Консультации родителям для детей 3 х лет. Основная причина появления кризиса у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Кризис 3-х лет- возраст строптивости»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

Острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький росточек…

Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.


Елена Кондор
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Кризис трёх лет

«Человек взрослеет по мере того, как растут его цели»

(Ф. Шиллер)

В течение жизни человек проходит несколько стадий взросления - возрастные кризисы , которые он вынужден преодолевать, развивая новые качества. Через возрастные кризисы проходит каждый из нас.

Кризисы развития - это неизбежные этапы взросления, перестройки организма, которые сопровождаются изменениями психических и физических процессов. Это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

В развитии ребенка психологи и педагоги выделяют три стабильных периода : «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трёх , и «дошкольное детство» - от трёх лет до семи . Каждый из этих периодов завершается так называемым «кризисом развития » .

Смысл любого возрастного кризиса прост и понятен ; НЕ ХОЧУ по-старому, но ещё НЕ МОГУ по-новому. Это общая черта всех без исключения возрастных кризисов , происходящих в период развития ребёнка.

Для каждого кризиса характерны положительные изменения в виде новых достижений (новообразований) и отрицательные проявления в виде поведенческих реакций : появление упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти их невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями.

Кризис трёх лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» . Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Впервые знаменитый «кризис трёх лет » был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка » . Что же это такое? Кризис трёх лет (др. -греч. – решение, поворотный пункт) - возрастной кризис , возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов» .

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

1. Негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен : ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство - это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

3. Строптивость - направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4. Своеволие - стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!» , проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру : теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5. Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах с родителями . Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

6. Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей , ломать любимые игрушки.

7. Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все , что он требует.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как :

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче) ;

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты) .

Психологами доказано, что кризис трех лет - это обязательный и закономерный этап детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность - это необязательное условие развития ребёнка. Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых :

осознание ребёнком своего «Я» ;

разговор о себе в первом лице;

возникновение самооценки;

появление волевых качеств и настойчивости.

Сейчас, наверное, нет ни одного взрослого, а тем более родителя , который бы не знал, что такое кризис трёх лет . И столько уже про этот трехлетний кризис написано и прочитано, а все равно возникает множество вопросов : Как быть? Что делать?

Советы психолога для родителей трехлеток

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите : «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь : «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник : что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - ваше.

3. Не заставляйте - предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой» .

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек - это ЕГО ошибки! Но важно : всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания - такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку» , исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна : малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень» . Спокойствие и терпение - ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом : «И в сложные моменты я тоже люблю тебя» .

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей . Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

«Кризис маленьких детей »

Мне семья большая наша

Очень даже нравится.

Я вам дочка, сестра Саша,

Внучка и племянница.

Долго спать мне не охота,

Всех бужу : «Вставать пора!»

В детский сад, как на работу

Собираюсь я с утра.

Я - девчонка заводная,

Я- девчонка егоза,

Но и у меня бывают

Мокрые от слёз глаза.

Утешает меня папа

Когда слёзы до ушей :

«Шурочка, не надо плакать,

Ты ведь взрослая уже».

У меня игрушек много-

Куколок, собак, мышей.

Их хватить вполне могло бы

На десяток малышей.

Подскажите, что мне делать,

Часто всё наоборот :

Говорят мне : «Котик белый» ,

Топну ножкой «Чёрный кот!»

Если вдруг захочет кто-то

Дать полезный мне совет,

Я послушаю охотно,

Но отвечу : «Нет! Нет! Нет!»

Почему-то очень сложно

Быть послушною всегда.

Там, где «Нет» ответить нужно,

Я скажу упрямо : «Да!»

Когда мамочка ругает,

Я надуюсь и молчу.

«Я сама кого угодно

Чему хочешь научу!»

Папа с мамою гадают :

«Ты в кого у нас такая?»

Я им шёпотом в ответ :

«Не скажу! Это секрет!»

Умоляю, научите,

Как послушной быть, умней,

(Но, пожалуйста, учтите

Кризис маленьких детей )

Обещаю, перестану

Злиться, ссориться, кричать.

Подрасту я и не стану

Маму с папой огорчать.

(Кондор В. А.)

Любой кризис обязательно сменяется периодом стабильности. Успешно преодолев его, Ваш малыш станет более самостоятельным, поднимется на новый уровень определения себя как личности. Поддерживайте ребёнка, будьте к нему внимательны. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них Вы закладываете сами.

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком.

Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет , и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание происходящего поможет вам быть терпимее к своему ребенку.

Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.
Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.
В чем его сущность? Что можно считать нормальными проявлениями, проходящими со временем, а что взрослые приписывают этому возрасту "до кучи"?

Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста .

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

Машенька, пойдем гулять?

Не-ет! Не пойдем!

Ну хорошо, тогда дома поиграем!

Не-ет! Не хочу дома!

Пойдем тогда в гости сходим.

Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости, ох, как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе нужна?

Да-а-а!

Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т.п.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

7. Деспотизм и ревность.

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями (не в состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри - вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди улицы.

Кстати, обращу ваше внимание, что

Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
  • Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра - на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры - будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Ситуация из жизни

Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Ярослав спохватывается:

Не хочу разрезанное, хочу целое!

Мама:

Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.

Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.

Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.

Правильная реакция: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и, как ни в чем не бывало, ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!» - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?

В любом случае поведение взрослого - модель для действий ребенка: будете вести себя агрессивно - сын или дочь в точности «считают» все до мелочей, в будущем переняв агрессию в любых конфликтных ситуациях; отреагируете спокойно - тому же научите своего малыша.

Можно попробовать провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы яблоко было целое?» Или: «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?» Не исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к умению договариваться.

Кстати

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со своим ребёнком.

Педагог-психолог Патракова В.Н.

« Развитие речи детей трехлетнего возраста»

Речь ребенка развивается всесторонне: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение. Словарный состав языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложении. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти – шести годам. Поэтому формирование правильного произношения всех звуков русского языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходим определенный уровень зрелости головного мозга, органов чувств, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое и (соматическое) состояние.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К девяти – десяти месяцам ребенок начинает произносить отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама,папа). Обычно к году словарь до десяти – двенадцати, а иногда и большего количества (баба, кис, му, бэ и др.).

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 – 300 слов. В это время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух трех – слов, постепенно к трем годам они усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Увеличение словарного запаса объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой»- открой, «сото» - высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул); вставляют лишние

Звуки в слово («цветончек» - цветочек) и т. п. В этот период жизни для ребенка важно, чтобы речь взрослого служила примером для подражания и была образцом грамотной речи. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?»- Можно?), так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» - Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных (« Куда папа посола?» - Куда папа пошел?), в числе и падеже («Вот лубасек» - Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги(«Миса сидит кусит» - Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» - Кошку кладу в платок) и т. д.

О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п ,п’ ,б ,б’ ,м ,м’ ), губно – зубные (ф ,ф ’,в ,в ’), переднеязычные(т ,т’,д, д’, н, н’, с’,л’ )заднеязычные (к , к’ , г ,г ’, х , х’ ). Свистящие (с , з , з’ , ц ), шипящие (ш , ж , ч , щ ) и сонорные (р , р ’, л ) он обычно или пропускает, или заменяет на другие звуки. Поэтому для правильного произношения звуков необходимо, чтобы органы артикуляционного аппарата выполняли определенные движения под контролем слуха.

В будущем вам будут предложены игры и игровые упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут подготовить органы речи ребенка для произношения звуков родного языка.

«МАМА! СПОЙ МНЕ ПЕСЕНКУ!»

«Баю баюшки-баю, не ложися на краю...» - слова этой колыбельной известны всем.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - ЭТО ИСКУССТВО, которым в старину овладе­вали с детства. Но, к большому сожалению, современные мамы всё реже и реже поют своим малышам. А ВЕДЬ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПОМОГАЮТ:

Почувствовать малышу себя любимым, защищенным;

Восполнить потребность ребёнка в общении с близкими людьми;

Возникнуть чувству привязанности к родным, любви к ним.

Ласковые и нежные колыбельные - это первые мелодии, с которыми знакомится ребёнок. Они оказывают большоевлияние на развитие ребёнка:

Знакомятся с жанрами народных, классических, современных колыбельных, с инструментальными и вокальными видами.

Формируется потребность в художественном слове, музыке.

Развивается умение понимать речь, смысл песни, выделять отдельные слова.

Получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах и т.д.

Колыбельные, особенно народные, содержат элемент нравоучений, учат добру.

«МАМА! СПОЙ МНЕ ПЕСЕНКУ!» - ПРОСИТ ВАШ МАЛЫШ

Возьмите его на руки. Даже если он кажется вам большим!

Пойте искренне, задушевно, тепло. Пойте, как умеете!

Вы не знаете мелодии? Мелодию вам подскажет ваше материнское сердце

«МАМА, СПОЙ МНЕ ПЕСЕНКУ!» - ПРОСИТ ВАШ МАЛЫШ. Спойте ему колыбельную!И тогда ему будут сниться розовые сны...

Современный педагог детского сада стремится к тому, чтобы стать для мам и пап помощником, а не ментором, поучающим свысока, как им следует поступать в том или ином случае. Социальный статус родителей настолько разнообразен, что давать общие советы — неблагодарное занятие. Кто-то досконально изучает педагогическую литературу, активно участвует в интернет-форумах, обращается за консультацией к психологу. А есть категория родителей, из-за своей занятости не успевающих даже замечать изменения, происходящие со своими детьми.

Оптимальные формы проведения консультаций в детском саду

  • Сообщение для подгруппы родителей , интересующихся одной темой. Тема может возникнуть спонтанно, а может быть продиктована возрастными особенностями детей определенной группы. Аудитория подбирается заранее, дату консультации и тематику предстоящей беседы размещают в свободном доступе.
  • Индивидуальная консультация по запросу . Проводится педагогом группы, старшим воспитателем, психологом. Заявка на такую форму общения поступает от родителей, не желающих выносить проблемы своего ребенка на всеобщее обсуждение.
  • Папка-передвижка . Консультация размещается в виде кратких сведений о проблеме, подается в структурированном виде, находится в свободном доступе.
  • Презентация . Может быть частью родительского собрания, семинара, заседания дискуссионного клуба.

Родители ценят внимание к их интересам и возможность получения актуальной информации из первых рук. Педагог во время консультации обязан соблюдать профессиональную этику, избегая негативных прогнозов и эпитетов. Индивидуальная консультация психолога и педагога должна проводиться в обстановке, гарантирующей приватность и сохранение тайны. С этой целью запись о консультировании проводится психологом с помощью шифра, без указания личных данных ребенка и его родителей.

Консультация на тему: «Кризис 3 лет»: круг обсуждаемых проблем

Этот нелегкий период в жизни ребенка и его родителей возникает на рубеже между ранним возрастом и дошкольным детством. Хотя он и называется «кризисом трех лет», но может возникнуть и в 2, и в 4 года. Длится этот период в течение нескольких месяцев. У некоторых детей он проявляется очень интенсивно, у других проходит практически не замеченным, в мягко.

Суть проблемы

В этом возрасте происходит перестройка отношений ребенка со значимыми для него взрослыми. Он уже вырос «из коротких штанишек», нуждается в самостоятельности и независимости, а родители упорно не хотят этого замечать. Личность переходит на новую ступень, меняется осознание ребенком своих новых возможностей.

Ребенок активно пробует, где находится граница между «можно» и «нельзя», и пытается ее расширить. Не все родители готовы принять изменения, внезапно произошедшие с их еще вчера покладистым и послушным малышом. Особенно тяжело приходится мамам и бабушкам, желающим подольше продлить период младенчества. Гиперопека , нежелание видеть, что ребенок вырос, стремление подольше оставить его в статусе «крошки-малышки» приводит к тяжелому противостоянию.

Признаки кризиса трех лет у ребенка

Детские психологи характеризуют этот период семью главными симптомами, в той или иной степени присутствующими у детей:

  • Стремление к доминированию . Все прихоти и желания должны непременно исполняться.
  • Бунтарское поведение . Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, он добивается самостоятельности и независимости протестом. Этот протест направлен против прежнего отношения к нему, против того поведения, которое ожидают от него родители, против ограничительных рамок.
  • Обесценивание того, что раньше было очень важно . Любимые игрушки и занятия, идеальные отношения с мамой, без которой еще недавно нельзя было ступить и шагу, — все это становится не важно, ко всему он относится небрежно.
  • Строптивость . Проявляется по отношению к нормам поведения, принятым в семье.
  • Своеволие . «Я сам!» — девиз кризиса трех лет. Переоценка своих возможностей не охлаждает стремление малыша удовлетворить свою любознательность и жажду познания. Эта активность необходима для саморазвития и самосовершенствования детей.
  • Негативизм . Ребенок выбирает мишень для противостояния (маму или бабушку, одного из воспитателей своей группы) и избирательно действует «назло» везде, где только можно.
  • Упрямство . Он решил, и не отступит от своего решения ни при каких обстоятельствах — вот основная линия поведения ребенка по отношению к взрослым. В глубине души маленькие упрямцы точно знают, с кем это пройдет, а с кем бесполезно настаивать на своем.

Все эти проявления встречаются в разном соотношении во время кризисного периода. Правильно выстроенная тактика поведения родителей поможет смягчить переход из раннего дошкольного детства.

Как родителям вести себя с ребенком?

Для налаживания новых отношений родителям ничего сверхсложного делать не придется. Первое, что нужно сделать — это предоставить детям больше самостоятельности. Пусть они пробуют помогать по хозяйству, участвовать по мере сил во «взрослых» делах. Соблюдение техники безопасности, незаметная помощь мамы или папы помогут сделать все хорошо, пусть и с некоторыми недочетами. Зато «Я сам!».

Не стоит противостоять в мелочах не особо значимым капризам и желаниям, провоцировать конфликты. Зато в глобальных и важных вещах родители должны быть принципиальны и не поступаться ни на шаг. Подходить к открытому окну, бежать через дорогу без родителей, ударить маму или бабушку, проявить жестокость к домашним животным, падать на пол с истерикой в магазине, выпрашивая покупку игрушки — список табу каждый составляет сам.

Доктор Комаровский предлагает действенный способ противостояния истерикам. Он считает, что главное — это не поддаваться на детские провокации. Стоит только приласкать и пожалеть истошно кричащего ребенка, можно считать, что он нашел действенный способ манипулирования взрослыми. Нужно выйти из комнаты или отвернуться от истерически плачущего малыша, и вернуться к нему лишь тогда, когда он успокоится. Снова заплакал — снова выйти. Так придет понимание, что криком от родителей ничего не добиться.

Важно всем членам семьи придерживаться одной линии поведения и не выяснять при детях, кто правильнее их воспитывает. Сравнивайте ребенка только с ним самим, но не с другими детьми. Не навешивайте обидные ярлыки. Можно проигрывать различные конфликтные ситуации с помощью игрушек, персонажей кукольного театра. Взгляд со стороны на себя иногда гораздо действеннее, чем несколько назидательных нравоучений.

Взвешенный подход, доброжелательное отношение к ребенку, понимание того, что ему приходится нелегко, доступная мера самостоятельности, — все эти факторы помогут преодолеть кризисный период.

анастасия макарова
Консультация «Я сам. Кризис 3–х лет»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Я САМ. КРИЗИС 3 – Х ЛЕТ

Подготовила воспитатель : Макарова А. С.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис , который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фразу : «Я сам!» В чём же суть этого кризиса , как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…

Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития.

Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что, как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопознания . Относитесь с долей юмора и благоразумием.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

РАЗБЕРЁМ ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ КРИЗИСА – 3 ЛЕТ .

1. НЕГАТИВИЗМ – это не просто непослушание. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать именно наперекор тому, потому что это было предложено взрослым)

Пример негативизма : к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина. На что мальчик возражает : «Нет, она не новая, а старая» . Взрослый говорит : «Ну, хорошо, у тебя старая машина» . Ребёнок отвечает : «Моя машина новая» . Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая» , он просто хочет сказать наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

2. УПРЯМСТВО – это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство отличается от настойчивости.

Пример настойчивости : ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.

Пример упрямства : мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен) . Но ребёнок всё равно отказывается идти по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.

3. СТРОПТИВОСТЬ – это центральный симптом для «кризиса 3-х лет » . Она безлична, не направлена на взрослого, а направлена против норм поведения, установленных для ребенка, т. е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4. СВОЕНРАВИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Ребенок все хочет делать сам и отказывается от помощи взрослого.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)

5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.

6. ДЕСПОТИЗМ ИЛИ РЕВНОСТЬ. Это двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье, где один ребенок, встречается деспотизм, когда у малыша проявляется желание проявить деспотическую власть к окружающим. Так, мама не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет.

В семье с несколькими детьми этот симптом называется – ревность. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму.

7. ПРОТЕСТ. Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания : это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ИЛИ КАК УСУГУБИТЬ СИТУАЦИЮ!

1. Настаивайте на своём, вы же правы!

2. Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)

3. Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый!

4. Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт

5. Постоянно ругайте

6. Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким) .

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ И СЕБЕ?

1. Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.

2. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

Например : вы собрались в гости. Ребенок, говорит, что он хочет сам одеться. Мама нервничает, что мало времени и одевает сама. Итог – малыш в слезах у мамы испорченное настроение. Другой вариант : Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает : «Хорошо, одевайся» . Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

3. Научитесь переключать внимание ребенка. Ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребёнку : «Сейчас мы пойдём гулять» , можно спросить : «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?» .

4. Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком в гости, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет : «Нет! Пойду с тобой!»

5. Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику, то лучше всего его перенести в другое, менее людное место.

Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю, и стучит кулаками (в истерике, то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится) . Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

И в конце хочется сказать :

ЛЮБИТЕ РЕБЁНКА НЕ ЗА ЧТО-ТО, А ПРОСТО ТАК.

ЛЮБИТЕ ЕГО ВСЯКИМ :

И счастливым

И заплаканным,

И во время истерик

И во время достижений,

И настойчивым

И упрямым.

ЛЮБИТЕ ЕГО ВСЕГДА.

ПУСТЬ ОН ЭТО ЗНАЕТ И ВИДИТ!

Знаете ли, какой самый верный способ

Сделать вашего ребёнка несчастным-

Это приучить его не встречать ни в чём отказа.

(Ж-Ж. Руссо)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх