Песочная арт-терапия в детском саду. Блог педагога-психолога Зеленовой Е.В

Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

Арт-терапия в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арт-терапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с детьми.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и кровообращение.

Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире в коррекционно-развивающей работе с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

Музыкальную терапию;

Танцевальную терапию;

Художественную терапию (рисунок и живопись);

Сказкотерапию;

Игровую терапию;

Песочную терапию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме.

Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Прежде, чем приступить к работе с детьми по арт-терапии, мы изучили много литературы, касающейся данной темы. Главное, что нам необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством. Ее и было решено использовать в первую очередь. Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами, а это было актуально для нашей группы.

В работе мы использовали «Кляксографию», «Рисуем удачу», « Цвет моего настроения», «Размываем обиду красками» и другие.

Кроме этого широко использовали в своей работе - оригами. Занимаясь оригами, ребенок становиться участником захватывающего действия - превращение бумажного квадратика в оригинальную фигуру.

Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Одним из направлений в нашей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

В ходе арт- терапевтических занятий были заметно видны результаты нашего труда: дети стали спокойнее, снизилась тревожность, нерешительность.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Воспитатели: Кулинцева Г.А.

Старикова А.П.

МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18 г. Россошь


Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.

На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.

Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.

2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.

5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Подготовила: Воспитатель Заростова Е.М.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством» . Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я» ;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
  • Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
  • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.

Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.

  • Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех.

Арт-терапевтические методы

  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

На занятиях мы используем интегрированную арт-терапию.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх