Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»). Проект на тему: Карга боткасы

Конспект занятия «Карга боткасы (весенний праздник «Каша для грачей»).

О себе: Стаж работы по специальности 17 лет. Имею первую квалификационную категорию. Работаю над темой «Развитие познавательных способностей через обучение детей татарскому языку». Поставленные задачи способствуют умственному, художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников.

Ход мероприятия.

Дети под музыку заходят в зал. Встают в полукруг.

Элина. Тамчылар тама тып та тып,
Тамчылар сикерәләр.
Җиргә тама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!

Алия. Яз килә, яз килә!
Сыерчыклар килә!
Гөрләшеп, сайрашып,
Җырчы кошлар килә!

Камиля. Бик күңелле тышта,
Кар эри, боз китә.
Чабышып йориләр,
Малайлар бер читтә!

ВЕД. Туктап сана, тамчы тама: Тып-тып-тып!
Төшө-төшө, бозны тишә: Тып-тып-тып!
Яз бу, ишет! Кага ишек: тып-тып-тып!

ПЕСНЯ «Күңелле балачак»

ВЕД. Под тёплыми лучами солнца начали таять сосульки. К нам пришла Весна красна.

ИГРА «Весна идёт»

ВЕД. Йә, балалар, карагыз,
Тышта әнә килә яз!.

ДЕТИ. әйе,әйе, күрәбез,
Тышта әнә килә яз.

ВЕД. — Кошлар кайта көньяктан!
— Тамчы тама тып та тып!
— Кояш көлә биектә!
— Урамда яз килә!

Садятся на стульчики.

ВЕД. –әйдәгез, яңгырны чакырыйк!
Яңгыркаем, яу, яу!
әйбәт түгел яумау!
Кырлар шундый коры,
Яу шуларга туры!
Дождик идёт, дождик идёт!
Тёплый идет, весенний идёт!

ВЕД. –Яңгырны туктатыйк!
Яңгыркаем тукта,
Явасың бит юкка!
Яңгыркаем тукта,
Кайт та,ятып йокла!
Тучка ступай, прочь уплывай.
Солнышку вновь, выглянуть дай!

ВЕД. – Дуслар, ә хәзер,әйдәгез, кояшны чакырыйк!
Кояш чык, чык, чык!
Майлы ботка бирермен.
майлы ботка казанда,
Тәти кашык базарда!
Кояш чык, чык, чык!

ВЕД . — Карагыз әле, нинди матур булып кояш чыкты!
Посмотрите, дети, какой солнечный, ясный, весенний день!
(Залетает ГРАЧ.)

ГРАЧ. — Каргаәйтә: карр, карр,
Туем җитте, барр, барр.
Ярма, күкәй алып бар,
Карр, карр, карр!

ВЕД. — Первыми вестниками dесны являются грачи. С давних времён наш народ с уважением относился к этим птицам. И в честь их прилёта люди устраивали праздник «Карга боткасы» — «Каша для грачей». Главными участниками праздника были дети. Они ходили по домам собирали гостинцы для праздника: крупу, яйца, масло. Всех приглашали на праздник. (Дети вместе говорят).
Карга килә, казан аса,
Торна килә, тоз сала,
Песнәк килә пешерә,
Чыпчык килә тикшерә,
ә бу ашап бетерә! (Грач улетела, села на место, дети встают,и под музыку идут к первому домику)

Элина. — өйдәме, түтәй?
Бир, зинһар, күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй!

Аня. — Эй, хозяева!
Открывай ворота.
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц! (Из домика выходит хозяйка и дает яйца, дети идут к второму домику).

Алия. — өйдәме, түтәй?
Кызганма, түтәй-
Май кирәк безгә, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк!

Аида. — Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку! (Из домика выходит хозяйка и дает крупу, дети идут к третьему домику).

Камиля. — Шикәр кирәк, тоз кирәк, чыгар түтәй, тизрәк!

Эльсон. — Кар-кар кричат грачи,
Есть бэлеш в печи,
Если в печи бэлеш есть
Значит дома гости есть!
(из домика выходит хозяйка АПА и дает гостинцы)

АПА. –Менә балалар, бар да бар,
Май да, сөт тә!
Күкәй дә, ярма да,
Ботка бик тәмле булыр!

ДЕТИ. — Рәхмәт, апа!

ВЕД. — После того, как все гостинцы собраны, дети убегают на первую проталинку возле речки. Взрослые готовят угощения, варят кашу, А дети веселятся, играют.

АПА. –Ботка пешкәнче “Түбәтәй” уенын уйнап алыгыз әле, балалар! А мы с вами поиграем в игру “Тюбэтэй”
“Түбәтәй” уены

АПА . -Ботка да әзер балалар, авыз итегез! Ашыгыз тәмле булсын! Вот инаша каша готова! Всем приятного аппетита! (Дети и гости пробуют кашу)

ДЕТИ. –Рәхмәт!

АПА. -Көннәрегез аяз булсын!
-Илләр тыныч булсын!
-Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
-Балалар Тәүфыйклы булыпүүссен!

ВЕД. — А вас, дорогие, с весною поздравляю!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!

Использованная литература:
1. Закиров К.В. Иң матур сүз.-Казан.Мәгариф.2000.-335бит.
2. Уразман Р.Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. Казан.Татар китап нәшрияте. 1992-96 бит.
3. Ягъфаров Р.Ф. Балалар фольклоры.-Казан. Мәгариф.2000-159 бит.

Сценарий татарского национального праздника “ Карга боткасы”

Встреча гостей с песней « 1. Ничек килдегез сез безг ә

Батмаенча диңгезгә (2 раза)

Кадерле кунак сез безгә

Ни хөрмәт итик сезгә (2 раза)

2.Ике каен янәшә

Яфраклары шаулаша(2 раза)

Ике туган бергә килгәч

Сандугач кук сайраша”(2 раза)

1 Ведущий : Исәнмесез кадерле кунаклар.Татар халык календаренда иң популяр, иң күңелле язгы бәйрәмнәрнен берсе, һичшиксез, карга боткасы. Рәхим итегез!

2 ведущий: Здравствуйте дорогие гости.

1 ведущий : Борын- борын заманда кешеләр нилектән җирдә яз булганын белмәгәннәр,ди. Алар ямьле җылы яктан кара каргалар алып килә икән, дип уйлаганнар. Шуның өчен карлар эреп, сулар ага башлагач, табигать изүләрен чишеп җибәреп, гөрләвекләргә таба, яңаруга-яшәругә йөз боргач каргалар килу хөрмәтенә бәйрәм ясый торган булганнар. Аны “ Карга боткасы” дип атаганнар.

2 ведущий : В давние времена люди думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник

« Воронья каша». Так они радовались прилету птиц и весне.

1 ведущий: Бу көнне балалар матур итеп киенгәннәр. Бергәләшеп өйдән –өйгә йөргәннәр-йомырка җыйганнар. Хуҗаларга рәхмәт әйтеп, изге теләкләр теләгәннәр. Халыкны бәйрәмгә чакырганнар. Шулай авылны урап уткәннән соң, ярма, май, сөт алып, табигатьнен иң куркәм җиренә - кардан ачыла башлаган су буйларына, ялан- кырларга яки тау битләренә җыелганнар. Учак тергезеп, казан асканнар, ботка пешергәннәр. Ботка пешкәнче, төрле уеннар уйнаганнар, җырлаганнар, такмаклар әйтешкәннәр. Аннан соң,бергәләп, ботка ашаганнар. Ботканы балалар узләре генә ашап бетермәгән, аның куп өлешен, каргаларга дип, ялан өстенә сибеп калдырганнар, чишмә суына корбан иткәннәр.

2 ведущий: До начала праздника ребятишки ходили по домам собирали яйца и разные крупы. Затем собирались на лужайке разводили костры и варили кашу из разных круп. Кашу варили в котле, пока каша варится, водили хороводы, устраивали состязания и народные игры.

1 в едущий : Балалар бу көнне бәйрәмгә хас булган келәү-теләүләр әйткәннәр, җирдән муллык, күкән яңгыр, кояштан җылылык табигат ьтән бәрәкәт , илгә туклык, гаиләгә иминлек теләгәннәр. Җаннары – таннары белән кояшлы җылы көннәрнең тизрәк килүен, язгы ташуларның тизрәк агып китүен көткәннәр.

2 ведущий : После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая - воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней и во - время шли дожди, а четвертая - воронам с благодарностью за то, что они принесли весну .

Песня “ Яз килә”

(выходят дети и читают стихи)

Ребенок 1: Ачылды ак калын юрган,

Исте апрель җилләре.

Кошлар кайта – сагындырган

Туып – үскән җирәре.

Ребенок 2: Көннәрен юлда үткәреп,

Куанышып очалар.

Канатларына күтәреп,

Яз китерә ич алар.

Ребенок 3: Ямьле, бик ямьле

Туган илебез.

Килегез, кошлар,

Безгә килегез!

(Выходят двое детей, переодетые в грачей.)

Ребенок 4: Кара әле, дустым, кара,

Кара карга очып бара,

Син беләсенме, Гөлсара,

Ул да бит сөйләшә ала.

Карга1: Мин карга, карр- карр,

Төздән эреп бетәр кар.

Карга2: Канатымда хатым бар.

Буен җитсә, тартып ал.

Дети: Укымый да беләбез бит

Хатында ни язылганын!

Бөтен кошлар һәм балалар

Матур язны сагынганын.

Карга 2: Казан аскансыз да бит, безне сыйларга сыегыз бармы соң ?

Карга 1: Әйдәгез, балалар, башта сый җыйыйк.

Әби: Саумысез, балалар. Бу нинди тавыш? Ни дип гөрләшәсез?

Карга 2: Балалар безнең килү хөрмәтенә бүген Карга боткасы үткәрә . Карр –карр.

Карга 2: Ботка пышар казанда,

Тәмле ис таралыр урамда.

Карр –карр, карр – карр.

Ведущий 1 : Әйдәгез без дә өйләргә барыйк, дусларны чакырыйк,сый хөрмәт җыйыйк

Ведущий 2: Ува жаемые гости приглашаем вас в деревню, чтобы пригласить друзей на праздник и собрать продукты для « Вороньей каши»

Ведущий1:

Əйдəгез, əйдəгез!

Ал чия төплəрендə,

Гөл чия төплəрендə,

Сулар сибеп үстерəлəр

Тəрəзə төплəрендə.

( Все гости, и организаторы праздника отправляются собирать продукты для каши, исполняя татарские народные песни)

Ведущий 1: Беренче өй янына җырлап килеп тә җиттек.

Ребенок 1:

Өйдəме түтəй?

Бир,зинһар, күкəй.

Бирсəң безгə өч күкəй,

Тавыгың бирер йөз күкəй

Ребенок 2:

Эй, хозяева!
Открывай ворота
Если дашь нам пять яиц

Твоя курочка снесет сто яиц!

Дети:

Уйныйбыз да, җырлыйбыз да

Гармун кулларыбызда.

Алсу гөллəр чəчəк атсын

Йөргəн юлларыгызда.

( Əби чыга,сый бирə. Икенче өй янына баралар. Шулай итеп өйдəн өйгə йөрилəр).

Ребенок 1:

Өйдəме түтəй?

Кызганма түтәй-

Май кирəк, ярма кирəк,

Карга туена бар да кирəк.

Тагын булса, он чыгар,

Пешерербез без чумар.

Ребенок 2: Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,

Не жалей еще муку.

Ребенок3: Шикәр кирәк тоз кирәк,

Чыгар, түтәй тизрәк

( Апа чыга, телəклəр телилəр, бəйрəмгə чакыралар).

Дети:

Ал да итəрбез əле,

Гөл дə итəрбез əле.

Матур җырлар җырлый- җырлый,

Бəйрəм итəрбез əле.

Ведущий1 : Менә без боткага кирәкле бөтен әйберләрне дә җыеп алдык. Менә кунаклар бар да бар май да, ярма да күкәй дә, ит тә. Ботка бик тәмле булыр

Веду щ ий 2 : Хозяева были очень щедрые, собралось много продуктов. По- моему самое время варить “ Воронью кашу”.

Ведущий1: Сый җитәрлек булды, карга боткасын пешерергә кай тирәгә барыйк әле.

(Все отправляются на поляну и отдают подукты Әби)

Ведущий1: Әй әбекәй, әбекәй,

Пешер безгә тәмлекәй.

Пешер безгә ботка да,

Пешер бераз әлбә дә .

Ведущий 2: Тагын булсын күкәй,

Шикәр булсын, тәмле чәй.

Рәхмәт әйтеп әбекәй,

Без итәрбез чәбәкәй.

Әби: Булыр, кунаклар, бары да булыр.

Карга килер – казан асар,

Торна килер – тоз салыр,

Саескан килер – салма салыр.

Песнәк килер – пешерер,

Чыпчык килер – тикшерер,

Карга ашап бетерер.

Кап – та коп!

Әби : Без ботканы пешерергә куйыйк, сез күңел ача торыгыз.

Ведущий 2: Пока каша готовится мы поиграем в народные игры

(Веду щ ие проводит игры)

    Чүпләшү

    Чума үрдәк, чума каз

    Музыкал ь ная палочка (передают тюбетейку под музыку)

    Ношение яи ц ложками

    Бег в мешках

    Разбей горшок

    Яулык салыш

Әби: Кунаклар, уеннарыгыздан туктап торыгыз ботка пеште. Әйдәгез табынга рәхим итегез. Өстәл артына утырыгыз.

Менә бусы –Җир анага.

Җир атасы-җирән сакал.

Җир анасы- асыл бикә.

Түбәсенә туклыгың бир,

Тамырына ныклыгың бир.

Ил өстенә муллыгың бир,

Ил эчендәбезгә дә бир.

Менә бусы –суга,

Су иясе тотмасын.

Менә бусы күккә,

Яңгыр бирсен.

Кояшлы, җылы көннәр булсын!

Илгә туклык, гаиләгә иминлек килсен!

Әби : Ә монысын канат очларында язны алып килгән өчен каргаларга бирәбез. Ә калганы сезгә, кунаклар. Утырышегез. Сыйланыгыз. Муллык килсен. Бәхет килсен. Балалар сау-сәламәт үсегез, тәүфыйклы булыгыз.

(Во время трапезы, исполняются музыкальные номера)

Ведущий 1 : Рәхмәт, әби, сыйладыгыз,

Тагын шулай кыйланыгыз.

Ведущий 2: Ашаттыгыз, эчерттегез,

Җырлаттыгыз, биеттегез,

Кеше арасына керттегез.

Ведущий 1: Хөрмәтле дуслар! Иң күңелле язгы бәйрәмнәрнең берсе “ Карга боткасы”бәйрәме ахырына якынлашып килә

Ведущий 2: Рәхмәт сезгә! Рәхмәтләр яусын. Уважаемые гости на этом праздник татарской культуры “ Воронья каша подошел к концу. Всем большое спасибо.

МБОУ Починковская ООШ

Сценарий татарского национального праздника

Карга боткасы”

Учитель татарского языка и литературы

Арасланова Марьям Яхиевна

Починки, 2014 г.

Цель:

Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы". Они радовались прилету птиц и весне.

Залетает грач-ребенок.

Карга әйтә: кар-кар,
Туем җитте, бар-бар!
Ярма, күкәй алып бар,
Ипи-итең алып бар,
Карр, Карр, Карр.

Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

1 ребенок

Эй, хозяева!
Открывай ворота,
Если дашь нам пять яиц,
Твоя курочка снесет сто яиц!

2 ребенок

Өйдәме, түтәй!
Җәтрәк бир күкәй.
Бирсәң безгә биш күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй.

Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику .

3 ребенок

Май кирәк, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк.
Тагын булса он чыгар,
Пешерербез без чумар.

4 ребенок

Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.

Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику .

5 ребенок

Шикәр кирәк, тоз кирәк,
Чыгар түтәй, тизрәк!
Синең кебек уңган түтәй
Бу дөньда бик сирәк!

6 ребенок

Сахар нужен, соль нужна
Подавай, скорей, сюда!
Белый свет хоть обойди,
Хозяйки лучше не найти!

Выходит хозяйка выносит соль и сахар.

Ведущ. Ребята, все это мы отдадим на кухню, и пока наша каша варится, мы с вами повеселимся!

7 ребенок

Яз килә, яз килә!
Язны зурлыйк әле.
Гөрләвекләр челтәревенә
Кушылып җырлыйк әле!

Дети исполняют песню “Яз килгән”

Н.Яхина сүз., Луиза батыр-Болгари муз.

Залетает девочка-ласточка.

8 ребенок

Ласточка, ласточка,
Милая ласточка.
Ты где была?
Что за весть принесла?

Ласточка.

За морем бывала
Весну зазывала.
Несу, несу
Вам Весну-Красну!

Звучит красивая музыка. Входит весна.

Весна.

Саумы, нәни дусларым
Сезне сагынып килдем мин.
Сезгә аяз көннәр дә,
Яңгыр да китердем мин.

Ведущ.

Здравствуй Весна-красна!
Долго ждали мы тебя.
Надоела нам зима, морозы да метели!
Мы хотим чтоб к нам скорей птицы прилетели.

Весна

Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу,
Побегут кругом ручьи
Брызнут солнышка лучи!
Ярче вы, лучи, сияйте,
И земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки,
Расцветайте все, цветки,
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы!

Звучит танец - песня “Кайт, карлыгач”

– Ребята, слышите, птицы прилетели
Песню громкую запели!

Звучит песня “Яз җыры” Р. Валиева сүз. Луиза Батыр-Болгари муз.

Ведущ . - Весна, наши умеют играть на муз. инструментах. Послушай как они это делают.

Звучит оркестр. (танец татар-мишярей)

8 ребенок.

Яз каршылап, җырлар җырладык
Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк!

Ведущ.

Весна! Ты здесь всех повесели
В игры поиграй с детьми!

1. Пронеси яйцо (Стр.гр)
2. День-Ночь
3. Тюбетейка

Весна.

Сойдут снега, пройдут дожди
И солнце всех теплом согреет.
И скоро расцветут цветы
И станет мир наш красивее.

Исполняется танец “Гөлләр”

Весна. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, каких перелетных птиц вы знает? (Выслушиваются ответы детей) А теперь я хочу послушать стихи про птиц на татарском языке.

9 ребенок.

Җылы яклардан
Сыерчык килде.
Мин куйган яңа
Ояга керде.
Бик тә җентекләп
Тикшереп йөрде
Шундый сөенде,
Ошаткач өен!

10 ребенок

Карга әйтә: кар-кар!
Мичтә бәлеш бар-бар!
Берсен генә алыр идем
Өйдә кунак бар-бар!

Песня “Становится весною” сл. и муз. Лазаревского.

Ведущ. Вот и наша каша готова! Давайте на радость споем песню “Манная каша” муз. исл. Л.Абелян .

Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)

Цель: Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа. Расширить представление о традициях татарского народа.

Задачи: - Развивать интерес к быту и культуре татарского народа. - Воспитывать межнациональную дружбу. - Расширить словарь детей (через знакомство с отдельными словами из языка татарского народа).

Предшествующая работа: - Подбор литературы о быте и культуре татарского народа; - беседа с детьми о празднике «Грачиная каша» - чтение татарских сказок; - изучение татарских народных пословиц, поговорок, потешек, закличек, песен; - знакомство с подвижными играми татарского народа; - разучивание татарских стихов; - знакомство с костюмами татарского народа.

Ход праздника

Звучит татарская музыка, дети старших групп собираются в музыкальном зале, украшенном шарами, цветами и птицами.

Ведущая: Ребята, посмотрите, как нарядно в зале. Кажется, намечается какой-то праздник.

Вед: Вот и кончилось время снега и льда. Берег реки затопляет вода. День удлиняет, ночь убывает. Как это время дети называют?

Дети: Весна!

Вед: Человек открыл весну, за порог он вышел. И увидел ручеёк и капель услышал. И понятно стало всем, что зима устала. Что состарилась она и весна настала.

Бик күӊелле тышта, Кар эри, боз китә. Чабышып йориләр, Малайлар бер читтә!

Песня «Яз җитә»

Карга булып киенгән ике бала керәләр. Канатларын җилпи-җилпи, карр, карр, дип йөриләр.

1-бала: Кара әле дустым, кара, Кара карга очып бара. Син беләсеӊме, Алия. Ул да бит сөйләшә ала.

Карга : Мин карга, карр-карр. Тиздән әреп бетәр кар. Канатымда хатым бар, Буеӊ җитсә, тартып ал.

2-бала : Укымый да беләбез бит. Хатыӊда ни язганын! Бөтен кошлар hәм балалар. Матур язны сагынганын.

Вед: Яз килә, яз килә! Сыерчыклар килә! Гөрләшеп, сайрашып, Җырчы кошлар килә!

Песня «Карлыгач»

Вед: В давние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилёта грачей устраивался праздник «Карга боткасы» - «Грачиная каша». Они радовались прилёту птиц и весне. Вы хотите пойти на праздник?

Дети : Да.

Вед: Тогда пойдём собирать для каши крупу, масло, молоко, яйца, сахар на стол – угощение.

Реб: Здравствуй, милая весна. Ты душиста и ясна. Зеленеют лес и луг! И зовёт тепло лучей, На прогулку всех детей.

Звучит татарская музыка. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идёт мальчик с гармошкой, девочки с корзинками в руках. Дети останавливаются у первого дома.

1-ый ребёнок. Эй, хозяева! Открывай ворота. Если дашь нам пять яиц, Твоя курочка снесёт сто яиц!

Из домика выходит хозяйка и даёт детям яйца. Дети под музыку с песней идут к следующему домику.

Алда итәрбез әле, гөл дә итәрбез әле. Матур җырлар җырлар- җырлый. Бәйрәм итәрбез әле.

2-ой ребёнок. Эй, хозяева! Дайте нам масло, дайте крупу, Не жалейте ещё и муку.

Из дома выходит хозяйка и даёт детям муку.

3-ий ребёнок. Кар-кар кричат грачи, Есть бялеш в печи, Если в печи бялеш есть. Значит дома гости есть!

В зал входят под музыку бабушка и дедушка.

Бабушка : Вот и мы пришли, крупу, соль, казанок принесли. Здравствуйте, дорогие дети! Я - бабушка Халима, я – дедушка Халим, мы пришли к вам на праздник.

Вед : Бабушка Халима, дедушка Халим, помогите нам приготовить кашу. У нас сегодня праздник «Грачиная каша».

Дедушка: Надо разжечь костёр, возьмём дрова, котёл и поставим кашу вариться.

Вед : Пока каша варится, вы Халим бабай и Халима әби посмотрите, как наши дети пляшут, поют и играют в народные игры.

Танец «Девочки фабричные» исполняют дети 8 группы.

Уеннар бит, дусларым, Витамин кебек алар; күӊелләрне үстерә, йөрәкләргә көч бирә. Әйдәгез, без дә сезнеӊ белән уйнап алыйк.

  1. Игра «Уголки». По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей, играет негромкая мелодия и произносятся слова.

Менә сезгә туры почмак. Берегезгә юк почмак. Җәтезрәк кылансагыз. Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребёнок.

  1. Игра «Птицы перелётные - зимующие». Ведущая называет птиц, если птица перелётная дети летают по залу, машут крыльями. Называет зимующую птицу, дети останавливаются и присаживаются на корточки.
  2. Игра «Түбәтәй»-3 группа.
  3. Игра «Башмагым» (Башмачки)-8 группа.
  4. Игра «Капка» (Ворота)-2 группа.

Бабушка : Мы вам загадаем загадки, вы найдите на них отгадки.

Всех перелётных птиц черней. Чистит пашню от червей. (ГРАЧ) - Меня часто зовут, дожидаются. А приду - от меня укрываются. (ДОЖДЬ) - В дверь, в окно стучать не будет. А взойдёт и всех разбудит. (СОЛНЦЕ) - Была белая да седая. Пришла, зелёная, молодая. (ЗИМА И ВЕСНА)

Вед : Спасибо, бабушка Халима дедушка Халим. Может танец, для нас станцуете? (Бабушка и дедушка исполняют татарский танец).

Парный танец исполняют дети 2-ой группы

В зал входят дети – грачи в костюмах (дети 8-ой группы)

Грачи : 1. Летим, летим из тёплых стран.

Летим, летим к своим друзьям.

2. Здравствуйте, здравствуйте, дети.

Рады мы нашей встрече.

Вос-ль: Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Грачи: 1. В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны – великаны.

2 . Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Вос : Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем Вы дружили в странах незнакомых?

Грачи: 1. Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью.

2 . По скворечне, по деревьям.

По соседу-воробью.

Вос: Все мы рады вам, друзья.

Будьте с нами вы всегда.

Танец «Бибика» исполняют дети 12 группы.

Вед: Очень вкусно пахнет «Карга боткасы». По – моему самое время попробовать кашу. Вот и каша готова. Поиграли и плясали. Грачей весело встречали. А теперь пора настала. Вкусной кашей угощаться.

Халим бабай : Первую порцию каши отдадим Земле с пожеланием всем мира, спокойствия, богатого урожая.

Вторую порцию – Воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле.

Халима бабушка: Третью порцию – Небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Четвёртую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну.

Вед: Следующая порция вам, ребята, чтобы жили дружно, росли счастливыми. Шестая порция – гостям. «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать».

Вот наш праздник и подошёл к концу. Шумный праздник отыгрался, Всем раздав тепло и свет. В сердце каждого остался. Чистый, долгий, светлый след.

Вот и подошёл к концу наш праздник «Карга боткасы».


ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КФУ

ПРОЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

по использованию национального искусства
как средства художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста

“КАРГА БОТКАСЫ”

Выполнила:

Манько Галина Ивановна

музыкальный руководитель

МАДОУ № 97

Московского района

г. Казань 2014 г.

“КАРГА БОТКАСЫ”

(весенний праздник “Грачиная каша”)

Оборудование : макеты деревенских домов; пейзаж весенней полянки, костюмы грачей, панно с изображением деревьев четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого; карточки с изображением птиц (снегиря, синицы, скворца, голубя); макет костра, казан с кашей, гостинцы.

Действующие лица : ведущая, Дед и Бабушка – педагоги, грачи – дети.

Под звучание татарской народной мелодии на курае дети заходят в зал.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы пригласили Вас на древний весенний праздник татарского народа – “Карга боткасы” (“Грачиная каша”).

Этот праздник уходит корнями к нашим истокам, к вере предков в бога Тенгри и в богов – покровителей лесов, полей и рек, к желанию жить в гармонии с окружающей природой.

Очень давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи, поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи (обычно в конце марта – начале апреля), люди в честь их прилета устраивали праздник. Этот праздник назвали “Грачиная каша”. В этот день наряженные дети ходили по домам, собирали продукты для каши: крупу, масло, молоко, соль, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник.

Все дети: Карга килә, казан аса,

Торна килә, тоз сала,

Песнәк килә пешера,

Чыпчык килә тикшерә,

Ә бу ашап бетерә.

Ведущая: Народ собирался на возвышенности, на берегу реки, зажигался костер и в большом казане ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились.

И мы с вами сегодня тоже проведем праздник “Карга боткасы”.

Ребенок: Полюбуйтесь, весна наступает!

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Песня “Яз килгән” (“Весна пришла”)

(слова Наили Яхиной, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Бүген бик җылы тышта,

Карый алмыйм кояшка.

Кояш бик юмарт көлә.

Кушымта: “Чык, чык” – ди кояш.

“Уйнарга чык”, - диде яз.

Лә-лә-лә…

“Уйнарга чык”, - диде яз.

2. Нинди матур көн бүген,

Ауты яз көләч күген.

Чыпчыклар черелдәшә,

Бергә көлешә.

Кушымта:

3. Кем шакый тәрәзәгә?

“Тик-тик”, - дип хәбәр бирә.

Ул тамчы тама икән

“Җылы яз килгән”!

Кушымта:

1. За окошко я смотрю,

“Здравствуй”, - солнцу говорю.

Голубые небеса, к нам пришла весна.

Припев: Кап, кап, тает лед.

Это к нам весна идет.

Ля-ля-ля…

Солнышко играть зовет.

2. Веселятся воробьи,

Скоро зазвенят ручьи.

Будет травка зеленеть,

Птицы – песни петь.

Припев:

3. Во дворе уже тепло,

Кто стучит в мое окно.

Это капельки стучат,

Здравствуй, месяц март.

Припев:

Ребенок: Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

“Март-апрель” әйлән-бәйлән уены

1. Кара каргалар килә, очу хәрәкәтләрә

Түбәдән тамчы тама бармак очлары белән чүгәләп

Идәнгә чиртәләр

Көндез көн җылы булә куллары өстә чайкала

Суыта кичкә таба чүгәпиләр

Тамчылар бии тып та топ уң кул бармакларын сул кулның

Учында уйнаталар

Аларны булмый туктатып, урынна-рында сикерәләр

Алар яз китерәләр кул чабалар

2. Гөрләвекләр агалар, ике кулны кушып дулкын сыман

Хәрәкәт ясыйлар

Күктә кояш елмая. кулларын як-якка җәяләр

Каңгылдашып торналар, кулларын өскә күтәрәләр

Төзелеп үтте бая очу хәрәкәтләре ясыйлар

Инешләрдә коема чуму, йөзу хәрәкәтләре

Канатланып үрдәк, каз. канынган хәрәкәтләр ясыйлар

Җирне яшәртеп безгә, кул чабалар

Гөлләр алып килә яз. кул чабалар

Ребенок: Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой,

Прилетают все весной!

Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Тып-тын һава, нурлар ява,

Көн аяз.

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Килә яз.

Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2. Ашыгабыз сине тизрә

Күрергә.

Ящь үләннән ялан тәпи

Йөрергә.

Кушымта:

3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Уянсын.

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Куансын.

Кушымта:

1. Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев: Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2. Распускаются деревья

И цветы.

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3. Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

Звучит фонограмма – кричат грачи.

Ведущая: Слышите, как кричат грачи? Это значит весна наступила, просыпается природа.

Ребенок: Грачи за морем были,

Весну – красну добывали.

(в зал залетают “грачи”)

В родные края прилетели

Над нашей землей закружили.

Грачи: 1. Мы работники-грачи,

Когда трудимся, молчим.

Чистим землю: ищем в ней

Вредных гусениц, червей.

2. Мы за морем побывали,

Много дивного видали,

Только Родина милей

Чуть весна – мы снова к ней.

Ведущая: Пляшут от радости птицы,

Солнца так много весной.

“Танец грачей”

Грачи: - Летим, летим из теплых стран,

(поочередно) - Летим, летим к своим друзьям.

Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече!

Ведущая: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы,

Что вы повидали?

Грачи: - В жарких странах жаркое лето,

(поочередно) - Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в стране незнакомой?

Грачи: - Мы скучали по деревне,

(поочередно) - По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Ведущая: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Дети-грачи исполняют песню.

Песня “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2. Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3. Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

Дети-грачи садятся на свои места.

Ребенок: Давайте по домам пойдем,

Друзей на праздник позовем

И угощенье соберем.

Дети небольшой группой “махая крыльями” идут по залу.

Дети: 1. Карга әйтә: “Кар, кар,

Туем житте, бар, бар,

Ярма, күкәй алып бар,

Сөт-маеңны тагын ал.

Бар-бар, Бар-р-р!”

2. Кричит грачиха: Кар, кар!

Настал мой праздник, кар, кар!

Неси крупу, яйцо мне в дар

И масла, молочка, кар-кар!

Иди, иди, неси мне в дар-р-р!”

(“Балалар календаре”, Казань, 1990. Перевод А.Хисамовой)

Дети идут к первому дому, стучат.

Ребенок: Дома ли хозяева?

На кашу продукты собираем,

Всех на праздник приглашаем.

Всему рады, что дадите,

Все для каши пригодится.

Выходит бабушка

Бабушка: Вот, пожалуйста, крупа,

Угостить вас рада я!

Дети идут к другому дому, стучат.

Дети: 1. Өйдәме, түтей?

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгыгыз салыр йөз күкәй.

Май кирәк, ярма кирәк,

Карга туена бар да кирәк

2. Тетушка, ты дома ли?

Яйца дашь нам скоро ли?

3 яйца вы нам дадите –

Куры 100 снесут, поймите!

Масла дай, крупу подай.

Все на праздник дай апа!

Из дома выходит хозяйка и дает продукты.

Дети идут к третьему домику, стучат.

Дети: 1. Шикәр кирәк, тоз кирәк,

Чыгар түтәй, тизрәк!

2. Кар-кар, кричат грачи,

Есть бэлеш в печи.

Если в печи бэлеш есть,

Значит дома гости есть!

Из дома выходит дед и дает гостинца.

Дед: Менә балалар, бар, да бар,

Май да, сөт тә!

Күкәй дә, ярма да,

Ботка бик тәмле булыр!

Дети: Рәхмәт! (Несут угощение к костру)

Ребенок: Все для каши есть у нас,

Кашу будем варить сейчас!

Дед и бабушка: У вас все есть,

Мы кашу сварим,

А вы пока повеселитесь,

Поиграйте, порезвитесь!

Исполняется хоровод “Кария-Закария” (татарская народная мелодия).

Выходит ребенок и читает стихотворение
Ф.Зыятдинова “Хәерле көн телим”

Ребенок: Таңнар саен хәерле көн телим,

Аяз күкләр телим Җиремә.

Кояшлы көн телим бар кешегә

Һәм иминлек телим илемә.

Хәерле көн димен һәр бөҗәккә,

Хәерле көн телим гөлләргә,

Сөйкемлелек телим яшь кызларга

Һәм сабырлык телим ирләргә.

Юлчыларга хәерле юл телим,

Чәчәкләрга карап елмаям.

Җиргә якты җылы нурын сипкән

Кояшыма карап сокланам.

Танец “Язгы кошләр”

Ведущая: Солнце дарит нам тепло,

Чтобы все вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались,

И чтоб наши ребятишки

Всем почаще улыбались.

Ведущая: А сейчас все поиграем,

Кто здесь ловкий, мы узнаем!

Игра “Уголки”

(по четырем сторонам зала ставятся стулья, выбирают 5-х детей. Под звучание негромкой музыки дети говорят слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребенок).

Игра “Парлашип калу” (“Найди себе пару”)

(Под тихую татарскую мелодию звучат стихи:

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия заканчивается, дети быстро должны найти себе пару. Кто остался без пары, исполняет какой-либо номер: танец, стихотворение и т.д.).

Дети: 1. Солнце улыбается,

Светит нам в окно.

С солнцем детям весело,

Радостно, тепло!

2. Солнце нынче не хмурится,

И не прячется в тень.

Солнце с нами на празднике

В этот радостный день.

Татарский танец с ведрами
(фонограмма песни “Идель буе каеннары”
музыка И.Шакирова, слова А.Еникеева)

Ведущая: На дворе весна-красна,

Очень нам она мила,

Солнцем жарким,

Светом ярким,

Клейкой почкой,

Первым цветочком,

Трактором в поле

И птицей на воле.

Ведущая: Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк.

Зур төркемдәге балалар белән уеннар оештыру:

“Җир сукалау” уены

Уенда ике бала катнаша. Алар залның бер ягында, ә залның икенче ягына – озын бау бәйләнгән уенчык тракторлар. Уйнаучылар, тәрбияче сигналы буенча, бауны помгакка чорный-чорный, тракторларны үзләренә таба тартып китерәләр. Тракторы алдан килгән бала җиңүче була.

Ведущая: Мы, ребята, с вами и поем и пляшем, и играем. А вот интересно

Услышать, как дедушка и бабушка в детстве веселились.

Ребенок: Апа, бабай, идемте с нами веселиться!

Бабушка: Каждый взрослый загрустит,

Припомнив детства дни.

Но нам и грусть о них сладка,

Так любы нам они.

Дед: Печаль моя всего острей

Предпраздничной порой.

Играть хочу, как встарь

С друзьями-детворой.

Игра с калошами

Дед и бабушка приглашают детей поиграть

“Түбәтәй” уены

Балалар түгәрәкләнеп басалар.

Җырлый – җырлый, түбәтәйне

Бер -берсенә бирәләр:

Түбәтәеңне кигәнсең

Бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм, дигәнсең.

Түп-түп, түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шул яз турында шигырь сөйли.

Бабушка: А вот старинная игра

“Что летает, а что не летает”.

В детстве мы любили в нее играть,

И с вами сейчас поиграем опять.

Игра “Летает – не летает”

(проводят бабушка и дедушка)

(Дети стоят по кругу или в шеренге. Бабушка и дедушка называют одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают, если летают, то поднимают руки вверх).

Дед: А загадки умеете отгадывать?

(ответ детей)

Дед и бабушка по очереди загадывают загадки:

1. Была белая да седая

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и весна)

2. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

3. Я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

(Соль)

4. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

(Грач)

Ведущая: А мы знаем игры про птиц.

Бабушка, дедушка, вы с нами поиграете?

Игра “Волшебный сад”

(проводит с детьми бабушка)

(Панно, на нем деревья четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого. Ведущая показывает птиц: снегиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается 1 ребенок, выбирает птицу, должен назвать ее по-татарски, ее цвет, охарактеризовать ее. Синица – песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принципу. Охарактеризовав, ребенок сажает птицу на дерево такого же цвета).

Игра “Птицы – перелетные, зимующие”

(проводит дедушка с детьми)

(Ведущая называет птиц: если птица перелетная, дети “летают” по залу, машут крыльями. Называют зимующую – останавливаются, присаживаются).

Дед: Не только в детстве мы играли,

Бабушка: Но и пели и плясали.

Навострите свои ушки,

Дед и бабушка (вместе): Сейчас споем мы вам частушки.

Дед и бабушка исполняют частушки “Ай дубыр, дубля”
(татарская народная мелодия)

1. Без урамнан узабыз ла,

Тимер чана сыздырып.

Йокын, килсә, йокла, җаный,

Уятырбыз сызгырып.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Зәңгәр яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

2. Аккош атсаң, ятып ат ла,

Тимәс микән түшенә?

Кич ятканда исәпләп ят-,

Кермәс микән төшеңә?

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Алсу яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

3. Биек икән йортыгыз ла,

Якты яна утыгыз.

Турыгыздан өч әйләндем,

Каты икән йокыгыз!

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Кызы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

4. Урам буе, юл буе ла,

Идел буе, су юлы.

Көттем, җаным, чыгарсың, дип,

Йокламадым төн буе.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Чуар яулыгыңны бәйләп

Кайтып киләсең каян?

5. Алмабакчасына кереп,

Алмага үрелдеңме?

Яна йөрәк ялкынланып,

Төтене күренмиме,

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Аклы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

Ведущая: Посмотрите, дед и бабушка

Как хорошо вам хлопают дети.

Они и сами готовы сплясать

На празднике от души.

Танец “Утер али”
(татарская народная мелодия)

Бабушка: Проверить, наверное уже пора,

Готова ли, бабай, наша каша?

Дед: По-моему самое время попробовать кашу.

(Дед и бабушка пробуют)

Ведущая: Сначала каша доставалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Потом – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Следующая порция каши – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Затем – грачам, да воронам с благодарностью за принесенную ими весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике.

(Дед и бабушка ставят казан с кашей на стол – в середине зала)

Дед и бабушка: Вот и каша готова,

Поиграли, поплясали,

Грачей весело встречали.

Песня “Грачиная каша”
музыка Ф.Шаймордановой, слова народные

(Дети встают в круг и поют песню. Во втором куплете качают сцепленными руками вперед-назад, а на вторую часть второго куплета – хлопают в ладоши справа и слева)

Ведущая: А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться!

(Дети садятся, а бабушка угощает детей кашей)

Дед: Вкусной каши принесли

Угощайтесь и вы, грачи!

Бабушка угощает кашей грачей, приговаривая:

“Каргаларга безгә матур

Язны алып килгә әчен”.

Ведущая: В народе есть такое поверье:

Кто пробует грачиную кашу,

Тот не будет болеть целый год,

Будет здоровым и счастливым!

Дед: Будьте здоровы,

Растите большими,

Малышей не обижайте,

Старших уважайте!

Бабушка: Живите дружно!

Будьте счастливы!

Дед и бабушка уходят

Ведущая: (обращается к грачам):

Спасибо вам, грачи, за весну!

Грачи: - Вас с весною поздравляем

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой

На столе всегда пирог.

Все грачи: Легких вам всегда дорог!

Песня “Бәхеттә, шатлыкта”
(слова и музыка Фарука Закирова)

1. Безнең гомер зур бәхет ул,

Кадерләрен белегез

Чын күңелдән теләкләрне

Бездән кабул итегез.

Кушымта: Бәхетте, шатлыкта,

Исәнлектә, саулыкта

Үтсен гомер юлларыгыз

Тазалыкта, байлыкта.

2. Салкынмарда тик сулмасым

Үстергән гөлләрегез

Таң нурыдай аяз булсын

Киләсе көннәрегез.

Кушымта:

3. Тормыш нурлы тормыш матур

Якты булсын күңелләр

Җырларбыз да, биербез дә

Озын булсын гомерләр.

Кушымта:

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник “Карга боткасы”.

Ребята, я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми, любить природу, оберегать ее и заботиться о пернатых наших друзьях.

Литература:

1. “Детский фольклор” Хисамова А.Х., Казань, 1997г.

2. “Казаным минем, Казаным” Мияссарова И.Х., 2003г.

3. “Балалар календаре”, Казан, 1990г. перевод А.Хисамовой.

4. “Күңел ачыйк бергәләп” (Бәйрәм иртәләре сценарийлары) Казан, “Мәгариф”, Нәшрияты, 2003г.

5. “Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста” ИПКиПРО РТ Казань, 2004г.

6. “Җырлыйк, уйныйк, мәнилләр” Сабирова С.М. – Чаллы, 1994г.

7. “Балалар бакчасында музыка” Шайморданова Ф.М., Казан, 1996г.

8. “Уйныйбыз да, җырлыйбыз да” Ахметов С., Чаллы, 1991г.

9. “Балалар бакчасынды музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия” Исхакова И.Г., Ишниязова З.Л., Вафина Т.В., Казан, Мәгариф, 1999г.

10. “Балачак бәйрәмнәре” Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гыйлаҗева Р.Г. – Яр Чаллы, 1994г.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх