Тату сделано в ссср. Криминальные татуировки советского периода (43 фото)

Стоит ли говорить, об отношении постсоветских людей к тату? Обладатели тату наверняка слышали в свою очередь не самые приятные высказывания, вроде: «Ты чего в наколках? Зэк что ли?» и много чего подобного. Но это можно легко объяснить, рассмотрев процентное соотношение тюремных тату ко всем остальным в СССР. Любители украсить тело появлялись так же среди военных и моряков, музыкантов и футбольных фанатов, да и просто в компаниях бунтарей-подростков.

Учитывая как внешнюю, так и внутреннюю изоляцию тату искусства в Советском Союзе до 80-х годов, развивалась тату исходя из более старых вариаций европейских тату, изменяясь под воздействием клиентов. «Олд-скул», выполняемый с минимумом деталей, можно сравнить с нынешним стилем домашней тату. В те времена татуировщики собирали машинки своими руками из подручных материалов, а вместо привычной для нас краски, использовали канцелярскую туш или жженый каблук и, простите за грубость, мочу.

Армейская татуировка

Историческая сводка

Не сложно предположить, что разгар военного тату в СССР пришелся на Вторую Мировую Войну. Нательное искусство не было легализировано и приравнивалось к членовредительству. Старшие по званию должны были пресекать все попытки сделать тату, а свежий рисунок могли заставить удалить теркой для овощей, например. Серьезно к этому относились в местах, где проблемы пострашнее возникали редко. Чем сложнее проходила служба, тем более лояльны были прапорщики и т. д.

Мотивы изображений

Классическая военная тату обычно не содержит сложных художественных и технических элементов, а содержит личную информацию солдата. Род деятельности, часть, в которой человек служил, даты, девизы, традиционные в различных ротах тау и прочее. Вариации позволяли нанесение обнаженных женщин или мелкие изменения привычных изображений.

Морская тату

Историческая сводка

В истории нательного искусства татуировки моряков занимают важное место одних из первопроходцев. Что же касается СССР, то сложно сказать, когда тату стали распространятся среди моряков. Есть данные, доказывающие, что в Первой Мировой моряки уже были «украшены», а есть источники, опровергающие данную информацию.

Мотивы изображений

В советском союзе татуировки не обладали художественными качествами, часто пытаясь изобразить обычную для морского волка атрибутику. Это могли быть фехтующие моряки, прекрасные русалки, морские чудища, суда или их отдельные части. Нередко можно было встретить тату-надписи, с лаконичной надписью «Нюра» или «Маня».

Тюремная тату

Историческая сводка

Татуировка в советской тюрьме - это не просто рисунок, это очень детализированный язык, который насчитывает огромное количество символов и значение которых в кругах не столь далеких, весьма легко объясняется. По некоторым данным, с 60-х по 90-ые в тюрьмах насчитывалось от 25 до 30 миллионов заключенных с наколками, а такие цифры не могут не впечатлять. Самый большой сборник тату из советских тюрьм, увидел свет после развала СССР и насчитывает более 3000 изображений (Russian Criminal Tattoo).

Мотивы изображений

Список символов очень велик, обычно отмечает важные имена и даты, характер преступления, статус в тюрьме, личные характеристики и важные обеты. В советском союзе возник особенный стиль тату, который восхищает мастеров по всему миру своей индивидуальностью и символизмом. Однако среди местного населения это тату презирается за происхождение и не воспринимается как нательное искусство.

Многие люди, тоскующие по былому величию страны, выбирают тату со знаком качества СССР и другими символами советского времени. Это присуще не только представителям зрелого возраста, но и молодежи.

Подобные тату представляют собой не только надпись с аббревиатурой, но и знаковые для тех времен изображения и символы. Отличительными чертами таких композиций являются примитивизм и применение небольшого количества оттенков, обычно не более трех (например: красный, черный, коричневый).

Нередко современные молодые люди выбирают эскиз с изображением знака качества СССР, который представляет собой видоизмененную до пятиугольника пятиконечную звезду – геральдический символ СССР. В данную фигуру вписана уложенная набок заглавная буква К – «Качество».

Предполагалось, что символ, вписанный в пятиугольник, имеет как минимум три значения:

  • весы (точность);
  • качество;
  • человек (как высшая ценность).

Некоторые источники утверждают, что в этом символе прослеживается четкая связь с пентаграммой или идеограммой, которые призваны защищать человека от зла и напастей. Хотя вряд ли это значение имелось в виду в советское время.

Знак качества был введен в 1967 году для стимулирования производства. Чуть меньше чем через полвека появился российский аналог этого знака, не отличающийся таким многообразием значений.

Заветным пятиугольником были отмечены, например, телевизоры «Весна», наручные часы «Победа», мопеды «Верховина» и др. Первым же удостоился такой чести электродвигатель. Увидеть знак качества можно было и на продовольственных товарах (тушенке, сгущенке и т.д.). Хотя, как это всегда бывает, впоследствии клеймо стали ставить даже на некачественных товарах.

Знак качества в тату-культуре

Сейчас считается, что все товары, произведенные в СССР, обладают наивысшим качеством. Во многом это мнение связано с тем, что советские товары служат значительно дольше современных (хотя последние выгодно отличаются дизайном).

Неудивительно, что амбициозные люди, делая тату, часто останавливают свой выбор именно на этом символе. Так они пытаются подчеркнуть свое превосходство над окружающими и доказать всем, что достойны высот, к которым стремятся. Кроме того, тату служит показателем возраста. Его набивают миллениалы, рожденные еще при советском строе, но встретившие зарю цифрового века в юности, или люди старшего возраста. Родившиеся в 2000-х годах и позже выбирают другие, не отмеченные ностальгией по советскому времени, тату.

Долгое время тату со знаком качества считалось тюремным, однако сейчас, как и многие другие особенности этой субкультуры, его не всегда однозначно соотносят со средой-источником.

Видно о выборе тату

Подборка фотографий









Татуировку советского времени зачастую отождествляют с тюремными наколками - что не далеко от истины, если мы начнём говорить о процентном соотношении. При этом не следует забывать, что советская татуировка - это не только татуировка тюремная - хотя по большому счёту любая татуировка воспринималась в то время через эту призму - такой сильной была её связь с криминальным миром, и оттого порицалась). Сильно татуированных людей могли и сослать из центральных районов города, свежую татуировку в некоторых военных частях могли заставить свести не самыми приятными для описания способами. Это, впрочем, не останавливало делать татуировки не только криминальных персонажей - в различное время их делали моряки, военные, футбольные фанаты, музыканты, да и просто романтичные подростки.

У советской татуировки было множество жанров - но при этом у всех этих жанров были схожие стилистические особенности. Советская татуировка стала консервативным продолжением общеевропейской традиции олдскула, который в начале 20 века еще не успел сделать прорыва в художественности. Здесь же следует отметить и примитивную технику советских работ, которые были вызваны отсутствием минимального оборудования. Татуировщикам приходилось собирать машинки и разводить краску приходилось из подручных средств - канцелярской туши или жженого каблука и мочи, в результате чего татуировки имели как максимум три оттенка. Советская татуировка большую часть своего времени (до 80-х гг) развивалась как во внутренней, так и во внешней изоляции - образцов удачной западной татуировки и советской татуировки видели очень мало.

В последние годы дореволюционной России татуировка переживала ренессанс - и тому было сразу несколько причин. Следует заметить, что ту же тенденцию можно проследить во всем мире - и, пожалуй, только сейчас татуировка стала столь же популярна, как в начале прошлого века. На популярность татуировки в России в те годы повлияли интенсивные отношения с Японией - оттуда драконов на себе привезла вся высшая аристократия, включая даже Николая II и великого князя Михаила Александровича. Как своеобразный итог, в 1905 году появляется первый письменный запрос на открытие тату-студии.

Татуировками увлекаются не только верхние чины аристократии - с конца 19 века начинает формироваться так называемое «воровское сообщество» с собственным языком рисунков на теле. После революции обе категории основных потребителей татуировки подвергаются гонениям - однако никаких документальных подтверждений дискриминации татуировки того времени не сохранилось. При том, что татуировки осуждаются и связываются с криминальным сообществом, в период Великой Отечественной Войны и после, они приобретают все большую популярность: их начинают делать все больше и больше людей.

С конца XIX века начинает формироваться так называемое воровское сообщество с собственным языком рисунков на теле.

«Мне было 13 лет, я был в селе у дяди. Меня завели ребята, что я городской, трус. И тогда, чтобы доказать им и себе, что это не так, я в течение дня произвел себе татуировки. Это довольно сложно: три иголки обжигаются, макаются в тушь, и колется рисунок. На пальце я сделал колечко, в другом месте инициалы моих двух самых близких друзей, в третьем - свои инициалы. А на правом плече написал: „Не забуду мать родную“. После этого я три дня пролежал с температурой 40».

ИОСИФ КОБЗОН

В хрущевское время татуировки начинают мелькать в кино - появляется культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа». Татуировка становится популярна в дворово-деревенских слоях, но эта популярность не идет ей на пользу - она по-прежнему сильно связана с криминальным миром. Ситуация практически не меняется до 80-х, и татуировка продолжает оставаться уделом преимущественно заключенных, военных и моряков.

Татуировка придет в субкультуру только в 80-х - хотя первые рокеры, битники и футбольные болельщики начинают себе что-то колоть еще в 70-е годы. В 80-е субкультура начинает стремительно развиваться - появляются первые татуировщики из музыкальной среды, начинаются первые эксперименты в этой области. Татуировка захватывает все более широкую аудиторию - появляются первые цветные татуировки, всё больше людей рок-подполья делают себе татуировки.

К началу 90-х татуировка бурно развивается, открываются первые домашние студии, а весной 1995 года в московском клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция, одному из участников которой татуировщик Филипп Лью дорисовывает лицо Максима Чирика так, что последний попадает в мировой календарь «Heavy tattooed man of the world». У мастеров появляются первые машинки и чернила - хотя эксперименты в этой области будут продолжаться еще довольно долго.


Макс Чирик и Face-Tattooed Club Bibirevo

Армейская татуировка

Расцвет армейской или военной военной татуировки случился во время Второй Мировой, а позднее такая татуировка стала одной из самых распространенных в СССР. Тем не менее нельзя сказать, что эта татуировка была хоть в какой-то мере легализована. Татуировка на службе приравнивалась к «членовредительствам», и прапорщики должны были отслеживать подобные случаи, а в идеале не допускать их. При этом общее правило было таково - чем сложнее были условия прохождения службы, тем проще там относились к татуировкам: в опасных условиях прохождения службы были другие, более важные поводы для беспокойства.

Традиционные рисунки в армейской татуировке выглядят довольно просто и должны нести прежде всего функциональную роль: рассказывать о владельце где, когда и как он служил. На татуировках можно было увидеть группу крови (особенно популярно стало это во время войны в Афганистане), изображение рода войск, годов службы, части - или символики, эмблемы войск или принадлежности к военной специальности - корабль, парашют, самолет, флаг. В каждой части существует своя традиция татуировок, хотя, традиции не запрещали небольших отступлений вроде обнаженных женщин.

Чем сложнее были условия
прохождения службы,
тем проще там относились
к татуировкам.


Татуировки моряков

У моряков в СССР было исключительное и негласное право на татуировку. Прежде всего это были, конечно же, простые и символичные рисунки - якори, чайки и остальная морская атрибутика. Именно моряки привозили на себе татуировки со всего мира - или татуировки, хотя бы напоминающие иностранные. Классическим примером морских татуировок станет тот самый фильм «Сережа», где капитан на пляже снимает китель, а на нем множество кривых рисунков - морское чудовище, русалка, фехтующие морячки, и птички с короной и надписью «Нюра».


Тюремная

Подробно о тюремных татуировках и их значениях . Количество таких татуировок просто поражает. По воспоминаниям ветерана Отечественной войны и ветерана МВД России Аркадия Бронникова, в СССР было примерно 25–30 миллионов татуированных заключённых начиная с 1960-х и до 1990-х годов.

У советской тюремной татуировки есть свои символы для того, чтобы отмечать сроки заключения, характер преступления, даже какие-то личные черты. Но из-за массового характера она многократно усложняется и становится удивительно подробным языком с огромным количеством знаков. После развала Советского Союза свет увидело множество тюремных архивов офицеров-криминалистов - Бронникова, Болдаева, Дубягина, изучавших татуировки заключённых многие годы. Самый знаменитый архив - Данцига Болдаева, насчитывающий 3000 татуировок, - опубликовало издание Fuel в виде трёхтомника Russian Criminal Tattoo.

«Россия долгое время жила в изоляции, и в результате всё в ней от политики до искусства пошло своеобразным путем, начало развиваться по своему, - рассказывает издатель книги Russian Criminal Tattoo Дэймон Мюррей. - Татуировки российского преступного мира в этом смысле - очень характерный пример».


«Россия - страна, где примерно каждый третий прошёл через лагерь в советское время. „Отцы“ в Кремле знали цену бесплатной рабочей силы. Так что неудивительно, что наша семья прошла через советскую тюремную систему. Неудивительно также и то, сколько тюремных татуировок мы видели на пляже. Я очень хорошо помню, как рассматривал их ребёнком - изображения икон, церквей, чёртов и кошек. Я был поражен, мне, должно быть было семь или восемь, и я даже не знал, что это были тюремные татуировки - и я даже как-то позабыл о них, пока не вышла книга Russian Criminal Tattoo. По-русски они назывались просто - наколки».

Роман Беленки

татуировщик и дизайнер

Дворовая татуировка

Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов - попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовую татуировка еще долго будут делать романтичные персонажи и бунтующие подростки. Как вспоминает Михаил Бастер, «еще в начале 80-х во дворе какие-то умельцы за стакан вермута кололи парусник одному знакомцу, отчаянному фанату Iron Maiden и Motӧrhead, - точно не из-за увлечения уголовной романтикой».


«Летом сорок первого года я в Тбилиси бегал плавать на купальню. Тогда, как и сейчас, в моде были татуировки. И я сам себе выколол на руке маленький якорь. Потом такой же якорь выколол своему другу, Шурику Муратову. Потом другому мальчику из 6 „Б“ - сердце, пронзенное стрелой. И стал модным татуистом - выкалывал якоря, сердца, кинжалы... А Гамлету (сыну милиционера) я выколол на груди орла, несущего голову женщины. Орел смахивал на курицу, но всем нравилось.

А потом ко мне пришёл Жора. Жора учился в ФЗУ и был признанным хулиганом. Он велел мне выколоть ему на плече могильный холмик с крестом и надпись: „Нет в жизни счастья“. Полдня я старался, двумя иголками накалывал Жоре на плечо тушью картинку и надпись и за это получил две папиросы „Север“ (тогда я уже курил). А вечером, когда мы играли в футбол, явился разъярённый Жора: оказывается, в слове „счастья“ я пропустил вторую „С“, и над „могилой“ красовалась надпись „Нет в жизни счатья“. Жора хотел меня отлупить, но я предложил вариант: он меня не лупит, а я вместо надписи на его плече сделаю аккуратную широкую черту, а сверху напишу тот же текст без ошибок. Будет очень красиво. И еще в виде компенсации за моральный ущерб на другом плече вытатуирую кинжал, обвитый змеей с чешуей. (Чешуя особенно ценилась, колоть её было долго и муторно.) Жора на черту и на кинжал согласился, но писать что-либо на его теле категорически запретил»

В Тбилиси я ездил часто. Летом, в конце пятидесятых, я стоял там на площади Ленина на трамвайной остановке. Подошёл третий номер, а мне нужен был пятый. И вдруг из окошка высунулся вожатый трамвая и радостно закричал:

  • Привет, художник!

Пригляделся - Жора! Подошёл, поздоровался.

  • Залезай! По блату без билета довезу!

Я сказал, что мне нужен пятый номер. Жора закричал, что трамвай сломался и пусть пассажиры немедленно вылезают! Пассажиры вышли, и Жора без остановок довез меня в пустом трамвае до улицы Николадзе. Прощаясь, я написал свой телефон и адрес и дал Жоре: „Будешь в Москве, заходи“.

Жора взглянул и вернул мне листок:

  • С другой стороны нарисуй кинжал со змеей.
  • Зачем?
  • Традиция, - и Жора показал пальцем.»

Георгий Данелия

режиссёр фильма «Серёжа»

Субкультуры

В 1980-х в советском союзе складываются субкультуры с выдержанным стилем - байкеры, панки и рокеры, в меньшей степени сюда же относятся и футбольные болельщики. Татуировка становится важным маркером принадлежности к субкультурной среде - у каждой группы появляется свой татуировщик, а у каждой из субкультур постепенно вырабатывается свой стиль. Для субкультурных татуировок оказываются важными два момента: во-первых, они противостоят - и часто даже вступают в открытый конфликт с тюремными татуировками. Во-вторых, субкультурная татуировка изобретает цвет - и тем самым еще сильнее противопоставляет себя татуировке тюремной.


«Постепенно у татуировщиков вырабатывался почерк, у субкультур - стили татуировок. Метало-рокеры, изначально предпочитавшие наносить изображения конфедератских флагов, постепенно съезжали в черепно-мозговую тему и сюжеты, как в песне „Коррозии металла“ „Смерть с косой идёт за колбасой“. Процесс в субкультурной среде развивался стремительно - перемещающиеся между городами подростки обменивались информацией, переезжали и сами оседали в других городах.

Наша история рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, конечно, имеет свою специфику, потому что она разворачивалась с задержкой на два десятилетия. Как человек, плотно соприкоснувшийся с этими чудачествами во второй половине 1980-х, могу сказать, что мы многое получили с Запада в готовом виде, хотя информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет.

Сейчас уже можно не кривить душой и признать, что не то что с татуировками, а даже с одеждой у многих музыкантов 1980-х были проблемы. Впрочем, личности, на которых присутствовали какие-то „клейма“ небольшого размера или надписи на иностранных языках, были. Помню татуировки у Ника Рок-н-Ролла , у покойного Гриши Сологуба («Странные игры»), у ребят из питерской хеви-металлической группы „Фронт“. В Питере татуировок было больше: там существовала группа лиц, лавировавшая между панк- и рокабилльной эстетиками, практически вся ныне покойная, - Вилли, Слава Книзель, Юра Скандалист. В Москве тоже были отчаянные персонажи, окунувшиеся в тату-эстетику с головой, - например, бас-гитарист ВИА тяжелого звучания „Мафия“ Максим Чирик, который ещё в 1984 году сделал себе надпись на лбу „HMR“, что означало „Heavy Metal Rock“. По тем временам это была серьёзная заявка на асоциальность - иностранные надписи раздражали милиционеров, начитавшихся методичек и невесть что навыдумывавших по поводу молодёжных субкультур.

А времена были непростые - середина 1980-х, тотальный дефицит многих товаров народного потребления. На московских полках в какой-то момент не оказалось не только красок, но и туши - ленинградской, завода „Колибри“, которой делали татуировки цветом - чёрным, синим, красным и слегка зелёным. Цвет - это было крайне важно, поскольку татуировки новой культуры должны были отличаться от татуировок ранее существовавшей - криминальной. Уголовники работали „жженкой“ - краской, полученной из жженой резины и мочи, которая использовалась как антисептик».

Михаил Бастер


«Поначалу, когда я был приверженцем панковского стиля, тусовка вся ограничивалась алкоголем и музыкой. А татуировка началась с журнала „Метал-Хаммер“. С фотографий группы „Роуз Тату“. В журнале этом была фотка маленькая, пять на три сантиметра, на ней эти парни, все в татуировках цветных. Я тогда в первый раз такое увидел. Информации тогда вообще не было, и журнал этот каким-то чудом попал к нам в руки. Причем впоследствии он был где-то утерян, но когда речь заходила о татуировках, мы его постоянно поминали как аргумент в дискуссиях о татуировках. Мы спорили, что круто, а что не круто, говорили, что видели на фотке цветные татуировки, но нам мало кто верил.

По возвращении в Севастополь я начал рисовать свои первые татуировочные эскизы. Тогда же пришло осознание того, что надо модернизировать татуировочную машину. Первая была сделана из бритвы, гитарной струны и пуговицы, всё это крепилось на пластилине. Я чувствовал, что это просто несерьёзная конструкция. Я выстругал из деревяшки по типу приклада этакую фигню, обмотал изолентой моторчик, купленный в „Детском мире“… Панкам наносились информационные дизайны, то есть элементы стиля плюс лозунги. При этом рисовал и срисовывал всё подряд».

Сергей Бардадим

«Цвет и новые мотивы татуировок иногда приводили к конфликтам и выяснениям отношений с криминальными элементами, считавшими себя исключительными носителями „правильных“ татуировок. Не помню, чтобы такие разборки заканчивались трагически, но на зонах татуировка вполне могла стать поводом для серьёзных претензий. Такие легенды ходили по тусовкам - в частности, про панка с позывным Пёс, у которого была татуировка „Убей коммуниста ради мамы“. В одной разборке из-за татуировок мне довелось принять участие самому. В 1989 году во время проведения фестиваля „Монстры рока“ в „Лужниках“ мы с товарищем, уже в то время носившие цветные „несоветские“ татуировки, будучи сильно подшофе, случайно натолкнулись в парковой зоне на группу отдыхающих. Один из них был с ног до головы разукрашен голыми бабами, одна из которых (в районе паха) держала в руках телефонную трубку с проводом, уходящим в трусы, и надписью „Алло, мы ищем таланты“. На веках у отдыхающего была надпись „Не буди“. После непродолжительного выяснения отношений в стиле „ответь за всё“ благодаря бодрым ответам и аргументации, что нас тут 65 тысяч человек - „утопчем и не заметим“, с этой компанией установился более дружелюбный контакт. Этот персонаж, которого окрестили Вася Не Буди, был впоследствии подтянут к субкультурному татуировочному процессу в надежде на обмен опытом, хотя на самом деле нам был нужнее тот, кто на нём всю эту красоту расписал. Эта наивность отозвалась серией кривых и поплывших рисунков на телах генералитета метало-рокерской тусовки, но это мало кого расстраивало».

Алексей Китаец


«Ну, где-то в году 1982-м, мне тогда 14 лет было. И был я таким нормальным советским пареньком, которому друзья-подонки взяли и спящему набили на лице автографов… А потом, как в фильме о мальчике Серёже, начали ставить точки-крестики. Потом, собственно, надписи культовые, типа „ХэМэРэ“ пошли, которые писались подростками повсеместно на остановках. Сначала полоски какие-то рисовали, а потом решили, что дабль-ю круче. Но всё-таки первая осмысленная татуха была про хеви-метал.

К середине 1980-х и позднее, когда начался видеобум, до подростковой среды докатились видеофильмы „Улицы в огне“, „Таксист“, „Мэд Макс“, „Разборки в Малом Токио“, когда появилась ориентированность на татуировки как субкультурную атрибутику. Вскоре в крупных городах уже имелось достаточное количество молодёжи, о чьих татуировках уголовники пренебрежительно отзывались как о бессмысленных портачках. Но их становилось всё больше и больше. И в какой-то момент появились первые цветные изображения, что окончательно определило иное развитие этого направления социального маркирования».

Макс Чирик

«Я тогда не делал больших тем и придерживался московской традиции: мелкие дизайны с особым значением. Черепами всякими. А вообще большинство тем приносили сами люди, часть из которых действительно знали, что именно им нужно. Поэтому всё происходило быстро. Бритвой я колол несколько месяцев, а потом сделал из пилки „Ремингтон“ более эстетскую модель. Поскольку я сразу стал рисовать флеши, как-то отошёл от того, что люди заказывали нечто свое, правда, я рисовал их очень долго. Потом, собственно, начал работать в родительской мастерской, и пошли личные крупные темы.

Изначально настроенный скептически, а иногда откровенно агрессивно выражавший отрицательное отношение к нарастающему движению неформалов и новаций именно в сфере татуировки, криминальный мир нередко пытался выяснять отношения с творческими маргиналами. Но уже к концу 1980-х новаторы татуировочных тенденций, упорядочив собственные позиции, путем выяснения отношений нашли общность в асоциальных позициях по отношению к официозу, и дальнейший прогресс художественного аспекта татуирования особых протестов не вызывал.

При этом стоит отметить, что обмен опытом, а также привлечение кольщиков с лагерным опытом в неформальную среду оставался как в 1980-е, так и поныне, за счёт чего постоянно происходило обновление технического подхода и модернизация не ранговой татуировки».

Андрей Литва

Оценивать итоги советского времени непросто - с одной стороны, татуировка прошла долгий путь, с другой - кажется, что она топталась на месте. В советском союзе возник уникальный язык тюремных татуировок, который вызывает восхищение у лучших мировых мастеров - но при этом трудно воспринимать тюремную татуировку, как хоть сколько-нибудь искусство.

Татуировка в советское время в принципе лишена права относиться к искусству - «портаки», «наколки» и т д несут в себе множество разных целей и смыслов кроме одного, первичного для татуировки - украшать тело. И корни у этого феномена, наверное, глубже, чем просто гонения и запреты - татуировка всю свою историю развивается как подпольное искусство, и в одной из наших статей мы перечислили только несколько из этих запретов.

Тот факт, что татуировка в советское время не приобретает своей декоративности и эстетики, связан скорее с общей системой советских ценностей, в которой бытует пренебрежение мещанством и осуждение излишней заботы о внешнем виде - той системы ценнностей, результаты которой мы до сих пор пытаемся преодолеть. Смена этой парадигмы случается в самом конце советского времени - и именно в эту эпоху и появляются первые мастера с собственным почерком, которые будут определять татуировку в раннее постсоветское время.

Татуировка в советское время пребывает в тотальной изоляции и удивительным образом существует полностью без инструментария и контекста, развиваясь как своеобразная вещь в себе. Каждый, кто занимается татуировкой, вынужден изобретать собственную америку - смешивать красящую смесь, собирать машинки разных моделей. Советская татуировка проходит под грифом экспериментальной - но такой она будет оставаться еще долгие перестроечные годы. Об этом мы собираемся рассказать в следующей статье.


Настоящий советский человек должен был быть с наколкой на руке и с несколькими золотыми зубами во рту. Это не обязательное условие, но желательное. Это означало с большой долей вероятности правильное пролетарское происхождение, определённый жизненный опыт в виде случайного срока "по молодости" или как минимум службу в армии, отсутствие интеллигентской червоточинки, и наконец как венец - золотые зубы, которые говорят о том, что человек стал на путь исправления, работает...

Конечно, я несколько утрирую. Тем не менее, очевидный факт - в послевоенном Союзе царил культ тюрьмы. Это, главным образом было связано с одной стороны с огромным количеством прошедших через зону граждан, как сидящих так и охраняющих, с последующей после войны амнистией, с отношением государства в 20-30 годы к уголовникам как к социально близким, ну и наконец, с массовой послевоенной безотцовщиной. Послевоенное поколение мальчишек воспитывала улица со своими понятиями о чести, со своими авторитетами и кумирами. И даже "домашние" мальчики, мечтающие о небе, готовящие себя к поступлению в военные училища, так или иначе играли по правилам улицы.

Конечно, большинство из них повзрослев стали добропорядочными отцами семейств, дедушками. И только собственное имя на пальцах руки или женское личико на предплечье, напоминало о бурной юности.

Тут важно отметить, что речь не идёт о воровских, тюремных татуировках, имеющих особый смысл, сакральное значение. Речь идёт об обычных мужиках, работягах. Мне всегда было интересно, зачем накалывать на пальцах собственное имя или год рождения? Что бы не забыть?)
Помните милиционера Мишу в "Бриллиантовой руке"?)

Ещё забавнее в моих глазах выглядит изображение женского профиля с именем избранница. Например, "Света"... Интересно, что должна чувствовать Наташа или Клава, ложась в постель с таким любителем Светы? Очень опрометчивый шаг, ведь этак и телёс может не хватить, ежели каждая зазноба будет таким образом отмечена))

Мощным источником вдохновения являлась армия. Тут рисовались и эмблемы родов войск, и корабли, и парашюты.
Таким образом, наколка идентифицировала человека как бывалого, прошедшего огонь и воду.

Человека с наколкой можно было встретить в компании космонавтов

Подражание старшим, опытным, заставляла подростков копировать внешнюю атрибутику, проникаться романтикой блатной жизни. Многие мои школьные товарищи делали наколки уже в 7-8 классе. Часто это были кресты на пальцах, точки квадратом с одной посередине, короткие надписи типа "ЛОН", что означало "Люблю Одну на Век". Без расшифровки имени объекта, это было вполне дальновидно и мудро)

Естественно, основным источником, дающим почву для подражания, была уголовная среда. О воровских татуировках написано много статей, есть специальные книги, исследования, я не буду повторять то что там написано.
Отмечу лишь, что сам помню какое огромное количество татуированых дядек с профилем Ленина на груди я наблюдал ещё лет 30-35 назад. Обычно это были уже не молодые или совсем пожилые мужики.

Существовало поверье, что чекисты или менты не посмеют стрелять в Ленина. Или как минимум не будут бить в грудину.
Наивно) Однако, есть ещё фига в кармане в виде расшифровки "Вождь Октябрьской Революции", т.е. ВОР...

Для усиления эффекта сюда же добавляли и других классиков)

Хотя, конечно, чаще встречались совсем другие сюжеты. В основном на религиозную тему - кресты, купола, лики святых. Всё это имеет определённую расшифровку, естественно, но мы не будем разбирать смысловую часть, а ограничимся созерцанием...

В его коллекции масса фотографий и рисунков сделанных в лагерях, тюремных больничках и моргах.

Ну, а некоторые их арестантов с удовольствием позировали перед камерой. Впрочем, с удовольствием, всё же не все... Судите сами)

Часть из этих фото вполне современны, но все эти традиции воровских наколок родом из того самого советского прошлого...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх