«Растим будущего гражданина». Материал отражает опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Филиал «Колосок» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жердевская СОШ № 2»

« Воспитание патриота – будущего гражданина России »

Старший воспитатель

Емашова Нина Петровна

Современные условия жизни привели к ослаблению духовных связей между поколениями. Поэтому необходимо заложить в ребёнке (начиная с самого раннего возраста) интерес к культуре своей родины, помочь ему ощутить себя частью народа с многовековой историей.

Воспитание любви и уважения к Родине является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

    счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Фольклорные произведения имеют национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня стало очевидно, что детский сад не в состоянии без взаимодействия с родителями решить очень многие важные воспитательные задачи. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо помнить.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Всем Вам хорошо известно, что воспитание определяет духовные и социальные ценности, которые руководят деятельностью человека на протяжении всей его жизни. Личностные качества человека влияют и на семейные, и на государственные отношения. Ещё в XIX веке выдающийся русский мыслитель В.Г.Белинский писал: «Воспитание - великое дело, им решается участь человека». Хочется добавить: воспитание личности решает не только участь человека, но и участь страны.
Мы уверены, что большинство из Вас хотели бы, чтобы Ваши дети выросли воспитанными людьми и были бы настоящими гражданами своей Родины.
Воспитание, как и процесс социализации в целом, осуществляется на протяжении всей жизни индивида. Оно осуществляется под воздействием множества разных факторов: семьи, прочитанных книг, учителей, друзей-приятелей, окружающей социальной среды, средств массовой информации.

Ответственность в воспитании

Однако, главную роль в воспитании личности, в становлении гражданина, играет семья. Именно в семье человек проходит первичную социализацию.
Вы, родители - первый мир ребёнка. То, как родители относятся друг к другу, к окружающим их людям, к своему делу, к своей Родине, является решающим фактором в формировании личности ребёнка.
Современные родители, как правило, уделяют достаточно внимания тому, чтобы их дети были хорошо накормлены и одеты, обуты, имели огромное количество игрушек и современные гаджеты. Одним словом, чтобы их дети ни в чём не нуждались. И на этом многие родители считают свою миссию законченной. А это не так: наши дети с первых дней своего существования нуждаются в общении и совместной деятельности со своими мамами и папами. Именно в процессе такого общения и происходит, главным образом, формирование личностных черт ребёнка.

Патриотизм и чувство долга

Вы, наверное, не раз слышали о том, что, дескать, в России люди перестали быть патриотами и гражданами своей Родины, упало уважение к своей стране, чувство гордости за её достижения. В этом, наверное, есть доля правды. Не так давно автор данного эссе проводил небольшое исследование среди своих студентов на выявление ими своих социальных статусов. Выяснилось, что только единицы осознают себя как граждане, россияне, москвичи.
Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева в первые дни работы на своей высокой должности, отмечая социальную роль учителя, сказала: «Сегодня это дети, а завтра народ».
Эти слова чрезвычайно актуальны и для родителей, так как прежде чем наши дети попадут в руки воспитателей и учителей, они формируются в семье. И от того, как мы, родители, воспитаем этот «будущий народ» будет зависеть и стабильность, и процветание страны, и наше семейное благополучие.
А как Вы думаете, что значит сегодня быть гражданином и патриотом своей Родины? Как мы должны воспитывать гражданина?
Естественно, воспитание гражданина, происходит, когда в семье детям читают русские народные сказки, поют русские песни, смотрят хорошие мультфильмы, читают книги великих русских писателей, посещают музеи, театры, парки и, конечно, обсуждают с детьми увиденное и услышанное. Это очевидно!

Быть гражданином

Формирование убеждений

Как нам кажется, сегодня главное в семье воспитывать в детях понимание и постепенно доводить его до убеждения, что это твой дом, твой подъезд, твоя улица, твой город, твоя страна. А значит, ты несёшь ответственность за всё это!
Формировать эти убеждения мы с Вами можем только своими делами и поступками. Причём делами и поступками, казалось бы, простыми и всем понятными. Не выбрасывать упаковку от мороженного, или от пачки сигарет на тротуар или газон, ведь это мой газон и мой тротуар и я не хочу, чтобы он был замусорен. Не ставить свою машину на газон и не давить посаженные там траву и цветы, ведь я не делаю этого у себя на даче. Не материться на улице, при ребёнке (лучше не делать этого никогда) ведь я уважаю окружающих меня сограждан и люблю свой родной язык, не выбрасывать мусор из окна и не справлять малую нужду на обочине шоссе.
Эти примеры взяты, к сожалению, из нашей сегодняшней действительности. И Вы, мы уверены, можете легко добавить в этот список множество аналогичных примеров.
Кто-то скажет, это такие мелочи, разве они формируют гражданина? Но, как известно, в воспитании, нет мелочей, и именно из этих мелочей и состоит наша повседневная жизнь, которая формирует представления детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети смотрят на своих пап и мам и воспринимают их поведение как норму. И поэтому вы понимаете как важно родителям почаще анализировать своё поведение на предмет того, какие нормы мы прививаем нашим детям.

В заключении хочется привести известную притчу.

В лесу разбушевался страшный пожар. Все звери и птицы в смятении, ищут, куда бы укрыться от огня. И только маленькая птичка колибри, набирает в клюв воды и пытается затушить огонь. Огромный бегемот в недоумении спрашивает птичку: «Что ты делаешь, неужели ты не понимаешь, что твоих капель не хватит, чтобы потушить пожар?"
Так и мы, уважаемые родители, как эта маленькая птичка, каждый на своём месте, каждый день и каждый час должны честно и ответственно делать своё дело.
Быть родителями это большое счастье, но и огромная ответственность. Ведь каждое наше слово, каждый наш поступок отражается в сознании нашего ребёнка. Воспитание своих детей мы должны начинать с себя, перестать задаваться вопросом, что родина сделала для тебя, а почаще спрашивать себя: «А что я сделал для Родины?». Так давайте будем стараться воспитывать заботливого и ответственного человека, который в будущем сможет позаботиться о своей семье и о своей стране, то есть станет настоящим гражданином.

Сколько всего поменялось в жизни страны! А патриотизм? Может ли он стать иным? По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро. Не замечать, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной “перестройки” всей жизни страны, может только не желающий видеть и слышать. Как же должно меняться содержание патриотического воспитания в условиях фундаментальных, социальных, идеологических, экономических и даже территориальных подвижек, происходящих в России на рубеже тысячелетий? Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной идеи? Правомерно ли говорить о новом патриотизме? И если он есть, то, каково его содержание? О чем следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? И можно ли теперь говорить все это, не покривив душой? Не сделать ли акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? А как быть, если дом беден, а двор грязен и неуютен?

Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием очень много. И не на все их у нас готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Надо признаться, у нас нет опыта патриотического воспитания в условиях многопартийной системы. У нас вообще нет систематизированного опыта в этой области, обоснованного сколько-нибудь обоснованными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие “патриотизм” и содержание воспитательных мероприятий определялось коммунистической идеологией советского государства.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и средством программирования поведения людей. Он служит превращению граждан общества в подданных государства.

В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество – еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.

Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания.

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Как воспитать маленького гражданина?

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи:

  1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели гражданского воспитания дошкольника. Обратимся к анализу педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы, значимость ее аспектов.

Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения. Чрезвычайно своеобразный подход к воспитанию был в небольшом государстве – Спарте. Законодатель Спарты Ликург создал свою систему воспитания – детей воспитывали, предоставляя полную свободу. Их учили не бояться темноты и одиночества, никогда не плакать и не капризничать. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях. Питание было скудным, для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

Необходимым считалось воспитание строгости, умеренности, воздержания. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без нее нельзя обойтись. Воспитание в основном сводилось к выработке беспрекословного подчинения, умения переносить лишения и одерживать верх над противником. Их с малых лет приучали отличать хорошее от дурного. Тот, кто терялся при вопросах: “Кто хороший гражданин?”, “Кто не заслуживает уважения?”, считался не способным совершенствоваться нравственно.

Результаты спартанского воспитания общеизвестны. Спарта была знаменита самоотверженными воинами и храбрыми военачальниками, но они не подарили человечеству, ни одного поэта, музыканта, ученого. Печально, когда самой знаменитой личностью в истории страны остается не государственный муж, не философ и не деятель искусства, а ребенок, пожертвовавший своей жизнью ради достаточно спорных идей.

Обратимся к опыту гражданского воспитания в Доме сирот Януша Корчака.

Корчак был врачом, писателем, педагогом. И его жизнь – некое педагогическое евангелие, возвращение благой вести о ребенке. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: “Ребенок имеет право на уважение”. Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на вверенном ему пространстве реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование. Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Необходимо знать закон, уважать закон, пользоваться законом, искать у него защиты. Перед законом все равны. Это основной принцип демократии. Поэтому в доме сирот была создана – точнее, выращена – система самоуправления, не имевшая в то время аналогов.

В демократическом обществе гарантией прав гражданина является суд. Суд и судебный совет были главными органами самоуправления в доме сирот. Корчак сочинил специальный судебный Кодекс, включающий тысячу пунктов. В пунктах судебного кодекса перечислялись поступки, отклоняющиеся от допустимой нормы поведения, и предусматривались наказания за них. Это был один из самых гуманных судебных кодексов в истории права; большинство его статей гласило: “Суд считает, что виновного надо простить”. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.

Главный педагогический результат, к которому он стремился – разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.

В недавнем прошлом патриотическое воспитание определялось коммунистической идеологией советского государства. Многие воспитатели до сих пор помнят сценарии праздника “День седьмого ноября – Красный день календаря” и требования к организации “Ленинского уголка” в группах (портрет, столик, флажок в вазочке, классический набор книг – “Ленин и дети”, “Ленин и печник”, “Семья Ульяновых” и т.п.). До начала реформ программы включали раздел “Ознакомление с явлениями общественной жизни” (как часть направления “Ознакомления с окружающим”), в рамках которого выдвигались только задача патриотического воспитания детей. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет. Даже в концепции дошкольного воспитания, датированной 1989 годом (см.: Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001), об этой важной стороне развивающейся личности ребенка сказано буквально следующее: “Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе (с.236); побуждаются первые представления о Родине” (с.237). О воспитании начал патриотизма речи не ведется, возможно потому, что сама социальная действительность того времени была переполнена негативными явлениями. С середины 1980-х до конца 1990-хгодов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.

Отрадно, что после некоторого перерыва педагоги нашли в себе мужество обратиться к вопросам патриотического воспитания. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры.

После принятия государственной программы “Патриотическое воспитание гражданин Российской Федерации на 2001-2005 годы”, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, где предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства. Заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Вышли в свет пособия по реализации государственной программы.

Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришла к выводу, что:

  1. Основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первых чувств гражданственности.
  2. Как правило, каждый детский сад работает в каком-то одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению, в другом – по ознакомлению с народным искусством, в третьем – созданы великолепные условия и отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В свое работе я пытаюсь создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
  4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.

Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.

Первое направление: Я и моя семья

К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной2. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы я определяю следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию.
  3. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
    1. Необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с ребенком.
    2. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  4. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
  5. Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
  6. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
  7. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (Проект “Дети планеты Земля”)
  8. Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей.

Третье направление: Человек-труженик.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на мой взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города (хлебороб, сталевар, формовщик, чеканщик). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
  3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней , не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое направление: История.

Следующее направление работы, которое я закладываю в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.

Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.

Седьмое направление: Культура.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3. “Святые наши имена” - освоение историко-культурного наследия с опорой на памятные даты именинного календаря (идея программы “Наследие”).
  4. Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  5. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
  6. Приобщение детей к богатствам русской литературы.

Список литературы:

  1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2004-2005 г.г.”.
  2. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
  3. Януш Корчак Товарищеский суд.
  4. Степанова Т. Как воспитывали гражданина в Древней Греции. //Обруч. 1995 - №1. – с.60-63.
  5. Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - №3. – с.4-14.
  6. Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. //М. 2003.
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. //М.2004.
  8. Г.А. Лапшина Календарные народные праздники в детском саду. Выпуск 1. //Волгоград. Учитель, 2004.
  9. Т.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. //М.2003.
  10. Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.
  11. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольно-образовательных учреждений. Под ред. Т.Н. Доронова, А.Е. Шиглина, Л.Г. Голубева и др. //М. Просвещение – 2003.
  12. С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.
  13. Дошкольное образование. Как растить гражданина. //№5 – 2004.

Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Союзом мужчины и женщины;

Добровольностью вступления в брак;

Члены семьи связаны общностью быта;

Вступлением в брачные отношения;

Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи -корни и крылья.

Вопросы и задания к документу

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети - радость... тогда как в других они - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань.

Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

Вывод – семья это маленькая модель общества.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас....обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20-30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало "кукушек"-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

«Военно-патриотическое воспитание в школе» - Награда школе. Мои близкие на войне. Встреча с ветеранами войны. Экскурсии по местам боевой славы. Патриотическое воспитание. Карта добрых дел школы. Уроки памяти. Шефство над могилой ветерана ВОВ. Военно-патриотическое воспитание. Ветераны Великой Отечественной войны. Общественное движение «Добрые дети мира».

«Патриотическое воспитание детей» - Родная культура. «9 мая – День Победы». Родина начинается с любви к своему городу. Дети очень любят рисовать. Родная семья. Во время наблюдений, экскурсий, прогулок у детей формируются положительные эмоции. Чувство Родины… В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Цель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

«Патриотическое воспитание младших школьников» - Фольклор. Патриотическое воспитание. Мудрые мысли. Математический цикл. Формы работы. Гуманитарный цикл. Патриотическое воспитание на уроке. Коллективные дела. Технологии. Внеклассные мероприятия. Патриотическое воспитание младших школьников. Система классных часов. О. Уайльд. Значимость патриотического воспитания.

«Воспитание патриотических чувств» - Патриотизм. Патриотизм, несомненно, актуален. Задачи. Сформировать нравственные и социо-культурные представления о Родине и патриотизме. Назовите фильм Сергея Бондарчука, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Прослушайте композицию Леонида Агутина. Главные роли исполнили Мел Гибсон и Хит Леджер.

«Гражданское образование» - Руководитель Администрации Президента. Обучение правам человека. Потенциальные участники процесса. Гражданское образование. Гражданское образование в России и ее регионах. Проект Федеральной целевой программы. Главная цель гражданского образования. Хороший союзник. Надежда. Образовательный форум. Ситуация в России.

«Патриотическое воспитание молодёжи» - Необходимо возрождение духовности. Воспитание человека-патриота. Гордость за своё Отечество. Воспитание будущего гражданина. Равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм. Экологическое воспитание. Поисковая работа. Мероприятия военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание молодого поколения.

Всего в теме 23 презентации

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх