Эссе на тему сборники детских пасхальных рассказов. Пасхальный звон — Обзор лучших детских книг для чтения на Пасху

О Пасхе, которая запомнилась больше всего - прот. Феодор Бородин, Александр Кравецкий, Константин Эггерт и Андрей Десницкий.

Пароль, который делает людей братьями

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке :

Весной 1989-го года после первого года обучения в семинарии я со своими однокурсниками (сейчас это два прекрасных священника из Нижнего Новгорода) отправился на Светлой седмице в Сухуми. Сначала остановились в Сочи, у тети одного из друзей, а потом уже в Сухуми на электричке, которая шла вдоль побережья.

Люди, которые нам дали адрес монахини Ольги, сказали, что не нужно ей говорить, откуда мы получили о нем информацию.

Мы ехали туда, молились, пытались сочинить историю, объясняющую, откуда мы знаем этот адрес, и почему нас должны приютить. Обратно в Сочи уже не успеваем доехать, если что - придется ночевать на улице.

Вот мы нашли дом, позвонили в звонок у калитки. Вышел очень скромно одетый мужчина, чуть старше средних лет, с бородой. «Христос Воскресе!», - приветствовали мы его, собираясь затем рассказать историю, объясняющую, почему нас надо приютить. Он не дал нам что-либо сказать еще, буквально перебил наши попытки объяснения: «Воистину Воскресе! Проходите, ребята». Даже не стал слушать ни откуда мы, ни от кого мы - три молодых человека, которых надо разместить, накормить.

Нас разместили в лучшей комнате в доме - на втором этаже. Сами хозяева жили внизу, а самую светлую, самую красивую комнату отдавали паломникам.

Но прежде - хорошо накормили, поговорили с нами. Мы, как все молодые студенты, были уверенны, что уже все знаем, во всем разбираемся. Но рядом с этим человеком, просто одетым, скромным в общении, мы почувствовали себя абсолютно ничего не знающими, такова была его удивительная эрудиция и умение вести разговор.

На следующее утро нас рано подняли, накормили завтраком и сказали, куда пойти, где сесть на автобус. Тогда я для себя в этой пасхальной радости открыл, что все христиане должны быть вот такими братьями друг другу, независимо от того, где они живут, что возглас: «Христос Воскресе!» - это первая часть пароля, а «Воистину Воскресе!» - это вторая часть пароля. Этому меня и научили прекрасные люди из Сухуми.

Пасха конца 80-х: ощущение новой эпохи

Александр Кравецкий, кандидат филологических наук старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН:

Пасхальная ночь конца 80-х годов, Москва, Антиохийское подворье, масса народа, пришедшего на службу. Настроение у всех радостное, доброжелательное даже - у милиционеров в оцеплении, через которое все верующие проходят в храм.

Вдруг я понимаю, что в толчее кто-то из знакомых потерялся, не прошел с нами.

Иду назад, за оцепление и обращаюсь к милиционерам: «Мне нужно выйти, встретить знакомых, запомните меня, пожалуйста, я вернусь». И ловлю себя на том, что впервые в жизни говорю милиционерам это: «Вы меня, пожалуйста, запомните».

А ведь еще год назад при приближении к милицейскому оцеплению около храма ничего кроме опасения, что не пустят (молодежь пытались не пускать), я не испытывал. А уж того, чтобы товарищи из оцепления тебя запомнили и записали не хотелось совсем. И вдруг это ушло. Не могу забыть этого ощущения новой эпохи, когда идешь в храм мимо милиционера и не хочешь стать невидимым.

Не бояться жизненных обстоятельств

Константин Эггерт, член британского Королевского института международных отношений, главный редактор радио «КоммерсантЪ FM» :

Самая памятная Пасха - Пасха 2006 года. Она праздновалась буквально через две недели после кончины моей мамы. Мамин уход, который должен был меня морально раздавить, придал мне силы: я вдруг почувствовал, что мама действительно ушла в жизнь вечную.

И когда пришла Пасха, на душе было очень светло. Мне кажется, эта Пасха стала переломным моментом в моей внутренней жизни, потому что Господь помог мне меньше бояться не только окончания нашего земного пути, но и вообще каких-то жизненных обстоятельств, и больше на Него уповать.

Пасха в карауле

Андрей Десницкий, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН:

Фото Анны Гальпериной

Мне очень запомнилась Пасха 1988 года. Встречал я ее в армии, стоя в карауле. Смена была с 11 вечера до часу ночи. Так что в полночь я как раз находился на посту. И очень был рад этому: я мог спокойно молиться. В тот момент я остро ощутил, что, хоть и стою здесь один, одновременно нахожусь с огромным количеством родных и близких мне людей, которые в этот момент тоже молятся. Это гораздо острее, чем когда находишься в церкви, где все это видимо.

В первое пасхальное утро, часов в 11, мы - разводящий и несколько караульных - шли по улицам небольшого южнорусского городка, где проходила моя армейская служба.

Время было еще советское, поэтому все, связанное с Церковью, было не то, чтобы запрещено, но вслух об этом говорить не рекомендовалось. Свободно о вере могли говорить бабушки, с них спроса вроде как и не было.

К нам подошла бабушка, которая стала нас поздравлять: «Христос Воскресе!» Протянула крашеные яички. Всегда голодные солдаты взяли их с удовольствием. А наш разводящий, усмехнулся и произнес: «Воскрес, и что нам от этого? Наш бог - дембель».

Так точно сформулировал: солдатская жизнь - вокруг дембеля, как в целом земная жизнь - вокруг ожидания чего-то материального, что должно произойти с человеком. Ничего более высокого он, если не верит в Бога, как правило, не замечает. А контраст этого диалога с ночной молитвой запомнился мне на всю жизнь…

Подготовили Оксана Головко и Леонид Виноградов

Наступает светлый праздник Пасхи - Воскресение Христово. Многие люди с детства любят этот день и все связанные с ним обычаи: крашеные яйца, куличи, пушистые веточки вербы и, конечно же, весну, расцветающую в этот день ярко и радостно - природа вместе с людьми встречает Воскресение.

Конечно, главной книгой, рассказывающей детям и взрослым о Пасхе, была и остается Библия, Новый Завет . Ребенку можно прочесть Библию для детей , где в доступной для его возраста форме пересказываются основные эпизоды Ветхого и Нового Завета.

Также существует множество книг для малышей, повествующих об этом светлом Празднике. Например, «Пасха» Александра Казакевича расскажет том, как зародился праздник Пасхи и чем Пасха ветхозаветная отличается от новозаветной, о жизни и деяниях Христа в последние дни земной жизни, о Его распятии и Воскресении, а также о том, как праздновали Пасху на Руси и в дореволюционной России. Автор следующей книги Василий Никифоров-Волгин - учитель А. Ридигера, будущего Патриарха Алексия II, расстрелянный в 1941 году «за издание книг антисоветского содержания». Его перу принадлежит сборник рассказов под названием «Завтра Пасха Господня!» - о днях, предшествующих Воскресению, от Великого Четверга до Светлой Пасхальной Заутрени.

Детям, занимающимся английским языком придется по вкусу книга «Easter / Пасха» Марии Салищевой . Здесь рассказывается о том, как празднуют Пасху, о пасхальных играх и обычаях, об истории праздника и о Воскрешении Христа - на русском и английском языках.

Чудесна пасхальная книжка Елены Михаленко «Солнечный секрет» , куда входят две добрые сказки — «Праздничные хлопоты» и «Солнечный секрет».

Совсем малышам понравится книжка - раскраска «Солнышко играет - Пасху встречает» , предлагающая раскрасить весенний мир в свои любимые цвета.

Многие писатели черпали свое вдохновение в этом удивительном празднике. Алексей Толстой в повести «Детство Никиты» и Иван Шмелев в повести «Лето Господне» показывают восприятие этого дня мальчиками, живущими в начале XX века. Книга Софьи Макаровой «Светлый праздник. Пасхальные рассказы» повествует о том, как раньше проводили Страстную седмицу и праздновали Пасху в русской деревне, об обычаях и традициях. Светлые воспоминания об этом дне перебирает Клавдия Лукашевич в рассказах «Рождественский праздник», «Как проводили в нашей семье Страстную неделю», «Первый день Светлого Христова Воскресения» (из книги «Мое милое детство» ). Замечательная книга «Детям о Пасхе Христовой» (составитель Наталия Куцаева) , куда вошли литературные произведения для детей о самом главном и радостном христианском празднике. Пасхе посвящена сказка Сельмы Лагерлеф «Роза Христа » - красивая, добрая, интонационно напоминающая притчу. О Воскресении Христовом писали Марина Цветаева, Александр Блок, Аполлон Майков и Алексей Плещеев, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Осип Манедльштам, Николай Гумилев и другие поэты.

Кокорева Ксения


Возможно Вас также заинтересует:

Детям о Пасхе Христовой: сборник / [сост. Н. Г. Куцаева]. – 4-е изд. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2015. – 60, с. : ил.

В сборник вошли литературные произведения для детей младшего и среднего школьного возраста о смом главном и радостном христианском празднике - Светлом Христовом Воскремении, Святой Пасхе.

"Христос воскрес!" - эта благая весть сияет каждому верующему христианину: и взрослому, и ребёнку. Ведь Своим Воскресением Господь даровали нам надежду на спасение и жизнь вечную.

Спрашивайте книгу в Детской библиотеке "ЛиК" и в Библиотеке - общественном центре микрорайона Псковкирпич!


Колокольчик. № 99: Великий пост и Пасха. - Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014. – 27, с. : цв. ил.

Выпуск журнала посвящен Великому посту, Вербному воскремению и Пасхе. В номере приводятся тематическая шарада, а также картина В.М. Сибирского "Псково-Печерский монастырь" (1936 г.).


В рассказ о великопостной молитве включен отрывок о великом русском поэте А.С. Пушкине, который молитву переложил в стихотворение. Пушкин был поэтом-мыслителем, и потому он на все хотел найти свой ответ. Поэт очень любил читать церковные книги. Во многих его стихах слышатся строки из Библии, из богослужений, из книг святых отцов.


Молитва святого Ефрема Сирина вдохновила Пушкина (в последний год его жизни!) на свои собственные великопостные размышления - "Отцы пустынники и жены непорочны..."

В журнале также рассказывается о храме праведного Лазаря в Псково-Печерском монастыре с частицей мощей святого Лазаря.


Интересен для читателя будет раздел, посвященный основным формам Креста. За долгие тысячелетия этот главный символ не раз менялся.

Орлова-Маркграф, Н. Г. Пасхальный подарок детям / Нина Орлова-Маркграф; худож. Ирина Шарикова. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 29, с. : цв. ил.

Книга для детей 5-8 лет о самом главном христианском празднике - Пасхе. Она станет прекрасным подарком ребятам к Пасхе.

В книге доступно и красочно рассказывается о Христовом Воскресении, объясняется смысл великого Праздника.

Ребенок, прочитав эту книгу, получит начальные знания о том, что такое Причастие, Великий пост, Страстная седмица и Светлая седмица, откуда пошёл обычай красить яйца на Пасху.

В книге есть загадки, задания, стихи, которые вносят разнообразие и живость в повествование.

Спрашивайте книгу в Детской библиотеке "ЛиК"!

Светлый Гость: пасхальные рассказы / [сост. В. Каткова] ; худож. Наталья Иванищева. – Москва: Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище: Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2016. – 54, с. : цв. ил.

Бог всегда рядом с человеком, видит все движения его души, радуется и печалится, стучится в сердце, и если находит отклик - входит и озаряет пасхальной радостью пробудившуюся душу.

Поистине чудесным событиям посвящены вошедшие в сборник рассказы.

Спрашивайте книгу в Библиотеке - Центре детского чтения!

Слезкина, И. Подарок на Пасху, или О том, что может настоящая дружба: пасхальный рассказ / Ирина Слезкина; худож.: Евгения Бояринцева, Елена Хисматова. – Москва: Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище: Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2016. – 54, с. : цв. ил.

День православного Востока
Святись, святись, Великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф. И. Тютчев
Сегодня Пасха. Как этот праздник нашёл отражение в русской литературе?
Жанр Пасхального рассказа - в отличие от рассказа святочного - скорее уникальное явление в том плане, что он присущ только России, русскому Православию.

И главное отличие пасхального рассказа от "сказочности", чудесности, праздничности святочного - попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, любовь и милосердие.
Читайте и "Живите с открытой душой!" (блог Директор.ru)
Ф. Достоевский "Мужик Марей"
Рассказ автобиографичен. Именно в Пасху на каторге у Достоевского, полного отвращения к пьяным разгулявшимся каторжникам, приходит воспоминание о детской встрече с мужиком Мареем, который пожалел и приласкал его - испугавшегося чего-то мальчугана. И через воспоминание о Марее, о его доброте, автор как будто очищается, успокаивается душевно, и уже не отвратительны ему все эти мужики на каторге.
Достоевский сам наряду с рассказами "Мальчик у Христа на елке" и "Столетняя" под конец своей жизни больше всего ценил "Мужика Марея".
Л. Андреев "Баргамот и Гараська", "Гостинец", "Прекрасна жизнь для воскресших" .
Первые два рассказа - классика жанра, когда именно в Пасху открывается в людях доброта, милосердие, человечность, раскаяние, которые есть в каждом, даже там, где, казалось бы, не ждешь этих чувств.
А "Прекрасна жизнь для воскресших" - лиричный такой, неожиданный, необычный, чудесный рассказ - о воскрешении любви и веры, надежд и таланта, всего того, что зачастую мы хороним в себе.
А. Куприн "Инна", "Пасхальные яйца", "По-семейному"
Из этих рассказов выделяется "Пасхальные яйца" - легкий юмористический даже рассказ о неудачнике, сделавшем своему дядюшке, естественно, очень неудачный подарок на Пасху.
И. Бунин "На чужой стороне" - очень грустный, как часто бывает у Бунина. Даже светлый праздник Пасхи не спасает о тоски.
А. Чехов "Казак " - типичный пасхальный рассказ и по-чеховски душевный и грустный. Рассказы «Архиерей » и «Студент »
входят в число так называемых "заветных" рассказов А. Чехова. Это, действительно, не волшебные истории со счастливым концом, а размышления о душе.
А. Хомяков «Светлое Воскресенье» - единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, - переложение повести Диккенса "Рождественская песнь в прозе). Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи - Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.
А. Солженицын "Пасхальный крестный ход" - современная автору картина Пасхального крестного хода, где распущенная молодежь явилась непонятно для чего в этот день к храму, поглазеть? Явно не приобщиться. А из всего крестного хода только поющие 10 женщин - с ясными лицами, с погружением в праздник; даже священнослужители, и те неуютно и боязливо жались в кучку, сторонясь всей окружающей толпы.
Рассказ написан 10 апреля 1966 года в первый день Пасхи. Очень достоверная картина на то время, мне кажется.
Б. Ширяев "Пасха на Соловках" - о том, что Бог милостив ко всем, даже к неверящим в него и расстрелявшим распятие.
Еще, конечно же,И.С. Шмелев «Лето Господне» (Пасха. Розговины. На Святой), Н.С. Лесков «Фигура», В. Набоков «Пасхальный дождь» (все-таки потрясающе пишет Набоков, красота слога, особая проникновенность).
Невероятно трогательные рассказыН. Тэффи «Пасхальное дитя» (не столько о светлом празднике, сколько о силе материнской любви); Т. Щепкиной-Куперник «Пасхальный рассказ» (остался недописанным, поэтому и у читателя остается надежда на благополучный исход).

Проект «Подарок к Пасхе».

Актуальность.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, краткосрочный (двухнедельный).

Цель проекта.

Познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России;

познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Привлечь детей к совместному изготовлению пасхальных подарков.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Задачи.

  • Учить рисовать геометрический узор;развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
  • Развивать технические навыки и умения при работе с красками и кисточками. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
  • Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

  • Праздник Пасха, почему он так называется?
  • Чем интересен праздник Пасха?
  • Каким образом мы можем принять участие в этом празднике?

2 этап разработка.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
  • Подбор художественных произведений.
  • Подбор пасхальных игр.
  • Подбор материала для детского творчества.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).

Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.

  • Рассказ о христианском православном празднике Пасха.
  • Просмотр презентаций:
  • «Детям о Пасхе».
  • «Пасха».

Чтение художествен. Литературы.

Чтение стихов посвящённых Пасхе и

заучивание наизусть:

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко».

Знакомство с послови-цами, поговорками и приметами на Пасху.

Чтение

«Легенда о христовом жаворонке» Л.Зилов.

«Первое красное яичко»

Г.Е.Левкодимова.

«Яичко»Н.Вагнер.

Художественное творчество.

  • Декоративное рисование «Пасхальное яйцо».
  • Рисование.
  • Раскраска пасхальных яиц.
  • Лепка: «Пасхальное яйцо».
  • Аппликация «Пасхальная открытка».
  • Аппликация «Пасхальная корзиночка».

Социализация.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.

Физическая культура.

«Летели две птички».

Труд (ручной труд)

Декорирование яиц штампами и бумажными салфетками.

Работа с родителями:

  • Памятка «Пасха» о традициях и приметах данного праздника.
  • Совместное разучивание пасхальных стихов.
  • Изготовление для родителей пасхальной открытки и сувениров.

4 этап заключительный (подведение итогов).

  • Оформление уголка на пасхальную тему.
  • Оформление пасхальной веточки.

Ожидаемые результаты.

  • Развитие интереса детей к народному православному празднику Пасхе.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Участники проекта. Воспитатели Мурашова Е.В. и Ерёмина Т.В., дети второй младшей группы, родители.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рассказ о празднике «Пасха». Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Цель: дать детям представление о самом радостном празднике христиан – Пасхе. Познакомить с обычаями, приметами и играми связанными с Пасхой. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

Чтение стихов посвящённых пасхе и заучивание наизусть стихотворения «Христос Воскрес» А.Майков. Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей со стихами разных поэтов посвящённых светлому празднику Пасхе; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность. Воспитывать интерес к православным праздникам, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Декорирование бумажных яиц.Ручной труд.

Цель: познакомить детей с новой техникой декорирования яиц бумажными салфетками и штампами. Формировать умения аккуратно работать с элементами декора используя клей и кисточку, внимательно слушать указания, выполнять работу поэтапно. Развитие мелкой моторики пальцев рук, терпения, усидчивости.

Рисование декоративное «Пасхальное Яйцо». Художественное творчество.

Цель: Учить детей расписывать трафарет пасхального яйца декоративными узорами (полоска, волнистая линия, заборчик, зубчики, круги, точки и т.д.). Продолжать развивать технические навыки и умения рисованием кисточкой и тычком, используя в работе гуашь. Развивать творческий потенциал, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к культуре родной страны.

Раскраска пасхальных яиц. Художественное творчество.

Цель: Учить раскрашивать готовые шаблоны восковыми мелками или фломастерами. Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения. Воспитывать уважение к русской народной культуре её истокам.

Лепка «Пасхальное яичко». Художественное творчество.

Цель: продолжать упражнять детей в украшении объёмного яйца налепами, закреплять умение детей отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их в шарики, капельки и тонкие колбаски. Формировать из колбасок волнистую линию, заборчик и примазывать к заготовке до получения орнамента. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество. Воспитывать чувство прекрасного, желание сделать сувенир к празднику.

Аппликация «Циркачи», «Подарок для рыбки». Художественное творчество.

Цель: вызвать у детей интерес к оформлению работ элементами пасхальной атрибутики. Учить детей создавать пасхальную композицию на открытке, развивать эстетическое восприятие, умение работать ножницами и клеем. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление сделать им приятное.

Аппликация «Пасхальное гнездо», «А теперь развезём подарки», «Хочешь неприятности». Художественное творчество.

Цель: учить детей создавать пасхальную композицию используя цветную бумагу. Закреплять умение вырезывать по контуру детали композиции, наклеивать детали на плоскую заготовку яйца. Продолжать закреплять умение выполнять работу поэтапно, внимательно слушать педагога. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции. Воспитывать интерес к изготовлению пасхального подарка.

Чтение художественной литературы.

Заучивание наизусть.

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко»

Чтение стихотвоений.

  • «Птичка» А.С.Пушкин.
  • «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
  • «Пасхальный Благовест» С. Есенин;
  • «Вербы» К. Бальмонт.
  • «Воскрес!» К.Случевский.
  • «Вербочки» А. Блок.
  • «Пасхальные вести» Я.Полонский и т.д.

Пословицы, приметы и поговорки о Пасхе.

  • Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
  • Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
  • После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
  • Чужая ласка – сироте Пасха.
  • Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была.
  • На святой дождь - добрая рожь.
  • В ночь на светлое воскресенье мороз - горох не родится.
  • В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
  • Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес, Христос воскрес!
  • Дорого яичко в Христов день.
  • Христово Воскресенье всем на веселье!
  • Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!
  • В прощеный день, как на Пасху все целуются.
  • Если на Пасху стоит морозная погода или гремит гром, будет хороший урожай.
  • Если солнце во время восхода на Пасху тусклое, то это не просто неурожай, но еще и свиной мор.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди - добрая рожь.
  • На Святой гром - к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.
  • Пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит хороший урожай.
  • У кого пасхальное яйцо после удара во время игры осталось целым – у того здоровья будет много.
  • Если пасхальное яйцо бросить в пожар, то он быстро погаснет.
  • В Пасху нельзя выполнять никакую работу по дому – счастье потеряешь.
  • На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • Охотники придерживались неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Воскресению Христову.
  • Если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх