Детская агрессия: почему ребенок злится? Злобный ребенок.


Жестокость – эта черта характера, которая выражается в грубом отношении к живым существам, стремлении к причинению им боли, получении удовольствия от их страданий. Злость – это эмоциональное состояние личности, которое характеризуется раздражением, гневом, яростью. Это специфическая реакция на определенную жизненную ситуацию, которая препятствует человеку в удовлетворении его потребностей.

Часто малыш из прекрасной, благополучной семьи, любимый, без отклонений в психическом развитии начинает проявлять злость и жестокость по отношению к домашним животным и окружающим его людям. Тогда родители делают вывод, что их ребенок не такой уж добрый, как они думали. Оказывается, что он злой и жестокий: толкает сверстников, отбирает игрушки, пинает ногами кота. Что произошло, почему ваш любимый ребенок стал таким?

Проблема в отсутствии контроля за эмоциями? :

Когда взрослые сталкиваются с детской жестокостью, они теряются. Свойства агрессии и злости присущи каждому человеку. Они необходимы для того, чтобы защитить самого себя и близких людей. Взрослые умеют контролировать собственные эмоции, а ребенок затрудняется это делать самостоятельно. Поэтому он нуждается в помощи близких людей – своих родителей. Они должны помочь ребенку научиться справляться с негативными эмоциями, объяснять принципы поведения в различных жизненных ситуациях.

Жестокость дошкольников отличается от злости и жестокости у более взрослых людей тем, что малыши еще не осознают последствий своих действий. Дети до шести лет не подвержены сильному влиянию компьютерных игр, интернета, телевидения. У них на первый план выходит семья и близкие люди, с которыми он общается.

Проявления детской жестокости:

Малышу доставляет удовольствие проявление жестокости: издевается над животными, интересуется наблюдением за болезненными муками человека, проявляет попытки причинить боль другому человеку

Ребенок демонстрирует немотивированную агрессивность: противоречие решает дракой, агрессивно реагирует на неприятные ему ситуации

Во время игры проявляются ситуации насилия: драки, убийства, битвы

Для поведения ребенка характерно проявление психологического насилия: дразнит, обзывает, унижает, насмехается, оскорбляет. В результате он с наслаждением наблюдает за обидами, слезами его жертв

У малыша отсутствует жалость, сочувствие в ситуациях, когда это является естественным: человеку больно, печально, обидно

Почему у ребенка проявляется жестокость?:

Ребенку свойственно любопытство и непонимание, им трудно различать, где живое, а где игрушечное
для детей характерно подражание поведению родителей
дети компенсируют жестокостью к младшим или животным нанесенные им обиды другими людьми
злостью и жестокостью ребенок привлекает к себе внимание или манипулирует родителями
проявляя жестокость, ребенок выражает свой протест
ребенок своим плохим поведением желает показать себя таким, как все
дети перенимают модель поведения членов семьи
проявляя жестокость и злость, ребенок выбрасывает накопившуюся агрессию
ребенок хочет быть в чьих-то глазах сильным и значимым
использование авторитарного стиля семейного воспитания ребенка
комплекс неполноценности ребенка
просмотры мультсериалов со сценами насилия, фильмов-боевиков
компьютерные игры

Если вы заметили, что ребенок ведет себя жестоко ради получения удовольствия, необходимо обратиться за помощью к таким специалистам: психолог, психиатр, невролог.

Способы предупреждения детской жестокости:

С раннего возраста объясняйте детям правила поведения в социуме
родители должны всегда быть положительным примером для своего ребенка
рассказывайте малышу о необходимости оберегать все живое
объясняйте ребенку о необходимости прощать других за причиненные ему обиды
рассказывайте малышу, что каждый человек имеет свои особенности, но все живут на одной планете и должны проявлять уважение друг к другу
помогайте детям найти занятие по интересам
слушайте вместе детские песни, смотрите добрые мультфильмы, интересные передачи о мире животных, отношениях между детьми
устраивайте дома совместное чтение книг, в которых добро побеждает зло
старайтесь сочувствовать малышу, не забывайте о похвале
поясните ребенку, что злость – это временное чувство. Учите детей, как вести себя в неприятных ситуациях
если вы были свидетелем жестокости, расскажите о ее последствиях для окружающих
поднимайте самооценку ребенка, чаще его поощряйте
проявляйте ласку по отношению к ребенку, хвалите его за хорошие поступки
объясняйте детям, к которым проявлялось насилие, как можно защитить себя
не подавляйте индивидуальность ребенка своей значимостью
не применяйте в целях воспитания физическое насилие по отношению к ребенку
содействуйте успехам вашего ребенка
объясняйте ребенку, что значит быть добрым, как проявлять сочувствие к окружающим
контролируйте просмотры ребенком фильмов, телепередач, компьютерные игры

Как победить жестокость у детей?:

1. не игнорировать проявление детской жестокости
2. выяснять причины жестокого поведения у ребенка
3. негативно оценить жестокий поступок ребенка
4. правильно подбирать способ педагогического наказания за проявленную жестокость: замечания, лишение чего-либо
5. глубоко анализировать стиль взаимоотношений в семье
6. проявлять любовь к ребенку
7. объяснять ребенку причины запретов
8. поощрять проявление положительных качеств малыша
9. давать возможность детям выплеснуть негативные эмоции другими способами: занятия с боксерской грушей, рисование злости, разрывание листов бумаги

Детская жестокость представляет серьезную проблему. Благодаря терпению и вниманию к малышу можно добиться осознания понятий, что такое хорошо, а что - плохо. С раннего возраста нельзя допускать проникновения жестокости в мир вашего малыша.

Если взрослые научат ребенка добру, тогда понятие жестокости полностью исчезнет. Не стоит забывать о том, что проблемы детской жестокости легко решить, если родители изменят свое поведение!


Дети-убийцы, от преступлений которых в жилах стынет кровь:

1. Японская школьница, которая убила свою одноклассницу, называвшую её «паинькой»

1 июня 2004 года 11-летняя школьница, лучше всего известная как «Девочка А» (*), убила свою 12-летнюю одноклассницу, Сатоми Митараи (Satomi Mitarai) в пустом классе во время обеда в средней школе в Японии. При нападении Девочка А перерезала горло и руки Митараи с помощью ножа. Затем она оставила тело Митараи на месте убийства и вернулась в класс в одежде перепачканной кровью. Её учительница обнаружила тело и вызвала полицию.

После того, как её взяли под стражу, Девочка А призналась в совершении преступления говоря, что она и Митараи поссорились в результате сообщений, которыми они обменялись по Интернету. Она утверждала, что Митараи оклеветала её, комментируя по поводу её веса и называя её «паинькой».

15 сентября 2004 года японский суд по семейным делам вынес решение об её институционализации. Она была принудительно отправлена в государственную воспитательную колонию, где провела четыре года.

(*) Настоящее имя убийцы не было открыто прессе в соответствии с японскими правовыми процедурами, запрещающими идентификацию несовершеннолетних правонарушителей.

2. Мальчик, почти достигший подросткового возраста, который убил беременную невесту своего отца из ревности


20 февраля 2009 года 11-летний Джордан Браун (Jordan Brown) убил невесту своего отца по имени Кензи Мэри Хоук (Kenzie Marie Houk), которой было 26 лет, в городе Вампум (Wampum), штат Пенсильвания.

Хоук, находившаяся на 8 месяце беременности, была убита лёжа в постели выстрелом в затылок из дробовика Брауна молодежной модели 0,20 калибра. И она, и её нерожденный сын погибли в результате нападения.

Мальчик провел более трёх лет в исправительном учреждении для несовершеннолетних в городе Эри (Erie), штат Пенсильвания, в то время как суды обсуждали его статус. 13 апреля 2012 года Джордан был признан виновным в делинквентном поведении (эквивалент обвинительного приговора в суде по делам несовершеннолетних) - в смерти Хоук и в смерти её не родившегося ребёнка.

3. Девушка, которая убила свою семью, потому что они не одобряли её парня


22 апреля 2006 года, когда Жасмин Ричардс (Jasmine Richards) было всего 12 лет, она и её парень убили её родителей и младшего брата в их доме в местечке Медисин Хэт (Medicine Hat), Альберта, Канада. Родители Ричардс не одобряли её отношений с 23-летним Джереми Штайнке (Jeremy Steinke).

Штайнке ворвался в дом Ричардс и убил её мать и отца. Затем он приказал ей ударить ножом своего маленького брата. Она ударила мальчика один раз, перед тем как Штайнке взял дело в свои руки и перерезал ему горло.

9 июля 2007 года Ричардс была признана виновной по трём пунктам обвинения в совершении предумышленного убийства. Её приговорили к высшей мере наказания в виде лишения свободы сроком на десять лет. Её приговор учитывал полтора года, которые она уже провела в заключении, за которыми должны были последовать четыре года в психиатрическом учреждении и четыре с половиной года под условным надзором в сообществе. Штайнке был приговорен к трём пожизненным заключениям по каждому из трёх пунктов обвинения в совершении предумышленного убийства. Он будет иметь право на условно-досрочное освобождение после отбывания двадцати пяти лет.

4. Бразильский подросток, который убил своих родителей (сотрудников полиции) и двух других родственников перед совершением самоубийства


Мальчик в Сан-Паулу, Бразилия, был обвинен в убийстве своих родителей, являвшихся сотрудниками полиции, бабушки и двоюродной бабушки, перед тем как он провёл целый день в школе, а затем совершил самоубийство.

Полиция считает, что 13-летний Марсело Пессегини (Marcelo Pesseghini) выстрелил каждой жертве в голову из пистолета 0,40 калибра. 40-летний сержант полиции Луис Марсело Пессегини (Luiz Marcelo Pesseghini), его 36-летняя жена Андрея Регина (Andreia Regina), 65-летняя бабушка Бенедита (Benedita), и 55-летняя двоюродная бабушка Бернадетт (Bernadete) были убиты в постели.

Подростка нашли мёртвым от совершенного им же выстрела в висок. В его левой руке был выданный полицией служебный револьвер его отца. Второй пистолет, револьвер.32 калибра, был найден в рюкзаке подростка, который он взял в школу.

По словам лучшего друга Марсело, подросток сказал, что хотел убить своих родителей и стать наёмным убийцей. По всей видимости, на совершение такого зловещего поступка его вдохновили печально известные убийства из Амитивилля (Amityville killings), причём его убийства обладали рядом леденящих душу сходств с убийствами Дефео (DeFeo) 1974 года. Несмотря на доказательства, некоторые родственники семьи скептически относились к причастности подростка к убийствам.

5. Подвергавшийся насилию 13-летний подросток, который убил своего 2-летнего брата


К сожалению для Кристиана Фернандеса (Cristian Fernandez), его жизнь была отмечена насилием и пренебрежением.

Когда ему было всего два года, Кристиана нашли голым и грязным, блуждающим по улицам Южной Флориды (South Florida). Бабушка, которая должна была заботиться о нём, скрывалась с кокаином в номере мотеля, а его 14-летнюю мать было невозможно отыскать. Само его зачатие привело к осуждению его отца в изнасиловании.

С тех пор жизнь Кристиана всё ухудшалась. Он подвергся сексуальному насилию со стороны двоюродного брата и был избит отчимом, который покончил жизнь самоубийством до прибытия полиции, которая приехала на место для проведения расследования.

В 2011 году 13-летний Кристиан был обвинен в совершении предумышленного убийства после того, как он избил до смерти своего 2-летнего сводного брата. Он был также обвинен в сексуальном надругательстве над своим 5-летним сводным братом.

В августе 2013 года Кристиан согласился на сделку со следствием о признании своей вины, из которой следует, что ему будет вынесен приговор как несовершеннолетнему в непредумышленном убийстве (обвинения в сексуальном насилии были сняты) и он будет оставаться в учреждении для несовершеннолетних, пока ему не исполнится 19 лет.

6. 11-летняя девочка из Великобритании, которая задушила двух маленьких мальчиков


В мае 1968 года Мэри Флора Белл (Mary Flora Bell) задушила четырёхлетнего Мартина Брауна (Martin Brown) в заброшенном доме в Скотсвуде (Scotswood), на окраине центральной части города Ньюкасл-апон-Тайн (Newcastle upon Tyne), Англия.

В июле того же года Мэри Белл и её 13-летняя подруга Норма Джойс Белл (Norma Joyce Bell) (не родственница), задушили и изуродовали 3-летнего Брайана Хоу (Brian Howe).

Изначально, в деле о смерти Брауна был вынесен вердикт, оставляющий вопрос открытым, так как не было никаких доказательств насильственной смерти - несмотря на то, что Белл задушила его, её хватка не была достаточно сильной, чтобы оставить следы.

В конце концов, его смерть была связана с убийством Хоу и в августе 1968 года девочки были обвинены по двум статьям непредумышленного убийства.

Психолог министерства внутренних дел Великобритании сказал в суде, что у Мэри было психопатическое расстройство, в лечении которого она нуждалась. Тем не менее, главный инспектор, который допрашивал Мэри, обнаружил, что она была «очень хитрой и коварной».

Когда был зачитан приговор, Мэри потеряла самообладание. Норма была признана невиновной, а Мэри Белл была признана виновной в непредумышленном убийстве на почве невменяемости.

С момента её освобождения из тюрьмы в 1980 году, личность Мэри была защищена по решению суда, причём защита также распространялась на личность её дочери, родившейся 25 мая 1984 года.

7. Братья, которые убили своего отца, потому что они не хотели быть наказанными за побег из дома


26 ноября 2001 года пожарные мчались на тушение пламени по тихим улицам Кантонмента (Cantonment), небольшой общины, расположенной примерно в 16 километрах к северу от города Пенсакола (Pensacola). Когда они добрались до дома, они ворвались в двери, начали тушить пожар и искать людей, оставшихся в живых.

В одной из комнат они обнаружили мужчину, сидящего на диване, он был мёртвым. Пожарные предположили, что он стал жертвой пожара, но при дальнейшем рассмотрении стало ясно, что он, скорее всего, умер из-за травмы от удара тупым предметом. Его череп был сломан, и половина его лица была вдавлена в череп.

Пострадавший, 40-летний Терри Кинг (Terry King), был убит своими собственными детьми, 12-летним Алексом и 13-летним Дереком. Дерек подождал, пока его отец не заснёт, а затем нанёс ему десять ударов по голове и лицу бейсбольной битой из алюминия. После этого мальчики подожгли дом, чтобы попытаться скрыть убийство.

В то время как Терри был любящим и нежным отцом, он также был довольно строгим. Когда мальчиков опрашивали после убийства, они сказали, что они не подвергались физическому насилию, но Терри заставлял их сидеть в комнате, и смотрел на них в течение длительного периода времени. Оба мальчика считали, что это было психически оскорбительно. Они также заявили, что убили Терри, потому что не хотели быть наказанными за побег из дома.

Обоим мальчикам были предъявлены обвинения в убийстве и их поместили в дисциплинарный исправительный центр для несовершеннолетних. Алекс был освобождён в апреле 2008 года, а Дерек был выпущен в марте 2009 года.

8. Друзья, которые убили своих одноклассников и учителя


24 марта 1998 года два одержимых огнестрельным оружием мальчика, которые были злые из-за того, что на их романтические ухаживания не ответили взаимностью, активировали пожарную сигнализацию в Вестсайдской средней школе (Westside Middle School), чтобы выманить своих одноклассников наружу. Затем 11-летний Эндрю Голден (Andrew Golden) и его 14-летний друг Митчел Джонсон (Mitchell Johnson) начали продолжительный обстрел группы напуганных учеников и учителей из мощных винтовок, убив пятерых и ранив ещё десять человек.

В ночь перед стрельбой, Голден помогал Джонсону загрузить автомобиль марки Dodge Caravan, принадлежавший его матери. Они загрузили в автомобиль оборудование для кемпинга, еду, и несколько видов оружия, в том числе две полуавтоматические винтовки, одну винтовку с продольно-скользящим поворотным затвором и четыре пистолета. Мальчики, видимо, планировали сбежать после убийств, так как в их фургоне была еда, спальные мешки, и аварийно-спасательное снаряжение.

В августе 1998 года оба мальчика были приговорены к тюремному заключению, вплоть до достижения возраста в 21 год, что является максимальным наказанием, предусмотренным для несовершеннолетних в соответствии с законодательством штата Арканзас.

После стрельбы адвокат Митчелла заявил, что в раннем возрасте мальчик подвергался сексуальному насилию со стороны одного из членов семьи, в детском саду, куда он был помещён. За год до стрельбы, Митчелл был обвинен в растлении 3-летней девочки во время посещения юга Миннесоты со своей семьёй. Тем не менее, упоминание об этом случае было исключено из-за его возраста.

Злобными не рождаются.
Способность понимать чувства других людей – жизненно важный навык для сложных детей.
Нарастание негативных чувств:
печаль – обеспокоенность – безразличие - раздражительность- злость.

В детях заложены способности к сопереживанию и милосердию. Если педагоги-психологи не будут развивать эти черты, они станут скрытыми, что даст импульс к развитию злобы и бесчувствия. Учителя должны дать понять детям, что злобные поступки не только обижают,но и имеют негативные последствия. Мало разъяснять детям последствия дурного поведения, но также важно продемонстрировать в качестве воспитательного момента случай недоброго поведения в жизни, в классической литературе, притчах, историях. Педагог растолковывающий последствия "бунтарского" поведения ребенка или группы детей может занять несколько минут, однако это время не будет потрачено зря.поскольку такие беседы - одно из лучших средств воспитания детей.
Главное критиковать грубое поведение, а не ребенка.
Помогите ребенку научиться понимать переживания и чувства того, кого он обидел.
Научите ребенка избегать грубости.
Давайте ребенку возможность исправить сделанное [М.Борба].
Это своеобразная реституция поможет ребенку взять на себя ответственность за осознание проступка и его недопущения.[Реституция - от лат. restitutio - погашение, исправление]
Э. Фуллер пишет, что со сложными детьми гнев, ссоры и крики всегда присутствуют в избытке.
Как иметь дело с гневом.
Люди, дающие волю гневу, быстро теряют друзей. Научить детей сдерживать негативные эмоции – дело не простое. Если вы уступаете своему ребенку всякий раз, когда он сердится, он будет прибегать к гневу, чтобы добиться своего.
У «горячих голов» проявление гнева происходит очень быстро. Они не сдерживаются, но когда вспышка проходит, снова наступает тишь, да благодать. Детям такого типа необходимо научиться контролировать свои импульсы. Им ничего не стоит выйти себя, но как успокоиться, они не знают. Этому можно научить, обсуждая с ребенком чувство гнева. Спросите, из-за чего он испытывает гнев, и предложите альтернативные способы реагирования. Маленьких детей в гневе надо удерживать – осторожно, но последовательно, до тех пор, пока приступ гнева не стихнет.
«Холодные сердца» способны контролировать свои эмоции. Они более расчетливы в том, как преподнести свой гнев. Они словно говорят: «Я подожду, пока не наступит крайне удобный момент для моего гнева». Чем раньше такие дети узнают, что гнев – это не самый подходящий способ привлечь внимания и добиться привилегий, тем лучше. (Еще одно предупреждение для родителей: когда вы решаете твёрдо стоять на своём и не уступать таким детям, они становятся ещё хуже, перед тем как измениться в лучшую сторону).
Нервный срыв или успокоение.
Сложные дети могут очень быстро вывести вас из себя.
Нервный срыв очевиден, когда нет никакой возможности изменить поведение сложного ребенка посредством слов. Напряжение в конфликте достигает такой точки, что рациональное обсуждение становится просто не возможным. Вот некоторые показатели состояния нервного срыва.
Предмет спора меняется хаотично.
Кажется, акцент делается именно на проявление гнева, нежели на решения проблемы.
Любой из вас (вы или ребенок) чувствует себя не надежно.
Возможен акт или угроза физического насилия (как с вашей стороны, так и со стороны ребенка).
При нервном срыве основная цель – сохранить безопасность обеих сторон. Проблемы могут быть решены позже. Заранее планируйте своё поведение. При нервных срывах очень важна ваша позиция, а так же ваше знание о сложном ребенке. Некоторые сложные дети при нервном срыве нуждаются в одиночестве. Оставить их одних и уйти – то есть увеличить физическое расстояние между вами – одна из стратегий. Другие дети наоборот, очень плохо реагируют на одиночество. А есть такие, кто в приступе гнева дает волю кулакам, или будет биться головой о стену, или крушить всё подряд, нанося урон имуществу. Совершенно очевидно, что оставлять без присмотра маленьких детей в состоянии гнева крайне неразумно. Возмутителям спокойствия необходим кто-то рядом, кто может спокойно наблюдать за ними, пока они находятся в состоянии нервного срыва.
Запомните: пока ребенок беснуется, никакие вмешательства не будут эффективными. Цель здесь – обеспечить вашему ребенку (и вам) безопасность, дать ситуации возможность нормализоваться.
Не становитесь на пути разгневанного ребенка, ведь он может пойти на вас штурмом. Это значит, что не надо стоять на пути к двери или к окну. Убедитесь, что ребенок в состоянии нервного срыва имеет достаточно пространства, чтобы не нанеси вам физического вреда.
В такой ситуации чем меньше вы говорите, тем лучше. Если вы вынуждены говорить, то делайте это с твердым спокойствием. Ваша задача – показать ребенку, что вы сможете сохранить его безопасность. Нервный срыв может продолжаться довольно долго. Ни в коем случае нельзя подгонять развитие. Попытка ускорить процесс только растянет продолжительность нервного срыва во времени. Поле нервного срыва сложные дети чувствуют себя обессиленными, поэтому не поддавайтесь искушению обсудить причины, приведшие к нему. Просто побудьте рядом со своим учеником и воспользуйтесь возможностью показать ему, что вы его уважаете(Э. Фуллер. Рожденные бунтовать. «Рипол классик» М. 2010. с. 211-212).

12:03 19.11.2013

Любой родитель рано или поздно сталкивается с проявлениями агрессии у своего ребенка. Многие при этом не знают, как себя вести, как реагировать. Ругать и запрещать эти всплески? Не обращать внимания, надеясь, что «само пройдет»? Попытаемся разобраться...

Нужно выпустить пар

Внезапно возникшая злость у малыша еще не означает, что он агрессивен. Ведь любые наши эмоции — это реакция на внешние воздействия, они позволяют нам регулировать свою жизнь, являются сигналами о том, что происходит. Эмоции нельзя запретить или отменить, они просто есть как данность, они помогают нам добиваться целей, конкурировать, защищать себя или других, быть предприимчивыми, настойчивыми, активными, ощущать свою уверенность и силу.

Специалисты давно заметили: любые попытки эмоцию подавить могут привести к самым неожиданным и нежелательным последствиям. К примеру, если с рождения ребенку запрещать выражать агрессию, говорить ему «Не кричи!», «Не злись!», да еще и наказывать за это, его напряжение возрастает в геометрической прогрессии. Ведь энергия, вызванная эмоцией, при подавлении никуда не исчезает, да еще и тратятся силы на ее сдерживание.

Результат долго ждать себя не заставит. В ответ на упреки родители получат внезапные вспышки детского гнева или плача по, казалось бы, пустячному поводу, аутоагрессию (когда ребенок причиняет вред самому себе) или даже болезнь, так как любая эмоция запускает ряд психофизиологических реакций в организме.

Вот почему так важно предоставить малышу возможность выплеснуть эмоцию, дать ей выход, а не подавлять. А заодно попытаться понять, чем эта вспышка агрессии была вызвана.

Причина и следствие

Специалисты выделяют три основных источника агрессивных импульсов у детей.

Причина первая: чувство страха, тревоги. Уже к первому году жизни у ребенка формируется либо ощущение безопасности окружающего мира, либо чувство тревоги и настороженности, когда любое проявление извне он будет расценивать как потенциальную угрозу. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят непонятными и неожиданными.

Если ребенок ощущает себя нелюбимым и ненужным или любимым, но неискренне, с условием (если ты будешь хорошим мальчиком, доброй девочкой и т. д.), он может ожесточиться, стать замкнутым, неуверенным в себе. Такому мироощущению способствуют также семейные ссоры, непоследовательное поведение родителей (когда они то ласковы к малышу, то холодны), отсутствие их эмоционального контакта с ребенком.

Старайтесь держать себя в руках, не провоцируйте у своего ребенка агрессию. Помните: ваш непослушный ребенок нуждается не в усмирении любой ценой, а прежде всего в понимании его проблем и помощи взрослого.

Причина вторая: столкновение с запретами. Ни один воспитательный процесс невозможен без применения системы запретов и правил. И ребенок, столкнувшись с ними, естественным образом будет злиться, ведь они не позволяют удовлетворить его сиюминутные желания. Но есть вещи, которые делать просто нельзя (играть на проезжей части, трогать горячий утюг, пить пятновыводитель и т. д.) и которые можно делать только со взрослыми (зажигать спички, гулять и т. д.).

Чтобы избежать агрессии со стороны своего чада, стоит подробно объяснять малышу, почему вы запрещаете ему что-то делать, чаще говорить ему о своей любви. При этом требования, предъявляемые ребенку, должны быть разумны, настаивать на их выполнении надо ясно давая понять, чего от него ждут. В зависимости от возраста малыша правила и запреты стоит пересматривать, чтобы не мешать его естественному развитию.

Причина третья: отстаивание своих границ. Малыш рождается абсолютно зависимым существом. Его основная задача — научиться быть самостоятельным, обрести независимость. По мере взросления он будет проходить через так называемые возрастные кризисы, когда процесс обособления происходит наиболее интенсивно и болезненно и для самого ребенка, и для окружающих его взрослых. Это кризисы 1 года, 3, 7 лет, подросткового возраста. В эти периоды дети осваивают новые навыки, обретают себя, поэтому особенно остро реагируют на посягательства на их территорию.

Родителям важно помнить , что дети не их собственность, и предоставить им свободу и самостоятельность. У ребенка должна быть сторона жизни, вторжение в которую взрослых невозможно без его разрешения.

Учимся творить добро

Во всех случаях необходимо, чтобы вы действовали с искренней любовью и уважением к ребенку. Не стоит оскорблять, унижать его, запугивать, применять к нему физические наказания. Малыш впитывает все, что вы делаете и говорите, и вы должны подавать ему пример. Если у вас сложности с контролем своей собственной агрессии или с реакцией на агрессию со стороны ребенка, возможно, вам стоит обратиться к психологу.

Часто дети проявляют гнев физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действий в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, и не обязательно сразу давать кому-то в глаз. Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему будет проще сказать вам, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением. Дайте ему понять, что он может свободно рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать. И попытайтесь сделать это без нравоучений.

Научите ребенка выражать чувства разными способами: например, можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить монстрика из пластилина, а потом запускать его в «космос», можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики.

Если ребенок кричит, пытается вас ударить — обнимите его, крепко прижмите к себе . Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций , придумайте их вместе с ним. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Предоставьте малышу возможность для эмоциональной разрядки — в спорте (лучше всего в этом случае помогают командные виды спорта, например футбол), в ролевых играх, где вы можете меняться ролями и показывать последствия агрессии для ее жертвы.

Внимательно следите и контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору. Ограничивайте просмотр передач, демонстрирующих сцены насилия (включая новости и излишне жестокие мультфильмы).

Драки между старшим и младшим ребенком в семье — неизбежное явление , особенно если разница в возрасте невелика. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. В такие моменты лучше развести детей как можно дальше друг от друга.

Рассказывайте ребенку о своих истинных чувствах , чтобы для него не были неожиданностью ваш гнев или раздражение. Кроме того, он будет таким образом учиться говорить о своих чувствах и доверять вам.

И, конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия ! Сосредоточьте свои усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Скажите ему: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх