

Если этого не происходит, значит, в его «режимности» нужно что-то менять (возможно, ему нужно просто поменьше засиживаться по ночам за компьютерными играми, и тогда он будет лучше высыпаться).

В любом случае, режим дня должен нравиться ребёнку и настраивать его на позитивную волну. Он должен помогать ему добиваться успехов, а не угнетать, и не превращаться для него в нудную «обязаловку». Лучше радоваться жизни без чёткого распорядка дня, чем страдать и думать «когда же это всё закончится?» каждый день расписанной по минутам «режимной» жизни.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком - залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается - сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок - понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее - поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 - Бодрствование

10.00-12.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 - Третье кормление

12.00-13.00 - Бодрствование

13.00-15.00 - Сон

15.00 - Четвертое кормление

15.00-16.00 - Бодрствование

16.00-18.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 - Пятое кормление

18.00-19.00 - Бодрствование

19.00-20.45 - Сон

21.00 - Шестое кормление

21.00-6.00 - Ночной сон

24.00 или 3.00 - Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 - Бодрствование

11.00-13.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 - Третье кормление

13.00-14.30 - Бодрствование

14.30-16.30 - Сон

16.30 - Четвертое кормление

16.30-18.00 - Бодрствование

18.00-19.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 - Пятое кормление

19.00-20.45 - Бодрствование

20.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 - Ночной сон

23.00 - Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка - во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 - Бодрствование

9.00 - 11.00 - Сон

11.00 - Второе кормление

11.00-13.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 - 15.00 - Сон

15.00 - Третье кормление

15.00-17.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 - Сон

19.00 - Четвертое кормление

19.00-21.00 - Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Купание

21.00-7.00 - Ночной сон

23.00 - Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 - пробуждение

9:00 - завтрак

9:30-11:00 - игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 - прогулка

12:30-13:00 - обед

13:30-15:30 - дневной сон

16:00 - полдник

16:30-18:00 - прогулка

19:00 - ужин

21:00 - поздний ужин

21:30 - ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет - возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет

8:00 - завтрак

8:30 - 9:30 - занятия, игры, гимнастика

10:00 - второй завтрак

10:30-12:30 - прогулка

12:30 - обед

13:00-15:00 - дневной сон

15:30 - полдник

16:00-16:30 - игры, занятия

16:30-18:00 - прогулка

18:30 - ужин

19:00- 20:00 - спокойные игры, занятия

20:00 - подготовка ко сну, купание

20:30 - ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка - поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 - занятия в школе

13:00 - обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 - выполнение домашнего задания

15:30 - полдник

16:00-18:00 - прогулка, посещение спортивных секций

19:00 - ужин

19:30-20:00 - игры, и свободное время

20:00-20:30 - подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 - чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня - он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Нужно ли соблюдать режим дня для ребенка до года? Какой режим подходит ребенку до года? Читайте в нашей статье.

Первый год жизни малыша – важный период, когда закладываются многие привычки. Распорядок дня помогает правильно организовать смену сна и бодрствования, режим питания, обеспечив необходимые потребности детского организма. Каким же он должен быть?

Особенности режима дня ребенка до года

В течение первого года жизни режим дня ребенка несколько раз меняется. Первые два месяца практически непрерывно ест и спит. Примерно к он спит реже и больше времени бодрствует. Только помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому сдвиг в ритмах на месяц вперед или назад – это в рамках нормы!

Постепенно у малыша устанавливается два дневных сна – до обеда и с 15 до 17 ч., например, а к году остается один послеобеденный сон. Он может быть двух-трех часовым, с 13 до 15 или позже, с 14 до 16-17 ч.

Примерная потребность в сне у – 10-12 часов. Однако, если ребенок заболевает или переутомился, он может спать больше. При этом учитывайте, что переутомление может наступить и от негативных впечатлений (наказание, ссоры), и позитивных (гости, подарки, зрелища, в том числе ТВ). Учитывайте это, если думаете поехать с малышом в отпуск на морской курорт , резкая смена привычных условий может отрицательно отразиться на ребенке.

Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т.е. пока он находится только на грудном вскармливании), должен быть свободным. Малейшие попытки мамы «приучить» кроху выдерживать интервалы в 1,5 – 2 или, что еще хуже, в 3 часа способны сбить и принести дополнительные проблемы малышу и маме. Поэтому ради сохранения молока придерживайтесь только свободного графика грудного вскармливания! Соответственно, смена сна и бодрствования тоже будет на свободном режиме. Ведь часто ребенок засыпает после еды у мамы под грудью и просыпается с чувством голода.

Нужен ли режим для ребенка до года?

Однако это не значит, что Ваш грудничок будет расти вовсе без режима. Все дети (не только до года, но и после, примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если Вы будете примерно в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

Обычно если сами родители склонны жить по распорядку, и малыш будет проявлять те же наклонности. Даже уже сам будет просить кушать и укладываться спать примерно в одно и то же время. Маме останется только поддержать его в этом стремлении. И здесь важно быть чуткой к поведению ребенка. Если Вы видите, что малыш трет глазки, прикладывается к груди и тихонько, нежадно посасывает, поддержите его настрой. Можно тихонько покачать кроху, спеть колыбельную. Избегайте шума и активной деятельности вблизи засыпающего ребенка. Причем когда ребенок заснет, рядом с ним уже можно разговаривать в полный голос, но, разумеется, не кричать.

Если ребенок сам установил себе режим, который ему подходит – прекрасно. Только не забывайте, что младенец от рождения до трех месяцев должен брать грудь не реже, чем через 2 часа (чаще – лучше). И если он спит больше двух часов подряд – предложите ему грудь во сне. Даже немного пососав, кроха простимулирует Вам лактацию и сможет спокойно поспать еще.

Если же Ваш малыш не склонен устанавливать определенный режим сна и бодрствования, приучать его насильно не стоит. Нервная система малыша очень чутка к любой грубости и насилию. И если Вы будете качать его (чтобы уложить спать) тогда, когда его организм спать не хочет, ничего, кроме ненужного малышу стресса, он не получит. А ведь ребенок не способен пока объяснить Вам свои потребности. Поэтому мама должна быть чуткой, внимательной к поведению малыша. Если он во все глаза разглядывает окружающее пространство, активно гулит и вообще не проявляет желания поспать – отложите укладывание на полчаса — час. А когда малыш нагуляется и сам захочет спать, дайте ему грудь и покачайте.

До года должен кушать грудное молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) — в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Только так Вы не собьете малышу и привьете ему любовь к распорядку питания.

Всегда помните, что режим дня существует для блага человека, а не человек – для режима. Любой распорядок должен помогать, причем и малышу, и взрослому. И если Вы будете чуткой мамой, внимательно наблюдающей за поведением крохи, Вы всегда уловите его настрой и поддержите его. И уже под ритмы ребенка подстроите свои повседневные заботы. Тогда уход за ребенком первого года жизни принесет Вам только радость!

Это во многом зависит от возраста ребенка. Рассказывает Татьяна Чхиквишвили, консультант Центра детского сна.

Сон новорожденного

Вопрос: «Нужно ли с рождения приучать ребенка к четкому распорядку дня? Как это сделать, если он постоянно просыпается ночью и его нужно кормить?»

Если под словом «режим» понимать традиционное значение этого слова (с привязкой к часам), то создается впечатление, что для маленького ребенка он просто невозможен. И это действительно так.

В первое время после рождения у детей отсутствует механизм, позволяющий различать день и ночь. Их промежутки сна и бодрствования не зависят от времени суток. К тому же малышам нужны частые кормления, в том числе и по ночам - ведь размер желудка пока очень маленький.

Первые месяцы жизни

Вопрос: «Нужно ли будить ребенка ночью через 3 часа для кормления? Если он спит дольше - это плохо?»

Малыш быстро созревает. В течение суток появляется один относительно длинный период сна. Хорошей продолжительностью для него считается 3–5 часов, но некоторые дети могут спать 4–6 часов. Так начинается процесс консолидации сна: постепенно ребенок учится спать ночью и бодрствовать днем.

Важно, чтобы этот промежуток длительного непрерывного сна приходился именно на ночное время! Иначе вполне вероятно столкнуться с частой проблемой у малышей - «перепутал день и ночь».

Если внимательно приглядываться к сигналам ребенка, укладывать его сразу же после появления первых признаков усталости, не «перегуливать», то уже с 2–3 месяцев можно заметить некоторую регулярность в течение дня. Так начинает формироваться ритм сна и бодрствования.

Если ваш малыш имеет склонность устраивать «тихий час» по несколько раз, но на короткое время, стоит приложить усилия, чтобы продлить время покоя. Ведь недостаточно выспавшись, он плохо отдохнет и очень скоро снова будет нуждаться в укладывании.

Ритм сна и бодрствования детей до года

Вопрос: «В 3 месяца у моего ребенка появился довольно постоянный режим. Просто в какой-то момент я вдруг поняла, что он хочет спать примерно в одно и то же время. Но вдруг режим сбился, хотя в нашей жизни ничего не изменилось. Почему?»

Ребенок до года чрезвычайно стремительно развивается и растет. Каждые 1–2 месяца снижается его потребность в отдыхе, увеличивается время бодрствования. Ни о каком постоянном распорядке дня не может быть и речи.

Поэтому до возраста как минимум 10 месяцев говорить о режиме не вполне корректно. Речь идет именно о ритме, т.е. предсказуемо чередующихся периодах сна и бодрствования. И, конечно, этот ритм первое время будет очень часто меняться.

Только мама научится предугадывать, когда придет время укладывать малыша, не успеет порадоваться - как вдруг все «слетает». Приходится снова и снова подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка.

Режим ребенка после года

Вопрос: «Когда у ребенка появится четкий режим, и я смогу планировать свое время? Я работаю из дома, для меня этот вопрос имеет особенное значение.»

После 10 месяцев ребенок «сбавляет темп». Теперь перемены менее стремительные, ритм сна и бодрствования постепенно становится все более постоянным. Мама может все в большей степени ориентироваться по часам. В возрасте около 1 года формируется достаточно стабильный режим дня ребенка.

Но и он скоро изменится - ведь вскоре после года дети обычно переходят на один дневной сон. Это происходит постепенно. Обычно бывает довольно долгий период, когда ребенок спит то один раз в день, то два. В это время режим снова становится «плавающим». Постепенно закрепляется один дневной сон - вот теперь распорядок можно считать окончательно установившимся.

Зачем нужен предсказуемый ритм сна и бодрствования и режим?

  • Комфорт и спокойствие. Многим мамам в тягость бесконечный «день сурка» - но дети с ними не согласны. Упорядоченность и предсказуемость в жизни ребенка действует на него успокаивающе. Малыш чувствует себя комфортно и расслабленно, когда его жизнь однообразна и рутинна. А ведь это именно то, что нужно уставшему человеку, чтобы уснуть и хорошо долго спать. Просто успокоиться и расслабиться.
  • «Естественное снотворное» . Организм привыкает засыпать в определенное время (точнее, через определенное время после пробуждения). И к этому времени вырабатывает нужные для засыпания гормоны. Это помогает заснуть легче и быстрее.
  • Планирование времени . Предсказуемый ритм дня удобен для мамы - она может планировать дела, подстраиваясь под ритм младенца. Но в этом есть польза и для ребенка - если мама приблизительно знает, когда придет время спать, она может заранее подготовиться к укладыванию. Вероятность того, что дитя «перегуляет» и будет плакать от переутомления, гораздо ниже. Мы помним - чем спокойнее и расслабленнее малыш, тем легче ему уснуть.

Режим - это инструмент нормализации сна. Не стоит искать проблемы там, где их нет. Если ребенок хорошо спит, не стоит подгонять его под «нормы». Но если все же есть проблемы с засыпанием и частыми пробуждениями, стоит внимательно понаблюдать за сигналами вашего чада, чтобы выстроить достаточно четкий ритм сна и бодрствования.

Во многих современных семьях, благодаря пластичности дня мамочек, которые находятся в декрете, ребенок не имеет четкого режима дня. Идет ли это на пользу ребенку, и откуда берутся «безрежимные» дети мы и поговорим в этой статье.

Прежде всего давайте уясним одну важную деталь – ребенок живет так, как удобно его родителям, даже если это и не удобно его родителям. Точнее, если родителям кажется, что им так не удобно. Конечно, неудобно ведь, когда малыш слишком поздно засыпает, когда он ведет в течение дня себя непредсказуемо, и когда вы не знаете, во сколько именно вы уснете сегодня.

С другой стороны – это страшно удобно. Родители, которые не берут на себя организацию режима дня ребенка имеют некую мнимую свободу в организации дня – поест, когда захочет. Уснет – когда устанет. Ответственности за режим и состояние ребенка на родителях никакой.

Режим ребенку нужен, вне зависимости от того, нравится это родителям или нет. Более того, режим дня ребенку необходим даже в том случае, если вы в это не верите.

Каждый организм, проживающий на нашей Земле, начиная от бактерий, зависит от определенных биологических циклов. И мы, человеки, совсем не исключение. И если взрослые могут сами себе портить жизнь, выбирая нереальный для биологических ритмов, режим дня, то ребенок единица хрупкая и реагирует на отсутствие режима раздражительностью, плаксивостью и не самым бодрым общим самочувствием организма. От биологических часов и ритмов зависит все: и формирование нервной системы, и формирование гормональной системы.

А от этих двух систем зависит в жизни человеческого организма абсолютно всё. Первые проявления в нарушении здоровья малыша (которые связаны с несоблюдением его естественных биоритмов) вы легко увидите – он станет капризным, раздражительным, не будет уметь подождать, потерпеть, иногда такие детки излишне требовательны или слишком привязаны к маме. Еще бы! Находясь в постоянном стрессе малыш ищет поддержку в самом надежном, с его тчоки зрения, месте – около мамы.

В 21-00 дети должны крепко спать. Это значит, что ритуалы отхода ко сну нужно активизировать уже в семь часов вечера, чтобы все успеть. Зимой ребенка следует укладывать еще раньше - с 20 до 20:30, а летом с 20:30 до 21:00. Это биологически верные и здоровые часы для того, чтобы ребенок мог заснуть легко и радостно. Заметим – легко и радостно. Если это время пропустить, ребенок попадает в знакомый всем полуночникам-взрослым «пик активности». Особенность этого вечернего пика активности – активация резервных сил в результате переутомления. Теперь представьте, что это происходит с вашим ребенком каждый божий день.

Пройдет очень много лет до того, как ваш «малыш» сам возьмет подушечку и пойдет ляжет спать. Примерно это случится с ним в районе тридцати лет – когда человек, наконец, поймет, что с организмом не нужно бороться, а лучше помогать ему. Когда ребенок зависит от мамы, именно родители должны научить его ложиться спать и засыпать во время. Вне зависимости от степени «трудоголизма» папы. Или желаний «потусить» мамы. Ребенок в 21:00 должен крепко спать и точка. И да, это значит, что ваш ребенок проснется тогда, когда выспится. То есть рано утром. И вам придется, если вы хотите иметь здорового ребенка, вставать с ним в это же время. Глядишь, и сами станете поздоровее.

Для ребенка очень благоприятно иметь предсказуемую жизнь: несмотря на обилие информации, которую малыш получает каждый день, чем больше в этой информации стабильности, тем проще в ней будет ориентироваться.

Встает закономерный вопрос: сколько часов в день ребенку нужно спать? Классическими нормами считаются следующие: 1 неделя - 16-17 часов, 3 месяца - 15 ч, 6 месяцев - 14 ч, 12 месяцев - 13 ч 45 мин, 18 месяцев - 13 ч 30 мин, 2 года - 13 ч, 3 года - 12 ч, 4 года - 11 ч 30 мин, 5 лет - 11 ч. Ваш ребенок может спать в указанных пределах на два часа больше или на два часа меньше, это будет укладываться в физиологические нормы здоровья.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх