Составление рассказов по картине с подготовительной. НОД «Овладение нормами речи» в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей

№ 21 «Искорка» г.Бердск

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Подготовила и провела:

Ефанова С.Ю.

2015 г.

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

Ход организационной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лунтика, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лунтику? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

2. Основной этап

Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

Что изменилось на картинке?

Что задумал сделать заяц?

Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку .

В каком настроении находится заяц? Почему?

Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3.Физкультминутка « Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребта, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лунтику и он сможет победить на конкурсе.

Давайте еще поиграем.

4. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) .
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь) .
  • Зимой снег падает, а весной (тает) .
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде) .
  • Зимой лес спит, а весной (просыпается) .
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко) .
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые) .
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения) .
  • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают) .
  • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
  • Зимой день короткий, а летом (длинный)
  • Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
  • Зимой заяц белый, а летом (серый)

5. Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Лунтик? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «РАБОТА С СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКОЙ»

ПРОВЕЛА ОСИПОВА Г.В. МДОУ ДЕТСКИЙ САД №14 «СОЛНЫШКО» Г.АЛУШТЫ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картинке, пользуясь планом. Развивать умения употреблять в речи прилагательные. Продолжать учить самостоятельно давать название картины. Воспитывать желание стать школьником, уважение к учителям.

Оборудование: сюжетная картина «В школу» из серии «Времена года»; запись песни «1 сентября»; школьный звонок, тетрадь, учебник, ранец, краски, альбом.

СОД:

Здравствуйте, дети. Приготовьтесь к занятию. Сели ровно.

Посмотрите на стол, какие предметы вы здесь видите, кому нужны эти предметы и для чего? (ответы детей)

О чем эта песня? (ответы детей)

Как вы, думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (ответы детей)

Правильно, о школе. Сегодня продолжим учиться составлять рассказ по картине. Внимательно рассмотрите картину, которая перед вами.

В.: Дети, какое время года изображено на картине?

О.Д.: Осень. Потому что на деревьях и на дорожке, по которой идут дети желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды.

В.: Куда идут дети?

О.Д. : Осенью дети идут в школу.

В.: Почему вы так решили?

О.Д.: Потому что у детей на спине ранцы.

В.: Зачем дети несут в школу цветы?

О.Д.:Дети несут в школу цветы, потому что праздник- день знаний.

В.: Ребята, обратите внимание во что одета девочка, во что одет мальчик?

О.Д. : Мальчик одет в костюм, девочка в белую блузку и юбку. Дети очень нарядные.

А теперь составим план нашего рассказа.

В.: С чего мы начнем рассказ?

О.Д.: Дети идут в школу.

О.Д.: Девочки и мальчики очень нарядные, у них в руках цветы, а на спине ранцы.

В.: О чем подробнее вам хочется сказать в середине рассказа?

О.Д.: Дети идут на праздник, а цветы они подарят учителям.

В.: Как следует закончить рассказ?

О. Д.: Дети рады празднику!

В.: Теперь послушайте мой рассказ:

«Наступил первый осенний день. На деревьях появились желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды. Дети взяли ранцы, цветы и идут в школу на праздник-День Знаний. Девочки и мальчики очень нарядные. Девочка одета в белую блузку и синюю юбку. На мальчике красивый костюм. Цветы они подарят своим учителям. Дети рады празднику».

А теперь вместе придумаем название картине.

Оно должно быть кратким и отражать содержание картины.

В.: Молодцы, все названия подходят для нашей картины, давайте выберем одно из них.

О.Д.: «Школьный праздник»

Динамическая пауза:

«Дошкольникам на память»

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

Сели ровно. Продолжаем работать. Теперь я предлагаю вам самостоятельно составить свой рассказ по плану. Вспомните о чем мы говорили. Начать надо свой рассказ с названия картины. (ответы 3-4 детей)

Молодцы, вы все сегодня постарались, внимательно слушали, ваши рассказы получились интересными.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами школьные принадлежности, я буду называть предмет, а вы говорить для чего этот предмет нужен школьнику. (ручка, карандаш, тетрадь, краски, атлас, глобус и т.д.) (ответы детей)

Молодцы, все справились с заданием. Давайте повторим, что нового мы узнали на занятии? (ответы детей)

Рефлексия: поднимите кружочки того цвета как вы оцениваете свое настроение, свою работу на занятии. Занятие окончено.

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине су­щественное значение имеет понимание особенностей вос­приятия и понимания картин детьми. Эта проблема рас­сматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечает­ся, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматри­вает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском вос­приятии следующие тенденции:

Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

Желание видеть на картинке все существенные при­знаки предмета (неузнавание ракурсных построений и не­удовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии ри­сунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухи­ной, происходит по трем направлениям: изменяется отно­шение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с дей­ствительностью, видеть именно то, что на нем изображе­но; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понима­ние его содержания.

А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ре­бенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания от­дельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; вы­деления деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы вос­приятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Харак­тер ответов зависит также от характера вопросов, определя­ющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - назы­вают совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следова­тельно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно за­держивает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, пре­следует тройную цель: упражнение в наблюдении, разви­тие мышления, воображения, логического суждения и раз­витие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рас­сматривания активизируется и уточняется словарь, раз­вивается диалогическая речь: умение отвечать на вопро­сы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного со­держания картины и одновременно развитие диалогичес­кой речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошиб­ками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафа­ретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Кар­тинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленны­ми на установление связей между частями картины, на по­степенное усложнение. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На

реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводит­ся элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учиты­ваются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины за­висит эффективность последующего обучения детей связ­ным высказываниям. Если содержание картины не вызы­вает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказы­вания по ней.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин - это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины - это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последователь­ности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (ус­ловное название), по определению К. Д. Ушинского, «рас­сказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеян­ное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по карти­не выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется под­готовительный этап, который ставит своей целью обога­тить словарь, активизировать речь детей, научить их рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматри­вать и описывать предметные и сюжетные картины снача­ла по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслитель­ная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар­тины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидакти­ческие игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные карти­ны, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кош­ка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о мето­дике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, после­довательно рассказывать о содержании картины с помо­щью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В про­цессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Мож­но прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, сво­ей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рису­нок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвер­того года жизни становится возможным переходить к са­мостоятельным высказываниям детей. Как правило, они по­чти полностью воспроизводят образец рассказа воспитате­ля с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и ло­шадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок боль­шой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассмат­ривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и пред­лагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно из­лагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению пред­ложений и соединению их друг с другом, отбору необхо­димой лексики. Образец должен быть достаточно корот­ким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при нали­чии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказыва­ния детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяют­ся начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения моно­логической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конст­рукции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Описанию и сравнению предметных картин;

Описанию сюжетных картин;

Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного

просмотра картин, уточняющего основные моменты сю­жета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последователь­ности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается об­разец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведе­ния, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается од­ного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детс­ких рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зим­ние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказы­вания способствует развитию умения выстраивать сюжет­ную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выра­жения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:

На доске выставляют набор картинок с заведомо на­рушенной последовательностью. Дети находят ошибку, ис­правляют ее, придумывают название рассказа и содержа­ние по всем картинкам;

Вся серия картинок находится на доске, первая кар­тинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка опи­сывается. В конце дети дают название серии, отбирают са­мое удачное. Такой вариант развивает воображение, уме­ние предвидеть развитие сюжета;

Дети размещают в нужной последовательности не­правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (за­крепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к приду­мыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети дол­жны уметь самостоятельно составлять описания и повество­вания по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо­ванием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель­ности и творчеству. В качестве речевого образца часто ис­пользуется художественное произведение: короткие расска­зы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обога­щается образными выражениями (эпитеты, сравнения, ме­тафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпи­зодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последователь­ности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составле­ние рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько не­обычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям кар­тина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Мар­та»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по кар­тине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к кар­тине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Мо­жет быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспи­татель или дети обобщают детские рассказы в одно пове­ствование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рас­сказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ре­бенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отга­дывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использова­нием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кис­ти мастеров искусства. Методику их рассматривания и опи­сания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны уви­деть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освеще­нии и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюде­ний над явлениями природы помогает детям восприни­мать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рас­сматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей ра­дость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных ху­дожников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Леви­тана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются худож­ники для выражения своего замысла. Предложение мыс­ленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его спо­собствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фрук­тов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

Б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

В) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный, забавный);

Активизация: (морозный, блестящий, скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

Сама бабушка Зима

Его из снега испекла.

Он - необычный колобок,

А колобок – снежный бок.

Он от бабушки ушел

И дорогу к нам нашел.

Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

Объявление темы:

Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

Рассмотрите картину скажите:

Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

Какие деревья вы видите на картине?

(Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

Что делают дети в парке в ясный зимний день?

(Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

Кого вы видите на картине слева?

(Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

Кого вы видите на картине справа?

(Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

Какая снежная баба?

(Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

(Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

Какие еще животные есть на картине?

(На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

(Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут правой ладонью по левой.)

А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

А чем вы расскажите?

(Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

(Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

О ком вы еще расскажите?

(Мы расскажем о птице и щенке.)

Чем закончите рассказ?

(Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.


Астафьева Гузель
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине »

Цель : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине .

Задачи : учить детей рассматривать картину , правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Оборудование : сюжетная картина «Мы дежурим» ; предметные картинки Предварительная работа : игры «Слова-друзья» (подбор синонимов) ; «Что изменилось» , «Четвертый лишний» .

Организационный момент :

Дружат в нашей групппе

Девочки и мальчики. А мы с тобой подружим Маленькие пальчики. 1,2,3,4,5. Начинай считать опять. 1,2.3.4,5. Мы закончили считать.

Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься) .К слову общаться? (разговаривать, беседовать,болтать) .К слову ребята? (детвора, дети)

2. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине . Рассмотрите картину . - Скажите, кого нарисовал художник на картине ? (детей)

Где находятся дети? -Как вы догадались? (воспитатель, цветы, календарь природы, аквариум) .

Что делают дети (поливают,кормят) . Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (трудятся) . А еще? (дежурят) . - А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей (дежурные) .

– Где они дежурят? Как мы можем назвать картину ? - Что у них есть в уголке природы, сравните с нашим уголком.

Расскажите о детях (Маша поливает лейкой цветы) . - Как называется комнатное растение, которое поливает Маша?

Какие еще цветы вы видите на картине ? Назовите их? Расскажите о Наде . Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная) . Какой предмет, изображенный на картине , нам говорит об этом.

Расскажите о Васе . Что он делает? Каких рыб вы видите в аквариуме? Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума ? - А что вы можете сказать об этих детях? Как вы думаете, трудились ли они? Чем они могли помочь воспитателю? О чем они говорят?

Глядя на эту картину , можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы) .

3. Игра «1, 2, 3» Педагог показывает картинки , которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.

4. Динамическая пауза.

На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились, улыбнулись И сказали : «Мы проснулись!»

5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.

6. Педагог обращает внимание детей на картину . Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине . Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети? - О чем нужно рассказывать ? Повторите еще раз. Рассказы детей . Оценка рассказов детьми .

7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх