Как понять, что родители жестоко обращаются с вами. Носить короткие шорты

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание: «Жестокие взрослые -жестокие дети. Профилактика насилия в семье»

План родительского собрания: 1. «Понятие жестокого обращения в семье и его формы, виды» (Тронина И.Д.) Последствия жестокого обращения в семье. Дети « Маугли ».(Короткова И.В.) 3. Жестокое обращение с детьми - порочный круг. (Юртайкина О.А.) 4. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми (Максимова Т.В.) заместитель начальника отдела Государственного комитета юстиции)

Цель: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи: Информирование о формах и видах насилия, причинах и последствиях жестокого обращения взрослых с детьми. Осознание последствий жестокого обращения для развития личности ребенка и формирования его жизненного стиля. Формирование навыков конструктивного общения с ребенком. Формирование адекватным способов реагирования на проявление жестокости по отношению к ребенку. Организация профилактической работы с родителями, с целью предотвращения жестокого обращения с детьми.

« Мир жив добротою и уваженьем, А плетка рождает лишь страх и ложь. И то, что не можешь взять убежденьем - Хоть тресни - побоями не возьмешь!... В ребячьей душе все хрустально-тонко, Разрушим - вовеки не соберем. И день, когда мы избили ребенка, Пусть станет позорнейшим нашим днем!"

Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. Мифы Факты 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях. Неблагополучные семьи более «прозрачны», проблемы детей из таких семей заметны окружающим. Семьи с высоким доходом более «закрыты». Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 2.Физические наказания могут пойти на пользу ребенку. Физическое наказание рождает в ребенке чувство страха, унижения, усиливает ярость. Прививаемые таким путем нравственные нормы не усваиваются. Развивается агрессивность детей. 3.Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети могут вызывать своим поведением гнев, раздражение, но только взрослые в ответе за то, какие способы они выбирают для выраженения своего гнева.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 4.Сексуальное насилие детей - редкость. Ежегодно в России регистрируют 7-8 тыс.случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждено уголовное дело. Их в 3 раза больше, чем случаев избиения детей. 25% женщин России подвергалось сексуальному насилию в детстве. 5.Сексуальное насилие чаще совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% -это родственники, родители или лица их заменяющие.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 6.Сексуальному насилию подвергаются подростки. Наиболее часто насилию подвергаются дети от 8 до 11лет, дошкольники тоже считаются повышенной группой риска. 7.Дети часто сами выступают в роли сексуальных соблазнителей. Дети могут испытывать сексуальные чувство, однако у них отсутствуют знания и опыт для того чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая таким опытом осознают какой физический и моральный вред могут нанести эти действия

Статистика: Насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тысяч - убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тыс. находятся в розыске; В 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 2000 г. зарегистрировано 2557 преступлений (в 1998 г. - 1969, в 1999 г. - 2116), предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Статистика 52% жертв - девочки, 48% – мальчики возраст: 67% детей младше одного года, 80% -младше трех лет. В 50% случаях насилие повторяется. В 10% случаях насилия – смертельные исходы.

Статистика: 75 % процентов обидчиков - это родители, у которых наблюдаются ментальные отклонения; 61 % матерей избивают своих детей.

Кто обижает детей? 77% обидчиков - родители ребенка, 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий - мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

ВИДЫ НАСИЛИЯ: ФИЗИЧЕСКОЕ-16% ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное)-7% ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА - 63 % СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - 10%

Физическое насилие-16% Преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.

Множественные повреждения имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и т. д..) задержка физического развития; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; раздражительное поведение; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки. Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Причины почему родители бьют своих детей: Традиция (Учить – значит пороть.) Наследственность (Меня били – и я своих детей бью.) Скудный словарный запас (Аргументы заканчиваются раньше, чем обсуждение темы) Ощущение своего ничтожества (Бей своих, чтоб чужие боялись) Сексуальная неудовлетворенность.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска: семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания; семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам; семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию; семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное) насилие- 7% : Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. Снижение самооценки ребенка, утраты веры в себя. Отвержение Терроризирование Изоляция Игнорирование

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; проблемы с едой; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания. беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА -63% Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, мед.помощи, отказ от лечения. Оставление ребенка без присмотра. Лишение ребенка должного внимания и заботы, риск для ребенка стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений. Эксплуатация ребенка непосильным трудом.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частая вялотекущая заболеваемость; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Сексуальное насилие (развращение)-10% : Вовлечение ребенка с его согласия или без, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальные действия: Половой акт, контакт. Сексуальные касания, ласки эрогенных зон. Разговоры и звонки сексуального характера. Эксгибиционизм. Демонстрация эротической продукции. Фото и видеосъемка порнографического характера

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка: Заболевания, передающиеся половым путём повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести тики, заикание, энурез; ночные кошмары, страхи, трудности социализации; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других; Прикосновения сексуального характера к другим детям; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка, отчужденность; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение. пристрастие к алкоголю и наркотикам

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ Тревоги, страхи, беспокойство Спутанность чувств Расстройство сна Потеря аппетита Агрессия Страх перед чужими людьми

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога Боязливость Чувство вины, стыда, отвращения Чувство беспомощности, испорченности Отстранённость Агрессия

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Страх Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру Сложности в определении семейных ролей Нарушение сна, аппетита Молчаливость либо неожиданная разговорчивость Агрессивное поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-13 ЛЕТ Депрессия Чувство потери ощущений Изоляция Манипулирование другими детьми Противоречивое поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (13-18 лет) Отвращение, стыд, вина, недоверие Сексуальные нарушения Несформированность социальных ролей и своей роли в семье Чувство собственной ненужности Агрессивное поведение Уход из дома Суициды

Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Причины жестокого обращения в семье: Социально-экономические факторы риска насилия в семье. Структура семьи и модель общения в ней. Личность родителей (их психическое и эмоциональное здоровье). Невежество Личность ребенка

Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве. Особенности личности взрослого. Особенности отношения к ребенку. Низкий уровень развития социальных навыков. Неразвитость родительских навыков и чувств. Психическое здоровье. Ситуационные факторы(стрессы, переживания) Алкогольное, наркотическое опьянение.

Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Дети –инвалиды с физическими и умственными недостатками. Дети с врожденными уродствами. Дети, родившиеся в результате изнасилования или случайной половой связи. Недоношенные дети. Дети разлученные с матерью в течение первого года жизни. Дети, чей пол не соответствует ожиданием родителей. Нежеланные дети. Нелюбимый ребенок в семье. Дети имеющие сходство с нелюбимыми родственниками. Дети с расстройствами поведения (раздражительные, гиперактивные, агрессивные,) Высокоодаренные или талантливые дети.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

Успокойте и поддержите ребенка словами. «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Ты в этом не виноват». «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Мне надо поговорить о том, что случилось с...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия Органы опеки и попечительства (администрация муниципального района и ГО Саранск) Органы прокуратуры Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканская и муниципальных районов и городского округа Саранск) Общественный инспектор по охране прав детства образовательного учреждения Отделение по делам несовершеннолетних полиции Детский телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Республике Мордовия Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Мордовия Другие правозащитные органы и общественные организации

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ПСИХОЛОГ ВРАЧ – ПСИХОТЕРАПЕВТ ВРАЧ – ПСИХИАТР ВРАЧ - ПСИХИАТР - НАРКОЛОГ

Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье? короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети.

Решение: Педагогическому коллективу школы организовать работу по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Заместителю директора по ВР Ивениной И.Н. организовать работу педагогического коллектива по программе «Профилактика, жестокого обращения с детьми» с целью предупреждения нарушения прав детей в семье, информирования родителей по вопросам семейного законодательства и повышения их ответственности за воспитание детей. Классным руководителям 1-11кл провести родительские собрания « Жестокие родители – жестокие дети ». Классным руководителям 10-11кл включить в план работы программу тренинга «Школа подготовки молодежи к семейной жизни». Психологам Юртайкиной О.А., Девяткиной Л.А., организовать консультации для родителей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальному работнику Старцевой Л.В. подготовить различные памятки для родителей и учащихся по теме «Как выжить если ты в опасности».


Экология жизни. Дети: Жестокость это полное безразличие к потребностям и страданиям другого человека. При этом обидчик не допускает мысли...

Ребенок плюется - мама смеется

Жестокость это полное безразличие к потребностям и страданиям другого человека. При этом обидчик не допускает мысли о том, что его жертве может быть больно, плохо, грустно, обидно.

Жестокости сопутствуют бесчувственность и безразличие, эмоциональная холодность.

Часто ребенок идет на агрессию после перенесенной психотравмы. Прячет за своей жестокостью свое ранимое, страдающее Я. Он нуждается в сочувствии, жалости и любви. Однако при этом не умеет проявлять подобных чувств по отношению к другим, не готов признавать значимость другого человека. Есть фантазия, что своей жестокостью, как это не парадоксально, он может принудить любить себя.

1. Попустительство

Слепая родительская любовь до добра не доводит, поскольку она не дает ребенку понять грани дозволенного - что можно, а что нет. У такого человека возникает ощущение, что он совершенен, а значит, ему можно абсолютно все.

Например, мама игнорирует попытки своего чада укусить ее: она не говорит, что ей больно. Ребенок плюет - она опять молчит.

Взрослые выдают неадекватную реакцию: смеются, делают вид, что ничего не произошло, и у малыша возникает ощущение, что все в порядке. Захотелось ему плюнуть в маму - плюнул, захотелось стукнуть - стукнул.

Вокруг такого дитя появляются «люди для битья».

В данном случае речь идет об отсутствии адекватной реакции и взрослого руководства.

Задача родителей - объяснить своему чаду правила, ведь когда он живет без них, то не понимает, что хорошо, а что плохо, поскольку исходит только из своих потребностей.

Мама с папой живут идеей, что ребенок ничего плохого не может сделать, он практически святой. Даже если взрослые видят, что их «солнышко» и «кровиночка» придушил котенка, они объясняют это тем, что он просто не понимает, но ничего плохого не хотел сделать животному. При этом с ребенком данная ситуация не обсуждается. Это чистой воды попустительство и слепое оправдание жестокости.

На самом деле, надо обсуждать случившиеся события, нельзя их отрицать. Спросите сына или дочь: что тот чувствовал, когда так поступал. А что мог чувствовать котенок? Задача взрослого - прояснить ситуацию, понять ее истинные мотивы.

2. Гиперопека и жестокое обращение

Еще одна причина - жестокое отношение с ребенком. Это могут быть физические наказания, психологическое давление, унижение, всякого рода издевательства. Кроме того, аналогичные проблемы может вызвать и гиперопека, когда маленькому человеку не дают возможности проявить себя. Он должен соблюдать навязанные взрослыми правила. В итоге накапливающуюся агрессию ребенок направляет не на родителей (ведь это невозможно), а на тех, кто слабее его.

3. Безразличие

Если ребенка в семье не рассматривают как ценного и важного человека, он существует сам по себе. В результате для того, чтобы доказать маме с папой, что он чего-то стоит, ребенок может проявлять жестокость, ведь как только что-то подобное происходит, все тут же начинают на него реагировать.

Человек получает массу откликов по поводу своего поведения, а дальше идет закрепление этой модели, и он уже не отдает себе отчет, каким именно образом добился всеобщего внимания. Главное - добился и он велик и признан.

4. Идея избранности

Как правило, подобные настроения царят в семьях, где часто говорят об идее превосходства: мы избранные, а значит, имеем право, в отличие от других.

Получается, что в мире есть я - совершенный, прекрасный, и есть остальные люди, которых можно презирать, и ничего страшного, если я захочу избавиться от несовершенных людей, которые только и делают, что гадят.

Замечу, что при такой модели воспитания те, кто попадает в категорию презренных, не рассматриваются как люди, которые что-либо чувствуют или хотят, они всего лишь объекты, портящие картину мира - их надо уничтожать. И это все ради некой идеи.

5. Жестокость извне

Очень важно что смотрят, читают, обсуждают родители, ведь таким образом ребенок понимает, что в его семье нормально, а что нет.

Да, с собственным чадом нужно разговаривать про агрессию и жестокость, но при этом нужно отдавать себе отчет, как он понимает подобные серьезные разговоры.

Понаблюдайте за тем, во что играет ваш ребенок, прислушайтесь, что он говорит при этом. Дело в том, что в игре дети проговаривают свои фантазии. Если дочь или сын вешает своих кукол, наказывает их - это первый «звоночек» и симптом того, что вы идете не в том направлении.

6. Отвержение социума

Когда ребенок по каким-то причинам (полные, слабые дети) не вписывается в коллектив, его часто начинают дразнить и унижать. Подобные вещи порождают злость, человеку хочется уничтожить своего обидчика. Ситуация может закончиться очень печально, когда у ребенка нет поддержки взрослых.

Любой любящий родитель всегда увидит, что с его чадом что-то происходит и ему нужна помощь. Прислушивайтесь к тому, что рассказывает ваш ребенок, не обесценивайте и не отрицайте его проблемы.

7. Атмосфера в семье

Важно, как родители общаются между собой и с другими людьми, ведь своим поведением они учат ребенка реагировать на события. Если папа или мама по любому поводу орет и ничего плохого в рукоприкладстве не видит, то ребенок будет реагировать на сложности аналогично. Возникло что-то неприятное - значит, надо найти виновного, дать ему в лоб, и вопрос решится.

В таких семьях взрослые своим поведением не предлагают искать варианты, они предлагают действовать, не задумываясь.

8. Агрессивная среда

В любом социуме есть некий диктат, установка, что ты должен быть успешным. Иногда жестокое обращение с кем-то дает человеку возможность почувствовать себя самым крутым, и, естественно, для «битья» используется тот, кто слабее.

Часто в школе один ребенок обижает другого, а все остальные просто смотрят на это и ничего не делают.

К чему подобное наблюдение может привести? Сегодня ваш сын или дочь рассказывают, как некий Петя дал в глаз Васе, а завтра вполне может возникнуть ситуация, при которой ваше собственное чадо поступит таким же образом.

Поэтому очень важно обращать внимание на то, что происходит с ребенком вне дома. Если он рассказывает вам о том, что одноклассники обижают кого-то, внимательно слушайте, поговорите с ним о ситуации, узнайте его отношение к ней и объясните, что подобные вещи неприемлемы. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Это случилось, когда я приехал погостить к своей матери в один из провинциальных городков России. Был обычный день, я вышел прогуляться и увидел, что местные дети поймали собаку, связали её и стали кидать в неё камнями, состязаясь в меткости.

Я накричал на мелких садистов и освободил бедное перепуганное животное. Детям очень не понравилось, что их лишили забавы и одна маленькая девочка кинула камнем в меня. Я подошёл к ней и, схватив за руку, стал объяснять ребёнку, почему нельзя причинять боль другим. Остальные, увидев, что их товарищ попался, взяли палки и начали меня окружать. Они были похожи на маленьких чертей, обзывали меня матерными словами и требовали отпустить их подругу.

Конечно, их было примерно 15 человек, но я то взрослый и сильный. Мне было понятно, что в этом маленьком городке я для них чужак. Здесь действовали законы толпы. В любом случае, бить детей мне не хотелось. Я стал аккуратно отбирать у них палки и отпускать им лёгкие подзатыльники, пропуская некоторые удары по ногам. Дети поняли, что им со мной не совладать, распустили сопли и, с воплями и плачем, убежали. Я тоже пошёл домой с испорченным настроением. Жизнь в глухомани всегда виделась мне отвратительной, именно из-за практически полного отсутствия интеллигентных людей, способных воспитать культурное потомство.

В большом городе всем на всех наплевать и порой это позволяет почувствовать себя в уединении, даже когда тебя окружает толпа. Здесь же, любое, даже самое незначительное событие становилось источником всевозможных сплетен и пересуд, так что я готовился к последствиям. Пока я сидел в кресле в саду, за забором стала собираться толпа разъярённых родителей…

Прибежала моя перепуганная мать и начала кричать:

— Сынок, что ты натворил! Соседи твердят, что ты маленьких деток побил!

— Понятно…

Через несколько минут, за нашим забором уже стояло внушительное число орущих родителей с лопатами, вилами и древками. Они требовали, чтоб я вышел к ним. В общем меня решили линчевать. Я сказал матери, что её город — отвратительный, люди тут тупорылые идиоты и разбираться с ними я не собираюсь. Раз её всё устраивает и она не хочет переезжать в нормальный город, значит это её личный выбор, а мне тут больше оставаться незачем.

— Я возвращаюсь к себе домой, мать.

С этими словами я взмыл над домом и, увидев на высоком тополе крепкую ветку, встал на неё, опершись на ствол дерева. Снизу на меня смотрела разъярённая толпа и я обратился к ней:

— Чего вы хотите? Я лишь слегка повоспитывал ваших детей, потому что они издевались над животным и кидались в меня камнями.

— Сволочь! Спускайся, дети нам всё рассказали, сейчас мы тебя научим как надо себя вести.

— Вы отвратительные невежды, вас даже животными не назовёшь, вы самые настоящие бесы, вот вы кто! Черти поганые, и дети у вас такие-же! Счастливо оставаться!

Происходящее мне надоело и я взлетел в небо. Там было очень красиво и спокойно. Лицо обдувал тёплый, свежий ветер и я просто летал сквозь облака, наслаждаясь видами земли с высока. Затем решил отправиться на юг и полежать на каком-нибудь безлюдном пляже.

Прилетев в незнакомую восточную страну, я нашёл более или менее тихое место для отдыха. Спустился на мягкую травку и прилёг невдалеке от моря погреться на солнышке и привести в порядок мысли. Какое-то время я обдумывал случившееся, а дальше стал прикидывать, как бы мне лучше добраться домой и проснулся…

Раздражение или злость - вполне естественные реакции. Но если на работе или в пробке они нас не очень беспокоят, то злость на собственного ребёнка - тревожит. Но проблема - не в том, что эти чувства появляются, а в том, какое выражение они находят. Французский психоаналитик Изабель Филльоза в своей книге «Идеальных родителей не бывает!» объясняет , как понять, что ваше раздражение выходит из-под контроля. И рассказывает, почему причина такого поведения часто кроется в детстве.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я получила письмо от Солены. «Вот моя история, - написала она. - Меня мучит одно ужасное воспоминание: как моя мать на кухне била мою сестру Матильду, которая отказывалась есть суп. Я сидела за столом к ним спиной, как и остальные члены семьи. Матильда упала на пол, но мать всё продолжала её лупить. В глазах у неё была такая ненависть, что мне стало страшно. Мне было лет пять или семь, и я не понимала, чем вызвана её ярость. Я чувствовала себя бессильной. Бить ребёнка только за то, что он не хочет есть суп? Или она била сестру за то, что та посмела выказать своё недовольство?».

Присутствие при сцене насилия накладывает на ребёнка глубокий отпечаток. Ребёнок испытывает сложные чувства. Его эмоции настолько сильны, что он не в состоянии разобраться, какие из них превалируют: ужас от жестокости родителей, страх последствий, боль при виде чужих страданий, бессильная злоба («Я ничего не могу сделать!») или чувство вины («Я ничего не сделал, а должен был!»). Эти чувства могут сохраняться на протяжении очень долгого времени. При этом у ребёнка начисто отсутствуют критерии справедливости и несправедливости, допустимости и недопустимости того, что происходит у него на глазах. «Раз мама (папа) его (её) бьёт, значит, бить хорошо и правильно… Но, когда бьют, это больно… И страшно… Значит, когда бьют, это плохо? Но ведь мама (папа) всё равно его (её) бьет…».

В результате в душе ребёнка завязываются своеобразные узлы, которые могут иметь долговременные и очень серьёзные последствия: проблемы с успеваемостью, трудности общения, депрессия, тревожность… Это также один из факторов, влияющих на усиление склонности к совершению правонарушений, алкоголизму, наркомании и, разумеется, агрессивному поведению.

Женщины, чей муж в детстве был жертвой насилия или свидетелем насилия против матери, чаще страдают от жестокого обращения

Результаты многочисленных исследований показывают, что, если в семье основным способом разрешения конфликтов является насилие, дети ведут себя более агрессивно, чем их сверстники, и в три раза чаще оказываются участниками драк.

Дети - жертвы домашнего насилия или свидетели сцен домашнего насилия - необязательно становятся жестокими родителями. Они могут и во взрослом возрасте сохранить свою роль жертвы.

В детстве Сандру много били и унижали - и мать, и отец. Став матерью, она никогда и пальцем не тронула свою дочь, но сама постоянно терпела побои от мужа. Последний эпизод заставил её осознать, что больше так продолжаться не может, что и стало началом её излечения. Её дочь своими глазами наблюдала ужасные сцены. Кроме того, Сандра позволяла мужу бить дочь и никогда не вмешивалась, боясь оказать сопротивление мужу, как прежде боялась поднять голос против отца. Затем она утешала дочь, но это ничему не помогало: зло уже было причинено. Элинор понимала, что её предали. Повзрослев и в свою очередь став матерью, Элинор била уже свою дочь. Сандра с ужасом смотрела, как страдает её внучка, и не знала, что ей делать. Элинор не слушала никаких увещеваний, утверждая, что наказывает девочку за «непослушание». Сандра никогда не проявляла жестокости к своему ребёнку, но безучастно смотрела, как её бьёт отец. Когда Элинор была подростком, отец сильно ударил её по лицу, и в этой пощечине для неё сконцентрировалось всё семейное насилие. Отец ударил, а мать промолчала. Сегодня Элинор бьёт свою дочь, как били её, как отец бил её мать. Разумеется, склонность к жестокости Элинор унаследовала не от матери, а от отца, но, чтобы избавиться от этого наследства, необходимо было, чтобы мать отказалась от своей роли жертвы.

Своим невмешательством свидетель насилия как бы поощряет его и становится его соучастником. Ребёнок, который видит, как при нём бьют и оскорбляют мать или брата, страдает не меньше, чем жертва побоев и оскорблений. В дальнейшем у него может проявиться склонность к повторению той же поведенческой модели - в роли агрессора или в роли жертвы.

Благодаря психотерапии Сандра сумела выйти из роли жертвы - как по отношению к мужу, так и по отношению к своим родителям. Она наконец осмелилась выразить свой гнев, назвать вещи своими именами и выступить в свою защиту. Она поговорила с Элинор, и дочь признала, что в ней живёт склонность к насилию, которая в определённых ситуациях вырывается на волю. Проблема была названа вслух, осмыслена и эмоционально переработана. В результате Элинор перестала бить девочку, и отношения между бабушкой, мамой и внучкой стали более тёплыми и близкими.

Иногда в основе жестокости по отношению к ребёнку лежит совсем другой мотив - месть за собственное детство. Разумеется, и в этом случае речь идёт о подсознательном механизме.

Если в детстве мы перенесли психологическую травму и были вынуждены подавить свои негативные эмоции, то мы не только храним в подсознании следы пережитых унижений, оскорблений и фрустраций, но и чувство злости от собственного бессилия. Эта злость, которую мы вынуждены в себе подавлять, копится и копится, постепенно переходя в настоящую ярость. Она дремлет в нас, готовая в любую минуту вырваться на свободу. Она настолько сильна, что на приёме у психотерапевта человек признаётся: «Если я дам волю своей ненависти к родителям, мне кажется, они от неё умрут». Другие говорят: «Я не могу говорить с родителями - это их убьёт». Подобное беспокойство, часто необоснованное, тем сильнее, чем выше интенсивность подавленного гнева: нам кажется, что этот гнев обладает разрушительной силой. Разумеется, в реальности эмоции, выпущенные на свободу в кабинете психотерапевта, не способны никого убить. Но человек, выразивший их, освобождается от груза, который до сих пор мешал ему оставаться в ладу с самим собой. К сожалению, не имея возможности высвободить эту ненависть в защищённых условиях, мы рискуем направить её на других, тех, кто ни в чем перед нами не виноват и слишком зависим от нас, чтобы поставить на её пути барьер. Читатель, конечно, уже понял, что я имею в виду наших детей!

В октябре 2003 года в Советском районе была выявлена семья М. Отец двух малолетних детей 5 и 7 лет якобы с целью воспитания избивал их шлангами, металлическими прутьями, хворостинами, смоченными в соленой воде. Зимой и вовсе уподоблялся фашисту: выводил во двор и, облив холодной водой, не позволял войти в дом… Суд приговорил негодяя к 2 годам лишения свободы. В Ленинском районе горе-отец С. использовал своих четверых детей в возрасте 1, 3, 8 и 10 лет как добытчиков средств к существованию. Сам не работал, пил. Заставлял ребятишек попрошайничать. Если приносили незначительные суммы – избивал, ставил на горох и раскаленную соль. Гражданин Б., установивший опеку над своими племянницами, используя свое физическое превосходство, постоянно избивал девочек, оскорблял отборным матом. Сейчас возбуждено уголовное дело.
Случаи, подобные этим, уже не шокируют общественность, как какой-то десяток лет назад. У времени, отмеченного печатью деградации, свои приметы. Жестокость по отношению к собственным детям приобретает очертания общегородской проблемы. Специалисты анализируют: как же общество дошло до подобного состояния? На городском заседании комиссии по делам несовершеннолетних, где присутствовали заместитель мэра Г. Эпп, председатель комитета по делам молодежи А. Огрызько, начальник управления образования А. Пожар и другие официальные лица, специалисты бились над проблемой: почему дети подвергаются жестокости со стороны взрослых, и как бороться с этим злом.
Присутствующие не открыли Америки, когда констатировали, что на улицах полно беспризорных и безнадзорных ребят. В 2002 году были зарегистрированы 133 заявления о розыске детей, самовольно ушедших из дома, и еще 23 – из социальных учреждений. В прошлом году из семей ушли уже 144 подростка, из учреждений – 52. И это только те дети, которые попадают в поле зрения милиции, о которых беспокоятся родители. Но реальность такова, что свои обязанности по воспитанию и содержанию детей категорически не выполняет целая армия горе-родителей. На таких подростков не приносят заявлений на розыск… В обществе давно прижился термин «социальные сироты».
По статистике, в России из-за смерти родителей остались одни лишь 5% детей. Остальные 95% являются социальными сиротами. В нашем городе картина немного другая, наверное, здесь больше пьют и умирают от некачественного алкоголя. В Орске из 979 опекаемых ребят лишь 272 человека являются сиротами без родителей, а 723 ребенка признаны социальными сиротами. В 2003 году у горе-родителей были отобраны 62 ребенка: суд вынес решения о лишении родительских прав. Страшно представить, в каких условиях жили дети! 724 ребенка находились в социально-реабилитационных центрах. Еще страшнее тот факт, что мест в подобных учреждениях явно недостаточно для всех нуждающихся в помощи и реабилитации. Лишение родительских прав, определение в реабилитационный центр – меры крайние. Зло, как известно, лучше пресекать на корню. Но по Семейному праву РФ у государства и общества нет правовых механизмов для вмешательства в дела семьи. Вмешательство происходит лишь в том случае, когда ситуация достигает крайней, критической точки.
Подавляющее большинство детей из категории «группы риска» подвергается жестокому обращению и насилию в своих семьях. Несовершеннолетних принуждают к попрошайничеству, воровству, распитию спиртного, избивают за малейшие провинности, унижают человеческое достоинство, придумывают изощренные меры наказания. Это связано с психическими заболеваниями или алкоголизмом родителей, утративших понятие о социальных и нравственных нормах. Российское законодательство предусматривает наказание родителей за все виды насилия над детьми. Но если физическое насилие доказать легко, то подтвердить случаи психического гораздо труднее. Практика показала, что из психического насилия доказывается лишь угроза убийством и доведение до самоубийства. Пренебрежение основными потребностями ребенка наказывается в тех случаях, когда это угрожает жизни или здоровью. Семьи, в которых практикуется жестокое обращение с детьми, выявить непросто. Ведь далеко не всегда дети жалуются на родственников. Поэтому в 2003 г. были возбуждены лишь 6 уголовных дел по факту жестокого обращения с детьми. А за 4 месяца текущего года – 5…
Подразделения по делам несовершеннолетних в каждом РОВД ведут работу по выявлению проблемных семей. Регулярно проводятся межведомственные профилактические мероприятия «Помоги ребенку», «Беглец», «Семья» и др. Практикуются посещения на дому трудных подростков. Статистика неуклонно отмечает рост количества семей, попадающих на учет в ПДН. Если в 2002 г. на учете числились 292 семьи, в 2003 уже 308, а за четыре месяца текущего года на учет поставлены 78 неблагополучных семей. Увеличивается количество родителей, привлекаемых к административной ответственности из-за пренебрежения своими обязанностями. В 2002 г. были оштрафованы 1294 родителя, в 2003 г. уже 1369, в этом году – 420 таких родителей. Не прекращаются суды по лишению родительских прав. А ведь это последняя мера! Так, в 2002 г. родительских прав были лишены 39 человек, а в 2003 г. уже 54. Не секрет, что таких процессов должно быть в десятки раз больше. Но все упирается в нехватку мест в различных социальных учреждениях.
Специалисты подметили, что подростки, совершающие правонарушения, как правило, из неполных семей. 69% воспитываются одним из родителей, чаще – матерями. Уровень достатка в таких семьях крайне низок, зато присутствуют обиды на жизнь, озлобленность. Вызывают тревогу попытки подросткового суицида. Причины этого явления тоже кроются в семье, где отсутствуют любовь и понимание. Так, в 2003 г. покончили с собой 8 несовершеннолетних. В текущем году зарегистрированы 4 таких случая.
Проблемы глобальные. Ведь от того, как, в каких условиях воспитывается сегодняшнее поколение, зависит, каким будет наше общество завтра. Но без изменения социальной и экономической ситуации в стране, ужесточения мер ответственности родителей за воспитание своих детей надеяться на значительное улучшение ситуации – утопия.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх