Зарядка ребенок в 4 месяца. Четвертый месяц жизни — физические упражнения

У ребенка в 4 месяца уравновешиваются сгибатели и разгибатели нижних конечностей, поэтому 4-месячному грудничку вводят в массажную процедуру пассивные движения ножек.

Передние шейные мышцы детей в 4 месяца укрепляются за счет упражнений на основе пищевого рефлекса. При этом малыш поднимает и поворачивает голову. В массаж ребенку вводят упражнения на изменение положения тела в положение — сидя из положения — лежа, поддерживая за ручки.

При выполнении упражнений поддерживают ритм движений, проговаривая вслух: раз, два, три, четыре. Ребенку в четыре месяца в обязательном порядке выполняют массаж ног, стоп, спины и живота. Если позволяет время можно сделать массаж верхних конечностей, или сделать его позднее.

Детский массаж с упражнениями в 4 месяца выполняют в определенной последовательности. Проводят:

  • движения руками: обхватывающие и пассивные скрестные перед грудью;
  • массажные движения на ножках;
  • упражнения по имитации велосипедных движений, «скользящие шаги» по столу;
  • поворот вправо со спины на живот;
  • все приемы массажных движений на спине;
  • рефлекторные движения: «парение» лежа на животе;
  • поворот обратно на спинку;
  • поглаживающие движения живота по стрелке часов (по ходу движения пищи в кишечнике) и по ходу косых мышц живота;
  • приподнимание верхней части туловища, поддерживая за отведенные в сторону руки;
  • массаж стоп, используя рефлекторное движение;
  • «бокс» ручками (сгибание и разгибание);
  • сгибание-разгибание ножек по отдельности и вместе;
  • рефлекторное «парение» на спине;
  • массаж грудной клетки, акцентируя на межреберные промежутки;
  • поворот влево со спины на живот.

Массажный комплекс с гимнастикой развивает детей этого возраста и закрепляет физические умения. Ребенку уменьшают пассивные движения и стимулируют активные с нарастанием повторений. Поочередно малыши должны учиться выполнять упражнения, что включают разные группы мышц.

Массируя ребенка, включают разработку конечностей. В этом время у детей тренируют захватывание и удерживание колец, палочек, погремушек и др.

Техника массажа

У детей к 5-му месяцу могут проявляться в ножках только остаточные явления гипертонуса. Поэтому добавляют спиралевидное растирание ручек снизу вверх и добавляют пассивные движения. На ножках его выполняют от стопы, захватывая голень и бедро и поглаживая сгибатели с гипертонусом.

В этом возрасте новые движения для массажа ног– валяния и пощипывания. Укладывают ладони рук на бедро с внешней и внутренней стороны. По часовой стрелке смещают мышцы, затем потряхивают туда-обратно между руками конечность – валяют.

Далее следует щипцеобразное разминание большим и указательным пальцем одной руки, другой рукой поддерживают ножку за голень. Детский массаж стоп проводят растираниями и разминаниями. Затем сгибают и разгибают в суставах по 5 раз. Затем поколачивают по ним указательным пальцем.

Руки поглаживают и растирают кольцеобразно, затем встряхивают, поглаживают от кисти к плечевому суставу.

Детский массаж живота в 4 месяца проводят двумя пальцами по стрелке часов. Живот поглаживают по косым мышцам и по кругу, выполняют пиление прямых мышц и пощипывания вокруг пупка.


Детский массаж груди проводят поглаживаниями от центральной линии грудной клетки в сторону подмышек в направлении ребер. Затем следует вибрация с помощью упражнений-встряхиваний ручек, затем подъемы ручек, массаж ладошек, игра «Сорока-ворона», «Ладушки».

При вкладывании пальцев в ладошки малышу, руками совершают скрещивания, подъемы вверх-вниз, разведения в стороны в энергичном ритме под веселую мелодию или песенку.

Детский массаж спины и ягодиц начинают с поглаживаний в 4 месяца, затем продолжают разминанием ягодиц, щипцеобразным разминанием продольных мышц спины от ягодиц к 7-му шейному позвонку вдоль позвоночника и обратно. Затем поглаживания и легкие поколачивания, снова поглаживания, переворот на живот.

Ребенку растирают ягодицы спиралевидными движениями и делают поворот малыша. При этом слегка потягивают руку в сторону. Малыш уже в состоянии сам себе помочь. Дети обычно подтягивают голову и плечи и закидывают ножку для поворота в сторону. При оказании помощи ребенку во время поворота, необходимо просто поглаживать грудь пальцами сбоку одной рукой и снаружи бедро второй рукой.

Детский массаж к пятому месяцу выполняют поглаживаниями, растираниями, легкими разминаниями, встряхиваниями, щипцеобразным разминанием, пощипыванием, валянием и легким поколачиванием.

Малыши уже достаточно подвижны, хорошо держат голову, в положении на животе могут опираться на вытянутые ручки. При поддержке ребенка под мышками, он может хорошо упереться выпрямленными конечностями о стол или пол.

Малыш пытается сесть, но ему пока еще рано садиться во избежание искривления осанки. Неокрепшему и слишком подвижному позвоночнику рано еще удерживать вертикальное положение. В специальном кресле малыша можно устроить полулежа.

Для упражнения «Полет» кроху укладывают на ладони мамы животиком. Ножки при этом упираются в мамину грудь. Малыш будет прогибать спинку, и держать голову. Упражнение выполняется для укрепления мышц спины и живота.

Для развития координации движений и укрепления мышц ребенку, продолжают с ним упражнения на большом мяче – фитболе. Вначале ребенок лежит животом на мяче. Покачиваниями развивают вестибулярный аппарат. Малыша необходимо придерживать за спинку, животик или ножки для исключения травмы.

Массаж ребенку 4 месяца — видео

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.

2. Воспитание навыков изменения положения тела.

3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

– общение с малышом;

– вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;

– плавание и теплые ванны;

– более энергичные приемы массажа;

– активные рефлекторные движения;

– пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

– поглаживание (5–6 раз);

– кольцевые растирания (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (5–6 раз);

– поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

– поглаживание (2–3 раза);

– растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

8. Положение «пловца».

9. Массаж живота:

– круговые поглаживания (2–3 раза);

– встречное поглаживание (2–3 раза);

– поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);

– растирание всей поверхности живота (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание (по 8–10 ударов);

– поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 приема);

– поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

1. Массаж рук

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17.

Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

2. Скрещивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

3. Массаж ног

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.

Рис. 18.

Растирание ног

4. «Скользящие шаги»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

5. Поворот на живот

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

6. Массаж ягодиц и спины

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.

Рис. 19.

Растирание подушечками пальцев

Рис. 20.

Растирание тыльной стороной пальцев

7. Рефлекторное сгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца»

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.

Рис. 21.

Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

9. Массаж живота

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).

Рис. 22.

Круговое растирание

Рис. 23.

Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

10. Подъем туловища и головы из положения на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.

Рис. 24.

Подъем головы и туловища

11. Массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

12. Разгибание и сгибание стоп

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

13. Рефлекторная «ходьба»

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

14. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

15. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

16. Упражнения на мяче

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.

Рис. 25.

Покачивание с опорой стоп

Рис. 26.

Покачивание на спине

Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев

К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.

К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.

Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.

Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.

В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.

Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.

В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.

Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.

Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.

Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».

Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.

Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.

Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.

Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:

– окончательная нормализация тонуса мышц ног;

– воспитание опорной реакции стоп;

– обучение малыша удержанию предметов;

– развитие ритмичности движений.

Для этого нужно использовать:

– ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;

– активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;

– пассивные упражнения;

– соответствующие возрасту игрушки;

– плавание;

– массаж с использованием более интенсивных приемов.

Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.

Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.

Комплекс 3

План занятий

1. Массаж рук:

– поглаживание (по 3–4 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

2. Скрещивание рук (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (по 3–4 раза);

– продольное разминание или валяние (по 2–3 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).

5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).

6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

7. Массаж ягодиц и спины:

– растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза);

– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);

– разминание длинных мышц спины (5–6 раз);

– разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);

– пощипывание или поколачивание ягодичных мышц;

– поглаживание (2–3 раза).

8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).

9. Массаж живота:

– поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза);

– пиление прямых мышц живота (2–3 раза);

– пощипывание пупочной области;

– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание;

– поглаживание (по 2–3 раза);

– разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).

12. Подтанцовывание.

13. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

14. «Парение» на спине.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Ползание.

1. Массаж рук

3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.

2. Скрещивание рук на груди

Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом.

3. Массаж ног

Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3).

Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27).

При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны.

Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.

Рис. 27.

Валяние

Рис. 28.

Продольное разминание

4. «Скользящие шаги»

Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом.

5. Разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом.

Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще.

6. Повороты на живот

В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).

Рис. 29.

Поворот на живот

7. Массаж ягодиц и спины

Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30).

Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.

Рис. 30.

Пиление на спине

Рис. 31.

Разминание спинных мышц

Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).

Рис. 32.

Разминание ягодиц

Рис. 33.

Поколачивание ягодиц

Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.

Рис. 34.

Пощипывание ягодиц

Рис. 35.

Рубление ягодиц

8. «Парение» на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36).

Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.

Рис. 36.

«Парение» на животе

9. Массаж живота

Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.

Рис. 37.

Пощипывания вокруг пупка

10. Приседание с прогибанием позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их.

После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38).

Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой.

Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.

Рис. 38.

Приседание

Рис. 39.

Приседание с прогибанием позвоночника

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.

12. Подтанцовывание

Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию.

13. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам.

14. «Парение» на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).

Рис. 40.

«Парение» на спине

Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»

Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.

Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс».

16. Ползание

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.

Уже достаточно подвижен, он бодрствует до 4-5 часов в сутки. Малыш уже хорошо держит голову, лежа на животе, опирается на вытянутые ручки. Некоторые малыши уже умеют переворачиваться на животик или на бочок.

К 4-м месяцам у ребенка уже ослабевают или полностью исчезают многие рефлексы, малыш начинает сознательно передвигаться. Он поворачивает голову в интересующую его сторону, тянется к игрушкам, у него уже есть любимые погремушки. Этим можно пользоваться при занятии с ребенком гимнастическими упражнениями.

Уже нужно приобретать – большой мяч, на нем можно покачивать малыша на спинке, на животике, это будет развивать его координацию движений, укреплять мышцы. В вертикальном положении с поддержкой подмышки малыш хорошо упирается выпрямленными ножками о твердую поверхность стола или пола. Кроха уже пытается усаживаться, но пока еще ему нельзя сидеть, так как это может отрицательно сказаться на осанке малыша, позвоночник еще неокрепший и слишком подвижный, чтобы поддерживать вертикальное положение. Но вы можете приобрести специальное креслице, в котором малыш будет находиться в положении, полулежа.

В массаже уже кроме поглаживаний, растираний, разминаний и встряхиваний, можно применять такие приемы, как щипцеобразное разминание, пощипывание, валяние, поколачивание. Все движения нужно выполнять осторожно и так, чтобы малышу было приятно, если он закапризничал, прекратите процедуру и просто поиграйте с ним. Нельзя проводить массаж невыспавшемуся, голодному ребенку, пользы от таких занятий не будет.

Массаж ребенка 4 месяца — комплекс упражнений

  1. Массаж ног . К массажу, как для ребенка 3 месяцев добавляем приемы: валяние и пощипывание. Для этого ножку малыша охватываем так, чтобы одна ладонь лежала на внешней, а другая на внутренней стороне бедра, теперь движениями по часовой стрелке выполняйте смещения мышц, делайте это осторожно, но энергично. Такой массаж называется валяние. После этого выполните щипцеобразное разминание ног. Выполняйте это осторожно большим и указательным пальцем правой руки, левой рукой при этом придерживайте ножку ребенку в районе голени. Закончите массаж ног поглаживанием.
  2. Сгибание и разгибание ног . Выполняйте сгибание и разгибание ножек поочередно, можно выполнить упражнение велосипед, когда ножки поочередно сгибаются в коленках и прижимаются к животику. Выполняйте также совместное сгибание ножек. К 4-м месяцам у детей уже проходит тонус мышц-сгибателей ног, и это упражнение не должно вызывать неприятных ощущений у малыша.
  3. Массаж стоп , выполняйте растирание и разминание стопочек малыша. Можно также проделать по 5 сгибаний и разгибаний стопы в суставах. После поглаживаний можно выполнить поколачивание стопочек указательным пальцем.
  4. Массаж рук , после поглаживаний и кольцевого растирания выполняем встряхивание рук. Заканчиваем упражнение опять поглаживанием от кисти к плечу.
  5. Массаж груди . Выполняйте поглаживания от центра грудной клетки к подмышкам в направлении ребер. Затем выполните вибрационные упражнения.
  6. Подъемы рук . Сначала выполните массаж ладошек, можно показать малышу игры «Сорока-ворона», «Ладушки». Затем вложите свои указательный пальцы в ладони ребенка, так чтобы он ухватился за них. Теперь выполните скрещивания рук на груди, затем подъемы и опускания рук вверх и в стороны. Упражнение выполняйте энергично и ритмично, можно параллельно петь малышу веселую песенку или рассказывать потешку, или включить диск с веселыми мелодиями.
  7. Массаж спины и ягодиц . Начните с поглаживаний, затем выполните разминание ягодиц, теперь можно сделать щипцеобразные разминания продольных мышц спины вдоль позвоночника от ягодиц к шее и обратно. После этого выполните еще несколько поглаживаний и приступайте к поколачиванию, закончив процедуру опять поглаживанием.
  8. Перевороты со спины на живот . Помогите малышу повернуться самостоятельно на бочок и перевернуться, для того чтобы заинтересовать кроху используйте его любимую игрушку.
  9. Упражнение «Полет» . Уложите кроху на ладони животом вниз, так чтобы малыш упирался ножками в вашу грудь. Кроха должен хорошо держать головку и прогибать спинку. Это упражнение укрепляет мышцы спины и живота.
  10. Массаж животика . Кроме привычных поглаживаний прямых и косых мышц живота, круговых движений, выполните пиление прямых мышц, а затем пощипывания вокруг пупочного кольца. Эти упражнения будут работать как профилактика пупочной грыжи.
  11. Присаживание . Вложите свои пальцы в кулачки малыша, придерживая его за запястья, разведите ручки в стороны и помогите крохе приподняться в положение сидя. Теперь сведите ручки малыша и проведите указательным пальцем вдоль позвоночника по спинке малыша, он рефлекторно разогнет спину, теперь, придерживая головку крохи, опустите его на спину. Это упражнение укрепляет и развивает мышцы брюшного пресса, шеи и спины.
  12. Покачивания на мяче . Выполните сначала покачивания на животике, а затем на спинке. Упражнения на мяче развивают вестибулярный аппарат малыша. Во время занятий придерживайте малыша за спинку или животик, также фиксируйте другой рукой ножки.

Массаж с элементами гимнастики для ребенка 4 месяцев — видео:

Стремительность роста и развития ребенка до года чрезвычайно высока. Так уж задумала Матушка-Природа – дети проходят этап полной беспомощности и незащищенности максимально скоро. Перешагнув годовалый рубеж, они становятся крепче и сильнее, постепенно приспосабливаясь к житейским перипетиям и премудростям.

Но, пока до первого дня рождения еще далеко, а за плечами всего календарный квартал, стоит разобраться, чем он был или будет богат, что изменил и как отразился на малыше морально и физически.

Из этой статьи вы узнаете:

Все о развитии 3 месячного ребенка

Ваш ненаглядный карапуз в свои три месяца заметно подрос. Ему уже маловаты вещички, прикупленные на первое время, в кроватке он уже не смотрится малюсеньким комочком, приходится подбирать для него подгузники большего размера, да и визуально он стал намного взрослее, чем скажем, недели три-четыре назад.

Усредненные показатели развития ребенка в три месяца следующие:

Вес Мальчики – до 8 кг.; Девочки – до 7,5 кг.
Рост Мальчики – 65,5 см.; Девочки – 64 см.
Окружность головы Мальчики – до 42,9 см.; Девочки – 42 см.
Длительность сна и отдыха Ночной сон длится примерно 10 часов с перерывами на кормления через каждых 3-3,5 часа,а дневной, в количестве от двух до четырех, занимает от 30 минут до 2 часов каждый.
Частота кормлений Не менее 6 раз в день. Количество кормлений по требованию может достигать 10-12 раз в течение дня и 2-4 – в ночное время суток
Суточная норма питания Равняется 1/6 массы тела ребенка. Следовательно, составляет примерно от 682 до 960 мл.
Зрительные способности Дальность зрения составляет более 40 см. Кроха может рассмотреть объекты, величиной от 2 мм. до 60 см.

Способности и умения

Трехмесячный ребятенок необыкновенно мил и забавен. Он не просто лежит в кроватке, хаотично двигаясь и смотря в никуда, а старается по мере своих возможностей контактировать с окружающим миром и людьми.

Он умеет выражать радость, порой, достаточно бурно, улыбается маме и папе всякий раз, как кто-то из них подойдет к кроватке. Подобные явления не только необычайно приятны глазу, но и весьма показательны с точки зрения соответствии нормам психофизического развития маленького человечка.

3-месячный малыш с большой охотой идет на руки к родным. Для этого его тело обрело нужную «жесткость», мышцы – крепость, а головка практически не нуждается в поддержке. Сейчас он видит гораздо больше, чем мог видеть ранее, особенно, его внимание приковывают яркие предметы, осветительные приборы, картины и прочие предметы домового убранства.

Благодаря интенсивному развитию 3 месячного ребенка, он становится изобретательнее и активнее. Лежа в кроватке или манеже скучать ему просто некогда, ведь в положении лежа на спинке, в его распоряжении есть ручки, которые можно долго рассматривать и которыми можно весело размахивать и тянуться к подвесным погремушкам.

Ножки для большинства карапузов также становятся объектом повышенного внимания, и немудрено застать картину, где кроха, как настоящий гимнаст, ловко засовывает их себе в ротик.


Кроме того, в три месяца ребенок:

  • Ни без помощи, но занимает позу лежа на животике, ненадолго отрывая плечики и грудь от твердой поверхности, упираясь на ручки и удерживая голову под углом 90 градусов;
  • Визжит от восторга;
  • Хорошо опирается на стопы, имитирует шаг, если его поставить на ножки;
  • Способен удерживать в своих крохотных ручках небольшие игрушки;
  • Пытается дотянуться до предмета, вызвавшего у него интерес;
  • Живо интересуется звуками и собственными голосовыми возможностями.

Многие родители могут заметить, что у 3 месячных деток, услышавших звук колокольчика, дверной или телефонный звонок, на личиках замирает беззвучный вопрос: «Это что?», «Откуда шум?». Они пытаются найти его источник, поворачивая головку и прислушиваясь.

Музыка также оказывает видимое воздействие на ребенка. Научные наблюдения показывают, что тихие и спокойные мелодии успокаивают его, а громкие и ритмичные, напротив, бодрят. И те, и другие можно прослушивать вместе, и даже подпевать, ведь сейчас малыш учится воспринимать различные внешние раздражители, в том числе и вырабатывает собственный музыкальный вкус.

Что касается управления голосом, то и тут ребенок шагнул далеко вперед. Раньше, он воспроизводит простые односложные протяжные гласные, а к трем месяцам уже способен выдать неожиданную комбинацию рычащих, пищащих и даже гортанных звуков. Эти возможности растут день за днем, чем тешат и дитя, и его многочисленных родственников.


Режим дня

Первые месяцы жизни ребенок проводил большую часть суток во сне, вырываясь из сладких объятий Морфея с целью подкрепиться и освободиться от продуктов переработки полученной ранее пищи. Теперь, дело обстоит иначе – он требует игр, большего количества внимания к себе и знакомства с окружающей средой.

Для этих целей, его биологические часы выделяют определенный промежуток времени для бодрствования, которое, собственно, родителям и стоит направить на гармоничное развитие своего подрастающего 3 месячного малыша.

Режим его дня становится организованнее, слаженнее и четче. Маме становится легче спланировать собственный график, выбрать оптимальное время для прогулки на свежем воздухе, а также для выполнения домашних обязанностей.

Малыши в этом возрасте, как правило, просыпаются в одно и то же время, затем завтракают, активничают, после чего у них проявляется усталость и готовность сладко заснуть. Далее снова бодрость, полдник и сон, и так до самого вечера.

Что касается ночи, то 3 месячные детки способны беспробудно спать до 6 часов подряд, затем просыпаются, требуют молочка/смеси и снова поддаются привычному биологическому ритму.


Правда, не каждый родитель может похвастаться тем, что его 3-х месячный кроха дает хорошо выспаться ночью, ведь борьбу с ненавистными коликами никто не отменял, ровно как и его желание побыть рядом с мамочкой, несмотря на ее усталость.

Лучшим способом успокоить расшумевшегося в ночной тиши малыша является прикладывание его к груди, которое может повторяться от 2 до 4 раз за ночь. Когда частота «перекусов» становится непосильной для измотанной мамочки, практикуется совместный сон с ребенком.

Противники этого метода заявляют о неизбежных проблемах в будущем, хотя проблемы настоящего порой являются более весомыми. На этот счет существует мнение, что лучше выспавшаяся и бодрая мама, проспавшая рядом с малышом, чем злая и усталая, прометавшаяся полночи от кроватки до собственной постели.

Наблюдения показывают, что один только запах грудного молока, который чувствуют детки, провоцирует у них аппетит, так что вполне возможно, что папа сможет уложить свое чадо намного скорее, чем это сделает его любимая мамочка.

Гимнастика и совместные развивающие занятия

Программа развития 3 месячного ребенка должна включать в себя оздоровительную гимнастику и совместные занятия и игры. С их помощью, малыш познает мир, получает жизненно-важные знания и навыки, тренирует мыслительные процессы и получает необходимую эмоциональную и физическую нагрузку.

Начнем с игр

Развлечь ребенка и простимулировать его зрительную, слуховую, тактильную и двигательную активность можно с помощью:

  • Наблюдения за домашними питомцами;
  • Прослушивания потешек, музыки и сказок;
  • Взаимодействия с разнокалиберными и разнотекстурными игрушками, подвешенными на веревочке или предоставленными прямо в руки;
  • Изучения сложных игрушек с подвижными элементами;
  • «Живого» общения с мамой, корчащей смешные гримасы и выдающей интересные звуки.

Дополнить этот список можно множеством других идей. Достаточно подключить фантазию и воплотить задуманное в реальности. Трехмесячный карапуз впитывает любую поданную информацию, как губка, чем грех не воспользоваться.


Теперь о гимнастике

Посильная физическая нагрузка необходима ребенку не меньше, чем хорошее питание. Потому, подготовьте безопасное место для упражнений (используйте коврики и покрывала) и принимайтесь за дело:

  • Тренируйтесь переворачиваться и перекатываться со спины на бочек, затем на животик и обратно;
  • Аккуратно подтягивайте кроху к себе за ручки, возвращая его в исходное положение;
  • Развивайте моторику рук;
  • Выкладывайте ребенка на животик;
  • В положении лежа на животе, предоставляйте ножкам опору, так, чтобы кроха пытался оттолкнуться от нее (так начинается освоение науки ползания);
  • Провоцируйте кроху к достижению намеченной цели (для этого раскладывайте на расстоянии 30-50 см. от него разнообразные манящие игрушки, к которым необходимо добраться);
  • Выполняйте «парящие упражнения», только аккуратно (те самые, что вызывают опаску у старшего поколения, но при этом тренирующие вестибулярный аппарат ребенка);
  • Разгоняйте кровь по телу.

Упражнения

Последний пункт можно реализовать путем выполнения простых физических и массажных упражнений, в том числе занятий на фитболе:

  • «Велосипед». Круговые движения тазобедренных суставов при согнутных ножках в коленях;
  • «Бабочка». Махи выпрямленными руками вверх-вниз, в стороны и перед собой;
  • «Боксер». Сгибание-разгибание рук в локтевом суставе, напоминающие боксерские удары;
  • Полуповороты. Повороты туловища малыша, лежащего на спине на бочок с фиксацией голени и бедер;
  • «Хват». Яркая игрушка, находящаяся на расстоянии руки от ребенка, провоцирует желание ее ухватить;
  • «Покачивания». Ребенок укладывается на мяч (диаметром от 50 см., чуть приспущенный) на животик/на спинку/на бочек, мама поддерживает его за ножки в области икроножных мышц (не за голеностопный сустав!), придерживая спинку, выполняя при этом покачивающие движения во все стороны с легким нажимом на тело (прекрасная профилактика колик).

В возрасте от 4 до 6 месяцев у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Важно знать!

В 4-4,5 месяца продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Например, каждое упражнение сопровождайте счетом. Ребенок почувствует ритм. Или просто включите ритмическую музыку.
. Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться . Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка , так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком , выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики с малышом 4-6 месячного возраста

Массаж ног

И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног.
. Последовательно и нежно поглаживайте кроху по всей длине ноги, сделайте это 3 или 4 раза.
. Плавно перейдите к кольцевому растиранию. Захватите большими и указательными пальцами ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать нельзя. Перейдите к растиранию мышц бедра. Повтор 6 раз. Закончите упражнение поглаживанием.
. Новый метод массажа - валяние.
Ваши ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Этот метод заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, в направлении по часовой стрелке.
Повтор 3 раза.
. После валяния приступите к щипцеобразному разминанию нижних конечностей. Положите ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживайте ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки захватывайте наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Заканчивайте процедуру несколькими поглаживаниями.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног.
Захватите верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы Ваши большие пальцы находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности (как на рис.).
Поочередно и плавно сгибайте и разгибайте ноги. Затем сделайте это одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Согнутыми ногами малыш должен касаться живота.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

И. п. — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы.
. Массаж стоп начинайте с поглаживания.
. Затем сделайте 5-6 растираний.
. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз).
. Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями.

Данное упражнение нужно проводить на обеих ногах.

Массаж рук

И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук.
. В начале процедуры выполните несколько легких поглаживаний.
. Затем плавно переходите к кольцевому растиранию (повтор 6 раз).
. Процедуру закончите легкими поглаживаниями.

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц грудной клетки.
. Начните упражнение с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам.
. Затем сделайте 3 поглаживания по межреберным промежуткам.
. Приступите к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза.
. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.

Круговые движения руками

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.

Скрещивание рук на груди

И. п.: лежа на спине.
Вложить большие пальцы в ладошки ребенка и сожмите его кулачки. Разведите руки ребенка в стороны и скрестить их на груди.
Положение рук следует чередовать:
сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая.
Делайте движения ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Повтор 7 раз.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.
. В начале процедуры сделайте несколько поглаживающих движений.
. После поглаживания следует приступить к растиранию кончиками пальцев спины и ягодиц ребенка (2-3 раза).
. Опять сделайте несколько поглаживаний.
. Приступите к щипцеобразному разминанию (описано выше - 6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.
. В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Осторожно ударяйте по ягодицам ребенка подушечками пальцев.
. Сделайте еще несколько поглаживающих движений.

Поворот со спинки на живот и обратно

И. п.: лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от крохи положите его любимую игрушку и ласково попросите повернуться в ее сторону. После этого осторожно помогите малышу перевернуться на живот.
Повтор по 3 раза в каждую сторону.

“Полет” на животе

И. п.: лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата.
Уложите ребенка на Ваши ладони животом вниз так, чтобы Ваши большие пальцы находились сбоку на нижних ребрах. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в Вашу грудь. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто (см. рис.). Теперь можете «полетать» с ним по комнате.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
. Начните процедуру с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Повтор 3 раза.
. После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
. По окончании поглаживания приступите к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
. После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота.
. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями. Это пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи (как на рис.).

Присаживание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса.
. Вложите в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставьте его сжать кулачки. Остальными пальцами поддерживайте кроху за запястья.
. Разведите руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты.
. Поднимите руки ребенка вверх, соедините их вверху и задержите в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (как на рис.).
. Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.

Покачивание на мяче

И. п.: лежа на животе.
Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — яркий большой надувной мяч.
. Уложите малыша на мяч вниз животом. Чтобы он принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.
. После этого ребенка можно перевернуть на спину, вновь положить на мяч и несколько раз покачать (см. рис.).
Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал, поддерживайте его одной рукой за спину или живот.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх