Пасхальная трапеза и пасхальный стол. Еда на Пасху

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.



5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.



5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.



5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.



6. Святые отцы о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

    Свт. Григорий Богослов : «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
    вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? - Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

    Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от
    pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Святитель Григорий Нисский

    Свт. Григорий Нисский : «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
    „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

    Свт. Лев Великий : «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    Блж. Исихий Иерусалимский : «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

    Прп. Феодор Студит : «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт - в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
    Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст

    Свт. Иоанн Златоуст : «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“ , - говорит он, - „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.



7. Празднование Пасхи в различных государствах

Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным

В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие - государственные праздники в Испании.



7.1. Государства, в которых Пасха - 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)

    Австралия

    Австрия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Гана

    Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)

    Греция

    Грузия

    Дания

    Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.

    Италия (суббота [ источник не указан 52 дня ] , воскресенье, понедельник)

    Канада

    Кипр

    Латвия

    Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Португалия

    Сербия

    Словакия

    Словения

    Украина (суббота, воскресенье, понедельник)

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Швеция



8. Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

    В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления, как раскрытие категорического - или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

    И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

    Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

- Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

- А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!

- Н. С. Лесков. «Фигура»

    Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву -

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

    Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов



8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).



8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!



8.3. Современная культура

    «ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

    В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

    Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» - тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

    «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха»

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …



9. Пасха на различных языках

Амхарский

Африкаанс

Paasfees

Албанский

Pashkët

Арабский

عيد الفصح ‎ (ʿAīd ul-Fiṣḥ )

Азербайджанский

Pasxa , Fish

Берберский

Валлийский

Голландский

Pasen или paasfeest

Гэльский

פסח (Pesah )

פּאַסכע (Pasche )

Индонезийский

Ирландский

Исландский

Испанский

Итальянский

Каталанский

Малайялам

Pæsacha/Pæsaha

Ндебеле
северный(?)

Норвежский язык

Персидский язык

Pas`h

Польский язык

Португальский язык

Румынский язык

Пасха

Тагалог
(Филиппины)

Pasko ng Muling Pagkabuhay
(букв. «Пасха Воскресения»)

Турецкий

Paskalya

Фарерский

Páskir (plural, no singular exists)

Pääsiäinen

Французский

Шведский

Эсперанто

Японский

聖大パスハ
(Сейдай Пас у ха , «Святая Пасха»)
только среди православных

부활절 (Buhwalchol ,

Woekicetuanpetu

Македонский

Воскрес (редко)

Сербский

Ускрс или Васкрс

Хорватский

Японский

復活祭 (Fukkatsusai )

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада.

Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Как окрасить яйца

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Куличи

Рецепт монастырской кухни.
1кг. пшеничной муки, 1,5 стакана теплой воды, 2-3 стол. ложки молока, 50г. дрожжей, 2 яйца, 125г. сливочного масла, 100г. сахарного песка, 50-100г. мелконарезанного цуката, кардамон, корица.
Из всех компонентов замесить с вечера достаточно крутое тесто. Накрыть салфеткой и оставить подниматься до утра. Утром выложить тесто на стол и долго месить. Разделить на две части и разложить в смазанные маслом невысокие формы, дать подняться. Когда куличи достаточно поднимутся, поверхность покроется сплошными пузырьками, и от прикосновения "заходит", растереть одно яйцо и смешать с молоком, этой смесью смазать кулич, поставить в духовку и выпекать примерно 40 минут.

Кулич царский.
6 стаканов муки, 50г. дрожжей, 15 желтков, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100г. цукатов, 50г. миндаля, 100г. изюми.
Дрожжи развести в стакане сливок и замесить крутую опару из половины муки. Когда опара поднимится, ввести растертые со сливочным маслом и сахаром яичные желтки, добавить оставшуюся муку, сливки, толченый кардамон, измельченный миндаль, мускатный орех, цукаты и изюм. Тесто хорошо взбить и оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова вымесить, уложить в смазанную маслом форму, форма должна быть заполнена на половину. Тесту дать поднятся на 3/4 формы и затем выпекать.

Пасхальный кулич.
500г. муки, 30г. дрожжей, 120г. сахара, 1 стакан молока, 380г. сливочного масла, 5,5 чайной ложки соли, цедра лимона от 0,5 апельсина и лимона, 5 яиц, 150г. изюма, 1 стол. ложка лимонного сока, 250г. сахарной пудры, 4 стол. ложки горячей воды, масло и мука для формы, 6 штук разноцветного мармелада для украшения.
Дрожжи развести в молоком с небольшим количеством сахара и муки. Замесить и дать постоять 20 минут. К подошедшей опаре добавить растопленное масло, сахар, яйца, соль, натертую лимонную и апельсиновую цедру, изюм и вымесить тесто. Выложить тесто в смазанную маслом и посыпанную мукой форму и поставить на 30 минут подходить. Выпекать в духовке 30-40 минут при температуре 200о.
Готовый кулич остудить в форме, выложить. Из лимонного сока, сахарной пудры, воды сделать помадку, намазать кулич и украсить ломтиками (можно нарезать мелкими кубиками) разноцветного мармелада.

Пасхальный венок.
500г. муки, 30г. дрожжей, 2 стол. сахара, 150мл. молока, 0,5 ложки соли, цедра 0,5 лимона, 75г. сливочного масла, 2 яйца, мак, кунжутное семя, семена тыквы, 3-4 вареных ярко окрашенных яиц.
Дрожжи развести в молоком с небольшим количеством сахара и муки. Замесить и дать постоять 15 минут, пока опара не начнет пузыриться. К подошедшей опаре добавить растопленное масло, остаток сахара, 1 яйцо, 1 белок, соль, натертую лимонную цедру и вымесить тесто. Скатать шаром и оставить на 30-40 минут, пока тесто не увеличится вдвое. Тщательно вымесить тесто, раскатать в форме прямоугольника, разрезать на 3 жгута, оставить кусочек теста для украшения - вылепить небольшие четыре "розочки". Сплести из трех жгутов толстую косу и придать ей форму венка, придлепить сверху "розочки", дать подойти 20 минут. Венок смазать взбитым желтком, посыпать маком и кунжутом, можно использовать в качестве посыпки мелко порубленные орехи. Очищенные семена тыквы выложить ввиде "листочков" вокруг "розочек". Выпекать в духовке 30-40 минут при температуре 200о.
Перед подачей на стол положить в середину венка окрашенные яйца.

Кулич заварной.
12 стаканов муки, 4 яйца, 125г. сливочного масла, 0,75 стакана сахара, 1 стакан молока, 70г. дрожжей, 2 стакана заваренного чая, 0,75 стакана изюма, 2 чайные ложки соли.
Накануне в 8 часов вечера залить дрожжи 0,5 стакана теплой воды и дать им подняться. 0,5 стакана муки заварить кипящим молоком, 0,5 стакана и хорошо размешать. Если мука плохо заварится - немного прогреть помешивая. Подошедшие дрожжи смешать с заваренной мукой, добавить оставшееся молоко, яйца, соль, муку, замесить густое тесто, хорошо вымесить и оставить до утра в теплое место подходить.
В 6-7 часов утра в тесто влить теплое, но не горячее, масло и теплый чай с сахаром. Добавить в тесто ароматические приправы на Ваш вкус и всыпать остатки муки, перемешать. Выложить на стол и выбивать до тех пор, пока не появятся пузырьки. Тесто переложить в посуду и поставить подходить. Через час в тесто добавить изюмом, хорошо вымесить, дать подойти еще полчаса. Тесто разложить в смазанные маслом формы, дать подойти. Верх кулича смазать яйцом и выпекать в духовке при температуре 180о.

Кулич "Новгородский".
2кг. пшеничной муки, 3, 5 стакана, теплого молока, 80-100г. дрожжей, 20 желтков, 1 стакан сахара, 2 стакана растопленного сливочного масла, соль.
Дрожжи развести в теплом молоке и замесить опару из половины муки. Когда опара поднимится, добавить желтки, растертыедобела с сахаром, растопленное сливочное масло, немного соли, оставшуюся муку. Тесто вымешивают до тех пор, пока тестоне будет отставать от рук. Тесто должно быть немного гуще, чем для оладьев. Дать еще раз поднятся. Взбить тесто, выложить в смазанные маслом и посыпанные мукой формы. Когда куличи поднимятся - выпекать в умеренно горячей духовке в течение 1 часа.

Кулич "Смоленский".
2кг. пшеничной муки, 80г. дрожжей, 3 стакана молока, 1,75 стакана растопленного сливочного масла, 10 яиц, 200г. измельченного миндаля (можно любые орехи), 3 стакана изюма, 0,5 стакана сахара, соль по вкусу.
Из муки, 2,5 стакана, дрожжей и теплого молока поставить опару. Когда опара поднимется, всыпать оставшуюся муку, замесить тесто, дать подняться. Добавить растопленное масло, яйца, соль, орехи, изюм и сахар. Еще раз хорошо замесить и выложить в форму, дать поднятся и выпекать.

Кулич шафранный.
Для опары: 2,5 стакана муки, 50г. дрожжей, 300мл. сливок.
Для теста: 4 стакана муки, 5 яичных белков, 15 желтков, 400г. сливочного масла, 1 стакан сахара, 10 зерен кардамона, 1/3 стакана изюма, 0,5 чайной ложки шафрановой настойки, 1 мускатный орех, 100г. измельченных цукатов, 1/3 стакана миндаля.
Из муки, дрожжей и подогретых сливок приготовить густую опару. Когда опара поднимется, добавить в нее муку, желтки, растертые со сливочным маслом и сахаром, истолченные зерна кардамона, мускатный орех, изюм, шафрановую настойку, цукаты. Тесто хорошо вымесить и поставить на 1,5-2 часа в теплое место. Затем добавить взбитые белки, вымесить, переложить в смазанную маслом и обсыпанную сухарями высокую форму, ать тесту поднятся.
Выпекать в умеренно нагретой духовке до готовности.
Рецепт расчитан на выпекание двух куличей, куличи из приготовленного таким образом теста рекомендуется делать небольшими.

Рекомендации по приготовлению кулича.
Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук и от стола.
Тесто должно подходить три раза, первый раз подходит опара, второй раз - когда добавлены все продукты, в третий раз - когда тесто уложено в формы.
куличное тесто любит тепло и не любит сквозняков, куличи должны подходить в теплом месте при температуре 30-45о.
Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).
Тесто должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муку.
Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку для выпекания.
Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.
Выпекают кулич в увлажненной духовке, для этого в низ ставят емкость с водой, при температуре 200-220о.
Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают, если она сухая - кулич готов.
Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1кг. - 45 минут, массой 1,5кг. - 1 час, массой 2кг. - 1,5 часа.

Греческий пасхальный пирог

60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.
Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста - сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.

Пасхи

По церковно-славянски пасха называется "млеко огустевшее", т.к. готовится из творога со сливками или сметаной, спрессованного в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах выдавливали или выкладывали изюмом крест и буквы "ХВ", что означает "Христос Воскресе". Появляясь на праздничном столе, творожная пасха символизировала Гроб Господний и ветхозаветного пасхального агнца, как бы напоминая, что время ветхозаветных жертв прошло: иудейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Пасха царская.
800г. творога, 450гю сливочного масла, 6 желтков, 2 стакана сахара, 300г. густых сливок, ванилин, изюм, цукаты, миндаль, лимонная цедра по вкусу.
Масло растереть добела, добавить желтки, сахарный песок, немного ванилина и еще растереть. Соединить с протертым сквозь сито творогом, добавить изюм, цукаты, миндаль, лимонную цедру или кардамон. Тщательно растереть до получения однородной массы, добавить взбитые сливки, перемешать. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и 12 часов поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха "Архимадритская".
2кг. творога, 5 яиц, 100г. изюма, 5 зерен кардамона, 200г. сливочного масла, 600г. сахара, 1 лимон.
Творог протереть сквозь сито, посолить, добавить сырые яйца, изюм, истолченный кардамон, сливочное масло, сахар, измельченную цедру. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха розовая.
800г. творога из-под пресса, 200г. малинового варенья без излишнего сиропа, 0,5 стакана сахара, 3 яйца, 100г. сливочного масла, 2-3 стакана сметаны.
Творог смешать с вареньем и сахаром, протереть сквозь решето, добавить яйца, масло, сметану, хорошо перемешать, выложить в пасочницу, выстланную изнутри тонкой тканью, и поставить под гнет.

Пасха миндальная.
1кг. творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан, сахара, 1 стакан измельченного миндаля.
Творог протереть через сито, добавить сметану, измельченный мендаль растертый с сахаром и все хорошо перемешать. Выложить в форму.

Пасха обыкновенная.
1,3кг. свежего творога, 0,5 стакана сметаны, 100г. сливочного масла, сахар по вкусу, 2 чайные ложки соли.
Творог положить на сутки под гнет, протереть через сито, добавить сметану, растопленное масло, соль, сахар и все хорошо перемешать. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и на сутки поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха сдобная.
400г. творога, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 100г. сметаны, 125мл. густых сливок, 50г. изюма, 0,5 чайной ложки ванильного сахара, 1 яйцо, соль.
Ванильный сахар, яйцо, вымешать и постепенно влить слмвки, размешать и прогреть помешивая на плите, но не кипятить, масса может свернуться - стать крупчатой. Добавить растопленное масло, не горячее, сметану, сахар, творог из-под пресса протертый через сито, изюм. Все хорошо вымешать. Выложить творожную массу в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет на несколько часов в холодильник или другое прохладное место.

Пасха "Лучшая".
400г. творога, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 50г. сметаны, 50г. изюма, 0,5 чайной ложки ванильного сахара, 1 яйцо, соль.
Творог из-под пресса протереть через сито. Хорошо размять масло до консистенции сметаны, добавить соль, сахар, вымешать до бела. Добавить сметану, ванильный сахар и снова вымесить. Добавить творог, все размешать и вылажить в пасочницу, на час выставить на холод.

Пасха шоколадная.
2,4кг. творога, 400г. сахара, 400г. сметаны, 400г. сливочного масла, 200г. шоколада, 5 яиц, ванилин.
Творог из-под пресса протиреть через сито, добавить сахар, густую сметану, ванилин, протертые через сито сырые яйца и хорошо все вымешивают. Масло растопить, в него всыпать тертый шоколад, когда шоколад распустится, шоколадно-масляную смесь остужают и вливают в приготовленный творог, тщательно перемешивают и протирают через сито. Выложить творожную массу в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.
Шоколадную пасху украшают не фруктами и изюмом, а этим же творогом, отложенным зарание из корнетика или кондитерского шприца. Для украшения можно использовать розовый крем.

Пасха заварная.
1,6кг. сухого творога, 10 желтков, 2-3 стакана (по вкусу) сахара, 0,3 литра сливок, 400г. сливочного масла, ванилин.
Желтки, сливки, ванилин непрерывно помешивая варить на умеренном огне до загустения, но не кипятить. В полученную массу добавляют сливочное масло и остужают. Постепенно добавляют и перемешивают протертый через сито сухой творог в остуженную смесь, чтобы получилась однородная масса. Выложить ее в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить на 10-12 часов под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Общие правила приготовления пасхи.
Качество пасхи зависит от качества продуктов: творог необходим свежий, не горький и не кислый, а сметану и сливки - густые. Все это должно быть хорошо размешано в ровную массу. Для приготовления, формования настоящей пасхи требуется пасочница. Украшают пасху разнообразными фруктами, цукатами, изюмом. Кроме того, сверху, ее покрывают розовым кремом.
ворог для пасхи протертерают через сито, он становится становится легким, насыщенный воздухом, а пропущенный через мясорубку - мятый, давленый, вязкий, что ухудшит вкус. Взбивать творожную массу лучше миксером, тогда творог получится нежным.Сливки должны быть не менее 30%-ной жирности, сливочное масло - мягкое, пластичное. Если собираетесь готовить пасху с изюмом, то сначала его надо перебрать, хорошо промыть, просушить на салфетке или полотенце. Особый вкус и аромат у пасхи с миндалем или цукатами. Миндаль обязательно надо очистить от пленочек и измельчить. Ядра миндаля легко очистятся, если предварительно залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушивают и измельчают. Цукаты для пасхи мелко нарезают, цедру цитрусовых натирают на терке, пряные добавки, такие как кардамон или бадьян, перемалывают в кофемолке и просеивают через частое ситечко. Вместо ванили можно использовать ванильный сахар или ванилин.
ецепт розового крема: в 200г. растопленного сливочного масла добавляют 100г. протертого творога и 50г. сахарной пудры, несколько капель свекольного сока, для цвета, хорошо вымешивают. Украшают этой массой при помощи корнетика или кондитерского шприца на Ваше творческое усмотрение. По традиции на пасхе делают буквы "ХВ".
ухой творог или творог из-под пресса (гнёта) - свежий творог выкладывают на салфетку (марля в несколько слоев), завязывают ее так, чтобы не вышел творог. Сверху кладут на нее что-нибудь тяжелое, остваляют на сутки, чтобы стекла сыворотка.

Пасочница.
Пасочница - это разъемная форма для пасхи, состоящая из 4 дощечек, сужающаяся кверху, в виде пирамиды. На внутренней стороне досок помимо букв "ХВ" иногда вырезали изображение православного креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.
Приготовив массу пасхи, ее помещают внутрь формы и в таком виде несут освящать в церковь. В День Воскресения Христова форму разбирают, и взорам предстает аккуратная башенка с отпечатавшимися буквами, крестом, все зависит от рисунка вырезанного на дощечках пасочницы.
одготавливают пасочницу к использованию так: тщательно моют, складывают, в зависимости от конструкции связывают веревочкой или соединяют клинышками, на стенки внутри выстелают тонкую мокрую ткань. Выкладывают в нее пасочную массу. В процессе накладывания массы в пасочницу ею стучат об стол, чтобы масса плотнее улеглась и лучше заполнялся рельеф рисунка формы. Вынимают пасху разбирая пасочницу.

Праздничный стол

Студень (традиционное блюдо пасхального стола).

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.
Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Запеканка из тыквы с творогом.
500г. тыквы, 400г. манной каши, 2 яйца, 400г. творога, 0,5 стакана молока, 1 стакан сметаны, сахар и тмин по вкусу.
Тыкву очистить от кожицы и семенников, нарезать тонкими кусочками и припустить в небольшом количестве молока до готовности. Сварить на молоке густую манную кашу и соединить ее с тыквой. Творог протереть сквозь сито, добавить в тыквенную массу, вбить туда же яйцо, по вкусу посолить, всыпать сахар и тмин. Массу тщательно вымешать, уложить нетолстым слоем на смазанный маслом противень, разровнять поверхность, смазать ее взбитым яйцом и запечь в духовке до готовности.
Горячую запеканку нарезать порционными кусками, облить сметаной и густым сиропом от варенья.

Картофельный салат с сыром.
На 4 порции - 500г. не рассыпчатого картофеля, 200г. кабачков цуккини, 1 маленькая луковица, 100г. сыра, 200г. майонеза, 75г. нежирного йогурта, 1ч. ложка горчицы, соль, черный молотый перец, 1 пучок зеленого лука.
Картофель вымыть и отварить в небольшом количестве, слегка подсоленной, воды примерно в течение 25 мин. Затем очистить, немного остудить и нарезать тонкими кружочками. Кабачки вымыть, срезать концы, нарезать очень тонкими кружочками. Лук очистить и нарезать кольцами. Сыр нарезать тонкими брусочками. Соединить все подготовленные продукты. Смешать майонез, йогурт и горчицу. Посолить, поперчить. Заправить салат, осторожно перемешать и дать постоять 30 мин. Перед подачей посыпать мелко нарезанным луком.

Котлеты куриные.
Мякоть курицы без кожи нарезать кусками и перемолоть вместе с внутренним жиром. Это мясо соединить с пшеничным хлебом, замоченным в сливках или молоке, и хорошо вымешать, добавив соль. Из этой массы сформовать котлеты, запанировать их в крошках или в хлебе, нарезанном мелкими кубиками, и обжарить с двух сторон. Подавать с жареным картофелем.

Паста-икра рыбная.
Одну крупную сельдь, предварительно очищенную, вымочить в молоке в течение 3 часов, 3 плавленых сырка, 1 отваренную морковь и 3 сваренных вкрутую яйца, 100 г. сливочного масла пропустить вместе с селедкой через мясорубку. Все тщательно перемешать, добавить майонез. Уложить в салатник, полить майонезом, украсить кусочками вареного яйца.

Печень с яблоками.
4 куска говяжьей печени, 4 яблока, 4 стол, ложки лимонного сока, 2 луковицы, 4 стол, ложки подсолнечного масла, 150г. белого сухого вина, 1 стол. ложка мелко нарезанной петрушки, соль, перец.
Печень нарезать кусочками, яблоки разрезать на круглые дольки шириной 1 см., побрызгать их лимонным соком. Лук нашинковать колечками. Обжарить в небольшом количестве масла куски печени, посолив и поперчив их. Обжарить лук и дольки яблока до прозрачного состояния. Залить вином, посыпать щепоткой порошка карри, солью и перцем по вкусу, на куски печени сверху положить кружочки яблок и лука, петрушку, полив соусом, оставшимся от них, и тут же подать. На гарнир можно подать пюре из картофеля.

Пирог-тыквенник слоеный, старинный рецепт.
1кг. очищенной тыквы, 100г. сливочного масла, 150г. сахара, 200 г. изюма, 120г. маргарина, 1 литр молока, 5 яиц, 0,5 стакана сливок, 100 г. сахарной пудры, грецкие орехи.
Приготовление теста.
Замесить не очень крутое тесто из стакана молока, 2 яиц, соли и муки (сколько возьмет жидкость). Разделить тесто на 7 равных кусочков, раскатать круглые лепешки толщиной 0,5 см. и выпечь их в слабо нагретой 1 духовке.
Приготовление начинки.
Очищенную сырую тыкву на тереть на терке и добавить в нее половину нормы сахара и сливочного масла. Протушить тыкву на слабом огне, добавляя понемногу 1,5 стакана молока. В почти готовую тыкву добавить изюм, предварительно распаренный в горячем чае. Массу остудить, добавить растертые сахаром и молоком желтки оставшихся по рецептуре яиц и соединить их с тыквенной массой. Осторожно ввести взбитые в крутую пену белки яиц, чтобы начинка получилась средней густоты.
Выпечка пирога.
Каждый пласт теста смазать растопленным маргарином, положить начинку и разровнять ее по всей поверхности. Подготовить таким образом все пласты теста, укладывая их друг на друга. Верхний пласт теста (без начинки) в нескольких местах проколоть вилкой и взбрызнуть сливками. Выпечь слоеный пирог в хорошо разогретой духовке. Подать готовый пирог теплым, обильно обсыпав сахарной пудрой и поджаренными, нарубленными ядрами грецких орехов.

Праздничный картофель в фольге.
Взять предварительно отваренный "в мундире" картофель и нарезать его кружками. Кожу можно очистить, а если она не очень толстая, то этого можно не делать.
Понадобится фольга; аккуратно режем ее на квадраты, середину смазываем маслом или маргарином, укладываем кружки картошки в виде цветка, так, чтобы импровизированные лепестки наезжали друг на друга. Посыпаем солью и молотым перцем. Поверх укладываем кусочки сырой рыбы (лучше, если это будет филе), посыпаем рыбу солью и, например, шинкованным укропом, можно уложить кольца предварительно обжаренного лука. Затем края фольги сводим вместе над рыбой и подворачиваем, но так, чтобы между фольгой и поверхностью рыбы оставался воздушный зазор, в противном случае верхушка может прилипнуть к фольге во время приготовления. Затем свертки укладываем на противень, который ставим в холодную духовку. Зажигаем духовку. Примерно через час вытащить из духовки и переложить свертки на блюдо.

Сациви из кур.
Курицу отварите до полуготовности, нарубите на куски (по два на порцию), обжарьте в духовке. Бройлеров, не отваривая, можно сразу обжарить.
Для соуса мелко нарежьте лук, спассеруйте его с маслом, добавьте муку, прогрейте, помешивая, разведите бульоном. Грецкие орехи очистите от скорлупы, растолките, добавьте чеснок, соль, шафран, молотый перец, немного корицы и гвоздики и разотрите все вместе. В эту массу добавьте немного уксуса, смешайте все с бульоном (с луком и мукой) и прокипятите. Если есть кавказская приправа хмели-сунели, можно добавить и ее. Можно обойтись и без корицы и шафрана. Теперь разотрите сырые яичные желтки, разведите небольшим количеством соуса, охлажденного до 50°, влейте в горячий соус и перемешайте. Куски жареной курицы залейте горячим соусом, охладите и подавайте на стол.

Салат овощной с чесноком.
300г. вареной моркови, 300г. вареного картофеля, стакан порезанной свежей капусты или полстакана кислой, 2 небольшие свеклы, 1 луковицу, 1 головку чеснока, 4 круто сваренных яйца (для украшения), 200 г. майонеза.
Вареные овощи натереть на крупной терке, сырую капу-сту порезать мелкими кубиками и обдать кипятком. Все соединить с нарезанным сырым луком и заправить майонезом. В салат положить толченый чеснок.

Салат из белокочанной капусты со сладким перцем.
400г. белокочанной капусты, 400г. сладкого перца, 200г. свежих огурцов, 200г. красных томатов, 200 г. ветчины, 40 г. репчатого лука, 100г. майонеза, 10г. горчицы, 150г. отварного риса, соль по вкусу.
Капусту очистить от верхнего слоя листьев, сладкий перец помыть и нарезать полосками, огурец - кубиками, томаты - кружочками. Все тщательно смешать с отварным рисом и ветчиной, посолить, добавить горчицу. Посыпать мелко нарезанным луком и приправить майонезом.

Салат из сельдерея.
Корень-клубень сельдерея очистить и нарезать тонкой соломкой. Вкус у него довольно резкий, поэтому сельдерейную "соломку" надо бланшировать: как минимум, обдать ки-пятком, а лучше опустить в кипяток и подержать его там около минуты. Яблоко, желательно твердых сортов, тоже нарезать соломкой. Очистить грецкие орехи. Сельдерей, яблоки и орехи заправить майонезом, все перемешиваете.

Сельдерей, тушеный в сливках.
Очищенный корень нарезать кубиками. На сковороде или в нержавеющей кастрюле припустить с небольшим количеством воды и сливочного масла почти до готовности (немного не доводя до полного размягчения кубик сельдерея), к этому времени жидкая составляющая должна испариться. Добавляете жирных (33%) сливок и все доводите до кипения.
От нагревания сливки густеют. Добавить по вкусу соль и перец, снять емкость с огня.
Сельдерей, тушенный в сливках - хороший гарнир. Рекомендуется к мясу.

Слоеный пирог с курицей.
8 куриных бедрышек, 2 болгарских перца, 45 г. топленого масла, треть стакана молока, 1 луковица, 3 стол, ложки крахмала, 1 большой или 2 маленьких авокадо, 1 лимон, соль и све-жемолотый перец по вкусу, готове слоене тесто.
С куриных бедрышек снять кожицу, вынуть косточки. Луковицу мелко нарезать. Растопить масло на сковороде и спассеровать на нем лук. Добавить куски курицы и жарить 5 мин. до тех пор, пока мясо не утратит розовый цвет. Нарезать кубиками болгарский перец, добавить в сковороду с курицей. Смешать крахмал с молоком, добавить соль и черный перец, смесь влить в сковороду. Авокадо порезать на довольно крупные куски, сбрызнуть их лимонным соком. Смешать с содержимым сковороды и снять ее с огня.
Форму для выпечки смазать маслом, выложить в нее половину слоеного теста. Вынуть из сковороды курино-авокадную смесь, лишнюю жидкость слить и разложить на тесте. Накрыть оставшимся тестом и защипить края. Смазать пирог растопленным маслом и поставить в духовку, разогретую до 200о. Выпекать примерно 20 мин. до тех пор, пока на пироге не образуется хрустящая корочка.

Суфле из капусты.
Сварить брюссельскую или белокочанную капусту в подсоленной воде, жидкости слить, капусту протиреть через сито. Добавить в капустное пюре тертый сыр твердых сортов, на 0,5кг. капусты - 50-100г. сыра, разложить массу на смазанный маслом противень. Отдельно приготовить белый соус на молоке с добавлением тертого сыра 50-100 г. и сливочного масла (1-2 стол, ложки), посолить, поперчить, добавить немного тертого мускатного ореха. Крупно порезать вареные яйца, перемешать их с соусом, выложить на капустное пюре и запекать 10 мин. в горячей духовке.
Подают суфле горячим, порезав на порционные куски и посыпав измельченной зеленью.

Тефтели.
300г. фарша из говядины, 300г. фарша из баранины, 100г. фарша из свинины, 100г. риса, 300г. чернослива, 2 кисло-сладких яблока, 3 головки репчатого лука, 3 зубчика чеснока, 50г. сливочного масла, 100г. томатного соуса, пучок зелени, соль и перец по вкусу.
Рис отварить до полу готовности. Смешать его с мясным фаршем и измельченной зеленью. Посолить, поперчить, сформировать тефтели. Внутрь каждой поместить чернослив без косточки. Тефтели положить в кастрюлю с маслом, добавить мелко нарезанные яблоки, лук и чеснок, Залить все томатным соусом и тушить на маленьком огне 25-30 минут.

Шашлык в кастрюле.
200 г. баранины, 2 шт. репчатого лука, 80 г. зерен граната, 25 г. гранатового сока, зелень петрушки, перец, соль.
Корейку или грудинку жирной баранины нарезать кусками весом по 40-50 г., положить в кастрюлю с нагретым маслом, посыпать солью, перцем и обжарить. В готовое мясо добавить нарезанный кольцами репчатый лук и продолжать жарить еще 5 мин. После этого влить свежий гранатовый сок, перемешать и снять шашлык с огня. Перед подачей шашлык посыпать зеленью петрушки и зернами граната.

Яйца фаршированные.
Яйца варим вкрутую, чистим, охлаждаем, режем пополам вдоль, вынимаем желтки. Отдельно рубим ветчину или окорок (на 6 яиц - 125-150 г.), растираем вместе с любым паштетом (125-150 г.), добавляем сливочное масло 1 стол/ ложку, соль, перец. Заполняем этой массой яичные белки, раскладываем на плоском блюде, посыпаем желтками, натертыми на мелкой терке, измельченной зеленью.
Еще вариант начинки: измельченная сельдь, сливочное масло, желтки.
Сырная начинка: сыр натертый на мелкой терке, желтки, чеснок, майонез. Заполненные белки сверху посыпать наткртым на мелкой терке яичным белком, украшенные таким образоя яйца похожи на "Рафаэлло".

Как известно, праздник Воскресения Христова, который ещё называют Пасхой, отмечается в честь воскресения Иисуса Христа. День его празднования был установлен еще в 325 году на Первом Вселенском Соборе. В православной традиции Пасха обычно отмечается в период с 4 апреля по 8 мая.

По Российской традиции, подготовка к празднованию Воскресения Христова начиналась с Великого четверга, его ещё называют Чистым четвергом. В этот день было принято очень хорошо убрать весь дом, вымыть полы, начистить до блеска посуду и начать пригатовления к Пасхальной трапезе. Первым делом в Чистый четверг православные расписывают и красят яйца, замешивают пасху и занимаются выпечкой. Пекли на Пасху очень разнообразные изделия: это и традиционные куличи, и небольшие фигурные печеньица, и медовые пряники. Вообще кушаний готовили великое множество, из горячего на пасхальный стол подавали запеченного поросенка, ягненка или окорок, могли сделать и телятину. Таким образом, Великий четверг был полностью посвящен подготовке к празднику - дом начищали до блеска, подготавливали блюда для пиршества и украшали все весенними цветами.

Расписанные цветные яички выкладывали на огромное блюдо, покрытое зеленью проросшего овса или пшеницы. Украшался, конечно, не только дом, сам народ стремился приодеться к празднику - шили новые платья и костюмы, использовали более яркие ткани, девушки вплетали новые ленты.
Предпасхальная неделя в православной традиции называется Страстной, в это время сильно ужесточаются требования Великого поста, постепенно уходят из рациона продукты и к Великой Пятнице исчезают совсем. В эти дни постящиеся вообще не принимают пищу, дожидаясь выноса плащаницы, который говорит о том, что искупление грехов человеческих свершилось. В предпасхальные дни верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа, его прибытие в Иерусалим, казнь и чудесное воскрешение через три дня.

Пасха во всем мире связывается с множеством традиций и обрядов. Россия в этом плане не является исключением. Испокон веков к Святому дню люди готовились с особой значимостью, четко соблюдая все обычаи и приметы. Чтобы снять грехи с души православные на Руси стремились творить добро по отношению к ближним, оказывать поддержку страждущим и обделенным. В эти дни народ собирал средства, чтобы вызволить из тюрьмы людей, увязших в долгах.
Более подробно хочется остановиться на традиционном праздничном столе. На Пасху всегда готовился особый барашек из сладкого теста с добавлением сливочного масла. Эта традиция явилась символом великой жертвы Иисуса Христа во имя искупления человеческих грехов.

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Восересения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.
Праздничные гуляния и пиршества длились целую неделю. За это время выпивалось и съедалось огромное количество кушаний - пасхи, куличи, крашенные яйца, поросята запеченые с орехами, колбасы, сыры и копчености. Но главным атрибутом Пасхи, конечно же, оставались яйца.

По преданию, традиция дарить друг другу крашенные яйца пошла еще со времен Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христова. Однако недоверчивый император засомневался и произнес известную фразу про то, что как яицо из белого не становится расным, так и мертвые не воскресают. И в тот же миг подаренное яичко окрасилось в ярко красный цвет. И несмотря на то, что яйца сегодня красят в разные цвета, традиционным остается цвет жизни и победы - красный.

Помимо яиц традиционным пасхальным атрибутом является по-особому освященный хлеб - артос. В современной России он раздается верующим, которые потом хранят его дома и в экстренных случаях могут съесть натощак, что приравнивается к обряду причастия. Исторически этот хлеб являлся символом человеческого единства.
Что касается пасхальных традиций не связанных с трапезой, то наиболее известной сегодня является особое приветствие. Встречаясь, верующие говорят друг другу “Христос воскресе!”, на что собеседник обязательно отвечает: “Воистину воскресе!”, после чего следует троекратный поцелуй.

Когда начинается пасхальное богослужение, все православные верующие томятся в ожидании Благодатного огня, который привозят от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Когда торжественное событие свершается, священнослужители разносят пасхальный огонь по всем храмам города, а прихожане могут поджечь от него свечи, которые потом относят домой, и стремятся сохранить Благодатный огонь в течение всего года. Кроме того, в дореволюционной России от этого огня на территории храма разжигался пасхальный костер, который являлся символом Света и Обновления.
Непосредственно же перед Воскресением Христовым все прихожане собираются в храме, откуда начинается крестный ход с праздничными песнопениями. Ровно в полночь шествие с иконами и крестом подходит к дверям храма и с этого момента начинается пасхальное богослужение.

Особое внимание во время Пасхи уделяется и колокольному звону. После долгого молчания во время Страстной недели в Пасху колокола звонят особенно торжественно и помпезно. Кроме того, верующие на протяжении всей праздничной недели имеют уникальную возможность подняться на колокольню и позвонить в колокола в честь Воскресения Христова.

Этот церковный праздник за время своего существования оброс и множеством народных обычаев. Так, в России принято в вечер Пасхи устраивать праздничные гуляния с веселыми песнями, играми, танцами и развлечениями прямо во дворе церкви. На Руси такие гуляния назывались Красной Горкой и длились порой до трех недель. Основой таких народных гуляний является огромный хоровод под народную музыку, который постепенно ускоряется и достигает своей кульминации.

Не стоит забывать и о некоторых разногласиях в народных и церковных традициях. Так, в последние полвека в России стало популярным посещение кладбища во время Пасхи и поминовение умерших, однако, Православная Церковь, напротив, говорит о том, что во время святого праздника Пасхи скорбь по ушедшим должна прекратиться и люди должны полностью отдаться празднику. А только на 10 день после Пасхи отмечается Вселенский родительский день, или Радоница, во время которого принято посещать родителей, как живых, так и могилы погибших.

И напоследок хочется рассказать о самой веселой и любимой детворой пасхальной традиции “христосоваться” пасхальными яйцами, когда раскрашенные пасхальные яички разбивают друг о друга с разных сторон, устраивая соревнования на самое сильное яицо. Дети, кроме того, любят устраивать “покатушки” и спорить о том, чье яицо укатится дальше. А в связи с тем, что пасхальные яйца на Руси всегда считались символом новой жизни и возрождения, то их часто использовали для повышения будущего урожая, просто покатав яицо по земле. Яйца клали и в руки умершим во время Пасхи, хранили дома в течение года в качестве оберега от пожаров и невзгод.

Пасха - поистине один из самых веселых и радостных праздников церковного календаря. Испокон веков в эти дни народ веселился и устраивал праздничные гуляния, на улицах царило радостное, ликующее настроение. В течение всей Пасхальной недели столы ломились от яств и кушаний, каждый гость считался званым и желанным. В эти дни сытыми и веселыми были даже нищие и убогие. Все это говорит об огромной объединяющей силе этого всеобщего христианского праздника, который одинаково пышно празднуется и в Католической, и в Протестантской, и в Православной церквях.

До революционных событий 1917 года в России широко и с удовольствием отмечали праздник Пасхи – Светлое Христово Воскресение. С приходом Советов всё резко изменилось: церкви разрушались, священники преследовались, а все христианские праздники оказались под запретом. Со временем ситуация смягчилась, но отмечать религиозные праздники, а тем более ходить в церковь решались единицы: чаще это были старики, а люди среднего возраста делать это не решались – никто не хотел неприятностей. Молодёжь тем более была далека от подобных вопросов, да и воспитание тогда было соответствующим, однако и в те времена крашеные яички и куличики были желанным развлечением: их даже потихоньку приносили с собой в школу и угощали друзей.

Сейчас традиции стали возрождаться: в день Пасхи проходит торжественное богослужение во всех храмах, и никому не приходит в голову удивляться, когда красивые куличи в ярких обёртках продаются «на каждом углу» - коммерсанты и бизнесмены сумели «поймать момент».

Пасхальный стол в дореволюционной России

А каким было пасхальное застолье наших соотечественников в прежние времена? Всегда праздничным и по-своему богатым – в том числе у тех, кто жил скромно, и не имел даже среднего достатка. В обычные дни люди питались ржаным хлебом, овощами, крупами, а на Пасху обязательно пекли куличи из белой муки, пышные и сладкие. Кроме того, Великий пост , предшествующий празднику, позволял накопить и сэкономить немало продуктов. Поэтому в большинстве православных семей столы буквально ломились от праздничных кушаний и лакомств, и мясных блюд в пасхальные недели съедалось немало. Это запечённая и фаршированная домашняя птица – куры, утки, гуси, индейки, а также дичь – куропатки, рябчики, фазаны; целиком запечённый барашек или молочный поросёнок; домашняя ветчина, язык, окорока, колбаса, сало, шпик и т.д.


Хватало и рыбных блюд, причём рыбу выбирали вкуснейшую: сёмгу, форель, стерлядь, осетров; готовили заливное, рыбные солянки, наваристую уху, кулебяки и пироги. Была даже традиция: ставить на пасхальный стол 48 разных блюд – столько, сколько дней длится Великий пост.

Блюда на столе украшались живыми и искусственными цветами, сделанными из яркой бумаги и цветных лоскутков, обязательно ставили несколько свечей, а крашеные яйца укладывали в специальные корзиночки с яркой зелёной травой, выращенной заранее из семян злаков.

С давних времен готовится оригинальный пасхальный стол, включающий разнообразные рецепты пасхи. В домах православных христиан традиционно на столе должны присутствовать три главных блюда: куличи, крашеные яйца и пасха. Помимо этого, меню на Пасху включает также запечённого поросенка, птицу и другие разнообразные мясные закуски, а также всякие сладости.

Даже в современных семьях наследие убранства пасхального стола и потомственные рецепты блюдутся неуклонно. Куличи, пасхи и крашенки играют основную сакральную роль во всём том, что едят на Пасху. Главное блюдо Пасхи - это пасхальная тарелка. В её центральное углубление ставят кулич, а в выемки вокруг него раскладывают яйца.

Кроме этого, пасхальная трапеза изобилует всевозможными колбасными изделиями, бужениной и другими мясными яствами. В старину стол на Пасху украшал запечённый поросенок - это было свидетельством щедрости хозяев дома. В наше время его могут заменять мясные рецепты попроще: запечённая курица или кролик, мясные запеканки, рулеты, фаршированные окорока и т. п. При этом мясные блюда есть нужно не иначе как запечёнными. А вот рыбные рецепты на Пасху не подразумеваются. В этот день также подают к столу кагор пасхальный, освященный в храме.

В течение всей Светлой седмицы праздничный стол не убирают. Наоборот, его дополняют свежими кушаньями. В каждом доме у хозяйки имеются свои проверенные поколениями рецепты того, что должно быть на столе, поэтому для праздника Пасхи и Светлой седмицы, как правило, заранее откладывали деньги для приготовления знатного угощения. Как говорит старинное поверье, изобилие и многообразие всего, чем мы накрываем пасхальный стол, является залогом благополучия и финансового состояния семьи.

Православный обычай гласит, что пасхальный стол должен быть настолько роскошным, чтобы иметь возможность накормить каждого входящего в дом. Поэтому православные никогда не жадничают на пасхальное застолье. Столы покрывают самой красивой скатёркой, в центр стола ставят цветы, церковную свечу и освящённые пасхальные блюда.

Интерьер комнаты, где подается пасхальная еда, также меняется для создания праздничной атмосферы. На почётном месте ставят корзину с куличами, расставляют на подставках и развешивают на декоративные яйца.

Секреты приготовления пасхи

Пасхальные угощения изобилуют на столе в этот светлый день, и одним из них непременно должна оставаться пасха. При этом многие по ошибке считают, что кулич и пасха - это одно и то же. На самом деле это не так. Кое-где в нашей стране «пасхой», действительно, именуют куличи, однако это два абсолютных разных блюда, несущих свой сакральный смысл.

Кулич - это , преломляя который во время трапезы люди становятся ближе к Богу. А пасха, имеющая вид усеченной пирамиды (символ Голгофы) - это сакральное кушанье на основе творога. Помимо творожной массы, в будущий десерт кладут сметану или жирные сливки, сливочное масло, яйца, изюм, цукаты, сироп, цедру лимона и различные специи.

Все варианты этого десерта схожи по содержанию, но готовить их могут несколькими способами. Сырые пасхи в готовке самые простые. Но зато печёные и заварные дольше хранятся. Это блюдо всегда делают из самого свежего творога наилучшего качества. Чтобы избавиться от остатков сыворотки, его на ночь оставляют под гнётом, а затем дважды протирают через сито, чтобы десерт получился воздушным и однородным.

Если в рецепте предусмотрены сливки, нужно покупать продукт с жирностью не менее 30 %. Сливочное масло перед употреблением нужно предварительно прогреть, чтобы оно стало пластичным. Сухофрукты и орехи перед приготовлением требуют промывки и просушки. Пряные добавки предварительно нужно перемолоть и просеять через самое мелкое сито.

Следуя традиции, это блюдо готовят в разбирающейся пасочнице, состоящей из четырех деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезана надпись «ХВ».

Традиционные варианты приготовления пасхи

Секретные рецепты приготовления пасхи, так же как и куличей, передаются в семьях по женской линии. Готовят её только один раз в год. И чтобы пасха удалась на славу, для её приготовления берут свежайшие продукты высокого качества.

Рецепт приготовления пасхи обыкновенной требует:

  • 3 кг творога;
  • 200 г сл. масла;
  • 1 ст. сахара-песка;
  • 1 ст. сметаны;
  • 2 ч. л. соли.

Выдержанный заранее под прессом творог дважды протереть и смешать со сметаной и размягчённым маслом (можно в миксере). В полученную творожную массу добавить остальные ингредиенты, все аккуратно перемешать и выложить в пасочницу.

Чтобы приготовить пасху «Розовую», вам понадобится следующее.

Размягчённое масло взбить в миксере с протёртым творогом, сахаром-песком и вареньем. В процессе сбивания добавить яйца и сметану. Полученную творожную массу поместить в . Однако этот вариант требует удаления влаги ещё и в процессе готовки. Для этого пасочницу предварительно выстилают кухонной салфеткой. Творожную массу также накрывают и сверху кладут пресс. Готовым десерт будет через сутки.

Для приготовления заварной «Царской» пасхи нужно взять:

  • 1 кг творога;
  • 250 г сл. масла;
  • 1,5 ст. сахара-песка;
  • 2 ст. сметаны;
  • 2 яйца;
  • 50 г миндальных орехов.

Выдержанный под прессом творог дважды пропустить через сито. В кастрюле перемешать творог с яйцами, маслом и сметаной и варить, непрерывно помешивая деревянной ложкой. Снять с плиты, как только в массе появится первый пузырек. Продолжая мешать, вынести кастрюлю на чтобы масса остыла. После этого добавить оставшиеся ингредиенты, тщательно вымешать и выложить в форму.

Ещё один очень вкусный вариант - это печёная творожная пасха. Для её приготовления нужно:

  • 1 кг творога;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 8 яиц;
  • 400 г сахара-песка;
  • 200 г сл. масла;
  • по стакану изюма и миндальных орехов.

В протёртый творог добавить сахар-песок, манку, сливочное масло. Всё хорошенько растерев, потихоньку подмешать к творожной массе предварительно взбитые яйца. Добавить изюм с миндальными орехами, перемешать и выложить всё в смазанную маслом и обсыпанную манкой форму. Выпекается десерт при температуре 1800 40–45 минут.

Можно также как и кулич - глазурью, а сверху припудрить посыпками, рассыпать орешки, фрукты. А можно просто сахарной пудрой. Здесь всё зависит от фантазии хозяйки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх