Ребенок наносит себе порезы. Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей

В возрасте от 13 до 17 лет дети целенаправленно режут или обжигают части тела. Таких подростков намного больше, чем утверждают специалисты. По мнению экспертов, дети так показывают свои переживания и требуют помощи от взрослых. Это сигнал о помощи, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Крик о помощи должен быть услышан.

«Мне 14 лет. После постоянных ссор и драк в школе я прихожу домой и перочинным ножом делаю порезы на своём теле. Если нет ножа, то я прокалываю кожу обычной ручкой. Это помогает обрести покой, один порез и уже легче. Боль убирает мой гнев и ярость. Только после того, как я порежу себя становится легко и хорошо. Я не могу без этого. Нормально ли это? Что со мной происходит?»

К нам поступают тревожные послания от разных людей. Очень часто нам пишут и родители таких детей:

«Дочке 15 лет. Недавно начала замечать небольшие ожоги на кисти руки. Говорить на эту тему она не хочет, так как думает, что я хочу ей навредить. При разговоре она начинает кричать и отказывается слушать. К психологу идти не хочет. Что делать и как в этой ситуации помочь своему ребёнку? Я боюсь, что всё, слишком далеко зайдет».

По статистике 38% детей подросткового возраста пытались оставить на теле следы от порезов, сигарет и других предметов. Узнав о том, что дети целенаправленно травмируют себя, близких охватывает ужас. Они, стремясь помочь своему чаду, не знают за что браться, и как с этим бороться. Ведь, по сути, для жизни нет угрозы. Ребёнок сам делает себе больно без весомой причины. Остаётся лишь один вопрос: «Зачем он это делает?»

Контакт со своим телом

В подростковом возрасте у детей начинает изменяться представление о внешнем мире. Всё вокруг них меняется. Кроме этого, их тело также начинает кардинально меняться. Резко увеличивается рост, появляется растительность на теле, у девочек формируется фигура. Тембр голоса, взгляд, походка. Появляются эротические мысли и фантазии. У мальчиков возможна непроизвольная эрекция. У девочек начинают идти месячные. Они могут сопровождаться болям, депрессиями, сменой настроения. Отношения в школе также очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

«Тело начинает жить своей жизнью, - утверждает психотерапевт Инна Хамитова. – Делать себе больно – это как способ ощутить своё тело. Тинейджеры будто показывают мимику и жесты человека во время страшного сна: ребёнок хочет проснуться и остановить всё, но для этого нужно уколоть или ущипнуть себя за что-то».

Пугающий мир

Спустя 37 лет Татьяна вспоминает свои года, когда травмирование своих бёдер было нормой: «В моей семье не принято жаловаться. Родители были против, если кто-либо о чем-то плакался. Мне не с кем было поговорить по душам. Поэтому, когда меня что-то сильно мучило, я делала себе больно с помощью лезвия или ножа. Это приносило мне спокойствие. Став взрослой, я осознала, что этим я обманывала себя и своих родных. Теперь я осознаю, почему мне так тяжело».

Некоторые люди, как и Татьяна, боятся или не могут рассказать, что творится на душе близким и родным. Они боятся непонимания и недоверия со стороны взрослых. Поэтому, чтобы снять эмоциональное напряжение, они делают себе больно. Намного легче переносить физические болевые ощущения, чем душевные.

«Так они пытаются справиться с переживаниями и проблемами, - утверждает психотерапевт Елена Вроно, - ведь довольно сложно довериться кому-то, если нет уверенности в себе и окружающих. Даже если на причинение боли есть другие причины, чаще всего тинейджеры считают именно так».

Все действия, связанные с травматизмом, не несут в себе желание покончить с собой. Дети, наоборот, таким жестом проявляют желание жить.

Обезболивание болью

Парадокс заключается в том, что делая себе больно, человек ощущает свое могущество и контроль над всем.

«Только тело полностью подвластно им, - рассказывает Инна Хамитова.- Именно подросток решает насколько можно повредить его. Управляя так своим телом, они чувствуют власть и могущество. Они осознают, что могут сами управлять жизнью. Это помогает подросткам смириться с реальностью».

Такое нестабильное и пугающее состояние говорит о том, что дети хотят жить. А такой способ помогает справиться с проблемами и достичь душевного равновесия. Порезав себя, человек приобретает спокойствие. Становится легче и окружающий мир не так сильно давит со всех сторон. Физическая боль замещает душевные страдания. Её можно контролировать и подчинять себе. Ведь нельзя кого-то изменить или заставить любить. Такая боль также может означать пережитые насильственные действия. Воспоминания травмируют психику, и чтобы это закончилось, человек причиняет себе боль.

«Показывая свои раны, - как утверждает социолог Давид ле Бретон,- он автоматически привлекает к себе внимание тех, кто не видит его. Проявление жестокости к себе помогает контролировать внутренний гнев и не причинять боль другим. Это снимает эмоциональное напряжение, помогает успокоиться». Травмирование себя ради того, чтобы не ощущать боль. Некоторые подростки утверждают, что после того, как они режут свое тело, им становится легче. Приходит чувство спокойствия и равновесия.

По словам Галины (20 лет): «После того как я резала кожу, приходила какая-то эйфория. Мне становилось легко и хорошо. Все переживания и гнев просто исчезали. Я ложилась на кровать, и мне было легко». Именно чувство эйфории увеличивает шанс получить зависимость. Люди, травмируя себя, получают удовлетворение.

Семейные травмы

«Я каждый день резал своё тело начиная с 14 лет, и только в 17 я понял, что это не нужно, - говорит Борис (27 лет). – Я смог остановиться только тогда, когда съехал из дома. Благодаря долгой работе с психологом я понял, что таким методом я справлялся с чувством отвращения к своей матери. Мать не хотела меня рожать и всегда говорила мне об этом. Для неё я был ошибкой всей жизни. Я ощущал себя виноватым в том, что испортил ей жизнь».

«Детям, которым мало уделяли внимания и не давали достаточно ласки в первые годы жизни, могут переживать в последующем очень тяжёлые травмы, - рассказывает Елена Вроно. – Дети не могут воспринять своё тело как источник тепла и ласки. Травмируя своё тело, они рушат внешнюю и внутреннюю границу. Так они пытаются стать ближе к «новому» телу». Раны на открытых местах привлекают внимание как взрослых, так и сверстников. Подростки подают сигналы, чтобы родители их услышали. Если есть такие сигналы, то родителя обязаны что-то предпринять. Быть может, с ребёнком нужно просто поговорить или же стоит обратиться к психологу. Иногда действия семьи только усиливают страдание детей».

«Чтобы помочь ребёнку некоторые мамы и папы пытаются не баловать и не хвалить своих детей. Будто это может испортить ребёнка, - говорит Инна Хамитова. – Но дети в независимости от возраста должны получать от родных любовь, поддержку и понимание. Если мама или папа постоянно критикуют и осуждают сына, дочь, то у ребёнка складывается мнение, что он плохой и недостоин чего-то хорошего. В этом случае телесные повреждения могут быть как наказание за осуждение».

Но, подростки не осознают, то, что они не воспринимают другое мнение. Как утверждает, Анна (16 лет): «Когда я поссорилась с лучшей подругой, она наговорила мне кучу гадостей. Из-за её слов мне стало так плохо, что от злости расцарапала пальцы до мяса о стену». В семьях, где присутствует авторитарный режим, когда над ребёнком стоит жёсткий контроль за поведением и эмоциями, как утверждает, Инна Хамитова, «может наблюдаться борьба за власть и справедливость».

Дети такими выходками хотят показать, что их мнение и действия тоже имеют значение. Они как бы говорят родителям, что тоже имеют право на свою жизнь. Подросток думает: «Я отношусь к себе так, как хочу. И с собой я буду делать то, что хочу». Порезы на открытых местах всегда привлекают внимание и вызывают сомнения и шок. Эти сигналы должны быть услышаны и замечены родителями. Иначе ребёнок будет продолжать привлекать к себе внимание всякими способами.

Граница риска

Нужно различать проверку на прочность и постоянные самоистязания. Первое напрямую взаимосвязано с познанием «нового» тела. Подросток экспериментирует и познаёт себя. А вот постоянные попытки нанести себе порезы – это громкий сигнал родителям. В срочном порядке нужно обращаться к специалисту, иначе это может перерасти в большие проблемы. Очень важно понять, что подросток хочет сказать своими поступками. Быть может, стоит поговорить с ним и всё обсудить.

Что делать?

В этом возрасте дети ищут понимание со стороны взрослых, и одновременно охраняют своё внутреннее пространство. Иногда дети хотят поговорить, но не могут выразить свои чувства и переживания. Поэтому в этот период хорошим собеседником может стать – не мама с папой, а кто-то из родных и близких. Ребёнку будет легче высказать свои переживания менее близкому человеку. Нужен тот человек, который выслушает, поможет, не отвергнет, - утверждают эксперты. Бывают случаи, когда ребёнок перестаёт травмировать себя после сильного толчка от родителей. Таким способом отец с матерью дают понять ребёнку, что он переборщил со своими выходками. Нужно заканчивать. Но иногда и этот способ не помогает и постоянное травмирование себя может привести к суицидальному исходу. Поэтому в таких случаях лучше всего обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком и поможет ему разобраться во всём. После сеансов ребёнок поймёт, что причинять себе боль - это не самый лучший выход из ситуации.


Почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации. Для тех, кто не хочет читать "много_букв" , в конце я сделаю вывод.

Взял у "Летидора" и подписываюсь под каждым тезисом.
Первые 2 фотографии из лагеря, где я работал летом 2013.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть . Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития , но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу "Если ты меня любишь, то сделай то…", "Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…". Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла .

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоуверенность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ощущение своей "взрослости" может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом, личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу . Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос "Скажи, что с тобой случилось?", "Почему молчишь?" и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться "Что нового?", "Что тебе сейчас интересно?". Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справиться не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение "плохая" и "хорошая" оценка. Если подросток оценивает себя с "плохой" стороны, то и сам настраивает себя на "плохой" результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества . Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься "плохим" или "глупым". Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявление аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде нанесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть . Возможно также нанесение себе повреждений - это эксперимент со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверстников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать - это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками "неудачником", неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от "катастрофизации" к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответственность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.

Вывод:
— подросток уверен в себе, когда его поддерживают в семье, меньше контролируют и не поднимают лишней тревоги

— для развития самостоятельности нужно давать возможность действовать самому

— глупо задавать вопросы "Что с тобой?". Нужно создавать такую атмосферу, чтобы подросток сам вам хотел все рассказать

— часто плохие оценки связаны с конфликтами в школе и заниженной самооценкой

— те, кто наносят себе порезы (аутоагрессия), хотят внимание общества и жалости

— без агрессии в подростковом мире не выжить. Это способ борьбы за место в социуме

Ну, вот и все. От себя могу еще добавить, что сталкиваюсь постоянно со всеми этими проявлениями в школе, лагере или дружеской компании. Я сам подросток (мне 18), но когда ты так много знаешь о себе, то на все проблемы смотришь со стороны. Это позволяет мне выделяться и пользоваться популярностью. Недавно в "Мафию" со студентами играл: вычислил 3 из 4 мафии (из 15 человек) за 10 минут, остался до самого конца. Знание психологии помогает в жизни.

Кстати, я ищу работу в детском лагере на лето 2014 в Санкт-Петербурге.

Когда родители вдруг обнаруживают, что их ребенок наносит себе повреждения, например, подросток режет руки или что-то еще в таком духе, возникает шок. Дело в том, что с детства боль у человека вызывает инстинктивный страх ее повторения вновь. Обжегся утюгом – больше к нему не полезешь. Поэтому большинству людей трудно понять, зачем другие собственноручно причиняют себе боль. И родители обычно теряются, не знают, как реагировать. Некоторые думают, что лучше игнорировать, и само пройдет, перерастет. Другие так сильно пугаются, что начинают реагировать весьма агрессивно, полагая, что угрозами, криками, выговорами, можно привести ребенка в норму. Некоторые родители пытаются обеспечить сверхконтроль – убирают все острые предметы и следят за ребенком почти 24 часа в сутки. Не помогает ни первое, ни второе, ни третье. Как быть?

Для начала понять, что происходит с ребенком?

Важно понимать, что самоповреждение в классическом варианте – это способ справиться с эмоциональным состоянием. Есть люди, внутреннее эмоциональное состояние которых так интенсивно, психическая боль так сильна, что физическая боль помогает справиться. Человек как бы замещает одну боль другой. Причем боль – вещь яркая, поэтому помогает сразу. На нее тут же перефокусируется внимание, и ребенок испытывает облегчение. Здесь задача взрослого – не обесценивать внутреннее переживание ребенка обычным "нам бы твои проблемы". Для каждого возраста свои проблемы, а почувствовать чужую боль как свою, понять ее – опция не очень-то доступная нам от природы.

Есть дети, наоборот, как бы внутренне "вымороженные". В их опыте было слишком много негативных переживаний, страдания в контакте с другими людьми, и они просто "научились" блокировать в себе чувства или эмоциональные проявления. Для них самоповреждение – способ вернуть себе хоть какие-то ощущения, почувствовать связь с телом, почувствовать себя "живыми".

Для некоторых детей – это может быть выработанным способом самоконтроля. Когда их эмоции начинают зашкаливать, то нанести вред телу и успокоиться – это приобретенный механизм контролировать свое эмоциональное состояние, не уйти "в разнос". Проблема в том, что потом этот механизм, в свою очередь, начинает контролировать человека. Подросток не научается переживать сильные эмоции иначе, другим способом. У них не вырабатывается механизм взрослой саморегуляции. Они не получают опыта справляться со стрессом, переживать эмоциональную боль адекватным для человека способом. И это тупик. Инфантильность и недоразвитие личности.

Бывает так, что это – эффект подражания. Могут нахвататься этого в интернете или на вечеринке с друзьями. Если подсмотрели это у друзей, попробовали и почувствовали, что это помогло успокоиться, – могут начать копировать. Правда, дети с нормальным гармоничным внутренним миром, у которых все ок, резать себя не будут. Им это просто не нужно. Другое дело, что это может вызвать другой эффект: на них обратили внимание, они стали центром вечеринки, их обсуждают. Вот на это можно подсесть. Если другой способ привлекать к себе внимание у подростка отсутствует. По-другому он не умеет заявить о себе. Или, может быть, не умеет вызвать сочувствие – напрямую просить о помощи не научен.

Что могут сделать родители?

Для начала сделать очевидным для ребенка, что вы в курсе происходящего и волнуетесь за него. Просто сказать ребенку, что вы знаете о том, что он делает, вас это тревожит, и вы готовы помочь, но не очень знаете, как.

По своему опыту скажу – ни разу не видела, что подросток режет руки и у него при этом полная гармония с самим собой и с жизнью. Обычно у таких детей – чудовищная неудовлетворенность собой, они несчастны, ненавидят себя по каким-то причинам. И самое главное – они не могут с этим справиться, и такому ребенку действительно нужна помощь. И здесь не столь важно фокусироваться на самом поведении, сколько учить детей осознавать, в какой момент возникает подобный саморазрушительный импульс. Какое крайне интенсивное эмоциональное состояние его вызывает. И просто помочь ребенку выработать другую стратегию выхода из подобного состояния. Помочь найти адекватный способ, как бы это сказать, … самообладания.

А еще лучше в таких случаях, все-таки, обращаться к специалитам. Помочь можно быстрее, эффективнее и, главное, можно во многом облегчить жизнь подростка в целом. И подарить ему мир с самим собой!

Это случается нередко. Подросток режет руки лезвием, прижигает себе тело, колет, наносит себе глубокие царапины. Иногда желание причинить себе боль переходит в навязчивую идею. Зачем они делают это? И как это связано с подростковой ?

Один из десяти подростков в США намеренно причиняет вред своему телу. Ученые проанализировали национальную базу данных по травматологии о более чем 286 тысячах подростков в возрасте 10-18 лет. За неотложной помощью обращались подростки, которые наносили себе режущие или колющие повреждения. И чаще всего это были девочки. Мальчики же иногда использовали даже огнестрельное оружие. Падение с высоты, самоудушение и отравления тоже привлекают молодежь, но реже.


В основном самоповреждения не связаны с самоубийством. Но любое повреждение - повод для родительской тревоги, поскольку подростки, которые этим занимаются, чаще совершают и настоящие попытки суицида.

Психологи пытались выяснить, почему подростки режут себя, откуда эта потребность наносить себе повреждения. Многие говорят, что это помогает им высвободить накопившееся эмоциональное напряжение и испытать облегчение. Другие говорят что подростки режут руки, потому что боль дает возможность «почувствовать себя живым».

Обычно подростки наносят себе повреждения, но не хотят, чтобы кто-то это видел, особенно родители. Поэтому они режут, колют и прижигают те части тела, которые легко скрыть под одеждой, - бедра, предплечья, грудь. Тех, кто делает это демонстративно, чтобы привлечь к себе внимание, гораздо меньше.

Именно потому, что порезы и травмы остаются незамеченными, психологическое состояние подростка тоже не попадает в сферу внимания родителей, и мало кто из детей получает необходимую помощь.

Только 5% из тех, кто наносит себе травмы, имеют психиатрический диагноз. К самоповреждениям может подталкивать депрессия, посттравматический стрессовый синдром, а также биполярное расстройство. Остальные случаи, когда подростки режут себе руки и наносят другие увечья, касаются здоровых детей в состоянии душевного смятения и одиночества.

Избавиться от привычки травмировать себя непросто.

Многим пациентам трудно прекратить наносить себе вред, потому что для них это единственный способ дать выход внутренней боли.

Поэтому важно вовремя обратить внимание на состояние подростка. Давно ли вы разговаривали с ним? Не проскальзывало ли в его речи «Хочу порезать себе руку»? Не встречалось ли в истории его интернет-запросов что-то вроде «Хочу порезать себя». Возможно, вы слышали и видели это, но принимали за неумелые попытки привлечь к себе внимание.

Не игнорируйте эти сигналы. Постарайтесь понять причину состояния подростка и попробовать помочь ему найти другой способ выразить боль. Иначе, накапливаясь, она может привести к более серьезным последствиям: психологическим травмам и даже суициду.

По материалам psychologies.ru

Все чаще стали обращаться к психологу родители с детьми-подростками, которые наносят острыми предметами, лезвием, ножницами, всем, что попадет под руку различные порезы на своем теле, как правило, в закрытых местах, таких как предплечье, бедра и других.
Резка – это популярный способ подросткового способа причинить себе боль, без намерения совершить самоубийство. Эта проблема приобретает массовый характер. Зачем подростки режут свое тело? Как им помочь избавиться от желания причинить себе боль? В этой статье, я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы, связанные с этой проблемой.

Зачем подростки режут свое тело.

Единого ответа о причинах самоповреждения нет. Различного рода специалисты едины в одном мнении, что чаще это делают девочки и что резка , это способ испытать сильные эмоции и боль, а также в том, что это делают подростки, у которых есть трудности в выражении своих эмоций, закрытость, замкнутость, страдающие от недовольства собой и своим положением в обществе. Все они имеют перепады настроения, волнообразное состояние покоя и взрыва негативных эмоций, с которыми не справляются.

Подростки как бы замирают в некоем «полуживом состоянии», и резка своего тела, дает им ощущение, что ты «живой», хотя бы на какое-то время, а физическая боль отвлекает их от боли душевной, которую они испытывают постоянно. Для них резка , это способ освобождения от накопленных эмоций, когда чаща их терпения переполняется.

Подростки, выбравшие такой путь освобождения от накопленных эмоций, как правило, чувствуют себя очень одинокими, беспомощными, они живут в постоянном стрессе и беспокойстве, разрезая свое тело, они как бы выпускают свои эмоции и нежелательные чувства, как будто вскрывают нарыв, только не физический, а душевный. Этот способ освобождения от эмоциональных страданий быстро становится для них привычкой.

Случай из практики. В кабинет вошли мама и ее дочь лет четырнадцати. Мама худенькая, стройная, молодая, миниатюрная женщина, а девочка наоборот, крупного телосложения, немного полноватая, выглядит старше своего возраста, совсем не похожа на свою мать. Весь вид девочки, просто кричит о том, что она очень неуютно себя чувствует в своем теле, она даже волосами пытается закрыться от этого мира, практически не поднимет головы, но пытается рассказать что-то о себе. Мама дотрагивается до ее локтя и все время говорит: «Извини, дай лучше я расскажу». Девочка, после этого как будто корчится от боли, ее лицо, закрытое волосами, выражает страдание.

Мама рассказывает о проблеме, которая привела их к психологу, говорит о том, что они некоторое время назад уже обращались к другому специалисту, и что после его посещения на какое-то время им обеим стало лучше. Психолог рекомендовал маме быть внимательней к девочке, больше проводить с ней время, и сказал ей о том, что ее ребенок психически абсолютно здоров. Так же специалист предложил занятия с самой девочкой, но после кратковременного «улучшения», они к нему больше не вернулись. Обратились вновь и уже к другому специалисту, когда случаи нанесения порезов участились и приняли угрожающую форму.

У девочки явно эмоциональные проблемы, она очень неуютно чувствует себя в своем теле, особенно рядом со своей мамой, которая выглядит так, как выглядеть должна она, она комплексует от своих форм, растущей не по годам груди, пытается все это скрыть, за мешковатой одеждой. Мама, в глубине души, тоже не принимает ее такой, она все время пытается за нее сказать, объяснить, по-своему, помочь решить эту «стыдную» ситуацию. У них есть множество причин, которые, возможно, помогли усугубить и без того не очень уверенное положение девочки в мире людей: это и развод родителей, их переезд в другой город, смена трех школ за короткий срок.

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле.

Этот вопрос больше всего волнует родителей, столкнувшихся с этой проблемой. Безусловно, эмоционально ребенок не в порядке, но чтобы выяснить какие, именно причины привели его к тому, что он начал резать свое тело, необходима комплексная диагностика психоэмоционального состояния подростка.

Подросток может, страдать психическими заболеваниями, такими как биполярное расстройство, у него может быть хроническая депрессия , при таких расстройствах возможно нанесение физического ущерба себе или другому. Однако это не относится ко всем, кто страдает психическими заболеваниями, и чаще встречается у детей, которые страдали тяжелой травмой или жестокостью в детстве.

Причиной может быть интроверсия , дети, которые не могут свободно выражать свои мысли, подавляют чувство гнева, привязанности или разочарования, склонны навредить себе как способ выразить эти чувства. Это может быть способ выразить разочарование, накопившееся в течение длительного периода времени. Они хотят, чтобы кто-то обратил на него внимание и понял их чувства. Им очень нужна помощь, но они слишком застенчивы, закрыты, для того чтобы сказать кому-либо об этом прямо. Поэтому они режут себя, ожидая, что люди каким-то образом поймут их внутреннее состояние.

Компульсивное расстройство, при котором, получая ранения, мозг получает необходимое количество эндорфинов, который является, своего рода, нейрохимическим стимулятором, обеспечивающий ощущение благополучия, он же помогает снять стресс или эмоциональную боль. Когда подростки осознают, что резка может мгновенно облегчить его душевную боль, у них развивается привычка или компульсивное поведение. Всякий раз, когда они испытывают душевную боль, они неосознанно развивают неконтролируемое желание нанести себе рану.

Некоторые подростки чувствуют себя героями, способными на такие действия, это даже возвышает их в глазах других детей. Они объединяются в социальных сетях в группы поддержки на основании того, что каждый член группы на себе испытал и мучительные эмоциональные проблемы, и найденный способ избавления от этих мучений. Они чувствуют себя особенными, не понятыми другими людьми.

Все дети, которые наносят вред себе, нуждаются в любви и помощи. Поэтому, если вы родитель и задаетесь вопросом, как помочь своему ребенку, который режет себя, не ругайте их. Не пытайтесь успокоить их, останавливая их слезы и призывая взять себя в руки. Они не могут это сделать под давлением своего эмоционального состояния. Но прежде всего, необходимо выявить или исключить психическое заболевание у своего ребенка, посетив психиатра. Все родители опасаются, что ребенка поставят на учет, но получить консультацию психиатра можно в частной клинике. Не будет лишним посетить невролога и обследовать ребенка на предмет неврологических проблем.

Собрав полный анамнез состояния ребенка, отведите его к специалисту психологу, с которым можно свободно разговаривать на любую тему, которому они могут доверять. Специалист поможет ребенку научиться, другим способом освобождаться от нервного напряжения, выражать свои эмоции, приобрести уверенность в своих силах, а также планированию, самоконтролю, умению обсуждать свои проблемы с близкими людьми, восстановить сон, при его нарушении, все это является положительными механизмами преодоления эмоциональных трудностей . Психолог научит его справляться со стрессом, и постепенно ваш подросток научится позитивно реагировать на каждую ситуацию своей жизни.

Самоповреждение – относится к негативному механизму преодоления эмоциональных трудностей. Некоторые подростки режут себя, потому что чувствуют, что могут убежать от давления ситуации, в которой они находятся. Однако они не понимают, что это лишь временное облегчение. Иногда дети совершают такие поступки, чтобы избежать сильных чувств, особенно тех, которые вообще не принимаются обществом.

Также это может быть способом привлечения внимания, в тех случаях, когда они чувствуют, что их не любят, не принимают, эти мысли и заставляют их чувствовать себя подавленными. Подсознательно, они причиняют себе вред, чтобы обратить на себя внимание тех людей, от которых они и ждут этой любви и безусловного принятия. Обычно они имеют тайное желание заставить почувствовать вину близких за небрежное отношение к ним и за то, что они так чувствуют себя.

На что следует обратить внимание, если вы подозреваете, что ваш подросток может причинять себе вред:

  1. Ваш ребенок носит одежду только с длинными рукавами, а так же наотрез отказываются надеть короткие брюки, платья или шорты, даже в жаркие дни.
  2. Злится и уходит от разговоров, когда у него спрашивают о порезах на теле.
  3. Отказывается надевать купальный костюм, не ходит на пляж, речку или в бассейн, хотя раньше делал это с удовольствием.
  4. Ваш ребенок хранит в своей комнате бритву, зажигалку, предметы, которыми он может повреждать себя.
  5. Становится скрытным, много времени проводит в своей или в ванной комнате.
  6. Если вы заметили хранение вещей с пятнами крови.
  7. Он общается с другими детьми, которые делают себе порезы на теле.
  8. Если кто-то обращает ваше внимание на то, что с вашим ребенком не все в порядке (кто-то из родственников, учителя, одноклассники и другие).

Что нельзя делать при общении с подростком, который режет свое тело:

  • Нельзя на него кричать и заставлять его не делать это.
  • Нельзя применять родительские меры воздействия, такие как лишение его того, чем он любит заниматься.
  • Угрожать ему тем, что расскажете всем, чем он занимается, стыдить его.
  • Доказывать ему свою правоту в любом вопросе, только потому, что вы, являетесь его родителем.

Подросток уже не ребенок, но он еще не взрослый , ему требуется руководство надежного взрослого – родителя – друга. Станьте надежным другом для своего ребенка. Говорить им о том, что делать и что делать не следует – плохая затея. Включайте их в свою жизнь, включайтесь в их жизнь. Общайтесь!

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка-подростка есть проблемы, которые Вы не можете, решить привычным образом, или не знаете как – обращайтесь, вместе мы сможем помочь вашему подростку.

Спасибо за внимание к моим статьям, Ваши спасибо и отклики.

Записаться на очную консультацию можно здесь: https://www.b17.ru/zhuravlyova/#contact

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх