Патриотизм начинается с любви к малой родине. Патриотизм начинается с детства — образовательная среда

Президент Владимир Путин предложил обдумать идею о том, чтобы при вступлении в гражданство приносилась присяга. По мнению президента, можно изучить «опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю и так далее».

В преддверии Дня России «Левада-центр» провел социологические исследования, согласно результатам которых, 67% россиян гордятся своим гражданством (в 2015 году гордость за государство испытывали 71% опрошенных). Социологи выявили основные поводы для гордости за Россию: 40% респондентов гордятся ее лесом и нефтью, а также историей, еще 37% – армией, а 29% граждан сказали, что испытывают гордость за культурное наследие страны.

Депутат Госдумы РФ Федот Тумусов в своем блоге высказал мнение об источниках патриотизма. «Патриотизм начинается не с гордости за свою страну. Патриотизм начинается со стыда и желания что-то в этой стране исправить», считает парламентарий, добавив, что женщину можно любить такой, какая она есть, а Родину – такой, какая она должна быть.

К слову, вспоминается, как однажды в 2009г. на церемонии вступления в должность главы Сергиево-Посадского муниципального района глава Дмитровского района Валерий Гаврилов обозначил «партиотические рамки» для СМИ и граждан: первым запрещено использовать слово «кризис», вторые должны «объединяться».

Если, согласно тому же опросу, системой отечественного здравоохранения гордятся 2% граждан, экономикой - 3%, образованием - 5%, то « в чем же повод для гордости … и какая заслуга нас в том, что мы россияне или в том, что у нас есть нефть и Кремль? Что именно мы сделали для этого?», - - спрашивает депутат Тумусов. При этом «мы сами влияем на медицину, образование и экономику. И вот тут поводов для гордости не находится».

С другой стороны, не значит ли это, что, сознание того, что в стране множество недостатков, не дает нам повод ею гордиться и вынуждает скрывать свое происхождение, находясь заграницей? Разве нам нельзя гордиться, скажем, славными фактами истории страны, культурными и научными достижениями россиян, живших до нас?

Федот Тумусов считает, гордость за страну «должна начинаться с гордости за свою семью». Впрочем, с этим как раз не поспоришь.

Президент Путин в феврале 2016г. сказал, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме патриотизма. Патриотизм определяют как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность «пожертвовать ради нее своими интересами». Какой еще пример проявления такой любви, кроме Великой Отечественной войны, мы сегодня знаем? Да и то зачастую молодежи он известен по салюту и парадным празднованиям Дня Победы, в то время немало ветеранов до сих пор не обеспечены жильем..

Воспитание патриотизма неотъемлемо от знания прошлого страны, полагает глава Минобразования Ольга Васильева и этим поясняет идею введения обязательного ЕГЭ по истории: «Иначе это не страна, это не народ». Должен ли ЕГЭ становится аргументом «прививки патриотизма» и не отобьет ли он окончательно интерес к истории, на экзамене по которой, скажем, школьники из подмосковного Одинцово набирают 49 баллов, тогда как по английскому - 72?

В чем проявляется сегодня патриотизм? По выражениям части школьников, это «подобрать бумажку, лежащую на тротуаре», «платить налоги и не нарушать законы», «заботится о своем городе и стране», «не предавать страну», «вести бизнес для развития страны». А вы как думаете?

Мнения экспертов


основатель проекта «Союз Призывников России».

Я считаю, что патриотизм, в первую очередь, начинается в семье. Когда родители воспитывают своего ребенка и прививают любовь к своей семье, в первую очередь, уважение к старшему поколению, любовь к своему селу, городу, области, ну и России в целом. И непосредственно с этого начинается патриотизм. Кроме того, он должен быть не абстрактным, а реальным, и он должен заключаться в делах. Может быть, вы пару слов скажете о ваших проектах, которые вы сейчас воплощаете в жизнь?

В последнее время на каждом углу мы только и слышим: «Патриотизм, патриотизм». И на самом деле, чем чаще это слово говорить, люди не станут от этого больше любить свою малую родину и Родину в целом. Непосредственно наш проект – это «Союз призывников России». Его задача, в том числе, Многие, наверное, знают, что наша организация появилась не по инициативе органов власти, представительной либо исполнительной. А непосредственно по инициативе рядовых, сержантов срочной службы для того, чтобы заниматься подготовкой к службе в армии, мы следим за соблюдением условий содержания военнослужащих по призыву. Наша сила именно в том, что мы знаем вообще, что творится в каждой воинской части, с помощью наших же СПР-овцев, членов «Союза призывников России», которые проходят службу по всей России. И, соответственно, мы делаем все для того, чтобы было как можно больше мотивов служить в Вооруженных силах Российской Федерации, а первый мотив – это трудоустройство военнослужащих запаса на российский предприятия.

Это очень актуальный вопрос – 83% действующих военнослужащих обеспокоены тем, на что они будут дальше жить. И сейчас, буквально с этого года, у нас новое направление – мы занимаемся, так скажем «дембельским бизнесом». Это отслужившие ребята, которые хотят стать предпринимателями, и мы оказываем юридическое и бухгалтерское сопровождение фирмы – как что сделать, с чего начать. И на сегодняшний день у нас уже есть опыт, у наших сторонников зарегистрированы и на полную катушку работают три бизнеса. И непосредственно на этой идеологии службы в Вооруженных силах Российской Федерации мы и даем правильные ориентиры молодым людям старших классов в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях.

Опять же, на своем опыте, на опыте наших ребят, много молодых людей, которые росли беспризорниками либо в неполных семьях, либо в тех семьях, где о патриотизме вообще не говорили. И, соответственно, отслужив в армии, опять же, оговорюсь, в нормальных воинских частях, которых, надо отметить, большинство сегодня в России, с такими же патриотически настроенными командирами, которые показывают в первую очередь вживую, собственный пример любви к Отечеству.

Как в воинских частях бывает? Звучит гимн России, все, кто его слышит, стоят по стойке «смирно» и просто его молча слушают. Это уже стоит многого. В России по нашим данным (и я тоже так считаю), самыми большими патриотами считаются военнослужащие. Есть отдельные не лучшие стороны, но, в принципе, если взять в общем офицеров России и других военнослужащих, и, конечно, ветеранов Великой Отечественной войны и детей погибших в той войне, – их пример и есть самый важный в деле воспитания патриотизма.


учитель обществознания и истории, депутат комитета по образованию Мосгордумы

Патриотизм – это субстанция, за последние 20-25 лет, к сожалению, очень много звучавшая в разных контекстах, значение которых опять же по-разному воспринимаются и теми, кто произносит, и теми, кто слушает. Если понимать патриотизм как любовь к собственной Родине, но все-таки любовь с открытыми глазами, со способностью смотреть на все, что было в ее истории и позитивного, и негативного, и того, чем можно гордиться, и того, что, увы, приходится с горечью признавать, то это действительно определяет отношение и к истории. И как к дисциплине, школьному предмету, и как к науке в том числе.

Это не просто набор фактов, из которых можно составить какую-то нужную картину, а это некая последовательность очень значимо обусловленных событий, важных явлений, конкретных ярких личностей, деятельностью их, которая и предопределила современный ход истории. В этом плане нет же той истории, которая вдруг переиначивается, есть просто провалы в ее изучении, есть проблемы в изучении и в ее публичной трактовке. Это действительно трудность, с которой нужно понимать, как бороться.

Мне говорят: вы знаете, в Санкт-Петербурге, накануне 6 июня, дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, была опрошена почти тысяча молодых людей от 16 до 25 лет. «Кто из великих людей родился 6 июня?»

12% дали правильный ответ. Что сказать. Я просто подумал, когда подобный опрос был во Франции накануне дня рождения Вольтера, задавали такой же вопрос, – всего 2% французов ответили верно. Так что у нас лучше обстоит дело. Но речь же не об этом.

Когда мы одновременно говорим я бы не делал эти понятия тождественными. То есть знание истории важно, необходимо, это залог некоего восприятия прошлого, а патриотизм – это на самом деле отношение к тому пространству, в котором ты живешь. И воспитывается оно от самых малых аспектов, от того, что закладывается еще в семье, до того, что делается, конечно же, и в школе, и в детских садах – это вопрос отношения к своей самой микроскопической Родине. Ответственность за то, что ты делаешь каждый конкретный отдельный момент времени, как ты общаешься с теми, кто вокруг тебя, насколько ты следишь, как ни странно для маленького ребенка, над пространством, в котором проживаешь, готов ли ты в него вложить частичку своего труда и уважать также и труд тех, кто делает этот мир хоть капельку лучше. Вот с этого маленького начинается понятие патриотизма и любви к пространству малому и большому, в котором ты находишься.

А дальше – больше. Дальше – это любовь к родному слову, дальше – это любовь к искусству, которое почему-то именно здесь зародилось и здесь получило такое высокое развитие. Через, конечно же, принятие какого-то личного участия, через привитие любви, через какие-то шаги, в которых ребенку становится небезразлично. А дальше он просто не мыслит себя иначе, потому что это становится частью его естества.

Конкретные шаги – каждая школа имеет какой-то ресурс через тот кредит доверия, которые есть, все-таки есть значимые взрослые учителя, которые должны организовывать и интересные познавательные экскурсии, и совместное обсуждение прочитанных книг, может быть, просмотр фильмов и многие другие активы, которые действительно в хороших школах реализуются. Другая проблема, связанная с этим – то, что это не повсеместно.


Главный редактор газеты «Ваши 6 соток», председатель Московского межрегионального Союза садоводов, телеведущий Первого канала, заместитель председателя Совета по земельным отношениям при губернаторе МО.

Не могу сказать, что мне очень нравится слово «патриот». Как-то оно слегка затаскано, и как-то у нас получается, что . Поэтому я считаю, что лучше не в словах и названиях разбираться, а делать нормальные дела и не бравировать еще этим.

Как в той байке: старушку перевел через дорогу, и потом ходит всю неделю, рассказывает, какой он молодец, тем более, что старушка не хотела переходить и сопротивлялась. Знаете, как меня бабушка учила? Меня бабушка учила тому, что если ты делаешь что-то хорошее, то это уже плюс и для страны, и для тебя, и для семьи.

Давайте на секунду отвлечемся. Сейчас я на детской площадке присел, там подростки 15-ти лет матерятся – просто уши вянут. Детская площадка. Раз сделал замечание, два сделал замечание, потом, извините, чуть в морду не дал, потому что «два раза вам сказал, почему это делаете?» Вот тогда они только поняли, а остальные все сидят, мимо ушей пропускают. Вот патриотичный это поступок или непатриотичный? Не знаю.

А еще я обязательно делаю замечание, когда выкидывают мусор из машин, окурки бросают. Вот едет такой «патриот», у него на антенне ленточки георгиевские привязаны, там «На Берлин» – и окурки швыряет из окошка. Слушайте, а вы кто? Патриоты? Начните хотя бы с этого, с мелочи, хотя бы не сорите там, где вы живете, на своей Родине, на своей улице.

Вот, в общем-то, с этого надо начинать, а не с каких-то там символов. А то символами обвешиваются, а при этом гадят и хамят, и матом ругаются... Очень хочется жить в стране, где можно спокойно походить по улицам, где уши не вянут от мата, где нет мусора, где безопасно и хорошо.

Оба моих дедушки были в Берлине: один на танке, другой в пехоте, и знаете, почему я так к окуркам отношусь? Дедушка, мамин папа, когда с палочкой один раз шел, чуть этой палкой не стукнул какого-то там человека, который просто бросил окурок на цветы. Говорит: «Что же ты делаешь, ведь за тобой кто-то должен будет это поднять, что ты у себя в родном городе устраиваешь помойку, свалку?» Вот так.

Буквально на прошлой неделе я принял участие в детской «Зарнице». Замечательная игра, в общем-то, никакая не военизированная, как пытались меня упрекнуть в соцсетях, – это именно игра на выживание в лесу, на умение разжигать костер, надеть противогаз, чтобы спасти свою жизнь в случае чего. Было очень занятно, я просто помню лица этих ребят, там были по 12-13-15 лет, все были просто счастливы. И вот чувствовалось, что им это нравится, что это не времяпровождение у компьютера, а действительно что-то такое, настоящее, что-то даже государственное, потому что из них растут мужчины. Которые будут, если надо, защищать Родину, мужчины, которые будут строить дома, мужчины, которые будут сажать деревья, и так далее, то есть это наше будущее.

Не очень не хочется, чтобы будущее строили какие-то сопляки, которые отмазались от армии, у которых девиз – «коси и забивай».
Мне не хотелось бы, чтобы за моим поколением пришли такие люди, и чтобы они потом жили в нашей стране в большинстве. Пусть это будут люди нормальные, чтобы любили свою страну, работали в стране, чтобы страна была богатой. Просто надо работать и не свинствовать – с чего мы начали разговор.

К инициативе главы Минобразования Ольги Васильевой о введении у меня двоякое отношение. С одной стороны, история – мой любимый предмет, единственный, по которому у меня с по десятый класс были пятерки. С другой стороны, надо понимать, что история у нас постоянно подвергается какому-то цензурированию: эти у нас были герои, а белые были враги; теперь, вроде, белые – друзья, и так далее.

Вообще-то хорошо бы было отделить историю от государства и от чиновников, чтобы ее преподавали историки, а не спецы Минобразования, которое, скорее всего, будет политизировать факты и в «нужном русле» в очередной раз переписывать. Вот это не нравится. Вообще история – это величайшая наука, которая помогает все-таки учиться на чужих ошибках, а не на своих.

2015-10-19 14:42:28 - Николай Иванович Шашков
Тысячи людей прочитали эти детские строки и прониклись до слез. `На каких книжках, игрушках и мультиках надо воспитывать детей, чтобы они в 10 лет писали так и ощущали личную ответственность за судьбу Родины?` - написал один из пользователей в своем блоге.

Теми же вопросами задались и мы, начав поиск Левы Протасова. Но оказалось, простых ответов не существует. Да и мальчик - патриотическая легенда - давно вырос (Льву сейчас 23 года) и к своему детскому творчеству относится неоднозначно.

Этот стих не мой, - категорично ответил он на наше первое обращение. Установить контакт удалось только со второй попытки. Лев согласился на встречу с нами, тогда же выяснилась причина отречения.

Я был неприятно поражен, когда год назад случайно наткнулся в Интернете на этот свой детский стих. К тому же - окруженный такими восторженными отзывами, - признался он. - Я против такой славы. Вся прелесть этого творения - в подписи: написал 10-летний мальчик. На самом деле таких стихов полно. Оно поверхностное, слишком пафосное и неискреннее, потому что написано на заказ.

То, что нынешний Лев Протасов окрестил творением `на заказ`, на самом деле было обычным школьным домашним заданием. Первая учительница Альбина Васильевна Ситникова очень любила Царскосельский лицей и стремилась по тому же принципу воспитывать учеников. Через творческое отношение к жизни прививать строгие моральные основы. Любовь к родине - одна из них. В канун Дня Земли (этот праздник появился в российском календаре как раз в 90-х и пришелся на конец апреля) Ситникова дала классу задание: написать сочинение о том, как прекрасны наша планета и родина.

Такие глобальные темы тогда меня не пугали. В детстве все хорошо к родине относятся, и большими категориями мыслить легко. Нравятся и природа, и дом, и страна, что еще надо? - вспоминает Лев. - Но если честно, об оценках, выставляемых в журнал, помнили все, и сочинения писали с родителями.

Этот стих не мой, - категорично отрезал Лев Протасов
Главным соавтором Левы была его мама Людмила Львовна. Работала она секретарем-машинисткой, но когда единственный сын пошел в школу, решила стать домохозяйкой. Сочинением стихов увлекалась с юности и ребенку прививала эту любовь. Так что творили в семье Протасовых от души.

Кстати, в однокомнатной `хрущевке`, где сейчас живет Лев, литературные творения главенствуют до сих пор. В жилье, погруженном в предремонтный хаос, осталось единственное упорядоченное и буквально блестящее от чистоты пятно - полки с книгами классиков: Гоголь, Достоевский, Бунин.

Мое в стихотворении - это общая мысль, что нет страны прекраснее России. Черновик на 5 четверостиший на эту тему я написал быстро. Принес показать маме. И после ее редактирования строф оказалось уже 9. Сейчас, я заметил, читатели психологически делятся на тех, кто восторгается наивным детским отражением патриотизма, и тех, кому нравятся явно взрослые пафосные выражения, особенно про `псов`, которые лают на Россию, - пытается проанализировать успех стихотворения в Интернете повзрослевший Лев Протасов.

Кстати, после этого стиха, получившего `отлично` в журнал и восхищение со стороны учительницы, Лева на тему патриотизма больше никогда не писал. Да и сейчас не возьмется: `Не то чтобы страна разонравилась, проблема в изменившемся восприятии мира`. По мнению Протасова, понятие `патриотизм` испортилось.

Оно словно обросло стереотипами, - размышляет автор `Россиюшки`. - Одни воспринимают патриотизм исключительно как борьбу с некими врагами. Я имею в виду националистов, которые за свой образ родины готовы глотку несогласным перегрызть. Другие в принципе не признают российского патриотизма, считая это исключительно пропагандистским мифом. Но зато умиляются перед почитанием жителями других стран символов их государства и их истории. Мне непонятны люди, признающие только чужой патриотизм.

На сайтах и в соцсетях, где появился его детский стих, Лев поначалу пытался дискутировать, охлаждать ярых поклонников. Убеждать, что не может любовь к родине быть столь однозначной и пафосной. Но переубедить не удавалось, потому и бросил.

Как стих попал в Интернет, он не знает до сих пор. Цепочку удалось раскрутить нам. Первая учительница Левы рассказала: ей до того нравились стихи мальчика, что она буквально плакала, читая их, и с гордостью показывала на учительских сборах, проходивших в уральском Рериховском обществе. Так творение Льва Протасова попало в журнал этого общества, издаваемый на Алтае. В 2001 году со страниц издания перекочевало на один сайт, затем на другой. А в 2011 году вошло в книгу `Детские письма о главном. С чего начинается Родина`, где размещены 50 детских писем с размышлениями о России.

За 12-летку виртуальной жизни стиха Лев успел переболеть поэзией и пережить увлечение фантастикой, из отличника стать троечником, но тем не менее поступить в институт на отделение психологии; собрать историю своей семьи и создать генеалогическое древо до 3-го колена. Он, в частности, выяснил, что его прапрабабушка была крестьянкой. Служила в екатеринбургской усадьбе золотопромышленника Харитонова и имела в городе большое хозяйство. Так что уральские корни у семьи Протасовых глубокие.

Сегодня Лев пишет исключительно психологическую прозу, в которой пытается раскрыть тайны человеческой души. Действие происходит в России: то в глухой деревне, то в колонии-поселении. В общем, в местах, далеких от елейного восприятия страны, но зато адекватных реалиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА.

«Патриотизм - это не значит только одна любовь

К своей родине. Это гораздо больше…

Это - сознание своей неотъемлемости от родины,

Неотъемлемость переживаний вместе с ней

Её счастливых и несчастливых дней».

А.Н.Толстой.

Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа - все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей семье, к родной природе и земле. И в этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям.
Итак, в заключении хочется отметить, что возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т.д.

Детей дошкольного возраста чаще всего называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.

Учет возрастных особенностей особенно важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир. Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.д.

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

В итоге хочется напомнить, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх