Конспекты занятий по теме осень старшая группа. Конспект игрового занятия на тему: Осень для детей старшей группы

НОД по теме: «Осень» (старшая группа)

Цель : обобщить знания детей по теме: “ Осень” .

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме НОД;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.

Ход НОД:

Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие, подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»

Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

Дети: Надо спасать осень!

Воспитатель: Тогда в путь , посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание : (читает задание)

1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А какая осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. А в ноябре осень ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Нам путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?

Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.

Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?

(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).

1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)

3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик (груша)

4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький (лимон)

5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)

7. Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

8. Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

9. На пюре она годится,

В чай ее кладут едва ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко.

Ой, да это же ... (картошка).

10. Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее... (морковка).

Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?

Дети: фрукты

А на зелёном?

Дети: овощи

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо . - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички . - делают манящие движения руками

« Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор , - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?(Осень - чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы ; в огороде- овощи).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.

Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).

Баба яга : Кто там? Зачем пришли?

Воспитатель: Осень освободить.

Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли... Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.

Баба яга выводит Осень и уходит.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной . Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы! У меня ещё много дел, пора уходить, но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).


Пейль Ольга Антоновна, старший воспитатель

Малыгина Наталья Михайловна, старший воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка" Тюменского района

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию на тему: «По следам осени» в старшей группе

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;

2. Формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;

3. Активизировать речевую деятельность детей, ввести в активный словарь детей понятия: периоды осени (ранняя осень, середина осени, поздняя осень) на основе жизненного опыта детей;

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: телевизор,запись видеообращения осени, звукозапись «Осенний вальс»,воздушный шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, корзина, листья красного и желтого цвета, кисточки, гуашь.

Организационный момент:

Вход в зал. Приветствие.

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какое бывает настроение?

Дети: Веселое, радостное грустное, злое.

Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?

Дети: У человека зависит настроение от погоды, от самочувствия, от игры с новой игрушкой и т.д.

Воспитатель: Какое настроение сегодня у вас?

Дети отвечают по очереди.

Воспитатель: У меня сегодня радостное настроение, так как погода на улице хорошая.

Воспитатель: Можно, глядя в окно, определить погоду?

Дети: Да, глядя в окно можно определить погоду.

Воспитатель: Давайте, подойдем к окну и определим какая сегодня погода на улице.

Дети подходят к окну и видят за окном привязанный воздушный шар.

(За окном находится воздушный шар).

Воспитатель: Дети давайте достанем шар из-за окна. Шаг назад, я буду открывать окно (воспитатель достает шар). Дети внутри шарика что-то есть.

Что нужно сделать с шариком, чтобы достать записку.

Дети: Для того, чтобы узнать, что находится внутри шарика нужно его лопнуть.

(Воспитатель деревянной шпажкой прокалывает шарик и достает письмо)

В письме изображение сундука, знак вопроса.

Воспитатель: Дети, а что может означать картинка сундук с вопросом.

Дети: Нам нужно искать сундук.

В сундуке лежит карта.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего нужна карта?

Дети: Карта нужна для того, чтобы найти клад.

Воспитатель: Кто нам мог отправить это послание?

Дети: Письмо мог послать волшебник.

На экране появляется Осень с видеообращением.


Осень: Здравствуйте!Дети!

Это я вам отправила воздушный шарик с посланием. Наступают холода, иногда падает снег, застывают лужи, птицы улетели в теплые страны, мое время еще не прошло, а зима гонит прочь. Помогите решить: оставаться мне или уходить. В этом вам поможет карта из сундука.

Воспитатель: Дети! Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете с чего мы с вами начнем помогать Осени?



Воспитатель: Дети, посмотрите, где находятся листья?

Дети: Листья находятся на ковре.

Воспитатель: А давайте мы с вами будем собирать листья в корзину, но нужно собирать только желтые листья, называя признаки осени.

Дети собирают листья, кладут их в корзину, называя признаки осени. (Небо стало хмурое, солнце светит, но не греет, как летом, люди одели теплую одежду, с деревьев опадают листья, птицы улетели на юг)


Воспитатель: Дети! У нас с вами остались на ковре листья какого цвета?

Дети: На ковре остались красные листья.

Воспитатель: Как называется осеннее явление, когда опадают листья?

Дети: Осеннее явление называется листопад.

Воспитатель: Я вам предлагаю взять каждому красный листочек и закружиться в осеннем танце. Представим, что мы листья и кружимся в осеннем листопаде.

(Дети под музыку выполняют осенний танец с листьями. После танца листья складывают в корзину).

Воспитатель: Указывая признаки, мы с вами убедились, что за окном какое время года?

Дети: За окном время года осень.



Воспитатель: Давайте обратимся снова к карте, для того чтобы посмотреть следующее задание (на карте заяц серый –белый, медведь-берлога). Что это могло бы означать? Сейчас, дорогие ребята, я предлагаю вам присесть на ковер и обратить внимание на экран телевизора.

(Слайды: картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).

Слайд №1 Медведь в осеннем лесу.

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Дети: Медведь ходит по лесу.

Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?

Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.

Слайд № 2 Белка с орешками.

Воспитатель: Что изображено на экране?

Дети: Белка готовит запасы на зиму.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?

Белка: Шубка у белки рыжего цвета.

Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?

Дети: Цвет шубки белка поменяет зимой.

Слайд №3 Серый заяц.

Воспитатель: Кто изображен на экране?

Дети: На экране изображен заяц.

Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?

Дети: Шубка у зайца серая.

Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?

Ответы детей: Потому что время года осень.

Слайд№4

Картинка пруд с утками. Утки еще плавают, не улетели.

Воспитатель: Дети, что вы видите на экране?

Дети: Утки плавают в пруду не улетели в теплые страны.

Воспитатель: Почему утки еще не улетели в теплые страны?

Дети: Потому что лед на пруду не застыл, и они могут добывать себе пищу.

Вывод: Звери и птицы еще не готовы к зиме. Осень еще не прошла.

Воспитатель: Давайте обратимся к карте и посмотрим следующее задание.

Слайд №5 Вопросительный знак(?)

Воспитатель: Что бы это значило?

Дети: Это означает, что мы сегодня узнаем, что-то новое.

Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: У осени три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Каждый месяц определяет периоды осени.

Назовите первый месяц осени.

Дети: Первый месяц осени-сентябрь.

Сентябрь –это самое начало осени. Ранняя осень. Картинка обсуждение ранняя осень.Слайд №6.

Воспитатель: А, второй, кто назовет месяц?

Дети: Второй месяц осени-октябрь.

Октябрь – это середина осени.

Картинка золотая осень.Слайд №7.

Воспитатель: Назовите третий осенний месяц?

Дети: Третий осенний месяц – ноябрь.

Воспитатель: Правильно третий осенний месяц – ноябрь.

Поздняя осень. (картинка обсуждение «Поздняя осень» Слайд №8 ).

Воспитатель: Давайте повторим еще раз периоды осени.

Воспитатель: Я предлагаю снова обратиться к карте! Что мы видим?

Дети: Мы видим на карте сарафан.

Воспитатель: Вам нравится этот сарафан? А он нарядный?

Дети: Сарафан нужно украсить.

Воспитатель: Давайте, порадуем осень новым нарядом. Проходим в нашу мастерскую. Я предлагаю вам украшать наряд методом штамповки. Для этого нужно взять лист, набрать кисточкой краску, нанести на поверхность листа краску и приложить лист к сарафану и оставить отпечаток. Приступаем к работе.

Работа в творческой мастерской.



Воспитатель: Дети! Посмотрите какой наряд. А как вы думаете он понравится осени?

Дети: Мы думаем, что такой наряд понравится осени.

Запись видеобращения Осени №2: Спасибо! Вам дети!

За ваше старание, за вашу помощь! Теперь я точно знаю, что время мое еще не прошло. Зима пусть готовится к своему приходу. А я с вами остаюсь. И благодарю вас за новый наряд. До встречи на прогулках!

Список используемой литературы:

1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы.- М.: «Мозаика-Синтез», 2016.

2. Н.Е. Веракса,О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика – Синтез», 2013.

Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004892 - " Серия А № 0004893

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

«ОСЕНЬ »

.

Осень” .

Образовательные:

осенней поре года ;

осенний период .

осени

Развивающие:

Воспитательные:

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование:

Обручи для «кочек»

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Ход НОД:

группу

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Осени .

.

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Осень

Воспитатель:

осенним

(ребята идут по осенним

какого наше первое задание:

(Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

осень в сентябре

4. А как называют осень в октябре

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

.

осенние приметы вы знаете ?

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

«удивляемся»

«корзинку»

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Украшай осенний бор

осенью (ответы детей)

Осень из плена Злого разбойника.

«Игра ДА или НЕТ» «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

«С какого дерева листок?»

(липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Практическая часть:

:

Освобожу я вашу Осень

Осень

Осень Осень

(Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

осени

осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Конспект занятия в старшей группе «Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень, милости просим» Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «Осень – милости просим». Воспитатель: Латакова О. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад №183» 2015.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе с нарушением речи «Поздняя осень» Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи. Задачи: Образовательные: -учить детей определять предметы.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД) по теме «Осень наступила» Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх