Участие матери в воспитании ребенка. Консультация «Роль мамы в воспитании ребёнка

.

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль матери в нравственном воспитании ребенка .

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

Солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.


Роль матери основана на биологических особенностях, системы идеологических ценностей и модели поведения взятой из окружающей социальной группы. Права и обязанности материнства определяет общество и культурное наследие.

Роль матери для ребенка

Именно мать влияет на поведение людей в обществе, но прежде всего она оказывает влияние на поведение детей. С момента рождения ребенка значение матери важно для правильного развития, материнская забота основана на любви и доверии, укрепляет чувство собственного достоинства. Качество отношений между матерью и ребенком определяет умственное и эмоциональное развитие, а отсутствие тесной связи с матерью приводит к серьезным последствиям, например к хронической депрессии и склонностью к асоциальному поведению в будущем.

Мать является главным человеком в жизни ребенка независимо от его возраста и важность матери пропорциональна возрасту ребенка, так, чем беспомощней малыш, тем больше он нуждается в ее присутствии. Мать заботится о домашнем хозяйстве, отвечает за создание эмоциональной атмосферы в доме, поддерживает семейные связи и традиции. Кроме того, ребенок учится у матери регулироваться свое поведение, проявлять чувства и эмоции, понимать окружающих через эмпатию. Ребенок стремиться понравится матери, копируя ее поведение и отношение к другим людям.

Роль матери в глазах общества

Роль матери в обществе постоянно меняется и зависит от множества факторов. Например, роль матери-одиночки существенно отличается от матери, у которой есть муж, также отличаются материнские роли в зависимости от того, работает женщина или занимается домашним хозяйством. Понятно, что у одинокой мамы меньше времени на общение с ребенком и больше ответственности перед малышом, она должна все успеть – накормить, отвести, поиграть, приготовить и успеть на работу.

Однако не меняется понятие матери, как первого человека влияющего на развитие и воспитание, поэтому общество так требовательно к ней, вне зависимости от ее социального положения. Каждая мама в глазах общества – воспитатель-педагог, хранительница домашнего очага и человек, который обслуживает потребности семьи.

Как все успеть

Удовлетворить желания общества не всегда возможно, так что не надо рвать на себе волосы, чтобы стать идеальной для всех. Достаточно быть лучшей для своего ребенка. Поцелуй перед сном, беседа о прошедшем дне, прогулка в парке на выходных и совместные игры сделают жизнь ребенка более наполненной воспоминаниями о материнской заботе. Главная задача, сделать детство ребенка как можно более комфортным, не обделенным вниманием и любовью.

Роль матери в воспитании ребёнка крайне важна. Чтобы ваш ребёнок вырос достойным и успешным членом общества, необходимо заниматься его воспитанием и окружать его своей заботой. Сегодня мы поговорим, какова роль матери и может ли её кто-то заменить?

Мама - первое слово

Маленькому ребёнку нужна особая забота. Обычно мама берёт декретный отпуск, и ситуация выглядит так: папа с утра до вечера на работе, а мама ведёт хозяйство и занимается ребёнком. На первый взгляд, кажется, что дома с малышом просто, но это великий труд. Так что же должна сделать мать для своего ребёнка?

  • Окружить его заботой, лаской и любовью. Здесь важно тесное общение: обнимайте, целуйте, играйте вместе со своим ребёнком. Обязательно поощряйте детей, как только у них что-то получается. Будьте везде вместе. Не давайте детей в обиду. Даже стычка между сверстниками может нанести ребёнку психологическую травму на всю жизнь. Научите своего ребёнка постоять за себя, дать сдачи. Ругать тоже нужно в меру, чтобы ребёнок не вырос наглым и хамоватым.
  • Научить логике, мышлению, речи. Сразу после рождения разговаривайте, пойте песни своему малышу. С 6 месяцев играйте с ним в развивающие игры. В период, когда сын или дочь готовятся к походу в сад, важно поддерживать ребёнка, ведь туда они идут с неохотой. Не ругайтесь, уговорите малыша там остаться. Как соберётесь забирать - угостите шоколадкой - это скрасит неприятные детские ощущения. В школьные годы помогайте ребёнку с уроками, кроме вас никто не сможет объяснить материал наиболее понятным и интересным для него образом. Ребёнку не будет так страшно идти в школу. Хвалите его везде и всегда. Мамина поддержка важна особо остро в подростковый период, всегда разговаривайте со своим ребёнком. Секретничайте и просто будьте рядом.
  • Готовить вкусную еду. Часто дети и не хотят есть: постарайтесь не ругаться, оформите блюдо в виде интересного животного и съешьте вместе. Весёлые эмоции вместе с мамой нужны детям в любом возрасте.

Видео роль матери в воспитании детей

Нужен ли материнский авторитет и строгость в семье?

Несомненно, строгость нужна, но в меру. Если пренебречь этим, ребёнок может замкнуться в себе. Как правило, в каждой семье «папа строгий, а мама добрая». Это правильно. Но иногда нужно и маме словесно одёрнуть ребёнка, уметь сделать замечание в нужный момент; а папе - пожалеть и утешить. Родителям необходимо придерживаться одной тактики воспитания: недопустимо, чтобы за одни проступки папа , а мама тут же жалела. Например, непоседливый малыш тянется к розетке, папа одёргивает, а мама сочувствует и жалеет. Тогда ребёнок не поймёт, что это может быть опасно и снова вернётся к розетке, «пока папа не видит». При каждом подходящем случае ребёнка нужно хвалить и поддерживать все его полезные и правильные начинания. Ни в коем случае нельзя срываться на него, когда у вас плохое настроение.

А если мамы нет?

По воле случая иногда приходится детей воспитывать бабушкам, тётям, папам. Конечно, никто не сможет заменить маму, но необходимо максимально постараться. Такие дети особенно остро нуждаются в любви. Чтобы не было насмешек сверстников в саду, школе, важно воспитать ребёнка смелым, любить его и заботиться о его благополучии и судьбе. Не нужно бояться психологов. Именно они созданы для того, чтобы перебороть детские комплексы и страхи. Интересуйтесь успеваемостью и неудачами ребёнка в школе, и решайте их с ним вместе. Тогда все мальчики и девочки, сыновья и дочки, почувствуют себя нужными и счастливыми.

Роль матери в воспитании взрослого ребёнка

Повзрослев, ваш сын или дочь стараются стать самостоятельными и независимыми. Несмотря на то, что они стали взрослыми, мамина поддержка и опора нужна им всегда. Советы по поведению в коллективе, как лучше поступить и прочие вопросы лучше обсуждать с самым близким человеком - мамой. Здесь не будет интриг. Придя домой, создайте уютную атмосферу для детей, собирайтесь часто за столом, отдыхайте.

Не стоит обижаться, что теперь ребёнок вырос, и у него могут быть свои дела, а на вас станет меньше времени. Поддерживайте и радуйтесь успехам уже сформировавшейся взрослой личности, в создании которой главное участие приняли именно вы - мама. Постарайтесь вырастить достойного мужественного сына или умную порядочную дочь, и судьба ваших детей сложится счастливой.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Что может сделать женщина в семье для налаживания внутрисемейных связей? Роль матери в семье огромна, её сложно переоценит. А, вот, роль матери в воспитании ребёнка , конечно, не такая, как у отца, но тоже важная. Природа наделила матерей способностью , и нет ничего удивительного, что после родов она отдаёт ему всю свою любовь и нежность, особенно сильно это может проявиться после .

Как, в таком случае, складываются отношения с мужем? Про своего мужчину нельзя забывать, ни в коем случае. Одна из задач для женщин - после рождения ребёнка не допустить ни духовного, ни физического разлада в отношениях. Конечно, ей тяжело. Ей тоже хочется, чтобы её приласкали, обняли, поддержали. Но догадается ли молодой муж? В силу отсутствия опыта может и не догадаться. И вот, готова.

В первый год жизни ребёнка основным его учителем и воспитателем является мать. Соответственно, роль матери в воспитании ребёнка в первый год является ключевой. Она способна предотвратить развитие отрицательных черт характера и предупредить, в дальнейшем, развитие скандалов с мужем по этому поводу. И начинать заниматься с малышом надо уже с .

Различные дела и работу по дому можно делать, когда ребёнок спит, т.к. в первые месяцы жизни он спит большую половину суток. А когда кроха просыпается, постарайтесь уделить время ему. Разговаривайте с ним, улыбайтесь ему, рассказывайте детские стишки, спойте песенку. Это необходимые занятия для развития крохи.

Если , то его плач, конечно же, раздражает и маму и папу. Это просто пытка, особенно для папы. Угомоните малыша, отвлеките его чем-нибудь, . Вообще, если маленький ребёнок плачет, значит, у него есть на это причина, вредничать т.к. он ещё не научился и не может плакать просто потому, что ему что-то не нравится.

Когда малыш подрастёт, не пугайте его милиционером, Бабой Ягой и т.д., если он не слушается. Такие действия могут развить в ребёнке всевозможные страхи, такие как боязнь темноты или незнакомых людей и ребёнок может вырасти трусом.

Многие мамы в семье предпочитают строгое воспитание шлёпают ремнём детей за непослушание, или когда заставляют их выполнять какую-либо работу. Конечно, у ребёнка должны быть свои , которые он должен выполнять. Но такие приказы, со временем, распространяются и на другие сферы, такие как выбор друзей ("Я тебе сказала, не дружи с тем мальчиком!"). Такие мамы считают, что они просто обязаны полностью руководить жизнью ребёнка.

В результате психологическое развитие ребёнка дошкольника идёт в неправильном направлении. Мать таким поведением полностью ломает его волю и способность к самостоятельности. В последующем он и шагу не сможет ступить без её указки. Наверняка, каждый из нас знает такие примеры, когда взрослый сын в 25-30 лет, и даже старше, живёт со своей мамой и не собирается создавать своей собственной семьи. Просто семья - это ответственность, а он напрочь лишён чувства ответственности и самостоятельности. За него всё продолжает решать его мама. Дорогие женщины, вы же не хотите, чтобы ваш сын вырос таким? Ведь можно же не ломать его волю, а договариваться с ним, идти на компромиссы, относиться с пониманием!

И в 15 лет ищет в матери сочувствия и понимания. Мать может выступать в роли наставника и советчика, к которому можно прийти на консультацию в трудную минуту. Она всегда поймёт и рассудит. И матери надо оправдать эти надежды. Конечно, умение понять и выслушать ребёнка зачастую очень сложного. Но без этих действий не будет контакта с ним и в семье возможны конфликты.

Если мать или отца раздражает, когда ваш сын-подросток перед зеркалом причёсывается уже полчаса, а дочь больше часа болтает по телефону о всякой ерунде. На ваши замечания грубят вам или отвечают грубостью. Сначала подумайте, возможно, эти замечания и вас самих бы обидели, и нет ничего удивительного в том, что они стали обидными для них. Стремление сына понравиться кому-то, разве это плохо? Возможно, что это первая любовь нашего ребёнка. В 14-15 лет многие юноши стремятся наряжаться "с иголочки" и долго простаивают у зеркала. Взрослым женщинам нравятся опрятные, подтянутые, со вкусом одетые мужчины. Тогда зачем возмущаться, когда сын пытается соответствовать этому образу? Пусть учиться быть аккуратным и нравиться окружающим.

А чем настораживают матерей телефонные разговоры дочери? Возможно, тем, что говорят о юношах. И в голове у матери сразу возникают мысли о

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх