Сценарий вечер отдыха рождественские колядки. Сценарий праздника "рождественские колядки"

Ирина Черноиванова
Сценарий праздника «Рождественские колядки» с Козой и Медведем

Сценарий праздника «Рождественские колядки »

Цель :

Продолжать знакомить дошкольников с русскими-народными традициями (колядование , гадание, народные игры.)

Воспитывать патриотические чувства.

Ведущая :

Вот и закончилась новогодняя суета.

Пришло время светлого, радостного праздника

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели

Песни - колядки . Детей называли колядовщиками . Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,

То случится беда.

Вот и мы с детками пойдём колядовать .

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Выходят дети под музыку

1 реб. Праздник этот - самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили-ели,

Веселились две недели!

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

"Песня «На лошадке в санках»

Ведущая :

Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Колядовщики пришли счастье в дом принесли

Ну коль пришли так колядуйте .

Дети идут к зрителям с колядками

1 -й колядовщик . Серенков

Коляда-маляда , уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик .

Я - маленький юнчик,

Сел на стульчик,

Снял колпачок :

Пожалуйте пятачок!

3-й колядовщик . Ломакина

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх - козульку,

А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик . Солнышкин

Кто подарит пирога,

Тому - полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша :

Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик . Корхова

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха :

Колоском пуста, соломкой густа.

6-й колядовщик . Вахрушева

«Уж я сяду на порог - дай лепёшку и пирог!

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»

Все Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Появляется колядовщик , он выводит «козу» . На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем , что колядовщики поют с козой .

Колядовщик с Козой (поет) . Арсений

Мы не сами идем - мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ведущая :

Где ты, козочка , ходила,

Где ты, белая, бродила?

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Коза падает,

Что же вашей козочке надо ? Что же она любит?

8-й колядовщик . Сорокин

А нашей козе немного и надо :

Ведерочко гречки на перепечки

поверх него - колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

«Пошла коза по лесу» .

Дане одеть шапку

Ведущая :

И коза не с пустыми руками пришла а загадки принесла.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его - мешок,

В бороде его - снежок.

(Дед Мороз)

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью… (елка)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет… (от елки)

Ну и елка, просто диво!

Как нарядна, как… (красива)

Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Разноцветные… (игрушки)

Ведущая :

Ребята! А ведь к нам на праздник гость должен прийти ,

Но видно заблудился. Давайте мы с вами песенку споём, Он услышит нас и придёт.

Песня «Рождество »

Ребёнок. Как пришли к нам Святки

Запевай колядки !

Из лесу пришёл медведь ,

Хочет танцевать и петь!

Выходит медведь , здоровается, танцуют все

Ведущая :

А не хочешь ли ты, Мишенька, гостей с козой повеселить , спеть частушки

Частушки

Коза : Выходи плясать, Медведь ,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь : Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза : А ты, Мишенька-медведь ,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь : Ах, Коза, ты Козочка ,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза : Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе : Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Ведущая :

Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)

Домовенок : Здравствуйте, ребята!

Ведущая : Здравствуй, а ты кто?

Домовенок : Я – Домовенок Кузя!

Ведущая : А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок : Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться

Игра «Заря зареница»

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

Ведущая :

А ещё на Руси был такой обычай гадать под

Рождество . Вот и мы погадаем всем детям и гостям.

Узнаем, что нас ждёт в новом году.

Дети по очереди вытаскивают предметы.

1. Ножницы - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз. инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. купюра бумажная - банкир, предприниматель

9. Ложка –повар.

10 Кукла- воспитатель

11 Блокнот- директор

12 Ключ- строитель

13 Монетка -продавец

14 Молоток столяр

15 билет – артист

16 самолетик- стюардесса

17 животное- дрессировщик в цирке

18 пульт от телевизора – работник телекомпании, диктор

19 матрешка –певец из хора

20 лопатка – дворник.

Гадания для взрослых. «Что подарит год грядущий»

Ведущая :

Мы немножко отдохнём и плясать потом пойдём.

Хоровод бубенцы

Ведущая : Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи ! Хотите?

Дети : Да!

Ведущая : Ну, тогда слушайте и смотрите!

(Звучит спокойная музыка.)

Ведущая : Ночью по пыльной палестинской дороге шла семья - молодая женщина Мария и ее пожилой муж Иосиф. (Входят персонажи : Мария и Иосиф- дети) . Долгий путь они проделали под мерцанием звезд, пока не увидели огни города Вифлеема. (Мария и Иосиф подходят к «постоялому двору» ). Путники очень устали и хотели здесь отдохнуть, постучались в дверь постоялого двора. (Мария и Иосиф стучатся.

Но в гостинице не было мест для ночлега и хозяин предложил переночевать в хлеву.

(Уходят к пещере. Мария берет куклу, заворачивает в белое блестящее полотно. В это время зажигаются гирлянды на «вертепе» . Звучит плач ребенка.)

Ведущая : И вот свершилось чудо - родился Господь! Мария его спеленала, положила в ясли и дала ему имя Иисус Христос.

(Выходят пастухи) .

Ведущая : В Святую ночь на тучном поле,

Не зная отдыха и снов,

Стада, гулявшие на воле,

Пасло семейство пастухов.

(Пастухи проходят по залу и усаживаются у костра)

Ведущий : И в эту ночь с высот чудесных

Спустились ангелы с небес…

Появляются ангелы

Спустилась ночь на Вифлеем,-

Красив её наряд!

Звезда с небес сияет всем,

Но люди крепко спят…

Несем вам весть из Вифлеема -

Оставьте свои дела!

В том граде Пресвятая Дева

Младенца ночью родила!

3-й ангел :

В хлеву, за городом большим,

Родился в мир Христос.

Склонились ангелы над ним

И хороводы звёзд.

В яслях спал на свежем сене

Тихий, крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил золото волос.

5 ангел :

Родился ныне, в Вифлееме,

Спаситель мира и людей!

Его увидите вы сами,

Коль поспешите поскорей!

Ангелы становятся рядом с младенцем. Пастушки перешептываются с радостью и оживлением, поднимаются и идут к хлеву.

Ведущая : Отправились пастушки немедля

В пещеру чудную войти

Чтоб колыбель Царя-Младенца

Для мира божьего найти.

Пастушки подходят к колыбельке.)

Ведущая : Все идут, спешат с волненьем,

С радостью на сердце :

И несут свои подарки

Дивному Младенцу!

1-й Пастушок :

Я принес тебе, Дитя,

Живую овечку.

Можешь с нею Ты играть,

Сидя на крылечке. (Кладет возле колыбельки «овцу» ).

2-й Пастушок :

Ну, а я принес Тебе

Молочка парного,

Чтобы с Матушкой Твоей

Были вы здоровы! (Ставит молоко) .

3-й Пастушок :

Ну а я несу в суме

Теплые носочки,

Чтоб они Тебе согрели

Маленькие ножки. (Кладет носочки) .

(Пастушки подносят дары. Ангелы поднимают Звезду на палочке) .

Зажечь огоньки

Ведущая :. И в миг рождения Христа

На небе вспыхнула звезда

Чтоб указать всему народу

К младенцу божьему дорогу.

«танец ангелы»

Ведущая :

В этот светлый праздник Праздник Рождества .

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра

Озаряя мысли светом Рождества !

Ведущая приглашает всех пить чай в группу.

Новогодние колядки

« Пришла коляда – отворяй ворота»

Глотова А. З.

Цель: изучение традиционного народного искусства (знакомство с традициями, обычаями, праздниками русского народа).

Задачи:

    Привитие учащимся уважения к традициям своего народа;

    Воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми;

    Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;

    Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений);

    Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования;

    Развитие самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей.

Декорации и реквизит:

Декорация русской избы.

Действующие лица:

Ведущие, Оксана, кузнец Вакула, колядовщики, Солоха, черт, дед, Коза, Медведь, ряженые

Необходимая атрибутика:

Шест со звездой, лукошко с овсом (пшеном и пр.), стол, скатерть.

Костюмы:

Одежда народная, зимняя, костюмы ряженых.

I часть

На сцене ведущие (девушки в русских нарядах), слышны голоса, поющие исполняют

« Калядку»

Учитель: Я помню древнее преданье

Давно давно минувших дней,

Когда в рождественском сиянье

Звезда блеснула для людей,

И хоры ангельские пели

Земле святую песнь с небес,

И светлой радостью звенели

Цветы в полях и темный лес.

1Вед: Добрый вечер, щедрый вечер, всем, кто пришел на праздник, чтобы вместе с нами вспомнить «преданья старина глубокой». Мы ожидаем Новый год, загадывая на будущее свою судьбу. Сколько радости, песен и плясок приносит он нам!

2Вед: В старину Новый год начинали праздновать со дня Рождества Христова. Две недели (от Рождества до Крещения) длились русские святки, которых с нетерпением ожидали девушки и парни. В это время они ходили по деревне, по домам, приносили весть о том, что родился Христос и пели Рождественские колядки.

Символом Рождества была Вифлеемская звезда, та самая, которая опустила свой луч там, где родился Христос. Её « христославы» вносили в каждый дом, освящая его на предстоящий год.

3Вед: Том дом, куда входили с Вифлеемской звездой, считался освященным, и мир, богатства и любовь должны сопутствовать хозяевам. Поэтому колядовщиков всегда встречали с радостью, тепло, радушно.

Тихий колокольный звон . (В записи)

Кстати, который час?(спохватывается).Ой, простите, люди добрые, заговорилась с вами, слышите, колокола звонят, значит служба в церкви закончилась. Скоро по деревне колядовщики пойдут. Как бы мимо не прошли. (прислушивается). Какие-то голоса. Пойду-ка, гляну.(накидывает шаль. Уходит)

1Вед. А мы пока накроем праздничный стол скатерью браной. Надо напитать стол зерном, чтобы урожай был хорошим(накрывает стол скатерью). Обязательным блюдом будет кутья и взвар. Кутья у меня получилась сладкой, с медом, с маком и изюмом. Это блюдо посвящалось умершим предкам, и чтобы жизнь их на том свете была бы не горькой, а райской, сладкой. А взвар, то есть, компот, варили тогда, когда рождался ребенок. А на столе у меня 12 блюд - по числу месяцев в году, чтобы год был изобильным. Скоро колядки запоют, надо гостям знак подать (зажигает свечу)

Раздается сильный стук в дверь

1р. Пришла коляда, отворяй ворота.

Все вместе: Это мы колядовщики. Разрешите Рождество прославить?

Хозяйка: Проходите. Славьте, славьте!

Христославы входят в избу с песней «Коляда». Несущий звезду – становится в центр, его спутники разбирают лучи-ленты, становятся шатром и под песню начинают плавное движение по кругу так, чтобы создавалось впечатление идущей по небу звезды. Поют « Рождественское чудо»

    Поздравляем Вас с Рождеством1

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были

Много лет жили

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год.

Чтоб гостей непроворот.

    Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

    Денег мешок или каши горшок?

    Кувшин молока иль кусок пирога?

    Рублички на конфеточки?

    Иль сотенки на пряночки?

Хозяйка: Рано, рано просите. Потешьте душу. Праздник пришел - пляску завел.

Исполняют «Коляда-маляда» и пляску.

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Угощает колядовщиков.

    Хозяюшке-кунью шубу!

    Дочерям – по веночку златому!

    Сыновьям – по коню вороному!

Все вместе: Будьте здоровы! С Новым годом!

Уходят под песню «Коляда-маляда»

II часть

3 Ведущая: А мы пока перенесемся в знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вокруг все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики, парубки шалили и бесились вовсю. Часто между колядками слышались какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить один из казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик

Давайте вареник,

Грудочку кашки,

Кильце колбаски.

Казалось, ночь напролет готовы были веселиться парубки и девушки. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и ещё белее казался свет месяца от блеска снега.

2 Ведущая:

Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна дома, Оксана, дочка Чуба.

Она была хороша необыкновенно и капризна, как красавица. Парубки гонялись за ней толпами. По выходе отца она ещё долго принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?........ Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».-

Чудная девка! - прошептал вошедший тихо кузнец, - и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

«Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз - вот все, что можно было сделать тогда наилучшего.-

Зачем ты пришел сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?-

Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!-

Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.- Позволь и мне сесть возле тебя! - сказал кузнец

Садись, - проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

Не любит она меня, - думал про себя(повернувшись к залу), повеся голову, кузнец. - Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить»

- Правда ли, что твоя мать ведьма? - произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

- Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». - «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»

- Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, - проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. - Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно

- Бог с ними, моя красавица!

- Как бы не так! с ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

- Так тебе весело с ними?

- Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.

«Чего мне больше ждать? - говорил сам с собою кузнец. - Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...»

Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» - прервал его размышления.

- Постой, я сам отворю, - сказал кузнец и вышел в сени, в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

(Кучи девушек вломились к Оксане: крик, хохот, рассказы)

Э, Одарка, какие у тебя новые черевички. Ах, какие хорошие и с золотом. Как хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.

Кузнец: Не тужи, ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана: Будьте все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. Пойдемте колядовать.

Уходят. Поют. Звучит стихотворение.

Учитель: Наши предки пили, ели,

Веселились 2 недели,

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

1В. –А вот и дом Солохи. Давайте заглянем туда.(Заглядывает)

2В.- О, да у неё черт в гостях.

3В.- Не на шутку разнежился у Солохи, целовал её руку с такими ужимками, брался

за сердце, охал, всячески ухаживал за ней.

1В.- Но что это? Колядовщики идут. Прячь, Солоха, побыстрей черта, а то худо тебе

Будет, и так за ведьму принимают.

(Солоха заталкивает черта в мешок, он сопротивляется)

Стук в дверь.

Солоха: Кто там?

Дети: Это мы колядовщики! Разрещите в избу войти, Рождество славить!

Солоха: Уходите, уходите!

У нас денежек нема, опустели погреба.

Пряники, орешки съели сладкоежки.

Идите прочь от ворот!

Дети (не уходят), поют « Овсень-коляда»,

Наступая на хозяйку:

    Не подашь пирогов –напускаем клопов.

    Тараканов усатых и зверей полосатых!

    Не подашь ватрушку- разобьем кадушку.

    Открывай сундучок! Подавай пятачок!

Солоха: Уходите1 Уходите! (прогоняет колядовщиков)

Черт: (высовываясь из мешка) – Верни колядовщиков, Солоха. По обычаю Рождества привечают каждого пришедшего в дом.

Ах ты, жадоба – кишка.

Не подашь пирога – не видать тебе добра.

На двор напускают чертей, на огород червей.

Солоха: (пугается, зовет колядовщиков).

Заходите, проходите

Добры молодцы, красные девицы,

Молодые молодки, белые лебедки,

Милости просим.

Дети возвращаются.

1р. Добрый вечер!

Мы пришли до хаты,

Чтобы с Новым годом

Всех вас поздравлять.

Добрым людям Новый год.

3р. Чтоб масло и сало

На кухне скворчало.

4р. Жилось без печали,

Чтоб деньги бренчали.

2р. Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям Новый год.

Колядовщики: (ведущий поднимает звезду, все остальные разбирают ленты шатром,

двигаются по кругу под песню « Сеем,сеем,посеваем»)

Дети: (поют хором).

Сеем, сеем, посеваем

Счастье, радости желаем.

1р. (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка в сторону «красного угла» и на хозяйку). На счастье! На здоровье! На Новый год!

Вместе: (двигаются по кругу, поют)

Сеем, сеем, посеваем,

Счастье, радости желаем.

2р. (останавливается, перенимает лукошко, тоже сеет)

Чтоб здоровенькими были

Много лет прожили.

Сеем, сеем, посеваем

Счастье, радости желаем.

3р. (сеет на гостей и на участников праздника)

Жито, пщеницу, всякую пашницу.

В поле – зерно, в доме - добро,

В поле колосисто, в доме – пирожисто.

Вместе: (идут по кругу, поют)

Сеем, сеем, посеваем,

Счастья, радости желаем.

4 р. – Ну, хозяйка, дорогая, мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду, привели и коляду.

Вместе:

А теперь уже черед

Открывать пошире рот.

Солоха: (выносит угощенье)

Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие.

Христославы:

1р. И вам за хлеб, да за соль почтенье наше!

2р. Хорошо у вас, но не обессудьте

Пора нам в путь отправляться!

3р. До рассвета всех обойти нужно!

4р. Оставайтесь с Богом!

Вместе: Будьте здоровы!

Уходят под песню «Коляда-Маляда». Спускаются со сцены в зал. Заглядывают друг другу в мешки. (Возгласы). « О, сколько накалядовали! А у меня полный мешок! И у меня! А пошли на посиделки! Пошли!»

Усаживаются кружком, теснятся, подталкивают друг друга, вынимают из мешков еду, раскладывают на столе.

Стук в дверь.

1р. Хороший гость – хозяину почет. Кто там?

Дед: Доброго здоровья, хозяева, пустите, Христа ради, погреться. Издалека иду, вижу огонек, слышу: поют и пляшут – значит, люди здесь добрые.

2р. Входи, в тесноте да не в обиде.

Дед: Спасибо, на добром слове.

(не снимает верхнюю одежду, оглядывается, кашляет).

3р. Что ты, дедуля, не проходишь? Проходи, присядь, отдохни с дорожки.

Дед: Пойду, присяду, да вот беда, не один я. Со мною и козочка, совсем околела от

мороза. Пустите ее. Куда ее девать? У меня ни кола, ни двора. Вместе с нею

Ходим, кто что подаст, тем и кормимся. Приютите, в долгу не останемся.

4р. Веди свою кормилицу, дедуля. Никого не обидим, щедрый вечер у нас нынче.

Возгласы ряженых: Не браните коляду, не журите коляду. Мы не сами идем, мы козу

Ведем. (ведут упирающуюся козу)

Дед: Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля.

Коза: Бе-е-е. Я красавица рисованная. Бе-е-е. Сажей, углем размалеванная. Пришла

Хозяев чествовать, деток пестовать.

Ряженые встают вокруг козы, исполняют святочную игровую колядку.

Ряженые: Козонька-коза, где до рождества была?

Коза: Свиней пасла.

Ряженые: Козонька – коза, а где свиньи?

Коза: Ребята угнали.

Ряженые: Козонька – коза, а где ребята?

Коза: В новой деревне.

Ряженые: Козонька-коза, кто в новой деревне?

Коза: Коляда намедни.

Дед: (ведет козу за веревку по «горнице»). Где коза ходит – там жито родит.

Где коза хвостом – там жито – кустом. Где коза ногою – там жито копною.

Где коза рогом – там жито стогом.

(коза начинает шалить, брыкаться, бегает за детьми, затем притворившись падает в обморок)

Дед: Ой, окочурилась, рогатенькая, Хозяева, чтоб коза встала, ей надо кусок сала,

Решето овса, а наверх колбаса.

Хозяева: (ряженым, одаривая) Вот вам, молодцы, пряники да леденцы. (все благода-

Рят). А козе орешки (Коза вскакивает, кланяется). Нет, Козонька, спой

Сначала нам потешки.

Коза: (обращаясь к Медведю) А ну-ка, Топтыгин, шаркнем ножкой,

Повеселим гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем.

(Коза и Медведь поют частушки)

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Мы частушки будем петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька – медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо-

Медведь: Ах, Коза, ты, Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша дорогой,

Не ругалась я с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ мы веселили.

Медведь: Веселей, Коза, пляши,

Твои ножки хороши.

Коза: И твои кривые

Тоже неплохие.

Вместе: Мы с тобой колядовали,

Дружно пели и плясали,

Очень утомилися.

(пауза)

Медведь: А ну, Коза,всем гостям поклонимся. (кланяются)

(танцуют)

Ведущий: (зовет всех) Пора и нам поплясать

Каблуком постучать.

Дети выходят, пляшут.

Пришли святки – блины и ладки. Мужики играют, бабы следят, чтобы угощенье

В доме не переводилось, а нам – девкам – одна забава гадать.

А как будем гадать?

Я через кольцо в воду яичный белок стану лить. Белок расплывается в воде и мне

Покажет моего суженого.

А я в сарае гребень повесила. Ночью жених почешется, и утром я его узнаю

По масти оставшихся волос.

А я до утра не дождусь. Ночью брошу башмак через ворота. Куда он носком ляжет,

Туда и замуж идти.

А можно еще проще гадать. Выйди на улицу, подойди к первому встречному и

Попроси назвать имя. Какое имя назовет – так и жениха звать будут.

А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать:

« Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!» И суженый явиться во сне.

А можно из поленницы выдернуть наугад полено. Если полено гладкое, ровное –то

Будет бедный жених, а если неровное – то жених будет богатый.

А давайте и мы сейчас погадаем!

Но нам нужна живая курица. Ну-ка принесите со двора курицу.(приносят)

Поставим ее на середину, в чью сторону побежит – та и выйдет замуж в этом году.

(девушки окружают курицу, парни – пока в стороне)

Тебе Оксана и идти замуж.

Ведущая: Пришли святки – блины и ладки.

Для праздничного ужина делали особенно обильный стол, веря что и

Богатство на столе повлияет на будущее. Особенностью этого застолья

Является кесаретский поросенок. Название кесаретского поросенка получил он

От имени святого Василия Кесаретского. И колядовщики весь вечер требовали

« Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Люди верили, что новогодний ужин с кесаретским поросенком имеет

Магическое значение и способствует обилию, плодородию и благодушию

В семье, в хозяйстве.

Поэтому и мы дарим вам рецепты рождественского поросенка.

(раздают желающим рецепты)

Бьют часы.

Подходят парни, встают между девочками, подталкивают девочек, смеются.

Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово!

Существует поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына,

Выпустил на волю всю нечистую силу, чтобы и они могли порадоваться

Рождением Христа.

Поэтому люди и рядились во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая

Приняла людей за своих и не причинила зла.

А потом все бежали к реке, окунались в проруби и смывали с себя грех

Ряжения.

А первый блин всегда отдавали овцам.

А еще под Рождество жгли костры всю ночь, чтобы предки согревались

И творили только добрые дела, и друг другу делали подарки.

Давайте и мы подарим друг другу маленькие подарки.

Учитель:

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем.

Я чувствовал, как в этот день

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

Мир на земле и счастья всем!»

Дети исполняют

«Рождественскую песню» П Синявского

Приложение

В наше время в ночь с 13 на 14 января многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год! Если вы планируете встречать Старый Новый год то наши рецепты станут палочкой-выручалочкой для вашего стола.
Поросенок жареный, фаршированный гречневой кашей

Ингредиенты:



Способ приготовления:
Тушку поросенка опустить в холодную воду, вынуть и тут же опустить на 2-3 минуты в кипяток. Затем соскоблить ножом щетину, стараясь не порезать кожу, натереть тушку мукой и опалить над открытым огнем. Начиная от шеи, сделать глубокий продольный разрез на брюшке и выпотрошить тушку. Приготовить начинку следующим образом. Гречневую крупу промыть, залить подсоленной водой и сварить рассыпчатую кашу. Лук очистить вымыть, измельчить и обжарить в разогретом масле. Смешать его с кашей и мелко нарубленными яйцами. Промытого и обсушенного поросенка натереть изнутри солью и нафаршировать приготовленной начинкой, равномерно располагая ее по всей тушке. Разрез зашить кулинарными нитками. Натереть всего поросенка водкой с солью, чтобы его кожа стала жесткой. Противень выстлать деревянными (лучше березовыми) лучинками. Подогнув у поросенка ножки, уложить его на лучинки, облить тушку маслом и поставить противень в разогретую до 180-200 градусов духовку. Когда поросенок зарумянится, убавить температуру до 150-160 градусов и продолжать жарку, через каждые 7-10 минут поливая тушку образующимся при этом соком. Когда поросенок будет готов, прорезать ножом его спинку до кости и дать охладиться в течение 15 минут. Удалить нитки, выложить в отдельную посуду кашу. Разрезать тушку на порционные куски и сложить их на блюде, придавая форму целого поросенка. С боков обложить его кашей, зеленью, вареной морковью. В глазницы вставить маслины. Таким же способом можно приготовить поросенка, фаршированного телячьей печенью, ливером или домашней лапшой.

Рождество для младших школьников. Сценарий

Сценарий для учащихся начальных классов "Рождественские колядки"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"

Сценарий зимнего праздника "Рождественские колядки"

Цели: расширение кругозора младших школьников о данном празднике
Задачи: познакомить кратко с историей праздника,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, маски, костюмы, самовар, чайный набор посуды, пряники, баранки, кренделя.

Ход праздника.

Ведущий 1: (В русско народном костюме) Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
" Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"
Комбинированное чтение стихотворения (Читают три ученика)
Саша Чёрный
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
1 ученик. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
2 ученик.Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
3 ученик «Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Ведущий 2:
Праздник Рождества сопровождается колядками. Вернёмся в историю этого праздника
Зимнее солнцестояние (в русской культуре - солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно - Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни - «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса - символ умершего и возродившегося вновь солнца.
С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь - например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды - коледование или колядки.

(Слайд 1)

История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.
(Слайд 2)


Ведущий 1: Святочные вечера немыслимы без колядок.
Послушаем песню в исполнении ребят 4 класса.
(Выходят ребята в костюмах ряженых)
Песня « Ой,Коляда,Коляда

1.Ой,коляда.коляда,

Посконная борода!

Таусень! Таусень!

2.Открывайте,ворота,

Выноси кА пирога!

Таусень! Таусень!

3.Кто подаст каши-

Золотые чаши.

Таусень! Таусень!

4.Кто даёт свежины –

Золотые чугуны.

Таусень! Таусень!

5. Кто подаст лепёшки-

Золотые окошки.

Таусень! Таусень!

6.Подавай, не ломай,

Неси целый каравай!

Таусень! Таусень!

А кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки,

4. Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки.

5.Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога.

6. Кто не даст хлеба –

Уведём деда,

7. Кто не даст свежины –

Тем расколем чугуны!

8.Открывайие сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!
Ведущий 2: Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, и трещотками.
(Слайд 3)


Ведущий 1:
Со словами: " Пришла Коляда, Рождество принесла" - колядующие обходят дома. Давайте посмотрим сценку:
Сценка:
Колядовщики:
-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С новым годом, со всем родом. Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
(На середину выходят девочки и исполняют танец «Валенки»)
Три девочки поют:Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Три мальчика поют:
Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
(Между куплетами идёт перепляс)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Хозяйка: Не кричите, не топчитесь,
Ничего я вам не дам, расходитесь по домам.
Колядовщики: (Все вместе) У Федулы жена очень жадная была,
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь.
Чем хотите, угощайтесь!
Хозяйка: Садитесь гости дорогие.
Красному гостю - красное место.
Вот Вам пироги, печенья -
Для вашего угощенья.
(Слайд 4) (Раньше, в старину, в юность ваших, ребята, прабабушек угощали печеньями- козулями)

Хозяин: Ой, спасибо вам, коляднички, что зашли. Теперь у нас в доме будет жить добро, тепло, удача, и мир. А теперь пойдём во двор и немного поиграем.
Игры
Игра «Волк и гуси»
Ход игры:
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его.
Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Ведущий 1: : Вот и славно вы, ребятки, поиграли. Рождественские игры, колядки были традицией. Сейчас у нас, постепенно эти традиции постепенно возрождаются.
А сейчас послушайте сказку.
Сказка:
Эта история произошла давным-давно на Рождество, где-то далеко на Севере. Там где холода, вьюги и ветра жила-была злая Снежная Царица-чародейка, которая больше всего на свете не любила смех и радость, улыбки и веселье. Она не любила, когда люди собирались вместе, когда дарили друг другу тепло своих сердец. Она ужасно не любила праздники, а особенно, Рождество. Ведь Рождество это праздник, который весь пропитан атмосферой любви и радости. Злая же Снежная Царица хотела, чтобы все люди ходили хмурые, сердца и души их были бы холодными. Поэтому она и решила украсть у них светлый праздник Рождества.
Проснулись люди утром, а праздника нет. Нет Рождества, нет радости, нет веселья. Все, конечно, сразу поняли, что это Снежная Царица виновата. Она давно грозилась им украсть у них праздник. Сидят все грустные, хмурые, руки опустили, даже предпринимать ничего не хотят.
А в одной деревне жил мальчик по имени Астафий. Хороший мальчик, с добрым и милосердным сердцем. Он очень сильно ждал Рождества, представлял, сколько радости и тепла принесёт праздник в их дом и в их деревню. А тут проснулся утром Астафий, а Рождества нет.
- Знаю я, это всё проделки злой Царицы. Не быть этому! – сказал себе мальчик.
Решил Астафий, во что бы то ни стало, вернуть людям Рождество. Он подумал, что если злая Царица украла Рождество при помощи злого волшебства, то вернуть его можно будет при помощи доброго. Поэтому он решил отправиться в соседнюю деревню, где по слухам жил добрый чародей. Оделся он потеплей, шубу, шапку, валенки и рукавички, и отправился в путь. Все дороги занесло снегом, ветер воет, метель бушует, но он, не сворачивая назад, идёт себя и идёт. Вот и пришёл в деревню, нашёл дом, где, как говорили, и жил чародей. Постучался. Дверь ему открыл обыкновенный с виду мужичок и говорит:
- Проходи, Астафьюшка, я тебя уже заждался.
- А откуда вы знали, что я приду? – удивился мальчик.
- Так кому же знать, коль не мне? – ответил мужичок.
- Может, вы знаете, как мне Рождество людям вернуть? – спросил Астафий.
- Знаю, конечно, знаю. И ты знаешь.
- Да как же я знаю?! Не знаю я никаких волшебных слов! – возмутился мальчик.
- Да и не нужны слова волшебные, ты и без них обойдёшься, - ответил чародей. – Подумай, что больше всего на свете не любит Снежная Царица и, почему она украла Рождество.
- Смех она не любит, радость и веселье. Когда людям хорошо, не любит. Вот и украла Рождество, - ответил Астафий.
- Значит, чтобы вернуть Рождество, надо в каждый дом принести смех, радость и веселье. Так? – объяснил ему чародей.
- Так наверно.… Но как это сделать-то? – задумался мальчик.
- А это ты уж без меня знаешь, - улыбнулся чародей. – Отправляйся скорей назад, пока метель улеглась. Ищи ответ в своём сердце. А то, что ты его найдёшь – это я знаю.
Расстроенный ушёл Астафий от чародея. Запутал тот мальчика, совсем не помог. Но путь до дома не близкий, стал мальчик думать над словами чародея и кое-что придумал. Только пришёл он в свою деревню, кликнул всех своих друзей, ребят и девчат, и рассказал, что надо делать. Все закивали, понравилась им идея Астафия, появились улыбки на лицах. Вот так, весёлою гурьбой, они и двинулись в первый с краю дом в деревне. Постучали. Открыли им хозяева, хмурые, недовольные. А ребята поклонились им и говорят:
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Рождеством вас! Счастья, любви и достатка вашей семье.
И после этих слов принялись петь рождественские колядки, да и пританцовывать. Заулыбались хозяева, повеселели, принялись угощать их, привечать. Но ребятам некогда. Поблагодарили и в следующий дом пошли колядовать. Так скоро в каждом доме в деревне появился рождественский дух, который принесли дети со своими рождественскими колядками. Стали люди улыбаться, обнимать друг друга, с праздником поздравлять. Жаром воспылало тепло их сердец. Таким сильным, что достиг этот жар дворца Снежной Царицы и разрушил её чары. Вернулось Рождество к людям, в каждую деревню, в каждый дом!
С тех пор злая Царица больше никогда не пыталась украсть Рождество, а рождественских колядок боялась, как огня.
С Рождеством вас! Добра, радости, любви в каждый дом!
Ведущий 2: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.
Под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора)
Все герои праздника (колядовщики,хозяка, хозяин) угощают детей козулями (печенье в форме животного)
Кто придумал тот секрет, точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед замесили тесто.
Из муки и патоки выпекали пряники.

Припев:

Пряники русские, сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощенье знатное.

Если холод бушевал, странников усталых
В дождь и стружу согревал чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам подавали пряники.

Припев тот же

Всех друзей мы в гости ждём, от души встречаем,
Пирогами и блином с чаем угощаем.
Из муки и патоки напекли всем пряники.
Из муки и патоки напекли всем пряники

Ведущие вместе: : Всем мы желаем счастливого Рождества!
Пусть веселится весь народ,
Пусть каждый улыбается!
Пусть танцуют и поют
Все на целом свете!
В мире, радости живут взрослые и дети!

Сценарий колядок на Рождество будет очень интересным для детей. Главное, чтобы колядки для детей были короткие. Сценарий рождественских колядок подарит в дом счастье и веселье. Красочные костюмы, веселые колядки.

Сценарий колядок

Колядки русские народные короткие для детей

Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

Сценарий

Колядки для детей

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

1 -й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик.

Я - маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!

Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

3-й колядовщик.

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик.

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Сценарий колядок продолжается и хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

6-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог. Колядовщики (хором).

Сейся, родися, жито и пшеничка,
Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
Будьте здоровы, счастливы будьте.
Живите без бед много-много лет.
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем, что колядовщики поют с козой.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем - мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.

1-й колядовщик.

дет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила? Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.

Коза падает, а сценарий колядок продолжается…

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него - колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод. Вот какой забавный сценарий колядок для детей. Но действие продолжается…

Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

Начинается игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем Участники хоровода подпрыгивают на месте.
И ножками подрыгаем.
Подрыгаем, коза, Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем, Все хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, коза. Дети топают ногами в такт музыке.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

Коза (начинает задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх