Карманные деньги для школьника хорошо или плохо. Как начать выдавать карманные деньги? Контролировать ли самостоятельные траты ребенка

Рано или поздно каждый родитель встанет перед вопросом давать ребенку деньги на карманные расходы или нет. Финансовые возможности у всех разные. Но даже при условиях достаточного, стабильного дохода вопрос этот остается сложным, спорным. Прежде чем принять окончательное решение надо взвесить все «за» и «против».

Преимущества карманных денег

Распространено мнение о том, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи. Благодаря тому, что родители дают своим детям деньги на карманные расходы, у последних постепенно формируются определенные качества, черты характера, умения.

  1. Самостоятельность . Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решения, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки. Но такая самостоятельность проявляется в узком смысле, только в отношении карманных денег. При этом решение других вопросов по-прежнему может быть затруднительным, а уборка в комнате будет проводиться под чутким руководством родителей.
  2. Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, то он чувствует, что может потратить их в любое время на то, что он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым. Вот только некоторые ребята начинают чувствовать свое превосходство над теми, у кого нет денег, и нередко высоко задирают нос, становятся самоуверенными. Такое поведение уже можно отнести к недостаткам.
  3. Умение обращаться с финансами. Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки.
  4. Ответственность. Как и самостоятельность, проявляется в узком смысле. Чадо анализирует свои покупки, осознает их полезность, а может быть ненужность. Понимает, по предположению, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, то есть не потерять.

Кроме этого, регулярное пополнение кошелька приносит чувство спокойствия, стабильности. Это хорошо сказывается на чувствах и эмоциях, ребенок реже обижается, спорит. Но иногда за этой маской скрывается совсем другой характер.

Недостатки карманных денег

В том, что родители регулярно дают детям средства на карманные расходы, есть немало минусов. Хочется сразу отметить, что деньги, выделенные на еду, не в счет. Хорошее питание – это обязательная составляющая здоровья, а на нем, как известно, не экономят. А за необязательными тратами скрываются недостатки и опасения родителей.

  1. Одним из самых наиболее значимых недостатков карманных денег является то, что ребенок привыкает к ним. Постепенно он начинает воспринимать их как должные. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, тогда это может вызвать вспышку агрессии, ребенок будет требовать «свое». Сложно придется в таком случае и детям и взрослым.
  2. Многие родители боятся, что их чадо потратит деньги на сигареты или спиртные напитки. Очень часто так и происходит.
  3. Также распространены опасения, что деньги украдут, отберут.
  4. Ребенок неправильно, нерационально, бездумно распоряжается деньгами. Часто траты карманных средств напрасны. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумывается о том, чего он действительно сильно желает и, что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. Нет страха остаться без средств.
  5. У ребенка складывается неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не нужно работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность.

Если посмотреть на вышеописанные плюсы и минусы, можно заметить, как они перекликаются между собой. Нет однозначного ответа во многих случаях. Карманные деньги будут действовать положительно или отрицательно в зависимости от воспитания, отношения к родителям, поведения ребенка и т.д.

Сколько давать денег

Предположим, родители приходят к выводу, что карманные деньги «давать, нельзя лишить». Тогда перед ними встает другой вопрос. Сколько давать? Это уже должно зависеть от:

  • материального положения взрослых, их возможностей;
  • средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
  • от стоимости необходимых расходов;
  • от возраста.

Но никак не должны влиять на общую сумму карманных средств:

  • отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
  • помощь родителям;
  • исполнение домашних обязанностей;
  • настроение родителей.

Обычно, деньги на личные расходы впервые начинают выделять первоклассникам. Сначала денег надо давать совсем немного. Первое время ежедневно спрашивать, на что они были потрачены или отложены. Это необходимо для того, чтобы лучше понять, сколько ему надо средств и с пользой ли они тратятся.

Выделять деньги можно регулярно или периодически. Повторимся, что это не имеет отношения к средствам на ежедневное питание. Они должны быть всегда. Что касается прочих расходов, то можно регулярно выделять на них деньги, например, ежедневно или еженедельно. Периодическое выделение карманных средств означает, что ребенок при желании что-то купить должен посоветоваться со взрослыми и попросить у них деньги. Родители несут ответственность за своих детей, поэтому должны знать, что хочет купить их чадо.


В редких случаях ребенка можно поощрять деньгами за хорошее поведение. Это будет неким стимулом для работы над собой, своими качествами, чертами характера. Точно так же можно лишить карманных средств, если ребенок совершил нечто очень неприятное для родителей, например, стало известно, что он тратит деньги на сигареты.

Как научить ценить деньги и правильно распоряжаться ими

Некоторые родители больше склоняются к мнению, что карманные средства «дать нельзя, лишить». И в этом тоже есть доля здравого смысла. Во-первых, взрослые не станут бояться, что деньги украдут или чадо потратит их на бесполезные, вредные вещи. Во-вторых, младшим школьникам совсем не обязательно с такого юного возраста заботиться, задумываться о доходах и расходах. Научить ценить деньги и правильно обращаться с ними можно и дома.

Хороший вариант копить их на стоящие вещи. Пусть ребенок сам решит, что бы он хотел купить. Обдумает, сколько ему нужно накопить. Если родители одобряют его решение и соглашаются помогать, ребенок начинает двигаться к цели. Можно почаще просить ребенка сходить в магазин за покупками. Список должен быть коротким, а общий вес продуктов доступным. Хорошо, если чадо будет видеть, как распределяются деньги в семье , что первостепенно, что менее важно или необязательно. Живой пример лучше всего научит ценить деньги и правильно ими распоряжаться.

Ребенок никогда не откажется от средств на карманные расходы и их никогда не будет много. Родители должны подумать о том, готов ли ребенок получить эти средства, правильно ли он ими воспользуется.

Карманные деньги детям и подросткам — все за и против финансовой независимости подрастающего поколения

Давать или не давать своим детям карманные деньги? И что делать, если вдруг они станут их постоянно клянчить?

Зачем ребенку карманные деньги?

Казалось бы, зачем ребенку деньги? Кушает он дома, всем его обеспечивают, что попросит – покупают. Конечно, можно дать чаду полтинник на запас, если все его друзья тоже с копейками в кармане. Вдруг они захотят съесть по пирожку? Неужели вашему чаду придется стоять и смотреть, потому что «мама карманных не дает»? Но на самом деле это средство можно использовать как отличный воспитательный аспект. Главное – все делать с умом.

А для этого, перед тем, как впервые дать ребенку карманные деньги, важно установить сходу строгие правила:

  • Деньги в определенном количестве будут выдаваться на карманные расходы только в конкретный день недели – и ни раньше, ни позже;
  • Сумма всегда будет одна и та же, и просить о бонусах нельзя;
  • Если малыш хочет какую-то игрушку, пусть копит на нее сам;
  • Клянчить деньги у другого члена семьи строго запрещается.

Объясните ребенку, что такое семейный бюджет, и почему его так важно планировать (вскоре он убедится об этом на практике), и что какие-либо внеплановые дополнительные расходы всегда выбивают из колеи. А потому пусть рассчитывает, планирует, экономит и собирает, а если окажется не способным на это и станет клянчить лишние карманные – он снова окажется без них, а финансовый контроль за покупками для него снова возьмет на себя мама. Обычно дети этого не любят, а потому стараются всеми силами соответствовать возложенных на них надеждам.

Почему некоторым детям родители никогда не дают карманных денег?

Родители, который никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами:

  • Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Незачем разбрасываться деньгами – каждый день по два рубля, и за месяц хорошая сумма выходит.
  • Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  • Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

И так оно и есть. Лишение ребенка карманных денег нередко – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым. Таких пап и мам малыши обычно просят об какой-нибудь игрушке очень и очень долго.

Почему некоторых детей всегда слишком задаривают?

Слишком внушительные карманные средства, данные кому-то из друзей вашего ребенка – вовсе не признак, что того очень сильно любят и готовы для него на все. Более вероятно, что от чада просто откупаются, мол, я тебе дал жизнь, обеспечил ее, любви большей от меня не требуй.

Иногда также такие родители через деньги пытаются «купить» любовь и симпатию со стороны одноклассников и друзей своего ребенка. Чаще это происходит тогда, когда сам малыш еще с раннего детства не пользуется особой популярностью, или изгоями в свое время были его родители. И тогда в ход идут сладости, деньги, «крутые» игрушки. Такого малыша еще с детсада сразу одаривают вниманием сверстники – чтобы разделить с ним его подарки от родителей. И, если у самих взрослых неожиданно и не в лучшую сторону изменится финансовое положение, то положению их ребенка не позавидуешь: неожиданно для себя он окажется совершенно одиноким и отвергнутым. Вот почему не стоит давать своему чаду слишком высокую как для ребенка сумму карманных денег – хороших качеств характера в нем они не привьют, деньги сами по себе будут казаться легкой добычей, а дружба с ним других детей в 99% будет неискренней.

Какие личностные качества у ребенка способны развить карманные деньги?

– это еще один прекрасный метод воспитания. Ведь наличие их у ребенка развивает у него самого такие ценные черты характера, как:

  • Ответственность. Ведь никто ему не даст новых денег раньше времени (например, субботы), если он бездумно потратил предыдущие. Главное, с самого начала пресечь нытье и выпрашивание. По субботам, как у дядюшки Скрутча из «Утят», значит, по субботам.
  • Расчетливость. Ребенок имеет отличную возможность потренироваться в математике и даже развить кое-какие предпринимательские качества. Ведь теперь, чтобы купить какую-нибудь дорогую игрушку, он должен хорошо спланировать свой бюджет и продумать, сколько и как часто он сможет на нее откладывать.
  • Терпение. Ожидать, пока получится собрать необходимую сумму на желаемую вещь – это прекрасный тренажер такого ценного качества, как терпение. Которого, к слову, современным детям ой как не хватает.
  • Отсутствие «Мама, купииииии!». Больше нытья в магазине не будет – малыш хорош знает сам, как и что он купит.
  • Понимание родителей. Теперь малышу не нужно будет часами объяснять, что на новую компьютерную игру нет средств – на примере карманных денег можно наглядно показать, что, по сути, на все покупки деньги нужно собирать, ведь большая часть дохода уходит на пропитание и оплату жилья.
  • Экономность. Дорожа каждой своей копейкой, ребенок больше не купит бездумно двадцатого дешевого робота.
  • Бережное отношение к приобретенным игрушкам. Поверьте, те конструкторы и мягкие игрушки, которые вы купили когда-то сами, так и будут валяться в самых разных местах. А вот выстраданной, тщательно выбираемой вещице, на которую средства копились не одну неделю, будет непременно отведено самое почетное место в детской.

Даваемые ребенку с умом, решают массу проблем и воспитывают в нем хорошие качества. Главное – сразу определить ориентиры и научить чадо финансовой мудрости.

Чапская Кристина

Исследовательский проект по обществознанию "Роль карманных денег в жизни современного подростка"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

номинация «Исследовательский проект»

Р ОЛЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА>>

Ученица 7 б класса

Адрес: п. Пионерский

улица Коммунистическая

Руководитель: Гудукас И.М.,

Учитель истории и обществознания,

I квалификационной категории

2011г

  1. Введение
  2. Что такое деньги?
  3. История появления денег.
  4. Афоризмы о деньгах.
  5. Исследование проблемы карманных денег современных родителей и подростков.
  6. Выводы.

Приложение 1 (социологическое исследование в графиках и таблицах)

Приложение 2 (памятка для учащихся «Как управлять своими деньгами»)

Введение.

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительными, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребенка к разумной трате денег задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Опасно и потакание желания ребенка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Поэтому, нам показалось очень интересным посмотреть отношение к деньгам современных подростков, их родителей, а также узнать, как распоряжаются своими финансами современные дети.

Для работы над исследованием мы выдвинули следующую гипотезу : «Современные подростки, обладающие карманными деньгами, не умеют разумно управлять своими финансами».

Исходя из этого, мы поставили следующую цель нашего исследования:

«Изучить проблему карманных денег современных подростков и помочь им научиться грамотно распоряжаться своими финансами».

Данная цель будет реализована через решение следующих задач :

  1. изучить историю появления денег;
  2. изучить примеры народной мудрости, через подбор различных афоризмов и мнений известных людей о деньгах и их роли в жизни людей;
  3. исследовать отношение к карманным деньгам современных подростков и их родителей;
  4. разработать памятку для учащихся «Как научиться управлять своими деньгами».

Для проведения исследования мы используем следующие методы :

  1. работа с литературой и интернетом;
  2. социологическое исследование в форме анкетирования и опроса;
  3. анализ и обобщение материала;
  4. работа в программе « Microsoft Word » и « Power Point ».

Что такое «Деньги»?

Слово «деньги» происходит от латинского «moneta», что было одним из имен Юноны, римской богини, храмы которой использовались для чеканки монет.

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как работает денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития любой страны.

Обычно выделяют четыре основные функции денег: мера стоимости, средство накопления, средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую функцию денег - функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

Основная функция денег – это мера стоимости, т.е. измерение стоимости различных товаров и услуг - автомобилей, компьютеров, одежды и пр.

В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США - доллар, в Японии – иена, в Германии – немецкая марка. Деньги могут выступать и как международный эквивалент, например, в странах Евросоюза - это евро.

История появления денег.

История денег начинается с тех давних времен, когда людям, приходилось менять одну вещь на другую, чтобы получить то, что им было нужно. Если человеку нужен был топор, шкура или продукты питания он находил тех, у кого были указанные предметы, и обменивал их на что-нибудь необходимое уже для обладателей топора или шкуры. С течением времени, основные занятия людей - охота и собирательство, были заменены более эффективными – выращиванием растений и разведением скота: в результате стали появляться излишки одного или другого товара. Племя, обладающее излишками шкур животных, но испытывающее нехватку зерна могло обмениваться с другим племенем, имевшим его избыток. Так появилось понятие бартера.

Однако подобный способ обмена товарами был весьма затруднительным, так как предполагал нахождение в одно и то же время и в одном и том же месте двух предметов мена, что не всегда представлялось возможным, особенно в периоды несовпадения урожаев фруктов и пшеницы. Выход был найден – появились промежуточные предметы обмена, по сути, прототипы денег – раковины, природные драгоценные металлы, меха, соль. Из самых удивительных и непривычных для современного человека стоит назвать, каменные деньги Исландии, слоновая кость на острове Фиджи, брикеты чая в Сибири, шкурки куниц, соболей, белок, лисиц в Древней Руси. Также у древних славян роль денег выполняли лен и изготовленная из него ткань - полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово – платить.

К слову сказать, в Древнем Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово жалование пришло оттуда) потому, что соли было мало и она была необходима для консервации продуктов, а в Европе, в XII в. за фунт имбиря можно было приобрести корабль.

Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории Малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить, удостоверяя тем самым качество металла, – так появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен.

Слово «монета» обязана своим появлением древним римлянам, использовавшим Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Спустя некоторое время, все места, где изготавливались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский - «моне»; от этого слова и произошло английское слово «money»– деньги.

Сами монеты впервые появились в Лидии и Древней Греции в VIII-VII веке до нашей эры. Появляясь в развитых государствах, монеты быстро распространялись и в соседних варварских племенах, потом все далее и далее.

Уже в VII-VI веках до нашей эры большинство городов Греции чеканили монеты. В основу денежно-монетных единиц легли общие почти для всех греков весовые единицы и их названия: талант, мина, статер, драхма, обол. Талант и мина играли роль весовых единиц, а средством обращения (монетами) стали статер, драхма, оболи кратные им монеты не выше 10 драхм.

Следует различать два типа греческих монетных систем: основанные на статере - системы, для которых основным металлом было золото, и на драхме - “серебряные” монетные системы. Вышеупомянутые монетные системы были основными в Греции и эллинских странах. Кроме них, существовал ряд других систем: Финикийская, Абдерская, Хоисская, Родосская и др. Кроме золотых и серебряных монет в Древней Греции чеканились медные монеты халк и лепта.

Первые римские монеты, которые выглядели как большие литые кружочки из меди и бронзы, были изготовлены около 338 г. до нашей эры на основе принятой в Риме и средней Италии торговой системы веса. Она весила полный римский фунт - 272,88 грамм (английский фунт - 453,59 грамм) и носила название асс. После начала чеканки в 269 году до нашей эры асс “похудел” до 54,59 г. С тех пор все римское монетное дело базировалось на единой основе - солид, весом 4,55г, который стал основной счетной единицей государства.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами

для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

Одним из важнейших моментов в истории развития денег является возникновение бумажных денег. Несмотря на то, что древнейшими бумажными деньгами признаны расписки вавилонцев, датированные 2500г. до н.э., древнейшие банкноты, как утверждают историки, могли быть отпечатаны в Китае. В 1273 до н.э. Хубылай Хан (1215-1294 гг., основатель монгольской династии в Китае, потомок Чингисхана) выпустил бумажные записки, сделанные из темно-красной коры и отмеченные его печатью и подписью казначея.

Первая европейская банковская записка - банкнота была отпечатана в Швеции в 1661 году. Первые бумажные деньги в Британской империи возникли в форме обещательных записок, выдаваемых массачусетским солдатам в 1690 г., при неудачном осаждении г. Квебек, когда не было добыто трофеев для оплаты.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

* http://nominalis.ru17 Мой первый капитал

* Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999.

Афоризмы о деньгах.

  • Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)
  • Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)
  • Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)
  • Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)
  • Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны. (С. Моэги)
  • Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)
  • Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)
  • Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)
  • Те, кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)
  • Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)
  • Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)
  • Деньги могут быть и добрыми и злыми, в зависимости от того, в чей карман они попадают. (В. Швебель)
  • Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Ж. Лабрюйер)
  • Наличные - не единственная связь человека с человеком. (Т. Карлейль)
  • За деньги мы вынуждены платить свободой. (Р. Стивенсон)
  • Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. (Ф. Бэкон)
  • Жизнь слишком коротка, чтобы делать для себя то, что могут для тебя сделать за деньги другие. (С. Моэм)
  • Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет, и никогда не было. (Э. Хоу)
  • Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может. (В. Швебель)
  • Всеобщее уважение к деньгам - это единственное в нашей цивилизации, что дает надежду, единственное здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире. Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы, чести, щедрости и красоты, сколь бесспорно болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они становятся проклятьем. (Б. Шоу)
  • Деньги все могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осёл. (Ф. Рохас)
  • Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком. (Ф. Хайек)
  • Самый безопасный способ удвоить свои деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман. (К. Хаббард)
  • Деньги - это свобода, выкованная из золота. (Э. Ремарк)
  • Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для. (Ж. Элгози)
  • Хорошо, когда у тебя есть деньги и все, что можно купить за деньги, но неплохо также время от времени проверять, не потерял ли ты то, что нельзя купить за деньги. (Д. Лоример)
  • В финансах наказание следует тотчас за оплошностью. (П.Лакретель)
  • Деньги - последний друг, верный до конца. (С. Батлер)
  • Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят. (Т.Герцль)

Исследование проблемы карманных денег подростков.

Понятно, что деньги – это необходимая в современном мире вещь, но при этом мы сталкиваемся с проблемой Карманных денег. В чем заключается эта проблема? Аспектов данной проблемы несколько:

Во-первых, как к карманным расходам детей относятся их родители;

Во-вторых, как и на что тратят карманные деньги дети.

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи?

Вот, например, по данным социологического исследования английского журнала «Youth Culture» (№5, 2007 г.), в котором приняли участие родители подростков в Англии, Германии, Франции, Швейцарии и Дании, были сделаны следующие выводы.

Как ни странно, дети, которых растит один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных», семей, где работает только отец.

Если же школьник недоволен слишком маленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям.

Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям. Итак, мы опросили 34 человека и задали следующие вопросы:

1) Нужны ли подростку карманные деньги?

2) На что, по их мнению, подростки тратят карманные деньги?

3) Сколько денег необходимо подростку (в неделю)?

Вообще, 28% опрошенных считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег (по их мнению, подростки не умеют распоряжаться деньгами; деньги их развращают, подталкивают к употреблению табака, алкоголя и наркотиков).

Не согласны с этим 66% - с их точки зрения, у подростка обязательно должны быть деньги, которыми он мог бы распоряжаться самостоятельно (они чаще всего объясняют свою позицию тем, что удовлетворение потребностей и интересов подростка требует денег, а также тем, что опыт обращения с деньгами способствует воспитанию, взрослению).

Остальные 6% не задавались подобным вопросом и ответить затрудняются.

Впрочем, даже среди участников опроса, считающих, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению, большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 200 рублей в неделю, 18% - от 300 до 500 рублей, и лишь 30% называют более значительные суммы. В то же время респонденты, полагающие, что в идеале у подростка денег быть

не должно, не связывают эту установку с деньги, зарабатываемые самими подростками: то, есть, что заработали сами – сами пусть и тратят.

Как на эти проблемы смотрят подростки нашей школы?

Для изучения данного вопроса мы составили следующую анкету:

  1. Знаете ли Вы что такое «карманные деньги»? (да, нет)
  2. Как часто бывают у вас карманные деньги? (всегда, редко, никогда)
  3. Где вы берете карманные деньги? (выдают родители, зарабатываю, свой вариант)
  4. Какое количество карманных денег у вас бывает за неделю? (до 100 рублей, от 100 до 500, более 500рублей)
  5. На что Вы обычно тратите карманные деньги? _______________
  6. Удовлетворены ли Вы своими расходами? (да, нет, не всегда)

Нами было опрошено 89 учащихся 6, 7, 8, 9 классов и мы получили следующие результаты:

  1. Все опрошенные знают, что такое карманные деньги – 100%
  2. Всегда имеют карманные деньги 40%; редко имеют карманные деньги 50%; никогда – 10%.
  3. Карманные деньги выдают родители - 78%; зарабатывают 22% опрошенных.
  4. Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных; от 100 до 500 рублей в неделю имеют 47% учащихся; свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

На сладости- 23%

На покупку школьных принадлежностей – 2%

На покупку игрушек – 4%

На покупку одежды и аксессуаров –0

На телефон – 30%

На спиртное и сигареты – 12%

На компьютерные игры или различные диски -12%

На поездку в бассейн или коньки (лыжи)- 2%

На дискотеку – 15%

  1. Полностью удовлетворены своими расходами только 15%; абсолютно не довольны своими расходами 45% и не всегда довольны – 40% опрошенных.

Таким образом, мы увидели, что о карманных деньгах знают все, но имеют их только 90%, и то, из них только 40% постоянно, а половина опрошенных время от времени. Основным источником доходов, конечно, являются родители или родственники, зарабатывают с пометкой «иногда» только- 22%. Большинство средств тратится на телефон, сладости и развлечения, кроме того, как и предполагают родители значительный процент опрошенных-15%, карманные деньги тратят вредные привычки и только 2% на спорт. Только 15% опрошенных подростков довольны своими расходами, остальные 85% не всегда или категорически не довольны.

Вывод

Наша работа позволила нам сделать следующие выводы:

Ни одно цивилизованное общество не может существовать без денег.

Проблема денег и отношения людей к деньгам волновала умы великих людей во все времена, и большинство философов считают, что деньги только средство счастливой жизни, а не сама цель, но деньги имеют очень важное значение в жизни человека и особенно выделяют проблему «грамотного» обращения с деньгами.

Проблема карманных денег действительно актуальна для большинства современных подростков, но наши европейские ровесники более «продвинутые» в финансовых вопросах, чем мы и более обеспеченные деньгами.

У большинства подростков наблюдается низкий уровень финансовой грамотности, что не дает им возможности как зарабатывать, так и свободно и рационально использовать те денежные средства, которые у них есть.

Для повышения уровня финансовой грамотности подростков, на основе специальной литературы и собственных проб и ошибок, а так же, посмотрев на данную проблему «со стороны», мы решили разработать полезные советы «Как научиться управлять своими деньгами». Данный материал может быть использован как наглядность на уроках обществознания, так и на классных часах, и на наш взгляд поможет в просвещении современной молодежи.

Список источников

  1. http://moneyinweb.h14.ru/ ,«Честные способы заработка»
  2. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999
  3. Английский журнал «Youth Culture», 2007 г №5.

Приложение 1

Результаты социологического исследования.

  • 28% опрошенных родителей считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег.
  • 66% родителей - считают, что у подростка обязательно должны быть деньги.
  • 6% не задавались подобным вопросом.
  • 52% полагают, что подростку можно позволить иметь не более 200 рублей в неделю,
  • 18% - от 300 до 500 рублей,
  • 30% называют более значительные суммы.
  • 100% опрошенных родителей считают, что самостоятельно заработанные деньги должны тратить сами дети.

Всегда имеют карманные деньги 40%;

редко имеют карманные деньги 50%;

никогда – 10%.

Источники карманных денег

Карманные деньги выдают родители - 78%;

Зарабатывают 22%

Сумма наличных в месяц:

  • Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных;
  • от 100 до 500 рублей в неделю имеют - 47% учащихся;
  • свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

Деньги, опрошенные обычно тратят следующим образом:

Степень удовлетворенности своими расходами

  • Полностью удовлетворены своими расходами только 15%;
  • Абсолютно не довольны своими расходами 45%
  • Не всегда довольны – 40% опрошенных.

Приложение 2

Полезные советы «Как научиться управлять деньгами»

Причем совершенно не важно, какими средствами вы обладаете. Это может быть и 100, и 500 рублей. Выполняя эти простые правила, вы не только осознаете настоящую ценность денег, но и научитесь управлять ими.

Для начала подсчитайте, сколько денег у вас есть. Но не считайте деньги, которые вы ожидаете скоро получить. Ожидаемые деньги, это еще не ваши деньги.

Затем следует точно выяснить, сколько денег вы должны. Учитывать необходимо все, даже деньги, занятые у одноклассника на мороженное.

Подсчитайте свой личный капитал. То есть от суммы наличных вычтите сумму долгов. Это и будет вашим чистым капиталом. Если оно положительное, значит, вы делаете что-то правильно, и «транжирами» вас не назовешь. В случае если это число отрицательное – у вас проблемы, которые нужно решать как можно быстрее.

Сколько денег у вас появляется каждый месяц. Звучит странно, но здесь есть разграничения: кто-то получает в месяц только карманные деньги от родителей, причем, эта сумма бывает и четко оговоренной, одинаковой, а бывает, что родители выделяют деньги в зависимости от потребностей и запросов. Среди вас наверняка есть и те, кто подрабатывает сам. В любом случае, точно необходимо знать, эту сумму.

Определите слабые места своих расходов. Например, кто-то тратит свои деньги в основном на бижутерию, а другой человек пополняет коллекцию новыми CD. Третий проигрывает деньги на игровых автоматах, а четвертый тратит в Интернет-клубах. Опасность таких слабостей заключается в том, что мы сами не замечаем, как начинаем привыкать тратить определенные суммы, порой на ненужные вещи. По мере взросления, от этой привычки труднее избавиться. Большую часть времени наши деньги попадают в такие «черные дыры» на подсознательном уровне, мы даже этого не замечаем. Выведите все подобные расходы на поверхность и разберитесь с каждым из них, ведь не все траты одинаково вредны. Например, покупка нового диска вряд ли можно назвать пагубной привычкой, а «просаживание» денег на игровых автоматах может превратиться в настоящую болезнь. Теперь, когда вы осознали эти проблемы, работайте над тем, чтобы контролировать их.

Попробуйте не тратить деньги на протяжении одного дня. Выберите хотя бы один день и постарайтесь в этот день не потратить ни копейки. Посмотрите насколько приятно чувствовать, что можно управлять своими желаниями, сберегая при этом деньги. Постарайтесь добавить больше таких дней в свою жизнь.

Начните сохранять чеки за покупки. Многие не думая, выбрасывают чек как мусор, даже не думая, каким образом он может пригодиться. Между тем, собирать и выписывать траты может стать полезной привычкой.

Во-первых, это поможет систематизировать расходы, у вас перед глазами будут все потраченные деньги.

Во-вторых, с сохраненным чеком можно обменять товар или вовсе сдать его.

Проверьте, что вы не платите больше, чем возможно. Это может касаться таких простых вещей как тариф сотовой связи. Очень часто старые тарифы, с возможностями новых предложений устаревают и кажутся более дорогими и невыгодными. Проверяйте время от времени и другие возможности, будьте в курсе происходящего в сферах, где у вас задействованы какие-либо средства.

Перед походом в магазин составляйте список покупок. Да этот старый «бабушкин» способ экономить, очень может пригодиться! Уделите время тому, чтобы определить, сколько и чего вам нужно. Покупайте только то, что находится в списке, и избегайте незаписанных искушений.

Считайте свои расходы. Записывайте каждую потраченную копейку за день. Это покажет вам, куда деваются ваши деньги. Продолжайте вести записи ежедневно. Очень скоро перед вами будет ясная картина того, на какие расходы необходимо обратить особое внимание.

Составьте бюджет. Как только Вы определили сумму, которая приходит и уходит каждый месяц, составьте бюджет, чтобы лучше управлять этим потоком. Этот бюджет должен быть достаточно реалистичным, чтобы служить вам руководством на пути через различные финансовые трудности и проблемы.

Прочтите о финансах. Образование – это верное орудие, когда речь идет о деньгах. Прочтите сегодня одну статью, или часть книги по личным финансам на интересующую тематику. Повторите это снова в другой день и продолжайте самообразование.

Начните сберегать деньги на крупные покупки. Даже не имя собственного заработка, накопить деньги на ноутбук или новый велосипед вполне возможно. Откройте сберегательный счет и выделяйте какую-то сумму на него каждый месяц, или каждый раз, когда получаете деньги. Даже небольшая сумма лучше, чем ничего. По возможности увеличивайте сумму, откладываемую на этот счет.

Заботьтесь о других. Будьте чуткими к своей семье, родителям. Иногда возможны трудности и у взрослых. Если родные временно нуждаются в деньгах, помогайте им! И вы увидите, как изменится отношение к вам в семье. Ведь это поступок по - настоящему взрослого и ответственного человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Нужны ли детям карманные деньги?

Сколько денег давать ребенку?

Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Стоит ли давать деньги за работу или учебу?

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что –то необходимо, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Мифы о карманных деньгах

Миф 1: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Миф 2: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. Иногда у детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни:

Отношения с миром и способность влиять на ситуацию

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями. После получения карманных денег роль родителей в получении благ, хотя и остается фактически, несколько уходит в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь бо льшее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями

Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно огораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на эту собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

Иногда родители не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения:

- ты недостоин нашего доверия

- ты неспособен к правильному выбору .

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте. Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, вы можете узнать из вебинара "Осторожно слова!", который можно скачать .

Иногда выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Наличие или отсутствие личных денег влияет на внутреннюю картину самого себя, то есть на идентичность человека. Деньги, как правило, не попадают к человеку просто так, они являются результатом труда, вложения энергии, это материальное выражение потраченной энергии. И сами по себе они также энергия, которой можно распоряжаться, отдавая или выменивая ее на что-то.

С другой стороны, деньги это универсальный эквивалент возможностей, удовольствий и владения вещами. Наличие или отсутствие возможностей владеть и распоряжаться этой энергией влияют в конечном итоге на то, какими начинает видеть самого себя человек. Постепенно у ребенка формируется представление о себе как о человеке владеющим энергетическим ресурсом или человеке, не имеющим прямого доступа к этому ресурсу. Карманные деньги, безусловно, не единственный предмет, влияющий на формирование картины себя и своих возможностей, это только элемент в сложном поле влияний, направленных на человека. Однако, элемент этот немаловажный.

Наличие карманных денег выводит ребенка в иные психологические пространства, воздействует на его представление о себе. Именно с этой позиции и имеет смысл расценивать карманные деньги.

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также к карманным не будем относить «заработанные» деньги, те, которые ребенок получает за какие – либо свои действия.

Карманные деньги - те деньги, которые выдаются из семейного бюджета ребенку, трата которых никак взрослым не контролируется. Ребенок получает эти деньги просто потому, что по факту своего существования в семье он имеет право на часть семейных денег. И небольшое количество этих денег ему выдают в личное распоряжение.

Как давать карманные деньги


Деньги можно начинать давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.
Большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но можно использовать наиболее полезные идеи в этой области:

– начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;

– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;

– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком драматично.

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали . Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Удобно давать ребенку деньги в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными . Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу ни при каких обстоятельствах не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить за работу по дому также не стоит . Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Кроме этого, платя за домашние дела ребенку, вы ставите само выполнение этих дел в зависимость от того, насколько ребенок заинтересован в деньгах. Если нет заинтересованности - работа не делается. А кто может гарантировать, что ребенок будет заинтересованн в деньгах больше, чем в свободном времени?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семейное наследие: отношение к деньгам

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Отношение к деньгам в семье передается как сознательно с помощью слов и примеров, которые используют родители, так и неосознанно, через эмоциональное поле семьи. Влияют и слова, которые мы обращаем к детям и неосознанные установки родителей, которые как бы считываются из поля семьи. При этом скрытые и явные установки могут вступать в противоречие друг с другом.

Например, семья может настраивать ребенка на получение хорошего образования и, как следствие, на хороший заработок. Однако, скрытой установкой, передаваемой семьей может быть позиция: Иметь много денег стыдно. При такой установке богатство противопоставляется духовности или считается, что большие деньги честно добыть невозможно. Прямо этого может не звучать, но из общего контекста ребенок понимает, что серьезный достаток человека ставит под сомнение его порядочность. При такой установке трудно ожидать, что ребенок, повзрослев, будет в хороших отношениях с деньгами. Скорее он бессознательно будет избегать богатства, или пугаться и разрушать собственные успешные проекты, если впереди замаячат заработки, которые он психологически не готов принять.

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

- не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.

- работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? С другой стороны, наше отношение к деньгам испытывает давление бессознательных установок, о которых мы говорили выше. Размышляя и работая над этими установками можно сформировать с ними новые взаимоотношения, переосмыслить их влияние на вашу жизнь. Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

© Елизавета Филоненко

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх