Семинар «Одаренность — это дар или наказание? Как можно сформулировать понятие «талант»? Чему я обучаю таких родителей.

«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

«Такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов» - выдающийся российский генетик В. П. Эорроимсон.

«Как же мне сложно с тобой! Ну почему ты не можешь быть таким, как все, послушным, а, главное, понятным?» - Часто повторяла Надежда своему сыну Сашеньке.

Темноволосый мальчишка с живыми умными глазами бежал по комнате, сбивая все на своем пути… Вдруг, по какой-то, понятной только ему причине, садился в углу и не двигался, и молчал, не отзываясь на крики родителей. Малыш мог сидеть так часами. Только его мысли не были похожи на мысли сверстников, да сверстники и не поступали так, как он. И сестра и брат были вполне обычными детьми, за это их и любили больше – за «понятность» и послушание.

Талантливый непоседа, умный и любознательный, только одно бесспорно – послушным и понятным он не будет никогда. Причем, ни для родителей, ни для сверстников.

Мальчик из-за которого так переживала его мама, Надежда, - известный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Только пока он не поэт, а обычный мальчик, от упрямства и бесконечных вопросов которого буквально сходили с ума его родители. Прошло много лет, но в семьях, где растет одаренный ребенок, мало что изменилось. Появились учебные программы, наученные другими одаренными детьми, педагоги… Родители теперь не кричат на своих непосед, а сразу ведут их туда, где одаренных ждут. Рассказывают, что вопросов много задает, да думает много для нормального ребенка. А вдруг их Миша или Коля – очередной Пушкин.

И пишут и снимают про умных детей сейчас много, и больше половины всего написанного – это обращения к родителям – не переусердствуй! Не задуши! Но кто же откажется вырастить гения, да еще и прославиться вместе с малышом? Так что: учи, малыш, английский, зато в первом классе будешь «гением». Так и поступила одна мамочка со своей дочерью. Уж очень ей хотелось мамой вундеркинда побыть. Только дети, что называется «прикола не поняли» и долго смеялись на ее английское «hello», а потом и вовсе сказали, что она на русском говорить совсем не умеет. Это они ее глупой посчитали. Перевела девочку мама через несколько месяцев в другую школу. Совсем ей там проходу не давали. Тоже популярность.

Поступил Александр в только что открывшийся лицей. В него принимались дети из интеллигентных семей. Программа была более чем насыщенная, преподаватели образованные и известные. Количество учеников ограничено.

С удовольствием покинул ребенок родительский дом, не понимали там его, да эти вечные попытки мамы перевоспитать, подстроить. Дома все говорили только на французском, от всего этого спасала только бабушка да няня. Уж их-то советы и сказки всегда были на русском языке. В перерывах между прослушиванием сказок Александр почти закончил осваивать библиотеку отца, она, надо сказать, была очень приличная. Отец Сашеньки был умным и блестяще образованным человеком. Мальчик не раз присутствовал на дружеских беседах отца с известными друзьями-поэтами и писателями.


Пол Сторфер в своей книге «Интеллект и одаренность» отмечает:
61% одаренных детей – первенцы

68% одаренных детей – живут в полных семьях

55% одаренных детей – учатся в школе средне

26% одаренных детей – отлично успевают

Остальные двоечники

65% одаренных детей – отец старше 36 лет

59% одаренных детей – мама тридцати лет

Никого не удивит тот факт, что одаренные дети почти всегда рождаются в интеллигентных семьях. Насыщенная и яркая атмосфера творчества, длинные разговоры о науке, выставки и театры, еще переполненные книжные полки (желательно, чтобы это были энциклопедии) – вот далеко неполный список благоприятных условий для рождения гения в данной семье.

Одаренные дети начинают говорить и читать одновременно – и очень рано (3,4года), а вот писать их менее способные сверстники начинают раньше. Так будет всегда: малыш талантливый математик и в 14 лет поступил в институт, а шнурки завязывать так и не научился. Не та это проблема, чтобы он захотел на ней сосредоточиться. Ребенок решает сложнейшие задачи, а простые слова пишет с ошибками. «Диссинхронизм» - назвали ученые такое неравномерное развитие. И у того он больше, кого больше загружают родители и педагоги. Олимпиады, индивидуальные программы, чтение, а про детство забыли. На игры и дружбу времени нет. А даже если и есть не со сверстниками же дружить? Ребята постарше всерьез не воспринимают. Прямая дорога малышу в специализированную школу, для одаренных. Там он не будет сильно отличаться от других. Теперь это не лицей называется, да и ребенок – не Пушкин, но товарищи у него будут не хуже, чем у последнего. И программа будет насыщенная, и количество учеников ограничено, и педагоги очень образованные – все, как в 18 веке.

«Ленивый мальчик, а что хорошо отвечает, так это одаренность, радоваться должен» - примерно так отзывались о Пушкине почти все учителя. Отмечали ум и способности, но в «простых» предметах, а значит и заслуги его в учебе невелики. Самую стойкую нелюбовь испытывал Александр к математике, он был гуманитарием. Зато во всевозможных лицеистских журналах он был самым усердным сотрудником. Отличная память и горы прочитанной литературы, еще друзья… Его любили за стремление к справедливости, за смелость и ум… Его не любили за вспыльчивость, самолюбование, за злые насмешки. Вспыльчивость и как результат – ссоры с одноклассниками, из которых он редко выходил победителем. Злился еще больше и обдумывал планы мести. Быстро успокаивался и снова становился собой.

Журнал «Вопросы психологии» результаты исследования Л.М.Термена. Ученый работал с 2905 детьми в возрасте от 5 до 14 лет.
0,23% - интеллект значительно выше среднего
18,1 % - интеллект выше среднего
46,69% - интеллект нормальный или средний

14,6% - интеллект ниже среднего

7,3% - интеллект на грани с дефективностью

0,63% - дефективные

То есть число детей с уровнем выше среднего – 32%

Психические заболевания у талантливых людей встречаются в 7-8 раз чаще, чем у обычных людей. В целом они живут на 14 лет меньше.

Талантливые дети неудобны… Они слишком категоричны в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам. Неприспособленность к жизни, отсутствие друзей, добавим психические и различные физические заболевания – это талантливый малыш. Но самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученники: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван Гог.

Их судьбы трагичны, а известность пришла слишком поздно, и пожелать такое, даже примерно такое, своему ребенку.... нужно ли? Девочка побеждает на олимпиадах, читает и учит, устает, но боится отказаться, потому что приучили ее к похвалам. Назвали ее уникальной, а она поверила. Но ведь восхищает нас не качество результата. То есть, не удивительные стихи, придуманные четырехлетней девочкой, которая даже писать еще не умеет (Ника Турбина) нас восхищают. Удивляет, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого. То есть ее умные глаза и лицо в слезах во время выступлений – остаются в сердце любого, кто это увидит. Это расценивается, как необыкновенность. Тогда, почему так мало известно о дальнейшей судьбе чудесных детей? В 14 лет такой ребенок либо продолжит свой рост, либо, что, скорее всего, сравняется со сверстниками.

Неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода, непосильные нагрузки делают свое дело. Гениальность не состоялась. Из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Всему психологи дают название - «синдром бывшего вундеркинда» - так называется раненый ребенок, такое имя у ненужности и невозможности адаптироваться во взрослой жизни.

Известную всем фразу «Горе от ума» произнес А.С.Грибоедов, и он-то уж точно знал, о чем говорит. В 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил два престижных отделения – словесное и юридическое. Поэт, композитор, посол, знал несколько иностранных языков – вот далеко неполный список. по которому безошибочно можно определить гениальность. А можно ли по нему определить, насколько будет счастлив этот человек в будущем? Такой набор талантов чаще всего играет злую шутку с их обладателями. И Грибоедов и Пушкин были убиты из-за вспыльчивости и чрезмерной уверенности в своих силах. Только даже прожив короткую жизнь – они, как и Ньютон, Эйнштейн и т.д., были прорывом в науке, искусстве, политике. Так может, стоит попробовать?

В России около 20-25 % одаренных детей. Эта цифра кажется большой? Возможно. Проблема в том, что не все дети, нуждающиеся в продвинутом образовании, замечены. Одаренность остается не выявленной или забитой обычной образовательной программой. Определить особенного ребенка не просто, но это можно и нужно сделать. Признаки одаренности заметны с раннего детства.

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, .

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Проблемы одаренности

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок , . Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает , . Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как . Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе .

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

  1. Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать. Это стремление заметно уже с детства. Важно обратить на это внимание и поддерживать. в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А. Маслоу. Дети активно творят и радуются этому.
  2. . Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность .
  3. Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
  4. Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
  5. . Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
  6. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
  7. Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести

Статья рассматривает проблемы детей, которые явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

Складывается впечатление, что в настоящее время у разных слоев нашего общества (от политиков и бизнесменов до директоров школ) как бы «раскрылись глаза» - все «вдруг» увидели, что действительно есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое так называемое «счастливое детство». Иначе говоря, стало ясно, что одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Но также и то, что одаренный ученик - это тоже дар и тоже испытание для учителя, то есть тот пробный камень, споткнувшись о который можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления.

Мифы и стереотипы

В свою очередь, возник интерес к психологии одаренности как научной проблеме (теории, закономерности, механизмы, методы выявления и развития) и к психологии одаренных детей как проблеме их обучения и развития в системе обязательного дошкольного и школьного (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) образования.

И, наконец, характеризуя одаренность как феномен социальной жизни общества, нельзя не отметить, что, как и всякий «модный бум», эта проблема имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности. Приведем несколько примеров.
Так, некоторые считают, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо - если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.
Еще одно мнение: если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается - не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в четвертом классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к десятому классу это опережение куда-то исчезает.
Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь? Оказывается - не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.
Утверждают, что если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее (принцип экстенсивного и интенсивного обучения или обогащения и насыщения) и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.
Полагают, что для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. Оказывается, что ни один из существующих тестов (Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Торренса и др.) не дает гарантии того, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае тесты могут помочь оценить только признаки, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным.
А вот еще один миф: говорят, что с обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если только он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет, не любой, потому что и у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что это позволяет говорить о них как о детях группы риска. Поэтому работать с ними без специальной психологической подготовки может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
И наконец, бытует мнение, что психолог нужен только для того, чтобы психометрически (с помощью тестов) выявить одаренного ребенка, остальное - забота педагога. Оказывается, что тоже нет. Почему? Чтобы ответить на это «почему», нужно хотя бы кратко остановиться на вопросе, что такое одаренность и одаренные дети.

Одаренность как педагогический и психологический феномен

С педагогической точки зрения одаренные дети (подростки, юноши, девушки) - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть общие способности (за что ни возьмется - все у него/нее/ получается) и специальные способности (по всем предметам троечник, а вот по математике любую задачу решит, или лучше всех стихи сочиняет, или рисует, или в хоккей играет). Это могут быть творческие способности (все-то он/она/ сочиняет, придумывает что-то). Это могут быть также лидерские способности (вожак, неформальный лидер в классе), психомоторные (легкоатлетические, гимнастические), технические, компьютерные, музыкальные, экологические (природу любит, животных) и другие виды способностей, необходимые для жизни в человеческом обществе.

Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться («схватывать на лету») и сосредоточиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе и т.д.

Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает, всех (и учителя тоже!) обвиняет в тупости и невежестве, занимается на уроке непонятно чем, витает в облаках или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь, все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще может встать и выйти из класса, заявив, что на этом уроке ему неинтересно, поскольку он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых, как говорится, все в порядке - и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.

При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:
более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;
ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;
способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности и т.д.

Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.

При этом важно отметить, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких из них. В случае, например, с интеллектуальной или академической (учебной) одаренностью - это единство как минимум и познавательной потребности, и эмоциональной включенности, и мотивации, и способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявления и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека.

Особо следует отметить, что одаренность - это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязанно развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.

Учитывая, что все сферы психики с возрастом учащегося развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами. Существенным отличием психологической точки зрения на одаренность от педагогической является то, что в качестве объекта теоретической и практической психологии одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность. А именно:
как одаренность явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно один-три процента от общего числа детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива

развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной. Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей составляет примерно 20-25 процентов от общего числа учащихся.

Учитывая такое расширение возможного контингента одаренных детей, целесообразно ввести критерий своеобразной интенсивности проявления одаренности: от неуспевающих учащихся со скрытой одаренностью до учащихся с повышенной готовностью к обучению, явно одаренных, особо или высоко одаренных учащихся. Одаренные дети могут различаться также по темпу развития (с нормальным темпом развития в детстве или же с опережением возрастного развития, так называемые вундеркинды), а также по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

С точки зрения практической психологии

Кроме того, с точки зрения практической психологии в многообразии одаренных детей целесообразно выделить две условно полярные группы. Одна - это дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных (переживать самому и сопереживать другим), регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Другая (чаще всего это особо одаренные дети) - дети, психическое развитие которых отличается диссихронией (дисгармоничностью) в уровне сформированности указанных сторон. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, чересчур медленным или же, напротив, чересчур быстрым темпом работы, заниженной или же, напротив, завышенной самооценкой, и т.д. При работе с последней группой детей (особенно в напряженной образовательной среде) первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, интеллектуальных действий, общения и поведения в целом.

В практическом отношении прежде всего необходимо отметить комплексный характер проблемы одаренности, ибо в ее пространстве пересекаются интересы не только разных научных дисциплин и направлений, но и различных ведомств (РАН, РАО, Минобразования и др.). Основными ее составляющими являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с такими учащимися.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов психологической работы с одаренными детьми требует предварительного определения того:
с какой одаренностью мы имеем дело - по форме проявления (явной или скрытой), по предмету проявления или виду способностей (интеллектуальной или творческой, академической или художественной) и т.д.;
какие при этом ставятся проблемы и задачи - выявление одаренности, ее оценка, развитие хорошо развитых или же, напротив, плохо развитых способностей (в том числе коммуникативных и личностных), обучение одаренных детей в специальных образовательных учреждениях или же в условиях общеобразовательной школы, либо в дополнительном образовании, разработка и психолого-педагогический мониторинг специальных образовательных технологий: обучающих, развивающих или обучающе-развивающих и т.д.;
какие в данном случае имеются возможности работы с одаренными детьми - учебно-методические материалы и, конечно же, педагогические кадры, потому что, как уже было сказано, не каждый педагог готов к работе с одаренными детьми.

Истина посередине

В практическом плане отношение психологов к проблеме детской одаренности можно условно развести на две противоположные позиции.

Согласно одной точке зрения, поскольку особо одаренных детей очень мало, то нужна специальная работа по внедрению методов выявления и развития их способностей. Как правило, именно с этой целью создаются специальные классы и образовательные учреждения - от прогимназий до лицеев с соответствующим профилем. Поскольку речь здесь идет о явной одаренности, то основные проблемы состоят в квалифицированном подборе образовательных технологий, соответствующих поставленным в данном образовательном учреждении целям обучения, в обеспечении психологического и педагогического мониторинга психического развития (познавательного, личностного и т.п.) одаренных детей, в организации необходимых коррекционных и развивающих мероприятий и программ, а также в мониторинге их физического здоровья.

Особой проблемой в данном случае является отбор одаренных детей в эти учреждения. Чтобы не упустить одаренного ребенка или же, напротив, не поставить его и его родителей в ситуацию неоправданных надежд, процедура отбора строится в три этапа, включающих групповую, индивидуальную и процессуальную диагностику способностей претендентов на одаренность. При этом могут использоваться разные образовательные технологии, построенные на разных дидактических принципах (насыщения, углубления, индивидуализации, напряженности образовательной среды и т.д.) и в разной мере использующих психологические подходы к обучению и развитию учащихся.

Согласно другой точке зрения, вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые (или более широко - общество, социум), которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

Истина скорее всего, как всегда, посередине, ибо нетрудно заметить, что указанное различие в подходах к проблеме одаренных детей отражает, по сути, различие в специфике работы с ними в условиях специальных образовательных учреждений (классов, школ, лицеев) и в условиях массовой общеобразовательной школы, а также в системе дополнительного образования.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх