Летнее экологическое воспитание дошкольников летом. Презентация «Экологическое воспитание дошкольников в летний период

Наталия Новикова
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников в летний период»

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры .

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях .

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования . Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры .

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Об организации экологического воспитания дошкольников в летний период в нашем ДОУ вы можете посмотреть мою презентацию . Надеюсь, вам пригодится в работе с детьми.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Экологическое воспитание дошкольников» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

«Экологическое воспитание дошкольников» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Безопасность дошкольников в летний период Безопасность дошкольников в летний период Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и.

Консультация для родителей «Закаливание дошкольников в летний период» Закаливание дошкольников в летний период. Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Ведь именно в этот.

Заканчивается учебный год и все мы подводим итоги этого года. Темой самообразования в этом году я брала «Экологическое воспитание дошкольников.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Льгова» ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Экологическое воспитание дошкольников".

Пудова Эльвира Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 г.Чебоксары Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Дата публикации: 01.10.2017
Раздел: дошкольное образование

« Экологическое воспитание дошкольников в летнее время»

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в

природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

дошкольном

возрасте.

поменять

мировоззрение,

изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно

своевременно развивать

экологическое

сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное

значение,

проходит

интенсивный

духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного

детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного

роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования

физических и психических возможностей, начало становления личности. В

этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное

ответственный

формирования

правильного

отношения

окружающему

миру. Детский

является

непрерывного

экологического

образования.

педагогами

формирования у

дошкольников

экологической культуры.

Ф о р м и р о в а н и е

э к о л о г и ч е с к о й

в о с п и т а н н о с т и

дошкольников предполагает решение следующих задач:

Расширять представления о растительном и животном мире;

Развивать

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные,

существенные

признаки

элементарные выводы;

Уточнять

представления

взаимосвязи

признаков

закономерностей в окружающем мире;

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в

различать

растения

расположению

форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было

интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель может использовать различные формы и методы для

решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы,

раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки,

экскурсии,

викторины,

праздники

календаря, краткосрочные

проекты, экологические

лекарственных

опытнических грядках и цветниках.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые

надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на

наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Методы и приемы , используемые в летний период, - наблюдения,

развернутые

рассказы,

отгадывание

краткосрочные и долгосрочные проекты и др.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в

режимные

экологического

воспитания

наибольшее

значение

утренние

завтрака),

приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий

в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время

после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на

участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего

окружения.

Ребята знакомятся с такими с такими растениями, как крапива,

тысячелистник,

подорожник,

рассматривают

муравьев,

Воспитатель

проявление жизни природы, в частности растений, во всей ее полноте. Для

проводится

наблюдений

составляется летний

календарь

природы, который позволяет систематизировать и обобщить увиденное.

Но планируемые мероприятия требуют определенной подготовки.

Работу с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом

рассматривал

грибочек,

интересом

грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает напрасно ветку,

не убьет напрасно шмеля или муравья, не обит птицу. Организуя наблюдения

за насекомыми, червяками, воспитатель учит детей преодолевать чувство

страха, брезгливости.

Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных

свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи, иван-

чая, клевера и т.д., из которых получат чай, настой, сироп, масло, порошок.

Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие

сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как

происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в природе.

наблюдений

очарование

природных

детства, родины, они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время

необходимо

постоянно

напоминать,

охранять

природу, заботиться о ней- так как в раннем возрасте формируются основы

экологического воспитания.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за

ежедневно

рассматривают

уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде

определяют степень тепла и холода.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок

начинает

понимать,

переживает

доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.

Какие экологические игры можно провести сейчас с детьми?

Летняя скорая помощь

Во время прогулки надо замечать больные места. Сломанная ветка? Стоп!

Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно

предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомним сказку В.

Муравьишка

Понаблюдаем

муравьев.

прогулки

подводим итог

мы сегодня помогли? Кто

скажет нам спасибо?

Понаблюдаем за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они

исчезнут?

останутся

Прочитаем

стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».

З а в е л и «Календарь

полезных

заполняем его

рисунками-

воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка,

причудливая веточка и т. д. Туда же зарисовываем те события, в которых мы

участвовали, придумаем рассказы, сказки.

Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные

моменты. В конце лета сделаем выставку фотографий, рисунков.

важности методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с

природой: нам больно - и ей больно, нам радостно - и ей радостно.

Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу.

Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку,

сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т.

Проводите с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля

поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а

какие реже (алоэ), почему? Ведем зарисовки, сделали огород на окошке.

Наблюдаем за рябиной, за его цветением. Беседуем о том, какую пользу

приносят

кустарники?

растения

приготовления

лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Беседуем о том, откуда берутся

шрамы у деревьев.

подведем итог

наблюдениям,

побеседуйте

полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят материал к

выставке « Что нам лето принесло».

Часто использую произведения. Например:

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого,

«Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука

леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные

колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева

Смотрите

беседуйте

экологической тропе поможет беседа о растениях, животных птицах.

экологическом

образовании

дошкольников

практическая,

исследовательская

деятельность

природных

условиях,

проводите опыты с водой и пеком. Выращивайте отдельные экземпляры

растений в огороде, на окне так дети познают их характер и потребности на

разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на

грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего

А главное – это вырастить хоть одно, но собственное растение. Также

организовать

экологической

назначение

экологической тропы для дощкольников не сколько информационное, сколько

деятельностно-игровое.

стремиться

выглядело

идеально - убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа

аптекаский

метеоплощадку,

альпийскую горку, цветочные «часы», старый пенек и т.д.

Также можно вести в группе краткосрочных проекта:

«Огород на подоконнике » , « Что такое лето?», «Гербарий растений нашего

Таким образом, прогулку можно превратить в увлекательное

путешествие, в наглядный рассказ о том, как красив и удивителен зеленый

м и р. Опыт

приобретенные

дошкольниками летом, помогут

воспитателю сделать жизнь детей содержательнее и интереснее.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики

Консультация для педагогов

« Экологическое воспитание дошкольников в летнее время »

Выполнила: воспитатель

Отинова Катерина Алексеевна,

Воспитатель,

МАДОУ «ЦРР Детский сад №100»

Г. Пермь

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период

Начало экологической культуры необходимо прививать с раннего детства. Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы. Маленький ребенок - исследователь, у которого к трем годам обнаруживается целенаправленный интерес к окружающему миру. Наблюдения на прогулке в любое время года обогащают его представления об объектах живой и неживой природы. Но именно летом, когда дети больше времени проводят на свежем воздухе, задачи экологического воспитания становятся наиболее актуальными. Кроме того, важно помнить, что у детей раннего возраста мышление носит конкретный характер, вот почему так важно, чтобы первое знакомство с объектами или явлениями по возможности происходило в естественной обстановке. Летняя оздоровительная работа с детьми дает возможность подводить детей к первым «открытиям» в процессе разнообразных игр с песком и водой, «султанчиками», «вертушками», помогает формировать в сознании юных первооткрывателей систему причинно-следственных связей.

Программа «Истоки», по которой работаю, предусматривает работу по экологическому воспитанию. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность с малышами летом на прогулочном участке, решаю следующие программные задачи:

Воспитание познавательного интереса к окружающему миру, развитие любознательности;

Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

Воспитание бережного отношения к окружающему;

Воспитание эстетических чувств;

Развитие речевой активности;

Развитие двигательной активности

Вместе с детьми мы радуемся наступлению лета. Беседуем и наблюдаем за сезонными явлениями (светит солнце, облака или нет на небе, идет дождь, дует ветер). Когда дождь застал нас на прогулке, мы не спешим в группу, а любуемся этим природным явлением. Обращаю внимание малышей на то, что дождик нужен всем растениям, деревьям, кустам, чтоб они могли жить, а еще он умывает травку, листочки, цветы.

Обращаем внимание на то, что летом высокая трава, цветут цветы, на деревьях и кустарниках много зеленых листьев. Проводим дидактическую игру «Покажи, где кустик, а где дерево», «Найди отличия». Рассматриваем с детьми части дерева, изучаем на ощупь структуру его коры, любуемся яркими цветами на клумбах.

На высоком эмоциональном подъеме проходят наблюдения за различными насекомыми: муравьями, жуками, гусеницами, дождевыми червяками, которых на время помещаю в стеклянную в банку. Важно обращать внимание детей на то, какие насекомые маленькие и на бережное отношение к ним. Объясняю так же о том, что бывают насекомые-вредители.

Наблюдая за птицами, дети с удовольствием берут на себя роль «воробьев», «ворон», подражают их пению. Развитию двигательной активности способствуют разнообразные подвижные, хороводные, логоритмические игры. Стимулом для речевой активности является повторение и разучиваем стихов, пальчиковых игр на экологическую тематику, отгадывание загадок.

Обязательно беру с собой на прогулку восковые карандаши, гуашь (основные цвета), баночки-непроливайки, воду, несколько кисточек, листы бумаги, влажные салфетки (вытирать детям руки). Для детей, которые любят больше раскрашивать, чем рисовать, запасаюсь раскрасками на экологическую тематику – животные, насекомые, растения и т.д. Их можно найти в интернете, важно, чтобы рисунки для раскрашивания были крупными.

Впечатления, полученные детьми во время наблюдения или обследования объектов живой природы, они с огромным удовольствием воплощают в своих рисунках прямо на прогулочном участке- у нас для этого оборудован удобный стол с лавочками по периметру. Можно организовать сотворчество с воспитателем и создать какую-нибудь коллективную работу. Детям очень нравится!

Формированию экологической культуры способствуют игры с элементами экспериментирования с водой, песком и природным материалом.

Игры с водой. Цель: закрепить первоначальные представления о свойствах воды

(прозрачная, течет, льется) – поливаем из лейки цветы, а так же сформировать знания о том, что на солнце вода нагревается и может высыхать, если ее мало. Можно провести эксперимент: в начале прогулки в одну формочку налить немного воды, а в другую - больше и оставить их на солнце. В конце прогулки обратить внимание детей на то, что произошло с водой в формочках.

Игры с песком. Цель: учить способам обследования материала (сжать сухой песок в руке и ссыпать с ладони; сжать в ладонях влажный песок и убедиться в том, что он пристает к рукам; по показу воспитателя пересыпать сухой песок из формочки с помощью воронки, сита; развивать умение определять по цвету влажность песка и различать свойства сырого и влажного песка; активизировать словарь - «сухой», «мокрый». Развитию художественно-эстетического восприятия у детей помогает выкладывание фигур из природного материала на сыром песке- «полянке». Мы используем скорлупки грецких орехов, чтобы получился цветок, гриб. Сосновые шишки мы заранее раскрашиваем цветной гуашью и дети «высаживают цветы в клумбы». Из нераскрашенных шишек и тонких прутиков у нас получаются жуки. Так можно провести коллективную работу «Полянка» и всем вместе полюбоваться на ее красоту.

Игра «Какие предметы держатся на воде?» Цель: изучать свойства легких и тяжелых предметов; развитие дыхательной активности.

В качестве предметов для экспериментирования используем набор различных материалов: щепка или деревянная лодочка, пластмассовая игрушка-рыбка или уточка, металлическая рыбка, резиновый шарик, кусочек коры дерева, бумажный кораблик, камушек. В процессе игровых действий опытным путем устанавливаем свойства предметов. Огромный восторг вызывает у детей задание подуть на воду и направить плавающие предметы в определенную сторону.

Традиционными для нас и наших детей являются беседы по «Экологическим заповедям». Заповеди построены по принципу «нельзя», «нужно» или «можно».

Приведу примеры некоторых «Заповедей»

Нельзя разбрасывать мусор. (фантики, бумажки, пустые бутылки, скорлупу от семечек и др.) на пол, дороги, газоны. Почему? От мусора все вокруг становиться грязным.

Нельзя пугать птиц в городе, в лесу. Почему? Все птицы полезны. Они защищают растения от вредных насекомых.

Нельзя бегать там, где гуляют собаки. Почему? Собаки бегут за теми, кто бегает, и могут укусить. Нужно ходить мимо собак спокойно. Собаки за тобой не побегут.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Почему? Растения начинают болеть и могут погибнуть. Можно использовать для игры, только опавшие ветки. Так ты не сделаешь им больно.

Нельзя срывать цветы на клумбах. Почему? Цветы – украшение улиц, города, ими все любуются. Можно собирать цветы, которые выросли в своем саду, огороде. Почему? Украсишь комнату своими цветами и сохранишь цветы на клумбах.

Нельзя топтать цветы на клумбах . Почему? Притоптанные растения и цветы погибают. Нужно ходить и бегать только по дорожкам.

Чередование разных видов деятельности во время прогулки позволяет эффективно решать поставленные задачи экологического воспитания.

Родители – активные участники образовательного процесса. Предлагаемые игровые ситуации позволят сделать пребывание ребенка на даче, во дворе познавательным, ярким, поможет воспитать желание познавать и любить мир.

    Наблюдение радуги после дождя

    Показать увеличительное стекло, рассмотреть через него божью коровку

    Рассмотреть чашечки лютиков, колокольчиков

    Понаблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем

    На даче понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются – «ложатся спать» - вечером.

Полученные в детстве знания и навыки поведения будут служить основой экологического сознания взрослого человека. Всегда нужно помнить, что впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память.

Литература:

    Т.И. Вотинова Сборник «Экологические заповеди для детей» Пермь,. 2009

    Л.Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006

    Е.Н. Соляник. Развивающие игры для детей раннего возраста. С.- Петербург, 2010

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание дошкольников летом»

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитание дошкольников. Прививать любовь к природе надо с раннего возраста. Малыш восторгается при виде цветка, бабочки, и в тоже же время может бездумно раздовить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, что окружает нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём, что то новое для себя, чтобы каждый его шаг был путишествием к истокам чудес в природе.

Привлекая детей к тесному общению сприродой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как добрата, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Систиматические наблюдения учат детей быть внимательными. В летний период, дети наблюдают за солнцем. "Солнце разбудило своими лучами траву, цветы, бабочек, птиц." Оно греет землю, помогает расти всему живому.

Когда начинаются летние грозы, дети боятся грома, нужно доступно объяснить им это явление природы, через беседу, чтение рассказов, стихов.

Много радости принисут детям наблюдения за насекомыми: бабочками, кузнечиками, шмелями и т.д.

Так же детям очень нравится наблюдать за растениями. Отличать одно растение от другого, ребёнок может научиться не только по цветам, но и по листьям, по стеблю. Иными словами постепенно он запоминает всё большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно детям показать, как работают "цветочные часы". В шесть часов утра просыпается одуванчик, через час полевой осот, в восемь-вьюнок. В пасмурную пагоду ход часов нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо с детьми по размышлять вместе над этими явлениями, попробывать связать это с наблюдениями за жизнью насекомых.

Большая роль в экологическом воспитании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В любом городе, посёлке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе исследовательской деятельности.

Походы и экскурсии летом с детьми в природу, дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме облаков.Так же в летний период проводят праздники и досуги, чтобы вызвать у детей положительные имоции на природное содержание.

Летом с дошкольниками можно собрать гербарий, и в течение учебного года его рассматривать. Предложить детям провести опыт: какие растения растут лучше, за которыми ухаживают, поливают, удобряют, или за которыми не ухаживают. Экологическая тропа помагает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

У каждого ребёнка есть место, где он любит играть, лес, парк, двор. В прочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой. Предложить детям стать скорой помащью для природы. Вместе сделать сумку скорой помощи. Положить туда воду, тряпочки, бинт, хлеб, зерно. Идя с детьми по экологической тропе, найдя сломанную веточку, предложить её подвязать. Пройдя около муравейника попросить детей не разрушать его. В конце прогулки обязательно подвести итоги полезных дел. В конце лета с детьми нужно подвести итоги наблюдения, провести беседу о том, что полезного узнали и сделали. Провести игру "Что нам дарит природа летом?"

Экологическое воспитание проходит через весь воспитательно-познавательный процесс в летний период. Воспитатели учат детей беречь и любить природу.

пт., 18.08.2017

Воспитатель МАДОУ Боровский

детский сад "Журавушка"

Сазонова Е.П.

Слово «экология» должно
вызывать у детей положительные эмоции,
интерес, желание действовать,
сохранять среду обитания,
красоту окружающего мира.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника старшего возраста предполагает решение следующих задач:

Расширять представления о растительном и животном мире;

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать (количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д).

Методы и приемы , используемые в летний период, - наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок, краткосрочные и долгосрочные и др.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Ребята знакомятся с такими с такими растениями, как кипрей, тысячелистник, подорожник, рассматривают жучков, бабочек, шмелей, муравьев, червей, услышат пение птиц. Воспитатель учит детей видеть проявление жизни природы, в частности растений, во всей ее полноте. Для этого проводится цикл наблюдений и составляется летний календарь природы, который позволяет систематизировать и обобщить увиденное.

Но планируемые мероприятия требуют определенной подготовки.

Работу с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом рассматривал в траве муравья, жука, грибочек, с интересом копался на грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает напрасно ветку, не убьет напрасно шмеля или муравья, не обит птицу. Организуя наблюдения за насекомыми, червяками, воспитатель учит детей преодолевать чувство страха, брезгливости.

Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи, иван-чая, клевера и т.д., из которых получат чай, настой, сироп, масло, порошок.

Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в природе.

Во время наблюдений педагог должен учить детей видеть очарование природных уголков своего родного города, края, чтобы аромат цветов, детства, родины, они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять родную природу, заботиться о ней- так как в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.

Какие экологические игры можно провести сейчас с детьми?

Летняя скорая помощь

Во время прогулки надо замечать больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомним сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Понаблюдаем за работой муравьев.

В конце прогулки подводим итог - кому мы сегодня помогли? Кто скажет нам спасибо?

Понаблюдаем за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма.

Завели «Календарь полезных дел», заполняем его рисунками-воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же зарисовываем те события, в которых мы участвовали, придумаем рассказы, сказки.

Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные моменты. В конце лета сделаем выставку фотографий, рисунков.

Помним о важности методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с природой: нам больно - и ей больно, нам радостно - и ей радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т. п.

Провожу с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведем зарисовки, сделали огород на окошке.

Наблюдаем за рябиной, за его цветением. Беседуем о том, какую пользу приносят деревья и кустарники? Почему растения для приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Беседуем о том, откуда берутся шрамы у деревьев.

В конце лета подведем итог наблюдениям, побеседуйте о том, что полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят материал к выставке « Что нам лето принесло».

Часто использую произведения. Например:

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева и др. Смотрите фильмы, сказки о природе, беседуйте по ним. На экологической тропе поможет беседа о растениях, животных птицах.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего труда.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх