Домострой об отношениях в семье. Домострой о женщинах

Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

Л.Н. Толстой

Когда мои дети первый раз задали мне вопрос о том, почему я вышла замуж за их отца, я попыталась им объяснить свое решение так. Замужество это все равно что плавание на корабле со своим избранником. Вы должны быть уверены, что оба плывете в одном направлении, что никто из вас не бросит якорь или не начнет грести в противоположную сторону. Мало того, у членов команды на корабле есть свои роли и обязательства. Муж – это «капитан», жена – «лоцман». Дети – «матросы», которые в будущем станут или капитанами, или лоцманами. Ключ к взаимной любви – это зависимость друг от друга. Надежность корабля зависит не только от личных качеств капитана и его способности брать на себя ответственность и за корабль, и за команду на нем. Безопасность путешествия во многом будет зависеть от таланта лоцмана прокладывать правильный курс. Капитан зависит от лоцмана, как и лоцман зависит от капитана. Чем больше вы помогаете своему капитану, а он вам в достижении поставленных целей, тем выше вероятность, что путешествие будет приятным, а брак успешным.

Это называется взаимозависимость, когда сходятся два момента: вы начинаете зависеть от него в том, что он умеет и с удовольствием будет делать для вас, а он становится зависимым от вас в том, что вы умеете и будете с удовольствием делать для него.

У женщин на программе «Давай поженимся» я часто спрашиваю: «А зачем вам нужен мужчина?» Ни одна пока вразумительно ответить не смогла. Когда же я спрашиваю мужчин: «Зачем вам нужна женщина?» – они чаще всего начинают говорить про «тылы». Я спрашиваю, что такое тылы. Они начинают что-то путаное говорить про дом. В общем, тоже сформулировать толком не могут. А ведь все просто. Каждый мужчина мечтает, чтобы у него была такая «Анка-пулеметчица», которая бы подавала ему патроны. То есть в случае критической ситуации не растерялась, а вместе с ним плечом к плечу встала бы навстречу опасности.

Но мы живем в мирное время. Никто, слава богу, на нас не нападает. Тогда как быть с тылами? Тылы – это ведь не шампанское вместе пить и не на море ездить отдыхать. Они проявляются именно во время ярко окрашенной негативной ситуации. Вот и получается, что женщина может создать тылы своему мужчине благодаря своему умению его понимать и прощать.

Чтобы изучить вопрос, связанный с обязанностями членов семьи, поподробнее, я изучила Домострой. Домострой – это книга, написанная во времена позднего Средневековья. В ней в поучительной форме «от отца к сыну» излагаются правила ведения хозяйства, построения правильных отношений в семье, а также общие правила поведения добропорядочного гражданина. Домострой утверждает, что глава семьи – муж, а жена должна ему служить. Вдумайтесь в это! «Служить» не значит «прислуживать». «Служить» – значит помогать, а послушание – это женская тактика. Как говорится, муж – голова, жена – шея. Если ты начинаешь спорить с мужем – значит, ты ему становишься «противной», и он перестает тебя вообще слышать. «Противной» – это значит против его слова.

Недавно я развелась со своим вторым мужем. Как психолог, проанализировала свою ситуацию и переоценила некоторые установки. Раньше я была убеждена – для сохранения семьи главное, чтобы жена подчинялась мужу, была послушной ему. Я старалась придерживаться этого принципа. Теперь понимаю, одним послушанием ничего не добьешься. Это игра в одни ворота.

Почему же Домострой не помог сохранить нашу семью? Дело в том, что он писался в XVI веке. Жизнь тогда была проще, и правила соответствовали той жизни. Причем большинство этих правил направлены на мужчин. Женщина в те времена сидела дома, обслуживала мужа, воспитывала детей, вышивала, солила грузди. Из этого и складывалась ее жизнь. Теперь все изменилось. Женщина стала другой – продвинутой, образованной, умеющей зарабатывать. А муж по-прежнему считает себя королем. Ему трудно смириться с вашей успешностью. В Домострое написано, что основная задача мужа быть внимательным к своим подданным. Если подданные в чем-то заблуждаются, надо не наказывать их, а найти правильное слово. Конечно, женщина, как и раньше, является хранительницей очага. Но к сожалению, сохранить-то его не всегда удается. Что же делать? Отношения складывают обе стороны, и в разводе всегда виноваты обе стороны. Отношения себя исчерпали – надо разводиться.

Но некоторые заповеди из Домостроя, я считаю, стоит использовать в качестве руководства в современной семейной жизни. Мне кажется, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Ниже приведу несколько таких правил. В них даются рекомендации, как мужу относиться к жене и как жене угодить мужу, как воспитать детей трудолюбивыми и порядочными и как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге и вести хозяйство.

Например, в старину все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», то есть матери семейства, целиком подчиняясь ей. Итак, я привожу правило, которое показалось мне интересным и важным, а затем даю собственный комментарий к нему.


Поучение отца сыну

«Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты, и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке…

Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, – будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века».

Комментарий. В той части книги, из которой взята цитата, речь идет о том, «как Богу и мужу угодить», как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Как содержать и воспитывать детей.

Я абсолютно уверена в том, что семью как тип отношений придумали мужчины. Семья – это маленькое государство, которое живет по своим законам, эти законы и прописаны в Домострое.

Благополучие и комфорт женщины в семье обеспечиваются прежде всего тем, что она руководствуется правилами семьи. Но при этом не стоит забывать, что и муж тоже должен руководствоваться этими правилами. Если он этого не делает, то женщина обязана его убедить.

Как? Использовать весь свой женский арсенал, от конструктивной критики до отказа выполнения супружеского долга. Если «государь» не печется о чаяниях своих домочадцев, то революция неизбежна. Это исторически проверено.

Как мужу с женою и с домочадцами в доме своем молиться Богу «Каждый день вечером муж с женою, и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту, – отпеть вечерню, по-вечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно… Жене же нужно молиться о своих прегрешениях – и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов. И мужу предписано делать так же…»


Комментарий. В семье закладываются не только основы нравственности что хорошо и что плохо, но и основы духовности. Духовность – это вера в Бога. Каждый из нас по-разному обращается к Богу: кто-то ходит в церковь, кто-то в мечеть или синагогу. Но вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии (и даже независимо от того, ходит человек вообще в храм или нет) большинство из нас делает это через молитвы.

Не важно, на каком языке мы молимся, важно, что всем нам нужна Божья поддержка, благословение в наших делах и чаяниях. И каждый из нас молится об одном: чтобы наши любимые, дети и родители были живы и здоровы, чтобы дом был полная чаша. Воспитание духовности в наших детях идет через нас самих. Через те ценности, которые дороги нам. Так что приведенная из Домостроя рекомендация и сейчас может стать хорошим руководством для вашей семьи и ее членов.

Как мужу и жене молиться в церкви, пребывать в чистоте и всякого зла избегать

«В церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться. Дома же всегда петь павечерницу, полунощницу… По воскресеньям и в праздники Господни… святой Великий пост и в Богородичный пребывать в чистоте. А обжорства, и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда.

От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всего, неправедно приобретенного: от ростовщичества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и ни на кого не гневаться, не попомнить зла, а разбоя и грабежа и насилия всякого, и неправедного суда никогда не творить.

И Пречистая Богородица со всеми небесными силами и со всеми святыми защитницей станет от дьявольских козней всех в этой жизни и в будущей – для того, кто с верою молится и Божьим заповедям следует».


Комментарий. Семья – это уклад жизни. Уклад жизни – это традиции, которые строятся на правилах. Правильное воспитание это правильная

привычка, либо естественно формирующаяся с детства, либо созданная путем ежедневных повторений.

Наши предки ничего не знали о психологии, поэтому создавали те правила, которые помогали им жить в обществе. Интересный факт: эти правила работали лучше и эффективнее нынешних. Рекомендую вам воспользоваться опытом предков.

«Следует знать и то, как почитать детям духовных своих отцов. Приискать отца духовного доброго, боголюбивого и благоразумного, рассудительного и твердого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого.

Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов. Как мужу наставлять и любить жену свою и детей и слуг, как жене слушаться мужа; обо всем советуйтесь с ним всякий день…И не следует ни бранить их (домочадцев), ни осуждать, ни укорять, а если же станут за кого просить, выслушать это, да наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив».


Комментарий. Духовный отец являлся всегда не только справедливым советчиком, но и человеком, в обществе которого можно облегчить душу.

Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем

«Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку.

А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей…Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня.

Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении и научены всякому знанию, и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж».


Комментарий. Только ленивый сейчас не знает, что все проблемы тянутся из детства. Родительская ноша тяжела, родителями не рождаются, ими становятся. Через своих детей родители получают аттестат настоящей зрелости и пригодности к взрослой жизни. Если воспитали плохого человека, такова и оценка.

Эта цитата – неплохое руководство для родителей в воспитании своих детей. Думаю, под наказанием в цитате не подразумевается битье. Детей бить нельзя, а девочек – особенно. Родительская мудрость и заключается в том, чтобы словами, своим поведением и мудростью убедить ребенка не поступать дурно. А битье – это проявление родительского бессилия.

Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать

«Если дочь у кого родится, благоразумный отец… от всякой прибыли откладывает на дочь… или животинку растит ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани.

Так дочь растет, страху Божью и знаниям учится, а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят – отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет.

Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж ее отдавать – тотчас же кинутся и покупать все, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить все сразу – дорого».


Комментарий. Мудрые родители исстари заботились о будущем своих детей. Приданое невесты и сейчас является залогом комфортной и спокойной семейной жизни. У современных невест в качестве приданого могут быть не только одеяла и подушки, но и хорошее образование и счет в банке. Тогда муж не попрекнет тем, что взял бесприданницей, и жена может сказать свое слово.

Да, подготовка девушки на роль будущей невесты должна начинаться задолго до знакомства с женихом. Рекомендую родителям использовать это руководство в своей семейной жизни.

«Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем.

Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни. Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери.

Воздающие же честь отцу матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».


Комментарий. Эта заповедь на все времена и не нуждается в комментариях. Родители обязаны с детства внушать ее своим детям, и она должна быть главным руководством для наших детей в отношениях с нами, родителями. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать

«В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну и дочери, или слугам, мужчинам и женщинам, и всякому мастеровому человеку, старому и малому, и ученикам любое дело начать и рукодельничать.

От праведных же трудов и от честных доходов и себе надежно, и Богу достойно дать, и такая милостыня Богу приятна, а сам человек Богу угоден и людьми почтен, всякий ему во всем доверяет: и в этом мире добрыми делами Богу он угодит, и в будущей жизни вовеки царствует».

Каким было положение женщины в обществе и в семье? «Домострой» уделяет этому вопросу весьма значительное внимание.

Не считаем преувеличением или ошибкой отметить, что в современном обществе слово «Домострой» вызывает вполне определенные ассоциации: суровый деспотизм мужа и отца в доме, приниженное, бесправное положение женщины, других домочадцев. Попробуем разобраться, заслуженна ли столь дурная молва о нравах «Домостроя»?


Обратимся к тексту самого произведения. В главах, посвященных семейному быту, автор «Домостроя» совершенно однозначно призывает мужа держать в послушании свою жену, приглядывать за ней, во всем ей указывать и не давать никакой свободы. Например, «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой получше устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, тому с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано». В другом месте видим: «…А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж»; «…А увидит муж, что у жены непорядок…, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; …но если жена науке такой, наставлению не последует и того всего не исполняет, и сама ничего из этого не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине… . Плетью же, наказывая, бить осторожно, и разумно и больно, и страшно и здорово- если вина велика».

Действительно, на первый взгляд мы видим суровую картину мужского деспотизма и неограниченной тирании в семье, оставляющую несчастной женщине удел молчаливой и беспрекословной рабыни. Этой же точки зрения придерживается историк Н.И. Костомаров в своей книге «Быт и нравы русского народа в XVIи XVIIвеках», где он с нескрываемой скорбью говорит о незавидной женской доле на Руси. По его словам, «русская женщина была постоянной невольницей с детства до гроба». В девичестве ее держали в уединении, строго укрывая от человеческих взоров, нередко ее били, чтобы не утратила своего девства, выдавали замуж за совершенно незнакомого человека, не спрашивая ее воли и желаний.

Сделавшись женой, она попадала в «новое рабство», в котором ей не разрешалось никуда выйти из дома без позволения мужа, знакомиться с кем бы то ни было по сердцу и нраву, ни посылать или принимать подарки от знакомых без ведома мужа. Она не смела даже сама съесть что-либо или выпить без позволения мужа. При любом малейшем поводе или подозрении муж наказывал жену плеткой, называемой «дурак»[, «раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови - это называлось учить жену». И самое жуткое, по словам историка, что такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность, как мы это видели на примере советов «Домостроя».

Костомаров также пишет о том, что не всегда женщина безропотно переносила столь суровое с ней обращение и не всегда оно оставалось безнаказанным. Бывали случаи, когда жена решалась отравить мужа, отомстить за себя доносом на него царю или же, доведенная до отчаяния, злоупотребляла хмелем и предавалась прелюбодеянию. Правда и наказание несчастной за эти грехи было более чем суровым - за убийство их живыми закапывали в землю, обрекая на голодную смерть, а за блуд насильно запирали в монастырь.

Автор «Домостроя», стремясь не допустить непристойного поведения со стороны жены, особенно строго ей наказывает «никогда и никоим образом хмельного питья» не употреблять, не вести со слугами «пустошных речей пересмешных, срамных да нелепых», и никогда не принимать у себя «ни торговок, ни бездельных женок, ни сводней, ни волхвов, поскольку от всех них много бед происходит». Ему прекрасно известно о существовании так называемых «потворенных баб», которые имели обыкновение входить в доверие к молодым женам и затем соблазнять их и сводить их с чужими мужьями, о чем он предостерегает в одной из глав «Домостроя».

Создается впечатление, что составитель «Домостроя», этот строгий моралист, сознательно лишает женщину всех удовольствий в жизни, даже самых малых и невинных, оставляя ей в удел лишь постоянный, тяжкий и изнурительный труд по хозяйству и устройству домашнего очага. Идеальная хозяйка, в его представлении, должна трудиться весь день не покладая рук: раньше всех вставать и будить других, позже всех ложиться, пристально следить за всей прислугой, давать всем указания, уроки и работу на предстоящий день, при этом показывать собою пример, т.е. лучше всех своих слуг знать любое дело, которое те выполняют по ее поручению. Перечень обязанностей женщины в быту поистине потрясает: она должна превосходно уметь «и кушанье сварить, и кисель поставить, и белье выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти и полавочники постлать», и уметь шить, вышивать, ткать, обучать рукоделию своих горничных, «да и все это доглядеть и заметить». Именно такую трудолюбивую, деловитую и умелую хозяйку восхваляет автор «Домостроя»: «За то ей честь и слава, и мужу хвала».

В целом, как уже неоднократно было отмечено выше, «Домострой» действительно рисует весьма удручающую картину положения женщины в семье. Но в этом скорее виновато само общество того времени, его абсолютно средневековые нравы, жесткие и аскетические моральные представления о том, как должны жить праведные богобоязненные люди. И в этом смысле нам кажется, что «Домострой», всего лишь является прямым порождением этого жестокого века. На это указывают многие ученые, в том числе И.Е. Забелин, И.С. Некрасов, В.О. Ключевский, чьи высказывания приведены в статье В.В. Колесова «Домострой как памятник средневековой культуры».

Обобщая исследование этого вопроса, Колесов пишет о том, что в любом средневековом обществе положение женщины было социально неопределенным - «не господин и не раб, следовательно- никто». Основное требование общественной морали: «подражайте!» (чему учит и «Домострой») - развивало крайнюю неподвижность социальной и семейной жизни. В соответствии с нравами того времени любовь жестоко подавлялась, браки не по расчету считались распутством, а личностное отношение к человеку воспринималось как слишком вызывающее проявление индивидуальности. Чрезмерные воздержания и посты подавляли естественные чувства и обратным образом вызывали пороки и преступления, которые в свою очередь сурово карались. Конечно, социальная неуверенность в своем положении вызывала протест неординарных личностей, но, повторяем, подобные протесты жестоко подавлялись обществом и церковью.

Таковы были нравы средневековья, прежде всего средневековой Руси, порожденные «византийским аскетизмом и грубой татарской ревностью». Женщина в Средние века вообще считалась существом низшим по сравнению с мужчиной, воплощением дьявольских соблазнов грехов, объектом преследования церковью, причем эти предосудительные идеи были глубоко укоренены в сознании людей того времени, повсеместно представлены в самых разнообразных памятниках средневековой литературы. Соответственно, не стоит скороспешно осуждать и суровую мораль «Домостроя».

Более того, по словам Забелина, Домострой значительно мягче в своих рекомендациях в отношении к женщине по сравнению с другими сочинениями более раннего средневековья, поскольку это определялось уже и реальным положением женщины в обществе[. При всех ограничениях, женщина в Домострое - хозяйка дома, и занимает особое место в иерархии семейных отношений. Права и обязанности хозяина и хозяйки распределены между ними, почти не пересекаясь, а это определяет и социальный ранг хозяйки в частной жизни дома. Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не является социально равноправным членом общества. Их функции в доме, по мнению Забелина, можно распределить по формуле «слово и дело». Последнее слово всегда остается за мужчиной, но делом в доме занимается женщина, так что многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум - качества безусловно мужские». Правда, к сожалению, эти качества безусловно порицались, идеальными же являлись в первую очередь чистота и послушание: «И прежде всего- иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте».

Опять же, по сравнению с общепринятой практикой, в которой не было место любви и жалости к слабой женщине, Домострой старался смягчить нравы деспотичных мужей: жену не рекомендовалось бить ни по уху, ни по лицу, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом, ничем железным или деревянным, чтобы она не изувечить ее или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна. И важно, что не перед людьми бить, а наедине поучить, а потом простить, да чтобы при этом «ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа»! Для автора Домостроя главное в семье - это не домашний гнет и тирания мужчины над покорной женой- рабой, а счастливая «жизнь в любви и в согласии». По его словам, добрая, хорошая жена- настоящее сокровище, «дороже то камня драгоценного», «венец своему мужу», источник благословенного блага в доме.

И если женщина действительно во всем следует заветам и рекомендациям Домостроя, обладает в полной мере качествами идеальной жены и хозяйки - доброта, богобоязненность, трудолюбие, покорность, молчаливость и т.д., то такой семье остается лишь отдать хвалу и честь. Именно такую семью автор Домостроя ставит в пример всем остальным русским семьям. «Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора». Безусловно, ярый женоненавистник, каким в наше время считают Домострой, не мог бы воздать женщине такую хвалу.

Итак, какой мы можем сделать вывод? Безусловно, многие жестокие и деспотические высказывания Домостроя о роли и положении женщины в семье создают ему печальную репутацию «домашнего тирана», но в то же время эта однобокая трактовка не соответствует реальному отношению средневекового общества к женщине. По словам Ключевского, «древнерусская мысль не боялась и не скучала думать о женщине и даже расположена была идеализировать образ доброй жены. Кто знает, может быт, древнерусская женщина была так устроена психологически, что когда ей называли идеал и говорили, что это ее портрет, в ней рождалось желание стать его оригиналом и отыскивалось умение быть его хорошею копией».

В конце концов, мы с полным правом можем говорить о том, что отношение к женщине было гораздо шире узких рамок «господин- рабыня». Оно ставило во главу угла, прежде всего, семейное согласие и разделение домашних обязанностей между мужем и женой, в недрах которого вызревала идея женского равноправия. При этом, как считает Л.П. Найденова, именно труд матери, труд жены был очень важен в домашнем очаге, он не только создавал благополучие и покой в доме, но также имел значение выполнения христианского долга, расценивался как христианская добродетель. Оценивая все выше сказанное, можно сделать смелый вывод о том, что семья сыграла важную роль в постепенном развитии женского социального равенства.

У нас боятся этого слова – домострой. Потому что в советское время оно воспринималось как что-то заведомо реакционное. Особенно домостроя боятся женщины: им кажется, что если они будут во власти домостроя, это будет ничем не ограниченная власть пьяного мужа, от которого никуда не спрячешься. В действительности очень выгодно руководствоваться домостроем. Я расскажу пример из своей священнической практики.

Однажды ко мне пришла женщина – мать большого семейства – и принялась сетовать:

– Муж, как только придет с работы, сразу с пивом на диван смотреть. Раньше хоть к экрану подходил и каналы переключал, а сейчас у него телевизор с пультом. Так и лежит все вечера. По дому ничего не делает, на детей внимания не обращает. Да и денег приносит мало. Уж и не знаю, что делать!..

Я сказал этой женщине:

– Вы должны жить с вашим мужем по домострою. Если так построите свою , то через некоторое время это вы будете лежать на диване, а он бегать вокруг вас. Как этого добиться? Придя домой, скажите мужу, что у вас в семье всё устроено не так, как должно бы быть, и вы хотите это поправить. Муж – глава семьи, и вы теперь его во всем станете слушаться. И без его благословения ничего не делайте.

Через неделю она пришла счастливая, посвежевшая. Я предполагал, что произошло.

Спрашиваю ее:

– Как идут дела?

Вот что она рассказала:

– Прихожу домой, муж, как всегда, лежит на диване. Я подошла к нему и говорю: «Я в церкви была, меня священник обличил, сказал, что неправильно живем, что нужно жить по домострою. Теперь без твоего благословения, без твоих приказов я ничего делать не буду». Он сел на диване, буркнул: «Наконец-то появился нормальный священник. А то каких-то молодых понабрали, ничего о жизни не понимают». Я ему: «Муж мой, благословишь ли в магазин сходить?» Он: «Иди!» – и напрягся так: я ведь, когда в магазин раньше ходила, всегда денег у него требовала, и мы спорили, до скандалов дело доходило. Спрашиваю: «Сколько благословишь денег?» Он дал деньги, я в магазине купила то, что можно на эту сумму купить. Приготовила обед, зову к столу. Он глянул: а стол-то скудный, поесть и нечего! Стал ругаться: «Ты что?! Так кормить детей, семью!» А я ему в ответ: «Сколько муж денег дал, на столько и купила». – «Вот глупая!» Схватил сумку – и в магазин. Возвращается озадаченный, задумался. Говорит: «Надо же, как всё подорожало…» Под конец недели стал искать вторую работу. Я теперь на диване сижу, жду, что он мне скажет, без этого ничего не делаю…

Через две недели в храм прибежал муж, подошел ко мне:

– Вы отец Олег? Вы моей жене про домострой рассказали?

– Да, я, – отвечаю.

– Послушайте, домострой – это правильно, я всё понимаю. Но нужно же, чтобы и жена что-то решала! А она сидит на диване, ждет моих команд. Я уже себе третий приработок нашел. Кручусь-верчусь, как юла!..

Женщины, не бойтесь домостроя! Если вы по домострою будете жить, всё в семье встанет на свои места

Женщины, не бойтесь домостроя! Если вы по домострою будете жить, всё в семье встанет на свои места: вы – на своем месте, и муж – на своем. Очень важно, когда женщина подавляет в себе диавольские семена эмансипации и феминизма. Ревновать за первенство над мужчиной, за самостоятельность от мужа – опасное явление.

Домострой – это система устроения жизни по заповедям. Так жили наши предки. Для них Православие было не суммой знаний, а образом жизни.

Запомните: Православие – это образ жизни. Православный человек знал, как себя вести в семье, вне семьи, перед Богом, перед самим собой.

Русская семейная традиция имеет долгую историю, которая в конечном итоге воплотилась в XVI веке в «Домострое». В эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядочивании, на свет появилась так много критикуемая в нынешнее время замечательная книга Домострой.

Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, называемая Домострой, имеет в себе вещи очень полезные, поучения и наказания всякому христианину, мужу и жене, и детям, и прислуге». Само словосочетание «домострой» появляется в русском языке как соответствие греческому «экономика» (ойкос – дом, номос – закон, правление).

В Домострое нарисована картина русской жизни и семейного быта, кодекс норм поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей, хозяев и слуг, и всех их вместе к Богу и властям.

По Домострою государство, Церковь и семья связаны неразрывно. Государство стоит на твердом фундаменте – семье, и как во главе государства стоит государь, т. е. Царь, так во главе семьи стоит государь, т. е. муж, глава и хозяин всему дому. Слово «государь» в том и другом случае употребляется в одном значении. На уровне семейного хозяйства повторяется государственная монархическая система управления и подчинения. Эта норма соответствует Священному Писанию. Ибо, по словам апостола Павла «не муж от жены но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». (1 Кор11.8-9)

Владыка дома, государь в своем «семейном государстве», призван думать «не об одном себе», а обо всех членах. За них он ответственен перед Богом и будет держать ответ на Страшном суде. Обязанность и ответственность перед Богом, Царем, обществом за семью и дом давали хозяину широкие права. Он был в праве наказывать, прощать, наставлять. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости.Домострой рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Поэтому лучше наказывать без гнева, наедине, чтобы не обидеть, а после наказания пожалеть. «…отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении наставлении Господнем» (Еф. 6.4), «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3.21), говорит Апостол Павел.

Детей Домострой с раннего детства приучал воспитывать на православных христианских ценностях, при этом наказывая его за провинности. Это характерно для всего Средневековья, когда детей с пеленок воспитывали в спартанском духе, и взгляд на ребенка был, как на маленького взрослого. Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении (приготовление для дочерей приданное «не вдруг», а заранее, по словам апостола: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». (2 Кор. 14)

Отношения повиновения распространялись на всех живущих в доме: перед его владыкой все были как дети. Именно так учит апостол Павел детей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф.6.1), «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». (Кол.3.20) Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.

Жена в доме – государыня, вторая в семейной иерархии. Она должна была «прислушиваться к мужу», покоряясь ему во всем, советуясь «как на люди ходить, и к себе гостей приглашать, и с гостями беседовать». Нельзя сказать, что жена была лишена некоторой самостоятельности, но вся ее жизнь, впрочем, как и мужа должна быть направлена на семейное благополучие. Положение жены, опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Сферы мужа и жены различались: он заготавливал, был кормильцем, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения вещей и продуктов. Добрая жена своими неустанными трудами (готовка, рукоделие, уборка, стирка) собирает богатство дома. Такую хозяйку Домострой ставит очень высоко, дороже «камня многоценного» , «добрая жена хвала мужу и честь».

Домострой содержит многочисленные наставления о том, как государю и государыне вести хозяйство. Быт предстает со страниц Домостроя со многими конкретными подробностями. Через хозяйственные предписания поступают деловые и житейские советы, характеризующие личностные ориентиры в обществе того времени. Всякий человек может жить по своему достатку: «Всякий человек, богатый и бедный, великий и малый, по своему достатку и по своему имению…какой двор содержать и всякий запас, по этому и людей содержать и всякий обиход, по тому и есть, и пить, с какими людьми сходиться».Хороший хозяин, независимо от его социального статуса, а, руководствуясь в первую очередь, своими доходами, заблаговременно делает запасы впрок, в случае неурожая и подорожания не быть застигнутым врасплох. Домострой содержит в себе и «Лечебник из многих мудрецов. О различных лечебных средствах, способствующих здоровью человека».

Домострой осуждает расточительность и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. Все это характерно для XV и XVI вв., когда и эпоха, общество и люди не были заражены потребительством .

Домострой . Подворье зажиточного горожанина, купца или ремесленника, (соответствие современному среднему классу) кого есть прислуга, в Домострое не огораживается от всего мира высоким забором. Оно было связано с рынком в экономическом отношении, а в плане человеческих взаимоотношений – с соседями. В Домострое предусматривалась соседская помощь и взаимовыручка, вплоть до того, что «что если у соседа не достает семян, лошади или коровы, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги». Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционные семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству. О прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода.

Идеалы Домостроя на долгие годы оказывали влияния на традиционную семью в России. Эти идеалы живы и в некоторых крепких православных семьях и по сей день.

ГЛАВА СОРОК ВТОРАЯ

Как посуду всякую хранить
в полном порядке, и все, что в избе,
и все хоромы содержать хорошо
в чистоте; как хозяйке в том слуг
наставлять, а мужу за женой в этом
приглядывать, поучать ее
и страхом спасать

Стол и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, ковши и братины, избу затопив с утра и воды согрев, перемыть, и вытереть, и высушить. После обеда и вечером также. А ведра, и ночвы, и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и кувшины, и корчаги также вымыть и выскрести, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где положено им быть. Сосуды всякие и утварь всегда должны быть чисты и сосчитаны, а по лавкам, и по двору, и по хоромам посуду бы не разносили, поставцы, и блюда, и ложки, и ковши, и братины на лавке и по избе не валялись бы, но лежали бы там, где положено, - в чистом месте, опрокинутые ниц. А если в посудине осталось что из еды или питья, так то покрыто бы было чистоты ради, и вся посуда с едой, и с питьем, и с водою, и квашня замешанная, - всегда бы все было накрыто, а в избе и завязано - от сверчков и от всякой нечистоты. А поставцы, и блюда, и ложки, и братины, и ковши, и всякие сосуды лучшие - серебряные, оловянные, деревянные - держать под замком и в надежном месте, и коли гости или праздник - для добрых людей к столу вынимать. После пира же пересмотреть, перемыть, пересчитать и снова убрать под замок, а повседневную посуду хранить, как прежде писано.

А в избе и стены и лавки, пол и окна, и двери, и скамьи , и в сенях, и на крыльце точно так же все вымыть, и вытереть, и вымести, и выскрести, чтобы чисто было всегда. И лестница, и нижнее крыльцо тоже были б чисты, а перед нижним крыльцом соломы положить, чтобы грязные ноги отирать, тогда и лестница не загрязнится; а у сеней войлок положить с той же целью, грязь обтирать. В грязную погоду у нижнего крыльца солому сменять, грязную убирать и новую класть, да и у сеней велеть войлок прополоскать и высушить, и снова туда же положить. Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом чист и прибран.

Во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают сор, а в грязь расчищают, а зимой снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же, и в хлеву, и в остальных всех службах устроено все как следует, упрятано и вычищено и подметено. В такой ухоженный и устроенный дом к добрым людям входишь, как в рай.

За всем тем и за всем порядком следить должна жена да наставляла бы слуг, и добром и лихом, а коли не понимают слова - и ударить не грех. А увидит муж, что непорядок у жены и у слуг, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену вразумлять да учить полезным советом; если внемлет и так все и делает, - любить и жаловать, но если жена науке этой, наставлению его не последует и того всего не исполняет, о чем в этой книге сказано, и сама ничего из сказанного не знает и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, наедине вразумлять ее страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением, но при этом мужу на жену не гневаться, а жене на мужа - жить им всегда в любви и в согласии.

А слуг также, по вине смотря и по делу, учить и наказывать и раны возлагать, а наказав, пожалеть. Госпоже же пристало за слуг просить во всем мужа рассудительно, тогда у слуг и надежда есть. Но если слову жены, или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушает и не боится их, и не делает того, чему муж, или отец и мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, поучив же, поговори с ним и пожалей, но никогда не гневаться вам друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Когда в сердцах или с кручины так бьют, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнут, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются.

В наказание бить плетью, - и разумно и больно, и страшно и здорово. Если же вина велика, и за ослушание и небрежение - рубашку снять и, за руки держа, плетью высечь, сколько нужно по вине смотря, да побив, поговорить по-доброму. И сделать все так, чтобы и гнева не было, и люди бы о том не слыхали, и жалобы бы о том не было. Да никогда бы не было брани, и побоев, и гнева на слуг по оговору из-за вражды без должного розыску. Если будет донос, или расскажет кто о неправедном, или свои у тебя подозрения, - виновного наедине допроси по-хорошему: искренне покается, без всякого лукавства - с милостью накажи, да прости, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщикам уж не попустительствуй, и впредь вражды такой чтобы не было. А если по вине и по справедливому розыску виновный не кается и не плачется о грехе своем и о вине, тут уж наказание должно быть жестокое, чтобы был виновный в вине, а правый в правде, а всякому греху покаяние.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх