Воспитание детей в древности: могли и казнить ребенка за непослушание.

В сис-те-ме ду-хов-ных цен-но-стей вос-точ-ных сла-вян со-хра-не-ние пле-ме-ни бы-ло ос-нов-ным по-ня-ти-ем. Жизнь от-дель-но-го че-ло-ве-ка все-це-ло за-ви-се-ла от се-мьи, об-щи-ны и пле-ме-ни. Ук-лад жиз-ни сла-вян оп-ре-де-лял тра-ди-ции в вос-пи-та-нии де-тей, нрав-ст-вен-ные цен-но-сти, пе-ре-да-вае-мые из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. В де-тях вос-пи-ты-ва-ли ува-же-ние к по-все-днев-но-му тру-ду, как к наи-бо-лее дос-той-но-му и зна-чи-мо-му за-ня-тию че-ло-ве-ка..

В дох-ри-сти-ан-ской Ру-си вос-пи-та-тель-ные ме-то-ды бы-ли тес-но свя-за-ны с язы-че-ски-ми пред-став-ле-ния-ми о при-ро-де и ок-ру-жаю-щем ми-ре. Вос-пи-та-ние бы-ло на-прав-лен-но, пре-ж-де все-го на то, что-бы раз-вить в ка-ж-дом ре-бен-ке важ-ные и по-лез-ные для об-щи-ны ка-че-ст-ва ха-рак-те-ра, та-кие как тру-до-лю-бие, че-ст-ность, ис-пол-ни-тель-ность, ува-же-ние к стар-шим и т.д. Че-рез тра-ди-ци-он-ные об-ря-ды и фольк-лор ре-бе-нок учил-ся ос-но-вам раз-лич-но-го ви-да дея-тель-но-сти, уз-на-вал при-ро-ду и ок-ру-жаю-щий мир.

О де-тях за-бо-ти-лась вся се-мья, и опе-ка это на-чи-на-лась за-дол-го до его по-яв-ле-ния на свет. Из-древ-ле чле-ны сла-вян-ской се-мьи ста-ра-лись ог-ра-дить бе-ре-мен-ную жен-щи-ну от вся-ких на-пас-тей. На-при-мер, в по-след-ние пе-ред ро-да-ми ме-ся-цы жен-щи-ну да-же не вы-пус-ка-ли из до-му, по-то-му что в до-ме она на-хо-ди-лась под опе-кой до-мо-во-го и свя-щен-но-го ог-ня до-маш-не-го оча-га. Да и во-об-ще, бо-ясь сгла-за, да-же сам факт бе-ре-мен-но-сти жен-щи-на пы-та-лась скрыть по воз-мож-но-сти доль-ше, а срок ро-дов хра-ни-ла в стро-жай-шем сек-ре-те. Но са-ма бе-ре-мен-ная счи-та-лась лю-би-ми-цей бо-гов и мог-ла при-но-сить сча-стье и уда-чу. Жен-щи-ну, жду-щую ре-бен-ка, ино-гда спе-ци-аль-но при-гла-ша-ли в сад и уго-ща-ли яб-ло-ком. Со-глас-но при-ме-там, ес-ли бе-ре-мен-ная от-ве-да-ет яб-ло-ко с мо-ло-дой яб-ло-ни, де-ре-во весь свой век бу-дет бо-га-то пло-до-но-сить.

Про-цесс ро-ж-де-ния сла-вя-не счи-та-ли один из са-мых са-краль-ных со-бы-тий. Они ве-ри-ли, что ро-ж-де-ние, как и смерть, на-ру-ша-ет тон-кую грань ме-ж-ду ми-ром жи-вых и мерт-вых лю-дей. По-это-му ро-ж-де-ние ре-бен-ка счи-та-лось опас-ным де-лом не толь-ко для ма-те-ри и но-во-ро-ж-ден-но-го, но и для всех ро-ди-чей. По этой при-чи-не жен-щи-на не ос-та-ва-лась ро-жать до-ма, что-бы не на-вре-дить ос-таль-ным. Она ча-ще все-го ухо-ди-ла в лес или хо-тя бы в дру-гое по-ме-ще-ние, на-при-мер, в ба-ню.

Су-ще-ст-во-ва-ло мно-го обы-ча-ев и об-ря-дов, цель ко-то-рых бы-ла по-мочь жен-щи-не в ро-дах. На-при-мер, что-бы те-ло ма-те-ри лег-че рас-кры-ва-лось, и ре-бе-нок бы-ст-рее ро-дил-ся, ро-же-ни-це рас-пле-та-ли во-ло-сы. Да-же в до-ме от-кры-ва-ли все ок-на и две-ри, раз-вя-зы-ва-ли уз-лы и от-пи-ра-ли зам-ки. В ро-дах бу-ду-щей ма-те-ри обыч-но по-мо-га-ла опыт-ная жен-щи-на, ко-то-рая са-ма уже име-ла не-сколь-ких здо-ро-вых де-тей. Не ред-ко на ро-дах при-сут-ст-во-вал и муж, это бы-ло обыч-ным де-лом и счи-та-лось, что нет ни-че-го дур-но-го в том, что ря-дом со стра-даю-щей жен-щи-ной на-хо-дит-ся лю-бя-щий и на-деж-ный че-ло-век.

Ес-ли ро-ж-дал-ся маль-чик, то пу-по-ви-ну пе-ре-ре-за-ли на то-по-ри-ще или стре-ле для то-го, что-бы он рос хо-ро-шим охот-ни-ком или мас-те-ро-вым. Ес-ли по-яв-ля-лась на свет де-воч-ка, то пу-по-ви-на от-се-ка-лась на ве-ре-те-не, что-бы де-воч-ка рос-ла тру-до-лю-би-вой ру-ко-дель-ни-цей. Пу-пок ре-бен-ку пе-ре-вя-зы-ва-ли льня-ной нит-кой, ку-да впле-та-лись во-ло-сы от-ца и ма-те-ри.

Са-мые пер-вые ма-ни-пу-ля-ции, ко-то-рые со-вер-ша-лись с но-во-ро-ж-ден-ным бы-ли свя-за-ны с мно-ги-ми об-ря-да-ми и ве-ро-ва-ния-ми. Кста-ти, хри-сти-ан-ский обы-чай при кре-ще-нии оку-нать ре-бен-ка в во-ду встре-ча-ет-ся у мно-гих на-ро-дов, да-ле-ких от хри-сти-ан-ских тра-ди-ций. Эт-но-гра-фы ви-дят в этом обы-чае от-го-ло-ски древ-не-го ри-туа-ла при-об-ще-ния че-ло-ве-ка к Кос-мо-су.

Гла-ва се-мей-ст-ва брал на ру-ки но-во-ро-ж-ден-но-го и по-ка-зы-вал его Не-бу и вос-хо-дя-ще-му Солн-цу, что-бы жизнь ре-бен-ка бы-ла дол-гой. За-тем мла-ден-ца по-ка-зы-ва-ли Ог-ню оча-га и рас-ту-ще-му ме-ся-цу, что-бы ма-лыш рос креп-ким и здо-ро-вым. По-том отец при-кла-ды-вал сво-его ре-бен-ка в Зем-ле-Ма-туш-ке и оку-нал его в Во-ду. Та-ким об-ра-зом, но-во-ро-ж-ден-ный пред-став-лял-ся всем Бо-же-ст-вам Все-лен-ной, все-му Ми-ру, Кос-мо-су и от-да-вал-ся под их по-кро-ви-тель-ст-во.

По-том ре-бен-ку да-ва-ли имя, од-на-ко оно хра-ни-лось в стро-жай-шем сек-ре-те. Сла-вя-не счи-та-ли, что имя во мно-гом оп-ре-де-ля-ет судь-бу че-ло-ве-ка. Имя нуж-но бы-ло обе-ре-гать от злых ду-хов и не-до-б-рых лю-дей, по-это-му у сла-вян дол-гое вре-мя су-ще-ст-во-вал обы-чай двой-ных имен: од-но имя тай-ное, да-ва-лось при ро-ж-де-нии, а дру-гое имя бы-ло мир-ским.

Вос-пи-та-ние ре-бен-ка рас-смат-ри-ва-лось как про-цесс его взрос-ле-ния, ко-то-рый про-хо-дил в не-сколь-ко эта-пов: "мо-ло-дой" - 3-6 лет-нее ди-тя, "ча-до" - 7-12 лет-ний ре-бе-нок, "от-рок" - под-рос-ток 12-15 лет.

Де-ти до 3-4 лет на-хо-ди-лись под опе-кой ма-те-ри. Роль ма-те-ри в вос-пи-та-нии на про-тя-же-нии все-го пе-рио-да дет-ст-ва бы-ла весь-ма важ-ной. Вот от-че-го всту-пив-ше-го во взрос-лую жизнь че-ло-ве-ка на-зы-ва-ли "ма-тё-рым", то есть вос-пи-тан-ным ма-те-рью.

А как рань-ше рус-ские жен-щи-ны но-си-ли ре-бен-ка?

Рассказывает Екатерина Полянская:

Как показывала мне прабабушка из Смоленской области: методы ношения детей в подоле (переднике).

(с) photo by Татьяна Тактаева

Исходная:
Перед

На бедре:

Колыбелька:

За спиной:

На груди:

Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года.

Екатерина Полянская.

Все эти 3-4 го-да, что ре-бе-нок был ря-дом с ма-те-рью, он пре-ж-де все-го ока-зы-вал по-силь-ную по-мощь имен-но ей. С пя-то-го го-да жиз-ни ре-бе-нок на-чи-нал ак-тив-но при-вле-кать-ся к муж-ским или к жен-ским хо-зяй-ст-вен-ным де-лам, его по-свя-ща-ли в мир ска-зок ле-генд.

С се-ми-лет-не-го воз-рас-та и до 14-15 лет ре-бе-нок счи-тал-ся от-ро-ком. По ис-те-че-нию сро-ка от-ро-че-ст-ва де-воч-ки ос-та-ва-лись под при-смот-ром ма-те-ри и про-дол-жа-ли учить-ся ве-де-нию до-маш-не-го хо-зяй-ст-ва. Маль-чи-ки по-па-да-ли под опе-ку от-ца и обу-ча-лись муж-ским за-ня-ти-ям. Де-ти дру-жин-ни-ков, на-при-мер, учи-лись рат-но-му де-лу и уже с 12-лет-не-го воз-рас-та жи-ли в осо-бых до-мах - грид-ни-цах, где по-зна-ва-ли во-ен-ное ре-мес-ло.

Ко-гда маль-чик на-чи-нал ста-но-вит-ься юно-шей, а де-воч-ка - де-вуш-кой, их ста-тус в се-мье ме-нял-ся. Они пе-ре-хо-ди-ли в раз-ряд мо-ло-де-жи, бу-ду-щих же-ни-хов и не-вест, го-то-вых к се-мей-ной жиз-ни и про-дол-же-нию ро-да. Этот пе-ре-ход оз-на-ме-но-вы-вал-ся ри-туа-лом ини-циа-ции, сво-его ро-да эк-за-ме-ном на ду-хов-ную и фи-зи-че-скую зре-лость. Суть ри-туа-ла за-клю-ча-лась в сво-его ро-да «смер-ти» с по-сле-дую-щим «воз-ро-ж-де-ни-ем». «За-но-во ро-ж-ден-ный» ре-бе-нок по-лу-чал но-вое имя (ча-ще все-го это бы-ло пер-вое на-ре-че-ние име-ни), взрос-лую оде-ж-ду: юно-ши но-си-ли муж-ские шта-ны, а де-вуш-ки с это-го вре-ме-ни оде-ва-ли по-не-вы, род юбок из клет-ча-то-го по-лот-на, ко-то-рые но-си-ли на поя-ске по-верх ру-ба-хи. С то-го мо-мен-та как де-вуш-ка ме-ня-ла свою преж-нюю дет-скую оде-ж-ду на взрос-лую, ее мож-но бы-ло сва-тать. Так и на-чи-на-лась взрос-лая жизнь.

Особая Благодарность Екатерине Полянской за предоставленные материалы.

По материалам сайтов:
www.eduhmao.ru
www.westnik.com
www.swarog.ru
www.webboard.ru

Фотобанк Лори

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Фотобанк Лори

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Фотобанк Лори

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Фотобанк Лори

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Фотобанк Лори

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания - неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" - форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало "кумовство" - выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика - как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек - как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса - это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча - это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Четыре сыночка и лапочка-дочка: как раньше воспитывали девочек в России?

«Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай», — так гласит пословица. Во все времена в России воспитанию дочерей уделяли особое внимание, ведь дочь отдавали в чужой дом, а, значит, нужно было взрастить чадо так, чтобы потом стыдно не было. Расскажем как в России воспитывали дочерей, и чем отличались девицы дворян от крестьянских.

Воспитание по «Домострою»

Воспитание дочерей в крестьянских семьях и воспитание в семьях богатых дворян отличалось. Конечно, главной задачей родителей было удачно выдать свое дитятко замуж, а там уж и гора с плеч. Но чтобы составить удачную партию, дочь нужно было воспитать красивой, скромной, религиозной, а, главное, целомудренной. В знаменитом «Домострое», своеобразном сборнике правил жизни XVI века, об этом пишется так: «Если дочь у тебя — и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдашь дочь свою беспорочной, словно великое дело свершишь, в любом собрании будешь гордиться, из-за нее никогда не страдая». Конечно, удавалось это не всегда: крестьянки охотно заводили интрижки с господами, а господские дочери с радостью сбегали с усатыми офицерами.

Курсы молодой хозяйки на дому

В крестьянской семье важно было воспитать дочь хорошей хозяйкой. Девочек с детства приучали вести хозяйство — мать показывала, как нужно готовить, как избу убирать, как одежду штопать. Обучали девочек и рукоделию, например, шитью, вышивке и вязанию. В крестьянских семьях это было особенно важно, ведь зачастую девочкам приходилось самим готовить себе часть приданного. А хорошее приданное напрямую связывалось с хорошим браком. Когда мать уходила в поле, на плечи дочерей ложилась забота о младших детях в семье, так что к воспитанию своих детей девочки готовились с малолетства. В школу девочки ходили редко. Они могли закончить 2−3 класса земской или церковно-приходской школы, а затем возвращались домой работать. В конце XIX- начале XX века в бедняцких семьях часто отправляли детей на заработки в город: девочки 13−14 лет уходили в няньки или нанимались прислугой.

Алексей Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием».

Расти коса до пояса

Каждый этап в жизни девочки был напрямую связан с каким-нибудь обрядом. Например, все детство девочке заплетали одну трехлучевую косу, которая символизировала объединение жизненных сил. Располагалась такая коса строго вдоль позвоночника, ведь крестьяне считали, что таким образом жизненные силы от волос переходят в тело, готовя девушку к будущему материнству. Когда девочку выдавали замуж, ей заплетали две косы. Так ее жизненная сила теперь была направленная не только на нее саму, но и на ее будущего ребенка.

Владимир Маковский «Крестьянские девочки».

Вскакивание в поневу

Когда девушка была готова «на выданье», она проходила интересный обряд «вскакивания в поневу» (так называлась юбка из шерстяного полотна, которую носили женщины на Руси). Представьте себе: вам 15, вы девушка, привыкшая всю свою пока недолгую жизнь носить только длинную полотняную рубаху. И тут ваша семья понимает, что вас пора сватать. Ваши действия? Вы залезаете на лавку и начинаете разгуливать по ней из стороны в сторону. Следом за вами ходит мать с поневой в руках и приговаривает: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое!» По традиции вы должны рассердиться и отвечать: «Захочу — вскочу, не захочу — не вскочу!» Потом, конечно, игры кончались, приходилось надевать поневу, встречать сватов и выходить замуж.

Крестьянские девушки в праздничных костюмах, Архангельская губерния, фото начала XX века


Она по-русски знала плохо…

У аристократов-дворян к концу XVIII- началу XIX века сложилась традиция домашнего воспитания дочерей. Няньку-кормилицу сменяла француженка-гувернантка и сонм учителей. Кроме непременного французского языка и игре на фортепиано девочку обучали танцам, рукоделию и иногда наукам. В почете были русская и всеобщая история, география, русский язык, литература, мифология и математика. В дополнение к французскому, на котором дворянские девушки иногда изъяснялись лучше, чем на русском (вспомним Татьяну из пушкинского «Евгения Онегина), шли немецкий и английский языки. Так, например, княжна Мери из «Героя нашего времени» Лермонтова читала Байрона в оригинале. Образованная подобным образом девушка могла быть прекрасной женой — организовать свой салон, вести приятную беседу, усладить слух не всегда, правда, удачной, игрой на фортепиано. Особо талантливые девицы обучались живописи, чем и развлекались потом в замужестве.
В 1764 году по указу Екатерины II был основан первый в России Институт благородных девиц в Петербурге. Первоначально девицы из дворянских семей поступали сюда в шестилетнем возрасте и возвращались в 18. Они изучали различные науки, иностранные языки, музыку, танцы и домоводство. В 1848 году даже был открыт двухгодичный педагогический класс для учительниц.


Первый бал

Конечно, далеко не всегда девочки отдавались на попечение гувернанток и учителей. Иногда родители сами занимались образованием своих дочерей. Чаще всего, мать занималась с дочерью рукоделием и искусством, а отец — науками. Кроме того, в детстве девочки часто воспитывались в деревне, где со сказками няни и детскими играми впитывали родную русскую культуру. Немного повзрослевшую девочку привозили в город, где к 16−17 годам ее начинали «вывозить». Это означало, что девушка впервые приезжала на бал в полном вечернем туалете, начинала завоевывать положение в свете и внимание будущих женихов.

Первый бал Наташи Ростовой, фильм «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук

Праславяне, жившие родовыми общинами, воспитывали детей трудом. Малыши уже с 4 лет участвовали в полезных делах, обучаясь мастерству у старших. Играть детям тоже дозволялось, но забавы были вовсе не бессмысленными, они направлялись на выработку нужных навыков - развитие мелкой моторики, ловкости, выносливости. Во время игр малыши ухаживали за игрушечными животными, охотились за воображаемыми зверями, ткали, собирали фрукты и орехи для пользы всего сообщества.

В 7 лет девочек и мальчиков разделяли. Будущих женщин обучали ведению хозяйства, собирательству. Важным аспектом воспитания оставался уход за младшими сестрами, братьями и другими родственниками.

В дохристианскую эпоху на Руси детей воспитывали общественно полезным трудом.

Мальчикам предстояло учиться ратному делу, производству орудий труда, охоте. Они жили и учились на мужской территории. Позднее, когда на смену общинному укладу быта пришла семья, сыновей племенной знати по достижению 7 лет селили к ремесленнику, делу которого планировали обучить ребенка. Это явление называлось кормительство или аталычество.

Вместо учебников детям служили произведения фольклора, передававшие ценности общества - это почтение к старшим, стремление помогать сородичу, уважение и бережное отношение к природе. Личные интересы подчинялись интересам общины. Педагогический подход был довольно строгим, похвала и потакание капризам считались вредными.

Письму детей учили в языческих святилищах. Предкам славян была известна пиктографическая система письма - схемы и рисунки.

В 14 лет подростки проходили инициацию. Чтобы мальчика начали считать полноправным членом общины, ему предстояло убить дикого зверя, переплыть реку, развести огонь в сырую погоду и перечислить несколько поколений предков. Последнее испытание считалось особенно важным. Юнец, не знающий предков, мог быть изгнан из общины.

Древний Египет — цивилизация, уважающая детство

В Древнем Египте дети знати учились в школах, расположенных при храмах. Такие учебные заведения функционировали еще в 3 тысячелетии до Рождества Христова, принимались малыши с 5-летнего возраста, продолжительность курса составляла 12 лет.


Перед тем, как ученикам разрешали писать на папирусе, они много тренировались на дощечках и черепках.

Ученикам преподавали астрономию, геометрию, историю, музыку. Особенно трудоемким было обучение чтению - детям следовало запомнить более 700 иероглифов, каждый из которых можно было писать двумя способами - беглым и классическим. Это нужно было усвоить и уметь применять.

В школах учились преимущественно мальчики, девочек, как правило, воспитывали матери дома, подготавливая к управлению хозяйством и взращиванию детей. Но учиться в школе девочкам не запрещалось - Древнеегипетское государство известно уважительным отношением к женщинам в сравнении с другими древними цивилизациями.

Детей из простых семей грамоте обучали редко. Им предстояло перенять мастерство родителей или какого-либо ремесленника.

Важную роль в воспитании занимала мораль. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались выполнить все предписания жрецов и фараона. Праведность позволяла надеяться на благополучный исход посмертного суда Осириса. Отношение к детям в Древнем Египте следует выделить на фоне других цивилизаций тех времен, здесь к подрастающему поколению относились наиболее бережно и уважительно. В число педагогических задач также входила защита детей от психологических травм.

Древний Иран — за непослушание ребенка могли казнить

Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок - неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.


В Древнем Иране была не только начальная школа, но и высшее образование

Детей обучали не только грамоте и религиозным обрядам, но также езде верхом, стрельбе из лука. Важной воспитательной задачей было научить ребенка говорить всегда правду. Считалось, что сын должен вырасти патриотом, воином и мудрым человеком. В Древнем Иране очень трепетно относились к знаниям, считая их подарком богов.

Здесь существовало высшее образование, в частности действовала Академия Джунди Шопур, где учили военному делу, астрономии, медицине.

Древняя Греция — гармония ума и тела

Греки стали основоположниками 3-ступенчатой системы образования. Структурный подход позволил достичь высоких результатов, а именно - величия философской мысли, разностороннего развития, успехов в ораторском искусстве. Первая ступень обучения предлагала базовые знания - счет, письмо, чтение. На этом этапе заканчивалось образование детей бедняков. Вторая ступень предполагала чтение признанных поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень основывалась на риторике, философии и праве. Также уделяли значительное внимание музыке. Данная наука, по мнению греков, облагораживала и возвышала.


Гомер, древнегреческий поэт, произведения которого выполняли роль священных книг

Наравне с интеллектуальным развитием личности имело значение и состояние тела. В Афинах появилась первая гимназия - учебное заведение, которое специализировалось на развитии силы и ловкости. Здесь тренировались метать диск, копье. Важными предметами также были бег, прыжки, борьба. Хорошая физическая форма, развитая мускулатура, выносливость считались проявлением сильной воли.

Древнегреческая педагогика имела в основе соревновательный принцип - ученики постоянно состязались в танцах, гимнастике, ораторском искусстве, совершенствуя свои навыки.

Физические наказания были обычным делом. Даже среди девочек Спарты было принято гордиться следами от розог. Подростки, у которых не было шрамов, высмеивались сверстниками, получали прозвище неженок.


Картина Э.Дега «Юные спартанцы».

В Древнем Китае практиковали индивидуальный подход

В Китае образование стало общедоступным благодаря деятельности великого мыслителя Конфуция. Древний философ разработал уникальную систему обучения, конфуцианство, которая при его жизни была лишь одним из множества направлений. Позже конфуцианство возымело значение государственной идеологии.

Китайские дети начинали учиться в 7 лет, срок окончания не устанавливался. Процесс считался завершенным, когда наступало торжество «света знаний над тьмой невежества». В китайской цивилизации одобрялся индивидуальный подход.


В древнекитайском обществе талант и трудолюбие важнее происхождения.

Изучали такие предметы, как история, мораль, арифметика, музыка, военное дело. Также преподавались естественные и точные науки. В Древнем Китае была и высшая школа. Прообразом современных университетов стало императорское учебное заведение Тайсюэ, это учреждение было самым грандиозным в древнем мире.

Авторитет и социальное положение учителя в китайском обществе были чрезвычайно высокими. Начиналось обучение с ритуала, когда ребенок дарил педагогу бамбуковую палку, которая символизировала дисциплину и физические наказания. Она могла ни разу не пойти в ход, но к послушанию и трудолюбию требования выставлялись очень высокие.

В основе конфуцианства лежит уважение к личности и мораль. К основным принципам относятся: осмысленное получение знаний, способность делать собственные выводы. В китайском обществе считали, что престижные посты в государстве должны занимать те, кто обладает талантом, а не высоким рангом.

Конкурсный отбор на государственные должности осуществлялся по результатам экзаменов. Дети аристократов должны были усердно учиться и прилагать все усилия, чтобы доказать, что достойны служить государству. Занять престижные посты могли талантливые молодые люди более низкого происхождения. Это явление было беспрецедентным в древнем мире.

Именно китайские школьники стали первыми писать на бумаге, в то время как представители других цивилизаций использовали глиняные или восковые дощечки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх